Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст.
3880; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4591; N 49, ст. 7015; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст.
5799; 2015, N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 27, ст. 4302, 4305, 4306; 2017, N 31, ст.
4740; 2018, N 1, ст. 27; N 32, ст. 5133, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст.
7790; 2020, N 31, ст. 5013, 5023; 2021, N 1, ст. 7, 33; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5103, 5104; N 50, ст. 8415) следующие изменения:
а) часть 9 после слова «необходимых» дополнить словами «застройщику, техническому заказчику»;
б) дополнить частью 9 1 следующего содержания:
Отступы от границ земельного участка — Как построить дом на участке
«9 1 . При выполнении предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).»;
2) в части 1 статьи 8 3 слова «, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором» исключить;
3) часть 12 2 статьи 48 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется.»;
4) в части 2 1 статьи 52 слово «трех» заменить словом «десяти».
Статья 2
В пункте 5 статьи 38 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2009, N 52, ст. 6455; 2018, N 32, ст. 5114; 2020, N 31, ст. 5013) после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 3
В статье 36 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 31, ст. 5013) слова «в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменить словами «в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пять изменений для владельцев земельных участков в 2022 году
Статья 4
Внести в статью 25 1 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 24, ст. 4207) следующие изменения:
1) в пункте 1 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», дополнить предложением следующего содержания: «Применение указанных в настоящей статье особенностей к видам деятельности, не связанным с таким увеличением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, не допускается.»;
2) в пункте 3 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2013, N 14, ст. 1651; 2020, N 31, ст. 5013) следующие изменения:
а) в пункте 2 слово «линейных» и слово «транспортной» исключить, слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», слова «в соответствии с земельным законодательством» заменить словами «в порядке, предусмотренном земельным законодательством,»;
б) в пункте 4 слово «частей» заменить словом «пунктов»;
в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Положения пункта 2 настоящей статьи не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5 2 и 5 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.»;
2) в статье 19 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 6
Статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 53, ст. 7596; 2015, N 27, ст. 3967; Российская газета, 2022, 19 апреля) дополнить частью 3 1 следующего содержания:
«3 1 . Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».
Статья 7
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 1, ст. 17; N 52, ст. 5498; 2009, N 52, ст. 6419, 6427; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2012, N 27, ст.
3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 52, ст. 6976; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38; N 10, ст.
1418; N 29, ст. 4376; 2016, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4306; 2017, N 25, ст. 3593; 2018, N 1, ст. 39; 2019, N 31, ст. 4442; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 1, ст.
7; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 10 статьи 4 слова «2022 года» заменить словами «2023 года»;
2) в статье 10 15 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подключения (технологического присоединения) указанных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются указанным Федеральным законом» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 8
Статью 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2014, N 52, ст. 7558; 2016, N 1, ст. 72; N 27, ст. 4294; 2019, N 31, ст.
4426; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) дополнить частями 7 1 и 7 2 следующего содержания:
«7 1 . Договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении указанных в части 7 настоящей статьи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости должен предусматривать срок выполнения таких работ, не превышающий трех рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 7 2 настоящей статьи).
7 2 . В случае, если при выполнении кадастровых работ, указанных в части 7 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона требуется проведение обязательного согласования местоположения границ земельного участка, срок, указанный в части 7 1 настоящей статьи, не включает в себя срок, который требуется для проведения такого согласования.».
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст.
1437; N 15, ст. 2031; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст.
4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33, 57; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 22, ст. 3683; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 5, 15, 18, 45, 47, 62; N 10, ст.
