Понятие стесненности в нормативных базах строительного производства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киселев А.А., Гусакова Е.А., Беляев А.В.
Автор статьи проводит анализ нормативных документов, регулирующих строительное производство, на основе которого выявляет несоответствие в определениях понятия стесненности , содержащихся в данных документах.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Киселев А.А., Гусакова Е.А., Беляев А.В.
Особенности разработки проектов производства работ по устройству свайных фундаментов в стесненных условиях городской застройки
Особенности проверки обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов в бюджетных учреждениях
THE CONCEPT OF TIGHTNESS IN REGULATORY BASES OF CONSTRUCTION INDUSTRY
The author analyses the regulatory codes of construction industry revealing inconsistency in definition of “ tightness ” which conaines in given documents.
Геодезическая компания ТОО «Smart GIS»
Текст научной работы на тему «Понятие стесненности в нормативных базах строительного производства»
ПОНЯТИЕ СТЕСНЕННОСТИ В НОРМАТИВНЫХ БАЗАХ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
THE CONCEPT OF TIGHTNESS IN REGULATORY BASES OF CONSTRUCTION INDUSTRY
A.A. Киселев*, E.A. Гусакова**, A.B. Беляев**
A.A. Kiselev*, E.A. Gusakova**, A.V. Беляев**
*ФГБОУВПО «МГАКХиС», «ФГБОУВПО «МГСУ»
Автор статьи проводит анализ нормативных документов, регулирующих строительное производство, на основе которого выявляет несоответствие в определениях понятия стесненности, содержащихся в данных документах.
The author analyses the regulatory codes of construction industry revealing inconsistency in definition of «tightness » which conaines in given documents.
Организация и проведение строительных работ сопровождается рядом факторов, которые затрудняют производство и которые необходимо учитывать при его организации. Наличие подобных факторов влияет на увеличение времени организации и выполнения технологических операций, на время, которое затрачивается на использование техники на объекте строительства, а также эти факторы влияют на вопросы, связанные с перерасходом строительных материалов. В основном подобные усложняющие факторы носят внешний характер. Одной из таких характеристик является и понятие «стесненности».
Говоря о нормативных базах, в которых регламентируются понятия усложняющих факторов строительства, в данной работе за основу проведения анализа понятия фактора стесненности, будут взяты МДС 81-36.2004 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы», ТСН-2001.3. «Общие положения по применению норм и расценок на строительные работы» и в качестве дополнительного источника Постановление правительства Москвы № 603 от 08 августа 2000 года «Об утверждении правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве».
Занятие с технологами. Алгоритм работы с нормативной документацией по качеству СМР.
МДС 81-36.2004 — Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, была принята взамен таких норм, как СП 81-0194, МДС 81-1.99, МДС 81-27.2001, МДС 81-28.2001, МДС 81-29.2001, МДС 8130.2002, Общих указаний по применению ГЭСНр-2001, вместо СНиП 81-01-2004, и, по сути, является общефедеральной законодательной базой.
С другой стороны для города Москвы, как субъекта федерации, имеющего статус города федерального значения и столицы Российской Федерации была принята своя территориальная сметно-нормативная база ТСН — 2001, которая была введена в дейст-
вие с 1 декабря 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от № 603.
В обеих нормативных базах регламентируются понятия усложняющих факторов строительства, в том числе и понятие стесненности. Проведя их общий анализ подобного рода усложняющие факторы можно условно разделить на:
• усложняющие факторы характерные для всех строительных работ;
• усложняющие факторы характерные только для отдельных видов строительных работ.
И уже в рамках группы усложняющих факторов характерных для всех строительных работ следует рассматривать понятие «стесненность».
В вышеперечисленных нормативных базах существует некоторая разница в подходе определения фактора стесненности при выполнении строительных работ. Так, в рамках норм, регламентированных в МДС 81-36.2004 стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:
— интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
— разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
— жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
— стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;
— при строительстве объектов, когда плотность застройки объектов превышает нормативную на 20% и более;
— при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана. [1]
С другой стороны для ТСН — 2001 характерно определение того же понятия в следующем виде:
— интенсивное движение городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
— разветвленная сеть существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
— жилые или производственные здания, а также сохраняемые зеленые насаждения в непосредственной близости от места работ;
— стесненные условия складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест. [2]
Те же самые нормы, касающиеся вопроса стесненности, которые имеются в ТСН-200, зафиксированы и в Постановление правительства Москвы № 603 от 08 августа 2000 года. Согласно ст. 2.47. данного постановления: Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине,
протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности для работающих на строительном производстве и проживающего населения. [3]
Таким образом, можно увидеть, что в общефедеральных и столичных нормах имеются некоторые несоответствия. В первую очередь в понятии стесненности согласно ТСН-2001 не входят случаи, когда строительство объектов происходит при плотность застройки участка превышающей нормативную на 20% и более. Особенно, в данном контексте, актуальным встает вопрос о точечных застройках.
