РАЗДЕЛ II. Требования к объектам и элементам благоустройства
2. Направить Закон Московской области «О благоустройстве
в Московской области» Губернатору Московской области для подписания.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О благоустройстве в Московской области
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Предмет регулирования и задачи настоящего Закона
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также реставрации объектов культурного наследия.
3. Основными задачами настоящего Закона являются:
а) обеспечение формирования единого облика Московской области;
б) обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства Московской области;
в) обеспечение доступности территорий общего пользования;
г) обеспечение сохранности объектов благоустройства;
д) обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан.
Обсуждение: Архитектурно-историческое зонирование территорий
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере благоустройства Московской области
1. Правовое регулирование отношений в сфере благоустройства в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области».
2. Отношения, связанные с благоустройством отдельных объектов благоустройства Московской области, регулируются настоящим Законом в связи с тем, что иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
3. Отношения, связанные с обращением отходов производства и потребления, установленные в настоящем Законе, основываются на положениях Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», иных федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-технических документов Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее – органы местного самоуправления) принимают правовые акты в сфере благоустройства территорий муниципальных образований Московской области (далее – муниципальные образования) на основании настоящего Закона. Принимаемые органами местного самоуправления правовые акты в сфере благоустройства не могут противоречить положениям настоящего Закона.
Статья 3. Объекты благоустройства
Объектами благоустройства являются:
1) территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах:
а) земельных участков, находящихся в частной собственности;
б) земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
АСТ 28.09.21
в) земельных участков, находящихся в собственности Московской области;
г) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
д) земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья 4. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
объекты благоустройства – территории муниципальных образований, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории муниципальных образований, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципальных образований;
благоустройство – комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области;
элементы объекта благоустройства – конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением;
развитие объекта благоустройства – осуществление работ, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих элементов или объектов благоустройства;
проект благоустройства – документация, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения (в том числе цветовые) по благоустройству территории и иных объектов благоустройства;
улица – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах);
капитальный ремонт дорожного покрытия – комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на наиболее прочные и долговечные, повышение геометрических параметров дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги;
проезд – дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам;
твердое покрытие – дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов, монолитное или сборное, выполняемое из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п.;
дождеприемный колодец – сооружение на канализационной сети, предназначенное для приема и отвода дождевых и талых вод;
газон – элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зелёных насаждений и парковых сооружений;
цветник – элемент благоустройства, включающий в себя участок поверхности любой формы и размера, занятый посеянными или высаженными цветочными растениями;
зеленые насаждения – древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения;
повреждение зеленых насаждений – механическое, химическое и иное повреждение надземной части и корневой системы зеленых насаждений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне нефтепродуктами, иными вредными или пачкающими веществами;
уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста;
компенсационное озеленение – воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных;
земляные работы – производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров;
реконструктивные работы – работы по частичному изменению внешних поверхностей объектов капитального строительства (модернизация фасадов, устройство навесов, тамбуров, витрин, изменение конфигурации крыши, ремонт, утепление и облицовка фасадов и другие), если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации;
дворовая территория – сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории, многоквартирных домов размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования;
фасад – наружная, внешняя поверхность объекта капитального строительства, включающая архитектурные элементы и детали (балконы, окна, двери, колоннады и др.);
текущий ремонт объектов капитального строительства – систематически проводимые работы по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки (в том числе окраски), инженерного оборудования, а также работы по устранению мелких повреждений и неисправностей;
капитальный ремонт объектов капитального строительства – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций; замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) – объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения;
объекты (средства) наружного освещения – осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы), которые могут устанавливаться на улицах, площадях, в подземных пешеходных переходах, в транспортных тоннелях, на специально предназначенных для такого освещения опорах, опорах контактной сети электрифицированного транспорта, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, парапетах, ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий, строений и сооружений и в иных местах общественного пользования;
средства размещения информации – конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения информации, за исключением рекламных конструкций;
ночное время – период времени с 23:00 до 07:00 часов по Московскому времени;
сезонные (летние) кафе – временные сооружения или временные конструкции, установленные и оборудованные в соответствии с порядком, предусмотренным в муниципальном образовании и предназначенные для дополнительного обслуживания питанием и отдыха, непосредственно примыкающие к капитальному зданию, строению, сооружению или находящиеся в непосредственной близости от здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания;
бункер-накопитель – стандартная емкость для сбора крупногабаритного и другого мусора объемом более 2 кубических метров;
контейнер – стандартная емкость для сбора мусора объемом до 2 кубических метров включительно;
урна – стандартная емкость для сбора мусора объемом до 0,5 кубических метров включительно;
контейнерная площадка – специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения мусора с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей;
