Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
33.1) укрупненный норматив цены строительства (далее – НЦС) — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
Любой объект, который строится за счет бюджета, в обязательном порядке должен быть обоснован и НЦС в этом играет важную роль. НЦС — это и есть тот норматив, который дает обоснование цены того или иного объекта, строящегося за счет бюджета.
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
2. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Как в SC3D Motion смоделировать цепь.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
НЦС является своеобразным «верхним пределом стоимости» объекта.
Как разрабатываются и утверждаются НЦС?
11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
(часть 11 введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
Также во ФГИС в обязательном порядке должны содержаться сведения об НЦС. (ст. 57.2 Кодекса)
В каждом сборнике НЦС есть техническая часть, где в Общих положениях описано для чего предназначены НЦС данного Сборника.
1. Укрупнённые нормативы цены строительства (далее — НЦС), приведенные в настоящем сборнике, предназначены для определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, планирования инвестиций (капитальных вложений), иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, мостов и путепроводов, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Анатомия. Проводящие пути ЦНС (Ч2)
Источник academia-bti.ru
Лекция: Составление расчетов по укрупненным нормативам: НЦС
учебно-методический материал
Строительство любого объекта – это огромный и многоступенчатый процесс. Но очень часто еще на этапе планирования будущих работ, когда от конечного результата нет ничего, кроме идеи, необходимо понять, сколько же будет стоить строительство задуманного проекта. В подобной ситуации наиболее удобным вариантом является составление сметного расчета по укрупненным нормативам цены строительства (НЦС), которые позволяют без составления подробной сметы максимально точно определить предельную стоимость строительства.
НЦС – укрупненные нормативы цены строительства – используются для определения предельного (максимального) объема денежных средств, необходимого и достаточного для возведения объекта непроизводственного значения, строительство которого финансируется из средств федерального, регионального или местного бюджета.
Они предназначены для:
- планирования инвестиций (капитальных вложений);
- оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения;
- подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование;
- минимизации субъективных показателей в оценке стоимости строительного объекта.
НЦС разрабатывались и утверждались на основе проектно-сметной документации по объектам-представителям, запроектированным и построенным в Российской Федерации в период с 1995-2009 года. Для этого был осуществлен сбор первичной информации по значительному количеству объектов различного функционального назначения, а затем произведен тщательный анализ проектно-сметной документации по этим объектам.
В результате, в основу разработки НЦС были положены данные, прошедшие экспертизу и отвечающие градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным строительным комплексам и объектам. Конечным результатом стало принятие приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №187 от 22.04.2011 г. «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» первых НЦС с ценами на 1 января 2011 г.. Следующие нормативы были утверждены приказом Минрегиона РФ №643 от 30 декабря 2011 г.. Они содержат цены на 1 января 2012 г..
НЦС-2012 стали последними утвержденными укрупненными нормативами, которые действуют на сегодняшний день. В 2013 году были разработаны проекты для сборников НЦС «Наружные электрические сети», «Наружные тепловые сети», «Сети водоснабжения и канализации», «Сети газоснабжения», однако приняты они так и не были. Соответственно на настоящее время составление сметного расчета по НЦС производится в ценах на 2012 год, но с применением индекса-дефлятора . Кроме того, стоит учитывать, что все цены в укрупненных нормативах взяты по базовому (Московскому) региону , соответственно для расчетов по другим территориям необходимо применить коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов РФ . Отметим также, что в НЦС предусмотрено производство строительно-монтажных работ в нормальных условиях , не осложненных внешними факторами. Поэтому при возникновении особых регионально-экономических, регионально-климатических, инженерно-геологических и других условий, также необходимо использовать специальные коэффициенты, содержащиеся в МДС 81-02-12-2011.
В зависимости от функционального назначения все НЦС объединены в определенные сборники , общее число которых 16:
1. НЦС 01-2012 «Жилые здания»
2. НЦС 02-2012 «Административные здания»
3. НЦС 03-2012 «Объекты народного образования»
4. НЦС 04-2012 «Объекты здравоохранения»
5. НЦС 05-2012 «Спортивные здания и сооружения»
6. НЦС 06-2012 «Объекты культуры»
7. НЦС 07-2012 «Железные дороги»
8. НЦС 08-2012 «Автомобильные дороги»
9. НЦС 09-2012 «Мосты и путепроводы»
10. НЦС 11-2012 «Наружные сети и связи»
11. НЦС 12-2012 «Наружные электрические сети»
12. НЦС 13-2012 «Наружные тепловые сети»
13. НЦС 14-2012 «Сети водоснабжения и канализации»
14. НЦС 15-2012 «Сети газоснабжения»
15. НЦС 16-2012 «Малые архитектурные формы»
16. НЦС 17-2012 «Озеленение»
Применение сборников и составление расчетов по НЦС регулируется МДС 81-02-12-2011 «Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» . В соответствии с данным МДС в состав каждого сборника включены:
Как же производится сам расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС? Опять же обратимся к МДС 81-02-12-2011 , в котором содержится рекомендуемая для расчета по укрупненным показателям последовательность:
1) сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту:
— определение функционального значения объекта;
— мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);
— дата начала и окончания работ на объекте;
— регион строительства;
2) выбор соответствующих НЦС (осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик);
3) подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в Приложениях №1, 2, 3, 4 к данному МДС и техническим частям соответствующих сборниках, определение их численных значений;
4) расчет стоимости планируемого к строительству объекта.
