Нормы при строительстве домов культуры

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ
ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОМПЛЕКСОВ И ЗДАНИЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И УПРАВЛЕНИЯ
ИМ. Б. С. МЕЗЕНЦЕВА
(ЦНИИЭП ИМ. Б. С. МЕЗЕНЦЕВА)
ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ

Справочное пособие к СНиП

Серия основана в 1989 году

Проектирование клубов

Москва Стройиздат 1991

Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева Госкомархитектуры

Редактор Н. В. Лосева

Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Содержит общие положения выбора типа клуба, площадей и структуры пространства; требования к акустике помещений и защите от шума, к условиям видимости и расположению зрительских мест в залах, к конструктивным решениям, к инженерному оборудованию зданий клубов

Для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Справочное пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» и конкретизирует общие требования к проектированию клубов и других объектов клубно-досугового назначения.

Как чем когда ПОДКАРМЛИВАТЬ сейчас растения. Плантафид, осмокот, советы и опыт Ани

Материалы Пособия частично используют опыт нормативных разработок и директивные документы последних лет, результаты прикладных исследований типов и сетей клубов, а также обобщают опыт текущего проектирования. Этот опыт демонстрирует, особенно в конкурсном и поисковом проектировании, в разработке индивидуальных программ и проектов, исключительное разнообразие решений клубов. Сам объект проектирования обретает новые границы. Он выходит за рамки традиционных клубов и домов культуры типового проектировании семидесятых — восьмидесятых годов. В составе клубно-досуговых сооружений оказываются и новые объекты — досуговые клубы, центры досуга и рекреативные комплексы, профильные и любительские клубы и т. д.

Ведущим условием эффективного проектирования становится учет местных условий и прогноз развития культурной сети. Составление программ проектирования и определение конкретных требований к клубу и клубно-досуговой системе становится ответственной задачей, решение которой требует специальных предпроектных исследований исходной ситуации.

Данное Пособие не может охватить всех вариантов конкретных ситуаций. Оно касается лишь некоторых общих положений, выбора типа клуба, определения состава помещений, площадей и структуры пространства.

Положения Пособия имеют рекомендательный характер и допускают отступления, мотивированные конкретными условиями.

Требования к акустике помещений и защите от шума, к условиям видимости и расположению зрительских мест в залах, к конструктивным решениям, к инженерному оборудованию зданий клубов, противопожарные требования представлены в соответствующих нормативных документах.

Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева (кандидаты архит. Е. М. Соснова — ответственный редактор, Г. И. Быкова, Н. Н. Ерофеева, А. Я. Никольская, В. Н. Ревякин, М. Р. Савченко; архитекторы А. Л. Иликчян, А. С. Кравченко, Е. К. Милашевская).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Клубы разделяются на типы:

Досуговые клубы — первая ступень клубной типологии, клубы общего профиля — вторая, любительские клубы — третья и высшая на сегодня ступень. Эти типологические ступени-уровни определяют направление перспектив его развития и пополнения клубно-досуговой сети. Они отвечают переходу от первичного и пассивного приобщения к коллективному досугу к активизации и дифференциации клубных интересов, от универсальных клубных пространств — к специализации помещений, и росту разнообразия типов клубных зданий и систем.

1.2. Области применения клубов досуговых, общего профиля, любительских определяются достигнутым и прогнозируемым уровнем социально-экономического развития каждого региона, числом жителей и административным статусом населенного места, сложившейся и прогнозируемой активностью посещений клубов и насыщенностью культурной сети.

По мере роста культурного потенциала, повышения уровня урбанизации населенных мест, дифференциации культурного спроса населения и становления самоорганизующихся клубных коллективов исходная сеть досуговых клубов должна пополняться (и частично вытесняться) клубами общего профиля, а затем и любительскими. В развитой клубно-досуговой сети присутствуют все указанные типы клубов.

1.3. Распределение типов клубов по территории области, сельского района, города подчиняется, как правило, следующей закономерности: более высокая типологическая ступень клубов — в центре, более низкая — на периферии сети. Кроме того, центр сети имеет большее типологическое разнообразие клубов, представительство как нижних, так и верхних типологических ступеней. Периферийные территории города или сельского района предполагают преимущественное развитие досуговых клубов, а центральные территории — как досуговых, так и клубов общего профиля, в крупнейших городах — также и любительских клубов.

