Объект капитального строительства и срок

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Капитальные вложения являются основой для осуществления капитального строительства. Они могут быть направлены на:

  • • новое строительство;
  • • реконструкцию действующего предприятия;
  • • техническое перевооружение производства;
  • • расширение действующего предприятия или какого-либо другого объекта;
  • • другие цели.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий и организаций, а также филиалов или отдельных производств на новых площадках по первоначально утвержденному проекту, которые после их ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

Под расширением понимается строительство дополнительных производств, отдельных цехов на действующем предприятии и в организации. К расширению действующих предприятий и организаций относится также строительство новых филиалов и производств, которые после их ввода в эксплуатацию будут входить в состав действующего предприятия или организации.

Под реконструкцией действующих предприятий и организаций понимается полное или частичное переустройство существующих производств, цехов и других объектов, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня в целях увеличения производственных мощностей.

Техническое перевооружение действующих предприятий и организаций — комплекс мероприятий по повышению технического уровня отдельных производств, цехов, участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, компьютеризации, модернизации и замены устаревшего, физически и морально изношенного оборудования новым, более производительным и экономичным, а также мероприятия по совершенствованию деятельности общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Основная цель реконструкции и технического перевооружения — повышение эффективности производства и, как следствие, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества и снижение издержек производства.

Капитальные вложения и капитальное строительство тесно связаны между собой.

Капитальные вложения являются финансовым источником для осуществления капитального строительства. Капитальное строительство — основная форма расширенного воспроизводства основных фондов.

Капитальное строительство — это процесс создания производственных и непроизводственных основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих объектов. С помощью капитального строительства осуществляется реновация морально и физически изношенных основных фондов.

Капитальное строительство охватывает все стадии создания основных фондов, начиная от проектирования объектов и заканчивая вводом их в действие. Решающей стадией процесса капитального строительства является осуществление комплекса строительно-монтажных работ (СМР), наладка и апробирование установленного оборудования в работе и обеспечение ввода в действие строящихся объектов. Эта стадия осуществляется строительной индустрией как особой отраслью материального производства.

Капитальное строительство — сложный, характеризующийся множеством связей процесс. Отличительные его черты — сложность сооружаемых объектов, большие затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, техническая и организационная сложность сооружаемых объектов, длительность производственного цикла.

Под длительностью цикла строительного производства объекта понимается период (время) от начала планировки строительной площадки до ввода объекта в эксплуатацию (апробирование в работе).

Общий цикл капитального строительства объекта — это время от начала его проектирования до ввода в эксплуатацию (апробирование в работе).

Сокращение срока строительства имеет важное экономическое значение, так как это приводит к более быстрой окупаемости капитальных вложений, т.е. повышению их эффективности.

Например, если строящийся объект предназначен для выпуска какой- либо продукции, за счет сокращения срока строительства будет произведен дополнительный объем продукции (Д V), после реализации которой будет получена дополнительная прибыль, равная

где Ц — цена за реализацию единицы продукции, руб.; С — себестоимость производства и реализации единицы продукции, руб.

Чистая прибыль (ДПЧ) составит:

В этом случае стоимость капитального строительства, как бы уменьшается на величину дополнительно полученной чистой прибыли, а эффективность капитальных вложений увеличивается. И наоборот: увеличение срока строительства по сравнению с проектной величиной приводит к его удорожанию и снижению эффективности капитальных вложений.

Сокращение срока капитального строительства способствует не только получению дополнительной прибыли, но и снижению срока окупаемости капитальных вложений.

Срок окупаемости вложений при реализации какого-либо инвестиционного проекта определяется из выражения

где К — капитальные вложения, необходимые для реализации инвестиционного проекта; П — годовая чистая прибыль, которая будет получена после реализации инвестиционного проекта.

В случае сокращения срока капитального строительства срок окупаемости капитальных вложений можно определить из выражения

где ДПЧ — дополнительная чистая прибыль, полученная за счет сокращения срока строительства.

Пример. Сметная стоимость кондитерской фабрики — 200 млн руб. Срок строительства но проекту — три года. По проекту после ввода фабрики в эксплуатацию годовая чистая прибыль будет составлять 40 млн руб. Фактический срок строительства — два года и девять месяцев.

Определите эффективность капитальных вложений но проекту и после сокращения срока строительства.

1. Вычисляем проектную эффективность капитальных вложений.

Абсолютная эффективность капитальных вложений:

Срок окупаемости капитальных вложений:

2. Рассчитываем эффективность капитальных вложений после сокращения срока строительства.

Находим дополнительную чистую прибыль (ДПЧ), полученную в результате сокращения срока строительства на три месяца:

где 12 — количество месяцев в году; tc — сокращение срока строительства, мес.

Определяем абсолютную эффективность капитальных вложений:

Вычисляем срок окупаемости капитальных вложений:

Вывод. В результате сокращения срока капитального строительства абсолютная эффективность капитальных вложений возросла на , а срок окупаемости сократился на 0,25 года, или три месяца.

В строительном процессе можно выделить три этапа:

  • • подготовка строительства;
  • • собственно строительство;
  • • реализация строительной продукции (сдача готового объекта строительства в эксплуатацию).

