Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 июня 1994 г.
Опубликован:
-
Кодекс РСФСР Информационный материал Информационный материал Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» Постановление Госстроя СССР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ НАПРЯЖЕНИЕМ 0,38-750 кВ
Дата введения 1994-06-01
РАЗРАБОТАНЫ институтом «Энергосетьпроект» (ответственные исполнители Мурашко Н.В. и Хотинский В.Г.) с участием институтов «Сельэнергопроект» (ответственные исполнители Елин H.И., Шестопалов В.И. и Ломоносов Ю.А.) и «Оргэнергострой» (ответственные исполнители Коган Е.Н. и Войнилович Н.А.) по договору N 517-93-95 от 29.03.93 г. с Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России».
ВНЕСЕНЫ институтом «Энергопроект»
СОГЛАСОВАНЫ: Зам. председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству С.Л.Громовым. Письмо от 03.12.93 г. N 3-15/1701;
Будте осторожны при самостоятельной покупке участка !!!Для строительства дома.
Начальником Департамента электрических сетей РАО «ЕЭС России» О.А.Никитиным, 1993 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Департамента электроэнергетики Минтопэнерго РФ И.А.Новожиловым 20.05.1994 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель и площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ, в состав которых входят воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции (в дальнейшем — подстанции), переключательные распределительные и секционирующие пункты.
1.2. При выборе, предоставлении и использовании земель для электрических сетей должны соблюдаться Земельный кодекс РСФСР, Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам потерь сельскохозяйственного производства и другие нормативные акты.
1.3. Полосы земель для воздушных и кабельных линий электропередачи необходимы для временного краткосрочного пользования на период их строительства, а земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключательных, pacпpeдeлитeльныx и секционирующих пунктов — для бессрочного и постоянного пользования.
Земельные участки для монтажа опор воздушных линий электропередачи — для временного краткосрочного пользования.
1.4. Ширина полос земель и площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением более 750 кВ и опор больших переходов линий электропередачи всех напряжений, а также площади земельных участков подстанций, расположенных на грунте с высоким удельным сопротивлением (более 300 Ом·м) или имеющих устройство выносного контура заземления, определяются проектом, утвержденным Заказчиком в установленном порядке.
1.5. Ширина полос земель и площади земельных участков, предоставляемых во временное краткосрочное пользование, для временных сооружений на период строительства объектов электрических сетей, а также площади земельных участков, предоставляемых в постоянное, бессрочное и во временное краткосрочное пользование при техническом перевооружении, реконструкции, модернизации и расширении линий электропередачи и подстанций, определяются проектом, утвержденным Заказчиком в установленном порядке.
Кому выгодны работы под высоким напряжением? Как ремонтировать ЛЭП не отключая? #энерголикбез
1.6. После завершения строительства объектов электрических сетей земли, предоставленные во временное пользование, должны быть приведены в состояние, в котором они находились до начала строительства.
Связанные с предоставлением земель в постоянное или временное пользование потери и убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям и арендаторам, возмещаются в установленном порядке. Средства на возмещение потерь и убытков целесообразно включать в стоимость сооружаемого объекта.
2. НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
2.1. Площадь земельных участков , м , предоставляемых под опоры (включая оттяжки) воздушных линий электропередачи в постоянное (бессрочное) пользование, определяется по формуле:
,
где: — площадь земли, занимаемая одной опорой в границах ее внешнего контура (включая оттяжки), м /шт;
— количество опор, шт.;
— площадь полосы земли вокруг внешнего контура опоры (включая оттяжки) шириной 1 м, на землях сельскохозяйственного назначения при установке регилей с глубиной заложения до 0,8 м ширина полосы должна приниматься равной 1,5 м; м /шт.
Для трехстоечных и портальных (двухстоечных) свободно стоящих опор линий электропередачи напряжением 500 и 750 кВ:
— площадь земли, занимаемая одной стойкой в границах ее внешнего контура, м /шт;
— количество стоек, шт.