1.4. Общий культурный и социально-экономический потенциал региона влияет на пропорции распределения разных типов клубов в центре и на периферии клубных сетей, но при этом сохраняется тенденция более высокого типологического уровня и разнообразия центра.

В настоящее время относительно пониженный уровень социально-экономического развития и соответственно большую долю досуговых клубов на всех уровнях клубной сети имеют регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии; средний уровень и соответственно увеличение доли клубов общего профиля — центральные, западные и южные районы РСФСР, отдельные районы УССР, БССР, Молдовы, Прибалтики, Закавказья, более дифференцированной клубной типологией (включая и любительские клубы) отличаются ряд областей РСФСР, Литвы, отдельные южные и западные районы страны.

Указанные уровни развития регионов составляют обобщенную и изменяющуюся во времени картину. В ряде регионов с повышенным уровнем социально-экономического развития существуют районы и населенные пункты, имеющие клубы менее высокого типологического уровня и наоборот. Направление повышения социально-экономического потенциала регионов определяет общую тенденцию развития клубной типологии в сторону ее обогащения и дифференциации.

1.5. В зависимости от социально-экономического потенциала региона, административного статуса населенного места, численности населения и согласно положению в сети типы досуговых, общего профиля и любительских клубов имеют разную вместимость, функциональную нагрузку и состав помещений.

1.6. Досуговые клубы на периферии клубной сети жилой группы и микрорайона города, сельского поселка и т. д. — это, как правило, малые клубы с универсальными пространствами — отдельно стоящие, кооперированные с другими сооружениями местного центра или встроенно-пристроенные к жилым зданиям и т. п. Досуговые клубы в центре клубной сети (городской центр, центр планировочного района-новостройки, центр сельского административного района и т. д.) — это относительно крупные центры досуга, универсальные залы и многоцелевые зрелищные, развлекательные, физкультурно-оздоровительные комплексы, а также система малых досуговых клубов.

1.7. Клубы общего профиля на периферии клубной сети (городские жилые районы, средние и малые города вблизи областного центра, центральные усадьбы колхозов и совхозов и т. д.) — это здания, совмещающие зрелищную часть (зрительный зал, фойе) и клубную часть (помещения для отдыха и развлечений, лекционно-информационные и студийно-кружковые помещения). Чем выше культурная активность населения и экономический потенциал населенного места, тем выше необходимая доля клубной части в общей вместимости клуба и ниже доля зрелищной части.

Клубы общего профиля в центре клубной сети (общегородской центр, центр сельского административного района и т. д.) должны иметь, как правило, относительно большую долю клубной части в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений.

Если согласно численности населенного места в составе его центра предусматривается несколько клубов общего профиля (городские центры больших, крупных и крупнейших городов), то среди них должны предусматриваться так называемые профильные клубы с преимущественным развитием или зрелищных, или лекционно-информационных, или развлекательных, или студийных групп помещений. Такая профильная специализация клубов позволяет интенсифицировать их работу.

Наряду с ними возможны и самостоятельные здания клубов общего профиля, совмещающие все группы помещений, а также клубы в составе кооперированных культурных центров. Чем выше культурный потенциал города, его административный статус и число клубов центра, тем, больше доля профильных клубов в составе клубов общего профиля. Она колеблется от 15-20% в центрах больших городов до 60-70% в центрах крупнейших городов. Остальные клубы общего профиля совмещают все основные группы помещений. В составе клубов центра рекомендуется предусматривать также и досуговые клубы.

1.8. Любительские клубы согласно дифференциации своей деятельности и контингента являются принадлежностью исключительно центра клубной сети, как правило, в крупнейших городах с высоким культурным потенциалом. Формирование этого уровня типологии возможно только на базе насыщенной культурной сети города. Типы любительских клубов составляют развитую систему из множества клубов разной специализации (клубы исполнительского творчества, клубы коллекционеров, дискуссионные клубы, клубы авангардного искусства, ремесел, любителей старой техники, спортивные клубы и т. п.). Доля любительских клубов в крупнейших городах составляет сейчас около 10% сети.

