Новые правила проведения вневедомственной экспертизы в строительстве

Правила устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности.

Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Правилам установлено, что экспертом в области промышленной безопасности является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы.

ОТ создания новых продуктов/ процессов ДО внедрения их в действующий бизнес-процесс

Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (учувствовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы.

Как отмечено в Правилах, техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте (ОПО), подлежит ЭПБ (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

— до начала применения на ОПО;

— по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технического устройства, установленных его производителем;

— при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

— после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено техническое устройство.

В свою очередь, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат ЭПБ:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

Строительно-техническая экспертиза

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192.

Ростехнадзор разъясняет: Правила проведения экспертизы промышленной безопасности.

Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
(далее соответственно – Приказ, Правила).
Опубликован 11.12.2020г.

Правила устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности.

Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Правилам установлено, что экспертом в области промышленной безопасности является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы.

Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (учувствовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы.

Как отмечено в Правилах, техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте (ОПО), подлежит ЭПБ (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

— до начала применения на ОПО;

— по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технического устройства, установленных его производителем;

— при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

— после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено техническое устройство.

В свою очередь, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат ЭПБ:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192.

НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92

Источник: nkprom.ru

1.1 Роль, задачи и организация государственной вневедомственной экспертизы

Экспертиза охватывает сложный комплекс сфер строительного производства и жизнедеятельности общества. Сюда относятся: жилищно-гражданское и производственное строительство; планирование и организация больших территорий (района, региона, республики и т.п.); проектирование и строительство протяженных инфраструктур (дорог, трубопроводов, ЛЭП), объектов агропромышленного комплекса и т.д. Рассматриваются как типовые, так и индивидуальные проекты. Экспертиза является одним из средств управления строительной и территориальной деятельностью для обеспечения эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов и формирования высококачественной среды жизнедеятельности населения.

Объектами экспертизы в строительстве являются инвестиционные программы, бизнес-планы, градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений и т.п.

Субъекты экспертизы — специально уполномоченные Правительством РФ органы государственной вневедомственной экспертизы; отраслевые, ведомственные экспертные органы министерств и ведомств; предприятия, учреждения, организации, получившие в установленном порядке лицензию на проведение экспертно-консультационных услуг, специально создаваемые комиссии, группы, отдельные эксперты.

В соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга 26 октября 2004 года Положением о Службе государственного строительного надзора и экспертизы оно является государственным учреждением Санкт-Петербурга — структурным подразделением Администрации Санкт-Петербурга, осуществляющим государственную политику и управление в области проектирования и строительства посредством проведения государственной экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации.

Государственная вневедомственная экспертиза — одна из основных форм государственного контроля за качеством научно-технической продукции для градостроительства и строительства, эффективностью вложений инвестиций во вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды. В своей деятельности государственная вневедомственная экспертиза руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными актами, а также постановлениями, приказами и указаниями Госстроя РФ. Государственная вневедомственная экспертиза образована в соответствии с постановлением Правительства РФ и представляет собой систему экспертных органов Госстроя РФ, в которую входят: Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ (Главгосэкспертиза России), 79 территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы в республиках, входящих в состав РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Система государственной экспертизы существует в Санкт-Петербурге с 1706 года.

Читайте также:  Чем подтверждается завершение строительства объекта

В соответствии с положением, утвержденным Правительством, Управление государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ) осуществляет организационное и методическое руководство работой территориальных организаций, ведет методическое обеспечение министерств и ведомств РФ, определяет принципы их взаимодействия, как между собой, так и с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, осуществляющими функции согласования проектной документации и выдачи соответствующих требований и исходных данных для проектирования.

Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, независимости, научной обоснованности и объективности выводов, учета общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ. Ее функции возложены на следующие органы:

— Экспертный совет при Правительстве РФ;

— Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизу России);

— организации государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

— государственную экологическую экспертизу Минприроды РФ;

— государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России;

— государственную экспертизу условий труда;

— отраслевые экспертные подразделения министерств и ведомств;

другие специально уполномоченные на то государственные органы.

В основу правовых отношений субъектов строительной деятельности положен Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (в ред. № 19-ФЗ от 09.02.2007г.). Под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных строительных материалов, конструкций и изделий, а также действие, нарушающее установленный организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию.