1396; N 12, ст. 1785) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 8 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения.»;
2) пункт 7 3 части 2 статьи 14 после слов «реконструкции зданий, сооружений,» дополнить словами «изменением в результате капитального ремонта сооружений,»;
3) часть 1 статьи 16:
а) дополнить пунктом 8 4 следующего содержания:
«8 4 ) три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;
б) дополнить пунктом 11 1 следующего содержания:
«11 1 ) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;
а) пункт 2 части 2 дополнить словами «в связи с установлением ограничений прав на такие объекты недвижимости или обременений на такие объекты недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта»;
б) часть 11 после слов «разрешений и проектной документации» дополнить словами «(в том числе в случае изменения характеристик сооружения в результате капитального ремонта)», дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «В отношении сооружения, характеристики которого изменены в связи с осуществлением его капитального ремонта, декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения.»;
в) дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, сведения о линейном объекте, за исключением сведений о местоположении линейного объекта на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта. При этом допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей).»;
а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если для строительства линейного объекта, в том числе расположенного на нескольких земельных участках, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство, истечение срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком, на котором полностью или частично расположен такой линейный объект, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении такого линейного объекта при условии, что на момент окончания строительства (этапа строительства) такого линейного объекта на данном земельном участке срок действия соответствующего договора не истек.»;
б) часть 10 после слов «на котором расположены такие объекты недвижимости,» дополнить словами «в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута,»;
в) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. В случае осуществления реконструкции объекта капитального строительства, в том числе в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации (если реконструкция объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами осуществляется на основании разрешения на строительство) либо собственника объекта недвижимости (если для реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство) и на основании документов, указанных в части 10 настоящей статьи.»;
6) часть 2 2 статьи 48 после слова «документы» дополнить словами «, иные документы и сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (при наличии таких документов и сведений),», дополнить предложением следующего содержания: «При этом проверка на предмет достоверности указанных документов и сведений органом регистрации прав не осуществляется.»;
7) в части 3 статьи 66 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;
8) в части 4 статьи 67 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;
9) статью 70 дополнить частями 34 и 35 следующего содержания:
«34. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон линейного объекта, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, на котором были расположены такие участок (участки) или часть (части) линейного объекта, а также осуществляет государственную регистрацию прекращения прав при условии, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению собственника указанного земельного участка (в случае, если для размещения реконструированных участка (участков) или части (частей) линейного объекта был образован самостоятельный земельный участок).
35. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в случае изменения характеристик сооружения в результате его капитального ремонта осуществляются по установленным настоящим Федеральным законом правилам осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае реконструкции зданий, сооружений, при которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство.».
Статья 10
Часть 10 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932; 2021, N 24, ст. 4209; 2022, N 1, ст. 16) после слов «капитального строительства» дополнить словами «, для которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума,».
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5013; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
2) в статье 1 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Приоритетные проекты по модернизации и расширению инфраструктуры»;
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Для целей настоящего Федерального закона под приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры понимаются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации (далее — объекты инфраструктуры), а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры.»;
в) часть 2 дополнить пунктами 5 1 — 5 3 следующего содержания:
«5 1 ) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
5 2 ) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
5 3 ) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов;»;
г) часть 3 после слов «необходимых для» дополнить словами «модернизации, расширения и»;
а) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
б) дополнить частью 14 следующего содержания:
«14. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством.»;
5) в наименовании статьи 4 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
6) в наименовании статьи 5 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
7) в наименовании статьи 6 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
8) статью 13 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Положения настоящего Федерального закона не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5 2 и 5 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.».
Статья 12
1. Установить, что в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, при которых выдача таких заключений, разрешений не требуется;
2) случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. В 2022 году при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог согласование владельцем автомобильной дороги, предусмотренное частью 8 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется в срок до семи рабочих дней. В случае, если по истечении указанного срока владелец автомобильной дороги не представил лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, уведомление о согласии на строительство, реконструкцию или уведомление об отказе в согласовании строительства, реконструкции, такие строительство, реконструкция считаются согласованными владельцем автомобильной дороги.
