Советы и юридические консультации адвокатов и юристов 🎓 по теме "Какие объекты не являются объектами капитального строительства" — помощь и ответы в режиме онлайн
Письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 «Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы»
На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.
При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).
Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.
Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.
Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается. В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.
Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.
Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.
В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).
Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.
Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).
С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.
При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.
Источник– объекты капитального строительства , являющиеся элементами обустройства и (или) защитными сооружениями автомобильных дорог, расположенными в полосе отвода автомобильных дорог; – местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений; – пешеходные улицы и площади городов
Какие объекты не являются объектами капитального строительства
Платный частный сервитут с Мособлгаз или вынос газовой подземной трубы.
Обственник не знал об объекте газового хозяйства на покупаемом земельном участке. Сведения об обременение в ЕГРН не было. Хотя по закону Мособлгаз обязаны были подавать сведения о своих объектах. На наше обращение они подтвердили, что являются балансодержателем (этой) подземной трубы высокого давления.
Труба была проложена в 60-е годы на действующем гос. предприятии. В 90-е года предприятие приватизировало свои активы, в 2010 годах продало этот земельный участок юр.лицу. Мы недавно приобрели этот зем. участок, на момент заключения сделки предприятие продавшее нам зем. участок было официально признано банкротом.
Признание сделки не действительной НАМ не нужно. Большое желание получить возмещение убытков от Мособлгаза в виде частного платного сервитута! А что ещё лучше за и счёт Мособлгаза сделать вынос этой трубы с нашей территории. НЕИСПОЛЬЗУЕМАЯ территория из-за норм охранного права составляет 3000 м 2. (Подземная газовая труба лишает нас планируемой прибыли). Демонтаж, вынос или одевания рукава на трубу для Нас не возможны! (По устной примерной смете с Мособлгаз для НАС это очень дорогое удовольствие!). Поэтому хотим сделать вынос трубы за их счёт! (Мы являемся физ. лицом (ИП) в планах было использовать эту землю для ведения бизнеса.).
Вопросы после вышеперечисленного следующие:
1). если реально выигранные дела в аналогичных ситуациях? (юристы «Мособлгаза» утверждают, что все бесполезно, Мособлгаз не обязан платить, ссылается на новые поправки к закону. Мол благодаря им аренда земли или платного сервитута невозможна, тем более газопровод положен в 60-е годы.)
2).Вопрос какое такое законодательство дает подобным структурам лишать нас возможности пользоваться своей землей и получать прибыль? Нам не нужен их газ, а по нашему участку он идет транзитом.
(юрист в устной форме процитировал их право отказа нам в платном сервитуте, аренде у нас земли и любого нам возмещения. ) ссылается на Пункт 8 ст.90 Земельный кодекс РФ.» Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.»
2).Юристы нынче обещают много, но делают мало. В связи с этим хотим подстраховаться: а).Обосновать платный сервитут бизнес планом достаточно? Б). Что еще можно использовать в суде, чтоб аргументировать вынос трубы за счёт Мособлгаза или в крайнем случае частный платный сервитут? Кроме факта неосведомленности собственника (не было официально зарегистрированных обременений).
3). Как избежать судебных расходов например назначенной судом экспертизы, если иск будет не в нашу пользу. Нас пугают юристы Мособлгаза, что экспертиза по частному платному сервитуту будет заоблачной и судебные издержки лягут на Вас как на проигравшую сторону.
В интернете попадаются проигранные судебные процессы, где ответчиком выступали подобные гос. газовые хозяйства.
И последнее: если все так плачевно и решение суда будет не в нашу пользу, то снижение земельного налога возможно добиться от государства в нашем случае? Если да, то на сколько возможно снизить налог за не используемую землю (может у кого была практика аналогичных дел). Заранее большое спасибо!
Источник44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству , реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства , проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. … Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1…
Объекты которые не являются объектами капитального строительства
Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка — «под организацию торговли», позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.
Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.
Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?
Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.
Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.
Так что же отличает капитальный объект от некапитального?
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее — «ГК РФ»), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.
Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?
«Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».
пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).
Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:
«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), — объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».
ИсточникВ параллель ставятся понятия « объект капитального строительства » и « объект недвижимости». Согласно гражданскому кодексу, к недвижимости относятся объекты , перемещение которых невозможно, или может нанести серьезный ущерб. Конструкция сооружения, предполагающая невозможность демонтажа или перемещения. Наличие коммуникационных подводок к объекту : газ, вода, стоки и пр.. При этих условиях, разрешение необходимо, во избежание признания ангара самовольной постройкой, что в свою очередь, ведёт к наложению немалого штрафа и присуждению сноса здания.