Для трехстоечных и портальных опор с оттяжками линий электропередачи напряжением 500 и 750 кВ допускается определение площади земель , предоставляемых под опоры в постоянное (бессрочное) пользование, по формуле:
,
где =1,5 м — радиус круга с центром в месте закрепления стоек и оттяжек в земле;
— количество стоек и мест закрепления оттяжек в земле.
Укрупненные величины площадей земельных участков, предоставляемые в постоянное пользование под различные типы унифицированных опор воздушных линий электропередачи, которые рекомендуются для использования при выборе трассы, выполнении технико-экономических обоснований и других предпроектных разработках, приведены в приложении.
Земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-1,0 кВ и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, в постоянное пользование не предоставляются.
2.2. Ширина полос земель для линий электропередачи, сооружаемых на землях, покрытых лесом, должна приниматься по согласованию с организациями и лицами, во владении которых находятся эти земли, с учетом требований «Правил устройства электроустановок», предъявляемых к ширине просек для линий электропередачи.
2.3. Ширина полос земель, предоставляемых на период строительства воздушных линий электропередачи, сооружаемых на унифицированных и типовых опорах, должна быть не более величин, приведенных в табл.1.
Источник: library.fsetan.ru
СН 465-74 Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 — 500 кВ
Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ (СН 465-74) разработаны институтом Энергосетьпроект с участием института Сельэнергопроект Минэнерго СССР.
Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ согласованы с Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.
Редакторы: инженеры Е.А. Троицкий (Госстрой СССР), В.Г. Хотинский и М.М. Хейфиц (Энергосетьпроект, Минэнерго СССР)
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
н ормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель и площади земельных участков, отводимых для электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ, в состав которых входят воздушные и кабельные линии электропередачи, понижающие подстанции, распределительные и секционирующие пункты.
Примечания: 1. Ширина полос земель и площади земельных участков, отводимых для электрических сетей напряжением 500 кВ и опор больших переходов линий электропередачи всех напряжений, определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. Полосы земель для воздушных и кабельных линий электропередачи необходимы для временного краткосрочного пользования на период их строительства, а земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, понижающих подстанций, распределительных и секционирующих пунктов — для бессрочного (постоянного) пользования. Площади земельных участков для монтажа опор воздушных линий электропередачи — для временного краткосрочного пользования.
1.2. При выборе, отводе и использовании земель для электрических сетей должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза СССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ и другие соответствующие нормативные акты.
Внесены Минэнерго СССР
Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства
от 22 июля 1974 г. № 153
Срок введения в действие
1 января 1975 г.
1.3. Площади земельных участков, отводимых в постоянное (бессрочное) пользование при расширении и реконструкции понижающих подстанций, и ширина полос земель и площади земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование, для временных сооружений на период строительства объектов электрических сетей определяются проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
2.1. Площадь земель F , отводимая под опоры (включая оттяжки) воздушных линий электропередачи в постоянное (бессрочное) пользование, определяется по формуле
F = n (F0+f),
где F 0 — площадь земли, занимаемая одной опорой в границах ее внешнего контура (включая оттяжки);
n — количество опор;
f — площадь полосы земли вокруг внешнего контура опоры (включая оттяжки) надлежит принимать для линий электропередачи напряжением 2-20 кВ и линий связи, обслуживающих электрические сети, шириной 1 м и для линий электропередачи напряжением 35-500 кВ шириной 2 м.
Земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением до 1000 В не подлежат изъятию у землепользователей.
2.2. ширина полос земель, отводимых на период строительства воздушных линий электропередачи, должна быть не более величин, приведенных в табл. 1.
Опоры воздушных линий
Ширина полос отводимых земель в м при напряжении линии в кВ
Примечания: 1. Ширина полос земель, приведенная в таблице, предназначена для линий электропередачи, сооружаемых на унифицированных и типовых опорах. Ширина полос земель для линий электропередачи, строящихся на землях населенных пунктов, территории предприятий и в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях, затапливаемых поймах рек и т.п.) для строительства переходов через естественные и искусственные препятствия и временных дорог, необходимых на период строительства, определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. Ширина полос земель для линий электропередачи, сооружаемых на землях государственного лесного фонда, покрытых лесом, должна приниматься по согласованию с соответствующими органами, введении которых находятся эти земли, но не более предусмотренной Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1953 г. № 2866, и Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667.