1.9. Организационный статус клуба-учреждения в привязке к административно-территориальным единицам (городской Дом культуры – в центре города, городской клуб – в жилом районе, районный Дом культуры – в административном центре района, сельский Дом культуры – на центральной усадьбе, сельский клуб – в поселке и т.д.) не имеет однозначной связи с типом клуба-сооружения. Так, например, в разных населенных пунктах функции районного Дома культуры может исполнять досуговый клуб, клуб общего профиля или любительский клуб (в научном городке или академическом центре; прил. 1, 2)

1.10. Вышеперечисленные типы клубов являются элементами так называемой открытой (общедоступной) клубной сети, предполагающей свободный выбор места клубных занятий для разных групп населения. При проектировании ведомственных клубов, клубов предприятий, клубов творческих союзов, Домов техники и иных специализированных клубных объектов следует, как правило, предусматривать возможность их работы как в закрытом режиме, так и в составе открытой сети населенного места.

1.11. В условиях реконструкции как существующих клубных зданий, так и при приспособлении для клубной работы общественных и жилых зданий, а также при создании на базе клуба культурных центров целесообразно применение клубных блоков, основанных на одном из функциональных элементов клуба (зрительные, танцевальные, лекционные и спортивные залы, кружковые помещения.)

При реконструкции клубных зданий и при приспособлении для клубной работы зданий иного назначения в соответствии с конкретными условиями могут допускаться значительные отклонения от предлагаемых в прил. 3- 7 примерных составов и норм площадей помещений на 1 посетителя. Проектирование этих объектов рекомендуется вести согласно заданию на проектирование. Примерная номенклатура типов клубов, включая клубные блоки, приведены в прил. 2.

1.12. Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 и требованиям настоящего раздела Пособия. Площадь земельного участка принимается из расчета 10-15 м 2 на 1 посетителя клуба (20-25 м 2 на 1 место в зрительном зале).

1.13. Земельный участок клуба разделяется на следующие зоны:

общественная или представительная (площадки перед входами из расчета не менее 0,2 м 2 на 1 посетителя, памятник, Доска почета и т.п.);

зрелищная (рекламная и киноконцертная площадки, танцевальная площадка, открытая эстрада);

спортивная (комбинированная площадка для волейбола и баскетбола, другие площадки);

зона отдыха (павильон для чтения и настольных игр, площадка для аттракционов, детские площадки);

хозяйственная (площадка для транспортных средств, хозяйственный склад, навес для тары, мусоросборник).

1.14. При проектировании клубов в составе сложившейся городской застройки и на затесненных территориях допускается уменьшать площадь их земельных участков при сохранении необходимых площадок перед входами в здание и выходами из него, а также хозяйственной площадки.

1.15. Стоянки индивидуальных автомашин посетителей клуба следует предусматривать не далее 400 м от входов в здание клуба из расчета 2-5 мест для автомашин на 100 посетителей с учетом местных условий строительства.

1.16. На месте автомобильной стоянки необходимо выделить место с отличительными знаками для парковки автомобилей инвалидов. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

1.17. На земельных участках клубов в IV строительно-климатическом районе рекомендуется предусматривать устройство навесов, пергол и других затеняющих сооружений. В зданиях необходимо обеспечивать оптимальную ориентацию основных помещений.

2. ДОСУГОВЫЕ КЛУБЫ

2.1. Досуговые клубы следует проектировать в составе: помещений универсального назначения; специализированных помещений; служебно-бытовых помещений.

Отношение вместимостей помещений универсального и специализированного назначения рекомендуется принимать от 1:0,2 до 1:1.

2.2. Досуговые клубы разделяются на типы:

малые клубы с универсальной гостиной вместимостью от 50 до 250 посетителей (Д1);

клубы с универсальным залом вместимостью от 250 до 1500 посетителей (Д2);

клубы с универсальной рекреацией вместимостью от 250 до 1000 посетителей (Д3);

развлекательные, физкультурно-развлекательные и иные комплексы клубного досуга вместимостью от 150 до 1000 посетителей (Д4).