Заказчики, проектировщики, строители, эксперты, виновные в ущербе, причиненном строительству или здоровью людей, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством РФ и республик в ее составе. Государственная вневедомственная экспертиза несет ответственность за объективность, полноту и обоснованность экспертного заключения, сроки проведения экспертизы и оценку положения дел в исследуемой области. При обнаружении правонарушения Главэкспертизе РФ предоставлено право составлять по установленной форме и направлять органам надзора представления о правонарушениях в области строительства для принятия решения об административной ответственности, а также участвовать в рассмотрении дела. Заключение экспертизы и санкции, применяемые ею в области строительства, могут быть обжалованы в вышестоящих органах экспертизы. В случаях, если ненадлежащим исполнением своих обязанностей органами экспертизы причинен ущерб предприятию, оно вправе обратиться в суд с иском к соответствующему органу экспертизы о возмещении потерь.

Управление государственной вневедомственной экспертизы при комплексном рассмотрении проектной документации взаимодействует со своими территориальными органами, государственной экологической экспертизой, государственной экспертизой условий труда, а также отраслевой экспертизой министерств, ведомств и организаций. Сводное экспертное заключение подготавливается с учетом мнения этих органов или с их участием. Заключение этой организации является обязательным документом при утверждении проектной документации и получении разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Надзор за проектированием и строительством экспертными органами осуществляется в виде оперативного и выборочного контроля; экспертного сопровождения того или иного проекта (программы). Экспертиза тесно взаимодействует с проектными организациями, которым предоставлены права авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений; с заказчиками-застройщиками, осуществляющими технический надзор; государственным архитектурно-строительным надзором, на который возложен контроль за качеством строительства и обеспечение эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений; лицензионными центрами, для которых заключение экспертизы является основой при выдаче разрешений на проведение проектно-строительной, экспертно-консультативной деятельности. По этим вопросам систематически готовятся методические документы организационно-правового порядка. Экспертиза при анализе проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, выборочном контроле также взаимодействует с Федеральным горным и промышленным надзором (Госгортехнадзор России), Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.

Одна из главных задач экспертизы — дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем — успех и экономичность строительства.

Главными задачами Управления государственной вневедомственной экспертизы являются:

— проведение комплексной экспертизы обоснований инвестиций, бизнес- планов, технико-экономических обоснований (проектов) строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений и градостроительной документации в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества архитектурных и градостроительных решений, эксплуатационной безопасности, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, соответствия государственным нормам, стандартам, правилам, включая требования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также осуществление контроля за соблюдением в проектах строительства основных направлений государственной инвестиционной и градостроительной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социальной сферы и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры;

— проведение совместно с архитектурно-градостроительными органами, центром лицензирования строительной деятельности, инспекциями Государственного архитектурно-строительного надзора, центрами ценообразования в строительстве, работы, направленной на повышение качества проектирования строительства;

— обобщение результатов экспертной деятельности, изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, анализ качественного уровня проектирования и на их основе подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании проектно-сметного дела и экспертной деятельности.

УГВЭ в соответствии с возложенными на нее задачами также:

— рассматривает программы, предпроектные обоснования инвестиций, бизнес-планы, осуществляемые в форме капитальных вложений в строительство предприятий, зданий и сооружений;

— анализирует задания на разработку градостроительной документации, проектов строительства крупных и сложных предприятий, зданий и сооружений;

— разрабатывает и утверждает методические документы по вопросам экспертизы, взаимодействия экспертных органов, организует обучение ее работников;

— участвует в общественной экспертизе;

— рассматривает заявки организаций и физических лиц на получение лицензий экспертно-консультационной деятельности;

— готовит материалы по аудиту и приватизации предприятий;

— участвует в проведении торгов (тендеров) на проектно-изыскательские и строительные работы;

— осуществляет экспертное сопровождение программ и проектов;

— рассматривает проекты основных прогрессивных показателей технического уровня производства и строительных решений, отраслевых норм технологического проектирования;

— анализирует результаты деятельности экспертных органов в России, качественный уровень проектирования, практику применения законодательства по вопросам проектно-сметного дела и экспертизы проектной документации, разрабатывает предложения по совершенствованию правовой основы экспертной деятельности;

— является арбитром в решении спорных вопросов при рассмотрении проектной документации.

