Нормы выделения земельных участков для строительства

Содержание

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2022 года)

(утратил силу с 24.04.2019 на основании Закона Московской области от 22.04.2019 N 63/2019-ОЗ)

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2022 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 апреля 2022 года на основании
Закона Московской области от 22 апреля 2022 года N 63/2019-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017);
Законом Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017);
Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2022 года N 3/59-П

Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Часть утратила силу с 10 октября 2022 года — Закон Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ..

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

17 июня 2022 года
N 63/2003-ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2022 году

При отсутствии денежных средств на покупку земельного участка человек может рассчитывать на государственную помощь. При этом важно соблюдать определенные на законодательном уровне условия.

Рассчитывать на крупный надел не стоит. Ведь в нормативно-правовых актах отражаются установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Они зависят от различных факторов.

Нормативы определяются жилищным законодательством. Также на региональном уровне предусматриваются локальные акты, которые регулируют данный вопрос.

Законодательное регулирование

Законодательство, в котором отмечаются предельные максимальные размеры земельных участков, необходимо для обеспечения рационального использования площадей. Нормы считаются логичными, так как при отсутствии ограничений деление земли могло происходить бесконечно.

Микроучастки, полученные после раздела, не всегда оказываются пригодными для использования. Также нельзя рационально применять крупные наделы. Поэтому законами определены регламенты применения земель для каждого гражданина.

Собственники часто стремятся поделить участки.

Как показывает судебная практика, такие меры требуются при:

  • наследовании земли;
  • разводе супругов;
  • необходимости выделить землю одному собственнику для продажи;
  • стремлении продать и подарить часть участка.

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

Но при этом выделить долю, меньшую установленной нормы, будет невозможно. В настоящее время закон, которые регулирует данные правила, претерпел изменения.

В марте 2022 года Градостроительный кодекс РФ потерял пункт четвертый статьи 41. В нем отмечалось, что в ходе деления участки не должны превышать и быть меньше допустимых значений. Однако пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ по-прежнему содержит данную норму с указанием допустимых значений.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Упрощена была статья 33 Земельного кодекса РФ, в которой отмечалось установление норм для крестьян, садоводов, огородников и дачников на основании региональных законов. При этом личное подсобное хозяйство и ИЖС регулировалось актами органов местного самоуправления.

Для того, чтобы определить минимальные и максимальные значения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, нужно обратиться к градостроительному регламенту. Он прописывается в Правилах использования земли и застройки муниципальных образований. Документ подлежит утверждению органами местного самоуправления.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Регламенты могут содержать ссылки на муниципальные документы. Но если земельные участки не попадают в список тех, что регулируются данными законами, стоит обращаться к Земельному кодексу РФ и другим федеральным документам.

Например, регламент не может быть применим к:

  • землям, на которых располагаются объекты культурного наследия;
  • территориям общего пользования;
  • участкам для постройки линейных объектов;
  • площадям для добычи полезных ископаемых.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

В очередь на земельный участок можно встать, только необходимо собрать пакет документов.

Как происходит изъятие земельного участка за неиспользование — читайте в этой статье.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные органы власти утвердить регламенты, которые будут использоваться для городов и сельских местностей. Документы должны регулировать вопрос застройки земли в рамках поселения.

Регламентом предусматривается определение минимальных и максимальных значений участков. Также документ выделяет территории, где данные нормы не применяются.

Сделать сводный анализ по всем субъектам страны не получится. Поэтому для примера можно рассмотреть состояние регламента в Москве.

Столичные власти подготовили не отдельный документ, а ввели данные нормы в пункт 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы. Они определили, что в городе ни в одной из зон минимальные и максимальные значения не применяются.

В Московской области ситуация сложилась по-иному.

Согласно закону № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», который был издан 17 июня в 2022 году, выделяют следующие показатели:

Для фермерского хозяйства Сорок гектаров.
Для садоводства Пятнадцать сотых гектара.
Для огородничества Одна десятая гектара.
Для дачного строительства Двадцать пять сотых гектара.

Таким образов область разработала собственные нормативы для определения земельных участков.

Для садоводства

В соответствии со статьей 13 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», максимальная площадь участков устанавливается на региональном уровне. При этом должны быть учтены нормы федеральных законов для граждан отдельных категорий.

Ранее не было разработано федерального закона, который устанавливает нормы гражданам на бесплатные земельные участки. Поэтому ориентироваться нужно было на общие регламенты в рамках субъектов.

Нормы определяются в соответствии со свободными площадями и средней земельной долей. Чаще всего край или область ориентируются на значения от 0.08 до 0.15 га.

Для садоводства отдельным категориям граждан выделяются бесплатные участки земли. В городах они не должны быть менее 0.20 га, а в селах – 0.40 га.

Для ИЖС

Минимальный размер земли для строительства жилого дома определяется на региональном уровне. Также значение устанавливает муниципальный земельный комитет. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ и Земельному кодексу РФ.

Под ИЖС в собственность можно получить максимально допустимый участок. В программе участвуют льготные категории граждан, которым земля выделяется на бесплатной основе.

Максимальная норма определяется в соответствии с количеством свободных наделов в собственности МО. Также учитывается экономическое развитие региона, количество человек в семье. В соответствии с этим земля для одинокого инвалида не будет аналогичной той, которая выделяется многодетной семье.

В стране определены средние максимальные значения наделов. Участки под ИЖС равняются площади от 5 до 30 соток. Ограничения используются при выделении земель из собственности государства и муниципального образования.

Скачать образец заполнения заявления на предоставление земельного участка многодетной семье

Скачать бланк заявления на предоставление земельного участка многодетным семьям

Регуляция нормативов происходит в соответствии с правом собственности на землю. Поэтому ориентироваться приходится на федеральные, региональные или муниципальные законы. Если застройка планируется на участке, приобретенном самим гражданином за личные средства, то регламенты не используются.

Допустимая минимальная площадь

Минимальный размер земельного участка, выделенного гражданину из фонда страны, определяется законодательными актами субъектов РФ. Если же дело касается ведения личного подсобного хозяйства, то ориентироваться нужно на документы, изданные органами местного самоуправления.

