Инвестор (обычное ООО на ОСН) и Застройщик заключили инвестиционный договор при строительстве объекта — многоквартирного жилого дома. Инвестор частично финансирует это строительство. Договор заключен в соответствие с 39-ФЗ «О инвестиционной деятельности ..». Инвестор перечислил Застройщику по данному инвестдоговору 100 млн.р. без НДС.
В соответствие с Договором доля инвестора в результате инвестиционной деятельности составляет 10 квартир. Договор также предполагает возможность самостоятельной продажи Застройщиком квартир из доли Инвестора как до окончания строительства (по ДДУ), так и после сдачи объекта. При этом доля Инвестора в результате инвестиционной деятельности передается ему уже в денежной форме.
В результате, после продажи Застройщиком всех 10 квартир, причитающихся Инвестору, за 150 млн.р., Инвестор получил 100 млн.р. как возврат инвестиций и 50 млн.р. как инвестиционной доход.
Какие обязательства по уплате НДС возникают у Инвестора?
Какие обязательства по уплате НДС возникают у Инвестора?
Порядок расчета и уплаты НДС у подрядчика I Литвинова Анастасия Александровна. РУНО
Валерий Леонидович
Валерий Леонидович, добрый день! Так их не возникает в данном случае. При передаче денежных средств застройщику не совершается операции, подлежащей налогообложению. При реализации застройщиком квартир такая операции не подлежит налогообложению на основании п.п. 22 п. 3 ст.
149 НК РФ. Возврат денежных средств инвестору по сути относится к возврату займа и не подлежит налогообложению на основании п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Добрый день! А на основании какого НПА можно доказать, что «возврат денежных средств инвестору по сути относится к возврату займа» и что можно в данном случае ссылаться на пп 15п.3ст.149?
что «возврат денежных средств инвестору по сути относится к возврату займа» и что можно в данном случае ссылаться на пп 15п.3ст.149?
Валерий Леонидович
Так инвестирование в описанном случае это по сути и есть займ, т.е. предоставление на время денежных средств на определенные цели
По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
согласно ст. 421 ГК РФ стороны в том числе вправе заключить договор включающий элементы нескольких договоров. У Вас договор усложнен (хотя я не видел конечно текст но исходя из описания) условием о продаже части построенных квартир, а не просто возвратом через установленный договор срок суммы займа с оговоренными процентами.
Но даже если операцию по реализации застройщиком квартир в интересах инвестора рассматривать как отдельный элемент такая реализация все равно не облагается НДС в силу п.п. 22 п. 3 ст. 149 НК. Ну и если смотреть профильный закон №39-Фз в ст. 6 указывается в том числе на права инвестора по осуществлению контроля за целевым использованием средств.
Налог на добавленную стоимость: исчисление и оплата. О налогах с Петром Захарченко
Аналогичные нормы содержатся в ст. 814 ГК РФ регулирующей вопрос целевого займа
Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
смыслом описанного в вопросе договора является предоставление инвестором застройщику денежной суммы на определенный срок с определенными условиями и обязанностью последнего вернуть указанную сумму с уплатой процентов в виде разницы между суммой займа и ценой реализованных квартир
Размер процентов за пользование займом может быть установлен в договоре с применением ставки в процентах годовых в виде фиксированной величины, с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от предусмотренных договором условий, в том числе в зависимости от изменения переменной величины, либо иным путем, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты.
вот у Вас процентами за пользование займом по сути является разница в сумме займа и стоимости проданных квартир
Источник: pravoved.ru
НДС: деятельность детского сада облагаемая?
Согласно Налоговому кодексу РФ, деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях НДС не облагается. На первый взгляд все просто: детские сады не должны платить налог на добавленную стоимость. Однако рассматриваемая норма работает не всегда. Это приводит к сложностям и в учете «входного» налога.
В чем суть проблемы? Нормы законодательства неоднозначны
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена следующая льгота. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях не облагаются НДС. Вместе с тем в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ говорится, что данная льгота применима только при наличии лицензии.
Причем этот документ должен быть получен на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с нормами законодательства.
Но лицензированию подлежит лишь образовательная деятельность детского сада. А как быть, если детсад образовательной деятельности не ведет? Нужна ли ему лицензия? Четких официальных разъяснений по этому вопросу нет. Рассмотрим арбитражную практику.