Управлению государственной вневедомственной экспертизы предоставлено право:

— рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать заказчикам на доработку градостроительную документацию и проекты строительства по результатам их экспертизы;

— получать от министерств и ведомств РФ, объединений, концернов и ассоциаций, территориальных органов РФ материалы по вопросам проектирования, перспективам развития отраслей и регионов и другие данные, характеризующие технико-экономический уровень отраслей народного хозяйства, а также другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на Глав- госэкспертизу России задач;

— вносить, при необходимости, в соответствующие органы исполнительной власти предложения о применении к заказчикам и проектным организациям мер экономического воздействия, о наказании в установленном порядке должностных лиц, виновных в низком качестве разработанной проектной документации, а также о лишении предприятий и организаций права выполнения проектных и изыскательских работ;

— привлекать для проведения экспертизы проектные, научно-исследовательские и другие организации, ученых и специалистов, создавать в необходимых случаях временные экспертные коллективы;

— приглашать для участия в рассмотрении проектной документации работников проектных организаций и организаций-заказчиков;

— проводить в установленном порядке конференции, совещания и семинары по вопросам, входящим в компетенцию государственной вневедомственной экспертизы.

Т.о., сегодня основной задачей Управления является осуществление экспертизы строительной, предпроектной и проектной документации на новое строительство, ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение объектов вне зависимости от форм собственности, стоимости объектов, источника финансирования. Основной задачей является обеспечение строительной безопасности строящихся и реконструируемых объектов. Последними нормативными документами, в частности, постановлением Правительства от 27.12.2000 № 1008, которое так и называется: «О проведении государственной экспертизы…» установлено, что без заключения госэкпертизы нельзя:

Читайте также:  Взыскание пени долевое строительство

— утверждать проектно-сметную документацию;

— выдавать разрешение на начало строительства и реконструкции;

— начинать сами работы;

— утверждать акты Госкомиссии.

Заключения госэкспертизы являются действительными для любых государственных органов, в том числе для суда и прокуратуры.

Законодательная база экспертизы включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда могут быть отнесены международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы.

Руководящим началом при экспертизе являются Строительные нормы и правила (СНиП) по организации и экономике строительства, основаниям и фундаментам, строительным конструкциям, планировке и застройке населенных пунктов, жилым и общественным зданиям, промышленным предприятиям и другие. Все это носит характер закона, обязательного для исполнения. К этому надо добавить Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП).

Основной нормативный документ УГВЭ — «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства» — РДС 11-201-95 — введена в действие 07 января 1995 г. Инструкции носят характер подзаконных актов, обязательных для исполнения. СНиПы (Строительные нормы и правила) и другие нормативно-методические материалы систематически уточняются и дорабатываются. В них вносятся изменения, которые обычно публикуются в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). В других случаях пользователям рассылаются соответствующие информационные письма.

Надзор за проектированием и строительством экспертными органами осуществляется в виде оперативного и выборочного контроля; экспертного сопровождения того или иного проекта (программы). Экспертиза тесно взаимодействует с проектными организациями, которым предоставлены права авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений; с заказчиками-застройщиками, осуществляющими технический надзор; государственным архитектурно-строительным надзором, на который возложен контроль за качеством строительства и обеспечение эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений; лицензионными центрами, для которых заключение экспертизы является основой при выдаче разрешений на проведение проектно-строительной, экспертно-консультативной деятельности. По этим вопросам систематически готовятся методические документы организационно-правового порядка. Экспертиза при анализе проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, выборочном контроле также взаимодействует с Федеральным горным и промышленным надзором (Госгортехнадзор России), Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.

Одна из главных задач экспертизы — дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем — успех и экономичность строительства.

На основе обобщений результатов экспертизы проектно-сметной документации Главгосэкспертиза РФ систематически вырабатывает предложения, направленные на совершенствование проектного и экспертного дела, его стадийности, состава и содержания.

Таким образом, экспертиза в строительстве проводит анализ и оценку эффективности и качества выполненных обоснований инвестиций, программ, проектов, архитектурно-строительных, конструкторских и научно-исследовательских работ, относящихся к строительству, модернизации, реконструкции, перепрофилированию и сносу зданий и сооружений, к организации и использованию территорий. Эту работу ведут эксперты-специалисты высшего уровня, способные дать оценки и выработать рекомендации, советы, предостережения, необходимые для минимизации риска принимаемых решений. Эксперт не повторяет и не должен повторять путь проектировщика. В его задачу в соответствии с установленным порядком входит оценка инженерных, экономических, экологических, социальных и прочих Последствий строительства. Такой подход требует использования в качестве средства труда специфического информационного инструмента, позволяющего достаточно быстро производить укрупненные оценки проектов и соизмерять их с задачами и целями государственной политики в этой или иной области.

