Здравствуйте. Столкнулась с вопросом оборачиваемости жб плит. Спрсила про коэффициент, мне сказали, что берем 3-х кратную оборачиваемость, а коэффициент 0,33. И все. А как определяется этот коэффициент 0,33? Если к примеру оборачиваемость будет 5-кратная.
Объясните, пожалуйста.
Muza_Mnema, рискну предположить, что 0,33 = 1/3 т.е. если коэффициент — это единица, деленная на оборачиваемость Но это мое предположение — лучше поискать определения. Добавлено (17.07.2009, 10:50)———————————————Вот, тут пишут, что «В МТСН: Просто объем плит берется в три раза меньше, чем объем самих дорог (то есть с нормой расхода 33,3%).»
Да, я тоже так сначала думала. но при 5-кратной обрачиваемости коэффициент равен 0,25. ладно, буду искать, спасибо
Muza_Mnema, может вам поможет РДС 82-201-96 «ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» Приложение Ж «Оборачиваемость повторно применяемых материалов»
Muza_Mnema, что то у Вас троится всё Три темы одинаковые создали, три подряд сообщения одинаковых.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ | Формула рассчета с примерами
В 5-ом сборнике есть коэффициенты оборачиваемости для шпунтовых свай: 0,65 — при 2-х оборотах; 0,40 — при 3-х оборотах; 0,25 — при 4-х — 5-ти оборотах; 0,22 — при количестве оборотов более 5.
Положение, по которому стоимость железобетонных плит для покрытия временных автомобильных дорог должна определяться с учетом их трехкратной оборачиваемости, было отменено Постановлением Госстроя СССР № 15 от 06.02.89 года «Об отмене технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов», поэтому при определении стоимости устройства временных автомобильных дорог из ж/б плит следует принимать их полную стоимость (без учета оборачиваемости), при этом расход плит в расценке принимается по проектным данным. П. 3.7. ГСН 81-05-01-2001 — «При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного Заказчиком и подрядчиком»
Из технической части к ГЭСН-27: «2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в Проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком»
То есть, если в ПОС ничего не будет сказано об оборачиваемости то Музе следует руководствоваться Постановлением Госстроя (изложенного выше Ольгой)?
У нас ПОСовцы дают количество плит уже с учетом оборачиваемости, поэтому стоимость берем полную, а объем по ведомости работ ПОС. По-моему, оборачиваемость понятие относительное. Можно сделать 10 временных переездов за 30 дней из одних и тех же плит, и они будут пригодны. А можно на год положить, и после эксплуатации их можно будет только на свалку увезти.
Оборачиваемость товара: как рассчитать и зачем?
Все зависит от того, сколько и какой техники пройдется по этим плитам, и как долго они будут эксплуатироваться. Вообще-то, по-хорошему, оборачиваемость должна определяться на стадии проекта.
А мне нравится это Постановление, не надо заморачиваться с коэффициентами. Жаль, что дата у него 89 г., не устарело?
Что было: ТП 101-81* «Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов», п. 4.8. «Применение сборных железобетонных плит для устройства покрытий временных автомобильных дорог допускается при условии обеспечения не менее чем трехкратной оборачиваемости плит» — вот откуда пошел коэффициент 0,33. Что стало: ТП отменены Постановлением, само Постановление никто не отменял, соответственно, вопрос об оборачиваемости решается на стадии ПОС, в этом Maria_V права абсолютно.
Ну спасибо, помогли. А мы так и берем 3-х кратную оборачиваемость. Главное заказчик принимает. и хорошо.
Oolga, а где можно найти это постановление? В интернете поиск не дает результатов.
Atems, например, здесь Ann1
Люди добрые(сами мы не местные )..подскажите, пжлста, еще разок об оборачиваемости. ну вот, например, у меня щитки опалубки металлические с 2-х кратной оборачиваемостью. и что мне с этим делать??как и где это отражается и на что влияет?? П.С. объясните, пжлста, как блондинке, потому что сменила сферу деятельности, поэтому тяжело въезжаю в тонкости строительства мостов))))
Небывает таких. Оборачиваемость металлической опалубки учитывается при расчете амортизации опалубки. См. соотв. темы: я прочитала. Ну допустим я ее высчитала.. Тогда второй вопрос. куда эту амортизацию девать. Как и куда конкретно в смете ее обозначить??(только не надо показывать пальцем на дверь и говорить, что бы я, такая бездарность, не лезла в сметное дело )
Так и пишите, отдельной позицией, «Амортизация опалубки». единица измерения — «комплект».