Нормы определяются градостроительными регламентами. Если они не распространяются на отдельные виды участков, то стоит ориентироваться на Земельный кодекс РФ и федеральные законы.

Размер участка отражается в статье 33 Земельного кодекса РФ. Также приводится разница между уточненной площадью и площадью, указанной в государственном кадастре. Она составляет не более 10%.

Например, по законам Краснодарского края минимальные размеры установлены в пределах 400 квадратных метров при длине от 8 метров для земель для ведения садоводческой деятельности. Если же участок будет использоваться для ИЖС или личного подсобного хозяйства, то минимальный предел определяется в виде 600 квадратных метров и ширине 12 метров.

Возможные проблемы

Предельные размеры, на основании градостроительных регламентов, определяются для всех видов земель.

Они учитываются в случае выделения:

  • участка из состава государственного и муниципального фонда;
  • земли в собственность гражданам;
  • площади для раздела участков;
  • земли для образования новых наделов;
  • долей из невостребованных фондов.

В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.

Несоответствие

При несоответствии площади создаваемого или изменяемого участка, возможно вынесение отказа в регистрационных органах. Государственные действия с ним могут оказаться невозможными.

Если площадь будет увеличена, то организации будут принимать во внимание фактические значения и превышение размеров, указанных в документах. Важно помнить, что запрещается превышать допустимые значения, а также использовать земли менее предельных показателей.

Если по факту площадь будет превышать 10% от зафиксированной в кадастровых документах, решить проблему можно будет только одним способом. Гражданину потребуется выкупить избыточные гектары у муниципального образования. Просто так присоединить избыточные квадратные метры не получится.

Для понимания ситуации необходимо рассмотреть пример. У члена садового товарищества имеется участок 30 соток по документам. Но фактически он использует 34 сотки земли. Четыре лишние сотки кадастровая палата отказала прирезать.

Данные земли (четыре лишние сотки) превышают указанные в законе 10%. Поэтому присоединение может быть признано самозахватом. Излишки земли должны быть выкуплены.

Когда нормы не используются

Требования, касающиеся предельных размеров, не распространяются на участки, изъятые из государственных и муниципальных нужд для некоторых целей.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Среди таковых земель можно выделить:

  • объекты с системами обеспечения энергией на федеральном и региональном уровнях;
  • земли для движения транспорта, прокладывания путей сообщения, установления связи;
  • объекты линейного характера федерального и регионального уровня;
  • элекро-, газо, водо- и теплопроводы;
  • автомобильные дороги любого вида.

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие участков дает право на дальнейшее изменение их целевого назначения. В остальных случаях предельные размеры определяются на региональном уровне. Среди таких документов выделяют постановления администраций, решения совета депутатов. Также важно ориентироваться на законы субъектов РФ.

Различия в разных муниципалитетах

Различные муниципалитеты устанавливаются собственные предельные размеры участков земли. Минимальный и максимальный предел необходимо выяснять в органах местного самоуправления.

Для сравнения можно взять размеры, установленные в Выборгском и Ломоносовском районах одной и той же Ленинградской области:

  • Первый район определил наделы на индивидуальное размещение дома и ЛПХ в размере от 5/100 до 25/100 гектаров, если речь идет о непосредственно населенном пункте. За его пределами нормы составят 3/100 – 5/10 га.
  • Индивидуальное жилищное строительство может вестись на участке не менее 0.06 га и не более 25/100 – 35/100 га в зависимости от конкретных ситуаций.
  • Земли, используемые для ведения сельского хозяйства, составляют не менее 2/10 гектаров. Максимально допустим их размер 1 га.

Другие значения определены в Ломоносовском районе. ЛПХ можно вести на участках от 5/100 до 25/100 га в населенном пункте и от 3/100 до 5/10 за его пределами. ИЖС осуществляется на площади от 5/100 до 25/100 га.

Несмотря на то, что нормы в районах разные, поход органов власти к определению наделов схож. Различия в предельных площадях обусловлены наличием свободных и занятых земель, численности и плотности проживания населения, перспективности земель.

Для определения нормативов важно обращать внимание не только на федеральные законодательные акты, но и региональные документы. Ведь последние часто являются приоритетными для установления предела.

Статья 17. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения животноводства, садоводства, огородничества или дачного строительства

Статья 17. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения животноводства, садоводства, огородничества или дачного строительства

До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки установить следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель:

1) для ведения животноводства:

Читайте также:  Гцс в строительстве это

минимальный размер земельного участка — 1 гектар;

максимальный размер земельного участка — 2 гектара;

2) для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства:

минимальный размер земельного участка — 0,01 гектара;

максимальный размер земельного участка — 0,2 гектара.

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Что такое предельные размеры земельных участков?

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) — нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
  • зданий
  • строений
  • сооружений

Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

  • земельным и градостроительным законодательством
  • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

Участки у озера. Суперцена в ноябреУчастки в Приозерском районе от 990 т.р. Коммуникации. Рядом озеро и лес. Рассрочка!Узнать большепобережье78.рфЯндекс.Директ

Размеры минимальных и максимальных площадей участков

Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

  • вводятся градостроительные регламенты
  • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
  • минимальные и максимальные площади ЗУ

Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
  • для ИЖС
  • для огородничества
  • для садоводства
  • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
  • для животноводства
  • для иных целей
  • о возможности раздела участков
  • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при разделе и объединении ЗУ
  • при перераспределении ЗУ
  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность
  • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
    ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности

Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.

При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

  1. на фактическую площадь ЗУ
  2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

При этом фактическая площадь не должна быть:

  • выше предельного максимального размера ЗУ
  • меньше минимального размера

В случаях когда происходит превышение:

  1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
  2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

Просто «прирезать» избыток не получится.