В общем виде расчет стоимости планируемого к строительству объекта в прогнозном (на момент окончания строительства) уровне цен производится с использованием следующей формулы:
Что касается нюансов расчетов, связанных с продолжительностью планируемого строительства , то стоит отметить, что она принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» каждого сборника НЦС . Однако при определении продолжительности строительства в сложных природно-климатических районах РФ дополнительно необходимо применить повышающий коэффициент, приведенный в Приложении №4 к МДС 81-02-12-2011. Если же перед вами стоит задача определить продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, то подобные задачи решаются через интерполяцию .
В общем виде схема проведения расчета по НЦС выглядит так: стоимости по каждому НЦС суммируются и полученный результат умножается на необходимые коэффициенты. Далее к имеющемуся числу прибавляются дополнительные затраты, определяемые отдельными расчетами, а затем, результат умножается на индекс-дефлятор. Последним шагом является учет НДС к полученной сумме.
Источник nsportal.ruУкрупненные сметные нормативы
НЦС 2017 на укрупненные нормативы цены строительства были действующей базой в системе ценообразования до 1 января 2020 года. Однако с 1 января вступили в силу новые НСЦ-2020, и укрупненные нормативы цены строительства НЦС 2017 Минстроем были упразднены.
Укрупненный сметный расчет составляется на основании НЦС, или нормативов цены строительства, в целях определения усредненного объема денежных средств, которые будут необходимы для строительства того или иного объекта. Таким образом, можно сказать, что укрупненные сметные нормативы — это инструмент экономического подсчета и прогнозирования при определении цены строительно-монтажных работ на различных объектах.
О том, что такое НЦС в строительстве, можно получить более подробную информацию на сайте Минстроя России и его региональных отделов. Кроме того, многие сметные программные комплексы обладают возможностью составления сметной формы с использованием НЦС.
Существуют даже специализированные программы, позволяющие составить сметную форму именно с использованием нормативов цены строительства, например, «Адепт НЦС-НЦКР». «Адепт НЦС-НЦКР» скачать бесплатно невозможно, так как использование данного программного обеспечения допускается только при лицензии.
Укрупненный сводный сметный расчет, составленный, с использованием специализированных программ, характеризуется оперативностью создания и учетом многих нюансов одновременно. Хотя составление сметы вручную с использованием всех сборников НЦС также не является затруднительным, ведь вся действующая база нормативов доступна на сайте Минстроя России или его региональных представительств.
Содержание укрупненных сметных норм
Укрупненные сметные нормативы выражаются в тысячах рублей, и каждая из норм имеет свой собственный шифр. Все нормы собраны в сборники, о которых будет подробнее написано далее по тексту.
Рисунок 1. Сборники НЦС
Итак, укрупненная смета, составленная на основании НЦС, будет учитывать в своем составе расходы на производство строительно-монтажных работ. Кроме этого, стоимость оборудования и установки временных зданий и сооружений будет входить в общую стоимость сметы.
Если снова обратиться к рисунку 2, можно увидеть, что НЦС — это еще и затраты на проектно-изыскательские работы и на прохождение экспертизы проектно-сметной документации. Получение исходных данных и авторский надзор также являются одной из составных частей содержания нормативов.
Однако во втором столбце таблицы на рисунке 2 можно увидеть те расходы, которые не являются частью примера объектной сметы по укрупненным показателям или другой сметной формы на основании НЦС. Таким образом, расходы на решение всех вопросов, связанных с оформлением, покупкой, оплатой налогов на земельный участок не являются частью нормативов цены строительства.
Пример сметы по укрупненным показателям также не будет содержать в нормативной части затраты на подключение объекта к структуре инженерных сетей. Помимо этого, расходы на перевозку и командировку рабочих, а также на возведение при необходимости вахтового жилья не содержатся в сборниках НЦС.