Хорошо. а материал опалубки из расценки нужно вычесть??или в расценке ничего не заменять?А если в сборнике материалов есть щиты оплубки металические. То нужно вписывать либо амортизацию опалубки либо вот эти щиты из сборника. или как??ЧОРДддддДД. я-блондинко!
однозначно. — амортизация опалубки отдельной строкой. по поводу нет, не нужно. по разъяснениям помню — амортизация в расценках не учтена, про корректировку расценок ничего не сказано. там кстати мизерные нормы, которые по-моему идут на списание.
daisie, почитайте еще вот эту тему. Может понятнее станет? наверное уже прочитала, в 18-ом сообщении я уже давал эту ссылку.
slavalit, да, точно, я не заметила. Тогда получается, что Наташе (daisie) так никто и не помог разобраться. Очень жаль. Человек ведь хочет разобраться. Мне показалось, что daisie не может понять саму суть амортизации. Например то, что полную стоимость опалубки в смету включить нельзя, так как опалубка используется неоднократно. что-то в таком роде. А еще лучше примерчик маленький, конкретный.
Это было бы лучше всяких слов.
ДААА. не могу понять, но очень хочется разобраться. Хотя после проблески понимания начинают появляться Может быть я не безнадежна
daisie, примеры расчета амортизации опалубки посмотрели? Техническую часть к 6-му сборнику прочитали? Амортизация опалубки — перенесение по частям стоимости опалубки (по мере её физического износа) на стоимость железобетонных монолитных конструкций.
daisie, давайте посмотрим какую-нибудь конкретную расценку. Например, смотрим ТЕР06-01-087-1 «Монтаж и демонтаж крупнощитовой опалубки». Стоимости самой опалубки в этой расценке нет. А нет ее здесь потому, что она должна быть предусмотрена (вернее не сама опалубка, а ее амортизация, а иначе — часть стоимости) в ТЕР06-01-090-1 «Бетонирование в крупнощитовой опалубке».
Вот там-то, в ТЕР 06-01-090-1, эту самую амортизацию и впишем отдельной строкой. Вот и получится, что часть стоимости опалубки перенесется на стоимость нашей монолитной ж/б конструкциии. Добавлено (05.02.2010, 21:51)———————————————Посмотрела только что видеоролик по возведению монолитных ж/б стен в несъемной опалубке из пенополистирола.
После окончания строительства бывшая опалубка служит утеплителем стен. Меня, человека очень далекого от бетона, это очень впечатлило. Теперь вот думаю, как бы я расценила эту работу. Пока не придумала.
СМЕТАНКА53, Вы не заменимы!!))))))))))
СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )Добавлено (08.02.2010, 15:57)———————————————СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )Добавлено (08.02.2010, 15:57)———————————————СМЕТАНКА53, если не секрет, а где вы смотрите такие интересные видеоролики. )
Muza_Mnema, конечно, не секрет! На опалубку вчера в ине-те случайно натолкнулась. А сейчас найти не могу (хотела вам ссылку дать) А еще много видеороликов на этом сайте: (я их тоже скачивала и смотрела)
Постановление Госстроя СССР № 15 от 06.02.89 года «Об отмене технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов», где его найти в интернете что-то нет, помогите найти.
А если подрядчик выбирается на основании тендера и неизвестно какие материалы (ж.б. плиты) у него есть в наличии, что тогда? какую брать оборачиваемость. Где это прописано?
Всем привет! Подскажи ребята, у кого-нибудь есть ссылка на Поставление Госстроя №15 от 06.02.1989г.)) Заказчик хочет, тобы плиты для временной дороги брали с 3-кратной оборачиваемостью, а мы не хотим.
AnnaiS, Посмотрите В GOOGLE найдете больше. Вариант предложенный Закачиком, считаю, для подрядчика более приемлен, т.к. при хорошем основании (песчаном) 3-х кратная оборачиваемость с лихвой покрывает затраты.
см. сообщение 34
Подскажите, пожалуйста: у меня смета на временную дорогу, если я беру 3хкратную оборачиваемость плит, т.е. объем плит делю на 3, то по идее я должна взять погрузку, перевозку и разгрузку того объема плит, стоимоть которых не включила в смету?