3. В скобках указанна ширина полос земель для воздушных линий электропередачи с двухцепными опорами или опорами с оттяжками.
2.3. Площади земельных участков, отводимых для монтажа опор воздушных линий электропередачи в местах их размещения (дополнительно к полосе отводимых земель, указанных в табл. 1.), должны быть не более величин, приведенных в табл. 2.
2.4. Наземные кабельные сооружения (вентиляционные шахты, кабельные колодцы, подпитывающие устройства, переходные пункты) на землях сельскохозяйственного назначения не размещаются.
Площади земельных участков, отводимые для размещения наземных кабельных сооружений, строящихся на землях населенных пунктов и территории предприятий, определяются проектом, утвержденным в установленном порядке.
Опоры воздушных линий электропередачи
Площади земельных участков в м 2 , отводимые под опоры при напряжении линии в кВ
Примечания: 1. Площади земельных участков, приведенные в таблице, относятся к линиям электропередачи, сооружаемым на унифицированных (нормальных) и типовых опорах.
2. Для железобетонных опор линий 35-500 кВ площади земельных участков даны для установки опор в пробуриваемые котлованы цилиндрической формы, в скобках — для установки опор в отрываемые котлованы.
3. Площадь земельного участка для монтажа стальной свободно стоящей анкерно-угловой опоры линии электропередачи напряжением 500 кВ должна быть не более 1500 м 2 .
2.5. Ширина полос земель, отводимых во временное краткосрочное пользование для кабельных линий электропередачи на период строительства, должна приниматься для линий напряжением до 35 кВ не более 6 м, а для линий напряжением 110 кВ и выше — не более 10 м.
2.6. Ширина полос земель и площади земельных участков, отводимых во временное пользование для капитального ремонта линий электропередачи, определяются проектом, утвержденным в установленном порядке. При этом ширина полос и площади земельных участков не должны превышать величин, предусмотренных табл. 1 и 2 для соответствующих линий электропередачи.
2.7. Использование земель над кабельными линиями и под проводами воздушных линий по назначению должно осуществляться землепользователями с соблюдением мер по обеспечению сохранности линий электропередачи в соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1953 г. № 2866, и Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667.
3. НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ПОНИЖАЮЩИХ ПОДСТАНЦИЙ
3.1. Площади земельных участков, отводимые для подстанций, секционирующих и распределительных пунктов с высшим напряжением от 6 до 20 кВ, должны быть не более величин, приведенных в табл. 3.
3.2. Площади земельных участков, отводимые для подстанций с различными схемами электрических соединений (включая комплектные) с высшим напряжением от 35 до 500 кВ, должны устанавливаться по табл. 4.
Подстанции, распределительные и секционирующие пункты
Площади отводимых земельных участков в м 2
Комплектные подстанции с одним трансформатором мощностью до 630 кВ ·А
Мачтовые подстанции с одним трансформатором мощностью до 250 кВ ·А
Комплектные подстанции с двумя трансформаторами мощностью до 630 кВ ·А
Распределительные пункты закрытого типа
Подстанции закрытого типа с одним или двумя трансформаторами мощностью до 630 кВ ·А
3.3. Площади земельных участков, отводимые для подстанций с составом зданий и сооружений (в том числе с количеством ячеек распределительных устройств), не соответствующим составу зданий и сооружений подстанций, приведенных в табл. 4, должны увеличиваться или уменьшаться на величины, приведенные в табл. 5.
Схемы электрических соединений подстанций
Площади отводимых земель в тыс. м 2 при установке на подстанции трансформаторов
Источник: znaytovar.ru
Нормы отвода под строительство лэп
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ НАПРЯЖЕНИЕМ 0,38-750 кВ
Дата введения 1994-06-01
РАЗРАБОТАНЫ институтом «Энергосетьпроект» (ответственные исполнители Мурашко Н.В. и Хотинский В.Г.) с участием институтов «Сельэнергопроект» (ответственные исполнители Елин H.И., Шестопалов В.И. и Ломоносов Ю.А.) и «Оргэнергострой» (ответственные исполнители Коган Е.Н. и Войнилович Н.А.) по договору N 517-93-95 от 29.03.93 г. с Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России».
