Вопрос: В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) в сводный сметный расчёт стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Включение в сводный сметный расчёт резерва средств на непредвиденные работы и затраты так же было предусмотрено п.п. 31 (1) и 31 (2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 628 пункты 31 (1) и 31 (2) указанного Положения признаны утратившими силу.
Просим разъяснить, следует ли учитывать резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчёте при проведении государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
Миловкина О.И. Смета контракта на объектах капитального ремонта
В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счёт средств федерального бюджета (далее — Федеральный реестр).
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утверждённая постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 года № 15/1 (далее — Методика) включена в Федеральный реестр.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1.06.2012 года № 220 внесены изменения в Методику, в том числе в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
Учитывая изложенное, объём средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчёт стоимости строительства.
Вопрос: В процессе ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов возникает вопрос об отнесении указанных объектов к недвижимому имуществу.
Актуальные вопросы ценообразования в строительстве на современном этапе
Таким образом, законодательном определён основный критерий отнесения объектов к недвижимому имуществу — наличие либо отсутствие несоразмерного ущерба назначению при перемещении соответствующих объектов.
В связи с отсутствием определения «несоразмерного ущерба» нами был направлен запрос в Госстрой России с просьбой дать разъяснения по указанному вопросу. Согласно полученному ответу (исх. № 2-15/290 от 20.05.2003 г.) необходимо произвести расчёт экономической целесообразности перемещения трубопроводов различных диаметров. Наша организация в своей производственной деятельности помимо трубопроводов использует следующее имущество:
— дожимные насосные станции, состоящие из емкостного оборудования (V-200 м 3 включительно), технологических трубопроводов, насосных агрегатов и сборно-каркасных зданий (далее по тексту — ДНС);
— узлы учёта нефти (СИКНС);
— групповые замерные установки (ГЗУ).
Указанное имущество является модульным и также как и трубопроводы, не является объектом, прочно связанным с землёй. Учитывая вышеизложенное, был произведен расчёт экономической целесообразности переноса ДНС, СИКНС, ГЗУ. Согласно данному расчёту перенос перечисленного имущества является экономически целесообразным, соответственно, указанное имущество являются движимым имуществом.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
1) Является ли правомерным отнесение к движимому имуществу ДНС, СИКНС, ГЗУ?
2) Что является несоразмерным ущербом назначению объектов при их перемещении?
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрено, что недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам недвижимого имущества необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
Исходя из сложившейся судебной практики под несоразмерным ущербом имуществу, следует понимать невозможность использования имущества по дальнейшему целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния, либо значительное снижение материальной ценности этого имущества.
Таким образом, по мнению Госстроя, дожимные насосные станции, состоящие из ёмкостного оборудования (V-200 м 3 включительно), технологических трубопроводов, насосных агрегатов и сборно-каркасных зданий (ДНС), узлы учёта нефти (СИКНС), групповые замерные установки (ГЗУ) не попадают под действие законодательства, требующего обязательной регистрации их как объектов недвижимости, и могут быть отнесены к движимому имуществу, так как у указанных сооружений отсутствует прочная связь с землёй (они являются легковозводимыми сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств и технологических функций).
Источник: www.proektant.ru