Накануне заместитель начальника Главгосэкспертизы Сергей Лахаев заявил о том, что Минстрой России выпустил обновленную федеральную сметно-нормативную базу-2020, которая существенно упорядочит ценообразование в строительной отрасли. Однако профессиональные инженеры-сметчики весьма скептически отнеслись к данному документу.
Постоянный эксперт Агентства новостей «Строительный бизнес», президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин оценивает «новую» базу крайне отрицательно:
— Мы давно говорили, что сметно-нормативную базу нужно обновлять, но даже в самых темных мыслях мы не допускали, что Минстрой России осмелится выпустить федеральные единичные расценки (ФЕР) в ценах двадцатилетней давности – по состоянию на 1 января 2000 года. Вместо реального обновления нам предлагают шестую редакцию одной и той же базы – то есть, уже шесть раз переписываются нормативы 1984 и 1991 годов! Да, там с места на место переставляются какие-то цифры, меняются затраты труда и некоторые коды ресурсов, по капле добавляются какие-то нормы и новые технологии, но в целом, по своей сути, форме и содержанию это на 98% переписывание старых советских нормативов с их устаревшими технологическими подходами к строительству, со всей устаревшей техникой и материалами. Шестой раз все переписывается – и шестой раз компании и сметчики должны эту базу покупать, а ее цена сейчас составляет 25-30 тысяч рублей.
9. NormaCS. Эксперты о нормативах. Оценка изменений в системе ценообразования в строительстве
Мы уже две недели изучаем эту базу — сборник за сборником. Мои коллеги по всей стране просто в шоке – я разговаривал со многими, и никто не отозвался о новой базе хоть как-то положительно. В ней есть и прежние системные ошибки, и появились новые. Я не понимаю, как можно было так небрежно сделать свою работу.
В июле прошлого года президент Владимир Путин дал поручение правительству России выпустить обновленную федеральную сметно-нормативную базу-2020 с учетом новых передовых строительных материалов, технологий и изделий. Однако появившийся документ не отвечает этому поручению. То, что было добавлено в базу, — это капля в море, причем новации касаются узкоспециализированных работ, которые перешли сюда либо из базы РЖД, либо из отдельных московских нормативов. А в целом это все уровень 1991 года и в ценах на 1 января 2000 года!
Конечно, формально Минстрой России может сказать, что в поручении президента не было написано, что федеральные расценки нужно сделать в текущих ценах, и поэтому Минстрой ничего не нарушил и поручение президента выполнил. Но это же смешно! Неужели президент должен уже писать, в каких ценах выпускать ФЕРы и какую разрядность работ учитывать?
За время существования России сменилось 16 министров строительства, а замминистров – и не сосчитать! И каждый новый министр приходит и начинает рассуждать о реформе ценообразования в строительстве. То мы переходим на ресурсный метод — то не переходим, то цены завышены – то занижены! Но так нельзя! В итоге этот вопрос находится в бессистемном состоянии, где каждый следующий министр только усугубляет положение!
6. NormaCS. Эксперты о нормативах. Стратегия развития ценообразования в строительстве
Сейчас новый курирующий вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что вопрос ценообразования стоит у него на контроле, но как он будет его решать? За последние годы Минстрой России наплодил в Градкодексе столько непонятных положений по этому вопросу, навыпускал такую кучу новых положений и постановлений, что утрачена всякая логика происходящего. И что теперь с ними делать? Отменять старые постановления и принимать новые?
Главгосэкспертиза на днях отчиталась, что в базе ФСНБ-2020 актуализировано 38 тысяч норм, но эта цифра годна исключительно для отчета. Как она получилась? Например, практически в каждой норме в качестве внутрипостроечного транспорта присутствует подъемный кран на автомобильном ходу. В предыдущем варианте норм использовался 10-тонный кран, который сейчас не выпускается.
Поэтому вместо 10-тонного крана в ФСНБ-2020 внесли 16-тонный кран, за что сметчики давно ратовали. И как только прошла эта замена – поменялось огромное количество норм, вот и получились десятки тысяч изменений. Была, например, трудоемкость на каком-то очень распространенном процессе 96 человеко-часов, ее поменяли 94 человека-часа – а это еще тысячи изменений. Так эти 38 000 изменений и набрались.
Кроме того, в ходе анализа ФСНБ-2020 мы видим огромное количество недоделок и технических ошибок. Один пример: возьмем таблицы с нормами по укладке труб разных диаметров. В каждой таблице около 15 норм, разбивка идет по диаметрам трубы. И мы видим, что в первых пяти нормах затраты труда уменьшили на одну и ту же величину, а следующие нормы в этой же таблице оставили без изменений.
И таких таблиц очень много! Такое впечатление, что сотрудник вносил изменения, а потом отвлекся – и забыл доделать эту работу. И таких абсолютно непонятных, бессистемных вариаций в ФСНБ очень много. А принципиально ничего не изменилось. То же самое можно сказать и о кодах, которые постоянно меняются с 2017 года, ну так это тоже техническая работа, а суть остается прежней.
Я как президент Союза инженеров-сметчиков нахожусь на постоянной связи с коллегами, которые с этой базой работают. Все в шоке и просто смеются над чиновниками, которые не стесняются выдавать свои промахи за какие-то победы! Для кого делаются эти заявления? Для президента? Для премьер-министра? Для отчета?
