Кроме того, за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию существует административная ответственность. Так, в соответствии со ст.9.5 КоАП (5):
а) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства производится без разрешения на — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
б) за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
21.30! КУРЕЙЧИК. ЧЕТВЕРГ. LIVE. ГЛОБАЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
в) продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
г) выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
д) эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Осуществление строительства без наличия соответствующим образом оформленной разрешительной документации может иметь достаточно серьезные неблагоприятные последствия. Во-первых, это последствия самовольной постройки.
Согласно ст.222 ГК РФ ч.1(1) самовольная постройка — это жилой дом, другое строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, а, следовательно, не будет иметь права распоряжаться постройкой, т.е. продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки.
Самым неблагоприятным последствием в данной ситуации является обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, снести ее за свой счет (ч.2 п.2 ст.222 ГК РФ ч.1 (1)). Исключением из этого правила является возможность «узаконить» самовольную постройку и тем самым избежать ее сноса. Это признание в судебном порядке права собственности на самовольную постройку.
Однако признание права собственности за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, возможно лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку (п.3 ст.222 ГК РФ ч.1.(1)). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Однако признание права собственности возможно лишь в том случае, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Источник: www.legpromsme.ru
Стройка есть, а разрешения на нее нет — недочет или преступление?
Стройка любого объекта не начинается спонтанно. Это долгий процесс, требующий получения и согласования многих документов. Одним из важнейших документов для запуска процесса является разрешение на строительство. Однако в жизни бывает, что документы подали, а в разрешении отказали; что разрешение дали, а потом забрали; что стройка есть, а разрешения — нет. Как реагировать на такие ситуации и как искать выход, «Строительству.RU» рассказала Надежда Маматова, адвокат компании «Андреев, Маматова и партнеры»
В своей практике я еще не встречала ни одного застройщика, который бы не знал, насколько сложной является процедура получения разрешения на строительство. Это и понятно, ведь строить — не ломать, да и ломать-то приходится по ГОСТам и СНиПам и предписаниям госорганов. Итак, если вы получили отказ в выдаче разрешения на строительство, что делать дальше?
Универсального ответа нет. Все зависит от того, что явилось причиной отрицательного ответа.
В любом случае имеется три законных пути для решения задачи:
— устранить указанные недостатки;
— обжаловать отказ в порядке подчиненности, в вышестоящую инстанцию;
— обратиться в суд для решения спора.
Проще всего, когда в отказе указана понятная застройщику причина, которую можно устранить в указанный срок. Например, с госорганом не была согласована несущественная деталь в виде светильников наружного освещения. В этом случае действия понятны: необходимо исправить оплошность, то есть подготовить соответствующие документы и согласовать их с ОМС, а затем снова просить разрешение на строительство.
Интереснее, когда допуск не получен к началу деятельности (стройки) из-за внутреннего административного ресурса государственного органа.
Бывает, что разрешение в срок не выдано, а на соответствующий запрос отвечают: «Мы ничего не видели, вы к нам не обращались». Бывает, что дополнительно просят документы, неизвестно какой нормой предусмотренные и кем выдуманные. Отказы также бывают по мотивам, не регламентированным нормами права.
Но самое обидное, когда отказывают по причине ошибок или опечаток должностных лиц госорганов. Обычно госорган дожидается, пока не поступит обращение в суд об исправлении опечатки, потом все устраняет в досудебном порядке, и процесс на этом окончен, но время и нервы застройщика благополучно потрачены.
Обычно в таких случаях бывает достаточно подать жалобу на решения, принятые начальником департамента. Если же никто не захочет давать ответ по существу, перекладывая ответственность с одного лица на другое, то хотя бы будет материал для обращения в суд, показывающий, что были предприняты все возможности для урегулирования спора во внесудебном порядке.
Последний шаг — разбирательство дела в судебной инстанции. Исключительным правом заявителя является предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, в том числе минуя стадию жалоб. В данной категории дел, на практике, судебная перспектива застройщика выглядит весьма радужно.
На мой взгляд, можно обосновать это явление в том числе тем, что сама по себе деятельность — строительство — является весьма основательной, соответственно, и подход к документации здесь тоже фундаментальный. А потому работникам госорганов приходится прилагать усилия для аргументации отказа в выдаче разрешения на строительство, особенно если сначала отказали, потом почитали свои же акты, нормы и регламенты и выяснили, что оснований для отказа в общем-то и не было, однако признавать это, как правило, госорган всегда отказывается и обжалует решения суда, вынесенные в пользу застройщика, во все судебные инстанции.
Вступая в дело данной категории, мы используем следующий алгоритм действий:
- Внимательно просматриваем, какие документы и приложения мы направили на согласование. Необходимо исключить возможность ошибки с нашей стороны.
- Детально изучаем нормативное обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство. Строительство — деятельность региональная. Мы обязаны следовать нормам, установленным в регионе, в котором ведем застройку.
- Собрав все необходимые данные, подготовив доводы, направляемся в суд.
- Отстаиваем свои интересы, доводим свои доводы до арбитра.
Важно оценить свою правоту еще до подачи искового заявления в суд. Сомневаясь, можно потратить в никуда уйму времени, так и не получив разрешения, а соответственно, не осуществив фактического строительства.
И здесь возникает вопрос: а может, пока судимся, начнем строить без разрешения?
Есть две разные ситуации. Первая — когда разрешение на строительство ранее не выдавалось. Вторая — когда разрешение было, но впоследствии его лишились по каким-то причинам.
Безусловно, по закону сперва надо получить разрешение, а потом строить. Это требуется ст. 51 ГРК РФ. Разрешение на строительство дает ПРАВО приступить к строительству объекта. Соответственно, нет согласия госоргана — нет и права строить.
Теперь суды рассматривают факт обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство после его фактического начала как обход требований градостроительного законодательства и, таким образом, узаконивание самовольной постройки в административном порядке.
Если застройщик все же решился строить без разрешения, то стоит оценить стоимость затрат на снос самовольной постройки в случае неудачи.
Другая ситуация, если разрешение было, застройщик начал освоение объема работ, но в процессе у него отозвали это разрешение на строительство. Это иная ситуация. И если не брать в расчет те обстоятельства, при которых объект строительства в принципе не может быть достроен (чаще всего связанные с природными условиями), то процедура здесь такая же, как рассматривалась при отказе в выдаче разрешения на строительство.
И поскольку застройка была начата по выданному госорганом разрешению, то застройщик может претендовать на возмещение своих расходов и убытков.
Источник: rcmm.ru