Анализ арбитражной практики
К основным общеобразовательным программам относятся и программы дошкольного образования. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее — Закон № 3266-1). При этом общеобразовательные программы реализуются, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях, которыми и являются детские сады. Основание — пункт 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666).
Но справедливости ради отметим, что на практике встречаются и противоположные решения. Их суть в следующем.
Согласно нормам законодательства, указанная деятельность лицензированию не подлежит. Ведь услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не относятся к образовательным. В частности, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 3 апреля 2008 г. № А33-7388/07-Ф02- 1225/08.
Как поступить на практике?
Если детский сад использует актив исключительно в образовательной деятельности и имеет лицензию, ситуация ясна: организация не платит НДС. Но на практике встречаются и более сложные ситуации. Рассмотрим их.
НЕКОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ЛИЦЕНЗИИ НЕТ — НАЧИСЛИТЕ НАЛОГ
Отметим, что организация вправе уменьшить исчисленную сумму НДС на налоговый вычет (сумму налога, выставленную поставщиками). Основание — пункт 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Причем поступить так можно, только если приобретение связано с деятельностью, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Соответственно организация вправе предъявить «входной» налог по приобретенному активу к вычету. Разумеется, если при этом соблюдены условия, установленные статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.
КОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ НЕ ПОВОД ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ЛЬГОТЫ
Частный детский сад может воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, и не платить НДС. Причем даже когда нет лицензии.
В том случае, если инспекция доначислит налог, обосновав свою позицию тем, что дошкольная организация работает без лицензии, есть шанс оспорить решение контролеров.
Для этого следует доказать, что плата взимается именно за услуги по содержанию детей, а не за обучение. Данный вид деятельности не подлежит лицензированию, значит, право на применение льготы по НДС возникает вне зависимости от наличия этого документа. Подтверждение тому — постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2007 г. № А33-18221/ 06-Ф02-5491/07 и ФАС Поволжского округа от 31 января 2007 г. № А55-34097/05.
Что касается «входного» НДС, то при таком подходе частный детский сад должен включать сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную продавцу за покупку, в ее стоимость.
В заключение отметим, что каждая из приведенных точек зрения имеет свою аргументацию. Но как поступить, организация решает сама.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
— Требуется ли лицензия в отношении деятельности детского сада по содержанию детей? А если это несамостоятельное юридическое лицо? Например, структурное подразделение организации. Должна ли деятельность такого детского сада лицензироваться?
— Дошкольным признается образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Оно обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Основание — пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, детский сад осуществляет образовательную деятельность, которая подлежит лицензированию. Это отражено в пункте 18 указанного положения.
Деятельность детского сада, не являющегося юридическим лицом, лицензированию не подлежит.
Источник: delovoymir.biz
НДС при получении субсидий — облагаются ли субсидии НДС в 2021 году?
Расчет НДС при получении субсидий из бюджета зависит от целей и порядка предоставления государственной помощи. Рассмотрим, облагаются ли субсидии НДС в 2021 году в различных ситуациях.
Компенсация затрат на приобретение товаров
Здесь и далее по тексту под «товарами» будем иметь в виду также работы, услуги, основные средства, нематериальные активы, имущественные права.
Если государственная помощь предназначена для возмещения расходов, то здесь возможны два варианта: средства получены до закупки товара, или позднее.
Субсидия до покупки
Поступившие средства не нужно облагать НДС, так как возмещение затрат — это не доход. Также подобную выплату нельзя отнести и к другим объектам, облагаемым НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).
Когда товар будет приобретен, бизнесмен не имеет права взять к вычету НДС, входящий в его стоимость. Если оплата за счет бюджета частично «покрывает» сумму закупки, то нельзя взять к вычету часть налога, которая соответствует доле государственной помощи в общей сумме затрат на товар, с учетом НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Пример 1
Компания получила 240 тыс. руб. на приобретение партии товара. Общая сумма сделки — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб. Компания должна исключить из декларации по НДС часть вычета по товару в сумме:
НДС = 160 х (240 / 960) = 160×25% = 40 тыс. руб.
Если выдана нецелевая субсидия, не «привязанная» к конкретному товару, то налогоплательщик должен отдельно учитывать закупки, которые финансируются за свой счет и за счет бюджета.
Если бизнесмен не разделит учет и будет брать к вычету налог по всем закупкам, то он обязан в 4 квартале года, когда была получена субсидия, провести восстановление части НДС.