3. В 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, которые предусматривают в том числе:
1) определение видов работ, указанных в абзаце первом настоящей части, исходя из воздействия таких работ на земли или водные объекты, их части, которое может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия;
2) определение случаев отсутствия необходимости проведения до начала осуществления работ, указанных в абзаце первом настоящей части, историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на земельных участках, в том числе на лесных участках либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Статья 13
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник rg.ruДопустимые отступы при строительстве дома в 2022 году
В конце прошлого года были внесены поправки в СНиП. Изменения коснулись требуемых отступов при строительстве жилых домов и хозпостроек в том числе минимального расстояния между охранной зоной и постройкой. При планировании строительства необходимо ориентироваться на действующие нормы и правила, принятые Министерством строительства. Юристы «Недкадастр» рассказали на какие нормы нужно обратить внимание при разработке проекта дома.
С чего начинать строительство в 2022 году
При планировании строительства целесообразно заказать ГПЗУ. Для этого собственник обращается с заявлением и приложенными к нему паспортом и правоустанавливающими документами. Если на участке не проводилось межевание, следует уточнить координаты и площадь, подготовив межевой план.
Из градостроительного плана собственник получает информацию о наличии ограничений, особенностях грунта, близости к охранным зонам, расположении инженерных коммуникаций. Помимо этого, в ГПЗУ отображается пятно застройки, представляющее собой проекцию расположения всех строений на участке. Документ потребуется при согласовании начала строительства с местной администрацией.
Отступы при строительстве между постройками
На участке разрешено строительство только одного жилого дома. При планировании строительства стоит обратить внимание на наличие построек на соседних участках, если их нет достаточно отступить с каждой стороны 3 метра. При возведении одноэтажного жилого дома требуемый отступ от границы составляет 1 метр, при двухэтажной постройки — 1,5 метра, трёхэтажной — 2 метра. Если участок граничит с землями общего пользования, то необходимо соблюдение отступа в 5 метров.
Отступ при строительстве дома, совмещённого с гаражом от строений на другом участке — 3 метра, от забора — 1 метр. От окон комнат до любых капитальных строений, расположенных на соседском участке, необходим отступ в 6 метров. Выгребная яма располагается не ближе чем в 8–12 метрах от жилого дома.
Отступы при строительстве между хозпостройками
Без соблюдения отступов не могут быть построены никакие хозяйственные постройки, обладающие характеристиками капитальных строений (невозможность перемещения, наличие инженерных коммуникаций, прочный фундамент). Такие объекты недвижимости не могут быть перемещены, поэтому при планировании, важно продумать расположение хозпостроек с соблюдением требуемых отступов.
Количество хозпостроек зависит от желания собственника и площади участка. Баня или сарай должны размещаться не ближе чем в 1 метре от забора. Если на соседних участках уже есть баня, гараж, то отступ между строениями должен быть от 6 метров. Минимальный отступ от помещений с животными до построек составляет 4 метра.
В градостроительных правилах определена и допустимая высота хозпостроек. Если баня располагается в метре от забора, то высота в коньке не должна превышать 5 метров. Если строительство бани начато с соблюдением отступа в 2 метра от забора, то высоту можно увеличить до 5,5 метров. При расположении бани не менее, чем в 5 метрах от ограды высота должна составлять не более 7 метров.
Если гараж — самостоятельная постройка, расстояние от него до ограды не менее 1 метра. Допустимая высота забора также прописана в СНиП — не более 2 метров, уровень затемнённости не важен. Растительность на участке высаживается с учётом максимальной высоты. Для высоких деревьев 4 метра, средних 2, кустарников не менее 1 метра.
Допустимые отступы при строительстве деревянных каменных домов
Для соблюдения противопожарных правил при строительстве деревянных домов отступы увеличиваются из-за легко воспламеняемой древесины, из которой они возведены. Большие отступы защищают от распространения пожаров и позволяют их устранить на начальном этапе. Минимальный отступ между деревянным жилым домом и хозпостройками 15 метров. Если деревянная на участке только одна постройка, а остальные каменные, кирпичные, блочные, отступы между ними не должны быть менее 10 метров.