А ведь проблемы каждый год только нарастают — срываются конкурсы и тендеры, потому что заказчики не могут правильно определить стоимость объектов. Как вы думаете, откуда берутся все эти уголовные дела, растраты, хищения при выполнении госзаказа на строительство? Постоянно читаешь – то 100 миллионов, то 2 миллиарда рублей откуда-то украли. А это говорит о том, что ценообразование на стройке доведено до полного абсурда, что мы уже утратили ощущение цены, мы уже не можем ее посчитать.
И все это — результат бессистемной деятельности Минстроя России. И не только сметчики не могут работать нормально – региональные власти уже не понимают, что и как они должны делать. Губернаторы, министры строительства регионов не знают, да и боятся что-то делать! У них отняли все полномочия по ценообразованию, региональные индексы спускаются сверху. И как регионам работать?
Проверяющих у нас очень много, а Минстрой России, выпустив такие документы, никого спасать и защищать не будет. Он, доведя систему ценообразования до такого состояния, не несет никакой ответственности за свою работу.
А ведь и Союз инженеров-сметчиков, и Ассоциация строителей России столько раз писали, объясняли и Минстрою России, и Главгосэкспертизе, что и как нужно делать – толку никакого. Может быть, хоть новый первый замминистра Ирек Файзуллин, к которому теперь отошли вопросы ценообразования, сможет хоть как-то навести порядок, потому что он у себя в регионе видел все недостатки нынешней системы ценообразования. Главное – не усугубить ситуацию.
Источник: ancb.ru
Приказ Минстроя России от 08.02.2017 N 77/пр
В соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику применения сметных цен строительных ресурсов.
2. Департаменту ценообразования и градостроительного зонирования (С.В. Мочалова) включить в федеральный реестр сметных нормативов методику, указанную в пункте 1 настоящего приказа, в течение 5 рабочих дней со дня ее утверждения.
3. Ввести в действие методику, указанную в пункте 1 настоящего приказа, с 31 марта 2017 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 8 февраля 2017 г. N 77/пр
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СМЕТНЫХ ЦЕН СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящая Методика применения сметных цен строительных ресурсов (далее — Методика) разработана на основании пункта 7.5 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определяет общий порядок применения сметных цен на затраты труда, сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
1.2. Порядок применения сметных цен строительных ресурсов, устанавливаемый настоящей Методикой, применяется при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованиях составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
1.3. Порядок применения сметных цен строительных ресурсов предназначен для:
— определения сметных затрат на строительные ресурсы при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствующем уровне цен;
— разработки и актуализации нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений в соответствующем уровне цен;
— разработки индексов изменения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящей Методике используются следующие термины и их определения:
классификатор строительных ресурсов — систематизированный перечень используемых при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
материальные ресурсы — материалы, изделия, конструкции и оборудование, используемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включенные в классификатор строительных ресурсов;
производители (поставщики) материальных ресурсов — юридические лица, осуществляющие деятельность по производству на территории Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию материальных ресурсов в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, перечень которых размещен в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, и предоставляющие информацию об отпускных ценах (ценах реализации) материальных ресурсов;
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве — государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Сметные цены на затраты труда, эксплуатацию машин и механизмов, материалы, изделия, конструкции, оборудование (далее — сметные цены строительных ресурсов) а также цены услуг на перевозку грузов для строительства (далее — цены услуг) используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
3.2. Сметные цены строительных ресурсов, предусмотренных сметными нормами, используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства ресурсным методом, формировании начальной (максимальной) цены соответствующих видов работ при подготовке закупочной документации.
3.3. Сметные цены строительных ресурсов, опубликованные в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, определены в соответствии с требованиями методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве, методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, сформированы в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации, установлены расчетным путем на принятую единицу измерения, по номенклатуре машин, механизмов, материалов, изделий, конструкций и оборудования в соответствии с классификатором строительных ресурсов.
3.4. При осуществлении перевозки грузов для строительства двумя и более видами транспорта (мультимодальная перевозка), стоимость перевозки грузов определяется с учетом положений Разделов 7 — 10.
3.5. Сметные цены строительных ресурсов и цены услуг определены без налога на добавленную стоимость.
4. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СМЕТНЫХ ЦЕН НА ЗАТРАТЫ ТРУДА
4.1. Сметные цены на затраты труда определены на основании информации о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по субъектам Российской Федерации, представленной Федеральной службой государственной статистики, и рассчитаны с учетом дифференциации по тарифным разрядам (категориям), предусмотренным тарифной системой оплаты труда на измеритель 1 человеко-час (чел.-ч).
4.2. Сметными ценами на затраты труда учтены суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
4.3. Значения тарифных коэффициентов по тарифным разрядам рабочих и пусконаладочного персонала в зависимости от категорий исполнителей приведены в Таблице 1.
Источник: ppt.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база.
Современная методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции представлена на рис. 1.2.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Основным методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–35.2004 — далее Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. взамен Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81–01–94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99), Указаний по применению ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (МДС 81–28.2001), Указаний по применению ГЭСНм—2001 на монтаж оборудования (МДС 81–29.2001), Указаний по применению ГЭСНп—2001 на пусконаладочные работы (МДС 81–27.2001), Общих указаний по применению ГЭСНр—2001 на ремонтно-строительные работы, а также Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог (МДС—30.2002).
В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства.
Вместе с тем, не все то, что было отменено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 года. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Документ дополнен нормативами накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Все изменения нашли отражение в приложениях 3–5.
Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15 приняты и введены в действие с 01.03.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81–25.2001). Здесь прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными приложений 6, 7 и 12.
В практической работе для участников строительства весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаци» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. Также в них приводятся общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).
Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81–3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.2000 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам (приложение 17). На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти Госстрой России с 01.12.2004 вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве является СНиП («Сметные нормы и правила») в 4 частях.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — «Сметные нормы и правила» и «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН), а также другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81–35.2004, так и в общих указаниях к сборникам нормативов.
Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).
Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные.
Состав сметных нормативов по определенным критериям показан на рис. 1.3.
Как видно из рис. 1.2 и 1.3, сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
- государственные (федеральные) элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);
- территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН);
- единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);
- сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции, цены на перевозки грузов для строительства, средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборник ССЦ) и др.
- сметные нормативы, выраженные в процентах:
- нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;
- нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
- сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81–05–01–2001, ГСНр 81–05–01–2001);
- сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81–05–02–2001, ГСНр 81–05–02–2001);
- резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81–35.2004);
- индексы изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;
- укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
- укрупненные показатели на виды работ (УПВР);
- укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
- укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
- прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
- укрупненные сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
- укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);
- удельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например, в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.
Основными элементными сметными нормативами являются нормативы в сборниках ГЭСН-2001. Предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.
Показатели ГЭСН-2001 используются при разработке ПОС и ППР. Они могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.
Состав новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга показан на рис. 1.4.
Следует обратить внимание на издание новых сборников норм и расценок на многие работы как на федеральном, так и территориальном уровнях.
Кроме того, вышли следующие новые указания:
1. МДС 81–36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
2. МДС 81–37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы.
3. МДС 81–38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).
В связи с этим Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб., ТЕРр-2001 СПб. и ТЕРм-2001 СПб подлежат корректировке, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ. Скорректированные Общие указания издаются РЦЦС СПб.
Положительным моментом в развитии новой сметно-нормативной базы является появление территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕРрр-2001 СПб.).
В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10–301–2003 СПб.) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб. разработаны и утверждены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб.) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.
При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 12).
В составе новой сметно-нормативной базы отсутствуют сборники сметных цен на железнодорожные и речные перевозки.
Как известно Госстрой России отменил с 01.09.2003 г. сметно-нормативные базы 1984 и 1991 гг.
После введения Госстроем России с 01.05.2000 г. ГЭСН-2001 в Санкт-Петербурге были отменены территориальные сметные нормативы (ТСН-98) в составе сборников показателей ресурсов (ПРС-98 — на строительные работы, ПРР-98 — на ремонтные работы) и другие, которые использовались взамен ЭСН-84.
Для сравнения приведем сопоставление затрат ресурсов по четырем системам элементных сметных норм на примере кирпичной кладки.
Из приведенных в табл. 1.1 сравнительных данных видно, что изменения элементов затрат ресурсов в основном коснулись трудовых затрат. По сравнению с базовыми ЭСН-84 затраты труда рабочих в ПРС-98 возросли почти в 1,8 раза, а в ГЭСН-2001 — на 34%. Такая динамика может отражать фактические затраты, но не свидетельствует о росте производительности труда рабочих за последние 16 лет.
В условиях применения новых машин, механизмов и более совершенных строительных материалов, значительно снижающих трудоемкость работ, рост выработки, требующий снижение затрат труда, является следствием. По нормам ГЭСН-2001 затраты труда машинистов и время использования машин имеют естественное снижение относительно предыдущих периодов (в среднем на 43%). В ГЭСН-2001 в отличие от предыдущих систем нормативов наблюдается некоторое повышение затрат материальных ресурсов, что ведет наряду с ростом цен к увеличению сметной стоимости строительной продукции.
В целом, затраты ресурсов в ГЭСН-2001 занимают примерно среднее положение по сравниваемым нормативным базам.
Следует отметить, что и новая сметно-нормативная база имеет ряд существенных недостатков. Например, сборники ГЭСН-2001 на 80–90% состоят из норм, разработанных по старым технологиям производства работ. Нормы затрат и особенно размеры основной заработной платы в единичных расценках (из-за искусственно заниженных часовых тарифных ставок и разрядности работ) не соответствуют рыночным (реальным) показателям. Поэтому подрядные организации вынуждены требовать от заказчиков соответствующей компенсации по заработной плате. В результате взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком часто осуществляются с нарушениями действующего законодательства и основ сметного ценообразования.
Необходимо постоянно обновлять сметно-нормативную базу нормами и расценками, которые соответствовали бы современным технологиям и реальной экономической ситуации.
На территориальном уровне РЦЦС разрабатывают региональные нормы, расценки и сметные цены на местные ресурсы. Примером могут служить ежемесячные издания СПб РЦЦС «ЦиСН» и «Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы» (ССЦ), где приводится оперативный материал для решения вопросов ценообразования и сметного нормирования. Это касается, в первую очередь, индексов пересчета сметной стоимости строительства в целом и по видам работ, а также текущих сметных цен на строительные ресурсы.
Методика расчета индексов заключается в периодическом отслеживании и статистической обработке текущих цен на строительную продукцию, работы и ресурсы с последующим усреднением полученных индексов.
В «ЦиСН» приводятся индексы по видам строительства, зданий, сооружений, работ и конструкций к элементам прямых затрат в сметных ценах на 01.01.2001 и на 01.01.1984.
