Настоящий доклад посвящается 85-летнему юбилею МИСИ-МГСУ, 100-летию Московской инженерной школы строителей и 15-летию Международной Ассоциации строительных вузов. Формирование научно-педагогической базы МГСУ имеет прямое отношение к основным историческим этапам становления Московской высшей строительной школы.
В значительной степени становлению в Москве высшего строительного образования способствовал опыт, накопленный на Первых Московских строительных курсах, основанных инженером Михаилом Капитоновичем Приоровым в 1897 году.
В 1902 г . архитектор И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 г . архитектор и археолог Николай Владимирович Марковников (1869-1942 гг.) основал первые женские технические и строительные курсы.
В 1909 г . курсы Фомина и Марковникова объединились и в 1916 г . они были преобразованы в женский Политехнический институт с архитектурно-строительным отделением, основателем которого был также Н.В. Марковников. Выпускницы института получали звания инженера-архитектора и инженера-строителя.
Лекция 2. Средства и методы научного исследования.
В 1907 г . в Москве появилось Среднее строительное училище, основанное группой из 14 человек. Членами товарищества были инженеры, архитекторы, педагоги: В.Н. Образцов, Е.Р. Бриллинг, И.В. Рыльский, Н.А.
Алексеев, Н.В. Марковников и др. Организатором товарищества и бессменным директором Среднего строительного училища до 1918 г . был Владимир Николаевич Образцов (1874-1949 гг.), который сыграл важную роль и в процессе становления нашего вуза. В.Н. Образцов – академик АН СССР с 1939 г ., дважды (1942, 1943 гг.) лауреат Государственных премий СССР.
В 1907-1916 гг. в училище было четыре отделения: архитектурно-строительное, гидротехническое, культурно-техническое и дорожно-строительное.
В 1914 г . в училище обучалось 442 человека (для сравнения в 1908 г . – 18 человек), работало 33 преподавателя.
В 1917 г . училище преобразуется в Среднее политехническое, с правами государственных учебных заведений.
В 1919 г . Среднее политехническое училище преобразуется в Первый Московский строительный техникум, который в 1920 г . был приравнен во всех правах к втузам.
В 1918 г . В Московском высшем техническом училище (МВТУ) создается инженерно-строительный факультет.
Основные этапы формирования головного вуза строительного образования и науки России приходятся на период разрухи и других трагических последствий кровопролитной гражданской войны.
В связи с этим 1921 г . в числе 28 новых вузов страны Наркомпросом РСФСР был основан Московский практический строительный институт, первым директором которого был Захар Нестерович Шишкин (1878-1948 гг.)
Одновременно приступил к подготовке кадров и 2-й Московский Практический институт городского и сельского благоустройства им. А.И. Герцена .
В 1922 г . оба вуза были объединены в Практический строительный институт.
В 1923 г . Московский Практический строительный институт был объединен с Московским институтом гражданских инженеров.
Технологические процессы в строительстве (1 пара) 18.10.2021
В августе 1924 г . институт вошел в состав инженерно-строительного факультета МВТУ, который в 1930 г . был реорганизован в Высшее инженерно-строительное училище (ВИСУ).
25 декабря 1932 г . приняло решение о преобразовании учебно-строительного комбината в апреле 1933 г . в Московский инженерно-строительный институт с рабфаком при нем (МИСИ). Это название наш вуз носил до 1993 г ., т.е. ровно 60 лет.
К 1933 г . в институте обучалось более 5 тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав насчитывал около 600 человек.
В 30-е годы в МИСИ работают выдающиеся педагоги и ученые с мировыми именами: Н.Н. Абрамов, В.З. Власов, А.В. Волженский, А.Н. Гениев, М.М. Гришин, Ф.Ф. Губин, Н.Н. Джунковский, А.И.
Добряков, Н.Г. Домбровский, П.Н. Каменев, П.Л. Пастернак, И.М. Рабинович, К.В. Сахновский, Л.А. Серк, И.Е. Скрябин, Е.Ф. Страментов, Н.С.
Стрелецкий, Н.А. Цытович, М.М. Щеголев и др.
В 1965 г . в МИСИ были открыты курсы повышения квалификации, на которых уже в первый год их существования прошли переподготовку 460 человек.
В 1966 г . курсы были реорганизованы в факультет повышения квалификации (ФПКС) руководящих работников строительных организаций. Ежегодно количество слушателей достигало 900 человек.
В 1978 г . по решению Минвуза СССР совместно со строительными ведомствами и Моссоветом факультет повышения квалификации МИСИ получил новый статус – был преобразован в Центральный межведомственный институт повышения квалификации строителей (ЦМИПКС) при МИСИ. В 1980 г . ЦМИПКС создал пять филиалов: в Алма-Ате, Ереване, Киеве, Волгограде и Иркутске.
ЦМИПКС активно сотрудничал в области методики переподготовки и повышения квалификации кадров строителей с девятью зарубежными родственными учебными заведениями, успешно обмениваясь с ними опытом работы. За период с 1968 по 1982 гг. в ЦМИПКС повысили квалификацию около 81 тыс. специалистов.
В 1988 г . на базе МИСИ было создано учебно-методическое объединение (УМО) по инженерно-строительным специальностям. В него вошли 28 строительных вузов и около 100 индустриальных, политехнических, технологических вузов бывшего СССР, в которых имелись инженерно-строительные факультеты.
Наряду с учебно-методическим объединением в 1991 г . при МИСИ была создана Ассоциация строительных вузов (АСВ).
В 1993 г . изменился статус нашего вуза. Постановлением Совета Министров правительства Российской Федерации от 15.06.93 г. №459, приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 21.06.93 г. №41 Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева был переименован в Московский государственный строительный университет.
Кроме штатных преподавателей МИСИ занятия со слушателями ЦМИПКС (управляющими строительных трестов) проводили высшие руководители Правительства, в том числе Министр строительства СССР Караваев Г.А.
Директором ЦМИПКС был назначен д.т.н., профессор МИСИ Баженов Ю.М .
Накануне Великой Отечественной войны МИСИ стал самым крупным из всех строительных вузов России. На шести его факультетах обучалось 1672 студента. К началу 1941 года профессорско-преподавательский состав насчитывал 219 человек, в том числе 51 профессор, 103 доцента, 65 преподавателей и ассистентов.
В 1940-41 гг. в аспирантуре МИСИ обучалось 75 человек, по количеству аспирантов наш институт не уступал ведущим университетам.
Руководил аспирантурой профессор Л.А. Серк .
Серк Л.А. – д.т.н., профессор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, до 1959 года руководил кафедрой Архитектуры МИСИ. Основоположник научного направления, связанного с широким внедрением аналитических методов в практику архитектурного творчества и рационалистического направления в исследованиях проблем современной архитектуры
С 1935 по 1941 гг. 49 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.
В предвоенные годы МИСИ сформировался как крупнейший инженерно-строительный вуз страны. К этому времени вуз дал стране почти 5400 квалифицированных инженеров-строителей, внес весомый вклад в теорию и практику строительства.