При строительстве деревянного дома необходимо отступить 3 метра от соседского забора и не менее 5 от дороги. Если на соседнем участке есть постройки, отступы зависят от использованных стройматериалов: не менее 15 метров, если дом деревянный и 10, если кирпичный или бетонный. Между двумя каменными, железобетонными или бетонными жилыми домами расстояние не должно быть менее 6 метров. Между каменным и домом из трудногорючих материалов или с деревянным перекрытием не менее 8 метров, из негорючих материалов — 10 метров.
Нормы строительства в охранных зонах
Помимо санитарных и противопожарных норм, существуют нормы строительства в охранных зонах. Их цель — обеспечение безопасности собственников, эффективное использование объектов, относящихся к охранным зонам, защита окружающей среды и охрана объектов культурного наследия. Величина отступа зависит от вида охранной зоны.
ЛЭП | 2 м для ЛЭП до 1 кВ, 10 м для 10 кВ, 15 м — 35 кВ и 20 м при 110 кВ. | Физ. лица 500 — 1 тыс. р., должн. лица до 2 тыс. р., юр. лица 10 тыс. — 20 тыс. р. |
Объект культурного наследия | От памятника, расположенного в населённом пункте 100 м, для памятника за пределами — 200 м. В населённом пункте ОЗ ансамбля -150 м, за пределами — 250 м. | Физ. лица 15 тыс. — 300 тыс. р., должн. лица 20 тыс. — 400 тыс. р., юр. лица 200 тыс. — 5 млн. руб. |
Газопровод | До 0,005 МПа — 2 м, 0,005-0,3 МПа — 4 м, до 0,6 МПа — 7 м. От магистрального газопровода минимальный отступ — 100 м. | Физ. лица 50 тыс. — 100 тыс. р., 500 тыс. — 800 тыс. р., для должн. лиц, юр. лица 500 тыс. — 2 млн. р. |
Водоохранная зона | Зависит от длины реки и водохранилища. Длина до 10 км — 50 м, 10-50 км — 100 м, более 50 км — отступ 200 метров. Минимальный отступ 50 метров. Отступ от моря 500 м. | Физ. лица 2 тыс. — 5 тыс. р., должн. лица 8 тыс. — 10 тыс. р., юр. лица 500 тыс. — 100 тыс. р. |
Охранная зона канализационных сетей | Зависят от диаметра трубы. Если менее 600 мм — не менее 5 м. От 600 мм — не менее 10 м. Максимальный отступ составляет 25 м. | Физ. лица 2 тыс.- 3 тыс. р., юр. лица 20 тыс.- 30 тыс. р. |
Приаэродромная территория | Строительство запрещено в радиусе 15 км от объекта. | Юр. лица до 300 тыс. р. |
Не всегда площадь земельного участка позволяет собственнику разместить все желаемые объекты недвижимости. Есть возможность уменьшить охранную зону, тем самым увеличив пятно застройки или площадь разрешённой к использованию земли. Для уменьшения площади охранной зоны до проведения строительства собственник или его представитель обращается с заявлением и документами на земельный участок в организацию, в ведении которой находится объект (газовая служба, РЖД, Министерство культуры и т.д.). Например, установленное расстояние между постройками и железной дорогой составляет 100 метров, но оно может быть уменьшено до 50 метров.
Последствия несоблюдения норм строительства
В случае несоблюдении СНиП при строительстве у собственника возникнут сложности при постановке строений на кадастровый учёт и при регистрации прав. Большинство нарушений СНиП связано с нежеланием ознакомиться с ГПЗУ и согласовать начало строительства, при котором администрация указывает на несоответствие проекта градостроительным нормам и есть возможность внести поправки. Наши юристы помогут в изменении конфигурации участка с сохранением или увеличением площади, если есть договорённость с соседями. Из-за несоблюдения норм строительства возникают разногласия с соседями, которые зачастую приводят к судебным разбирательствам. В таком случае собственники обращаются к кадастровому инженеру для уточнения площади и границ участка, при необходимости проведения повторного межевания, подготовки документов для последующей защиты интересов собственника в суде.