Погрузка, разгрузка, перевозка, устройство, разборка — один и тот же объем. Просто вы уменьшаете стоимость этих плит, т.к они могут использоваться не один раз. Не забудьте после разборки временной дороги погрузку и перевозку плит на базу, а часть на свалку.
Лисичка1, но ведь погрузка-разгрука и доставка входит в стоимость плит? А вывоз на базу брать 2/3 объема плит, а на свалку 1/3?
Погрузка-разгрузка и доставка входит в стоимость плит, если сметная стоимость по базе и по калькуляции в текущем уровне цен. Я имела ввиду погрузка и разгрузка после разборки, когда разбирают дорогу не сразу грузят плиты в машину, чтобы вывезти. Да, 2/3 на базу, а 1/3 на свалку.
Добрый день! Подскажите ответ на такую проблему: Есть смета на временную дорогу, там 307 шт. плит, мы взяли объем с 20% — т.е. 61,4 = 61 шт. Эти 61 уже закрыли. Тут на днях пришел акт, подписанный Заказчиком и Подрядчиком о том, что 125 шт. плит не подлежат для дальнейшего использования.
Вопрос: каким образом откорректировать смету и учесть эти 125 шт.?
через доп. соглашение и минусовую КС
Я самого принципа не понимаю, как мне это сделать. КС-2 уже трогать нельзя, все закрыто
Её трогать и не надо. Составляете доп. соглашение, в котором прописываете изменения. В следующей КС-2 минусуете запроцентованные объемы и закрываете их со 100% оборачиваемостью.
den795, а пример сметы есть? Сделала КС-2, в ней заминусовала плиты — 61 шт., и взяла плиты 125 со 100% оборачиваемостью. По-моему не так.
Источник: bricknews.ru
Как правильно учесть коэффициент на оборачиваемость
Здравствуйте, при составлении сметы нашла в ПОСе ведомость работ, где на прожекторы уличные установлена проектировщиками норма оборачиваемости 7, на плиты жб — 3. Где взять коэффициент учета оборачиваемости и к как его правильно начислить в смете — к стоимости или к объему? http://magak.ru/cenoobrazovanie/238-2012-07-12-14-57-23?start=10 на этом сайте есть упоминание о какой-то таблице. Никто не подскажет где она находится?
nants пишет: на прожекторы уличные установлена проектировщиками норма оборачиваемости 7 |
Оборачиваемость характерна для повторно применяемых материалов. Каким образом это касается уличных прожекторов?
А. у вас , наверное, временное освещение строительной площадки?
nants пишет: Где взять коэффициент учета оборачиваемости |
Вы уж извините, но сообщение не читали. Увидели фразу «коэффициент учета оборачиваемости» и сразу про плиты. Я спрашиваю вообще про разные материалы, которые проектировщики закладывают с разной оборачиваемостью. И главный вопрос как этот коэффициент будет меняться в зависимости от раз или применяться к стоимости материала.
nants пишет: Вы уж извините, но сообщение не читали. |
Читала. Просто, уж извините, ответила на ваш вопрос не полностью, а частично, так как в вопросе и про ж/б плиты тоже было.
nants пишет: Я спрашиваю вообще про разные материалы, которые проектировщики закладывают с разной оборачиваемостью |
Полагаю, что проектировщики, как и сметчики, рассчитывают к-ты оборачиваемости с помощью .
nants пишет: И главный вопрос как этот коэффициент будет меняться в зависимости от раз или применяться к стоимости материала. |
Например: Проектировщики заложили оборачиваемость того или иного материала = 10. То есть, по нормативу этот материал можно использовать 10 раз. Это значит 1/10+1/10+1/10. и так десять раз. В смете будет так: Монтаж данного материала (например, ваш прожектор) учитывается полностью, а в строке со стоимостью в графе с объемом будет=V*0,1. Вроде так. Если неправа, то меня поправят ))
Спасибо, а то перерыв интернет и прочитав кучу форумов и фразы типа «Коэффициент оборачиваемости по таблице составляет 0,202», уже окончательно запуталась. Теперь проясняется))))
Источник: smetnoedelo.ru
Расход шпунтовой стали при строительстве временных ограждений
Вопрос № 1. Проектная документация предусматривала возведение объекта в две очереди. Использовался шпунт Ларсена с двукратной оборачиваемостью. Расход стали составлял 0,65 тонны на тонну используемого шпунта. Договор на выполнено строительных работ подписан с твердой ценой. Первая очередь построена. Затем шпунт был демонтирован.