2.3. При проектировании досуговых клубов следует учитывать их размещение в составе культурной сети:

в периферийных сельских поселках, центрах производственных бригад досуговый клуб (клуб с универсальной гостиной) является, как правило, единственным культурным объектом населенного места. Здесь необходимо обеспечить возможность кинопоказа, танцевальных вечеров, работы кружков, концертов, нерегламентированного общения и т.п. Возможна кооперация досугового клуба с иными объектами поселкового центра (магазин, почта и т.п.);

Читайте также:  Каркасный дом на винтовых сваях этапы строительства

на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в центрах сельских административных районов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальным залом) является основным культурным объектом центра сельских районов в развиваемых и среднеразвитых регионах страны. Универсальный зал позволяет осуществлять как зрелищные мероприятия, включая гастроли, и выезд концертных бригад, так и вечера отдыха, танцы и праздничные комплексные программы. В таких досуговых клубах целесообразно предусматривать специализированные помещения кружковых в отношении 1:0,4-0,8 к расчетной вместимости универсального зала.

в жилых группах и микрорайонах городов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальной гостиной и клуб с универсальным залом) предназначен для обслуживания прилегающего населения микрорайонов в основном для немобильного населения (дети, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, а также для развития, работы придомовых спортивных, семейных, детских клубов, самодеятельных клубов по интересам, клубных кооперативов. Рекомендуется проектировать также досуговые клубы как в отдельно стоящем здании, так и встроенными в цокольные и первые этажи жилых домов в виде пристроенных к жилым домам блоков, в составе кооперированных общественных центров микрорайонов, с учетом использования территории дворов;

в жилых районах в центрах городов (в том числе крупных и крупнейших) рекомендуется предусматривать досуговые клубы с универсальной рекреацией и клубы с универсальным залом. Основное назначение таких клубов — организация массового зрелищного и развлекательного досуга молодежи и других групп населения (работа дискотек, проведение музыкальных концертов и фестивалей, организация сменных выставок, проведение массовых собраний и дискуссий, физкультурно-оздоровительные занятия). Досуговые клубы обеспечивают первичное приобщение аудитории к клубному досугу. На уровне жилых районов и городского центра такие клубы сосуществуют с клубами общего профиля (профильными) и любительскими клубами.

2.4. Кооперация клуба со спортивными сооружениями и создание клубных спортивных центров особенно целесообразны в населенных пунктах на 2-5 тыс. жителей, в общественных центрах городов от 25 до 250 тыс. жителей, в центрах жилых районов на 60 тыс. жителей.

Путем кооперирования и блокирования могут быть созданы многофункциональные центры: культурно-спортивные и культурно-оздоровительные, учебно-культурно-спортивные и т. п.

2.5. Помещения универсального назначения рекомендуется проектировать с горизонтальным полом и сборно-разборным оборудованием (эстрадами, помостами, рабочими столами, мебелью и т. п.). Следует предполагать как последовательное во времени использование универсального помещение для разных видов клубных занятий, так и одновременное использование разных зон универсального помещения, выделенных сборно-разборным оборудованием, мебелью, озеленением, рельефом пола и т. п.

2.6. Специализированные помещения досуговых клубов (аудитории, мастерские, кабинеты домоводства, буфеты и другие помещения со стационарным оборудованием) следует предусматривать согласно заданию на проектирование.

2.7. Вестибюли и фойе досуговых клубов рекомендуется проектировать с учетом возможности присоединения к универсальным помещениям клубов.

2.8. Состав и площади помещений универсального назначения в досуговых клубах рекомендуется принимать по табл.

1. Основное универсальное помещение малого клуба — универсальная гостиная, представляющая собой пространство многоцелевого назначения, рассчитано на одновременное использование его для разных целей, в соответствии с которыми оно может подразделяться на функциональные зоны (место для просмотра телевизора, место настольных игр, чаепития, нерегламентированного общения и др.). Структура такого пространства должна предусматривать возможность его использования и для одной цели — собрание, вечер отдыха, дискотека, детская елка, занятие группы общефизической подготовки, детского хореографического кружка и др. Помещение зала-гостиной должно иметь плоский пол. Допускается устройство небольшой эстрады или подиума со стационарными местами по периметру.