ВНЕСЕНЫ институтом «Энергопроект»
СОГЛАСОВАНЫ: Зам. председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству С.Л.Громовым. Письмо от 03.12.93 г. N 3-15/1701;
Начальником Департамента электрических сетей РАО «ЕЭС России» О.А.Никитиным, 1993 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Департамента электроэнергетики Минтопэнерго РФ И.А.Новожиловым 20.05.1994 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель и площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ, в состав которых входят воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции (в дальнейшем — подстанции), переключательные распределительные и секционирующие пункты.
1.2. При выборе, предоставлении и использовании земель для электрических сетей должны соблюдаться Земельный кодекс РСФСР, Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам потерь сельскохозяйственного производства и другие нормативные акты.
1.3. Полосы земель для воздушных и кабельных линий электропередачи необходимы для временного краткосрочного пользования на период их строительства, а земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключательных, pacпpeдeлитeльныx и секционирующих пунктов — для бессрочного и постоянного пользования.
Земельные участки для монтажа опор воздушных линий электропередачи — для временного краткосрочного пользования.
1.4. Ширина полос земель и площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением более 750 кВ и опор больших переходов линий электропередачи всех напряжений, а также площади земельных участков подстанций, расположенных на грунте с высоким удельным сопротивлением (более 300 Ом·м) или имеющих устройство выносного контура заземления, определяются проектом, утвержденным Заказчиком в установленном порядке.
1.5. Ширина полос земель и площади земельных участков, предоставляемых во временное краткосрочное пользование, для временных сооружений на период строительства объектов электрических сетей, а также площади земельных участков, предоставляемых в постоянное, бессрочное и во временное краткосрочное пользование при техническом перевооружении, реконструкции, модернизации и расширении линий электропередачи и подстанций, определяются проектом, утвержденным Заказчиком в установленном порядке.
1.6. После завершения строительства объектов электрических сетей земли, предоставленные во временное пользование, должны быть приведены в состояние, в котором они находились до начала строительства.
Связанные с предоставлением земель в постоянное или временное пользование потери и убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям и арендаторам, возмещаются в установленном порядке. Средства на возмещение потерь и убытков целесообразно включать в стоимость сооружаемого объекта.
2. НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
2.1. Площадь земельных участков , м, предоставляемых под опоры (включая оттяжки) воздушных линий электропередачи в постоянное (бессрочное) пользование, определяется по формуле:
где: — площадь земли, занимаемая одной опорой в границах ее внешнего контура (включая оттяжки), м/шт;
— количество опор, шт.;
— площадь полосы земли вокруг внешнего контура опоры (включая оттяжки) шириной 1 м, на землях сельскохозяйственного назначения при установке регилей с глубиной заложения до 0,8 м ширина полосы должна приниматься равной 1,5 м; м/шт.
Для трехстоечных и портальных (двухстоечных) свободно стоящих опор линий электропередачи напряжением 500 и 750 кВ:
— площадь земли, занимаемая одной стойкой в границах ее внешнего контура, м/шт;
— количество стоек, шт.
Для трехстоечных и портальных опор с оттяжками линий электропередачи напряжением 500 и 750 кВ допускается определение площади земель , предоставляемых под опоры в постоянное (бессрочное) пользование, по формуле:
где =1,5 м — радиус круга с центром в месте закрепления стоек и оттяжек в земле;
— количество стоек и мест закрепления оттяжек в земле.
Укрупненные величины площадей земельных участков, предоставляемые в постоянное пользование под различные типы унифицированных опор воздушных линий электропередачи, которые рекомендуются для использования при выборе трассы, выполнении технико-экономических обоснований и других предпроектных разработках, приведены в приложении.
Земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-1,0 кВ и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, в постоянное пользование не предоставляются.