Начиная с первых дней войны на нужды фронта была перестроена научно-исследовательская работа ученых МИСИ. Приказом по институту от 30 июля 1941 года 44 преподавателя были направлены на работу в различные ведомства: в Спецгидрострой, Стальконструкцию, Военно-инженерную академию, на завод по производству готовых конструкций для фортификационных сооружений и др. Заведующий кафедрой строительных материалов проф. Н.А. Попов вместе со своими аспирантами и ассистентами был направлен в Центральную научно-исследовательскую лабораторию Наркомстроя.
Наряду с этим, полученные в этот период решения насущных задач обороны послужили основой для целых научных направлений, развитых в послевоенный период. Например, профессором А.А. Гвоздевым в 1943 г . в статье «К расчету конструкций на действие взрывной волны» были заложены основы жесткопластического динамического анализа строительных конструкций, широко распространившегося во всем мире как основы неупругих динамических расчетов.
В 1944 – 1945 гг. мисийцы, в частности проф. М.М. Гришин, участвовали в восстановлении Днепрогэса, Азовстали и др. Профессор Н.Н. Джунковский руководил строительством Севастопольского, Одесского, Сочинского портов.
Коллектив кафедры водного хозяйства и морских портов выполнил ряд тем по заданию Государственного Комитета Обороны. Среди них: анализ водных путей и гидротехнических сооружений Германии, Польши, Румынии, Чехословакии, Австрии, Югославии. Учеными факультета были даны характеристики огромного количества рек и каналов, 174 плотин, 409 шлюзов, 245 гидростанций, 45 водохранилищ.
В послевоенные годы институт бурно развивается во всех направлениях, открываются новые специальности и специализации, ученые МИСИ выполняют фундаментальные научные исследования, расширяется материально-техническая база и т.д.
В начале 50-х годов, в связи с развернувшимся в стране строительством крупных гидроэлектростанций на Волге, Днепре, в Сибири и др. был значительно расширен гидротехнический факультет, прием на него увеличился в четыре раза.
В 1955 г . на строительно-технологическом факультете началась подготовка специалистов по новой специальности – производство бетонных и железобетонных изделий для сборного строительства.
В послевоенные годы большое место в научно-методической работе всех кафедр МИСИ заняли Разработки новых учебных планов, программ, написание и издание учебников и учебных пособий.
К 1949 г . педагоги МИСИ составили в общей сложности 270 новых учебных планов и программ, подготовили и издали 50 новых и доработали и переиздали 96 учебников и учебных пособий.
За период с 1951 по 1958 гг. учеными МИСИ было издано 93 учебника и учебных пособия. Наряду с учебной литературой ученые вуза издавали монографии, сборники трудов, печатались в научных журналах.
За шесть лет, с 1951 по 1956 гг., было опубликовано 62 монографии, 222 статьи в журналах, подготовлено 11 сборников трудов.
В 1958 г . в институте была организована кафедра строительства ядерных установок и введена новая специальность. Возглавил кафедру Александр Николаевич Комаровский (1906-1973 гг.), известный государственный и военный деятель, Герой Социалистического Труда ( 1949 г .), доктор технических наук ( 1956 г .), генерал армии ( 1972 г .). В
Великую Отечественную войну А.Н. Комаровский являлся заместителем начальника Главного управления оборонительных работ, а в 1944 г . – начальником Главпромстроя СССР, с 1963– заместителем министра обороны СССР, лауреат Государственной ( 1951 г .) и Ленинской ( 1968 г .) премий.
А.Н. Комаровский работал в МИСИ до конца своей жизни и руководил кафедрой в течение 17 лет.
В послевоенный период ведущие ученые России внесли неоценимый вклад в окончательное формирование научно-педагогических школ МИСИ-МГСУ
Кафедра Железобетонных и каменных конструкций — одна из старейших в МИСИ-МГСУ: она была основана в 1930г. в составе строительного факультета МВТУ, а с 1933г. вошла в состав МИСИ.
Основателем кафедры и её первым заведующим был один из основоположников современной теории железобетона проф. А.Ф.Лолейт . Затем кафедрой заведовали: проф., д.т.н. Давыдов С.С. (1933-34г.г.), проф., д.т.н. Пастернак П.Л. (1934-38г.г., 1955-1963г.г.), проф., д.т.н. Кацанович Л.А.(1938-55г.г.), проф., д.т.н. Байков В.Н.(1963-1989г.г.), проф., д.т.н. Забегаев А.В.(1989-2002г.г.).
С 2002г. кафедру возглавляет проф., к.т.н. Головин Н.Г .
C историей кафедры и строительной науки в целом неразрывно связаны имена профессоров Гвоздева А.А., Мурашёва В.И., Дроздова П.Ф., Сигалова Э.Е., Трифонова И.А., Хлебного Я.Ф., Антонова К.К., Складнева Н.Н., Попова Н.Н., Дмитриева С.А..
Лолейт Артур Фердинандович (1868-1933) – д.т.н., профессор, основатель кафедры Железобетонных и каменных конструкций (в 1930 г . в МВТУ, а с 1933 г . в МИСИ). Основатель научной школы современной теории бетона. Постановщик крупнейших и фундаментальных научных проблем в области теории, расчетного моделирования и конструирования железобетонных сооружений. Заложил основы перспективных научных направлений и являлся автором первых учебно-методических пособий и нормативных документов.
Пастернак Петр Леонтьевич (1885-1963) – д.т.н., профессор, зав. кафедрой ЖБК с 1956 по 1963 годы. Продолжил становление научной школы МИСИ в области методов расчета конструкций из монолитного и сборного железобетона по предельным состояниям.
Байков Виталий Николаевич –д.т.н., профессор, с1963-1989г.г. зав.кафедрой ЖБК, соратник профессора П.Ф.Дроздова и профессора Э.Е.Сигала. Внес существенный вклад в становление научной школы надежности строительных конструкций из сборного железобетона, автор фундаментального учебника и теории железобетона на основе действительных диаграмм деформирования бетона и арматуры. Член редсоветов ведущих издательств и редколлегий профильных научно-технических журналов, руководитель секции НТО «Стройиндустрия»
Забегаев Александр Владимирович (1947-2002) – д.т.н., профессор, зав кафедрой ЖБК в1989- 2002 г .г., проректор МГСУ по учебной работе. Ведущий ученый в области управления риском и инженерной безопасности в строительном проектировании в условиях экстремальных природных и техногенных воздействий.
С 2002г. по настоящее время кафедру ЖБК возглавляет проф., Головин Н.Г .
Кафедра Металлических конструкций с момента своего образования в 1933 г . по настоящее время прошла шесть периодов своего развития. Ее создателем и бессменным руководителем до 1967 г . был член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда Стрелецкий Николай Станиславович (1885-1967гг.).
Стрелецкий Николай Станиславович (1885-1967 гг.) – д.т.н., профессор, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда, основатель научной школы расчетного моделирования и проектирования металлических конструкций. С 1933 по 1967 годы — заведующий кафедрой Металлических конструкций МИСИ. Автор популярных учебников, монографий и серии научных трудов в области фундаментального и научно-методического обеспечения инженерной деятельности при проектировании и возведении металлических конструкций зданий и сооружений.
С 1967 по 1987 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор Беленя Евгений Иванович (1913-1987гг.).