Помещения универсального назначения досуговых клубов

Площадь, м 2 , на 1 посетителя

Универсальная гостиная

Кладовые мебели и инвентаря

Примечания: 1. Состав и площади специализированных помещений и помещений административно-бытового назначения рекомендуется принимать согласно требованиям к помещениям клубов общего профиля ( табл. 2- 7). 2. При помещениях универсального назначения допускается дополнительно предусматривать камины, кухонное оборудование, сервизную, кино- видеоаппаратуру, радиоузел, кладовые для спортивного оборудования и т. п. 3. Меньшие значения площадей указаны для помещений большей вместимости, большие — для помещений меньшей вместимости.

2.9. При залах-гостиных вместимостью 100 чел. и более рекомендуется оборудовать киноаппаратную на 1 пост (площадью б м 2 ), в меньших залах-гостиных — место для установки передвижного кинопроектора. Входные помещения рассчитываются по наименьшим значениям удельной площади ( табл. 2), гардеробная может располагаться в кладовой, стенной нише или оборудуются крючки по стенам.

2.10. Малый досуговый клуб не обязательно размещать в отдельно стоящем здании. Его можно организовать встроенным или в пристройке к жилому дому, учреждению, предприятию общественного питания, на территории предприятия и т. п. Рекомендуется не только строительство новых зданий, но и приспособление старых помещений общественного и жилого назначения.

При проектировании клубов с универсальной гостиной для тех регионов, где сохранились традиции народной клубной архитектуры (кунацкая у народов Кавказа, мехмон-хона в Средней Азии и др.) рекомендуется учитывать национальные особенности этих сооружений в композиции здания и декоре.

2.11. Ядром досугового клуба с универсальным залом является общее зальное пространство вместимостью от 200 до 1000 чел., в котором проводятся не только вечера отдыха, кинопоказ, концертные выступления и собрания, но и физкультурно-спортивные мероприятия. Поэтому рекомендуется предусматривать здесь открытую в зал (сборно-разборную) эстраду, плоский пол (на глубину до 12 м от края эстрады) и оборудование трансформации зрительских мест. Допускается организация рельефа пола (платформы, блитчеры и т. д.). Предполагается возможность размещения в общем пространстве эстрады, зоны зрительских мест, свободного пространства фойе, зоны буфета и т. п. Общее пространство, позволяет мобильно использовать помещение зала, в том числе эпизодически увеличивать его вместимость в 1,5 раза на аншлаговых концертах и иных программах.

Помимо универсального зала в таком клубе рекомендуется предусматривать специализированные помещения игровых, кафе (с возможной связью с универсальным залом), помещения для работы кружков, раздевальные, душевые, вестибюль, гардероб, санузлы, административные помещения, а также кладовые для мебели и инвентаря.

2.12. Досуговые клубы с универсальной рекреацией формируются на основе универсального назначения не зала (в отличие от досуговых клубов с универсальным залом), а общих помещений для отдыха и развлечений, включая площадь фойе, вестибюля, буфета, гостиных, игровых помещений, спортивной и танцевальной площадок, зимнего сада.

В таких клубах зрительный зал (аудитория) обособлен от общего рекреационного пространства. Вместимость зала-аудитории — от 100 до 500 мест. В нем проводятся лекции, кинопоказ, некоторые концерты. Вместе с тем массовые, аншлаговые, в том числе зрелищные программы и кинопоказ проводятся в универсальной рекреации, вместимость которой от 150 до 500 посетителей.

Это общее пространство предназначено также для танцев и праздничных вечеров, физкультуры и спортивных занятий, отдыха и развлечений. Универсальная рекреация предусматривает эпизодическое зонирование при будничном режиме работы клуба и объединение зон в праздничном режиме. Следует предусматривать несложную плоскостную трансформацию ( см. разд. 5). Форма универсальной рекреации может быть сложной, включая ниши, балконы и т. п.