утилизация (обезвреживание) мусора и отходов – обработка мусора различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
мусор – бытовые отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские свойства;
сбор мусора – комплекс мероприятий, связанных с очисткой мусорокамер, заполнением контейнеров и зачисткой контейнерных площадок работниками организаций, осуществляющих уборку на основании договора с собственниками (правообладателями) контейнерных площадок, контейнеров, мусорокамер;
вывоз мусора – выгрузка мусора из контейнеров, загрузка бункеров-накопителей в специализированный транспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка его с мест сбора мусора на объект организации, осуществляющей деятельность по размещению, переработке и утилизации отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы, полигоны захоронения и т.п.);
договор на вывоз мусора – письменное соглашение, заключенное между заказчиком и подрядной мусоровывозящей организацией на вывоз мусора;
санитарная очистка территории – зачистка территорий, сбор, вывоз и утилизация (обезвреживание) мусора;
график вывоза мусора – информация, в том числе составная часть договора на вывоз мусора, с указанием места (адреса), объема и времени вывоза мусора;
реестр объектов размещения отходов – информационный ресурс, содержащий в себе совокупность данных об объектах размещения отходов, заключенных договорах на вывоз мусора и размещение отходов, категории отходов, адреса, наименования организаций, осуществляющих сбор, перемещение, размещение, хранение и утилизацию отходов, данные об оборудованных площадках временного хранения отходов и иные данные, характеризующие состояние сбора, накопления, хранения, размещения, перемещения, обезвреживания и утилизации отходов;
домовладение – жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна), бассейн, теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
безнадзорные животные – собаки, кошки, не имеющие владельца, свободно находящиеся на территории и вне территории населенных пунктов без сопровождающего лица;
жестокое обращение с животными – побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущие за собой увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным;
приют для животных – имущественный комплекс, специально оборудованное и предназначенное для передержки, размещения и содержания безнадзорных животных;
передержка безнадзорных животных – совокупность действий, осуществляемых в приютах и направленных на поддержание надлежащих условий жизнедеятельности безнадзорных животных, включая учет, оказание ветеринарной помощи, стерилизацию (кастрацию), умерщвление безнадзорных животных, а также утилизацию и уничтожение биологических отходов безнадзорных животных;
отлов безнадзорных животных – мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных.
РАЗДЕЛ II. Требования к объектам и элементам благоустройства
ИсточникБлагоустройство территории объект капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории объект капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Благоустройство территории объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ), но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1; благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения — это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых, позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом от 02.03.2017 N 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Благоустройство территории объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2022) Минфин разъяснил, чем может подтверждаться опыт работ по строительству некапитальных объектов, благоустройству территории.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Трапезников В.А.)
(«Проспект», 2020) В извещении о проведении аукциона, кроме сведений, указанных в подп. 1 — 3, 6 — 9 п. 10 ст. 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны: 1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка; 2) цена выкупа земельных участков, указанных в п. 5 ст. 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади; 3) начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства); 4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения; 5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем; 6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; 7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; 8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Нормативные акты: Благоустройство территории объект капитального строительства
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) В силу п. 1 ст. 30.2 ЗК РФ (далее — в редакции до 1 марта 2015 г.) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Объект культурного наследия как существенный риск при покупке земельного участка
Покажем, что объект культурного наследия (истории и культуры) может быть источником не только положительных эмоций, но и существенных ограничений и даже запрета на использование земельного участка по целевому назначению. Рассмотрим виды зон ограничений (обобщенно можно называть их охранными зонами), в чем могут заключаться ограничения, насколько они могут быть существенными, как выявлять и управлять рисками.
Территория объекта
Маловероятно, что на самой территории объекта культурного наследия может находиться индивидуальный земельный участок. Территория памятника будет интересовать нас в первую очередь для отсчета от его границы — охранной зоны. Если границы территории памятника не описаны, например, в системе координат для ведения кадастровой деятельности, в первом приближении можно считать, что они проходят по линии внешней стены (ограждения) памятника либо по линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных его элементов, включая парковую территорию.
Охранная зона
Для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливается одна (единая) или несколько зон охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта /1/, /2/.
Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.
В пределах охранной зоны хозяйственная деятельность запрещена, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
В данной зоне устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Часто в зоне регулируемой застройки выделяются несколько подзон с индивидуальными градостроительными регламентами, при этом более строгие ограничения — в подзоне, ближней к объекту охраны. В целом в этой зоне строить можно, степень приемлемости ограничений при строительстве и реконструкции домов будет зависеть от вкусовых предпочтений собственников. Необходимо быть готовым: к снижению этажности и высотного габарита домов, использованию только натуральных материалов стен (камень, дерево, штукатурка), неброской кровле (оцинкованная фальцевая, пастельные цвета), неяркому нединамичному силуэту, деревяным окнам, кованным решеткам внешнего ограждения или деревянному штакетнику.
Порой доходит до курьезов. Например, в зоне регулируемой застройки Новоиерусалимского монастыря (г. Истра Московской области) для строительства одноэтажного кирпичного гаража, находящегося на расстоянии нескольких километров от памятника, требуется согласование с органами охраны объектов культурного наследия, не принимая в расчет, что по линии от гаража до монастыря находятся многоэтажные дома и прочие высокие здания. Как в таких случаях не вспомнить слова одного из разработчиков соответствующей многокилометровой охранной зоны, сказанные в частной беседе: «Все это придумано не для охраны памятников, а для коррупции».
