Нужно ли разрешение на капитальный ремонт частного дома
Для начала определимся с часто встречающимися терминами – перепланировка, реконструкция и капитальный ремонт. На первый взгляд они достаточно схожи, но с юридической точки зрения они достаточно сильно отличаются, от этих небольших нюансов и будет зависеть необходимость получения разрешения на предполагаемые действия, а также список документов, которые потребуется подготовить.
Капитальный ремонт – обновление старых материалов строительства на новые более технологичные и современные, а так же замена или восстановление частей несущих конструкций здания. Капитальный ремонт улучшает техническое состояние здания. При этом на его проведение не требуется получения разрешения. Примерами работ по капитальному ремонту являются замена кровли, систем отопления или водопровода, замена перегородок и так далее.
Перепланировка представляет собой изменение внешнего вида и расположение частей помещения, появления новых перегородок, объединение отдельных объектов, изменение положения окно или дверей. Перепланировка может быть проведена только внутри помещения. Статья 25 Жилищного кодекса России определяет перепланировку как изменение части помещения, которое требует внесения новых измененных данных в технические документы помещения. К таким изменениями принято относить:
Разрешение на строительство при капитальном ремонте дома
- Перемещение проемов окон или дверей,
- Возведение, снесение, перенос перегородок,
- Установка дополнительных санитарно – технических узлов и так далее.
На проведение перепланировки помещения так же потребуется получение разрешения, но в более простом порядке.
Реконструкция подразумевает существенное изменение технических параметров помещения во всей его конфигурации, например, достраивание дополнительных этажей, или снос части постройки, создание дополнительных пристроек, прокладывание новых коммуникационных или инженерных сетей. В ходе реконструкции нельзя изменять несущие конструкции, то есть старые основы (стены, перекрытия и пр.) должны быть сохранены. Так же к реконструкции относятся строительные работы по сносу старого здания и возведению нового.
Особенностью реконструкции является то, что она направлена на изменение таких параметров дома, как площадь или этажность.
Проведение реконструкции требует обязательного получения разрешения. Разрешение на реконструкцию представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации дома регламентам градостроительства, проекту планировки и межевания территории. В случае его отсутствия, все действия по облагораживанию здания могут быть признаны незаконными.
Многие владельцы считают, что изменение внешнего вида частного дома это их личное дела, которое никаким образом не касается административных или проверяющих инстанций. Но это далеко не так. В случае нарушений технологий строительства задание может быть разрушено, может обвалиться на соседние постройки.
Статья 51 Гражданского Кодекса РФ обязывает граждан получать разрешение на проведение реконструкции зданий в случае если частный дом располагается на земельных участках следующего разрешенного использования:
- Для индивидуального жилищного строительства,
- Для ведения личного подсобного хозяйство,
- Для малоэтажного жилищного строительства.
Если участок расположен на землях, выделенных под садоводство или дачное строительство, то получать разрешение не потребуется. В подобных ситуация постройка будет оформлена через внесение данных в ЕГРН. Для этого по факту завершения строительных работ потребуется подать в отделение Росреестра или МФЦ соответствующее заявление, технический паспорт и документы о правах собственности на участок. В остальных случаях потребуется предварительно получить разрешение государственных органов.
Получение обязательного разрешения на реконструкцию связано с тем, что ее проведение чаще всего связано с работами, которые так или иначе могут затронуть несущие конструкции. Подобнее требования не являются предметом обсуждения, так как диктуются законодательством. Кроме того, в ходе проведения подобных работ должны быть соблюдены:
- Безопасность их проведения,
- Правильность размещения и фиксирования несущих конструкций,
- Требования санитарных норм и пожарной безопасности,
- Имущественные интересы жильцов самого дома и их соседей.
Какие виды работ нужно согласовывать
Уведомление требуется не для всех видов работ. Для вашего удобства мы составили таблицу-шпаргалку.
Демонтаж или перенос несущих стен для объединения помещений запрещен. Но стену можно заменить несколькими столбами – пространство освободится и площадь увеличится.