Кроме специализированного зрительного зала (аудитории) в составе этих клубов необходима входная группа помещений с гардеробом и помещениями администрации, санузлы, раздевальные и душевые (для спортсменов, кладовые инвентаря и мебели, специализированные помещения студии), состав и площади которых следует принимать согласно требованиям к помещениям клубов общего профиля ( табл. 2- 7).

2.13. В составе развлекательных, физкультурно-рекреационных и иных комплексов клубного досуга рекомендуется предусматривать несколько видов универсальных пространств: универсальные гостиные, универсальные залы и рекреации, в том числе для использования в будничном и праздничном режиме, вечеров отдыха, концертов, выставок, встреч и собраний, спортивно-оздоровительных, занятий и отдыха.

Помимо универсальных пространств в таких объектах могут быть также специализированные помещения кинозалов, видеотек и видеобаров, дискотек, кафе, залов для компьютерных игр, аттракционов, спортивных залов разного назначения, помещений мастерских, студий и т. п.

2.14. Указанные сооружения отличаются сочетанием универсальных помещений (разного назначения) и специализированных помещений. Соотношение вместимостей универсальных и специализированных помещений от 1:0,5 до 1:1,5.

Примерный состав и вместимости групп помещений разных типов досуговых клубов приведены в прил. 3.

3. КЛУБЫ ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ

3.1. Клубы общего профиля следует проектировать в составе:

Клубную часть рекомендуется принимать в составе групп помещений:

отдыха и развлечений;

3.2. Отношение вместимостей зрелищной и клубной частей клубов общего профиля составляет от 1:0,2 до 1:1,7.

Типы клубов общего профиля рекомендуется принимать согласно ряду отношений вместимостей их частей (типы I-IV по прил. 4).

В составе типов клубов общего профиля предусматриваются также типы профильных клубов и клубных блоков.

3.3. Вместимость зрительного зала в клубах общего профиля рекомендуется принимать от 150 до 1000 мест (допускается — до 1500 мест), общую вместимость — от 200 до 2100 посетителей (допускается — до 3000 посетителей).

3.4. При проектировании профильных клубов рекомендуется предусматривать следующие варианты состава групп помещений:

зрелищная часть и группа отдыха и развлечений;

группа отдыха и развлечений и лекционно-информационная группа;

Общая вместимость таких профильных клубов — от 300 до 1500 посетителей.

Примерный состав и вместимости разных типов профильных клубов (П1, П2, ПЗ) приведены в прил. 5.

3.5. При проектировании клубных блоков, включающих одну из указанных групп помещений, общую вместимость таких блоков рекомендуется принимать от 100 до 500 посетителей. (Типы блоков Б1, Б2, Б3, Б4 приведены в прил. 6.).

3.6. При реконструкции и оборудовании под клубы зданий (помещений) иного назначения, а также при проектировании клубно-досуговых центров состав групп их помещений следует определять заданием на проектирование.

3.7. Возможна кооперация клубов общего профиля со спортивными, выставочными и иными сооружениями, предприятиями общественного питания и т. п. согласно заданию на проектирование.

3.8. При проектировании клубов общего профиля, в том числе профильных клубов и клубных блоков следует учитывать их размещение в составе культурной сети:

на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в центрах сельских административных районов рекомендуется применять клубы общего профиля в центральных, западных и южных регионах страны (в остальных регионах — типы досуговых клубов);

в жилых и планировочных районах городов, в центрах малых, средних и больших городов. В развиваемых регионах страны клубы общего профиля рекомендуется применять, как правило, в центрах, в остальных регионах — также и в жилых и планировочных районах городов;

в центрах крупных и крупнейших городов рекомендуется применять, как правило, профильные клубы, а также клубы общего профиля, с учетом их градостроительного положения в составе сети;

при реконструкции действующего фонда клубов города и села, а также при пополнении сложившейся сети рекомендуется применять клубные блоки как пристройки к действующим клубам, а также как отдельно стоящие здания в системе клубной сети. При этом целесообразно учитывать сложившуюся обеспеченность сети и характер ее функционирования.