Беленя Евгений Иванович (1913-1987) – ведущий ученый научной школы расчетного моделирования и проектирования металлических конструкций. Автор популярных учебников, монографий и серии научных трудов в области фундаментального и научно-методического обеспечения инженерной деятельности при проектировании и возведении металлических конструкций зданий и сооружений.
С 1988 г . руководит кафедрой д.т.н., профессор Юрий Иванович Кудишин , достойный последователь традиций научной школы своих знаменитых учителей.
Кафедра «Технологии строительного производства » основана в 1947 г . До этого она называлась кафедрой «Организация и механизация строительных работ», а с 1938 по 1947 гг. — кафедрой «Строительное производство», входящей в состав факультета «Промышленное и гражданское строительство» МИСИ и МИИГС и занималась вопросами технологии и организации строительства зданий и сооружений. Первыми руководителями кафедр были проф. А.В. Барановский и проф. Б.П. Горбушин .
В 1959 г . после объединения двух строительных институтов: Московского инженерно-строительного института (МИСИ) Минвуза СССР и Московского института инженеров городского строительства (МИИГС) Моссовета была создана объединенная кафедра «Технология строительного производства». Ее возглавил крупный организатор, производственник, профессор, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР Чернов Тихон Петрович (1900-1973гг.).
С 1974 по 1987 гг. кафедрой заведовал д.т.н. Штоль Трофим Михайлович (1910-1989 гг.).
С 1987 г . по настоящее время заведующим кафедрой является один из известных ученых в области строительного производства, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), проф., д.т.н. Афанасьев Александр Алексеевич .
С 1987 г . кафедра ведет занятия на 7 факультетах института: ПГС, ТЭС, ЭОУС, МиАС, ГСС, ВиВ, ТГВ. Дисциплина «Технология строительного производства» была разделена на две самостоятельные дисциплины: «Технология строительных процессов» и «Технология возведения зданий и сооружений». В связи с интенсивным развитием строительных технологий и повышением уровня подготовки молодых специалистов потребовалось введение новых дисциплин: «Введение в специальность», «Основы технологии строительного производства», «Развитие технологии и технических средств строительного производства», «Возведение монолитных и сборно-монолитных зданий», «Возведение зданий в экстремальных условиях», «Технология строительных и монтажно-заготовительных процессов», «Основы автоматизации проектирования работы машин», «Технология строительных процессов при возведении строительных сетей и сооружений».
С 1987 г . кафедра возглавила работу Межвузовского научно-методического совета по технологии, организации и экономике строительства в составе Учебно-методического объединения по строительным специальностям. Председателем совета являлся Афанасьев А.А., ученым секретарем — Соколов Г.К.
Научная школа строительной механики сформировалась на одной из старейших кафедр МИСИ. Впервые годы кафедрой руководил известный ученый и педагог Евгений Романович Бриллинг . В течение двух-трех лет ему помогал в организации работы кафедры еще более известный ученый Николай Иванович Безухов, труды которого и учебники по теории упругости широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
С 1933 по 1955 гг. кафедру возглавлял выдающийся ученый, генерал-майор инженерных войск, Герой Социалистического Труда, чл.-корр. АН СССР, проф. Рабинович Исаак Моисеевич (1886 — 1977 гг.).
Одновременно с И. М. Рабиновичем с 1947 г . на кафедре работал другой выдающийся ученый — чл.-корр. АН СССР, проф. Власов Василий Захарович (1906-1958 гг.), возглавлявший кафедру с 1955 по 1958 г .
Его фундаментальные работы в области теории тонкостенных пространственных систем оставили яркий след в советской науке и послужили отправным пунктом для многочисленных исследований. Создание В.3. Власовым стройной теории тонкостенных стержней открыло широкие возможности для использования прогрессивных профилей в конструкциях.
Под руководством проф. Г.К. Клейна , возглавлявшего кафедру до 1975 г . стало интенсивно развиваться научное направление, относящееся к расчету сооружений на упругом основании.
В основном этому же направлению принадлежат и работы проф., д.т.н. Леонтьева Николая Николаевича , который стал руководителем кафедры в 1975 г . и оставался им на протяжении 30 лет до 2005 г.
В 1992 г . Н.Н. Леонтьеву присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ», в 1994 г . он избран членом-корреспондентом РААСН, в 1996 г . получил звание «Почетный профессор МГСУ».
В 2005г. на должность заведующего кафедрой был избран молодой, талантливый ученый проф., д.т.н. Владимир Львович Мондрус .
Значительную роль в формировании основных направлений научной деятельности кафедры и научной школы сыграли: профессора Ржаницын А.Р. и Коренев Б.Г.
Ржаницын Алексей Руфович (1911-1987) – д.т.н., профессор. Основоположник научной школы МИСИ-МГСУ по расчетному моделированию динамических процессов в строительных конструкциях. С 1970 г . профессор кафедры Строительной механики. Автор более 200 научных трудов, один из ведущих ученых СССР в области динамики и надежности сооружений.
Коренев Борис Григорьевич (1910-1998 гг.), – д.т.н., профессор, главный научный сотрудник МИСИ-МГСУ. Ведущий ученый научной школы МИСИ-МГСУ по расчетному моделированию динамических процессов в пространственных строительных конструкциях. Автор уникальных монографий, переведенных на иностранные языки. Его ученики работают в ведущих строительных и аэрокосмических центрах США и Западной Европы. Обладатель платиновой медали США за наивысшие достижения в своей области науки.
Научно-педагогическая школа в области исследований и проектирования гидротехнических сооружений была сформирована в 1931 г . Кафедра Гидротехнических сооружений стала ведущей в СССР по подготовке инженеров-гидротехников. Кафедрой выпущено более 1500 инженеров, которые работают во многих странах мира.
Одним из первых зав. кафедрой с 1931 по 1972 годы стал профессор, д.т.н. М.М.Гришин .
Он является основоположником научной школы гидротехников в нашей стране. Вместе со своими коллегами, профессорами А.Р.Березинским, П.И.Гордиенко, А.А.Ничипорович, Н.П.Розановым, С.М.Слисским и другими выпустил фундаментальный учебник по гидротехническим сооружениям и многочисленные учебные пособия.
С 1972 по 1988 годы кафедрой руководил профессор С.М.Слисский , а с 1988 – заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н. профессор Л.Н.Рассказов .
Научно-педагогическая школа в области использования водной энергии была сформирована в 1931 г . Кафедра Использования водной энергии стала ведущей в СССР по подготовке инженеров-гидротехников. Кафедрой выпущено более 1200 инженеров, которые работают во многих странах мира.
Первым учеными-педагогами кафедры были академики АН СССР И.Г.Александров и Б.Е.Веденеев. Первым зав. кафедрой с 1931 по 1936 годы был профессор В.М.Малышев . С 1937 по 1976 гг. заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники СССР, лауреат Государственной премии Федор Федорович Губин .
В течение многих лет он являлся экспертом и консультантом Госплана, Госстроя и Минэнерго СССР. Автор фундаментальных учебников по прочности и надежности гидротехнических и гидроэнергетических сооружений.
