Что касается налога с оборота, то вследствие налогообложения всего валового оборота он порождает каскадный (кумулятивный) эффект — начисление налога на оборот, содержащий стоимость, добавленную не только на данной, но и на предыдущих стадиях, которая уже облагалась налогом.
Например, валовой оборот предприятия Б, на который начисляется налог по ставке 9%, составляет 2108 у.е. Он включает в себя добавленную стоимость предприятия А (1220 у.е.) с начисленным на нее налогом (108 у.е.), а также добавленную стоимость предприятия Б (800 у.е.). Налог, который уплатит в бюджет предприятие Б, будет составлять 190 у.е. (2108 х 9% / 100%). Общая же сумма налога с оборота в цене продукции предприятия Б возрастет до 298 у.е. (108 + 190). Следствием кумулятивного эффекта является рост доли налога с оборота в цене продукции с 8,3 до 28,9% (строка 6).
Величина кумулятивного эффекта зависит:
- • от величины добавленной стоимости предприятий, находящихся на начальных стадиях производства (чем она больше, тем больше будет и кумулятивный эффект);
- • от количества стадий в цепочке «производство — конечное потребление» (чем больше стадий проходит товар от производителя к конечному потребителю, тем больше будет кумулятивный эффект);
- • от степени эластичности спроса и предложения по цене, определяющей способность производителей переносить налоговую нагрузку на потребителей.
Кроме кумулятивного эффекта, следствием взимания налога с оборота является неравномерное распределение налоговой нагрузки между предприятиями. Наименьшую налоговую нагрузку от налога с оборота несут предприятия, пребывающие на начальных стадиях производства, т.е. предприятия, добывающие сырье, топливо, вырабатывающие электроэнергию. Наибольшую нагрузку несут предприятия обрабатывающей промышленности, торговли и т.д.
Какие налоги платит ИП на УСН и ПАТЕНТЕ?
Как видно из табл. 8.2, доля налога в валовой добавленной стоимости предприятия А составляет 8,3%, предприятия Б — 19,2%, а предприятия Д— уже 62,8%. При этом участие каждого предприятия в формировании доходов бюджета обратно пропорционально его участию в создании совокупной добавленной стоимости (строки 9 и 10).
Налог с оборота порождает также стимулы к вертикальной концентрации производства, так как в случае объединения технологически связанных предприятий отпадает необходимость уплачивать налог на разных стадиях движения товаров в пределах объединения. Уменьшается и сумма налога, уплачиваемого при реализации продукции объединения предприятиям, не входящим в него. Это происходит вследствие уменьшения кумулятивного эффекта, величина которого, как уже отмечалось, зависит от количества стадий, на которых начисляется налог.
Таким образом, основными недостатками налога с оборота по сравнению с НДС являются:
- • кумулятивный эффект, вызывающий зависимость налоговой нагрузки на конечного потребителя от количества стадий движения товара;
- • неравномерное распределение налоговой нагрузки, искажающее условия конкурентной борьбы;
- • отсутствие механизма возмещения налога, уплаченного в цене приобретенных материальных ресурсов, использованных в производстве предназначенной на экспорт продукции. Но даже если предусмотреть освобождение этой продукции от налога, в ее цене все равно будет содержаться налог, уплаченный на предыдущих стадиях, что снижает конкурентоспособность национального экспорта.
Единственным преимуществом налога с оборота является простота техники налогообложения и администрирования, тогда как НДС характеризуется сложным механизмом определения налоговых обязательств и администрирования.
Топ 8 схем, на которых налоговая ловит предпринимателей. Ошибки ООО и ИП. Бизнес и налоги.
В частности, механизм определения обязательств по НДС содержит в себе ряд рисков, которые при определенных условиях могут усугубиться и привести к утрате налогом на добавленную стоимость его наиболее важных преимуществ. Эти риски связаны:
- • с существованием временного лага между уплатой НДС в цене приобретенных материальных ресурсов и возмещением всей суммы после реализации произведенной продукции, что при определенных условиях может стать причиной вымывания оборотных средств предприятий;
- • с обремененностью системы НДС многочисленными освобождениями, которые в случае применения кредитного метода определения обязательств по налогу вызывают появление кумулятивного эффекта;
- • с положительным сальдо платежного баланса страны, которое в случае взимания НДС по принципу страны назначения обусловливает сужение налоговой базы и снижение фискальной эффективности налога.