Следующим пунктом, в котором имеются расхождения двух нормативных баз, является то, что в ТСН-2001, в условия стесненности не входят случаи, когда при строительстве объектов, в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана. Подобная норма актуальна для городских поселений, где присутствует большое количество многоэтажных зданий, либо строительные работы с использованием крана ведутся в местах уплотненной застройки, либо разветвленной и активной транспортной системы.
Таким образом, анализ подхода к понятию стесненности на федеральном и местном уровнях показал более универсальный и актуальных характер общероссийского законодательства, выражающийся в большем количестве условий, определяющих фактор стесненности, что позволяет более тщательней подходить к вопросу планирования и проведения строительных работ.
1. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-36.2004), Приложение № 1, п.2.
2. ТСН-2001.3. «Общие положения по применению норм и расценок на строительные работы».
3. Постановление правительства Москвы «Об утверждении правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве». № 603 от 08 августа 2000 г ст. 2.47.
1. MDS 81- 36.2004, Appendix № 1, point 2.
2. TSN-2001.3 General principles on application of norms and rates for construction works.
3. Regulation of Moscow Government № 603 от 08 august 2000, entry 2.47.
Ключевые слова: строительство, проектирование, стесненность, нормативная база
Key-words: construction, design, tightness, regulatory codes
ИсточникЧто такое сметные нормативы
Сметные нормативы — это большое количество различных показателей, определяющих норму расхода, трудоемкость и стоимость производства единичного объема строительной продукции.
Что такое сметные нормативы
Сметные нормативы — это принятая на сегодняшний день база норм и правил, на основании которых происходит определение стоимости. Обо всех действующих и актуальных сметных нормативах есть подробная информация в методическом документе в строительстве МДС81-35.2004.
Если обобщить, то сметно-нормативная база — это сборники расценок, норм, нормативных документов, цен на все существующие виды строительных работ. В разделе II МДС81-35.2004 перечисляется несколько видов сметных нормативов.
Для более наглядного пояснения того, что такое сметные нормативы вкратце и какую видовую структуру они имеют, на рисунке 1 приведена упрощенная схема видов сметных нормативов. Более подробно о каждом из них будет рассказано далее по тексту статьи.
Рисунок 1. Виды сметных нормативов
Государственные сметные нормативы
Государственные сметные нормативы, или ГСН. Сюда входят сборники, относящиеся к 8 группе «Документов по экономике». А точнее, к подгруппам 81-83.
81 подгруппа собирает в себе все действующие документы, касающиеся ценообразования и составления смет. В данной части собрано более 4000 документов, которые касаются справочников базовых цен, методик применения сметных норм. Также государственные сметные нормативы включают в себя и все действующие сборники сметных норм таких, как ГЭСН, ФЕР и т.д. То есть все нормативные документы по составлению сметной документации содержатся именно в 81 подразделе.
Подгруппа 82 в «Документах по экономике» касается сметных нормативов в области материальных ресурсов, а также топливно-энергетической части производства строительно-монтажных работ. Данный вид сметных нормативов в строительстве предусматривает учет норм естественной убыли, а также нормы расхода материалов при производстве того или иного вида СМР. То есть данная подгруппа учитывает в себе все действующие документы, касающиеся сметного норматива ресурса.
Также система сметных нормативов в строительстве ГСН содержит в себе данные из подраздела 83 «Документов в экономике». Указанный подраздел объединяет в себе нормы времени по работе различных специалистов в различных областях строительства. Кстати, именно в этот подраздел входят сметные нормы и нормативы ЕНиР и ЕТКС.
Таким образом, государственные сметные нормативы — это полный комплекс всех норм, ресурсов и цен, необходимых при производстве строительных работ всех видов.