Заказать межевой план со скидкой!Оформление межевого плана без посредников. Выезд на объект бесплатно!Узнать больше kadastrovy-inzhener.ru

2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

  • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
  • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

Они необходимы для размещения:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

  1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
  2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
  • минимальный размер:
  1. 0.05 га — в границах населённого пункта
  2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  1. 0.25 га — в границах населённого пункта
  2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • минимальный размер — 0.06 га
  • максимальный размер:
  1. 0.25 га
  2. 0.35 га — для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • минимальный размер — 0.2 га
  • максимальный размер — 1 га

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
  • минимальный размер:
  1. 0.05 га — в границах населённого пункта
  2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  1. 0.25 га — в границах населённого пункта
  2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • минимальный размер — 0.05 га
  • максимальный размер — 0.25 га

Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселениях зависят:

  • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
  • от численности и плотности населения
  • от направлений и перспектив использования земель
  • от востребованности участков того или иного назначения
  • от многих других факторов

Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

  • Земельный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
  • Законы субъектов РФ

Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)

В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

  • градостроительные регламенты
  • временные регламенты застройки земельных участков

не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

  1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома — 300 м2
  2. для ведения садоводства — 200 м2
  3. для ведения огородничества — 200 м2
  4. для размещения индивидуальных гаражей — 18 м2
  5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества — 5 м2

Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

В условиях, действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно — через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

В муниципальных образованиях Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

  • Законом ЛО № 83-оз
  1. участки для садоводства
  • минимальный размер — 0.05 га
  • максимальный размер — 0.12 га
  • минимальный размер — 0.01 га
  • максимальный размер — 0.10 га
  • минимальный размер — 0.01 га
  • максимальный размер — 5.0 га
  • Законом ЛО № 145 оз
  1. участки для ведения ЛПХ:
  • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан — 0.99 га
  • минимальный размер — 0.10 га
  • максимальный размер — 0.25 га
  • минимальный размер — 0,06 га
  • максимальный размер — 0.25 га
  • Законом ЛО № 118 -оз
  1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
  • предельный максимальный размер — 50 га
  • предельный минимальный размер — 1 га

минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):

  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

Какие предельные размеры земельных участков?

В 90-е годы земля было объявлено о передаче наделов в частную собственность. В отличие от советской эпохи, когда вся земля принадлежала государству, теперь гражданам разрешено не только пользоваться землей, но и приватизировать. Приватизация — это переход недвижимости из рук государства в руки граждан.

Земля ценный природный и экономический ресурс. Для того, чтобы она не использовалась бездумно, были введены ограничения на максимально допустимый размер участков. Каждый вид деятельности имеет свой предел и это является целесообразным.

Минимально допустимые размеры владения установлены для контроля за бессистемным дроблением участков.

В погоне за прибылью собственники делят свой участок, что мешает вести сельское хозяйство и строить объекты. В конечном итоге, также наносит экономический и экологический вред.

Нормы

До масштабных изменений в Земельном кодексе 2022 года, определяющими в распределении земельных участков были региональные и местные власти. Им было дано право устанавливать предельно допустимые размеры на тот или иной участок.

В настоящее время размеры участков, которые подпадают под Правила землепользования и застройки, регулируются градостроительными регламентами. Остальные — Федеральными законами.

Правовое регулирование

До начала марта 2022 года все вопросы, связанные с выделением земельных участков и определением их размеров, решали местные и региональные власти. При администрации существовали специальные Комиссии, которые рассматривали заявления каждого гражданина. Это положение было сформулировано в Земельном кодексе, статье 33.

В ведении муниципалитетов было также выделение земли, связанное с категориями и видами разрешенного использования.

С принятием Федерального закона №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс» определение размеров большей части наделов стало прерогативой земельного законодательства. В решении каждого вопроса определяющим является дальнейшее использование земли.

Если по отношению к определенному наделу действует градостроительный регламент, то его размеры определяются Правилами пользования земельными ресурсами.

Если участок имеет другое целевое использование, то — Федеральными законами и земельным законодательством. В основе этого положения лежит статья 11.9 ЗК России.

Предельные размеры земельных участков

На предельные размеры влияют прежде всего Правила землепользования и СНИПы. Для чего нужно знать предельные размеры земельных участков? Это делается прежде всего для безопасности от пожаров и других негативных воздействий. Жилой дом, который будет построен на участке, не должен мешать соседям, их постройкам и посадкам.

До соседского жилого строения должно быть достаточное расстояние, чтобы вы не мешали личной жизни соседей, а они вам. Также считается расстояние до дороги и других объектов. Исходя из этих данных рассчитывается размер участка.

На площадь выделяемого надела влияют следующие обстоятельства:

  • территория, на которой расположен участок;
  • спрос на определенный вид участков;
  • общее количество участков;
  • особенности региона.

Такие нормативы как минимальные и максимальные размеры земельных участков будут различаться в каждом регионе.

Минимальные и максимальные

Участок может быть куплен и предоставлен государством безвозмездно. В первом случае вы вряд ли столкнетесь с какими-то ограничениями.

Если же выносить решение будет администрация, то ограничения будут в зависимости от того, в каком регионе была получена земля и каковы местные законодательные акты.

К примеру, под ЛПХ во Владимирской области выделяется не меньше 4-х и не больше 15-ти соток. В Чувашской республике — 12 и 15 соток соответственно. Ограничения по выделению максимального количества земли для одной семьи или одному подсобному хозяйству тоже разные.

Во Владимирской области этот максимум составляет 250 соток, а в республике Чувашия — 100 соток. Все предельные размеры должны соответствовать земельному законодательству.

Под ИЖС

Минимальное количество земли для ИЖС — 3 сотки. Но, как и в других случаях, этот норматив зависит от региона. К примеру, в Московской области, где наблюдается высокая плотность заселения нижняя граница может колебаться от 2-х до 8 соток.

Здесь, в первую очередь, повлияют требования СНИПов и Правил. Устанавливают, сколько метров будет от одного строения до другого.

В зависимости от места и материала изготовления постройки, цифра может колебаться от 8 до 15 метров. Еще больше колеблется максимальный размер по регионам. Он может быть от 6-ти до 30-ти соток.

Садоводство

В 2022 году под садовые участки выдается земля площадью от 6-ти соток, это минимальный размер надела. А максимальный составляет по земельному законодательству 0,15 га.

Но может быть меньше, если в регионе существует недостаток земли определенной категории и вида использования.