Качество и надежность экспертизы зависят от:

— качества и обоснованности норм и правил, стандартов, эталонов, работ-аналогов;

— полноты и комплексности материалов, представленных на заключение;

— эрудиции и объективности экспертов, уровня организации экспертной работы.

Без активности, высокой квалификации, ответственности за положение дел в инвестиционной политике экспертиза не будет выполнять своего предназначения. Экспертиза гарантирует качество проектной продукции и несет ответственность за свои рекомендации.

Источник: manager.bobrodobro.ru

Новые правила оформления инвалидности: что изменится с 1 июля 2022 года

Новые правила оформления инвалидности: что изменится с 1 июля 2022 года

С 1 июля 2022 года Министерством труда РФ вводится новый порядок установления и продления инвалидности. О том, как будет происходить установление инвалидности рассказала руководитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда России Анна Владимировна Смирнова.

— Анна Владимировна, как происходит установление инвалидности?

— С 1 июля 2022 года установление инвалидности будет проводиться только по направлению медицинской организации.

Рассмотрим ситуацию, когда гражданин не является инвалидом.

Если после проведенного лечения состояние здоровья пациента не улучшается, есть стойкие изменения функций его организма, то он имеет право обсудить со своим лечащим врачом вопрос направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ) с целью установления инвалидности. Либо лечащий врач, видя серьезные изменения в состоянии здоровья пациента, сам инициирует процесс направления на медико-социальную экспертизу. В этом случае врач получает от пациента согласие на направление на МСЭ и заполняет форму направления. После его оформления, медицинская организация самостоятельно, без участия пациента, передает документ в бюро медико-социальной экспертизы.

С 1 января 2022 года направления из медицинских организаций должны поступать в учреждения медико-социальной экспертизы только в электронном виде. Для этого создана специальная государственная информационная система, которая отвечает за передачу направлений. Данные граждан в ней надежно защищены. В период отработки взаимодействия между ведомствами (в случае возникновения сбоя в процессе электронного взаимодействия) медицинская организация может передать форму направления заказной почтой, либо эти направления привозит курьер.

Обычной или электронной почтой эти данные не пересылаются.

Получив форму направления, специалисты бюро в тот же день его регистрируют, рассматривают и принимают в работу. К заполнению формы направления применяются самые строгие требования: должны быть корректно указаны паспортные данные пациента, его СНИЛС, внесены все необходимые сведения обследования и результаты осмотров специалистов. Документ обязательно должен быть подписан председателем врачебной комиссии и врачами медицинской организации, скреплен печатью и т.д. Если по содержанию формы направления на МСЭ у специалистов бюро возникают вопросы, то они решаются напрямую с медицинской организацией, не доставляя беспокойства пациенту.

Паспортные данные гражданина, указанные в направлении, специалисты бюро могут проверить благодаря электронному взаимодействию с миграционной службой, а СНИЛС — с Пенсионным фондом РФ.

О том, что поступившее обращение принято в работу, пациент обязательно информируется. Извещение ему может быть направлено заказным почтовым отправлением, по телефону, через смс или портал госуслуг (при наличии учетной записи у пациента).

После регистрации формы направления на МСЭ в бюро медико-социальной экспертизы проводится процедура освидетельствования и принимается решение об установлении или неустановлении инвалидности.

— А как проводится переосвидетельствование?

— Если пациент уже является инвалидом, то в настоящее время пути переосвидетельствования могут быть разными.

Первый, привычный вариант переосвидетельствования граждан — проведение МСЭ по направлению медицинской организации. При этом специалисты бюро принимают решение о группе, причине и сроке установления инвалидности, а также содержании программы реабилитации гражданина.

В период пандемии, с марта 2020 года до 1 июля 2022 года, правительством РФ был утвержден Временный порядок признания лица инвалидом. Он обязал проводить экспертизу граждан исключительно в заочной форме, без личного осмотра.

Обращаю внимание пациентов на следующее: возьмите в руки розовую справку об установлении инвалидности и посмотрите внимательно на дату очередного переосвидетельствования. Если в этой справке указаны даты до 1 июля или 1 июля 2022 года, то инвалидность может быть еще раз продлена автоматически на шесть месяцев. Если очередное переосвидетельствование назначено на 2 июля 2022 года и позднее, то автоматическое продление уже не может быть проведено. В этом случае гражданин обязательно должен обратиться в медицинскую организацию для оформления направления на медико-социальную экспертизу. Поскольку Временный порядок прекращает свое действие 1 июля 2022 года, со 2 июля для продления инвалидности необходимо направление на МСЭ из медицинской организации.