Объекты движимого и недвижимого имущества. Сооружение — это какое имущество?
Давайте разберемся, что относится к движимому имуществу, а что нет. Ведь не все понимают, в чем разница между ними, а потому периодически возникают проблемы. Начнем раскрытие вопроса с определения понятий.
Определение
Понятие и различия движимого и недвижимого имущества необходимо раскрыть для того, чтобы впредь не возникало путаницы. Начнем с определений.
Итак, недвижимым называют то имущество, что связано с землей. Характерной чертой является то, что его нельзя перенести с места на место, не причинив вреда. В виде исключения недвижимым имуществом называют космические корабли и морские суда.
Движимое имущество — это такое имущество, которое не относится к недвижимому. Отличительной чертой этого вида является то, что на него не требуется утверждение прав. Сюда можно отнести ценные бумаги, деньги и прочее.
Как вы видите, формулировки общие, и конкретных данных не имеют. По этой причине часто возникают вопросы о том, как платить налог за тот или иной объект.
Недвижимое имущество
Гражданский кодекс регулирует понятие движимого и недвижимого имущества посредством списка, который включает в себя объекты недвижимого имущества. Среди них:
- Земельный участок и все, что на нем находится. Сюда же относится имущество, которое расположено под ним.
- Имущество, которое неразрывно связано с земельным участком. Например, это дома, строительные объекты, здания и сооружения. То есть на вопрос: «Сооружение — это движимое или недвижимое имущество?» можно с уверенностью отвечать, что оно — недвижимое.
- Транспортные средства, предназначенные для воздушных перевозок. Ярким примером являются вертолеты и самолеты.
- Подводные лодки и корабли.
- Аппараты, которые запускают в космическое пространство. Например, космические станции, ракеты.
- Организация, которая понимается как имущественный комплекс.
- Кондиционер и сигнализация. Эти вещи относятся к недвижимому имуществу только в том случае, если их вмонтировали в здание еще во время строительства и снять их без нанесения ущерба строению нельзя.
- Электросеть, водопровод, местная и центральная канализация.
До изменений в законодательстве к недвижимому имуществу причислялись и лесные насаждения. Но в 2006 году их исключили из перечня.
Стационарные коммуникации
Это спорный пункт, в том смысле, что вызывает постоянные разногласия, к какому виду (движимого или недвижимого) имущества относится. Вроде бы их легко переместить, но на самом деле это не так. Если расшифровывать законы, регулирующие этот вопрос, то получается, что эти объекты нельзя отделить от сооружения или здания. Таким образом, они тоже становятся недвижимым имуществом.
Признаки недвижимого имущества
Гражданский кодекс нашей страны определяет, к какой категории относится имущество, в зависимости от того, как оно связано с землей. Иными словами, чем сложнее отделить имущество от земли, тем больше вероятность, что оно недвижимое. Характерным признаком является то, что недвижимость нельзя перенести без ущерба. То есть здание можно переместить, но использовать по назначению уже будет невозможно.
В реальной жизни не все так гладко. В суде до сих пор пытаются определить, к каким объектам — движимому/недвижимому имуществу — относятся сарай или гараж.
Еще одним признаком недвижимости является то, что сопроводительные документы оформлены именно на недвижимое имущество. Важным моментом является и то, что при строительстве обязательно должны соблюдаться градостроительные правила и нормы.
Последний признак, который до сих пор не принят как безусловный аргумент, — факт того, что была произведена государственная регистрация права на имущество. Споры возникают из-за того, что не всегда этот момент является показателем недвижимости. Так как существуют ситуации, когда оформлять подобные документы не обязательно.
Движимое имущество
Гражданский кодекс предусмотрел и перечень объектов, которые можно отнести к движимому имуществу. В этом списке:
- Ценные монеты и деньги.
- Музейные экспонаты.
- Векселя.
- Доли в компаниях.
- Автодорожный транспорт. Кстати, часто возникает вопрос: «Автомобиль — это движимое или недвижимое имущество?». Исходя из этого списка, можно сделать вывод, что машина — все-таки движимое имущество.
- Линии связи.
- Элементы коллекции.
- Торговые павильоны.
- Оружие.
- Гараж.
Разъяснение этого перечня можно найти как в нормативных актах, так и в судебной практике. Если у человека нет доступа к этим документам, то можно обратиться в налоговую службу. Там ответят на все вопросы и помогут разобраться с тем, к какому виду относится то или иное имущество.