Сельскохозяйственного назначения

Согласно Федеральному закону №101 от 2022 года «Об обороте земель с/х назначения» определяется Земельным кодексом и региональными законами.

Минимальный размер земельного участка с/х назначения приблизительно равен 6-8 соткам.

Предельные (максимальные и минимальные размеры) устанавливаются по регламенту и земельному законодательству для ограничения нецелевого использования земель.

В каждой отдельной местности эти нормативы будут отличаться друг от друга. Рассчитываются они следующим образом.

По ФЗ РФ №101, максимальный размер, который может быть выделен на одного гражданина, составляет не меньше 10 процентов от общей площади с/х угодий, расположенных на территории одного муниципалитета. Поэтому нужно заранее знать о пределах, чтобы избежать недоразумений.

Порядок оформления надела

Для того, чтобы приобрести надел в собственность, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно Федеральным законам о кадастровой деятельности, без этого невозможна регистрация.

Процедура постановки на учет включает:

  • обращение к кадастровому инженеру;
  • проведение процедуры межевания и уточнение границ земельного участка;
  • составление кадастровым инженером плана и других документов;
  • передача документов в Росреестр.

После этого ваш участок будет отображаться на публичной кадастровой карте и на сайте Росреестра. Владельцу участка выдается кадастровый паспорт, а все сведения об участке сохраняются в базе данных.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок здесь.

Следующими шагами для оформления участка в собственность будут:

  • сбор пакета документов;
  • подача документов и заявления в местный муниципалитет;
  • если не было межевания — то нужно его провести.

Комиссия при местной администрации рассматривает заявление около 2-х месяцев. В случае положительного решения нужно подавать документы для регистрации в Росреестр.

Документы

Для оформления права собственности на земельный участок нужно предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • кадастровые документы;
  • правоустанавливающие бумаги;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Зарегистрировать право собственности можно через Росреестр, МФЦ, Госуслуги, сайт Росреестра. Оформление займет две недели.

Источник: proprodazy.ru

Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков

Пределы размеров земельного участка устанавливаются несколькими положениями закона. Это пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса и часть 6 статьи 30 Гражданского кодекса. Существуют также специальные положения, устанавливающие предельные величины. На федеральном уровне определяются максимальные и минимальные размеры земельных участков, принадлежащих государству, на региональном – являющиеся собственностью соответствующего субъекта РФ, а на муниципальном – относящиеся к собственности муниципального образования.

Предельные величины

Если у гражданина России возникло желание заниматься ЛПХ, то он имеет право обратиться в уполномоченный орган администрации с заявлением о выделении ему соответствующего участка.

Земельные наделы с использованием ЛПХ бывают 2 видов:

  • Полевые – находятся на сельскохозяйственных угодьях за чертой населенного пункта. Предназначены только для производства товаров сельского хозяйства.
  • Приусадебные – расположены в границах населенного пункта. Помимо сельскохозяйственного применения, на них разрешено возводить вспомогательные помещения, жилые дома, здания бытового назначения с соблюдением санитарных, строительных, пожарных норм.

При предоставлении бесплатного участка из земель, находящихся в собственности государства либо муниципалитета, обязательно соблюдаются нормативы, утвержденные для конкретной территории. В случае платного приобретения надела диапазон разрешенной площади устанавливается в ПЗЗ.

Читайте также:  Уведомление о законченном строительстве индивидуального жилого дома

Если правила застройки для вашей местности не определены, то максимальный и минимальный размер участков под ЛПХ будут установлены нормативным актом уполномоченного органа местного самоуправления.

В зависимости от плодородности почвы, наличия свободных земель и других факторов разные регионы определяют свой минимум и максимум для наделов ЛПХ.

Единого реестра, где прописаны разрешенные диапазоны площади, не существует. Чтобы найти необходимые данные нужно изучить нормативный акт местной администрации, в котором установлены предельные величины. Как правило, это решение совета депутатов муниципалитета либо закон.

Минимальная площадь земельного надела

Средней минимальной величиной по регионам России принято считать 10 соток.

Однако, в некоторых регионах эта величина может быть даже 2 сотки, что является малорациональным, так как не позволяет полноценно заниматься ЛПХ.

Руководствоваться установленным минимум необходимо и при разделе земельного надела, находящегося в собственности.

Введение ограничений площади на законодательном уровне позволило предотвратить бесконтрольное деление наделов, в результате которого могли бы образоваться непригодные для рационального использования микроучастки либо макроучастки.

В таблице приведем некоторые установленные минимумы площади земельных участков для некоторых регионов России:

Наименование района/региона Размер, га
Красноармейский район Краснодарского края 0,05 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,05 (приусадебный) для покупки
Самарская область
Щелковский район Московской области 0,04 (приусадебный) / 0,1 (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области 0,1
Тульская область
Одинцовский район Московской области 0,06
Челябинская область 0,02
Калужская область 0,05

В столице определение разрешенного диапазона площадей должно устанавливаться городской Думой, но соответствующий документ еще не принят.

Максимальная

Установление максимального размера необходимо вследствие ограниченного количества земельных наделов ЛПХ, которые могут предоставляться гражданам безвозмездно.

Средней максимальный величиной по регионам считают 50 соток (0,5 га).

В таблице приведем некоторые установленные максимумы по площади земельного участка для ЛПХ по регионам РФ:

Наименование района/региона Размер, га
Красноармейский район Краснодарского края 0,15 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,50 (приусадебный) для покупки
Самарская область 0,5
Щелковский район Московской области 0,5 га (приусадебный) / 1,0 га (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области 0,25
Тульская область (в границах НП) 0,15
Одинцовский район Московской области 0,25
Челябинская область 0,2
Калужская область 0,5

Особенности

Земля – это ценный природный ресурс, который является достаточным для удовлетворения запроса граждан на выделение им участка. Однако этот процесс осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, размеры надела зависят от предназначения. Один участок может быть выделен для строительства дачи, другой – под индивидуальное жилищное строительство (сокращенно — ИЖС), третий – для ведения личного подсобного хозяйства (сокращенно — ЛПХ).