Отраслевые сметные нормативы
Отраслевые сметные нормативы, или ОСН. Как можно понять из названия, данный вид в классификации сметных нормативов учитывает в себе нормы на отдельные отрасли экономики и строительства.
ОСН находятся в доступе на сайте Минстроя РФ и к ним относят нормативы таких ведомств, как «АК «Транснефть», Минкультуры России, РЖД, ФСК и «Росатом». То есть отраслевой сметный норматив — это база, на основании которой составляется сметная документация для областей, в которых задействованы перечисленные ведомства.
Территориальные сметные нормативы
Территориальные сметные нормативы — это ТСН и применяются они при составлении сметной документации в зависимости от региона, в котором производится строительство объекта. Все нормативные базы для составления сметной документации в зависимости от территориальной составляющей приведены на сайте Минстроя РФ.
Таким образом, можно убедиться, что если провести сравнение сметно-нормативных баз для каждого региона, то можно увидеть, что стоимость производства одного и того же вида работ будет отличаться. То есть сметно-нормативная база Москвы будет отличаться от норм и расценок в базе Республики Коми или Кемеровской области. Связано это с множеством факторов, в том числе и с экономической ситуацией в выбранном регионе.
Фирменные сметные нормативы
Фирменные сметные нормативы — это база, в которой основное внимание уделяется учету производства работ в условиях, свойственных для деятельности конкретной организации или фирмы. Аббревиатура для данных нормативов на рисунке 1 — ФСН.
Следует отметить, что данная нормативная сметная база хоть и имеет ряд свойственных только ей положений, но все-таки чаще всего составляется на основании перечисленных выше ГСН, ОСН или ТСН.
Индивидуальные сметные нормативы
Как понятно из названия, индивидуальные сметные нормативы, или ИСН — это сметно-нормативная база, используемая для отдельных, индивидуальных, видов работ. Необходимость разработки индивидуальных нормативов чаще всего возникает в случаях, если всеми перечисленными выше базами не учтен какой-либо вид строительно-монтажных работ.
Зачастую индивидуальные сметные нормативы утверждаются службой заказчика или застройщика еще на стадии разработки проекта на объект. В индивидуальных расценках учитываются не только условия производства работ, но различные усложняющие факторы.
Таким образом, все перечисленные виды составляют базу федеральных сметных нормативов и могут быть использованы при составлении сметных форм на всей территории Российской Федерации. Кроме этого, федеральные сметные нормативы включают в себя распределение не только по видам, но и деление на элементные и укрупненные нормы.
Элементные сметные нормативы
К элементным сметным нормативам относятся сборники ГЭСН-2001, или государственные элементные сметные нормы. Кроме этого, к данному типу нормативов относят также и индивидуальные сметные нормы и нормы, распределяемые по видам строительных и монтажных работ.
Элементные сметные нормативы включают в себя сборники норм, собранные по принципу принадлежности той или иной расценки к какому-либо виду СМР. На рисунке 2 приведен состав сборников базы ГЭСН.
Рисунок 2. Состав ГЭСН
Таким образом, нормативные базы для составления смет делятся на строительные (ГЭСН), монтажные (ГЭСНм), пусконаладочные (ГЭСНп) и ремонтно-строительные (ГЭСНр) части. Также существуют сборники на капитальный ремонт оборудования ГЭСНмр. В МДС81-35.2004 в пункте 2.6 упоминаются еще и сборники ВЭСНп, предназначенные для разработки различными ведомствами норм на пусконаладочные работы специального технологического оборудования.
Элементные сметные нормативы включают в себя ресурсы, которые требуются для производства одной единицы каждого вида работ. То есть к ресурсам в данном случае относятся не только материалы, но также ресурсы заработной платы рабочих и машинистов и ресурсы по эксплуатации машин и инструмента.
ГЭСН является сметно-нормативной базой в строительстве, разработанной в 2001 году. Таким образом, получается, что ГЭСН — это сметно-нормативная база 2001 года. Однако следует отметить, что сборники ГЭСН не являются устаревшими, ведь они подлежат постоянной корректировке и изменениям. Изменения эти связаны с различными факторами от появления на строительном рынке нового материала до ускорения и оптимизации многих строительных процессов.