Признаком движимого имущества является то, что его можно передвинуть или сдвинуть без ущерба для самого объекта и окружающей среды. Движимое имущество можно использовать и после перемещения, его функции при этом не пострадают.
Понятие в иностранном праве
Когда мы спрашиваем, например: «Сооружение — это движимое или недвижимое имущество?», нам отвечают, что оно относится к недвижимому. А вот в иностранном праве может все быть по-другому. Ситуация вполне нормальная, раз каждое государство устанавливает свои правила. На этот счет в Гражданском кодексе нашей страны есть своя статья. В ней говорится о том, что каждая страна определяет сама, к какому типу отнести тот или иной объект.
Здесь уместно отметить, что в случае перевозки имущества на него перестают действовать права страны, из которой оно вывезено, и начинают действовать права той страны, куда имущество отправляется.
Вопрос об оборудовании
Итак, с недвижимым имуществом более или менее понятно, то есть человек сможет относительно легко определить, глядя на свою собственность, движимое это имущество или недвижимое. Сооружение, например, однозначно относится к недвижимости. Что касается вопроса об объектах, задействованных на производстве, то тут возникает много споров.
Например, что такое оборудование? Это движимое или недвижимое имущество? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно кое-что пояснить. Налоговый кодекс нашей страны понимает под недвижимым и движимым имуществом те объекты, что учитываются на балансе предприятия как объекты основных средств. В 2012 году были внесены поправки в федеральный закон, и теперь соответствующим налогом не облагается движимое имущество предприятия, которое приняли на учет позднее января 2013 года.
То есть можно сказать, что оборудование — это движимое имущество. И облагается оно налогом только в том случае, если зарегистрировано позже января 2013 года.
Почему же возникают сомнения относительно принадлежности оборудования? Это движимое или недвижимое имущество? Дело в том, что производственные станки, как правило, очень громоздкие, и некоторые люди ошибочно причисляют их к недвижимому имуществу. Но так как непосредственной связи с землей у объекта нет, то его нельзя причислить к недвижимости.
Куда относится сооружение
Часто люди не понимают, куда относится сооружение под генераторы: к движимому или недвижимому имуществу. Стоит разобрать этот момент, чтобы проблем больше не возникало.
Если сооружение не имеет под собой капитального фундамента и состоит из разборного каркаса, то, скорее всего, его отнесут к движимому имуществу. Это обусловлено трактовкой закона. Напомним, что недвижимым имуществом является то, которое нельзя перенести на другое место без ущерба. В случаях с временными конструкциями вреда им не будет от перемещения в другое место, и функции их останутся прежними.
Получается, что если у строения есть фундамент, то оно считается недвижимым. А вот сооружение под генераторы — движимое или недвижимое имущество? В случае отсутствия капитального фундамента объект причисляется к движимому имуществу.
Виды имущества в бухгалтерском учете
С недавнего времени на движимое и недвижимое имущество организации налог начисляется особым образом.
С начала 2013 года налогом не облагается движимое имущество. Вроде как все несложно. Нужно лишь определить вид объекта, дату постановки на учет и, уже судя по этим данным, начислять налог или нет. Это все замечательно в теории. На практике же порой невозможно с точностью определить вид имущества, и потому возникают проблемы.
Как правильно классифицировать
С 2013 года действуют правила, согласно которым необходимо обозначить принадлежность приобретения к определенной категории (движимое/недвижимое имущество) в бухгалтерском учете сразу после покупки. Как правило, с очевидными объектами вроде строительной техники или машины проблем не возникает. Эти вещи однозначно относятся к движимому имуществу.
Статья 130 Гражданского кодекса дает определение недвижимому имуществу. Там сказано, что им называют все, что неразрывно связано с землей. То есть, по идее, не должно возникнуть вопросов и при классификации сооружения. Движимое это имущество или недвижимое ? Если имеется капитальный фундамент, то оно причисляется к недвижимому.
В чем же тогда проблема? Она заключается в том, что в бухгалтерском учете и гражданском праве понятие этих объектов разное. К примеру, Гражданский кодекс оперирует понятиями «сложная» и «неделимая вещь», в то время как в бухучете таких определений нет.
В том же Гражданском кодексе говорится о том, что если несколько вещей образуют одно целое и используются по единому назначению, то называться это будет уже сложной вещью. Когда невозможно разделить объект без изменения его значения, вещь признается неделимой.
В бухгалтерском учете нет таких понятий, зато все вещи называются инвентарными объектами. Это может быть как отдельный элемент, который выполняет свои функции, так и объект со всеми сопутствующими приспособлениями.