2.2. Ширина полос земель для линий электропередачи, сооружаемых на землях, покрытых лесом, должна приниматься по согласованию с организациями и лицами, во владении которых находятся эти земли, с учетом требований «Правил устройства электроустановок», предъявляемых к ширине просек для линий электропередачи.
2.3. Ширина полос земель, предоставляемых на период строительства воздушных линий электропередачи, сооружаемых на унифицированных и типовых опорах, должна быть не более величин, приведенных в табл.1.
Источник: docs.cntd.ru
НТВП «Кедр — Консультант»
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Земельные вопросы: участки, границы » О нарушении прав собственника земельного участка, на котором без его согласия возведена опора ЛЭП
О нарушении прав собственника земельного участка, на котором без его согласия возведена опора ЛЭП
Гражданин П. является собственником земельного участка (категория — индивидуальное жилищное строительство) право собственности зарегистрировано, свидетельство о государственной регистрации права имеется. В течение года после приобретения земельный участок П. фактически не использовал, после чего П. обнаружил, что на территории его участка установлена опора высоковольтной линии электропередач, питающая электроэнергией жилые объекты на вновь образованных земельных участках. Обратившись в администрацию населенного пункта, П. узнал, что работы произведены силами филиала МРСК Центра и Приволжья «Удмуртэнерго» Воткинским РЭС, при этом согласовать с ним, как с собственником участка, производство работ не представилось возможным якобы в виду отсутствия его контактной информации.
Вопрос.
Может ли собственник участка П. рассчитывать на какие-либо компенсации, в том числе: снижение земельного налога; понуждение к установлению сервитута; возмещение убытков, связанных со строительством линейного объекта; требование о сносе самовольно построенного линейного объекта?
Термин «земельный сервитут» означает право ограниченного возмездного либо безвозмездного использования чужого участка земли, предоставляемое третьим лицам. Например, застройщику дома требуется провести водопровод (газопровод или иное) и это можно сделать только через чужой участок земли, имеющий законного правообладателя (собственника). Для монтажа требуемых коммуникаций на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, по которому заинтересованное лицо может использовать определенную договором часть участка, а собственник земельного участка в качестве компенсации вправе получать согласованные платежи.
Ответ юриста.
Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками земельного налога, по общему правилу, являются граждане и организации, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно письму Минфина России от 23.04.2009 года № 03-05-05-02/23, поскольку главой 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, то собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе того, часть которого обременена сервитутом. То есть, установление сервитута не повлияет на размер уплачиваемых налоговых платежей.
Вместе с тем следует отметить, что базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 статьи 391 НК РФ), которая может быть установлена в размере рыночной (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ). Установление кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной целесообразно в тех случаях, когда кадастровая стоимость превышает рыночную. Практика установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании отчетов об оценке в настоящее время получила широкое применение.
Обременение участка сервитутом неизбежно влечет за собой снижение рыночной стоимости такого участка. В этом случае, установление кадастровой стоимости в размере рыночной, приведет к снижению земельного налога. Однако, важно учитывать, что экономия на налоговых платежах должна превышать расходы, связанные с: подготовкой отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовкой заключения саморегулируемой организации на такой отчет, а также правовым сопровождением процедуры установления кадастровой стоимости в размере рыночной а административном или судебном порядке. Принимая во внимание сумму уплаченного гражданином П. земельного налога, реальная экономия за счет уменьшения земельного налога будет небольшой, вложенные затраты окупятся не ранее, чем через 10 лет.
Об установлении сервитута.
Ранее суды считали, что собственник земельного участка не вправе обращаться в суд с требованием об установлении сервитута. Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Обращение в суд с таким требованием рассматривалось в качестве ненадлежащего способа защиты и влекло за собой отказ в удовлетворении заявленных требований. Анализ имеющейся судебной практики показывает, что и в настоящее время некоторые судьи продолжают придерживаться данной позиции (Апелляционное определение Московского областного суда от 18.05.2015 года по делу № 33-11294/2015.)