Таким образом, образец укрупненной сметы с применением НЦС должен учитывать в своем составе множество элементов. При этом важно подбирать расценки из сборников на основании вида строительного объекта. Ведь каждый из сборников НЦС учитывает в своем составе нормативы по данному критерию. Как отмечалось выше, на данный момент существует 21 сборник, о каждом из них будет подробнее написано далее по тексту.
Сборник 1 НЦС для укрупненных сметных расчетов стоимости строительства
Первый сборник в базе НЦС носит название «Жилые здания» и имеет шифр 81-02-01-2020. Как можно понять из названия, данный сборник используется при составлении сметных форм на жилые здания различного вида. Для усвоения того, что такое укрупненный сметный расчет, важно иметь представление о нормативной базе всех сборников НЦС.
Как отмечалось выше, с 1 января 2020 года сборники НЦС 2017 года были упразднены, а взамен них Минстроем России были выпущены новые сборники НЦС 2020. На основании этих укрупненных сметных норм в строительстве и составляются сметные формы и расчеты. По своей структуре и содержанию, в основном, сборники разных годов выпуска схожи. Однако большие изменения произошли именно в ценовой части каждого норматива.
На рисунке 2 приведена сравнительная таблица, которая содержит укрупненные сметные нормы из 1 сборника НЦС. Как видно, наименование и измеритель норматива, а также сам шифр остались практически неизменными, однако сумма является отличительной чертой в данной таблице.
Рисунок 2. Сравнение НЦС разных лет
Нормативы из сборника 1 рассчитаны на 1 единицу жилого здания. Для зданий, строительство которых планируется для постоянного проживания, единицей измерения является 1 квадратный метр общей площади квартир. Если здание временное, то единица измерения укрупненной сметы — это одно место.
Всего в сборнике 1 находится два отдела, в первом из них приведены показатели укрупненных сметных нормативов для жилых зданий, а во втором — дополнительная информация. Также в составе сборника находится 20 разделов, в которых нормативы объединены в зависимости от вида здания: это могут быть многоквартирные здания с различным количеством этажей, усадебные дома, общежития.
Кроме того, в общих сведениях к сборнику 1 приведены рекомендации по подсчету объемов работ и затрат, а также данные о содержании различных статей затрат таких, как оплата труда рабочих и машинистов. Если посмотреть видео о составлении примеров укрупненной сметы с использованием нормативов из сборника 1, то можно лучше понять принцип применения сборников НЦС.
Сборник 2 НЦС с укрупненными сметными нормативами
Сборник 2 для укрупненных сметных расчетов называется «Административные здания». Полный шифр сборника — НЦС 81-02-02-2020. Единицей измерения объемов работ может быть 1м2 либо 1м3 здания, а также 1 место либо 1 машино-место.
В составе сборника содержится 5 разделов на административные здания, на основании которых можно составить пример расчета сметы по НЦС на бани, дворцы бракосочетания и т.д.
Кроме того, следует отметить, что не только в сборнике 2, но и во всех сборниках НЦС, приведены данные о коэффициентах, которые необходимо применять, если укрупненная смета на строительство составляется не в базовом регионе России. Базовым регионом признана Московская область.
Сборник 3 укрупненных сметных норм НСЦ
Сборник НСЦ 81-02-03-2020 содержит в своем составе укрупненные сметные нормативы на строительство объектов образования. Единицей измерения при этом является 1м2, 1м3 или 1 место здания.
Сборник содержит пять разделов. К объектам образования относятся сборником 3 дошкольные и общеобразовательные организации, бассейны, организации дополнительного образования и высшие образовательные учреждения.
Кроме того, все сборники базы позволяют составить пример расчета сметы по НСЦ с учетом климатических условий строительства. В таблице 2 каждого сборника, и сборника НЦС 81-02-03-2020 в том числе, приведены коэффициенты, применяемые в зависимости от температурной зоны каждого региона страны.
Сборник 4 в укрупненной смете на строительство
Сборник 4 имеет шифр НЦС 81-02-04-2020 и применяется при составлении укрупненного сметного расчета на объекты здравоохранения. К таким объектам приравнены больницы, лечебные корпуса, поликлиники, амбулатории и т.д. Всего в сборнике содержится 9 разделов.
Примечательно, что в четвертом сборнике, впрочем, как и в остальных сборниках укрупненных сметных норм, приводится формула расчета с использованием поправочных коэффициентов. В эту формулу включены такие коэффициенты, как коэффициент перехода от базового уровня цен к текущему, коэффициент на удорожание в случаях производства работ в сейсмически активных регионах. Кроме этого, формула включает в себя показатели дополнительных затрат и индекса-дефлятора. Также не следует упускать из внимания налог на добавленную стоимость.
