Работники наших контрагентов в командировке пользуются платным проездом (за наличный расчет) через наш объект (платная дорога).
Возникнут ли сложности с возмещением НДС по чекам ККМ с выделенной суммой НДС?
Что вы посоветуете в данном случае?
Ответ:
Принятие к вычету НДС по кассовому чеку с выделенной суммой налога по командировочным расходам при отсутствии счета-фактуры находится в зоне риска. Если организация примет решение принять к вычету НДС, то заполнять книгу покупок следует правильно. В этом случае в книге покупок нужно указывать код 23.
По общему правилу для применения вычета по НДС нужен счет-фактура (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ). При реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня их оказания (п. 3 ст. 168 НК РФ).
При этом в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ).
Как получить вычет по НДС на основании кассовых чеков. Бизнес и налоги.
При оказании организациями платных услуг населению требования, установленные п. 3 и 4 данной нормы по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
При этом обязательным условием применения вычета НДС по кассовому чеку является выделенная в нем сумма НДС (Определение ВАС РФ от 26.12.2013 № ВАС-18613/13).
В соответствии со ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон о применении ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа ставка и сумма НДС являются обязательными реквизитами в кассовом чеке для продавцов — плательщиков НДС.
В силу пункта 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 7 Положения о служебных командировках в случае проезда работника на основании письменного решения работодателя к месту командирования и (или) обратно к месту работы на транспорте, находящемся в собственности работника, фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работодателю работником по возвращении из командировки с приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта).
Таким образом, затраты на проезд на служебном или личном транспорте, проезд по платной дороге, как и расходы на топливо, автомойку подтверждаются путевым или маршрутный листом, счетами, квитанциям, чеками ККТ и иными документами (п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ, п. 7 Положения о служебных командировках)
Документы для имущественного налогового вычета при покупке квартиры, дома, строительстве и ипотеке
Значит, НДС по расходам, связанным с командировками работников (наем жилья, проезд к месту командировки и обратно, включая предоставление постельных принадлежностей в поездах), можно принять к вычету и без счета-фактуры на основании заполненных в установленном порядке бланков строгой отчетности (БСО) с выделенной суммой налога, приложенных к авансовому отчету (п. 7 ст. 168, п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 18 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Разъяснения контролирующих органов о принятии к вычету НДС по чеку с выделенной суммой налога без счета-фактуры по расходам на проезд по платной дороге командированных работников отсутствуют.
Есть разъяснения Минфина РФ, согласно которым НДС по расходам на проезд можно принять к вычету без счета-фактуры, если налог выделен в проездном документе, билете (письма от 21.02.2019 № 03-07-11/11286, 07.09.2018 № 03-07-11/63996, от 26.02.2016 № 03-07-11/11033).
В письме от 23.11.2018 № 03-07-11/84787 Минфин РФ разъяснил, что основанием для вычета НДС, уплаченного при приобретении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также найму жилого помещения в период служебной командировки работников, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога (в том числе кассовый чек с выделенной в нем суммой НДС), либо БСО, оформленный на командированного сотрудника, в котором указана сумма НДС, и включенный им в отчет о служебной командировке. При этом чиновники подчеркнули, что кассовый чек не является основанием для вычета указанных сумм НДС. Таким образом, принятие к вычету НДС по кассовому чеку может привести к спору с контролирующими органами.
В общем случае, когда речь идет не о командировочных расходах, по мнению Минфина РФ, вычет НДС по кассовому чеку при отсутствии счета-фактуры невозможен. НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным наличными деньгами, можно принять к вычету только при наличии счета-фактуры продавца с выделенной суммой налога. Приложенные к авансовому отчету чек ККТ, а также товарный чек или БСО с выделенной суммой НДС права на вычет НДС не дают (письма от 13.08.2018 № 03-07-11/57127, от 12.01.2018 № 03-07-09/634, от 28.12.2017 № 03-07-11/87948).
Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07 суд пришел к выводу, что налогоплательщик может заявить к вычету «входной» НДС и без счета-фактуры по кассовому чеку на основании п. 7 ст. 168 НК РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2003 № 384-О разъяснил, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по НДС. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога.
Правомерность применения вычета по НДС на основании кассового чека при отсутствии счета-фактуры подтверждается многочисленной арбитражной практикой кассационной инстанции (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 по делу № А56-4764/2013, от 19.03.2012 по делу № А56-45370/2011, ФАС Московского округа от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11, ФАС Центрального округа от 05.08.2010 по делу № А64-3986/09).
Судебные решения за более поздний период удалось найти только в арбитраже первой инстанции.
В Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2017 по делу № А56-75021/2016 суд поддержал налогоплательщика указав, что Конституционный Суд РФ в Определении от 02.10.2003 № 384-О и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.05.2008 № 17718/07 отметили, что в случае отсутствия счета-фактуры покупатель может подтвердить сумму предъявленного НДС и включить ее в состав налоговых вычетов на основании кассовых чеков и иных документов, подтверждающих уплату налога.
К аналогичному выводу пришел суд в Решении Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2017 № А60-42694/2017. Суд отклонил ссылку налогового органа на конкретное письмо Минфина РФ и указал, что поскольку в письме Минфина РФ от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 налоговым органам было дано указание руководствоваться актами, письмами ВАС РФ и ВС РФ со дня размещения в полном объеме на их официальных сайтах (или со дня официального опубликования), если письменные разъяснения Минфина РФ (рекомендации, разъяснения ФНС РФ) по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с этими актами, письмами.