Однако Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2013 года № 1046-О пришел к другому выводу. В указанном Определении отмечается: «Если исходя из фактических обстоятельств конкретного дела защита прав и охраняемых законом интересов собственника земельного участка невозможна без определения содержания прав и обязанностей лиц, имеющих право пользования его земельным участком, собственник земельного участка не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим иском». Конституционный суд пришел к выводу о том, что собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении сервитута к лицам, использующим такой участок. Соответствующая правовая позиция применяется судами при принятии решений (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.08.2015 года № Ф09-5219/15 по делу № А60-50038/2014).
Нужно учитывать, что до обращения в суд по спорам об установлении сервитута предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования. Согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Справедливо заметить, что несмотря на тот факт, что наличие на земельном участке опоры ЛЭП может и не доставлять его собственнику значительных неудобств, подтверждать их наличие Пермитину А.М. не придется. Необходимость подтверждения нарушений прав собственности истца, не связанных с лишением владения, характерна для требований, основанных на положениях статьи 304 Гражданского кодекса, которые, однако, не могут применяться с целью предоставления этому лицу права пользования чужим земельным участком и подменять таким образом иск об установлении сервитута, предусмотренный статьей 274 Кодекса» (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 года № 11248/11 по делу № А45-12892/2010).
Плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую мог получить собственник земельного участка, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам.
Имеется судебная практика, которая использует по аналогии механизм расчета платы за сервитут, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 года № 1461.
Справедливо заметить, что помимо платы за установление сервитута у собственника земельного участка в результате размещения на соответствующем участке ЛЭП возникают убытки, о компенсации которых он вправе заявить. Представляется, что размер таких убытков следует исчислять как разницу между стоимостью земельного участка с построенным линейным объектом и стоимостью земельного участка без такого объекта. Указанное требование целесообразно заявлять совместно с требованием об установлении сервитута.
В данной ситуации (гражданина П.) очевидно, что размер платы за сервитут как и сумма компенсации его убытков будут небольшими.
По вопросу о том, возможно ли оспорить строительство линейного объекта, действующее законодательство такую возможность собственникам земельного участка предоставляет в рамках обращения в суд с негаторным иском.
Согласно статье 304 ГК РФ, «. собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения». При этом, законодательством такая возможность предусмотрена не только для собственников, но и лиц, обладающих земельными участками на правах постоянного пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
Вместе с тем суды исходят из того, что сама по себе прокладка сетей не препятствует использованию земельного участка (например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010 года по делу № А03-10886/2009). В некоторых судебных актах излагается позиция о том, что снос размещенных на участке объектов повлечет нарушение публичных интересов или баланса интересов сторон. В Определении от 22.07.2010 года № ВАС-11943/09 по делу № А19-12924/2008 ВАС РФ указал, что суд правомерно признал, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку его удовлетворение повлечет нарушение прав и законных интересов иных лиц, а также публичных интересов» .
Вместе с тем, когда ответчиком по делу оказывается частное лицо, и речь о публичных интересах неопределенного круга лиц (потребителей электроэнергии) не идет, то суды встают на сторону истца. Верховный суд Республики Башкортостан в Апелляционном определении от 28.10.2014 года по делу N 33-13473/2014 обязал ответчика за свой счет снести самовольно установленный на земельном участке, бетонный столб/опору высоковольтной линии электропередачи, так как со стороны ответчика в условиях обозначенных работ по установке линии электропередачи нарушены права истца.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства нарушения прав Пермитина А.М. строительством на его земельном участке спорной опоры ЛЭП, следует констатировать, что вероятность решения суда о переноса опоры ЛЭП невелики.
В итоге гражданину П. было предложено направить собственнику линейного объекта проект соглашения об установлении сервитута, поскольку по соответствующей категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Если же не удастся достигнуть соглашения об установлении сервитута, следует обратиться в суд с требованием об установлении сервитута и возмещении убытков.
Консультация дана в ноябре 2016 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2016».
Показываем 0 — 0 из 0 Новостей | Страница 0 из 0
Записей не найдено.
Показываем 0 — 0 из 0 Новостей | Страница 0 из 0
Источник: www.ntvpkedr.ru