Для расчета индексов применяют различные методы. Основным является метод Госстроя РФ. Он базируется на ресурсном подходе к определению стоимости строительной продукции.
Имеются Методические рекомендации по расчетам индексов на строительную продукцию для подрядных строительных организаций, введенные Госстроем России в ноябре 1996 г.
Источник: sdelo.ru
Особенности ценообразования строительной продукции
Общие понятия о сметном нормировании строительства. Анализ нормативно-информационной базы ценообразования и сметного нормирования. Состав, структура построения и общие правила применения государственных элементных сметных норм, а также единичных расценок.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.01.2012 |
Размер файла | 34,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1 . Общие понятия о сметном нормировании в строительстве
Вследствие отличительных особенностей капитального строительства как отрасли, создающей продукцию на месте ее потребления, значительной продолжительности инвестиционного цикла, учет влияния погодно — климатических и природных факторов, а так же большого объема и многообразия видов строительных работ и материальных ресурсов, в Росси ещё в конце XIX в. при строительстве зданий и сооружений применялись единые нормы потребности труда и материальных ресурсов. Через систему нормативов определялась стоимость строительства и ремонта зданий и сооружений. И в настоящее время в условиях рыночной экономики важнейшим разделом в инвестиционных проектах, а так же в разрабатываемых рабочих проектов на строительство, реконструкцию, ремонт, перевооружение зданий и сооружений, проектируемые инженерные мероприятия по улучшению использования территорий, обустройству и охране земе ль, являются сметно-финансовые и технико-экономические расчеты, получаемые посредством нормативов.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования к их применению, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.
Сметной нормой называется совокупный расход ресурсов ( затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п. ) , установленных на принятый измеритель строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных и других видов работ. Сметная норма может быть выражена в натуральном ( ресурсном ) и стоимостном виде. Основные назначения сметных норм — это определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения единицы соответствующего вида работ с последующим определением ее стоимости. Сметные нормы используются так же для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке ПОС и ППР.
В современных рыночных условиях правовой статус сметных нормативов в Российской Федерации определен как рекомендательный . Это указывается в общей части всех сметных нормативов и других нормативных документов или в приложениях к действующей сметно-нормативной базе 2001 г. Тем не менее, сметная документация, составленная с применением сметных нормативов, является составной и важной частью рабочих проектов. Поскольку качество рабочих проектов на строительство и другие отдельные строительные работы определяется не только прогрессивными техническими решениями, но и достоверностью сметных расчетов, то сметы, составленные к рабочим проектам на строительство, оставаясь основным документом до ввода объекта в эксплуатацию, являются так же основой для планирования строительства, определения размеров инвестиций, формирования договорных цен и для расчетов с заказчиком за выполненную работу. Сметы обеспечивают непрерывное финансирование строительных работ и определяют экономическую эффективность принятого проектного решения.
Сметная документация также позволяет осуществлять анализ проектных решений как в части структуры и размера инвестиций в виде капитальных вложений, так и в части предлагаемых объемно-планировочных и конструктивных решений. Установленный размер инвестиций используется в дальнейших расчетах при определении экономической эффективности и финансово-экономических показателей проектов и рабочих проектов объекта строительства.
Правильное в соответствии с действующим законодательством определение сметной стоимости обеспечивает подрядным организациям покрытие производственных затрат, получение определенной прибыли, позволяет своевременно осуществлять взаиморасчёты с заказчиком за выполнение работы. На основе сметной документации осуществляется также учет и отчетность, коммерческий расчет, анализ, оценка и контроль хозяйственной деятельности подрядных организаций. Исходя из сметной стоимости строительства определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов.
Допущенные при определении сметной стоимости строительно-монтажных и других видов работ ошибки, занижающие сметные затраты, неизбежно приведут подрядную организацию к убыткам. Завышение сметной стоимости работ приведет к получению необоснованной прибыли подрядных организаций и потерям средств инвестора. И то и другое в конечном итоге приведет к неоправданному увеличению (уменьшению) капитальных вложений, искажению сроков их окупаемости, ослабит внимание к выявлению и использованию резервов производства и привлекательности проекта.
2 . Нормативно-информационная база ценообразования и сметного нормирования
Переход на рыночные отношения повлек за собой реформирование всей системы ценообразования в строительстве. Потребовалось совершенствовать сметно-нормативную базу, методы расчета стоимости готовой строительной продукции и формирования договорной стоимости.
Как уже отмечалось, нормирование в строительстве предназначено для повышения эффективности инвестиций, надежности и долговечности зданий и сооружений, экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, рационального использования земель и других видов природных ресурсов, охране окружающей среды, а также для установления требований, создающих здоровые и безопасные условия труда и быта на проектируемых предприятиях, в зданиях и сооружениях.
Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и обязательных или рекомендательных требований при проектировании, инженерных изысканиях, новом строительстве, а так же при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, при произ водстве строительных материалов, изделий и конструкций, благоустройстве, мелиорации и т.п.
В настоящее время в России при формировании стоимости строительной продукции основным элементом определения рыночной цены является сметно-нормативная база системы ценообразования. Она основана на системе базисных цен в строительстве. В зарубежной практике используется справочно-информационная база, созданная на основе регистрации реального уровня цен по построенным зданиям и сооружениям в текущем году. Ежегодно издается большое количество сборников с отражением средних цен строительной продукции за текущий год.