Граждане нередко интересуются, в связи с чем устанавливаются те или иные пределы площади и можно ли их, к примеру, увеличить. Рассмотрим этот вопрос в зависимости от целей, для которых нужен участок. Это:

  • Строительство.
  • Садоводство или огородничество.
  • Фермерское хозяйство.
  • ЛПХ.

При подаче заявки гражданин должен указать, какие планы у него имеются на землю. Исходя из этого и устанавливается площадь. К примеру, устанавливается один минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения и другой – для ИЖС. Далее нужно придерживаться соответствующего назначения, так как наделы земли имеют определенное разрешенное использование. Если правила эксплуатации будут нарушены, то владельца могут оштрафовать на значительную денежную сумму.

Строительство на земле для ведения личного подсобного хозяйства

Перед возведением построек на своем наделе рекомендуется распланировать их расположение и размер с учетом

  • строительных,
  • санитарных,
  • пожарных

норм.

Габариты жилого дома, планируемого к постройке на наделе для ведения ЛПХ, определяются с учетом доступной площади надела и необходимых ограничений и отступов.

Обязательно учитывают следующие правила:

  • Для всех индивидуальных жилых строений обязательно соблюдение требований: высота не более 3 этажей, площадь менее 1500 м. кв.
  • На наделе площадью менее 12 соток разрешено возводить только один жилой дом. Дополнительно допускается наличие вспомогательных, хозяйственных построек, бани, гаража.
  • Удаленность жилого объекта от «красной линии» более чем на 5 м при расположении надела возле дороги, более чем на 3 м – при расположении вдоль проезда. Передний забор устанавливается по красной линии.
  • Противопожарные требования определяют необходимый разрыв между объектами. Максимальный 15 метров определяется для деревянных строений, минимальный 6 метров – для каменных.
  • В соответствии с требованиями санитарных служб удаленность жилого объекта от забора соседей должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек нужно выдержать 1 м, птичники удаляются на 4 м. Самое большое удаление определено для бань, саун, оно составляет 8 м.

Соблюдение строительных, санитарных требований обязательно для приусадебных наделов. Собственники полевых участков могут нестрого придерживаться их.

Максимальный предел

В данное понятие включается не только площадь участка, но и соответствующие отступы по нормативам от его границ, а также максимальный процент застройки в пределах земельного надела и допустимое число этажей. Эти положения содержатся в Градостроительном регламенте, который устанавливается во всех населенных пунктах местными властями. Чтобы узнать данную информацию, следует обратиться в администрацию муниципального образования.

В среднем выделяется 3 сотки под строительство дома. Но точную информацию следует все-таки уточнять. При выделении надела под ИЖС новый собственник может столкнуться с разными проблемами. Нередко, к примеру, возникают конфликтные ситуации с соседями. Но, зная положения закона, эти вопросы можно легко решить.

Какие существуют программы по предоставлению земли?

Государство осуществляет различные программы предоставления земельных участков. Все их можно разделить на федеральные и региональные.

Федеральные программы

Наиболее известной является программа «Молодая семья». Как можно понять из названия, ЗУ может получить любая молодая семья (либо мать или отец одиночка), которая удовлетворяет следующим условиям:

  • семья должна быть многодетной;
  • супруги обязаны состоять в браке и иметь гражданство РФ;
  • все их дети должны быть прописаны на одной и той же жилплощади в течение как минимум пяти лет;
  • у семьи нет никаких ЗУ или иной недвижимости.

Также, на всей территории РФ реализуется программа по получению земельного участка — «На дальний восток».

Справка ! Начиная с 1 февраля 2021 года, любой гражданин РФ может свободно подать заявку на предоставление ему ЗУ площадью 1 гектар на территории Дальнего востока.

О том, как получить землю на Дальнем Востоке бесплатно, рассказано тут, а здесь вы узнаете о том, в каких районах ДВ это возможно и как подать заявку.

Региональные программы

Список региональных программ зависит от субъекта РФ, в которых они реализуются.

К категориям граждан, которые могут получить ЗУ в свое пользование, относятся:

  • для получения ЗУ для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), ведения огородного и садового хозяйства – ветераны ВОВ, герои РФ и СССР, труженики тыла, инвалиды войны, ветераны боевых действий, а также недееспособные члены семей умерших участников войны, которые состояли на их попечении;
  • для получения ЗУ в сельских населенных пунктах – молодые семьи, молодые специалисты (получившие высшее образование и работающие в отраслях сельского хозяйства), работающие граждане, прожившие в данном селе не менее 5 лет (а также пенсионеры, зарегистрированные в этом селе), необоснованно репрессированные лица, которые были реабилитированы;
  • для использования ЗУ в качестве садового или огородного участка – инвалиды всех групп, пенсионеры, имеющие звание ветерана труда.

Помимо этого, выделяют несколько особенных случаев, в которых возможно получить ЗУ:

  1. гражданин является членом садового товарищества или иного объединения, причем его доход ниже прожиточного минимума.
  2. ЗУ находится в фактическом владении человеком, на нем есть строения, которые были документально оформлены.
  3. ЗУ был передан во владение еще до введения ЗК РФ (2001 год).

Определение

В Земельный кодекс периодически вносятся различные изменения. Это связано с меняющимися реалиями. Чтобы быть в курсе дел, тем, кто связан так или иначе с землей, нужно отслеживать эти моменты. Например, в 2015 году появилось нововведение, которое касается присоединения участков, находящихся рядом с собственным наделом.

Поэтому в настоящее время можно подавать заявление о том, чтобы присоединить территорию, расположенную рядом с участком, если она возделывалась собственником в течение долгого периода. Естественно, это будет возможно, если данная территория не принадлежит частному лицу.

Понятие

Под выделением земельного участка понимают процесс передачи государственных земель физическим или юридическим лицам. Данная сделка закрепляется особым документом – договором предоставления, который фиксирует основные положения:

цели физического или юридического лица, для которых отводится участок;

Процедура перехода земельного участка от государства к иным лицам регулируется законодательно. В данном случае в качестве основного документа выступает Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) гл. V.1.