Оплата работ произведена с учетом расхода шпунта. При строительстве второй очереди проектировщики внесли в проект изменения. Дальнейшие работы было решено выполнять без привлечения шпунта. Заказчик потребовал бесплатно передать ему демонтированный шпунт или уменьшить стоимость выполненных работ на размер стоимости шпунта. Правомерны ли эти требования?
Ответ. Если проект предусматривает извлечение стальных шпунтовых свай из грунта и их повторное использование, то при двукратной оборачиваемости расход стали действительно составляет 0,65 тонны на тонну материала. Это указано в п. 1.5.6 Общих положений ГЭСН части 5 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов» в ред.
2014 г. Нормы расхода составлены с учетом износа, потерь и расходов на восстановление после извлечения.
Закладываемый в смету расход стали зависит от числа оборотов. Возврат не предусмотрен, и данное требование заказчика не является обоснованным. По данному вопросу до сих пор действует решение, принятое Госстроем СССР в соответствующем письме еще 1985 году. В письме отдела сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 04.02.1985 № 4-147 «Об определении расхода шпунтовой стали при устройстве временных шпунтовых ограждений» приводится следующее разъяснение:
В пункте 4 письма Госстроя СССР от 17 апреля 1978 г. № 28-Д изложен порядок определения шпунтовой стали, установленной пунктами 11 и 12 технической части сборника № 7 ЕРЕР «Свайные работы» издания 1968 г., которыми руководствовались при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы в сметных нормах и ценах 1969 года. Если сметная документация предусматривает однократное использование шпунта на одном объекте, то предусматривается возможность возврата 85% от веса извлекаемого шпунта по цене, составляющей 80% от указанной в смете цены. При производстве расчетов размер и вес шпунта уточнялся двусторонним актом, в котором четко прописывались оба эти параметра. В таких случаях заказчик оплачивал весь погруженный шпунт по указанной в смете цене. Соответственно, строительной компании невыгоден возврат шпунта в установленном нормативами размере.
Однако металлопрокат в строительстве необходимо расходовать экономно. Пункт 1.12 технической части сборника 5 ЕРЕР-84) установлены сметные нормы расхода стального шпунта в одном обороте на одну тонну погруженного шпунта. Нормы зависят от предельного числа оборотов шпунта. Учитывается глубина забивки, сложность инженерно-геологических условий, параметры шпунта и другие факторы.
Если после использования на одном объекте не было достигнуто предельного числа оборотов шпунта, то его можно повторно установить на другом объекте. Установленные нормы на потери, износ и затраты на восстановление шпунта зависят именно от предельно допустимого числа оборотов. Никак не влияет на эти показатели объект, на котором производятся работы.
Шпунт в таких случаях считается инвентарным средством. В сметной документации не указывается возврат. Накладные, расходы и плановые накопления начисляются только на расходуемую часть шпунта, указанную в смете.
Учет оборачиваемости материалов
Оборачиваемостью материала называют возможность его многократного использования. Эту характеристику учитывают в сметах и расценках, составляемых на их основе. Если на объекте невозможно достичь нормативного числа оборотов, то в смету вносятся обоснованные корректировки. Стоимость оборачиваемых материалов напрямую зависит именно от их оборачиваемости.
Число оборотов устанавливается на основе проекта производства работ (ППР) или проекта организации строительства (ПОС).
Если проект предусматривает извлечение шпунта и его последующее повторное использование, то расход шпунтовой стали зависит от обоснованного в документации числа оборотов и составляет:
- 0,65 — при 2-х оборотах;
- 0,40 — при 3-х оборотах;
- 0,25 — при 4-х — 5-ти оборотах;
- 0,22 — при количестве оборотов более 5.
Нормы расхода шпунта устанавливаются с учетом потерь, износа и затрат на восстановление после демонтажа шпунта.
Изнашивание обсадных труб и бурового инструмента
Вопрос. Строительно-монтажные работы выполнялись буровой установкой с крутящим моментом 250-350 кНм типа «BAUER» и «SANYSP250» по бурению скважин под защитой обсадной трубы диаметром до 1020 мм, глубиной до 30 м с последующим извлечением обсадной трубы. В смете учтена стоимость обсадных инвентарных труб по ФССЦ-103-1030 (износ 9 % — п. 1.4.7 Технической часть ФЕР-04). Стоимость работ определяется по ФЕР в ред.2014 года, а именно:
- ФЕР 04-01-001-03 — бурение скважины;
- ФЕР 04-02-004-02 — свободный спуск обсадных труб со сварным соединением;
- ФССЦ-103-1030 — (износ 9 %) — стоимость обсадных труб;
- ФЕР 04-02-005-02 — извлечение обсадных труб из скважины.