Доля определяется от суммы налога, взятого к вычету, начиная с квартала получения субсидии. Процент равен отношению суммы, полученной из бюджета, ко всем затратам налогоплательщика на закуп, производство и реализацию товаров, начиная с указанного квартала (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Пример 2
Компания во 2 кв. 2020 г. получила 600 тыс. руб. Затраты бизнеса за 2-4 кв. 2020 г. — 12 000 тыс. руб., в т. ч. НДС — 2 000 тыс. руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 4 кв. 2020 г., равна:
НДСв = 2 000 х (600 / 12 000) = 2 000×5% = 100 тыс. руб.
Субсидия после покупки
- В случае, когда государство компенсирует затраты частично — восстановить в той доле, которая соответствует доле субсидии в общих затратах на товар. Здесь подход такой же, как при субсидировании до закупки.
- Если получена нецелевая субсидия на компенсацию уже произведенных затрат — восстановить часть налога, взятого к вычету в прошедшем году. Процент следует определять, как долю субсидии в общей сумме затрат бизнесмена на закуп, изготовление и продажу товаров за прошедший год (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Пример 3
В 3 кв. 2020 г. бизнесмен получил нецелевую субсидию на покрытие прошлых затрат в сумме 720 тыс. руб. Затраты компании за 2019 г. — 18 000 руб., в т. ч. НДС — 3 000 руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 3 кв. 2020 г., равна:
НДСв = 3 000 х (720 / 18 000) = 3 000×4% = 120 тыс. руб.
Когда можно рассчитывать НДС при субсидировании затрат на общих основаниях
Если в соглашении или другом документе о получении субсидии указано, что она предоставляется для финансирования затрат без учета НДС, то бизнесмен имеет право учитывать налог на общих основаниях.
В данном случае можно в полном объеме брать к вычету налог с суммы закупки. Если же на момент получения средств «входной» НДС уже был учтен, то восстанавливать его не нужно.
Особенности расчета НДС для «коронавирусных» субсидий
В связи с пандемией коронавируса государство предоставило субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).
При любых закупках за счет субсидий по постановлению № 576 можно возмещать НДС без ограничений, а при последующей компенсации — восстанавливать налог не требуется (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1. ст. 2 закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В данном случае формулировки, приведенные в решении о выдаче субсидии, значения не имеют.
Но есть еще одна «коронавирусная» субсидия, которая выдается на финансирование профилактических мероприятий (постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976).
Этот вид субсидии, по мнению Минфина, не подпадает под условия пп. 60 п. ст. 251 НК РФ, так как относится к другой категории налогоплательщиков (письмо от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).
Поэтому тем, кто получает средства из бюджета по постановлению № 976, лучше не брать к вычету НДС с затрат, возмещенных за счет государства. В противном случае весьма вероятны претензии налоговиков при проверке.
Компенсация недополученных доходов
Если бизнесмен получил субсидию, которая компенсирует недополученные доходы, то в общем случае эти суммы нужно облагать НДС. Такие выплаты относятся к поступлениям, связанным с оплатой за реализованные товары (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Исключение — ситуация, когда средства из бюджета выплачены в связи с тем, что бизнесмен продает товары по ценам, регулируемым государством. В этом случае нужно платить НДС, исходя из выручки от покупателей. Дополнительные поступления из бюджета в налоговую базу не входят (п. 2 ст. 154 НК РФ).
По всем товарам, купленным за счет «доходных» субсидий, налогоплательщик может брать НДС к вычету без каких-либо ограничений.
Вывод
Если субсидия получена для компенсации затрат, то она не облагается НДС. В общем случае НДС по затратам, возмещенным из бюджета нельзя взять к вычету.
Исключение — ситуация, когда в документах прямо указано, что выплата из бюджета не предназначена для компенсации НДС. Также можно без ограничений брать к вычету налог по затратам, профинансированным за счет одной из «коронавирусных» выплат.
Субсидию, которая возмещает недополученные доходы, нужно включить в базу по НДС. Исключение — случай, когда снижение доходов связано с продажей товаров по регулируемым ценам. Брать налог к вычету при получении подобных субсидий можно на общих основаниях.
Учесть все нюансы расчета НДС при субсидировании может быть непросто. Чтобы избежать ошибок и проблем с налоговиками — обратитесь к нам за консультацией.
Источник: spark.ru