Изменение площади

Существуют нормы, которые регулируют присоединение и установление максимальной площади, которая может быть присоединена. Эти положения перечислены в статьях 39.28 и 39.39 Земельного кодекса и заключаются в следующем:

  • К наделу с постройкой допускается присоединить землю в случае, если нужно привести его в соответствие согласно границам межевания. Для этого нужно иметь соответствующий проект по развитию и благоустройству такой территории.
  • Возможно сделать запрос на перераспределение площади земли, если надел следует защитить от вклинивания или излома.
  • Увеличение может быть достигнуто, если на участке ведется огородничество, садоводство, занимаются ЛПХ. Уважительной является также причина возведения дома для постоянного (ИЖС) или летнего проживания (строительства дачи).
  • Если перераспределение осуществляется в связи с капитальным строительством, то при этом земля изымается в пользу государства, о чем заключается специальное соглашение с собственником.

Нужно помнить, что изменение размера участка в большую или меньшую сторону обязательно сопровождается процедурой межевания. С этой целью получают кадастровый паспорт.

Минимальный предел по закону

При установлении минимального размера земельного участка местные власти ориентируются на федеральное законодательство. В ст. 33 Земельного кодекса говорится о предоставлении надела. В ст. 13 Кодекса предусматривается минимальный размер земельного участка, который может быть выделен гражданину во владение или пользование из муниципальной и государственной собственности. С учетом нужд он имеет следующие параметры:

  • 3 сотки для садоводства.
  • 6 соток для огородничества.
  • 5 соток под строительство дачи.
  • 1 га для разведения скота.
  • 5 га под фермерское хозяйство.

В ст. 14 говорится о предоставлении минимальных земельных участков для многодетных семей, то есть воспитывающих 3 и более детей. В этом случае семье предоставляется земля в безвозмездное пользование. Ее минимум составляет 1 сотку.

В ст. 4 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» № 101-ФЗ говорится о том, что предельный минимальный размер земельного участка устанавливается в соответствии с Земельным кодексом. При этом предельный минимум, предоставляемый в частное владение для этой цели, составляет 5 га. Об этом говорится в ст. 15 Закона № 101-ФЗ.

Соответственно, в п. 3 ст. 33 ЗК РФ сказано, что пределы наделов составляются в зависимости от конкретной деятельности, которой планирует заниматься владелец.

Комментарий к Статье 33 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Все четыре пункта статьи (1, 2, 2.1 и 3) содержат отсылки к федеральным законам, законам субъектов, нормативным правовым актам органам местного самоуправления, нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Пункты 1, 2, 2.1 связаны с предоставлением земельных участков гражданам для целей, не связанных как со строительством, так и с индивидуальным жилищным строительством.

В п. 3 комментируемой статьи, как видно из его формулировок, подразумеваются предельные размеры земельных участков, которые, во-первых, предоставляются не только гражданам, но и юридическим лицам; во-вторых, для различных целей, в том числе и для строительства объектов недвижимости, включая строительство линейных объектов. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в ЗК мы больше не находим статей о нормах предоставления земельных участков.

В-третьих, правило п. 3 ст. 33 ЗК распространяется на отношения по приватизации зданий, строений и сооружений, на что указывает отсылка к этому пункту в п. 2 ст. 35 ЗК. Об этом же еще в 2005 г. высказался и Пленум ВАС РФ . Также необходимо учитывать, что нормы предоставления земельных участков устанавливаются для случаев раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков. ——————————— Абз. 4 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // .

Нормы предоставления земельных участков устанавливаются:

для населенных пунктов;

для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории);

для земель сельскохозяйственного назначения.

Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее — ПЗиЗ) — документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ч. 8 ст. 1 ГрК). Статья 38 ГрК предусматривает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне или подзоне населенного пункта.

Так, например, ст. 44.2 ПЗиЗ Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (типичное среднее по размеру поселение Центральной России) предусматривает в зоне малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками Ж-1 следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из муниципальных земель для индивидуального жилищного строительства: максимальный размер — 1500 кв. м, минимальный размер — 600 кв. м; минимальная площадь образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства — 600 кв. м; в Ж-2, зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки, минимальная площадь земельного участка для многоквартирных жилых домов рассчитывается по Методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельного участка в кондоминиумах (СП 30-101-98). Статья 44.4 указанных ПЗиЗ в К-1 «Зона коллективных садов и придомовых садовых участков» устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства и огородничества: максимальный размер — 1000 кв. м, минимальный размер — 400 кв. м. ——————————— Утверждены решением от 05.02.2013 N 2 Совета Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области // (дата обращения: 04.01.2014).

Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) — к г. Иваново.

Согласно ПЗиЗ г. Иваново в Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру — 0,04 га; максимальная — 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества — 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками — 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 «Зона многоэтажной жилой застройки» параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства — 0,05 га (ст. 32.3). ——————————— Решение Ивановской городской Думы от 29 июля 2011 г. N 263 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694» // СПС «Референт».

Читайте также:  Возмещение по строительству газа

Нормы предоставления земельных участков могут устанавливаться федеральным законодательством для отдельных видов разрешенного использования земельных участков, например, в границах населенных пунктов или на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 4 ст.

4 Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Одновременно с этим п. 5 ст. 4 Закона о ЛПХ устанавливает правило, согласно которому максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Законодательством субъектов РФ также устанавливаются нормы предоставления гражданам земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, а также на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 28 мая 2003 г. N 3/59-П «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры для указанных видов разрешенного использования составляют соответственно для крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га. ——————————— Принят Постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П // СПС «Референт».

Что касается норм предоставления (отвода) земельных участков для строительства линейных объектов, то в настоящее время в значительном числе случаев продолжают действовать утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства нормы отвода, а именно:

Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов (СН 456-73) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. М.: Стройиздат, 1976. С. 7 — 12.

Нормы отвода земель для предприятий рыбного хозяйства (СН 455-73) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 7 — 12.

Нормы отвода земель для магистральных водопроводов и канализационных коллекторов (СН 456-73) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 28 декабря 1973 г. // Там же. С. 12 — 18.