Была произведена аудиторская проверка. На этом основании заказчик потребовал учесть в КС-2 возврат стоимости образовавшегося в результате изнашивания бурового инструмента и обсадных труб металлолома. Подрядчик считает, что по КС-2 компенсируется только износ извлекаемых труб и бурового инструмента в размере 9%. Кто прав в данной ситуации?
Ответ. Если выполняется бурение скважин с их креплением стальными обсадными трубами, то труба считается основным инвентарным средством, то есть ресурсом, чья стоимость переносится на выполненные работы. В смете учитывается именно износ извлекаемых труб. п. 1.4.7 Общих положений к ГЭСН части 4 «Скважины»: указано, что при извлечении, подъеме и спуске труб, а также при укреплении ими скважин дополнительно учитываются затраты на сварку или резку. Необходимые данные приведены в тс 04-02-006 по 04-02-007. Износ демонтируемых стальных труб при лидерном бурении принимается в процентах от глубины:
В рассматриваемом случае обсадные трубы относятся к основным средствам, поэтому заказчик не имеет права требовать передачи ему находящегося на балансе подрядчика изношенного металла, даже, если эти изделия имеют нулевую стоимость.
Кроме того, соответствующее письмо Госстроя СССР разъясняет, что если имела место многократная оборачиваемость шпунта, то возврат средств не предусматривается.
Вопрос. Проектно-сметная документация составлена на ограждение траншеи металлическим шпунтом с шестикратной оборачиваемостью. Расход шпунтовой стали -0,22 тонны на тонну материала, что отражено в стоимости работ и оформлено справкой КС-3.
Базисная стоимость определена по сметным нормам «Территориальные единичные расценки для определения стоимости строительных работ в Ростовской области» Сборник ГЭСН-2001-05 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов». Заказчик требует вернуть пришедшую в негодность сталь в соответствии с учтенными в смете расходами или вернуть стоимость металлолома в том же размере. Закономерны ли требования заказчика?
Ответ. Ситуация аналогична рассмотренной выше. Уже указанное выше письмо Госстроя СССР поясняет, что если сметой предусмотрено многократное использование шпунта, и в нее изначально заложен определенный расход стали, то заказчик не вправе требовать возврата средств.
Оборачиваемость шпунта
Металлический шпунт Ларсена с течением времени изнашивается, как и любой другой материал. Оборачиваемостью называют то количество погружений и выемок, которое он способен выдержать, не потеряв свои свойства.
На долговечность шпунта напрямую влияет качество материалов, из которых он сделан. Имеет значение и профессионализм рабочих, выполнявших погружения и выемки. Любое технологическое нарушение существенно снижает оборачиваемость шпунта, а деформация сводит ее к нулю.
На оборачиваемость влияет фракционный состав грунта и его геологические особенности. погружение в тяжелые грунты снижает оборачиваемость изделий.
Длина шпунта тоже имеет значение. Чем шпунт короче, тем его оборачиваемость выше.
В соответствующем ГОСТе указано, что оборачиваемость шпунта Ларсена равна 7 циклам. Проектировщики могут снизить ее до 5.
В процессе погружения шпунта Ларсена самая высокая нагрузка приходится на расположенные по его краям замки. Именно они наиболее подвержены деформации. Шпунт Ларсена имеет настолько толстую стенку, что время нахождения в земле никак не влияет на его оборачиваемость.
После погружения в грунт заказчик иногда просит обрезать находящуюся над землей часть арендованного шпунта. После выемки его приходится наращивать до прежних размеров путем сварки, которая снижает оборачиваемость.
Вопрос. Проект предусматривает использование шпунта Ларсена с двукратной оборачиваемостью. В смете был учтен объем шпунта (109,2 тонны). Его стоимость учитывалась по сметной цене. Проектом предлагается учесть объем 60,3 т шпунта по сметной цене и 10,92 т креплений по цене лома.
Заказчик предлагает весь объем учитывать по сметной цене, а не по цене металлолома. Правомерно ли требование заказчика?
Ответ. Согласно п.4.12. МДС81-35.2004 учитываемые в возвратных суммах материалы, изделия и конструкции рекомендовано отличать от оборачиваемых материалов. К последним относят крепления, опалубку и т.д. Потребность в оборачиваемых материалах рассчитывается с учетом возврата после каждой из разборок, а также расхода материалов, связанного с их восстановлением.