При реконструкции разрешается только ремонт существующих несущих конструкций; сносить действующие и возводить новые запрещается.
Неофициально юристы рекомендуют не заморачиваться с уведомлением, если переделка здания не изменяет его размеры, не нарушает безопасности, не превышает параметров разрешенного строительства и не затрагивает прав третьих лиц. Но это должен быть ваш выбор и ваша ответственность.
Без уведомления можете сделать капремонт, но если будете существенно ремонтировать (изменять количество этажей и т.п.), то необходимо уведомить о реконструкции.
Не нужно отправлять уведомление о замене кровли: крыша не относится к несущим конструктивным элементам постройки, поэтому собственник всегда сможет доказать, что это был ремонт, а не реконструкция.
Для структурных изменений кровли никакие согласования не нужны.
Зато потребуется согласование, чтобы обложить деревянный дом кирпичом (или увеличить его площадь). Это особенно важно, если в будущем дом будет подключен к газу. Домовладельцы могут получить отказ в подключении, если габариты постройки нарушены, и периметр дома фактически больше, чем указано в документах.
Не рекомендуется сносить старый дом и строить новый под видом реконструкции – если изначально получить документацию на тот вид работ, который будет проводиться действительно, это сбережет время, нервы, а в итоге и деньги.
Пошаговая инструкция получения разрешения
- Уточнить список требуемых документов для подачи заявления на проведения реконструкции. Он может отличаться для разных регионов. Узнать точный перечень документов возможно в отделе Архитектуры города или населенного пункта.
- Как правило, в пакет документов входят: кадастровый и технический паспорта, документы о правах собственности на участок земли и постройку, документы, удостоверяющие личности собственников, выписка из домовой книги о прописанных лицах, согласие собственников и прописанных лиц и соседей на проведение реконструкции, архитектурный проект изменений, топографический анализ местности при его необходимости. К документам на проект относятся: пояснительная записка, документы по инженерным сетям, план расположения зданий и построек на участке, объекты, подлежащие сносу.
- Обратиться в БТИ с заявлением на проведение реконструкции дома или его фасада. На основании заявление в БТИ будет проведена экспертиза и выдана справка определенного образца. На сбор документации и согласование может уйти порядка месяца.
- Параллельно стоит заручиться разрешениями от коммунальных служб о том, что реконструкция не нарушит нормальное функционирование всех технических систем.
- Пригласить профессионального архитектора, который составит эскиз реконструкции и подготовит профессиональный проект.
- Обратиться в отдел Архитектуры местной администрации с заявлением на получения разрешения и собранным пакетом документов. В заявлении должна быть указана причина для проведения реконструкции или для расширения дома.
- Сотрудник Архитектурного отдела посетит участок, проведет необходимые замеры и экспертизу проекта. Анализ документов и принятие решения проводится в срок до 30 дней.
- В случае если, изменения никак не повлияют на качество постройки, то выдается разрешения на проведение работ по реконструкции. На выданном разрешении должна быть подпись главного архитектора района.
- С полученным разрешением следует обратиться в отделения МЧС и СЭС за дополнительными разрешениями от этих инстанций. Если при реконструкции затрагиваются внешние коммуникации, то потребуется разрешение от коммунальной службы.
- После проведения работ по реконструкции обновленный объект принимается комиссией на предмет соответствия выполненных работ заявленным в проекте.
- Получить разрешения на ввод дома в эксплуатацию в органах местного самоуправления, которое выдается в срок до 10 рабочих дней после подачи заявления и документов на проведенную реконструкцию.
- После приемки дома следует обратиться в отделение Росреестра для получения обновленного технического паспорта. Для этого потребуются следующие документы: заявление на внесение изменений, документы о правах собственности на дом и земельный участок, выписка из ЕГРН, паспорт заявителя-собственника, разрешение на проведение реконструкции, акт о приемке выполненных работы, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
ВАЖНО если планируется проведение работ, которые могут повлиять на прочность возводимой конструкции, то к работе в обязательном порядке привлекаются организации, которые имеют допуск к СРО, в остальных случаях они могут быть проведены любой строительной компанией или самостоятельно владельцами.