Так как направление формируется в течение минимум 30 дней, рекомендуем пациентам обратиться к своему лечащему врачу заранее. Наше учреждение уже направило в медицинские организации письма с информацией о прекращении автоматического продления инвалидности. Однако нелишне будет, если пациент сам напомнит своему врачу о том, что ситуация меняется.

Читайте также:  Как строительство фундамента для дома

— Что дает переосвидетельствование инвалиду?

— Если пациент трудоспособного возраста имеет инвалидность, ему устанавливается пенсия по инвалидности. Размер выплат и пакет социальных услуг зависит от группы и причины инвалидности. Кроме того, гражданин, признанный инвалидом (в соответствии с программой реабилитацииили или абилитации инвалида (ИПРА), разработанной в бюро МСЭ) имеет право на бесплатное получение услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, включая обеспечение техническими средствами реабилитации.

Обеспечение ими граждан в соответствии с ИПРА — один из самых актуальных вопросов в настоящее время. Это позволяет не только значительно повысить качество жизни инвалидов, но и расширяет возможности их трудоустройства на востребованные рабочие места.

На современном этапе есть очень хорошие, высокотехнологичные средства реабилитации, например, бионические протезы, стоимость которых доходит до миллиона рублей, а наши пациенты их получают бесплатно. Поэтому, если молодые пациенты не понимают «зачем нужна эта инвалидность», надо задуматься о том, что инвалидность – это не только пенсия, это возможность бесплатно получить (в соответствии с ИПРА) эффективные реабилитационные изделия и услуги, оплатить которые из личных средств могут далеко не все граждане.

— С какой периодичностью происходит переосвидетельствование и для каких групп?

— Инвалидность I группы по законодательству устанавливается на два года, инвалидность II и III групп — на один год. В ряде случаев инвалидность устанавливается бессрочно. Иногда спрашивают: «Если человеку исполнилось 55 лет, то группа устанавливается ему бессрочно»? Раньше при достижении пенсионного возраста (женщины в 55 лет, а мужчины в 60) группа инвалидности устанавливалась бессрочно. Сейчас, в соответствии с законодательством, возраст не является критерием установления инвалидности бессрочно, и в 70 лет группа инвалидности может устанавливаться как со сроком, так и бессрочно.

— Недавно правила назначения инвалидности вновь изменились. Что предполагают эти изменения?

— С 1 июля 2022 года, как только завершается действие временного порядка, вступают в силу новые Правила признания лица инвалидом. Предыдущие правила действовали с 20 июня 2006 года — почти 16 лет. Новые правила — это основной документ, которым специалисты учреждений МСЭ будут руководствоваться при решении вопросов инвалидности, и он претерпел серьезные изменения. Главные из них связаны со вступлением в силу программы «Электронная Россия» — практически полный переход на систему электронного документооборота. Не является исключением справка об инвалидности, которая также будет в электронном формате.

Меняется и порядок проведения процедуры. Особо хочется обратить внимание на то, что на медико-социальную экспертизу гражданина теперь могут направить исключительно медицинские организации, поскольку только они могут предоставить сведения о состоянии здоровья человека.

Также вводится беззаявительная система. Это значит, что заявление на проведение освидетельствования писать не требуется — пациенту достаточно дать согласие на направление в учреждение МСЭ. Медицинская организация самостоятельно распределит его на экспертизу для установления инвалидности.

Однако гражданину понадобится написать заявление, если при проведении МСЭ рассматриваются не вопросы установления инвалидности, а иные, дающие право на определенные меры социальной поддержки. Например, заявление понадобится при изменении причины инвалидности, внесении изменений в ИПРА и в ряде других случаев. Но в основном процедура МСЭ стала беззаявительной.

В ряде случаев, экспертиза граждан будет проводиться заочно. Пандемия показала, что если направление на МСЭ из медицинской организации оформлено грамотно, с достаточным количеством обследований, то присутствие пациента не всегда необходимо. Этот механизм отработан за прошедшие два года и сейчас закреплен законодательно.

