Нормы строительства жилого дома от кладбища

Рядом с моим земельным участком (ЗУ) в деревне вопреки всем положениям СНИП находится незарегистрированное незаконное кладбище. С каждым годом новые захоронения всё ближе подбираются к границе моего ЗУ. Если при покупке участка 6 лет назад ближайшее захоронение было на расстоянии 20 метров от границы участка, то уже в этом году на расстоянии 15 метров.

Все попытки продать свой ЗУ оканчиваются неудачей. Покупатели, увидев, захоронения отказываются от сделки. Последний случай отказа произошел две недели назад. Уверен, что все захоронения осуществляются с разрешения местной администрации без оформления, естественно, каких-либо документов.

Вопрос 1. На основание каких правовых актов я могу требовать в судебном порядке, чтобы местная администрация организовала перезахоронение вновь появившихся могил?

Вопрос 2. Могу ли я требовать денежную компенсацию с администрации района за бездействие, которое снижает коммерческую стоимость моего ЗУ и за срыв договора купли продажи ЗУ? И если могу, то на основание каких правовых актов?

Можно ли жить рядом с кладбищем? Участок у кладбища — неликвид в России. А в других странах?

21 мая 2017, 23:40

Данный вопрос регулируется положениями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 „Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения“ (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12089475/)

II. Гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения

2.1. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

2.2. Не разрешается размещать кладбища на территориях: — первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников; — первой зоны санитарной охраны курортов; — с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; — со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных; — на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.

2.3. Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов: — санитарно-эпидемиологической обстановки; — градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории; — геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; — почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению; — эрозионного потенциала и миграции загрязнений; — транспортной доступности.

2.4. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: — иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей; — не затопляться при паводках; — иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации; — иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 — 18%.

Можно ли строить дом рядом с кладбищем?

2.5. Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

— от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

— от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.

Читайте также:  Как нанимать на строительство

2.6. Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом умерших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами территорий кладбищ на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений, садоводческих товариществ, коттеджной застройки, учреждений социального обеспечения населения.

2.10. Расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 г. Москва «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 „Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“

для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га санитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее 500 метров.

Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20га –300 м,

а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м.

Источник: taktaktak.ru

Об основных требованиях при размещении новых кладбищ

В соответствии со статьей 16 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Решение о размещении нового кладбища принимаются органами местного самоуправления, которые обязаны учесть санитарные, экологические и иные требования.

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения при решении вопроса о выделении земельного участка под строительство кладбища не требуется.

При принятии решения о размещении кладбищ необходимо строго руководствоваться требованиями санитарных правил: СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СЗЗ кладбищ принимаются в зависимости от площади самого кладбища. Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должен составлять 500 метров от границ земельного участка объекта до жилых строений. Для сельских кладбищ – 50 метров.

В соответствии с п. 2.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» в СЗЗ кладбища не должны попадать нормируемые объекты (жилые, общественные здания, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные зоны, водозаборы для питьевых нужд).

Размещение кладбища в пределах второго пояса зон санитарной охраны подземных и поверхностных источников водоснабжения, согласно п. 3.2.3., п. 3.2.3.1., п. 3.3.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.2., п. 2.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» не допускается.

Управлением Роспотребнадзора по Самарской области осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор за действующими объектами погребения, за организацией санитарно-защитной зоны кладбища, за условиями труда персонала, работающего на кладбище.

Источник: 63.rospotrebnadzor.ru

Санитарно-защитная зона кладбища

Санитарно-защитная зона кладбища

Администрации городов, городских и сельских поселений по роду своей деятельности курируют места массового захоронения населения. В связи с чем им приходится сталкиваться с понятием санитарно-защитная зона кладбища.

Читайте также:  Что даст строительство новой школы

Сразу стоить уточнить, что закон предписывает установление СЗЗ не всем кладбищам. В СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов.

Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны

В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.

Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

  1. Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
  2. Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.

Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ

Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.

Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.

Кладбища и крематории в классификации Санпин

Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.

Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.

Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.

Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.

Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

Как утверждается санитарно-защитная зона кладбища

Пример ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища

Рис. Пример №1. Нанесение границ ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища, расчетных точек и источников выбросов на ситуационный план

В целом процесс установления СЗЗ для кладбища не отличается от ее утверждения для прочих объектов, кроме того, что для кладбищ не требуется проводить оценку риска для здоровья населения, как это предписывается прочим объектам I-II классов опасности. Приведем этапы получения СЗЗ кладбища:

  1. Инвентаризация кладбища как объекта НВОС.
  2. Проектирование тома обоснования размеров СЗЗ для кладбища.
  3. Подача разработанного проекта на экспертизу во ФБУЗ (ФБУН) и получение от ФБУЗ (ФБУН) экспертного заключения.
  4. Подача экспертного заключения и других документов в Роспотребнадзор и получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора.
  5. Проведение посезонных натурных исследований по плану-графику мониторинга на границе СЗЗ аккредитованной в этой области лабораторией.
  6. Подготовка отчета “О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны”.
  7. Подача на согласование отчета и других документов в Роспотребнадзор и получение от главного санитарного врача Постановления “Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища”.
Читайте также:  Этапы строительства дорог в России

Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (от проведения инвентаризации до выдачи Постановления санитарным врачом) по опыту нашей компании занимает в среднем 2 года.

Виды негативного воздействия на окружающую среду от кладбища

В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):

  • химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
  • биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
  • физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).

В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.

К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:

  • работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
  • парковка;
  • котельная в административном здании на территории кладбища;
  • стоянка специальной техники;
  • ремонтная зона;
  • склад песка;
  • помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
  • помещение по механической обработки камня;
  • дымовая труба крематория (если есть крематорий);
  • другие источники.

Возможные источники шума на территории кладбища:

  • работа специального автотранспорта на площадке;
  • работа двигателей автомобилей на автостоянке;
  • мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
  • работа в помещении по изготовлению надгробий;
  • осуществление ремонтных, строительных работ;
  • другие источники.

Сокращение границ СЗЗ для кладбища

В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.

Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.

Установление границы СЗЗ для кладбища в случае жалобы от населения

Нанесение границы СЗЗ на ситуационный план

Рис. Пример №2. Нанесение расчетной СЗЗ кладбища и точек замеров на ситуационный план

Как уже говорилось, иногда администрациям кладбищ приходится устанавливать границу СЗЗ по требованию Роспотребнадзора после жалоб населения. В этом случае необходимо выполнить расчет влияния факторов негативного воздействия от работы кладбища в рамках проекта обоснования размеров СЗЗ и направить проект на экспертизу в экспертную организацию, а потом на согласование в Роспотребнадзор, и далее проводить натурные исследования.

На практике случалось и так, что Роспотребнадзор после изучения экспертного заключения выдавал отказ о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения в виду доказанного в проекте отсутствия негативного воздействия кладбища на соседствующих жителей домов. При этом объект освобождался от проведения натурных исследований – доказательств расчетов на практике. В некоторых ситуациях Роспотребнадзор отказывал в выдаче санэпидзаключения и предписывал провести мероприятия по благоустройству и озеленению территории.

Февраль 2017

Остались вопросы по статье?

Источник: ecolusspb.ru

Рейтинг
Загрузка ...