При определенных условиях эти риски могут усилиться и стать помехой эффективному функционированию НДС. Среди таких условий:
- 1) экономический кризис, низкая конкурентоспособность товаров и услуг, платежный кризис, осложняющие реализацию произведенной продукции и возмещение уплаченного в цене материальных ресурсов НДС;
- 2) усложненный доступ предприятий к кредитным ресурсам (вследствие высоких процентных ставок), необходимым для пополнения оборотных средств;
- 3) высокий уровень открытости национальной экономики внешнему миру, что проявляется в более высокой, чем среднестатистическая, доле экспорта в ВВП и становится причиной высоких требований к возмещению экспортерам налога на добавленную стоимость и его низкой фискальной эффективности;
4) отсутствие эффективного правового поля, непрозрачность взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в том числе непрозрачность операций купли-продажи, низкий уровень правовой и налоговой культуры в стране, увеличивающие риски получения незаконного возмещения НДС, уменьшения налоговых обязательств и уклонения от налога.
Взимание НДС в подобных условиях приводит к ряду негативных последствий: низкой фискальной эффективности, кумулятивному эффекту, искажению условий конкурентной борьбы, нарушению принципа надежности и стабильности поступлений. Все это может поставить под сомнение целесообразность взимания НДС в стране и усилить аргументы в пользу возвращения к налогу с оборота.
Источник: studref.com
Налог с оборота
Налог с оборота представляет собой один из видов косвенных налогов, который рассчитывается на основе размера оборота субъекта предпринимательской деятельности. Он вводится с целью стимулирования производства продукции и оказания услуг. Ввиду особенностей начисления налоговая нагрузка на предприятия, которые производят материальные ценности, уменьшается. А размер налогов для компаний, специализирующихся на купле-продаже продукции, увеличивается.
Этот вид налога является устаревшим и в Российской Федерации заменен на НДС в 1992 году. В настоящее время он действует в некоторых странах мира и имеет размер процентной ставки до 18%.
При начислении налога на оборот значение имеют операции, относящиеся к обороту. В них включается:
- Операции по продаже товаров и услуг в рамках работы конкретного субъекта;
- Использование сырья и готовой продукции для внутренних нужд компании;
- Операции по экспорту произведенной продукции без учета операций по продаже, которые необходимы для обеспечения работы предприятия в другом государстве.
Объекты налогообложения включают в себя:
- Оборот товаров внутри государства, за минусом товаров, которые прямо внесены в список исключений местными нормативно-правовыми актами;
- Товары, которые импортируются в страну, кроме внесенных в список исключений;
- Оказание услуг внутри страны;
- Приобретение продукции.
Плательщик налога на оборот обязан предоставлять в фискальные органы страны документы о своей регистрации в качестве предпринимателя (физического или юридического лица), а также отчетность по обороту и начисленным налогам.
Расчет этого вида налога максимально прост. Необходимо перечислить в государственный бюджет установленный законодательством процент от суммы оборота компании. При этом из получившейся суммы вычитается размер ранее начисленного и уплаченного налога на оборот.
В России налог появился в 1930 году. Позднее была введена система акцизных сборов, однако она была неэффективной и советское правительство вернулось к налогу на оборот. Тогда он рассчитывался на основе разницы между оптовой и розничной ценой товаров. А субъектами налогообложения выступали производственные компании. Механизмы плановой экономии и жесткого контроля позволяли эффективно наполнять бюджеты.
Минус этого способа налогообложения — взыскание налогового платежа в любом случае, независимо от фактической реализации товара. Поэтому он снижает эффективность хозяйственной деятельности, если компании не успевают реагировать на изменение спроса.
Источник: kskgroup.ru