У пациента будет право выбора — уведомить врача о своем желании проведения экспертизы заочно, без личного присутствия. В то же время, руководитель учреждения МСЭ в каждом конкретном случае оценивает возможность проведения заочной экспертизы, потому что при экспертизе ряда заболеваний необходим очный осмотр. Также личный осмотр гражданина (как взрослых, так и детей) требуется при разработке программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) с целью определения нуждаемости в технических средствах реабилитации. Поскольку все технические средства подбираются индивидуально, специалисты бюро лично оценивают антропометрические данные граждан: рост, вес, окружность талии и другие параметры. По результатам осмотра устанавливаются показания для обеспечения тем или иным средством реабилитации.

— Правда ли, что МСЭ скоро можно будет пройти дистанционно. Что для этого нужно будет сделать?

— Действительно, в новых правилах появляется такое понятие, как дистанционная медико-социальная экспертиза с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Такой вид медико-социальной экспертизы — прорыв в будущее, он будет доступен с июня 2023 года.

Многие медицинские организации для консультативной помощи удаленным больницам применяют телекоммуникационную медицину. На уровне главного бюро и Федерального бюро будет использоваться этот же метод при проведении освидетельствования по обжалованию. Например, специалистами Выксунского бюро вынесено решение, с которым пациент не согласен.

Ехать в главное бюро в Нижний Новгород на обжалование этого решения далеко и проблематично. В этом случае возможен дистанционный формат освидетельствования на базе Выксунского филиала при видеоконтроле специалистов главного бюро. Точно также решения главного бюро могут быть обжалованы в Федеральном бюро МСЭ, находящемся в Москве. Общение и осмотр будут осуществляться по видеосвязи из бюро МСЭ по месту жительства гражданина.

В новых правилах сохраняется трехступенчатая система обжалования решений бюро в вышестоящие инстанции: бюро — главное бюро — Федеральное бюро МСЭ. Например, если гражданин проживает в одном из крупных районных центров (Семенов, Павлово, Выкса, Балахна, Городец) и не согласен с решением местного бюро, он может обжаловать его в главное бюро Нижегородской области. Если же пациент не согласен и с ним, то обращается в Федеральное бюро МСЭ.

Хочу обратить особое внимание на то, что все бюро, которые располагались в поликлиниках Нижнего Новгорода, с 2020 года переместились в одно здание по адресу: Нижний Новгород, проспект Ленина, 2А, станция метро «Ленинская». Кроме бюро МСЭ здесь же расположены экспертные составы главного бюро, руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» и его заместители. Такая централизация службы позволяет в кратчайшие сроки решать все вопросы, возникающие при проведении МСЭ.

Не могу не отметить, что наша служба расположена очень удобно, в географическом центре Нижнего Новгорода, с высокой степенью транспортной доступности, включая метро.

— Правда ли, что с января 2024 года МСЭ смогут проводить без доступа к персональным данным гражданина?

— Да эта информация соответствует действительности. С 1 января 2024 года медико-социальная экспертиза будет проводиться без доступа к персональным данным гражданина и вне зависимости от его места проживания. Это значит, что направления на МСЭ, поступившие в информационную систему из медицинских организаций, будут распределяться по регионам автоматически.

То есть направление, заполненное в медицинской организации Нижегородской области, может поступить для проведения экспертизы в учреждение МСЭ любого региона страны. Фамилия и адрес гражданина появятся только в справке, выданной по результатам проведения МСЭ гражданина. Ожидается, что это повысит объективность решений бюро МСЭ. В случае обжалования этого решения, экспертиза будет проводиться с личным присутствием гражданина в главном бюро МСЭ по месту проживания.

— Как подается заявление на обжалование или разработку индивидуальной программы реабилитации?

Заявление на обжалование решения учреждения МСЭ и на внесение изменений в ИПРА может быть подано гражданином лично в бюро по месту жительства, отправлено по почте или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Все это абсолютно бесплатно! Не нужно обращаться ни в какие юридические компании, которые привлекают пациентов яркой рекламой услуг по написанию заявлений на медико-социальную экспертизу и берут за это большие деньги. От гражданина достаточно заявления, в котором он своими словами напишет: «Не согласен с решением такого-то бюро от такого-то числа о группе инвалидности или о содержании программы реабилитации, так как туда не внесли рекомендации об обеспечении таким-то ТСР». Все остальные детали будут уточнены врачами-экспертами и вопрос будет обязательно рассмотрен.

Источник: td52.ru

Рейтинг
Загрузка ...