Нормы отвода земель для аэропортов (СН 457-74) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 19 — 21.

Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (СН 459-74) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 марта 1974 г. // Там же. С. 22 — 29.

Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 3 июня 1974 г. // Там же. С. 31 — 35.

Нормы отвода земель для сооружений геолого-разведочных скважин (СН 462-74) ; ——————————— Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 июня 1974 г. // Там же. С. 37 — 43.

Нормы отвода земель для мелиоративных каналов (СН 474-75) . ——————————— Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 14 июля 1975 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. С. 83 — 92.

Ряд норм отвода утвержден в последние двадцать лет. Среди них:

Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 кВ (ЭСП N 14278 ТМ-Т1); заменили нормы СН 465-74 ; ——————————— СПС «Гарант».

Укрупненные величины площадей отвода земли в постоянное пользование для установки унифицированных опор воздушных линий электропередачи напряжением 6-10 кВ (ВЛ) ; ——————————— Составлены в качестве справочного материала к Нормам отвода земли для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 Кв (СЭП N 14278тм-т1) (письмо АО РОСЭП от 3 апреля 1996 года N 07.09-96).

Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717); заменили нормы СН 467-74 ; ——————————— СПС «Гарант».

Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог (ОСН 3.02.01-97); заменили нормы СН 468-74 ; ——————————— СПС «Гарант».

Использование норм

Принятие норм по предельным размерам регламентирует и Градостроительный кодекс, 38-я статья в частности. В различных образованиях принимаются свои регламенты, по которым осуществляется выделение земель. Соответствующие нормы соблюдаются:

  • При создании новых земель из государственных и муниципальных участков.
  • При выделении по заявке юрлица или физлица под ИЖС, возведения дачи или для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства.
  • Соответствующие нормы применяются и при разделе на несколько участков.
  • При образовании надела из невостребованной доли земли.

Правовая база

Принятие градостроительного регламента, а также других вопросов, которые могут решать муниципальные власти осуществляется на основании Закона № 136-ФЗ. Но даже если соответствующий регламент не принят, размеры наделов должны соответствовать нормам закона. При этом используются следующие документы:

  • Статьи Земельного кодекса, относящиеся к этому вопросу.
  • Градостроительный кодекс.
  • Закон «Об ЛПХ» № 112-ФЗ.
  • Закон «О фермерском хозяйстве» № 74-ФЗ.

Нормы и правила

Понятие предельных величин используется в Градостроительном Кодексе РФ.

Они определяются градостроительными регламентами вместе с другими параметрами разрешенного строительства:

  • максимально разрешенным процентом застройки,
  • необходимыми отступами от границ до строений,
  • разрешенной этажностью и высотой строений.

Установленные предельные величины зависят от ВРИ, например, для наделов ИЖС установленные площади меньше, чем для ЛПХ и КФХ. Для определения этих величин на землях населенных пунктов учитывают не только земельное и градостроительное законодательство, но и Правила застройки и землепользования.

При отсутствии утвержденных ПЗЗ предельные величины определяются местной администрацией в своих правовых актах (п. 4 ст. 4 закона о ЛПХ).

Для наделов, расположенных на федеральных землях, допустимый диапазон площади должен определяться федеральными законами, а для наделов на землях субъекта – региональными законами.

Максимально в собственности или на ином праве гражданина может находиться 0,5 га земель ЛПХ. Эта величина может быть законодательно увеличена на уровне субъекта, но не более чем в 5 раз (п. 5 ст. 4 закона о ЛПХ).

Установленные максимальные величины применяются ко всем земельным участкам, за исключением

  • предоставленных в собственность,
  • аренду
  • или безвозмездное пользование

на основании закона № 119-ФЗ.

Если земельный надел получен в бессрочное пользование, наследуемое пожизненное владение до принятия закона о ЛПХ, либо получен в результате дарения, наследования, купли-продажи, то установленные пределы разрешенной площади на него не распространяются.

На такие участки можно зарегистрировать право собственности.

В некоторых регионах при оформлении в собственность участка с площадью, превышающей разрешенный максимум, требуется выкуп «лишних» соток.

Выделение земли многодетным семьям

Государственный проект о выделении наделов многодетным семьям основывается на Законе № 138-ФЗ, посредством которого были внесены изменения в ЗК РФ и ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Этим правовым актом был сужен круг претендентов на землю, так как предпочтение отдавалось непосредственно тем, кто в ней действительно нуждается. Такие участки передаются в собственность нуждающимся и могут достигать 15 соток.

Заявка, которая многодетная семья подала в администрацию муниципального образования, может рассматриваться как в течение двух-трех месяцев, так и целые годы. Власти объясняют это нехваткой свободной земли. В этом случае семья имеет возможность получить денежную компенсацию, которую можно потратить на приобретение квартиры или надела земли.

Надел предоставляется по льготе только в районе проживания. Если семья проживает в крупном городе, то предлагается участок в сельской местности. Заявитель вправе отказаться от него, если его не устроит инфраструктура, отсутствие коммуникаций и другие условия. Тогда вся процедура соответствующего оформления начинается по новой.

Чтобы получить земельный участок для многодетной семьи, следует обратиться с заявлением в администрацию муниципального образования. После проверки всего пакета документов и принятия положительного решения на семью заводится дело, которое имеет индивидуальный номер, и она ставится на учет.

Как только подойдет очередь на земельный участок, многодетной семье будет предоставлена информация о характеристиках выделяемого участка. На принятие решения семье отводится тридцать дней.

Процедура межевания

Если у вас оформлена долевая собственность на земельный участок, и вы не знаете, как ее разделить, то сначала проведите межевание. Это означает, что приглашённый кадастровый инженер, обладающий квалификационным аттестатом, составляет план-схему границ будущих участков.

Площадь новых объектов должна быть строго пропорциональна размерам долей собственников и не противоречить мнению всех дольщиков. По окончании этой операции заказчик получает межевой план. Межевание – это элемент кадастровой деятельности. Оно осуществляется для последующей постановки земельных объектов на кадастровый учёт. Приглашение кадастрового инженера от муниципалитета – бесплатно.