Запрет на строительство заборов выше 2-х метров
Дачникам Московской области даётся год, чтобы привести заборы в СНТ в соответствие с нормами Закона о благоустройстве. Что касается норм строительства, и расстояния на которое нужно отступить от забора для строительства дома, все осталось без изменений. Теперь заборы дачных участков выше 2 метров нужно обосновывать в Архитектуре.
Штрафы коснутся всех владельцев заборов построенных не по нормам, без исключения. То, что дачные поселки Подмосковья стали похожи на скученное сборище средневековых замков, подмечено даже гостями столицы. Создается такое впечатление, что каждый владелец участка чтит средневековые традиции, и почти обязательно строит коттедж с огроменными башнями и флюгером. Под стать ему и заборы — сверхвысокие и надежные. Иногда, кажется, что они предназначены для защиты от монголо-татарской орды, а не для обозначения территории, ограничения доступа для бродячих животных и любителей полакомиться чужими яблоками или клубникой.
С будущего года фортификационные старания владельцев средневековых строений станут ограничены до современных норм строительства. Дума Московской области дала год, чтобы привести ограждения в соответствие с Законом о благоустройстве, об это заявил первый зам председателя Никита Чаплин. Владельцы «стандартных», нормированных заборов и строений это решение поддерживают, но сомневаются в его исполнении. Объединение садоводов Истринского района в лице ее председателя Попова Юрия комментировали данный вопрос:
«Так просто дело не сдвинется, как обычно все будут игнорировать постановление, нужны штрафы. Только если в КоАП будет введена статья, владельцы участков начнут снижать высоту заборов. У нас прямо страна заборов. Даже на небольших участках умудряются сооружать трехметровые сплошные стены. Естественно у соседей земля оказывается в тени и на ней не выживает ни одно растение.
Количество исков с каждым днем увеличивается. Это вторая (на первом месте идут споры о границах) по количеству обращений в суд причина конфликтов между владельцами участков.
Непонятно что можно прятать на шести сотках. Я предлагаю вообще запретить глухие изгороди, а их высоту ограничить в 1,5 метра. Неприятно видеть людей на соседних участках, уезжай в другие области. Там без проблем могут выделить огромный участок в чистом поле, где и без заборов никого не видно»
Вам есть что скрывать за высоким забором?
Юрий Попов: «Нужны штрафы и санкции. Если это будет прописано в Кодексе об административных правонарушениях, то данная норма заработает, и дачникам придется приводить высоту заборов на своих участках в соответствие с установленными нормативами. Все знают, что у нас страна заборов — такова ментальность. Действительно, на участках в 6 соток заборы бывают по 2—3 метра высотой, и соседние участки остаются в тени — солнце не попадает, там ничего не растёт, а растёт количество соответствующих исков в суды. Что касается таких дел, то они идут где-то после тяжб, касающихся смежных границ, — это большое количество прецедентов.
. я бы пошел дальше и ввёл более радикальные ограничения — не сплошные, а просматриваемые заборы, и не выше 1,5 метров, то есть чуть ниже среднего роста взрослого человека. Что там скрывать — непонятно. Если на своих 6 сотках в Подмосковье не хочешь видеть соседа, то переезжай в соседние области и бери хоть гектар, там в округе никого не увидишь даже без забора».
Чуть позже Юрий Попов добавил, что проблему с соблюдением садоводческими некоммерческими товариществами нормативных актов решить просто — нужно перевести всех из СНТ в ИЖС. Тогда все индивидуальные участки окажутся жестко к градостроительным нормам. Останется только без послаблений контролировать их соблюдение и наказывать нарушителей. Обязательно нужно дополнить СНиПы нормативами об устройство заборов, издать другие НПА по данным сооружением. Кроме использования административного ресурса нужно также как можно больше предоставлять населению полезной информации об устройстве ограждений.