Из изложенного выше следует, что наличие противоположного мнения Минфина РФ приводит к возникновению у организации налоговых рисков. Налоговые органы, скорее всего, будут следовать разъяснениям Минфина РФ и настаивать на том, что вычет возможен только при наличии счета-фактуры. Положительная арбитражная практика свидетельствует о том, что в случае спора организация сможет отстоять свою позицию в судебном порядке.
В целях снижения налоговых рисков организация может заключить договор с организацией, оказывающей услуги предоставления проезда по платной дороге. Тогда организация-исполнитель предоставит организации-заказчику счет-фактуру в установленном порядке. Это особенно актуально для тех организаций, работники которых часто пользуются проездом по платной автодороге.
Источник: www.v2b.ru
О вычете по НДС на основании кассового чека
Для подтверждения проживания в командировке с отчетом наши сотрудники предоставляют кассовый чек (чек ККМ) и счет (информационный счет) гостиницы.
В кассовом чеке и в счете отдельной строкой выделен НДС.
Можем ли мы заявить данный НДС к вычету (В свете письма Минфин от 08.07.2019 г №03-07-11/49983)?
В рассматриваемом случае работником в подтверждение проживания в гостинице в период командировки предоставлен информационный счет [1] и кассовый чек.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Пунктом 18 Правил ведения книги покупок [2] установлено, что при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ [3] контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 1.1 Закона № 54-ФЗ установлено, что в качестве расчета понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
Отметим, что статьей 1.1 Закона № 54-ФЗ определены также следующие понятия:
— кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
— бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники;
— автоматизированная система для бланков строгой отчетности — контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Пунктом 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности, в том числе «наименование документа».
Также, в настоящее время продолжает действовать Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359 (далее — Положение).
Пунктами 1 – 4 Положения предусмотрено:
«…1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее — документы).
3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 — 6 настоящего Положения:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма — для организации;
фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
4. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем…».
По смыслу пункта 18 Правил ведения книги покупок при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Таким образом, в силу положений пункта 1 статьи 172, пункта 7 статьи 171 и пункта 18 Правил ведения книги покупок основанием для принятии к вычету НДС при приобретении услуг по найму жилого помещения работником является бланк строгой отчетности с выделенной суммой НДС, оформленный в порядке предусмотренным Законом № 54-ФЗ или Положением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ продавец при реализации товаров (работ, услуг) обязан выставить покупателю счёт-фактуру.
При этом согласно статье 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Таким образом, при расчетах с населением требование о выставлении счёта-фактуры признаются выполненными при выдаче покупателю кассового чека .
При этом статьи 171 и 172 НК РФ не содержат положений о том, что при принятии к вычету НДС кассовый чек является заменой счета-фактуры или документом, приравненным к нему.
В связи с этим официальными органами делается вывод о неправомерности принятия к вычету НДС на основании кассового чека, в том числе в изложенном вами Письме Минфина РФ от 08.07.19 № 03-07-11/49983:
«…Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, в том числе в случае осуществления указанных расходов.
На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также найму жилого помещения в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Таким образом, основанием для вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении услуг по найму жилого помещения в период служебной командировки работников, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога (в том числе кассовый чек с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость), либо бланк строгой отчетности, оформленный на командированного сотрудника, в котором указана сумма налога на добавленную стоимость, и включенный им в отчет о служебной командировке. При этом кассовый чек не является основанием для вычета указанных сумм НДС и, соответственно, не подлежит регистрации в книге покупок…».
Аналогичное мнение в Письме Минфина РФ от 23.11.18 № 03-07-11/84787.
Однако арбитражные суды по данному вопросу придерживаются иного мнения.
Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.03 № 384-О содержится формулировка:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по налогу на добавленную стоимость, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость».
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.08 № 17718/07 указано:
«В спорный налоговый период предпринимателем на автозаправочных станциях, осуществляющих розничную торговлю для населения, приобретался бензин, оплата которого производилась, включая налог на добавленную стоимость, наличными денежными средствами и подтверждена выданными продавцом кассовыми чеками. Бензин использовался предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности, то есть для операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Доказательств использования бензина для иных целей инспекцией не представлено.
Таким образом, отказ предпринимателю в получении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость нельзя признать правомерным.
Это согласуется с позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, разъясняющей, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога». [4]
На основании указанного Постановления и Определения арбитражными судами были приняты следующие решения: Постановление ФАС Московского округа от 23.08.11 № КА-А41/7671-11, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.13 № А56-4764/2013, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.13 № А56-4764/2013.
При этом в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.08.10 по делу № А64-3986/09 было отмечено:
«Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 этой статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что согласно п. п. 6, 7 ст. 168 НК РФ, для Предпринимателя контрольно-кассовый чек, оформленный надлежащим образом, заменяет счет-фактуру для целей подтверждения права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, при этом сумма налога включается в стоимость реализуемых товаров (работ, услуг)».
Учитывая изложенное, по нашему мнению, Организация вправе принять сумму НДС, выделенную в кассовом чеке, к вычету. Однако, учитывая однозначную позицию Минфина, мы не исключаем вероятность возникновения споров с контролирующими органами.
Вместе с этим, как следует из положений Закона № 54-ФЗ, бланк строгой отчетности, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, приравнен к кассовому чеку, т.е. кассовый чек и бланк строгой отчетности являются равнозначными документами, что дополнительно может укрепить позицию налогоплательщика в споре с налоговыми органами.
Коллегия Налоговых Консультантов, 5 сентября 2019 года
[1] При ответе мы исходим, что информационный счет не является бланком строгой отчетности.
[2] Раздел II Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
[3] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» от 22.05.03 № 54-ФЗ.
[4] Аналогичное мнение содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.11 № КА-А41/7671-11 по делу № А41-19919/10
Источник: www.mosnalogi.ru