Многие выпускники и аспиранты кафедры стали ведущими учеными в области прочности, надежности и динамики строительных конструкций, в том числе: ректор МГСУ до 2002 г ., д.т.н., профессор Карелин В.Я.; проректор МГСУ по научной работе до 1996 г ., д.т.н, профессор Костин И.Х., д.т.н., профессор Хесин Г.Л., д.т.н., профессор Шаблинский Г.Э.
Научно-педагогическая школа в области механики грунтов, оснований и фундаментов была сформирована в 1930 г .
Кафедра механики грунтов, оснований и фундаментов стала ведущей в СССР по подготовке инженерных кадров и специалистов высшей квалификации в области фундаментостроения.
С 1930 по 1931 годы заведующим кафедрой был профессор П.П.Смиренкин . С 1931 по 1933 г .г. – доцент Н.Н.Богословский .
С 1933 по 1938 г .г. – д.т.н., генерал-майор инженерной службы, профессор В.К.Домоховский .
С 1938 по 1950 г .г. д.т.н., профессор Н.Н.Богословский .
С 1952 по 1983 г .г. – выдающийся ученый д.т.н., профессор, чл.-корр. АН СССР, академик РААСН, заслуженный деятель науки и техники РФ, Герой социалистического труда Цытович Николай Александрович (1900-1984).
С 1983 по 2000 г .г. – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ С.Б.Ухов .
С 2000 г . и по настоящее время зав. кафедрой является д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, академик АВН, член Московской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям З.Г.Тер-Мартиросян .
Научная школа по взрывобезопасности зданий и сооружений была сформирована ведущим ученым РФ в этой области Мишуевым Адольфом Владимировичем в период его руководства кафедрой Гидравлики – с 1976 по 1997 годы.
В настоящее время участник парада Победы 1945 г ., капитан 1-го ранга Мишуев А.В. – д.т.н., профессор, академик РАЕН, АВХ и МАЭП является руководителем НТЦ «Взрывоустойчивость» МГСУ. Он — Почетный строитель Москвы, заслуженный работник высшей школы РФ, эксперт Мосгордумы.
Научные труды и разработки профессора Мишуева А.В. Отличаются большой практической направленностью, имеют высокий уровень внедрения на промышленных предприятиях России.
Профессор Мишуев А.В. – создатель научной школы по изучению нестационарных процессов на базе использования метода газогидравлической аналогии и разработке методов обеспечения взрывобезопасности промышленных и гражданских объектов, снижения возможного ущерба и охране окружающей среды.
Благодаря международному авторитету научных школ МИСИ-МГСУ является головным вузом системы высшего строительного образования в СССР, России и в СНГ.
К 1988 г . в учебно-методическое объединение на базе МГСУ уже входило 130 национальных и региональных вуза СССР. Однако координирующая роль головного вуза не была утрачена после распада СССР и число членов Международной Ассоциации строительных вузов на базе МГСУ выросло до 142.
В рыночных условиях неоценима роль научных школ МГСУ в опережающем формировании базы новых знаний. В России, как и в других странах бывшего соцлагеря, наблюдается стихийный перенос основной нагрузки на формирование передовых научных идей, технологий и опережающего научно-технического задела по решению новых комплексных проблем строительной науки с головных научно-исследовательских и проектных институтов строительной отрасли на МГСУ и региональные строительные вузы.
В этой ситуации именно научные школы МГСУ и имеющийся научный задел прошлых лет позволили в настоящее время обеспечить самодостаточность университета по опережающему воспроизводству новых знаний и внедрению их в учебный процесс.
Вместе с тем Инфраструктура управления научной и инновационной деятельностью подразделений МГСУ постоянно развивается в связи с необходимостью оперативной адаптации к колебаниям конъюнктуры на рынке научных услуг.
Основной заботой ректора и проректора по научной работе, как и в прошлые годы, остается задача максимального использования потенциала конверсии в интересах строительной науки, инженерной практики и образования. В первую очередь это относится к текущим и стратегическим научно-техническим задачам обеспечения комплексной безопасности зданий и сооружений, в том числе в условиях экстремальных природных и техногенных перегрузок, на длительную перспективу, то есть на период не менее гарантийного срока эксплуатации объектов.
В частности, благодаря конверсионным исследованиям и разработкам ученых университета удалось создать прикладную теорию моделирования и пакет программ для прогноза эволюции геодеформационных и геоэкологических проявлений микродинамических рисков в основаниях гражданских и промышленных зданий и сооружений со сложной и неустойчивой тонкой структурой геологического разреза основания.
Благодаря конверсионному заделу МГСУ сегодня может проводить стендовые и полигонные сертификационные динамические испытания моделей зданий и модельное тестирование проектных расчетов.
В связи с этим в настоящее время на полигоне и в лабораториях университета реально проведение ситуационного полунатурного моделирования ожидаемой циклограммы развития предаварийного процесса и прогрессирующего обрушения здания, в том числе в условиях экстремальных природных и техногенных перегрузок, включая карстовые и суффозионные процессы, теракты.
К числу успешных конверсионных разработок также следует отнести рентабельные методы встроенного безопорного мониторинга с эквивалентным ресурсом эксплуатации до 40 лет и более.
Вместе с тем, звание университета накладывает и определенные дополнительные обязательства по достижению и сохранению достаточного для воспроизводства новых знаний объема фундаментальных исследований.
Подводя общие итоги 85-летней деятельности университета, можно отметить сохранение положительной динамики устойчивого развития научных школ, несмотря на все сложности военных лет, периода застоя и экономические проблемы неустойчивости конъюнктуры рыночной экономики.
МГСУ до начала 90-х годов уже являлся вузом союзного значения, входившим в систему Министерства высшего образования СССР, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За освоение целинных и залежных земель», орденом «Дружба» Республики Вьетнам.
В МГСУ за годы его существования подготовлено свыше 90 тысяч инженеров-строителей, многие из которых руководили и руководят строительством крупных объектов промышленного, гражданского, энергетического, водохозяйственного и оборонного назначения России и ранее Советского Союза.
Учеными МГСУ были созданы многие широко известные в стране и за рубежом научно-педагогические школы в области строительства. В МГСУ выполнили и защитили диссертации более 3000 кандидатов и докторов наук, многие из которых возглавляли и возглавляют крупные научные, производственные и проектные организации, вузы, факультеты, кафедры по различным учебным и научным специальностям. Профессора МГСУ являются авторами основополагающих учебников, учебных пособий, учебных программ и методических разработок, основателями приоритетных специальностей в высшем строительном образовании. МГСУ имеет международные связи с более чем 60 зарубежными университетами, подготовил свыше 3000 высококвалифицированных специалистов из 95 стран мира, которые пользуются большим авторитетом в профессиональных кругах своих стран.
Сегодня МГСУ – головной ведущий вуз Российской Федерации в области строительного образования. Университет возглавляет Учебно-методическое Объединение вузов РФ (УМО) по образованию в области строительства и Международную Ассоциацию строительных высших учебных заведений (АСВ), включающих в себя 15 архитектурно-строительных вузов и более 120 строительных факультетов технических вузов России и стран СНГ.