Получается, что неделимая вещь по понятиям гражданского права в бухучете будет выглядеть как несколько инвентарных объектов, у которых разный срок полезного использования.
Чтобы было понятнее, приведем пример. Возьмем за основу здание с коммуникациями. Гражданский кодекс называет такой объект неделимой вещью. В то время как в Госстандарте от 1994 года рассматриваться здание будет по частям. То есть будет сеть канализации и газопровода, электросеть, сигнализационная сеть, телефонная и прочие.
Проблемы учета
Мы уже говорили выше, что движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете отличается от тех же терминов в гражданском праве.
Например, в случае, если недвижимое имущество с коммуникациями в бухучете считается за один инвентарный объект, то и рассчитываться по налогу нужно будет за все. Важно помнить, что для постановки на бухгалтерский или налоговый учет государственная регистрация необязательна.
Если на учет отдельно поставили здание и общее имущество, то и срок полезного использования будет отличаться. Но в любом случае два объекта будут отнесены к недвижимому имуществу, хоть один из них и не имеет неразрывной связи с землей.
Налог будет рассчитываться из стоимости общего имущества и самого дома.
Бухгалтер имеет право сам выбирать вариант учета недвижимого объекта. Но во время своей деятельности он обязан опираться на мнение контролирующих органов.
Например, системы инженерно-технического жизнеобеспечения и здание будет учитываться как обособленные объекты, и у каждого из них будет свой срок полезного использования. Конечно, они сильно отличаются, по этой причине стоимость за коммуникации спишется гораздо быстрее, чем здания.
Несмотря на то что такие объекты имеют больше отношения к движимому имуществу, соответствующие органы все равно предлагают облагать их налогом.
Какие бывают исключения
Бывают случаи, когда разрешается отнести в категорию движимого имущества инвентарные объекты, которые входят в состав недвижимости и функционально связаны со зданием. Ярким примером послужит ситуация, когда на основу здания устанавливается оборудование для производства, которое можно эксплуатировать только в составе целого комплекса. Получается, что раз оборудование находится на фундаменте, то его нельзя переместить без ущерба для подземных коммуникаций. Но, с другой стороны, его можно демонтировать и перевести на новое место, где оно будет работать в прежнем режиме.
Министерство финансов считает, что подобный станок не относится к недвижимому объекту, а потому налог не взимается. Чтобы подстраховаться, нужно посмотреть на то, какой фундамент залит. Если по техническим документам фундамент не является частью строения, то затраты на его заливку входят в стоимость оборудования и не учитываются при расчете налога.
В случае если фундамент является основой, оборудование причисляется к недвижимому имуществу.
Заключение
Как видите, только на первый взгляд все кажется простым и понятным. На самом деле имеется множество нюансов и недоработок. Ведь не зря суды по поводу определения имущества движимым или недвижимым не теряют своей актуальности. Порой даже некоторые юридические работники не могут правильно трактовать определение, что уж говорить об обычных людях!
Сейчас пробелы в законодательстве еще ощутимы, но есть надежда, что со временем споры прекратятся и невыясненных моментов не останется.
Но определять, к какому виду имущества относится тот или иной объект, бывает, приходится и обычному человеку. В этом случае нужно помнить те правила определения, которые мы сегодня разбирали в статье. Если помощь все равно требуется, то можно обратиться к юристу или в налоговую службу. Там просто обязаны объяснить, особенно если вы хотите заплатить налог.
Никогда не совершайте необдуманных действий! Такое поведение может иметь плачевный результат. Изучайте законы нашей страны, разбирайтесь в правовых аспектах, и тогда никаких проблем у вас не будет. А ваше движимое и недвижимое имущество будет принадлежать только вам.
ИсточникОснованием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан: — ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.
Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.
После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.
Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования — до дня вступления в силу решения суда.
Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
— ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
— расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ненецкого автономного округа
Прокуратура Ненецкого автономного округа
7 августа 2017, 00:59
Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.
Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.
После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.
Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования — до дня вступления в силу решения суда.
Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
— ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
— расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
ИсточникПеречень объектов , для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утв. постановлением Совмина от 19.10.2006 № 1387. В состав Перечня № 1387 в том числе входят: 1) объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства … Для объектов , по которым одним из источников финансирования являются бюджетные средства, за расчетный период принимается месяц, если иное не установлено законодательством. … На объекте осуществлялась и реконструкция, и капитальный ремонт, соответственно, составлены два сводных сметных расчета. После завершения работ какой акт приемки объекта в эксплуатацию оформлять?