В соответствии с МДС 81-35.2004сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
1) по уровню применения: государственные (ГСН); отраслевые (ОСН); территориальные (ТСН); фирменные (ФСН); индивидуальные (ИСН).
2) по структуре и степени укрупнения:
Шифр 1-элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;
Шифр 2-элементные сметные нормы и расценки на общестроительные работы;
Шифр 3-ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
Шифр 4-элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы;
Шифр 5-сметные нормативы, выраженные в процентах;
Шифр 6-укрупненные показатели базисной стоимости;
Шифр 7-укрупненные показатели по видам работ;
Шифр 8-укрупненные ресурсные нормативы и укрупненные показатели ресурсов по отдельным видам строительства;
Шифр 9- укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе показатели укрупненной сметной стоимости строительства, прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции, прейскуранты на строительство зданий и сооружений, укрупненные расценки, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий, сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий, показатели по объектам аналогам и др.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
1) элементные сметные нормы и единичные расценки;
2) укрупненные сметные нормы и показатели.
Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком. Элементные сметные нормы содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ.
Элементные сметные нормы являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ. На их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ресурсах ЭСН определяется:
· По затратам труда рабочих на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;
· Эксплуатации строительных машин, на основе производственных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;
· Материалам на основе производственных норм расхода материалов;
· Конструкциям на основе спецификации к рабочим чертежам.
Укрупненные сметные нормативы и показатели предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. УСН и УСП применяются для составления инвесторских смет, при разработке технико-экономического обоснования строительства объекта, составления бизнес планов, для определения предварительной стоимости для подрядных торгов, при экономических расчетах для выбора наиболее эффективного проекта и т.п.
Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
В компетенцию государственных сметных нормативов относятся документы, входящие в состав 8 группы «Документы по экономике» подгрупп 81 «Ценообразования и сметы», 82 «Материальные ресурсы» и 83 «Трудовые ресурсы». Приведенные выше сметные нормативы и образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам (ГСН 81-2001) относятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем России, а вводимые после 01.04.2004 — утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а в настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации. К этим нормативам относятся:
· Государственные сметные нормы на строительные (ГЭСН — 2001), ремонтно-строительные (ГЭСНр — 2001), монтажные (ГЭСНм — 2001), пусконаладочные (ГЭСНп — 2001) работы;
· Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные (ФЕР — 2001), ремонтно-строительные (ФЕРр-2001), монтажные (ФЕРм-2001), пусконаладочные (ФЕРп-2001) работы, Федеральные сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФЕМ-2001);
· Федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;
· Сборник Федеральных сметных норм (ФСН) и территориальных единичных расценок (ТЕР -2001) на ремонтно-реставрационные работы;
· Укрупненные Государственные сметные нормы(ГСН), выраженные в процентах (шифр 5);
· Укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (шифры 6, 7, 8, 9);
· Справочники базовых цен на проектные и инженерно-изыскательские работы для строительства;
· Методические документы в строительстве (МДС);
· Руководящие документы в строительстве (РДС);
· Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);
· Методические пособия, рекомендации и другие документы.
· Руководящие документы в строительстве (РДС);
· Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);
· Методические пособия, рекомендации и другие документы.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах, для которых они разработаны. Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденные администрацией субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные документы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации (производителя работ). Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
Индивидуальные сметные нормативы и единичные расценки разрабатываются в случаях отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ и с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Они утверждаются заказчиком (инвестором) б составе проекта (рабочего проекта). При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов влияния условий производства работ не производится.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
Отраслевая, территориальная и фирменная нормативные базы основываются на нормативах государственного уровня. Они учитывают особенности отрасли, территории и специализации подрядной организации (фирмы).
Все вместе государственные, отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу «Системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве». В эту систему не входят свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
ценообразование сметный нормирование строительство
3 . Состав, структура построения и общие правила применения государственных элементных сметных норм
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН —2001) входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве. Они предназначены для определения потребности в ресурсах (затратах труда рабочих, строительных машин, материалов, изделий и конструкций) при выполнении строительных, монтажных, пусконаладочных и ремонтно-строительных работ в промышленном и гражданском строительстве. Их используют для разработки индивидуальных и укрупненных сметных нормативов, единичных расценок федерального, отраслевого, территориального, фирменного уровней, для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, а также для разработки ППР, ПОС. Они являются основой для определения продолжительности выполнения строительных работ, расхода материалов и их списания. В состав государственных элементных сметных норм входят:
· сборники государственных элементных сметных норм на строительные работы (ГЭСН —2001);
· сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр —2001);
· сборники государственных элементных сметных норм на монтажные работы (ГЭСНм —2001);
· сборники государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп —2001).
В сборниках ГЭСН —2001 отражаются среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технология и организация выполнения соответствующих видов строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ. ГЭСН —2001 могут применяться всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, их принадлежности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц.
Полный шифр государственных элементных сметных нормативов состоит из букв «ГЭСН», шифра «81», определяющего принадлежность к сметным нормативам, шифра от «1» до «9», определяющего его структуру и степень укрупнения (вид работ: строительные, монтажные, специальные строительные или ремонтно-строительные), порядкового номера сборника. Четыре последние цифры означают год утверждения данного вида норматива. Например, «ГЭСН 81-02-10 — 2001» означает, что это государственный элементный сметный норматив (ГЭСН 81) на общестроительные работы (02), порядковый номер сборника (10), приводимый в названии сборника, введен в действие в 2001 г.