Самостоятельно разрешается проводить работы в постройках/пристройках/надстройках, площадь которых не превышает 10 квадратных метров. В остальных случаях работы должен выполнять сертифицированный специалист.
Разрешение на проведение реконструкции выдается на срок, ограниченный десятью годами. Если за это время не будет проведено строительных работ, то оно будет аннулировано. Для его получения потребуется снова собирать документы и подавать заявления на рассмотрение и одобрение.
Перестройка частного дома
К перестройке дома относятся работы по надстройке еще одного этажа либо пристройке помещений к самому дому, то есть работы, направленные на увеличение площади дома.
В случае увеличения площади дома за счет пристройки к нему дополнительных помещений, потребуется получить в БТИ разрешение. После осмотра и проведения экспертизы сотрудники БТИ выносят свое решение по возможности проведения реконструкции. Основной критерий при принятии положительного решения – сохранность несущих конструкций и стен, так как их изменение может оказаться опасным для жизни и здоровья жильцов.
При пристройке к дому хозяйственных построек типа веранды, амбара, кладовки изменяется его инвентарная стоимость. Отсутствие правильного оформления пристроек может быть расценено, как уклонение от налогов, так как налог на недвижимость рассчитывается от ее инвентарной стоимости.
При возведении дополнительного этаже изменяется и статус дома, и эти изменения должны быть отражены в кадастровых и технических документах. Если крыша у жилого дома изначально высокая, то возможным вариантом будет переоформление чердачного помещения в мансарду, которая уже может быть переведена из нежилого помещения в жилое. Это не потребует проведения реконструкции. При планировании возведения очередного этажа как надстройки над крышей потребуется проведение достаточно тщательного анализа:
- Характеристик грунта на земельном участке,
- Допустимости в существующих положениях по градостроительству поведения планируемых изменений,
- Технических характеристик и качества имеющейся постройки и ее элементов.
Получение разрешения на реконструкцию жилых построек является ее обязательным условием. Игнорирование данного условия приводит к наложению административных штрафов в размере до 5 000 рублей (ст. 9.5 Кодека об административных правонарушениях России). Кроме того, реконструированное здание будет признано самовольной постройкой со всеми вытекающим последствиями.
То есть ее нужно будет узаконить, если это возможно, либо снести, если она не будет соответствовать установленным градостроительными и иным нормам. Дома с не узаконенной реконструкцией не могут выступать предметом имущественных сделок, а, следовательно, их нельзя продать, обменять, передать в дар или по наследству.
Для того чтобы узаконить проведенную реконструкцию необходимо получить в БТИ новый кадастровый паспорт, который с остальными документами требуется предоставить в отдел архитектуры города для получения разрешения. Другим вариантом является узаконивание проведенной реконструкции в судебном порядке.
Стоимость получения разрешения на проведение реконструкции
Расходы на получение разрешения складываются из:
- Оплаты услуг по составления проекта реконструкции (цена устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от сложности работы и площади помещения),
- Оформления нового технического паспорта в БТИ,
- Оплаты государственной пошлины за выдачу документов,
- Оплата государственной пошлины за регистрацию прав собственности на обновленный дом.
Могут ли отказать в выдаче разрешения на реконструкцию дома?
Основания для отказа перечислены в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ:
- Неполный комплект документов при подаче заявлении,
- Несоответствие документов требования для проведения реконструкции.
Ответы юристов (1)
Здравствуйте, Лариса, согласно Градостроительного кодекса, статья 1
пункт 14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Мое мнение это капитальный ремонт, разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется
ИсточникТема: Нужен ли проект?
Здравствуйте, подскажите, нужен ли проект на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома. Нам в службу заказчика несут на проверку сметы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и мы их должны проверить без проекта, такое указание от департамента и работы в дальнейшем будут выполняться только по сметам. Это вообще правомерно? Как без вмешательства специализированной проектной организации можно выполнять такие работы?
