Объекты на которые не требуется разрешение на строительство в рб

Рекомендации субъектам малого и среднего предпринимательства по недопущению нарушений при строительстве объектов, подлежащих государственному строительному надзору

Основные нормы, регулирующие деятельность архитектурную, градостроительную и строительную деятельность в Республике Беларусь, изложены в Законе Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон), Указе Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:

  • требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;
  • требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке

В соответствии со статьей 11 Закона государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Согласно статье 35 Закона надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока.

В области строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:

  • государственный строительный надзор;
  • технический надзор;
  • авторский надзор за строительством;
  • иные виды надзора, предусмотренные законодательством.

Статьей 36 Закона определено, что государственный строительный надзор осуществляется органами государственного строительного надзора в пределах их компетенции, определяемой Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с положением об органах государственного строительного надзора, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» установлено, что на органы государственного строительного надзора возложен надзор за строительством всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства и объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, а также объектов, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством.

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ».

В соответствии с Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, органы государственного строительного надзора осуществляют две административные процедуры:

Строительство объектов первого-четвертого классов сложности должно осуществляться в соответствии с техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 (далее – технический регламент), и перечнем взаимосвязанных с ним технических нормативных правовых актов, утвержденным Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет за покупку объекта незавершенного строительства

В настоящее время действует перечень технических нормативных актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY, утвержденный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.12.2014 № 56.

Порядок приемки объектов в эксплуатацию определен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

В соответствии с законодательством право разъяснять вопросы применения технического регламента, применения и содержания отдельных требований технических нормативных правовых актов, утвержденных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, о порядке применения Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства (за исключением приемки в эксплуатацию оптоволоконных линий связи) предоставлено Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Согласно подпункту 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» осуществление отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.

Перечень видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) приведен в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».

Для выполнения функций заказчика, застройщика, генерального подрядчика, подрядчика при осуществлении строительства объектов первого-четвертого классов сложности необходимо получать соответствующий аттестат соответствия.

Консультирование по вопросам проектирования и строительства согласно инструкции «О порядке оказания инженерных услуг в строительстве», утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18, является предметом договора на оказание инженерных услуг в строительстве.

В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) с 26.02.2018 в области осуществления государственного строительного надзора предусмотрены следующие изменения:

субъекты хозяйствования будут выполнять строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Субъект хозяйствования будут вправе приступать к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Совета Министров Республики Беларусь (за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор – перечень таких объектов будет установлен путем внесения соответствующих изменений в перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1378) (в соответствии с абзацем вторым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета № 7);

субъекты хозяйствования будут осуществлять производство строительно-монтажных работ на объектах строительства при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов) на строительство объектов после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор) (в соответствии с абзацем четырнадцатым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета № 7);

субъекты хозяйствования при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса будут получать заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия указанных объектов строительства разрешительной документации (относится к государственным органам и организациям, выдававшим разрешительную документацию), проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности (в соответствии с абзацем тридцать седьмым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета № 7).

Читайте также:  Ф 36 акт приемки законченного строительством объекта
Источник

Законопроекты

О внесении изменения в статью 21 Закона Республики Башкортостан «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан»

Обоснование необходимости принятия Закона Республики Башкортостан «О внесении изменения в статью 21 Закона Республики Башкортостан «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан»

В соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации строительство и (или) реконструкции сетей газораспределения и газопотребления осуществляется, в том числе, при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в установленном порядке, что влечет за собой обязанность в реализации всего комплекса мероприятий, необходимого при капитальном строительстве, и является причиной длительных сроков технологического присоединения.

При этом, пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность на уровне законодательства субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности расширения перечня объектов, на строительство (реконструкцию) которых не требуется выдача разрешений.

Необходимо отметить, что в настоящее время статьей 21 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года № 341-з «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан» установлена возможность строительства уличных распределительных сетей без оформления разрешения на строительство в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, но этого недостаточно для сокращения сроков подключения, а также для полноценной реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», действие которого распространяется на газопроводы до 1,2 мегапаскаля, в случаях, если для их размещения не требуется разрешение на строительство.

В этой связи, представленным законопроектом предлагается статью 21 Закона Республики Башкортостан «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан» дополнить положением, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется при строительстве и (или) реконструкции сетей газораспределения и газопотребления с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (за исключением объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Введение указанного положения позволит сократить количество процедур и, соответственно, сроки технологического присоединения к сетям газораспределения ориентировочно на 270 дней (со средних 410 дней в настоящее время до 138 дней в редакции представленного законопроекта). Так, отпадает необходимость в получении разрешения на строительство, предоставлении земельных участков и установлении сервитутов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проведении экспертизы проектной документации и получении в Госстройнадзоре заключения о соответствии построенного объекта проектной документации.

Указанные в законопроекте параметры (давление до 1,2 мегапаскаля включительно) строящихся, в рамках технологического присоединения к газораспределительным сетям, газопроводов соответствуют подавляющему большинству случаев технологического присоединения и охватывают практически все объекты капитального строительства, подлежащие подключению к сетям газораспределения.

Принятие указанной нормы не повлияет на безопасность при строительстве газопроводов в силу того, что безопасность при строительстве газопроводов обеспечивается проведением строительного контроля и регламентируется статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми документами строительный контроль проводится на стадии строительства сети газораспределения (газопотребления) лицом, осуществляющим строительство и застройщиком, техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Кроме того, по завершению строительства заказчик совместно со строительной организацией, с участием эксплуатационной организации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности осуществляет заключительную оценку соответствия объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Читайте также:  Акт приемки законченного строительством объекта как заполнять

Функция контроля при приемке-передаче сети газораспределения и газопотребления в эксплуатацию выполняется приемочной комиссией, в состав которой входят представители застройщика, строительной организации, проектной организации, эксплуатационной организации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

Таким образом, принятие законопроекта не снижает уровень безопасности при строительстве сетей газораспределения и газопотребления и не создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среде, жизни и (или) здоровья животных и растений.

Исключение действия вводимой нормы для объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловлено тем, что в соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Предлагаемый законопроект разработан в целях исполнения утвержденной правительством Республики Башкортостан «дорожной карты» по внедрению целевой модели «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения (далее – Целевая модель), которая, в свою очередь, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации».

Целевая модель определяет порядок сокращения количества процедур, необходимых для технологического присоединения к сетям газораспределения, и сроков их прохождения и предусматривает для этих целей наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, отменяющего необходимость получения разрешения на строительство газопроводов.

Принятие законопроекта позволит снять излишние административные барьеры и существенно сократить сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Необходимо отметить наличие положительного опыта регионов России (например, опыт Московской, Тюменской области), где сроки по подключению сокращены за счет принятия аналогичных нормативных правовых актов, а также то, что начиная с 2017 года достижение ключевых показателей по указанной Целевой модели будет оцениваться в рамках участия Республики Башкортостан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...