МГСУ является координатором в области организации научных исследований вузовского сектора строительной науки с участием архитектурно-строительных и технических университетов России, ведущих научные исследования в различных направлениях строительной науки. МГСУ представлен в Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), имеющей статус государственной, 10 академиками, членами-корреспондентами и академическими советниками. Многие ученые МГСУ – обладатели грантов Президента РФ, РФФИ, международных фондов.
МГСУ – один из разработчиков и исполнителей программы непрерывного образования в строительстве, в состав которых также входят Росстрой, Российское общество инженеров строительства (РОИС), Союз строителей России, Ассоциация строителей России (АСР). МГСУ совместно с Минобрнауки РФ, профессиональными объединениями ведет работу по созданию системы отраслевой аттестации строительных специальностей вузов при прохождении процедур аккредитации и лицензирования в системе высшего образования.
МГСУ имеет заслуженный международный престиж и опыт международного сотрудничества с университетами и научно-образовательными центрами более 30 стран, позволяющий вузу участвовать в деятельности по интеграции в европейское образовательное пространство, гармонизации образовательных программ, развитию академической мобильности студентов и преподавателей. С этой целью в МГСУ созданы Академические центры, программы подготовки специалистов с выдачей двойного диплома, программы бакалавриата и магистратуры.
МГСУ ведет активное сотрудничество с университетами и международными организациями: Европейской Ассоциацией строительных университетов и факультетов – AECEF , Европейской Ассоциацией технических университетов – SEFI , Европейской программой USEET , Американским обществом строителей – ASCE . МГСУ имеет международную аккредитацию объединенной экспертной комиссии Института инженеров-строителей ( ICE ) и Института инженеров-проектировщиков ( ISE ) – Великобритания. На базе МГСУ создана российская комиссия международной аккредитации строительных специальностей вузов России и СНГ.
Научные исследования в Университете отражают тенденции развития мировой науки и техники и соответствуют профилю подготовки специалистов строительной отрасли. Научно-педагогический коллектив участвует в выполнении научных программ всех уровней: международных, федеральных, отраслевых, межвузовских и внутривузовских.
Научно-инновационная деятельность МГСУ, в первую очередь, направлена на опережающее воспроизводство новых отраслевых знаний с учетом предстоящих изменений в профиле и качестве кадрового обеспечения строительного производства в соответствии с перспективными направлениями развития строительной науки и прорывных технологий.
За последние пять лет в вузе выполнялись фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки по следующим наиболее крупным н аучно-техническим и целевым федеральным программам: научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники (подпрограмма «Архитектура и строительство»); научное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования; программа «Жилище» ФА по строительству и коммунальному хозяйству; инновационная деятельность высшей школы. В рамках межотраслевых программ, в том числе по: Межотраслевой программе сотрудничества Министерства образования РФ и Министерства по атомной энергии РФ; Межотраслевой программе сотрудничества Министерства образования РФ и Федеральной службы специального строительства РФ; Программе Минпромнауки РФ; Программе Министерства природных ресурсов РФ; Программе Министерства образования РФ и Министерства обороны РФ.
В настоящее время научно-педагогическими коллективами Университета выполняются проекты по результатам конкурсного отбора по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2005-2006 г.г., ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 г.г., гранты Федерального и регионального уровня, в том числе: РФФИ, Президента РФ для поддержки молодых ученых, Московского комитета по науке и технологиям.
Представленный в 2006 г . проект по созданию НОЦ «Энергоэффективные и комфортные здания», явился победителем конкурса по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. и реализуется в рамках сотрудничества между МГСУ и НИИ C троительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук.
Двое молодых ученых – докторов наук в 2006 году стали победителями конкурса по лоту «Проведение научных исследований молодыми учеными» ( IV очередь), выполняемые в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. В 2003, 2004 и 2006 гг. 6 молодых ученых МГСУ стали победителями конкурса грантов Президента РФ для молодых ученых – докторов и кандидатов наук.
С целью предоставления молодым ученым дополнительных возможностей для проведения научной и научно-педагогической деятельности и подготовки научных и научно-педагогических кадров действует Положение о грантах Ученого Совета МГСУ для молодых ученых, аспирантов, докторантов. По результатам НИР молодых ученых в Университете проводятся ежегодные межвузовские конференции молодых ученых, аспирантов, докторантов и магистров «Строительство – формирование среды жизнедеятельности», материалы которых ежегодно публикуются в сборниках докладов.
В Университете существуют как традиционные формы НИР студентов (факультетские СНО, курсовое и дипломное проектирование с элементами научных исследований), так и новые (студенческие конструкторские бюро, студенческие инновационные проекты). Результаты научной работы студентов представляются на ежегодных внутривузовских, региональных и федеральных студенческих конференциях и конкурсах. Лучшие из инновационных разработок, представленных на выставках НТТМ в 2003, 2004 и 2005 гг. на ВВЦ, были награждены медалями и дипломами, рекомендованы для практической реализации.
В соответствии со сложившимися приоритетами научная и инновационная деятельность МГСУ направлена на решение важнейших проблем строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
Тематика работ по договорам на создание научно-технической продукции соответствует перечню работ, предусмотренных государственными лицензиями, который постоянно расширяется.
В состав научного комплекса Университета входят Управление научной и инновационной деятельности, Научно-технический совет, 11 диссертационных советов, 27 лабораторий, 11 специализированных и экспертных центров, 2 научно-исследовательских института, отдел аспирантуры. Скоординированная деятельность структурных подразделений Университета позволяет эффективно реализовывать комплексные НИР по всем направлениям подготовки специалистов и читаемым курсам дисциплин. Таким образом в Университете осуществляется тесное взаимодействие НИР с учебным процессом, в результате которого сформировались получившие общественное признание 43 научно-педагогические школы по всем основным профильным научным направлениям.
Инновационная инфраструктура университета постоянно развивается в соответствии с новыми направлениями научной, образовательной и строительной деятельности. Так, п о результатам работ по программе «Инновационная деятельность высшей школы» разработана организационная структура и создан Центр коммерциализации и трансферта технологий (ЦККТ) для вузов строительного профиля. С началом деятельности ЦККТ по результатам НИР в 2004 г. подано более 20 заявок и получены более 10 патентов на изобретения и полезные модели, а объемы финансирования разработок хозяйствующими субъектами превысили 160 млн руб.
В заключение следует отметить, что практически все основные направления научно-инновационной и образовательной деятельности МГСУ нашли свое отражение в юбилейном сборнике научных трудов ведущих институтов, педагогов и ученых университета.
Результаты этой деятельности в полной мере соответствуют м иссии Московского государственного строительного университета — ведущего инженерного вуза России, имеющего 85-летнюю историю, высокие академические и научные традиции, направленные на участие в развитии и формировании профессионального и интеллектуального потенциала российского общества, на базе инновационного метода организации образовательной и научной деятельности для подготовки современных инженерных кадров, создания наукоемкой продукции и трансфера новых технологий в одной из важнейших сфер созидательной человеческой деятельности – строительстве.
Источник: www.wikistroi.ru
Научный процесс в строительстве
В законе отсутствует критерий, разграничивающий специальные и неспециальные знания, и это вызывает определенные трудности. А.А. Эйсман определял специальные знания как «не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения» Эйсман А.А. Заключение эксперта(структура и научное обоснование). -М., 1967. с.91.. По мнению М.К.