После того как доли собственников определены, необходимо согласие всех участников долевой собственности (за исключением земель сельскохозяйственного предназначения). Если никто из дольщиков не возражает против разделения имеющейся территории, то необходимо оформить соглашение по этому вопросу. Соглашение сократит сроки регистрации новых участков и поможет избежать проблем в будущем использовании земли.

Законодательно не установлен срок проведения процедуры выдела. На практике все зависит от того, как быстро будут собраны все необходимые документы, получено согласие всех заинтересованных лиц. Подготовка плана межевания занимает 7–10 дней. Постановка на кадастровый учёт производится также в срок не более 10 дней.

Основная статья расходов оформления доли приходится на оплату различных справок, подтверждение правоустанавливающих документов и уплату госпошлины в центр регистрации. Ожидание бесплатного инженера по геодезическим работам может затянуться. В таком случае есть вариант приглашения картографа из какой-либо фирмы, специализирующейся на землемерных услугах.

Расценки опять же зависят от быстроты исполнения. В среднем закрепление границ участка размером 15 соток на месте стоит 8000 рублей. Цена изготовления межевого плана колеблется от 12 до 15 тысяч рублей.

Условия

На свой собственный участок многодетная семья может рассчитывать при наличии следующих условий:

  • Наличие как минимум трех детей в возрасте до восемнадцати лет. При этом не имеет значения, являются ли они родными или усыновленными.
  • Нахождение на специальном учете.
  • Проживание детей с родителями.
  • Родители не лишены родительских прав.
  • У всех членов семьи – один адрес прописки.
  • Они проживают в регионе не менее пяти лет.
  • Иной, кроме находящейся по адресу регистрации, недвижимости семья не имеет.
  • У всех членов семьи – российское гражданство.

Если семья подпадает под все условия, то необходимо собрать пакет документов, к которым относятся следующие:

  • Заявление о постановке на очередь на земельный участок многодетной семьи.
  • Копии удостоверения личности.
  • Справка о многодетности.
  • Копии свидетельств о рождении детей.
  • Справка об адресе регистрации членов семьи.
  • Справка о том, что родители не лишены своих прав.
  • Документ, подтверждающий факт усыновления.

Чтобы получить земельный участок для многодетной семьи, следует выполнить следующие действия:

  1. Обратиться в местную администрацию.
  2. Получить извещение о принятии положительного решения властей.
  3. Дождаться своей очереди и получить уведомление, а также учетный номер.

Невозможность пересечения границ муниципальных образований и населенных пунктов

Землями населенных пунктов принято считать земли, предназначенные для застройки и перспективного развития этих населенных пунктов. Границы таких пунктов отделяют их от земель, предназначенных для других категорий. Они не могут пересекаться с границами муниципальных образований и выходить за их пределы, а также пересекаться с земельными участками, предоставленными для пользования гражданами или же юридическими лицами.

Земли названной категории представляют собой лишь малую часть территории, принадлежащей РФ, но играют достаточно важную роль в социальном и экономическом развитии всего государства.

Для этих земель характерным является высокий уровень антропогенного воздействия и интенсивности использования. С ними связан целый ряд проблем, которые нуждаются в быстром и адекватном решении, а иначе они способны привести к значительному ухудшению качества жизни людей на этих территориях.

Вкрапливание и изломанность границ на таких землях приводят к неминуемому возникновению большого числа конфликтов самых различных по своей природе интересов, поэтому при образовании новых участков недопустимо разрешать такую оплошность.

Вкрапливание практически недопустимо для ограниченных территорий населенных пунктов, в которых достаточно быстро увеличивается количество транспорта, что вызывает экономические, эстетические, социальные и даже экологические конфликты между владельцами отдельных участков и населением в целом, особенно с учетом постоянно растущего количества персонального автомобильного парка, принадлежащего разным гражданам.

Для отечественного земельного права традиционным является отнесение земель, принадлежащим населенным пунктам, к отдельной категории. Формально федеральное законодательство не предусматривает при этом отдельного правового статуса для различных типов населенных пунктов, хотя для них установлены специальные правила для разграничения возможного использования земель.

Земельным законодательством определена невозможность разрешенного использования объектов недвижимости и земельного участка вследствие образования изломанности, вкрапливания или вклинивания или пересечения их границ с лесопарками, парками или другими территориальными зонами.

Нельзя забывать о том, что земельный участок в первую очередь рассматривается государством как объект государственного кадастрового учета, поэтому его следует рассматривать, как отвечающий задачам, поставленным государством, с учетом реализации административных реформ. Именно этим объясняется невозможность образования земельных участков, при которых будет иметь место вкрапливание или вклинивание или другая невозможность постройки и использования недвижимости с разрешенной для этого целью.

По сути земельным участком можно назвать часть поверхности планеты с определенными законодательным образом границами, соответствующими федеральным законам.

Требования, выдвигаемые к новым земельным участкам, таким образом, обязаны соответствовать этим законам, поэтому в них не могут быть узаконены такие изменения, как вкрапливание, вклинивание или другое уточнение, не допускающее законных возведений объектов недвижимости, которое было бы совершено для разрешенных по законодательству целей.

Автор статьи

Если получен отказ

Не всегда администрация удовлетворяет заявку, поданную многодетной семьей. Чаще всего отказ происходит из-за нехватки наделов. Бывают также и другие причины, к числу которых относятся следующие:

  • Члены семьи не россияне или приняли решение отказаться от гражданства России.
  • Семья переехала в другой регион страны.
  • Отсутствуют какие-то документы.
  • Родители лишены своих прав.
  • Многодетные родители не зарегистрировали брак официальным путем.
  • Удостоверение личности необходимо было поменять, чего не было сделано в установленные сроки.
  • Ребенок достиг восемнадцати лет, и детей несовершеннолетнего возраста осталось меньше трех.

Если заявитель не согласен с принятым решением властей, то он вправе обратиться в суд, чтобы отстаивать свои права.

Источник: xn--d1aiaaajfxetma1hvb.xn--p1ai

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

  • федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
  • законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Источник: dogovor-urist.ru

Рейтинг
Загрузка ...