Состав и площади помещений зрелищной части

3.9. Состав и нормы площади помещений для зрителей рекомендуется принимать по табл. 2.

Источник: znaytovar.ru

Нормы при строительстве домов культуры

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 августа 2017 г. N Р-965

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:

1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.

3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948 признать утратившим силу.

к распоряжению Министерства

культуры Российской Федерации

от 2 августа 2017 г. N Р-965

СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст. 1; ст. 12; ст. 30; ст.

37; ст. 39; ст. 40 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, необходимо обеспечить:

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Читайте также:  Разрешение на строительство дома до 300 метров

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской от 26.01.2017 N 95-р «Об изменениях, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р» и в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где «норма» — это минимально допустимое количество сетевых единиц, а «норматив» — это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под «сетевой единицей» следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

— вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

— нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);

— показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.

4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

— существующую обеспеченность населения объектами культуры;

— функциональное многообразие организаций культуры;

— специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

— прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

— критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

— возможность выбора организаций культуры;

— развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

— возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

— сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

— полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

— наличие организаций культуры для детей;

— наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Ст. 29.1, 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Ст. 35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Ст. 14, 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

— финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

— реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

— условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

Ст. 12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 150 тыс. чел.

Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Библиотека для инвалидов по зрению

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Транспортная доступность 30 — 40 минут

на 10 тыс. детей

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

независимо от количества населения

Административный центр района

Транспортная доступность 30 минут — 1 час

Административный центр района

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

Общедоступная библиотека с детским отделением

Шаговая доступность 15 — 30 минут / Транспортная доступность 15 — 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

Шаговая доступность 15 — 30 минут / Транспортная доступность 15 — 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

Также на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).

2. Нормы размещения государственных библиотек субъектов Российской Федерации.

В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится «организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов».

П. 16 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.

3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нн — норматив численности жителей на 1 библиотеку.

4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.

В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.

В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.

Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Н : Нн) + (Нд : Ннд),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нн — норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;

Нд — численность детского населения;

Ннд — норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку;

Для городского округа с населением от 19 999 до 15 000 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.

Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.

Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Нс : Ннс) + ((Н — Нс) : Ннг) + (Нд : Ннд),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нс — численность сельского населения;

Ннс — норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;

Ннг — норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа.

Нд — численность детского населения;

Ннд — норматив численности детского населения на 1 библиотеку;

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.

Для городского поселения с населением от 9 999 до 7 500 чел. следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.

Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.

5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Читайте также:  Что такое строительство метрополитена определение

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.

Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.

В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Межпоселенческая библиотека — центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.

Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.

Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.

На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.

7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.

Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.

Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:

БС = ((Н — Надм.ц.п.) : Нн.ф.) + (Надм.ц.п. : Нн.адм.ц),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Надм.ц.п — численность населения административного центра сельского поселения;

Нн.ф. — норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;

Нн.адм.ц — норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.

Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.

Ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

П. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

9. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий , для чего рекомендуется на базе центральных библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:

— фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

— фонды Президентской библиотеки.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:

— в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

— в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

III. Нормы и нормативы размещения музеев

1. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 1 млн. чел.

Транспортная доступность для жителем административного центра — в течение 1 часа;

для жителей муниципальных образований — в течение 1 дня

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел.

Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. чел.

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 30 — 40 минут

Независимо от количества населения

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 30 минут — 1 час

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 15 — 30 минут

2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.

К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.

Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:

МС — музейная сеть;

Н — численность населения;

Мн — норматив численности жителей на 1 музей.

В случае если для субъекта Российской Федерации и (или муниципального образования) требуются различного типа музеи, то к данному нормативу применяется коэффициент 2 и 3, где 2 — краеведческий и художественный музеи, 3 — краеведческий, художественный и тематический музеи.

Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.

Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.

Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.

Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp.

Художественный музей — это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.

3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ст. 29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

Ст. 16, Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.

П. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.

В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.

5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.

6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций «По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей», направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.

IV. Нормы размещения театров

1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» , театр — это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р «О Концепции театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

Источник: legalacts.ru

Рейтинг
Загрузка ...