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нам в службу заказчика несут на проверку сметы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и мы их должны проверить без проекта, такое указание от департамента и работы в дальнейшем будут выполняться только по сметам
Интересно получается, без проекта кто и как будет проводить расчёты и вносить технические решения при капитальном ремонте? А обследование делали? Техническое задание выдавалось? Эта экономия вылезет боком.
Никак. Дядя Вася с пониженной социальной ответственностью на «глазок» прикинет и сделает по своему усмотрению в соответствии с утверждённой сметой. А в смету внесут всё что душе захочется.
ИсточникПри капремонте, согласно новым требованиям, не требуется разрешения на строительство
Федеральные законы от 18 июля 2011 года № 215-ФЗ и № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» регулируют вопросы, связанные с осуществлением реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Понятие «капитальный
ремонт» закреплено
законодательством
В законодательной базе даны определения терминам «реконструкция объектов капитального строительства», «капитальный ремонт». Разъяснено, что понимается под реконструкцией и капремонтом линейных объектов.
Так, капремонтом считается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капстроительства или элементов таких конструкций (кроме несущих), систем (сетей) их инженерно-технического обеспечения. Речь идет и о замене отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшаю-
щие их показатели.
Если в результате капремонта многоквартирных домов могут быть изменены параметры или части этих сооружений (высота, площадь, объем), проектная документация на такие работы должна пройти госэкспертизу. Это касается также замены и (или) восстановления несущих конструкций таких зданий или иных улучшающих их показателей. Исключение — замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные.
Также установлено, что в отношении разделов проектной документации, подготовленных для капитального ремонта объектов капстроительства, госэкспертиза не проводится (за исключением проектной документации для производства капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования). Для проведения капремонта получение разрешения не требуется, и проверка соответствия результатов таких работ установленным нормам органами Госстройнадзора не осуществляется (ст. 1 Федерального закона № 243-ФЗ).
Несмотря на то, что капитальный ремонт был исключен из области проверок Госстройнадзора, руководство республики еще в начале года дало поручение передать сдачу всех объектов, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте которых выделяются средства из федерального, республиканского и местного бюджетов под контроль Инспекции Госстройнадзора Республики Татарстан (далее — ИГСН РТ), в том числе конт-
роль качественного строительства на объектах, реализуемых в рамках таких государственных программ, как «Капитальный ремонт школ» и «Строительство сельских клубов» (по критериям не поднадзорны Госстройнадзору).
В 2012 году планируется провести капитальный ремонт в 164-х школах республики, из них 44 школы расположены в г. Казани.
Сотрудники Госстройнадзора выдают предписания и предупреждения ответственным лицам с указанием срока устранения нарушения. Инспекция, согласно законодательству, не имеет полномочий принимать административные меры по отношению к ответственным лицам за нарушения, так как с июля 2011 года капремонт объектов не поднадзорен ИГСН РТ. Инспекция, по поручению руководства республики участвует в проведении проверок соответствия выполняемых работ
и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В случае выявления в результате проверки нарушений требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при возведении, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, комиссией составляется акт осмотра, являющийся основанием для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений, и утверждается срок устранения выявленных недостатков. Акт осмотра без замечаний (положительный) будет являться основанием для выдачи соответствующим муниципальным образованием Республики Татарстан разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Выбор экспертной
организации
С 1 апреля 2012 года вступила в силу новелла градостроительного законодательства, позволяющая ликвидировать монополию государственной экспертизы проектной документации результатов инженерных изысканий.
Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» предоставил застройщику право по своему выбору направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда требуется обязательное проведение госэкспертизы.
Для выдачи разрешений на строительство в отношении значительного числа объектов капстроительства после 1 апреля 2012 года достаточно положительного заключения негосударственной экспертизы.
Новая редакция ст. 50 Градостроительного кодекса РФ определяет, что негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида. Данный документ призван создать условия для развития здоровой конкуренции, сократить время проведения экспертизы и повысить ее качество за счет высокой профессиональной подготовки экспертов и их персональной ответственности за результаты экспертизы.