Необходимо также отметить, что сметные нормативы ГЭСН используются для определения прямых затрат в смете. К прямым затратам относят сумму фонда оплаты труда, эксплуатации машин и материалов. Фонд оплаты труда в свою очередь также является сборным показателем, суммирующим стоимости оплаты труда рабочих и машинистов.
Кроме этого, элементные сметные нормативы в данной базе содержат в своем составе показатели трудозатрат на каждый из видов СМР. В связи с этим базы ГЭСН используются и на этапе разработки проектов организации строительства и проектов производства работ.
Также любой сметный норматив из сборников ГЭСН, как упоминалось выше, содержит в себе данные и о расходе материалов. На основании этих данных также составляются различные акты и ведомости, касающиеся освоения и списания материальных ресурсов.
Хотя ГЭСН являются почти универсальными сметными нормативами в строительстве, так как могут быть использованы при составлении сметной документации не только практически на любой вид СМР, но и применяются независимо от того, в какой сфере работает каждая из сторон строительства. Однако в пункте 2.7 МДС81-35.2004 отдельно оговариваются случаи, когда невозможно применение сборников данной нормативной базы.
К таким случаям относится составление смет на виды работ, к которым предъявляются повышенные требования, или если происходит строительство на высоте более 3500м над уровнем моря. При возникновении подобных условий в МДС предлагается разработка индивидуальных сметных нормативов.
Что касается структуры базы ГЭСН и того, на какие виды подразделяются сметные нормативы, можно понять на основе изучения любого из сборников ГЭСН. Как известно, каждая из частей, приведенная на рисунке 2, имеет внутреннее подразделение на сборники. В эти сборники включены нормы на основании вида выполняемых работ.
То есть существуют сборники на производство свайных работ, прокладку наружных и внутренних сетей водопровода и пр. В отдельные сборники объединены нормы по устройству полов, кровель, по монтажу кабелей и кабельных конструкций. Благодаря этому, сметные нормативы легко находить и применять в расчетах.
Однако все сборники сметных норм и нормативов ГЭСН имеют несколько схожих характеристик. Например, наличие у любого сборника технической части, в которой описаны все основные моменты применения норм и приведены алгоритмы подсчета объемов работ.
Помимо этого, все нормы во всех сборниках нормативной базы для составления смет ГЭСН имеют одинаковую структуру: каждая норма имеет свой уникальный шифр и сведения о наименовании работ, а также указания единицы измерения, в которой производится подсчет объема работ. Кроме того, каждая норма включает в себя данные о прямых затратах на одну единицу работ, указанных в наименовании.
Пунктом 2.11 упоминавшегося выше МДС81-35.2004 отмечается, что на основании нормативной сметной базы ГЭСН-2001 разрабатываются и единичные расценки, или ЕР. ЕР в свою очередь имеют несколько типов: федеральные, отраслевые, территориальные. Каждый из типов используется в зависимости от множества условий. Например, важную роль при выборе той или иной базы единичных расценок будет играть регион, в котором производится строительство, отрасль строительного объекта и т.д.
По своему составу и структуре сметные нормативы ЕР аналогичны нормам из базы ГЭСН. Однако от сборников ГЭСН, которые используются при составлении смет ресурсным методом, сборники ЕР применяются в базисно-индексном методе.
Укрупненные сметные нормативы
Помимо элементных сметных нормативов выделяют также и укрупненные нормативы. Грубо говоря, укрупненные сметные нормативы — это те показатели сметы, которые указываются в процентном соотношении.
Основными укрупненными нормативами являются показатели накладных расходов и сметной прибыли. Данные сметные нормативы, как правило, присутствуют в большинстве сметных форм. Процент накладных расходов и сметной прибыли вычисляется от фонда оплаты труда.
Необходимо также отметить, что допускается поправка укрупненных нормативов в смете, связанная с колебаниями цен, изменениями в техническом прогрессе, нестандартными инженерными или геологическими условиями производства работ и т.д.
В данной статье был кратко освещен вопрос о том, что такое сметно-нормативная база и какие бывают сметные нормативы. Однако следует отметить, что тема является достаточно обширной. Помимо этого данная область в сметном деле часто претерпевает изменения и оптимизацию.
В связи с этим для специалиста сметного дела большую роль при составлении любой сметной формы будет играть осведомленность о действующих сметных нормативах и владение навыками их применения на практике.
Источник