Зона охраняемого природного ландшафта
В пределах этой зоны запрещается или ограничивается строительство, реконструкция существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Важно помнить, что зона охраняемого природного ланшафта памятника может содержать больше ограничений, чем зона регулируемой застройки. Например, для района бывшей деревни Сычевка и части деревни Вельяминово (г.о. Истра Московской области) реконструкция и строительство домов на земельных участках для индивидуального жилищного строительства с 2017 г. запрещены, и данные запреты не отражаются в сведениях ЕГРН. Собственники таких участков продают их, как полноценные, хотя на них разрешено лишь выращивать травы и разводить пчел.
Памятник культуры может накладывать ограничения на строительство в связи с охраной природного ландшафта на расстоянии нескольких километров, без учета административных границ, в том числе, находясь в ином субъекте РФ (например, музей-заповедник В.Д. Поленова в с. Страхово Заокского р-на Тульской обл. — на часть Тарусского района Калужской обл.).
Защитная зона
Защитные зоны объектов культурного наследия можно назвать временными охранными зонами.
В соответствии со статьей 34.1 /1/ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением: объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 /1/ требования и ограничения) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 м от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 м от внешних границ территории памятника;
2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 м от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 м от внешних границ территории ансамбля.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 м от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 м от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от упомянутых выше, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта.
В некоторых случаях ограничения по строительству в защитной зоне прописаны в документах территориального планирования, запрета на строительство до разработки проекта зоны охраны — нет. Так, для памятника федерального значения » Храм Троицы Живоначальной, 1644 г.» в селе Троицкое Одинцовского района Московской области строительство разрешено, хотя проект зон охраны для этого памятника не разработан уже 60 лет как. В то же время, формулировки «разрешения» для данного памятника весьма расплывчаты. Например, запрещается строительство, «угрожающее сохранности сложившегося историко-культурного ландшафта или мешающие его визуальному восприятию». Или:»протяжённость зданий, завершений объёмов, цветовое решение и материал стен не должны быть дисгармоничны по отношению к объекту охраны; проектное функциональное назначение участков строительства в зоне влияния объекта культурного наследия должно быть увязано с исторически сложившейся функционально-планировочной организацией территорий и исключало внедрение застройки с низкими эстетическими качествами в ценные ландшафтно-видовые раскрытия, связанные с памятником. «. Поэтому, нет ответа, во сколько обойдется проект дома, организации участка и его благоустройства, которые могут быть согласованы в органах охраны объектов культуры, и не разыграются ли мозолистые пальцы профильных специалистов?
Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 /1/, проекта зон охраны такого объекта.
«Потайная» охранная зона
В соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) (охранные зоны памятников к ним тоже относятся) считаются установленными со дня внесения сведений о зоне в ЕГРН. Однако, еще 5 лет это останется декларацией.Согласно ч. 8 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г. (в ред. №455-ФЗ от 27.12.2019) до 1 января 2025 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов:1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ; 4) решением суда. То есть, для части объектов культуры охранные зоны существуют, описаны в каком-либо документе в виде » от кола-до двора-через речку», и ЕГРН не внесены.
Расширенная охранная зона
Нередко исходная охранная зона объекта культурного наследия увеличивается от первоначальной. Предвидеть это невозможно. Риск существенный, поскольку ожидать компенсации за непригодность участка к использованию от установления или расширения зоны охраны в настоящее время не приходится, в частности, практически не работает статья 57.1 Земельного кодекса. Всем, кому должен, прощаю. Резолюция ХVIII съезда органов охраны памятников истории и культуры 2019 г. рекомендует обратиться в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность исключения из Земельного кодекса положения о денежной компенсации в случае установления защитных и охранных зон объектов культурного наследия.
Неустановленная охранная зона
В стране стоят на учете более 180 000 памятников истории и культуры. Вне зависимости от того, на какое количество из них могут быть выделены средства на охрану, количество памятников будет нарастать. В настоящее время зоны охраны установлены для меньшей части памятников. Поэтому количество пострадавших собственников земельных участков, лишенных возможности использовать их по назначению, и не получивших компенсации за фактическое изъятие участков, будет увеличиваться.
Что можно рекомендовать при покупке земельного участка вблизи памятника культуры?
1) Держаться от памятника или потенциального памятника минимум на 100-150 м в населенном пункте, на 300 м — вне населенного пункта. Изучать историю места расположения участка для выявления таких объектов.
2) Учитывать возможное увеличение как защитной зоны, так и установленной охранной зоны памятника.
3) Уделять особое внимание крупным ансамблям, монастырям, музеям-усадьбам, достопримечательным местам действующим и потенциальным (Русская Палестина, Бородино, Есенинские места и пр.). В этих случаях безопасное удаление от ядра памятника может достигать нескольких километров.
4) Рассматривать границы зон охраны памятников по последней редакции документа их устанавливающего, не полагаясь на актуальность, например, правил землепользования и застройки.
5) Проверять застроенные земельные участки на предмет законности регистрации находящихся на них строений в части охранных зон объекта культурного наследия.
1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,ст. 34
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».
Источник