Сборник НЦС 5 в укрупненной смете
Сборник 5 при составлении укрупненной сметы на строительство используется для спортивных зданий и сооружений. Шифр сборника — НЦС 81-02-05-2020. В составе сборника числится 10 разделов, в которых можно обнаружить нормативы для строительства стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов, дворцов спорта, катков и пр.
Кроме того, для 5 сборника так же, как и для прочих сборников нормативов, характерно наличие в составе общих указаний наличие примера расчета сметы по НСЦ. В данном примере приводятся формулы расчета, а также разнообразные пояснения.
Сборник НЦС 6
Шестой сборник позволяет составить укрупненный сметный расчет стоимости строительства на объекты культуры. Он имеет шифр НЦС81-02-06-2020, а объем работ измеряется в 1м2 общей площади объекта или в размере 1 места.
На основании данного сборника существует возможность составления примера расчета сметы по НЦС 2020 на музеи, клубы, дома культуры, библиотеки и т.п. Всего в сборнике 6 разделов.
Сборники 7 и 8 в укрупненных сметных нормативах
7 и 8 сборники НЦС содержат в своем составе укрупненные сметные нормы на устройство железных и автомобильных дорог соответственно. Примечательно, что нормы распределены по разделам в соответствии с типом или категорией дорожного полотна.
Кроме этого, в составе обоих сборников содержатся примечания и примеры расчетов различного вида. Также указанными сборниками НЦС можно пользоваться при составлении укрупненной сметы на устройство пешеходных переходов, искусственных сооружений на железнодорожных путях, велосипедных дорожек и т.д.
Сборники 9 и 10 укрупненных сметных норм
Сборник 9 используется при составлении укрупненных смет на строительство мостов и путепроводов. В составе сборника находится 5 разделов, включающих нормативы не только на возведение собственно мостов и путепроводов, но также и на строительство эстакад съезда, пешеходных переходов и монолитных подпорных стен.
В состав сборника 10 входят укрупненные сметные нормы на объекты метрополитена. К объектам данного типа относятся устройство линий метро, строительство станций и депо.
Сборники 11-15 укрупненных сметных норм в строительстве
Укрупненная смета на наружные сети связи содержит в основной части нормативы из 11 сборника НЦС под шифром НЦС 81-02-11-2020. В составе указанного сборника можно подобрать расценки на монтаж кабельных линий, как подземного, так и воздушного типа. Кроме этого, возможно определить стоимость перехода под автомобильными и железными дорогами.
Сборник 12 укрупненных сметных норм применяется при расчете прокладывания наружных электросетей. А сборник 13 объединяет в своем составе нормы для прокладки наружных тепловых сетей.
Сборником 14 можно воспользоваться при составлении укрупненного сметного расчета на наружные сети водопровода и канализации. При этом сборник содержит внутреннее деление на разделы, нормативы в которых объединены на основании материала трубопроводов: это могут быть чугунные, стальные, железобетонные или полиэтиленовые трубы.
15 сборник под шифром НЦС 81-02-15-2020 объединяет укрупненные сметные нормы на строительство сетей наружного газопровода. При этом в составе сборника находится два раздела, первый из которых содержит расценки на прокладку газопровода из стальных труб, а второй — из труб полиэтиленовых.
Сборники НЦС 16 и 17
Сборник 16 носит название «Малые архитектурные формы» и содержит в своем составе нормативы для составления укрупненной сметы на строительство МАФ для объектов образования, здравоохранения. Малые архитектурные формы для жилых домов и спортивных площадок также расцениваются на основании данного сборника. Кроме того, устройство ограждений, тротуаров, освещения территории также является частью нормативов данного сборника.
НЦС 81-02-17-2020 предназначен для составления укрупненного сметного расчета на озеленение территории парков, скверов, придомовых территорий. При проведении работ по озеленению территории объектов образования, здравоохранения и пр. используются также нормативы из 17 сборника.
Сборники 18-21 в укрупненной смете
Сборник 18 используется при составлении укрупненной сметы на строительство объектов гражданской авиации, а сборником НЦС 81-02-19-2020 можно воспользоваться при определении стоимости строительства различных объектов городской инфраструктуры.
Нормы из сборника 20 будут актуальны для укрупненной сметы на объекты морского и речного флота, а 21 сборник применятся для расчета строительства объектов энергетики.
Таким образом, можно отметить большое разнообразие нормативов в составе сборников НЦС. Это позволяет составить укрупненные сметные расчеты на множество строительно-монтажных работ, что помогает определить общую сумму финансовых вложений на каждый отдельный объект.
Источник smetchik.com