Аналогично производится кодирование отраслевых сметных нормативов (с шифром «ОСН 81» и с добавлением наименования отрасли или вида строительства), территориальных сметных нормативов (с шифром «ТСН 81» и с добавлением наименования территории), фирменных сметных нормативов (с шифром «ФСН 81» и с добавлением наименования фирмы), индивидуальных сметных нормативов (с шифром «ИСН 81» и с добавлением наименования фирмы).
Сборники ГЭСН — 2001 содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технической части приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, правила исчисления объемов работ, а также коэффициенты к сметным нормам, учитывающих условия производства работ. В сборниках ГЭСН-2001 предусмотрен резерв номеров таблиц для последующего дополнения соответствующих разделов новыми нормами и расценками.
Таблицы ГЭСН —2001 содержат следующие нормативные показатели:
· затраты труда рабочих (строителей, монтажников), чел.-ч;
· средний разряд работы (звена рабочих);
· затраты труда машинистов, чел.-ч;
· состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента, маш.-ч;
· перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
Коды ресурсов приняты на базе кодификатора сметно-нормативной базы 199! г. в соответствии с номенклатурой строительных машин, механизмов, материалов, изделий и конструкций с включением дополнительно новых кодов.
Во всех сборниках ГЭСН —2001 в описании состава работ, учтенных нормами, приводится перечень основных операций и видов работ; при этом мелкие и второстепенные сопутствующие операции не указываются, но учитываются. Для работ, не относящихся ко всем нормам таблицы, указываются номера норм, к которым они относятся. Наименования видов работ, материалов и конструкций содержат основные характеризующие их признаки, представлены в сокращенных наименованиях (по обобщенной номенклатуре) без указания дополнительных технических характеристик и марок с приведением нормируемого их расхода. Состав применяемых машин и механизмов чаще всего приводится без конкретных марок (указывается тип и основная характеристика машин).
Параметры отдельных характеристик (длина, ширина, высота, площадь, масса и т.п.), указанные с предлогом «до», следует понимать «включительно», а «от» — исключая указанную величину, т.е. «свыше».
В некоторых случаях расход материалов, изделий и конструкций зависит от проектных решений, поэтому в таблицах сметных норм указываются только наименования этих материалов (металлические и железобетонные конструкции, трубы и провода, кабель и др.), а в графах расхода приводится литера «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом минимальных, трудноустранимых потерь и отходов по РДС 82-202 — 96, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке вдело. Расход неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей (опалубка, крепления и др.) в нормах указан с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.
В нормах ГЭСН —2001 учтены работы по выгрузке строительных материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное их перемещение от приобъектного склада до места их установки, монтажа или укладки в дело. В нормах на демонтаж учтено вертикальное и горизонтальное перемещение материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемого при демонтаже (разборке) конструкций, до места их складирования на строительной площадке.
Нормами ГЭСН —2001 предусматривается выполнение строительных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в осложненных внешними факторами условиях, предусмотренных проектом (в том числе при реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятий, зданий и сооружений), к нормам затрат труда рабочих-строителей и машинистов, нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов следует применять повышающие коэффициенты (см. приложение 2, табл. П2.1 — П2.4).
Дополнительные затраты, связанные с выполнением строительных работ при отрицательной температуре воздуха, следует определять в соответствии с ГЭСН 81-05-02 — 2001 и ГЭСНр 81-05-02-2001.
В сборниках ГЭСН —2001 на строительные и специальные строительные работы не предусмотрены затраты на монтаж электротехнических устройств е зданиях и сооружениях, включая работы по их электроосвещению. Указанные затраты следует определять по сметным нормам сборника ГЭСНм —2001-08 «Электротехнические установки».
При отсутствии в сборниках ГЭСН —2001 норм на отдельные виды конструкций и работ, а также в тех случаях, когда технология и расход ресурсов в конкретных условиях выполнения строительных работ отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборниках ГЭСН —2001, следует разрабатывать фирменные или индивидуальные сметные нормы. При разработке индивидуальных норм можно применять один из приведенных ниже методов.
1. Из имеющихся в ГЭСН —2001 наиболее близко подходящих к конкретным условиям конструктивных элементов и видов работ подбирается аналог по отдельным элементам нормируемых затрат и на этой основе норма.
2. Для определения затрат труда при заданном разряде выполняемой работы, на эксплуатацию строительных машин, расхода материальных ресурсов и других затрат производится хронометраж по выполняемому виду работ. На основе полученных данных составляется индивидуальная ЭСН.
3. Сочетание первого и второго методов, т.е. применение аналогов по одним видам затрат и хронометраж по другим.
В нормах ГЭСН —2001 предусмотрено выполнение работе применением лесоматериалов мягких пород (сосны, ели, пихты и т. п.). При использовании лесоматериалов твердых пород к нормам затрат труда рабочих-строителей следует применять следующие коэффициенты:
· дуба, бука, граба, ясеня — 1,2;
· для лиственницы, березы —1.1.