Подготовка строительства осуществляется по следующим направлениям: технико-экономические исследования целесообразности строительства объекта; проектирование объекта и инженерно-техническая подготовка к строительству. Каждое направление имеет свои целевые задачи. В процессе технико-экономических исследований определяются основные технико-экономические показатели будущего объекта и оценивается экономическая целесообразность строительства. На стадии проектирования разрабатываются конструктивно-компоновочные решения объекта, методы организации строительства и технология производства работ, определяется сметная стоимость строительства. После этого осуществляется инженерно- техническая подготовка к строительству — выносится опорная геодезическая сеть и строительная сетка, производятся работы по подготовке территории строительной площадки, подъездных транспортных коммуникаций.

На этапе, когда осуществляется собственно строительство, на строительной площадке происходит соединение всех технологических элементов строительного процесса, в результате функционирования которых создается строительная продукция. На этом этапе формируются совокупные фактические издержки строительного производства, материально-вещественные элементы зданий и сооружений, их структурно-строительная выразительность и качество.

На третьем этапе — реализации строительной продукции — происходят ввод законченных строительством объектов в эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов.

Трем этапам воспроизводства соответствуют три стадии кругооборота капитальных вложений: производство как продуктивная форма создания основных фондов; реализация как форма превращения строительной продукции в основные фонды; подготовка следующего цикла воспроизводства с целью очередного превращения денежных фондов в продуктивные. Чем больше степень взаимодействия всех элементов воспроизводства во времени и пространстве, тем выше экономическая эффективность строительства.

Читайте также:  Можно ли купить объект незавершенного строительства

Для улучшения взаимодействия основных элементов строительного производства разрабатывается технология создания строительной продукции, представляющая собой совокупность знаний о способах и средствах проведения строительных процессов, сопровождающихся качественным изменением предметов труда (бетон, кирпич, металл, камень и т.д.). Под строительным процессом понимается совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, осуществляемых на строительной площадке, в результате взаимодействия которых создается строительная продукция.

В системе капитального строительства в качестве основных участников инвестиционного процесса обычно выступают организации, которые в соответствии с выполняемыми ими функциями именуются «инвестор», «заказчик», «застройщик», «подрядчик» и «проектировщик».

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительного объекта и имеющий юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций.

Инвестор определяет сферу приложения капитальных вложений (инвестиций); разрабатывает условия контрактов на строительство объекта; принимает решение относительно организационных форм строительства с целью определения проектировщика, подрядчика (подрядчиков), поставщиков путем объявления торгов или частных предложений, осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может выступать и в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции (объекта строительства), а также выполнять функции застройщика.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на проектную мощность.

Застройщик — юридическое или физическое лицо, обладающее правами на земельный участок иод застройку. Он является землевладельцем. Заказчик в отличие от застройщика только использует земельный участок иод застройку на правах аренды.

Подрядчик (генеральный подрядчик) — строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за строительство в полном соответствии с условиями договора, проекта, требованиями строительных норм и правил, оговоренной стоимостью. Генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать на условиях субподряда к выполнению отдельных видов работ или для строительства отдельных объектов или сооружений субподрядные строительные, монтажные специализированные организации. Ответственность за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями перед заказчиком несет генеральный подрядчик.

Проектировщик (генеральный проектировщик) — проектная или проектно-изыскательская и научно-исследовательская фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства.

Генеральный проектировщик для разработки специальных разделов проекта или проведения научных исследований может привлекать специализированные проектные или научно-исследовательские организации. Генеральный проектировщик несет полную ответственность за качество проекта, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений. Для контроля над соблюдением проектных решений генеральная проектная организация осуществляет авторский надзор.

Таким образом, в инвестиционном процессе создания объекта участвуют несколько по существу независимых организаций, имеющих разные целевые задачи в достижении своего экономического эффекта. Основной целевой задачей инвестора и заказчика является сооружение объекта и ввод его в эксплуатацию при условии минимизации капитальных вложений в наиболее короткие сроки с целью получения от этого дохода.

Главная целевая задача подрядчика — достижение максимума прибыли и рентабельности работ. Эта цель может быть достигнута двумя путями: увеличения расценок на СМР, т.е. удорожания строительства, или снижения затрат на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.

Первый путь более легкий, но находится в противоречии с главной задачей инвестора и заказчика — вводом объекта в эксплуатацию при минимизации капитальных вложений. Для преодоления указанных противоречий необходимы определенные стимулы, объединяющие интересы всех участников строительства в достижении главной цели.

Таким образом, в системе капитального строительства организационные формы и организационные отношения между участниками инвестиционного процесса исключительно важны для достижения конечной цели.

Источник

Письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 «Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы»

На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.

С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Читайте также:  Требования безопасности эксплуатации объектов капитального строительства

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.

При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).

Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.

Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.

Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.

Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.

Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается. В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.

Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.

Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.

В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).

Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».

В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Читайте также:  Кто регистрирует объекте незавершенного строительства

Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.

Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).

С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.

При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.