Треушникова, это знания, которые «находятся за пределами правовых знаний, общеизвестных обобщений, вытекающих из опыта людей» Треушников М.К. Судебные доказательства. -М., 1997. с. 269..
Приведенные выше определения, очерчивающие границы специальныхзнаний посредством негативного критерия, трудно признать исчерпывающими. С античных времен известно, что определение через отрицание есть худшая из дефиниций. Предпочтительнее описание свойств, сторон и отношений определяемого.
Что касается знаний в области строительства, их нельзя считать исключительным достоянием специалистов. Скорее с ними в силу житейской необходимости и большого количества популярной литературы, издаваемой с целью»ознакомить читателя с основными приемами строительных работ и тем самым помочь ему самостоятельно возвести дом и надворные постройки» Крашенинников А.В.
Собственный дом. -М., 1993, знакомо множество людей. Однако обладание такими поверхностными знаниями создает у лица иллюзию возможности решения им экспертных задач. Получив широкое распространение и как бы выйдя за рамки житейского, бытового уровня, эти знания не достигли научного, систематизированного уровня.
Но»на какой бы ступени развития ни находились специальные экспертные знания, они. представляют собой не простую совокупность «сведений» об объектах, не «набор» информации, а определенную систему знаний» Пучкова Т.М. Сущность и классификация задач в судебных экспертизах // Теоретические и практические вопросы судебной экспертизы: Сб. науч. тр. Вып. 38. -М.: ВНИИСЭ, 1979..
Поэтому очевидно, что под специальными знаниями в ССТЭ следует понимать не просто сумму знаний из области строительства, а знания, обладая которыми эксперт должен дать квалифицированные ответы на поставленные перед ним вопросы. З.М. Соколовский, полагая, что «основным признаком является вид профессиональной подготовки, в рамках которой получаются сведения», относит к существенным признакам специальных знаний их объективный характер, нетождественность знаниям конкретных лиц, «историческую подвижность» границ, изменяющихся с изменением объема понятия»специальное образование» Соколовский З.М. Проблема использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний для установления причинно-следственной связи явлений: Дис. . докт. юрид. наук. Харьков, 1968. с. 201-202..
В юридической литературе соотношению понятий «знания» и «познания» уделялось достаточно много внимания Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. -М., 1999. с. 9-11.. В философской литературе знание это «продукт общественной материальной и духовной деятельности», а познание как «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий». Зависимость между объемом повседневных и научных знаний имеет не причинно-следственный, а функциональный характер. Следовательно, с познанием окружающего мира знания о нем становятся все более дифференцированными и одновременно системными; сфера обыденных знаний также постоянно обогащается Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. -М., 1999. с. 9.
Очевидно, что у суда, решающего вопрос о необходимости назначения экспертизы, возникает потребность именно в специальных знаниях, а не познаниях сведущего лица. Законодатель же зачастую использует в такой ситуации термин «познания».
Специфическая черта специальных знаний — их отличие от знаний житейских. «Проблема разграничения обыденного и специального знания есть проблема определения критериев потребности в специальных знаниях» Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. -М., 1999. с. 7. Решая эту проблему применительно к знаниям эксперта-строителя, можно считать целесообразным исходить из современного представления об особенностях научных знаний.
Характерные отличия знаний специальных и обыденных.
1. Специальная подготовка сведущего лица. Подготовка экспертов предполагает наличие у них знаний в области научных строительных дисциплин, тогда как в обыденном понимании знания — это лишь сведения о предметно-ориентированных связях и явлениях, характеризующих процессы возведения и эксплуатации строительных объектов. И если, говоря о законе, имеют в виду устойчивые, постоянные, существенные связи между отдельными явлениями, свойствами и процессами, то под предметно-ориентированными понимают связи менее прочные и устойчивые, помогающие разбираться в окружающих предметах, использовать их только для решения бытовых вопросов, так как сведения о них дают неполную и крайне одностороннюю информацию о свойствах вещей. Так, любой человек знает, как пользоваться водопроводом, но маловероятно, что ему известны законы гидравлики, гидротехники и гидродинамики, изучение которых входит в программы подготовки инженера соответствующей специальности.
Подготовка эксперта-строителя включает в себя также знание типовых следственно и судебно-экспертных ситуаций. Их разрешение требует участия сведущего в области строительства лица. Это позволяет ему корректировать подходы в зависимости от характера складывающейся правовой коллизии.
Предмет доказывания в таких случаях — факт аварии, возникновения ущерба и причинная связь между ними. По делам этой категории достаточно сложно определить границы компетенции эксперта при установлении размеров ущерба, причиненного аварией либо возникшего в результате иных негативных воздействий.
В большинстве случаев отрицательному воздействию подвергаются строения и помещения с определенной величиной физического износа. По поводу того, следует ли учитывать наличие и величину износа данного вида при определении величины ущерба, мнения специалистов разделяются.
Под имущественным ущербом понимается «ущерб, нанесенный имуществу гражданина или юридического лица вследствие причинения ему вреда» Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. -М., 1997 с. 473., а под возмещением вреда «компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда» Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. -М., 1997 с. 74..
Гражданское законодательство РФ исходит из «необходимости полного возмещения вреда. Ответственное за вред лицо должно возместить его в натуре или полностью возместить причиненные убытки» Энциклопедический юридический словарь/ Под ред. О.Г. Румянцева, В.Н. Додонова. -М., 1996. с. 44..
С нашей точки зрения, можно интерпретировать это положение следующим образом.
Полное возмещение вреда потерпевшей стороне возможно выплатой суммы, равной:
— цене поврежденной вещи;
— цене работ, материалов и других затрат, необходимых для исправления поврежденной вещи;
— величине убытков, связанных с повреждением вещи.
Закон предусматривает три отличных друг от друга по величине вида компенсации. И хотя выбор одного из них — прерогатива суда, а не судебного эксперта, суд не может сделать его без привлечения сведущего лица. Поэтому при рассмотрении дел, связанных с заливом, пожаром либо иным разрушающим воздействием на строительный объект, перед экспертом-строителем должны быть поставлены следующие вопросы:
— имеется ли техническая возможность ремонта поврежденного здания либо отдельных помещений;
— если указанная возможность имеется, какова величина затрат, необходимых для ремонта пострадавшего строительного объекта(его части);
Рассмотрим в качестве примера проблему толкования экспертом-строителем понятия «существенные нарушения», принятого как в обыденной речи, так и в судебной лексике. В практике рассмотрения и разрешения гражданских споров часто встречаются дела, в ходе рассмотрения которых решается вопрос о сносе самовольных построек. Одним из оснований для признания строения самовольным и подлежащим сносу является наличие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. В связи с этим суд устанавливает, являются ли отступления от нормативных данных, допущенные при строительстве, существенными, создается ли при этом угроза жизни и здоровью граждан, нарушаются ли ихправа и охраняемые законом интересы.