При отсутствии в сборниках ГЭСН —2001 необходимых сметных норм на демонтаж (разборку) конструкций зданий и сооружений, внутренних санитарно-технических устройств и наружных сетей затраты на демонтаж должны определяться по соответствующим нормам сборников ГЭСН —2001. При этом нормы расходов материальных ресурсов не учитываются, а к нормам затрат труда рабочих-строителей, машинистов и нормам времени эксплуатации машин и механизмов применяются следующие коэффициенты при демонтаже:
Сборных железобетонных и бетонных конструкций- 0,8
Сборных деревянных конструкций — 0,8
Внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, канализации, водостоков, отопления, вентиляции) — 0,4
Наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и газоснабжения — 0,6
К затратам труда рабочих-строителей — 0,6
Ко времени эксплуатации машин, в том числе
К затратам труда машинистов — 0,7
К нормам расхода вспомогательных материалов — 0,5
Пусконаладочные работы имеют специфические особенности, поэтому построение сборников несколько иное. В сборниках ГЭСНп —2001 приводятся:
· сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);
· затраты труда в целом на звено, чел.-ч.
В таблицах сметных норм ГЭСНп —2001 не указываются следующие ресурсные показатели:
· расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении пуско-наладочных работ;
· затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;
· применение механизмов, в том числе контрольно-измерительных приборов.
Указанные затраты определяются на основании проектных данных.
4 . Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок
Единичные расценки предназначены для определения в сметной документации прямых затрат, разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ, а также для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы. Единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы разработаны на основании соответствующих ГЭСН —2001 и объединены в сборники единичных расценок (ЕР) по видам работ.
Сборники ЕР на строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, на монтаж оборудования по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР). Сборники ЕР разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
Сборники ФЕР —2001 содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории Российской Федерации. Они разработаны в основном уровне цен для 1-го базового района (Московская область). Вместе с ГЭСН —2001 они образуют единую государственную сметно-нормативную базу и могут использоваться для разработки системы укрупненных сметных нормативов.
Для разработки сборников ФЕР были использованы:
· сборники ГЭСН —2001 на строительные и специальные строительные работы;
· действующие сборники сметных норм и расценок на строительные работы с № 1 по № 49 (СНиР —91, СНиП 4.02 — 91, 4.05 — 91). в том числе «Общие указания по их применению»;
· действующие (с № I по № 36) сборники расценок на монтаж оборудования (СНиП 4.06 — 91), в том числе «Общие положения по их применению»;
· действующие (с № 1 по № 39) сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования, в том числе «Общие положения по их применению», утвержденные Госстроем (Минстроем) России в 1993-1996 гг.;
· действующие сборники ресурсных сметных норм на специальные строительные работы, утвержденные Госстроем (Минстроем) России в 1993—1994 гг.;
· индивидуальные ГЭСН на новые виды работ, отсутствующие в действующих сметных нормативах и разработанные в соответствии с Методическими указаниями от 24.04.1998 № 18-40;
· уровень оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, принятый по данным государственной статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 г. для базового района (Московская область);
· сборник сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, утвержденный Госстроем России в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000;
· сборник сметных цен на эксплуатацию строительных машин, утвержденный Госстроем России в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
В территориальные сборники (ТЕР —2001) включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).
Сборники ТЕР—2001 утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники ТЕР —2001 служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах России. Исходными данными для разработки сборников ТЕР —2001 являются приведенные выше документы для разработки ФЕР —2001 и дополнительно следующие:
· территориальный уровень оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, принятый по данным государственной статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 г.
· территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции (сборники СЦ на материалы) в уровне пен по состоянию на 01.01.2000;
· территориальные сборники сметных цен на эксплуатацию строительных машин (сборники СЦ на машины) в уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
Пример состава, и структуры построения сборников Территориальных единичных расценок на строительные работы Воронежской области ТЕР 81-02-10—2001 «Деревянные конструкции» приведен в приложении 2.
Отраслевые сборники единичных расценок разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.). Сборники ОЕР утверждаются министерствами, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами.
В тех случаях когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в действующих сборниках ГЭСН — 2001, возможна разработка индивидуальных норм и расценок. Они утверждаются заказчиком.
Состав, структура построения и порядок применения ФЕР — 200! и ТЕР —2001 идентичны, поэтому в примерах рассматриваются только ФБР —2001.
Сборники ФЕР—2001 содержат техническую часть и таблицы по форме, приведенной в табл. 2.1.1.
Пункты технической части имеют двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела. Техническая часть сборников ЕР включает в себя следующие разделы:
· «Общие указания», содержащие общие требования и положения о порядке применения ЕР;
· «Правила исчисления объемов работ», содержащие правила, формулы и примеры расчетов;
· «Коэффициенты к ЕР», содержащие коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов.
Применение коэффициентов позволяет сократить количество расценок при изменении условий производства работ, технологий, замене материалов, строительных машин.
Единичные расценки по своему содержанию могут быть закрытыми и открытыми. В закрытых ЕР учтены все прямые затраты, связанные с выполнением работ. В открытых ЕР — стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе сметной документации по проектным данным.
Кодирование сборников ФЕР —2001 идентично и повторяет кодирование сборников ГЭСН —2001, т.е. наименования и номера сборников, разделов, таблиц, норм, а также единиц измерения в ГЭСН —2001 совпадают с созданными на их основе аналогичными сборниками ФЕР —2001, что удобно для автоматизации составления смет как ресурсным, так и базисным методом.
