Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления (нормативного расхода топлива) при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Строительство дорог: 7 ошибок, которые вы точно допустите
В соответствии с нормативным документом «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ», утвержденным распоряжением Минтранса России № АМ-23-р от 14 марта 2008 г. (в ред. распоряжений Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р, от 14.07.2015 № НА-80-р, от 6.04.2018 №НА-51-р, от 20.09.2018 № ИА-159-р), для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Специалисты ОАО НИИАТ рассчитывают нормы расходы топлива для моделей, марок и модификаций автомобильной техники по специальной программе-методике Р 031112134-0367-97, утвержденной Минтрансом России. Для выполнения расчета необходимо заполнить заявку по установленной форме и отправить в научно-исследовательский отдел «Применение топливно-смазочных и эксплуатационных материалов (ТСЭМ) в транспортном комплексе».
Источник: www.niiat.ru
Нормы расхода материалов в строительстве и ремонте дорог
Асфальтобетонные смеси применяются как для укладки автомагистралей, так в частном секторе для устройства тротуаров, формирования отмосток. Расскажу, что нужно знать, чтобы правильно определить расход асфальта на 1 м² при толщине 5 см: калькулятор и самостоятельный подход. Какие есть основные виды строительного материала, способы их применения. Читайте до конца и Вы будет знать какую смесь и в каком количестве лучше выбрать для решения той или иной задачи.
От чего зависит расход асфальта на 1 м²
Рассматривается норма расхода асфальта на 1 м² при толщине 5 см, так как это минимальный слой строительной смеси. Представлена она минеральным компонентом на основе природного либо искусственного битумного вяжущего. Содержание последнего может достигать 15-75% от общего объема рабочей массы. Область применения материала распространяется любые типы дорожного покрытия: от пешеходных зон до крупных автомагистралей. В частном секторе нередко покрытие используется с целью укрепления отмостки по периметру дома.
Базовыми компонентами асфальта являются:
В зависимости от размера твердого наполнителя и его природы различается плотность, прочность и норма расхода асфальтобетонной смеси на 1м². Так, можно выделить три основные группы материалов по применению:
Определяясь с расходом асфальта на 1м² также учитывается нагруженность объекта. Это позволяет правильно подобрать толщину рабочего слоя. Вот несколько примеров:
Другие составы с повышенной плотностью применяются для формирования финишного покрытия.
Существует еще один фактор, который влияет на расход асфальтобетона на 1 м² при стандартной толщине 5 см. Укладываемая смесь может иметь различную рабочую температуру (в градусах по Цельсию):
Холодный асфальт хранится в мешках. Расход на 1м² – единственный недостаток материала. На фоне горячих аналогов здесь требуется в 4 раза больше смеси. Зато такой состав можно эффективно использовать в любое время года с соблюдением предельного значения минусовой температуры.
В этом видео наглядно показан расход холодного асфальта 1 кв.м на примере продукции ОЛМИКС:
Определение нужного объема смеси
Рассмотрим, как рассчитать расход асфальта на 1 м² при толщине 5 см. Дополнительно понадобится информация о площади объекта и плотности конкретной рабочей смеси. Например, выбран состав марки Б м Ⅰ. Здесь кубометр весит 2460 кг, то есть при толщине однослойного покрытия на 1 кв.м понадобится 24,6*5=123 кг асфальтобетона. Эту норму далее достаточно будет умножить на заданный метраж.
Расход асфальта на 1 м² при толщине 5 см в зависимости от типа заполняющего композита в среднем выглядит так:
В таблице представлена информация расхода горячего асфальта на 1м² в зависимости от маркировки, в которой дополнительно учтены технические характеристики компонентов.
Приведенные в таблице значения актуальны для асфальта, который поставляют все производители. Это обосновано тем, что качество товарного асфальта контролируется утвержденными стандартами. То есть расход асфальтобетонной смеси на 1 м² толщиной покрытия 5 см также имеет фиксированные показатели. Если Производство ведется по техническим условиям (ТУ), то информацию про плотность продукции нужно уточнять перед составлением заказа.
Другой вариант – калькулятор для расчета расхода асфальтобетона на 1м² толщиной 4 см или с иным параметром. На сайте практически каждого производителя размещена программа для автоматических вычислений. Здесь достаточно знать длину и ширину объекта, указать тип необходимой смеси. При этом здесь заранее будут внесены технические характеристики производимых составов, что практически исключает возможные погрешности в объемах.
Коротко о главном
Асфальт представлен смесью минерального композита на битумном вяжущем.
Расход асфальтобетона определяется конкретным составом, фракцией песка, щебня или гравия.
Природа компонентов, пропорции и размер сказываются на итоговой плотности, прочности и пористости асфальта.
Для формирования дорожного полотна применяется разогретая или холодная смесь, что также сказывается на расходах (холодной нужно в 4 раза больше, чем горячей).
Минимальным рабочим слоем принято считать 5 см.
Для расчета нужного объема асфальтобетона нужно вычислить произведение площади объекта на толщину слоя и расход смеси на квадратный метр исходя из покрытия в 1 см.
Напишите в комментариях, как думаете – стоит ли использовать холодный асфальтобетон или лучше ориентируясь на погодные условия заказывать горячий асфальт?
Источник: m-strana.ru