Понятие «существенные нарушения» — типично оценочное и как таковое не является исключительно субъективным, а имеет под собой объективные основания — действительные свойства предмета или явления, не зависящие от нашей оценки (любое оценочное суждение суда должно основываться на реальных фактах; значение судебной экспертизы и состоит в установлении реальных фактов, выступающих в таких случаях как критерий подобной оценки) Степутенкова В.К. Предмет судебной экспертизы и экспертное исследование доказательств, образующих основание уголовной ответственности// Актуальные теоретические и общеметодические проблемы судебной экспертизы: Сб. науч. тр. -М.: ВНИИСЭ, 1975.
Вып. 16. с. 46.. В ходе исследования эксперт выявляет те или иные отступления, определяет, к каким именно изменениям привело строительство дома в планировке, благоустройстве улицы, населенного пункта, устанавливает, как повлияла замена материалов, конструкций, допущенная в ходе строительства, на долговечность постройки, возможность ее существования без полного или частичного обрушения, а изменение объемно-планировочных решений по отношению к внутренним помещениям дома на удобство их эксплуатации. Однако окончательную оценку существенности отступлений от проекта, требований СНиП дает суд на основе его правосознания, т.е. понимания им принципов законодательства, регулирующего комплекс социальных отношений, конкретных норм закона, последствий своих правоустанавливающих решений, возможности устранения допущенных отступлений, законных интересов сторон.
Наличие границ применения специальных знаний предъявляет достаточно жесткие требования при формулировании судом вопросов к эксперту, в соответствии с которыми следует излагать достаточно длинный их перечень, зависящий от количества взаимосвязанных элементов предмета доказывания, устанавливаемых с помощью экспертизы, например:
— не были ли допущены при разработке проекта строения отступления от требований СНиП;
— не были ли допущены при возведении строения отступления от требований СНиП и данных проекта;
— как отступления влияют на возможность эксплуатации, режим содержания соседних домов;
— можно ли устранить выявленные недостатки, и если да, то какова будет стоимость работ, направленных на их устранение?
— появляются новые строительные материалы, используемые в строительстве и при проведении косметического ремонта квартир;
— рынок заполняется импортным электро- и санитарно-техническим оборудованием. Их использование, более или менее активное участие обывателя в проведении строительных работ приобщает его к знаниям в области строительства, дает некоторые основания для суждений о преимуществах и недостатках современной строительной продукции, способах выполнения производственных операций.
Развитие специальных знаний происходит несоизмеримо быстрее, и рыночные отношения — своеобразный катализатор прогресса научно-технической мысли в строительстве. Коренное различие между рыночной и административно-командной экономикой — в функционировании механизма прямых и обратных связей сферы производства и сферы потребления. Стержень этого механизма- цены, методы их определения и применения.
Это требует от эксперта уже иных, более глубоких знаний о ценообразовании в строительстве. Внедряется в практику решения стоимостных задач ССТЭ понятие рыночной стоимости строительных объектов и земельных участков, функционально связанных с ними. Теперь подлежат изучению присущие рынку виды стоимости, отличные от рыночной:
— стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
— стоимость замещения и воспроизводства;
— стоимость при существующем использовании;
— стоимость для целей налогообложения;
— ликвидационная и утилизационная стоимость.
То же самое можно сказать и о принципах определения стоимости. Объект экспертизы при решении стоимостной задачи в современных условиях может рассматриваться с точки зрения соответствия здания, строения или сооружения правовым требованиям и ограничениям, наилучшего и наиболее эффективного его использования.
Установлению подлежат такие характеристики, как его месторасположение, размеры, геометрическая форма и пространственная ориентация земельного участка, на котором располагается строительный объект, и самого объекта, рельеф поверхности окружающей его территории, несущие свойства грунта, наличие (отсутствие) растительности, водоемов, затопляемых зон и пр. Имеет существенное значение и возможность реализации объекта оценки в течение разумного времени с получением достаточной отдачи на инвестиции. Собственно рыночные факторы, влияющие на стоимость, непостоянны. Соответственно, динамичными должны быть и специальные знания эксперта в этой части. Они должны включать в себя в качестве основы понятийный аппарат оценочной деятельности, элементы которого отражены в ряде источников нормативно-правового и методического характера.
4. Четко выраженный нормативистский характер специальных знаний эксперта-строителя. Все этапы, предшествующие возведению строительных объектов, собственно процесс строительства, а также процессы эксплуатации, ремонта и утилизации продукта строительного производства детально регламентированы специально разработанными и утвержденными в установленном порядке, обязательными для выполнения требованиями.
Это строительные нормы и правила, ведомственные строительные нормы, отраслевые правила, указания. До 1993 г. в России существовала уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной продукции промышленными предприятиями, выпуск в продажу недоброкачественных товаров в торговых предприятиях.
Принципиальной основой этих норм являлось жесткое регулирование государством большинства требований к качеству продукции с использованием различных форм воздействия на производителей товара. В одном из постановлений Верховного Суда СССР отмечалось: «Наиболее актуальные дела о выпуске недоброкачественной или некомплектной продукции. необходимо рассматривать непосредственно на предприятиях; результаты судебных процессов освещать в печати, по радио, телевидению» Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 05.04.1985 N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за выпуск из промышленных предприятий недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции и за выпуск в продажу таких товаров в торговых предприятиях» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР(Российской Федерации) по гражданским делам. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 139 — 145.
При переходе к рыночным отношениям существенно сузился круг нормируемых показателей качества продукции. Так, в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 (ред. от 10.01.2003) «О стандартизации», принятым 10 июня 1993г., обязательными для всеобщего соблюдения признаются лишь требования, касающиеся обеспечения безопасности производства продукции, непосредственно результатов и продуктов труда, работ и услуг, снижения отрицательного воздействия их на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, а также технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки.
Остальные показатели и требования к качеству продукции имеют рекомендательный характер, и их соблюдение (несоблюдение) оставлено на усмотрение изготовителя и его контрагентов. Произошедшие в последнее время перемены, однако, не привели к уменьшению числа норм и правил, являющихся обязательными элементами понятийного аппарата эксперта-строителя. С житейским опытом накапливаются определенные знания в этой области, но они, как правило, отрывочны и поверхностны.
Нормативистский характер знаний отличает эксперта-строителя не только от лиц, которые в той или иной мере знакомы со строительным производством, но и от специалистов, занимающихся, например, проведением криминалистических экспертиз. Вместе с тем характер знаний экспертов-строителей в определенной мере подобен знаниям лиц, сведущих в области инженерно-транспортных, инженерно-технических и инженерно-технологических экспертиз. Это сходство обусловлено тем, что объектом исследования являются предназначенные для потребления предметы- строительные объекты, автомобили либо иная продукция индустриального производства, товары, к свойствам которых предъявляется множество требований. Неадекватное волеизъявление лица может сформироваться из-за недоступности дефекта для его восприятия при обычном, неквалифицированном наблюдении, т.е. ввиду его скрытости, невозможности потерпевшего оценить значительность недостатка и возможности его устранения.
Далеко не всегда для установления элементов предмета доказывания требуются специальные знания. Очевидно, что они необходимы для установления наличия дефекта, что включает в себя не только фактофиксирующий, но и оценочный момент, так как дефект- это»каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям» Колотилкин Б.М. Надежность функционирования жилых зданий.