Требование заказчика о передаче ему извлеченного материала не является правомерным. Если проектом предусматривается извлечение шпунта с двукратной оборачиваемостью, который пригоден для последующего повторного применения, то в смете указывают возвратные суммы. Стоимость оборачиваемых материалов в составе возвратных сумм определяют по цене их возможной реализации, вычитая из этой суммы стоимость расходов на приведение материала в пригодное к применению состояние и доставку к месту складирования.
Требование заказчика о передаче шпунтовых свай в его собственность будет обоснованно, если он оплатит их с расходом шпунтовой стали не 0,65, а 1,01 т на 1,0 т погруженных шпунтовых свай.
Учет и реализация расходных материалов зависят от договорных условий.
Если в договоре установлен объем получения расходных материалов и порядок их передачи заказчику, то материалы в полном объеме доставляют на склад заказчика, а в смете в полном объеме отражают все расходы.
Если в договоре не установлен объем возвратных материалов, то все материалы от разборки конструкции по умолчанию считаются строительным мусором. Заказчик может использовать их по своему усмотрению.
Если в договоре оговорена передача подрядчику заказчиком возвратных материалов с целью дальнейшего использования по определенной в договоре цене, то эта сумма вычитается из стоимости подрядных работ. Расчеты между сторонами выполняются согласно правилам учета поставок «материалов заказчика» в строительстве.
Вопрос. Какую часть шпунта нужно оставлять над поверхностью земли, чтобы без проблем выполнять перестановку на следующую захватку?
Ответ. 30-40 сантиметров. Более точное значение этого параметра зависит от марки используемого вибропогружателя.
Вопрос. Какова оборачиваемость шпунта Ларсена, если работы производятся на песчаных и суглинистых грунтах?
Ответ. Если работы выполняются опытными специалистами, то оборачиваемость импортных марок шпунта может достигать 20, а отечественных – 13 циклов.
Расчеты шпунтового ограждения
Возведение шпунтового ограждения начинается с проектирования. Специалисты оценивают условия строительной площадки и существующие геотехнические риски. Составляется проект производства работ (ППР). На его основе выполняется ряд математических и аналитических расчетов. Их должны осуществлять только лицензированные специалисты, так как любая ошибка в выполнении вычислений приводит к негативным последствиям.
В ходе расчетов нужно определить:
- Необходимую глубину погружения;
- Подходящие параметры сечения шпунта;
- Требуется ли выполнить дополнительное укрепление.
В процессе монтажа шпунтового ограждения грунт оказывает одинаковое давление на шпунт с обеих сторон. Выемка грунта нарушает равновесие, так как ведет к уменьшению давления внутри котлована. При расчетах нужно учесть нагрузки, которые действуют снаружи, а также определить оптимальные характеристики ограждения.
Существует две разновидности расчетов:
- Графоаналитический метод упругой линии;
- Использование формулы, в которой учтены основные параметры (предусмотренный проектом размер вертикальных нагрузок на сооружение, глубина котлована, активное и пассивное давление грунта и воды).
Шпунтовые стенки бывают безанкерными и анкерными. У первых точка оборота шпунта расположена на дне котлована, во втором – находится в месте установки анкерной растяжки. Для расчетов берутся следующие параметры:
- для водозащитной подушки – от 1 м для любого грунта;
- для плотных грунтов – от 1 м;
- для глинистого, песчаного, илистого и суглинистого грунта – от 2 м.
Согласно стандарту СТП 136-99 расчет шпунтовых ограждений определяет необходимые параметры прочности и устойчивости положения шпунта. Также рассчитывают степень устойчивости днища котлована к вспучиванию грунта, минимальную глубину погружения, расчетное сопротивление погружаемых элементов и т.д.
Для расчета устойчивости стены на опрокидывание, в которой Mz и Mu — соответствующие расчетные моменты удерживающих и опрокидывающихся нагрузок, m – коэффициент для вязких грунтов, Yn — коэффициент надежности.
Расчет прочности шпунтовой стены, где Мр – расчетный момент в сечении шпунтовой стены, Wcm – момент сопротивления шпунтовой стенки (берется из справочников для данного типа шпунта), Rу – расчетные параметры сопротивления материала обвязки, m – коэффициент условий работы.
Источник: larssen-piling.ru