Кадастровые инженеры «Недкадастр» уточняют границы земельного участка, проводят геологические и геодезические изыскания при планировании строительства, сформируют ГПЗУ. Помогают в устранении разногласий между соседями из-за нарушения СНиП в досудебном и судебном порядке. Выявят обременения на участке в том числе принадлежность к охранным зонам и помогут согласовать проект.
Источник gkai.ruНормы и правила строительства на дачном участке в 2022 году
Основополагающими документами о правилах застройки частного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) являются следующие своды норм и правил: СП 13330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений…» и СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».
Каждый владелец земельного участка при строительстве дома обязан учитывать различные нормируемые показатели, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем.
Несоблюдение правил, указанных в нормативных документах, ведёт к наказаниям в виде штрафов, а возможно, и к перестройке объекта. Но для начала нужно разобраться, какие документы разрешают строительство на участке.
Перечень документов о праве собственности участка
Для того, чтобы начать строительные работы на участке, нужно обладать одним из следующих документов:
- Дарственной (это гражданско-правовой договор, при котором имущество, в конкретном случае земельный участок, безвозмездно передаётся от дарителя к одаряемому). По дарственной передаётся только приватизированный участок земли. Участок, арендуемый у государства, подарить нельзя. При этой сделке обязательно нужно регистрироваться в Росреестре, обратной юридической силы эта сделка не имеет.
- Договором купли-продажи земли или территории с постройками. Согласно этому договору, хозяин оформляет на покупателя земельный участок за внесённую покупателем денежную плату, при этом обе стороны не должны нарушать требования ЗК РФ (Земельного кодекса Российской Федерации).
- Переуступка прав на земельный участок. Заключается договор о переуступке прав с главой местного органа самоуправления, новый пользователь приобретает обязанности прежнего владельца и определённые юридические возможности. Данные действия регулируются Земельным и Гражданским кодексами РФ.
- Договор мены (подразумевает под собой передачу одного земельного участка в собственность другой стороне в обмен на участок второй стороны). Договор мены разнится с договором купли-продажи тем, что вместо денежной суммы стороны получают другой участок земли, равный по свойствам и стоимости.
Если вы владеете одним из перечисленных документов, то можно начинать планирование строительства на вашем земельном участке. В противном случае при обладании только договором ренты, строить на данной территории вы не имеете права.
Строительные нормы и правила
Для того чтобы начать строительство на земельном участке, нужно внимательно ознакомиться с действующими строительными нормами и правилами. Нормы и правила строительства на дачном участке в садовом некоммерческом товариществе (СНТ) регламентирует СНиП 30-02-97 обязательно с изменениями от 2019 года.
Данный документ применяется при проектировании застройки на зоне садоводческих объединений. Согласно этому своду норм и правил запрещается размещать участки под линиями высоковольтных передач, а также в санитарно-защитных зонах предприятий промышленности. Документ предусматривает следующие важные положения:
- расстояние от застройки в СНТ до массивов леса не должно быть менее 15 метров;
- индивидуальные участки должны быть, как правило, ограждены;
- дом на дачном участке должен находиться не ближе 5 м к красным линиям улиц и не ближе 3 м к красным линиям проездов;
- минимальные дистанции между объектами по санитарно-бытовым условиям должны быть:
- от дачного дома и погреба до туалета — 12 м, до бани, душа и сауны — 8 м;
- от колодца до уборной —8 м, до постройки для содержания мелких животных и птиц, бани, душа и сауны — 12 метров;
- от погреба до компостного сооружения и здания для разведения мелких животных и птиц — 7 м;
- возможна пристройка хозяйственных строений к частному дому. Помещения для мелких животных и птиц обязательно должны быть с отдельным наружным входом, расположенным не менее чем за 7 м от входа в частный дом;
- гараж может примыкать к частному дачному дому, быть отдельно стоящим или встроенным.