Таблицы ФЕР—2001 включают в себя шифр (номер) расценки, наименование и характеристику строительных работ и конструкций, измеритель и количественные показатели расхода ресурсов на единицу измерения. Таблицы ФЕР —2001 содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ показатели, учитывающие следующие элементы нормативных затрат в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000:
· затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) установлены по нормативной трудоемкости на измеритель вида работ по ГЭСН —2001 с учетом разрядности работ и среднестатистической ставки рабочего четвертого разряда в размере 9,62 руб. за I чел.-ч при нормативной продолжительности работы 166,25 ч в месяц согласно постановлению Минтруда России от 07.02.2000 № 2092. При этом ставка рабочего-строителя первого разряда принята в размере 7,19 руб. за ] чел.-ч. Так как в таблицах ГЭСН —2001 указан средний разряд по виду работ, то стоимость 1 чел.-ч рабочих различных разрядов, занятых на строительных и ремонтно-строительных работах с нормальными условиями труда, можно определить по табл. 2.12. В сборниках ТЕР —2001 стоимость 1 чел.-ч определяется по данным региональных центров по ценообразованию, утвержденных администрацией региона;
· стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины. Стоимость установлена исходя из нормативного количества машиночасов по нормам ГЭСН —2001 и сметных расценок Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. При этом тарифная ставка рабочего-механизатора среднего разряда 4,3 принята в размере 10,58 руб. за 1 чел.-ч исходя из суммы заработной платы 1760 руб. в месяц;
· сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) установлена на измеритель вида работ исходя из норм их расхода по ГЭСН —2001 и каталога сметных цен на материалы, изделия и конструкции по базисному району. Их сметные цены включают сложившиеся на 01.01.2000 оптовые (отпускные) цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения. В сборниках ФБР—2001 учтены также затраты по горизонтальному и вертикальному внутрипостроечному перемещению материалов и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны (к месту укладки в дело) включая разгрузку на приобъектном складе;
· нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
· наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.
Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах ФЕР —2001 по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические и железобетонные конструкции и т. п.), в таблицах сметных норм указываются только на именования, а в графе «расход» обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудно устранимых потерь и отходов, а их стоимость необходимо определять по Сборнику средних сметных цен на материалы или по другим справочно-информационным источникам. По материалам поставки заказчика сведения о ценах предоставляет заказчик.
Порядок и последовательность расчета единичной расценки в ФЕР — 2001 на вид работы по элементной сметной норме, взятой из ГЭСН —2001, приведены на рис. 2.8. В составе ЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие лимитированные затраты.
В открытых сборниках ЕР, например ФЕР-07 — 2001 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные», основные материалы и конструкции вынесены за расценку (табл. 2.13). При этом в графах 1, 2 и 7 в знаменателе приводятся коды, наименование и характеристика, единица измерения и расход неучтенных расценками материалов.
Технические характеристики и, расход таких материалов определяются исходя из проектных данных, а стоимость — по текущим ценам. Единицей измерения служат штуки сметные цены на которые чаще всего отсутствуют, поэтому требуется калькулирование стоимости, что трудоемко и неудобно для составления сметы. Очень часто сметчики переводят штуки в метры кубические, а их стоимость можно легко и быстро определить. При составлении сметной документации стоимость работ по таким единичным расценкам формируется двумя строками:
· исчисляется стоимость работ по соответствующей единичном расценке;
· исчисляется стоимость не учтенных, выведенных за расценку основных материалов в текущем уровне средних сметных цен, при этом их берут в скобки, чтобы показать, что это текущая цена.
Применение ЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет, при этом в них переносятся все необходимые показатели из таблиц без изменения. Уточнение сметных показателей при учете коэффициентов и порядка применения ЕР производится с указанием ссылки на соответствующие пункты технической части и «Общих указаний» сборников ЕР.
В ФЕР и ТЕР учтены нормальные условия производства работ, наличие достаточных по площади приобъектных площадок, средний уровень строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации. При производстве строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях вблизи объектов, находящихся поя высоким напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов, и в других усложняющих условиях проведения работ к нормам затрат труда, основной заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины) следует применять по соответствующим видам работ коэффициенты, приведенные в приложении 2, табл. П2. ] — П2.4.
Примеры состава и структуры построения таблиц сборников ФЕР—2001 и ТЕР —2001 приведены в приложении 2.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
· основой технического и сметного нормирования в строительной отрасли является принцип усреднения при определении стоимости прямых затрат и расхода ресурсов;
· государственные элементные сметные нормы и единичные расценки следует применять для экономичных типовых и повторно применяемых проектов зданий и сооружений массового строительства;
· при определении сметной стоимости уникальных зданий и сооружений, выполненных по индивидуальным проектам, необходимо использовать индивидуальные или фирменные сметные нормы. В этом случае использование государственных сметных норм оправдано только при составлении концептуальной сметы, ТЭО строительства и тендерной документации;
· при списании материалов на производство работ элементные сметные нормы следует рассматривать как усредненные нормативы их расхода на единицу измерения. Фактический расход необходимо определять по фактическим их затратам на объем работ, подтвержденный расходными документами и утвержденный заказчиком;
· при составлении сметной документации с применением новых материалов рекомендуется их показывать в текущих ценах со ссылкой на прайс-листы фирм изготовителей.
Литература
1. Синянский И.А. Проектно-сметное дело / Учебник. — М.:-Издательский центр» . Академия»,2007
2. В.В.Костюченко» Организация оплаты труда и сметное дело в строительстве» Ростов-на-Дону» — Феникс»2008
Источник: otherreferats.allbest.ru