Источник

Метод срока службы объекта капитального строительства

Срок экономической жизни — это временной отрезок, в течение которого объект можно использовать, извлекая прибыль. Срок экономической жизни объекта заканчивается, когда прибыль от использования объекта вследствие его общего устаревания становится меньше его затрат на его эксплуатацию.

Срок физической жизни объекта — это период времени, когда здание существует и в нем можно жить или работать. Срок физической жизни заканчивается, когда объект сносится.

Эффективный возраст основан на оценке внешнего вида, технического состояния, экономических факторов, влияющих на стоимость объекта. Эффективный возраст — это возраст, который соответствует физическому состоянию объекта и учитывает возможность его продажи. Если после капитального ремонта кирпичный дом, которому 80 лет, выглядит так, как если бы ему было 25 лет, то эффективный возраст этого дома 25 лет.

Хронологический возраст (фактический возраст) — это период, прошедший со дня ввода объекта в эксплуатацию до даты оценки.

Срок оставшейся экономической жизни здания составляет период отдаты оценки до окончания экономической жизни объекта. Этот период обычно используется оценщиком для определения прогнозного периода получения дохода. Ремонт и модернизация объекта увеличивают срок оставшейся экономической жизни.

Нормативный срок службы (или типичный срок физической жизни) — это определенный нормативными актами срок службы зданий и сооружений. Данную величину можно определить по нормативным документам, указанным нами выше: при рассмотрении нормативного метода определения физического износа.

На рисунке 5.1 представлена схема, иллюстрирующая упомянутые выше сроки жизни объекта.

Взаимосвязь между износом, восстановительной стоимостью, эффективным возрастом и типичным сроком экономической жизни выражается следующим соотношением:

где И — износ;

ВС — восстановительная стоимость;

ЭВ — эффективный возраст;

ТС — типичный срок экономической жизни.

Эта формула может быть записана следующим образом:

процент износа от восстановительной стоимости = ЭВ : ТС.

Срок жизни здания <Харрисон Г. Оценка недвижимости. М., 1994.)

Иногда для приближенных расчетов износа оценщики могут использовать отношение хронологического возраста к нормативному сроку службы здания, выраженного в процентах.

Общий (совокупный) износ объекта определяется путем суммирования всех трех видов износа — физического, функционального и внешнего.

Функциональный износ отражает снижение стоимости объекта недвижимости в результате таких факторов, как непривлекательный вид, плохая или неэффективная планировка и дизайн, т.е. факторов научно- технического прогресса. Этот вид износа обусловлен внутренними свойствами объекта и также может быть устранимым и неустранимым. Функциональный износ считается устранимым, когда стоимость ремонта выгодна или по крайней мере не превышает величину прибавляемой стоимости (ценности). Функциональный износ считается неустранимым, когда стоимость ремонта или замены вышедших из моды или неприемлемых компонентов здания превышает величину прибавляемой стоимости.

Примером функционального износа, когда имеются избыточные потребительские качества объекта, может служить наличие так называемых излишних элементов, когда жители дома, приспосабливая его «под себя», вносили какие-то изменения для собственного удобства. Например, создавали систему внутренней связи и кондиционирования воздуха.

Издержки по установке этих элементов в сумме составили 300 тыс. руб. А при оценке дома эти элементы прибавили дому стоимости лишь на 200 тыс. руб. Таким образом, убыток от установки этих элементов составил 100 тыс. руб. Этот убыток и будет составлять величину неустранимого функционального износа, связанного с избыточными потребительскими качествами дома.

Для приблизительного расчета функционального износа объекта недвижимости можно определять поправочный коэффициент к восстановительной стоимости здания, который представляет собой отношение архитектурного, конструктивного или эксплуатационного параметра оцениваемого объекта к такому же параметру современного аналога. При отсутствии аналога поправочный коэффициент определяется исходя из срока жизни объекта.

Внешний износ (в том числе экономический износ) вызывается внешними по отношению к объекту факторами и поэтому называется внешним износом. Он определяется как снижение полезности оцениваемого объекта в результате факторов, внешних по отношению к объекту, таких как экономический спад (ускоренное развитие) и (или) изменение окружающей среды, которые оказывают влияние на соотношение спроса и предложения на рынке.

Существенным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является непосредственная близость к «малопривлекательным» природным или искусственным объектам — болотам, очистным сооружениям, ресторанам, танцевальным площадкам, бензоколонкам, железнодорожным станциям, больницам, школам, предприятиям и пр.

Если физический и в определенной степени функциональный износ можно устранить путем реконструкции или модернизации здания, то износ внешнего воздействия в большинстве случаев неустраним.

Способом измерения износа внешнего воздействия является анализ спаренных продаж, когда на рынке недвижимости продаются два сопоставимых объекта, один из которых имеет признаки внешнего износа, внешнего воздействия, другой — нет. Разница в ценах позволит сделать вывод о величине износа внешнего воздействия оцениваемого здания. Обычно внешний износ является неустранимым.

Для расчета величины функционального и внешнего износа чаще всего используется метод капитализации разницы в доходах от использования объекта без такого вида износа и с этим видом износа. Таким образом, величина износа определяется путем капитализации потерь арендной платы (табл. 5.5).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...