Обязательно нужно учитывать требования по инженерным системам при проектировании и строительстве садового участка и жилого дома.
Участок садового некоммерческого товарищества обязательно должен быть обеспечен системой водоснабжения, согласно требованиям: СНиП 2.04.02 -84*.
Устройство ввода водопровода в частные дома возможно при имеющейся местной канализации, либо при подключении к системе централизованной канализации.
Свободный минимальный напор воды в системе водопровода равен 0,1 МПа. Необходимо предусмотреть на территории земельного участка источники питьевой воды.
Территория земельного участка должна иметь запас противопожарного водоснабжения, за счёт подключения системы к сети наружных трубопроводов, либо за счёт устройства противопожарных резервуаров.
Возможна организация сбора и удаления нечистот при помощи централизованных очистных сооружений, соблюдая соответствующие нормы и согласовывая в установленном порядке.
Если дачный дом отапливается, то необходимо предусмотреть устройство автономных систем (котлы, печи, камины и т.п.), нагревательных приборов и арматуры.
Газоснабжение дачных домов возможно от газовых сетей, от баллонных агрегатов со сжиженным газом или от резервуаров со сжиженным газом.
При проектировании газоснабжения нужно руководствоваться предписаниями, пользуясь СНиПом 2.04.08-87*.
И в дополнение к вышесказанному: при разработке проекта и строительстве домов для круглогодичного проживания следует знать требования СНиП 2.08.01-89* и СНиП 11-3-79*.
Типы сооружений на участке
Постройка зданий регламентируется Градостроительным кодексом РФ. Построить свой жилой дом можно только, имея разрешение от городских или местных властей. Для строительства различных хозяйственных построек (гаража, бани, сарая) или временных построек разрешение не требуется и оформлять право собственности не обязательно, так как это не капитальные объекты строительства.
Согласно СНиП 30-02-97 владелец земельного участка (от 6 соток) может построить на нём следующие объекты:
- Жилой дом. Перед началом строительства обязательно следует оформить соответствующую градостроительную документацию (схема планировки, генеральный план зданий и подробный план каждого помещения). Строительство должно происходить согласно всем существующим актуальным нормативным документам на данный период (особенно касательно внутренних и наружных коммуникаций, газового оборудования и электрического обеспечения).
- Гараж. Разрешение для возведения гаража на своём участке получать не обязательно, если это не предназначенная для коммерческой деятельности постройка.
- Баня. Решение, регистрировать ли баню в гос. реестре, зависит от размеров здания, особенностей участка, характера постройки (капитальная или нет). Для небольшой по размерам бани разрешение на строительство можно не оформлять. А для большого по площади банного комплекса разрешение потребуется.
- Теплица или парник. Разрешено возводить, не оформляя специальные разрешающие документы.
- Сарай. На небольшой сарай без основательного фундамента можно не оформлять документацию.
- Туалет и выгребная яма. Данные постройки не являются объектами собственности. Поэтому регистрировать и оформлять в реестре их не обязательно. Только если это не коммерческий туалет для потока людей, приносящий определённый доход.
Помимо всех вышеперечисленных объектов разрешено строить летние кухни, склады, погреба и т.п.
Требования для строительства жилого дома
Частные дачные дома строятся с разной планировочной структурой: одноэтажные, в два или в три этажа, с мансардой или произвольным перепадом отметок этажей. Возможно устройство погреба или подвала. При этом под помещениями для животных и птиц погреб строить запрещается.