В настоящее время результаты государственной и негосударственной экспертизы имеют практически равную силу. Но на сегодняшний день в ИГСН РТ еще не поступало уведомлений о строительстве объектов, прошедших негосударственную экспертизу проекта.
Пример негосударственной экспертизы стимулировал дискуссию о возможности введения негосударственного строительного надзора. Это может означать, что государственный строительный надзор превратится в хозрасчетную инспекцию. Практика 1991-2000 гг. показывает неудачные результаты работы, когда в целях защиты прав потребителей строительной продукции на высокое качество, надежности приобретаемых ими зданий и сооружений, а также постоянного архитектурно-строительного контроля за строительством Совет Министров Татарской ТССР установил договорную систему взаиморасчетов заказчиков с органами Госстройнадзора за оказываемые услуги по контролю за качеством строительства объектов независимо от ведомственной принадлежности. Как известно, в эти годы был утрачен механизм государственного воздействия на качество строительства, и взаимоотношения «Застройщик-Госстройнадзор» сводились только к деньгам.
Штрафы увеличились в три раза
С 19 января 2012 года вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым увеличились штрафы по ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)».
Согласно ч. 1 ст. 9.4 данного Кодекса РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 до
30 тыс. рублей (ранее — от 5 до 10 тыс. рублей); на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей (ранее 1 от 30 до 100 тыс. рублей). Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, зат-рагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 до 35 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 35 до 40 тыс. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток; на юридических лиц — от 300 до 600 тыс. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. Повторное (в течение года) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 35 до 45 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 50 тыс. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
О требованиях энергоэффективности объектов
Требования энергетической эффективности должны выполняться на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, включая проектирование (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию»), экспертизу, строительство, ввод в эксплуатацию, собственно эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства.
Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ предусмотрено определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного, подлежащего государственному строительному надзору, органом государственного строительного надзора в соответствии с Правилами определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными Приказом Минрегионразвития РФ от 08 апреля 2011 года № 161.
Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов:
1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома (далее – класс энергетической эффективности) определяется по результатам:
– оценки архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании;
– установления показателей, характеризующих годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов, в том числе с использованием инструментальных или расчетных методов;
– величины отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода энергетических ресурсов от нормируемого уровня, устанавливаемого требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
2. Оценка архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании, проводится на основании проектной документации, а также посредством натурного обследования.
В то же время, согласно ч. 7 ст. 13 здания, строения и сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступления закона в силу (после 27 ноября 2009 года) должны быть оснащены приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. За неисполнение требований энергетической эффективности по ст. 19.
6 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. При неисполнении вышеперечисленных требований заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации Инспекцией не выдается.
Соблюдение градостроительного
законодательства
В настоящее время наблюдается тенденция снижения количества всех административных нарушений со стороны строительных организаций, выполняющих работы по возведению объектов на территории Татарстана (учитывая соотношение объемов строительства и количество нарушений). В основном нарушения разделяются на две категории: либо это строительство без разрешения, либо нарушение технологий и качества работ, применение некачественных материалов и изделий, неправильная реализация проектных решений.
В республике сейчас практически не ведется строительство без разрешения и без положительного заключения госэкспертизы проектной документации. Еще 4-5 лет назад в Татарстане 35 % объектов возводились без разрешения на строительство. А сегодня подобные случаи встречаются очень редко, и немедленно пресекаются. Инспекцией проводились мероприятия по осуществлению государственного строительного надзора на территории республики, а также по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в области строительства.
Причинами положительной динамики по уменьшению фактов осуществления строительства без разрешения и без положительного заключения госэкспертизы проектной документации также следует назвать произведенную правовую регламентацию порядка выдачи разрешения на строительство, а также ужесточение (с 2007 года) административной ответственности за данные правонарушения. Были значительно увеличены штрафные санкции (например, для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей) и введено приостановление деятельности в области строительства до 90 суток. Кроме того, в связи с прекращением с 1 января 2010 года действия лицензий в области строительства и проектирования и созданием саморегулируемых организаций, у Инспекции появился новый предмет надзора: это проверка наличия свидетельств на допуск к осуществлению видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.