Ведение строительства хозяйственным способом
В настоящее время с учетом существующей финансово-экономической ситуации, отменой лицензирования строительной деятельности, иными упрощениями довольно популярным стало осуществление строительства хозяйственным способом. Рассмотрим основные моменты, касающиеся данного явления.
Необходимо наличие трех условий
Определение хозяйственного способа строительства дано Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее — Инструкция). Под таковым понимается организационная форма строительства, при которой строительные и монтажные работы выполняются собственными силами, за счет собственных средств застройщика с последующим принятием объекта строительства к учету. При этом:
- под собственными силами понимается выполнение строительных работ работниками организации-застройщика, включая работников филиалов, с которыми заключены трудовые договоры, а также гражданами, привлеченными к выполнению работ по договорам гражданско-правового характера;
- под собственными средствами — собственные средства организации (прибыль, остающаяся в распоряжении организации, оборотные средства), а также привлеченные на возвратной основе заемные средства (кредиты банков и займы);
- под принятием объекта строительства к учету — оприходование объекта на баланс организации-застройщика в качестве основного средства или в качестве готовой продукции, предназначенной для дальнейшей продажи.
При осуществлении строительства хозяйственным способом к выполнению специальных видов строительных работ (электротехнических, санитарно-технических и др.) можно привлекать на договорной основе специализированные строительные организации, что не меняет сущности хозяйственного способа строительства. Инструкцией установлено, что в случае строительства с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика. При этом строительные работы, выполняемые за счет средств республиканского или местных бюджетов организациями государственного дорожного хозяйства на автомобильных дорогах общего пользования, организациями водного транспорта на внутренних водных путях общего пользования, организациями жилищно-коммунального хозяйства на объектах коммунального хозяйства, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения, а также на объектах жилищного фонда за счет средств республиканского, местных бюджетов и отчислений населения на капитальный ремонт жилых домов, к хозяйственному способу не относятся.
Приморский край намерен закупить в Беларуси электробусы и заказать строительство объектов
Таким образом, для придания строительству (выполнению работ) статуса «хозяйственный способ строительства» необходимо одновременное наличие трех вышеназванных условий:
- выполнение работ собственными силами;
- выполнение работ за счет собственных средств застройщика;
- последующее принятие объекта строительства к учету.
Договор подряда не заключается
Основные требования к выбору подрядчиков при строительстве объектов в РБ. Виктория Манова, Беларусь
Лицо, осуществляющее строительство, выступает в качестве застройщика. Определение застройщика в строительной деятельности дано в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с указанной нормой таким лицом является юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора.
Анализ вышестоящих норм указывает на то, что при строительстве хозяйственным способом договор подряда не заключается. Это является логичным, поскольку тут как подрядчик, так и заказчик выступают в одном лице, а в соответствии со ст. 155 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) для заключения договора необходимо выражение согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В практике отдельными субъектами высказывается мнение о возможности заключения договора подряда, который с одной стороны подпишет руководитель заказчика, а с другой стороны — уполномоченный руководителем начальник отдела капитального строительства и т.п. Безусловно, данный подход противоречит нормам ст. 49, 155, 183 ГК.
Причиной этого является то, что фактически одно и то же лицо через своих уполномоченных представителей выступает в обоих ипостасях. Руководитель предприятия на основании ст. 49 ГК представляет интересы предприятия без доверенности. Начальник ОКСа представляет интересы предприятия на основании должностной инструкции или доверенности. Подобные сделки в силу ст.
169 ГК будут являться недействительными.
Строительство необходимо осуществлять на основании администртивно-уполномочивающих документов застройщика: приказа об образовании ОКСа, Положения о нем, приказа о закреплении обязанностей ГИПа, ГАПа за конкретными должностными лицами предприятия.