М., 1989. с. 31.. Выявить дефекты — значит не только обнаружить какую-либо негативную особенность объемно-планировочного решения здания, нарушение целостности конструктивного элемента и др., но и признать их таковыми, а не отклонениями характеристик объекта исследования в пределах принятых допущений. При этом эксперт должен описать дефект, указав, где он находится.
В некоторых случаях суд, ознакомившись с описанием, сразу может сделать вывод о характере дефекта — явный или скрытый, т.е. находится под обоями, покрасочным слоем и т.д., в других случаях этовозможно только с помощью специальных методов и средств, применение которых является прерогативой эксперта. По сложившейся практике суд признает сделки купли-продажи квартир недействительными, если установлено, что, например, дефекты жилых помещений имеют скрытый характер и являются значительными и неустранимыми.
Общепринятые основания для деления дефектов на скрытые и явные применительно к данным обстоятельствам в экспертной практике пока не выработаны. Существующие подходы для решения этого вопроса вызывают возражения.
Так, недопустимо распространенное толкование понятия «скрытый дефект» в том смысле, в котором оно дается в п. 42 ГОСТ 15467-79, а именно: «Скрытый дефект — дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства» Управление качеством продукции. Основные понятия, термины, определения.
ГОСТ 15467-79. Введ. 01.07.1979. М., 1981. . При приобретении квартир их качество оценивается, как правило, неспециалистами, процесс оценки не регламентирован и не предполагает использования каких-либо специальных средств и методов.
Этим и объясняется требование об обязательном разрешении в ходе судебного разбирательства вопроса о том, возможно ли увидеть дефект невооруженным глазом, поскольку именно от его решения зависит, к какой категории будет отнесен дефект — к скрытым или явным. При этом без помощи специальных знаний устанавливаются факты объективного характера.
В квалификации недостатка как скрытого отметим также субъективный момент, зависящий от индивидуальной возможности потерпевшего обнаружить и оценить значительность дефекта, его осведомленности, опыта, физических данных. Это, разумеется, целиком и полностью должен устанавливать суд без участия эксперта-строителя, как и объективную возможность, увидеть дефект невооруженным глазом — для этого достаточно житейского опыта. Соответственно, выводы эксперта, в основу которых положен предусмотренный указанным стандартом аспект понятия «скрытый дефект», утрачивают свое значение по делам данной категории, а постановку перед экспертом вопроса о возможности визуального восприятия дефекта следует считать неправомерной, как и ответы эксперта на такие вопросы. Это не означает, однако, что отнесение дефектов продукции строительного производства к скрытым или явным находится исключительно вне компетенции судебного эксперта. Привлечение эксперта правомерно, если исследуются объекты, в отношении которых определенный вид контроля качества обязателен и регламентирован специальными правилами, — например, при сдаче подрядной строительной организацией заказчику возведенного или реконструированного предприятия, здания, сооружения, выполненных монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Эта проблема актуальна для ССТЭ, судебных товароведческой и автотехнической экспертиз, в рамках которых также решаются вопросы о принадлежности дефектов к скрытым или явным. Заблуждение относительно качества приобретаемого жилья должно быть существенным, т.е. влияющим на возможность использования его по назначению.
Данное понятие включает в себя техническую возможность и экономическую целесообразность устранения недостатка Колотилкин Б.М. Надежность функционирования жилых зданий. М., 1989..
Специальные знания в области строительства могут быть необходимы для решения вопроса о возможности устранения недостатка путем проведения ремонтных и профилактических работ и определения их стоимости. Эксперт вправе также определить соотношение стоимости работ и помещения в целом. Оценка целесообразности устранения недостатка включает в себя субъективный момент, зависящий от материального положения пострадавшего, его физических возможностей, заинтересованности в обмене, что, разумеется, не входит в компетенцию эксперта-строителя.
Без специальных знаний в области строительства невозможно установить такой элемент предмета доказывания, как значительность обнаруженных в помещении недостатков. Значительным считается дефект, существенно влияющий на использование продукции по назначению и(или) на ее долговечность Колотилкин Б.М. Надежность функционирования жилых зданий.
М., 1989., т.е. характеризуется не только размерами и количеством трещин, неровностей, низким уровнем инсоляции и т.п., но также влиянием их на возможность использования помещения по своему прямому назначению, т.е. в качестве жилого в течение определенного действующими нормативами времени. Со временем дефект может развиваться и к моменту подачи иска стать значительным; таковым может считаться дефект, имеющий тенденцию к развитию.
На момент приобретения квартиры дефекта могло не быть, хотя условия его появления существовали уже тогда. Здесь важно отметить, что факт наличия дефекта и его значительность оцениваются судом на момент рассмотрения дела. Если к моменту вынесения решения суда образовались новые дефекты либо незначительные дефекты стали значительными, потерпевший может вновь обратиться в суд. Очевидно, что в тех случаях, когда на момент производства экспертизы дефект оценен экспертом как незначительный, но имеющий тенденцию к быстрому прогрессированию, он должен отметить данное обстоятельство в своем заключении, а суд — принять во внимание возможность скорого появления значительного дефекта и учесть это в своем решении.
Подчеркивая прикладной характер деятельности строителей, следует отметить, что эта профессия относится к числу древнейших и, разумеется, первые постройки возводились по наитию, без всяких расчетов. На ранних этапах становления и развития зодчества, когда строительная механика была в зачаточном состоянии, точнее, ее как науки не существовало вовсе, многие сооружения были настолько непрочны и неустойчивы, что катастрофы, связанные с их обрушениями, считались заурядным явлением. В период средневековья это даже породило суеверие, следуя которому, прежде чем перейти через мост, произносили некие заклинания и молитвы. До наших дней сохранился текст такой молитвы Людовика Святого. Он всегда произносил ее перед тем, как совершить это рискованное по тем временам действие
Для решения проблем строительства выделены в самостоятельные отрасли научные дисциплины: теоретическая механика, сопротивление материалов, физика твердого тела, гидравлика. Определялись и совершенствовались характеристики процессов, неразрывно связанных с эксплуатацией строительных объектов,
— освещения и инсоляции, водоснабжения и водоотвода, вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления и пр.
Эффективное практическое применение таких весьма разнородных знаний было бы невозможно без широких экспериментов. Возведение, реконструкция, эксплуатация и утилизация зданий, строений и сооружений в условиях типизации, унификации и серийного строительства, детально разработанных и охватывающих все стороны строительной деятельности норм, правил и указаний в каждом конкретном случае связаны как с выполнением предусмотренных проектными документами производственных операций, так и с нештатными ситуациями.
Данные ситуации складываются и развиваются под влиянием целого ряда факторов, которые либо проявляются по независящим от строителей причинам, либо становятся результатом просчетов, явных ошибок и ненадлежащих действий. В любом случае ведется поиск путей решения возникающих проблем, реализуется присущее этому роду деятельности творческое начало, и выход, как правило, находится — строительство продолжается и завершается. Недаром в этой профессии наиболее высоко ценится опыт. Он помогает преодолевать неизбежные трудности, сопровождающие любой созидательный процесс, особенно когда успех дела зависит от того, насколько слаженно структурные подразделения производственной системы — каковой является любая строительная организация — выполняют свои функции.
Источник: studbooks.net