При строительстве жилого дачного дома на земельном участке, входящем в состав садового некоммерческого товарищества, должны соблюдаться следующие требования по СНиПу от 30-02-97:
- высота жилого помещения должна быть не менее 2,2 м от отметки пола до отметки потолка;
- высота хозяйственно-бытовых помещений (в частности подвала) должна быть не менее 2 м, высота погреба – не менее 1,6 м до нижней отметки выступающих строительных конструкций;
- дом не должен состоять из более чем 3 этажей;
- высота здания должна быть не более 20 м;
- лестницы строятся с учётом нормативов «Жилые здания» СНиП 2.08.01-89*;
- запрещено прокладывать сток ливневой канализации (для дождевой воды) с кровли на соседний участок;
- минимальный размер кухни должен быть 6 м 2 ;
- минимальный размер ванной комнаты – 1,8 м 2 ;
- минимальный размер каждой спальни – 8 м 2 ;
- ширина коридоров и лестниц должна быть более 0,9 м;
- жилые помещения запрещается обустраивать ниже уровня земли;
- обязательно соблюдение техники безопасности при использовании газовых баллонов, максимальный объём одного баллона – 12 л.
Это минимальный объём требований, предъявляемый при строительстве жилого дома. Таким образом, при проектировании и строительстве на частном земельном участке необходимо соблюдать все требования, предписания и нормы, чтобы не заработать проблем с властями, налогами и сохранностью имущества.
Наказания за нарушение норм прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, в основном, это различные объёмы штрафов и отказ вводить здания в эксплуатацию до устранения всех предписаний и недочётов.
Если появится желание выполнить пристройку помещения к жилому дому, её также необходимо оформлять в соответствующих районных органах, иначе самовольная застройка будет подвержена сносу согласно статье 222 Градостроительного кодекса России.
Возведение ограждений
В СНиП 30-02-97, который был изменён в 2019 г., выделены требования к постройке забора. Для ограждения участка возводится забор высотой 1,5 метра. Эта норма записана в п. 6.2 Своде Правил 53.13330.2011.
В нормах указано, что ограждение между соседними участками выполняется из сетки-рабицы. Но, если соседи между собой договорились, ограждение может быть любого вида: глухим, произвольной формы и т. д.
Важно! Своё согласие соседи должны подать в администрацию СНТ, а там представитель администрации должен заявление заверить.
Не ставят забор (или только при желании), если к участку, с любой стороны, подходит обрыв, водоем или овраг. Копать рвы, чтобы обозначить границы, запрещено.
Между участком, проезжей дорогой, улицей тоже возводится ограждение из сетки-рабицы высотой 1,5 метра. Если владелец намерен поставить другой забор, то понадобится этот вопрос согласовать на собрании участников с администрацией СНТ.
В части регионов требования отличаются. Поэтому стоит разобраться с нормами законодательства в своей области.
От красной линии от проезжей части забор должен находиться на дистанции 5 метров, и 3 метра – от красной линии до проезда.
Права соседей
В Гражданском Кодексе РФ (ст. 263 п. 1) записаны права владельца участка. Собственник может возводить хоз. постройки и жилые дома, выполнять демонтаж ветхих или ненужных сооружений, перестраивать и т.д. Но все выполняемые действия обязаны соответствовать требованиям пожаробезопасности, согласно ст. 42 ЗК РФ.
Нарушения норм грозят собственнику не только штрафами, но даже и сносом или переносом построек. Когда здание небезопасно, построено без учёта установленных нормативов, суд принимает решение о его сносе. Администрация СНТ подобные решения не выносит.
У соседей есть право обратиться в суд, когда нарушены их права неправильным возведением любых объектов на соседнем участке (это регламентируется ст. 304 ГК РФ).
Если владельцем все нормы СНиПов, СП соблюдены, то свои права он отстоит. Если имеются нарушения, то стоит договариваться с соседями. Например, выплатить компенсацию. Обязательно с соседями заключить соглашение и его узаконить в соответствующих органах.
Если этого не сделать, придётся неправильно расположенные постройки сносить за свои средства.
Правила и нормы, регламентированные в СП 53.13330 (от 2019), не относятся к обязательным, а лишь к рекомендательным. То есть невыполнение этих правил не повлечёт административную ответственность. Но, когда сооружения на участке не соответствуют санитарным или противопожарным нормативам, то владельца наказывают штрафом.
Источник da4nik.ru