Формирование стоимости, бухучет, налогообложение
Определение того, каким способом выполняются строительно-монтажные работы и работы по монтажу оборудования — подрядным или хозяйственным, влияет на порядок осуществления формирования стоимости работ, их бухгалтерского учета а также налогообложения. В соответствии с п. 15 Инструкции учет затрат на выполнение строительных работ при хозяйственном способе строительства осуществляется по следующим статьям затрат: «Материалы», «Основная заработная плата рабочих», «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов», «Прочие расходы», «Накладные расходы». В этом же пункте детально расписан порядок учета затрат на выполнение строительных работ при хозяйственном способе строительства. Обоснованность произведенных затрат подтверждается экономическими расчетами, произведенными соответствующими специалистами застройщика (инженерами, экономистами). Решение о включении затрат в стоимость объекта учета принимается руководителем застройщика или иным уполномоченным им лицом.
При финансировании работ, выполняемых хозяйственным способом, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов основанием для получения указанных средств является акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по форме С-2, установленной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13, составленный в базисных ценах, и бухгалтерская справка о сумме фактически произведенных затрат в разрезе статей затрат.
Порядок формирования стоимости строительно-монтажных работ хозяйственным способом имеет свои особенности. В частности, в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.04.2008 № 19 «Об определении норм накладных расходов при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом» нормы накладных расходов при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом определяются в размере 34,1% к Нормам накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 № 1, а плановые накопления при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом не начисляются.
При разработке проектно-сметной документации с учетом хозяйственного способа выполнения работ сметная стоимость определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости ремонта предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации (РДС 8.01.101-2000).
Наличие экономических расчетов, бухгалтерских справок о затратах и др. подтверждающей документации имеет еще значение и для того, чтобы определить объем произведенных работ по улучшению имущества в случае, если оно арендовано. При расторжении договора аренды довольно часто арендаторы предъявляют требования арендодателям относительно возмещения стоимости произведенных улучшений. Если указанные улучшения были произведены хозяйственным способом, их стоимость без надлежащего оформления будет определить проблематично. Не обойтись и без экспертизы.
Помимо данных первичных учетных документов, заключения экспертизы, стоимость выполненных хозяйственным способом работ может также подтверждаться заключениями УП «Республиканский центр недвижимости», оценочными ведомостями, составленными РУП «Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».
Контроль качества
С учетом специфики проведения строительно-монтажных работ хозяйственным способом особое внимание должно уделяться контролю качества производства работ и соответствия работ проектно-сметной документации.
Согласно Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18, застройщик привлекает инженера (инженерную организацию) для осуществления функций технического надзора в строительстве, а также при необходимости оказания других инженерных услуг в строительстве, в том числе по комплексному управлению строительной деятельностью. В случае привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика застройщик вправе самостоятельно осуществлять функции технического надзора за выполнением таких работ.
При этом в случае, когда в соответствии с договором на оказание инженерных услуг инженерной организации поручается осуществление комплексного управления строительной деятельностью, инженерная организация назначает управляющего строительной деятельностью из числа работников, имеющих высшее образование по строительной специальности и опыт работы на руководящих должностях в области строительства не менее 5 лет. Решения инженера (инженерной организации) имеют такую же силу и влекут те же последствия для подрядчика, что и решения заказчика, застройщика в соответствии с его полномочиями согласно законодательству Республики Беларусь. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору на оказание инженерных услуг, в том числе по осуществлению технического надзора, комплексного управления строительной деятельностью, инженер (инженерная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным договором.
Обязанность осуществления третьими лицами технического надзора при строительстве объектов, осуществляемом хозяйственным способом вытекает также и из ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения».
Технический надзор осуществляется на всех объектах строительства независимо от форм собственности, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, одноквартирных жилых домов высотой до двух этажей включительно, застройщиками по которым являются граждане, а также объектов текущего ремонта.
Заказчик, застройщик (далее — заказчик) обеспечивает осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса и с периодичностью проведения проверок, которая должна обеспечивать соблюдение соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и ТНПА. Представитель технического надзора назначается приказом заказчика из своего персонала (штата) или привлекается по договору (контракту) инженер, инженерная организация.
Нарушение порядка осуществления технического надзора в совокупности с отступлениями от проектно-сметной документации могут обусловить последующую невозможность ввода объекта в эксплуатацию, и более того — снос постройки.
ИсточникЗакон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2019 г.)
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
архитектурная деятельность — деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, снос, осуществлению авторского надзора за строительством;
архитектурный проект — проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства;
Источник