Оборонное строительство что это

Содержание

Когда одна часть армии училась воевать, другая работала. Вся западная граница СССР представляла собой гигантскую строительную площадку.

Днем и ночью над созданием сооружений пояса долговременной обороны и других военных объектов трудились окружные инженерные подразделения (управления начальников строительств, далее — УНС, инженерные полки и строительные батальоны), саперные батальоны дивизий и корпусов армий прикрытия и прикомандированные части из соединений внутренних округов. Стрелковые полки ежедневно выделяли один-два батальона на фортификационные работы.

Наряду с кадровыми частями над сооружением долговременных укреплений работали тысячи крестьян из близлежащих сел и строительные батальоны НКВД, укомплектованные осужденными на короткие сроки заключения бедолагами. Вместо того чтобы отправлять их на год-два в лагеря Сибири или Дальнего Востока, ими комплектовались строительные части оборонных строек.

Заключенные же расширяли и аэродромную сеть округа. Вот пример: Н. Е. Жаркова ищет своего отца, Е. М. Тюршина. Получил по суду год исправительно-трудовых работ и был направлен для «исправления» в строительный батальон в Западный округ. Находился в Заблудове (22 км юго-восточнее Белостока), предположительно, на строительстве аэродрома, пропал без вести.

Российские оборонные заводы наращивают производство для фронта ⧸ РЕН Новости

Если это так, то работал он на объекте 37-й авиабазы 12-го района авиационного базирования; аэродром предназначался для 129-го истребительного полка 9-й САД. Тем же делом и с таким же «контингентом» был занят 500-й строительный батальон НКВД в Зельве (объект № 161). Там велись работы по строительству аэродрома 44-й авиабазы 15-го РАБ.

Как рассказывал мне участник штурма Кенигсберга А. И. Студинский, война застала его на Украине, во Владимире-Волынском. 415-й отдельный строительный батальон внутренней охраны НКВД, в котором он служил, бетонировал взлетно-посадочную полосу (ВПП) на местном аэродроме. Командовал батальоном офицер в звании майора. Как видите, порядковые номера частей (415-я, 500-я) весьма близки.

Строительством и ремонтом дорог на западной границе БССР также занимались «органы» — Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР, сокращенно ГУШОСДОР. Использовались в качестве рабочей силы, понятно, отнюдь не только ИТР и вольнонаемные. Замечу, что именно на ГУШОСДОР работали в районе Смоленска т. н. АБРы (асфальто-бетонные районы) ВЯЗЕМЛАГа, лагпункты при которых вполне могут оказаться «теми самыми», в которых могли содержаться офицеры польской армии, что впоследствии были найдены расстрелянными в урочище Козьи Горы, оно же Катынский лес. Думаю, что сегодня любой нормальный человек, если он не зациклен на обличении «проклятого прошлого», уже не верит на слово басням геббельсовской пропаганды и ее сегодняшних подпевал, что это однозначно совершили органы госбезопасности СССР.

Присутствие в приграничных районах СССР значительного количества конвойных частей НКВД происходит именно из-за наличия многочисленного «спецконтингента» на разного рода «спецстроительствах», а вовсе не по причине подготовки к нападению на Германию, как пишет В. Б. Резун. Войсковые подразделения наркомата конвоировали этапы заключенных, обеспечивали режим секретности на оборонных стройках, охраняли мосты, путепроводы, узловые станции, объекты энергетики и водоснабжения, тюрьмы и следственные изоляторы и т. д. Пограничники охраняли границу, оперативные войска, как им и положено, проводили операции-«зачистки».

ЧВК Вагнера строит линию обороны в Луганской области

На участке государственной границы в пределах белостокского выступа велось строительство узлов обороны трех укрепленных районов (УРов): 68-го Гродненского (71-е УНС, Гродно), 66-го Осовецкого (72-е УНС, Ломжа) и 64-го Замбрувского (73-е УНС, Замбрув). Начальником 72-го УНС, а затем комендантом 66-го УРа, был полковник С. Н. Дралин, 73-го УНС и, соответственно, 64-го УРа — полковник Н. А. Бердников.

Южнее участка Замбрувского УРа силами 74-го УНС (Высоко-Литовск, ныне Высокое) велось строительство 62-го Брестского укрепленного района. Поскольку 62-е управление УР прибыло из Мозыря в уже сформированном виде во главе с комендантом генерал-майором Пузыревым, начальником УНС был назначен другой человек — полковник В. А. Яковлев. Занимавшая Мозырьский укрепленный район 75-я стрелковая дивизия в начале мая также была переброшена на границу и разместилась южнее Бреста в Медном, Домачево и Малорите.

В состав 71-го управления входило 6 строительных участков: 13-й (Забелье), 23-й (Пинск, предположительно, заготовка строевого леса), 31-й (Сопоцкин), 32-й (Пролейки), 33-й (имение Гаюнова Сопоцкинского района). В состав 72-го управления также входило 6 участков: 16-й (Ломжа), 21-й (официально Ломжа, по воспоминаниям ветеранов — Подлясек), 24-й (Новогруд), 25-й (Лубяны), 26-й (Щучин), 27-й (Мястково). В состав 73-го управления входило 4 участка: 14-й (Цехановец), 15-й (Снядово), 17-й (Просяница), 19-й (Мяново). Самым компактным было 74-е УНС, 3 участка: 18-й (Волчин), 20-й (Дрогичин), 22-й (Семятиче). Но сами по себе участки и управления пусты, они представлены только ИТР и без рабочих (в военной форме или без оной) беспомощны. Их надо наполнить конкретным содержимым. «Наполнение» было следующим:

10-й (Визна), 23-й (Гродно) и 33-й (Брест) инженерные полки РГК;

122-й (к северу от Липска), 123-й (Каменно-Нова), 127-й (Голынка), 140-й (Чижев), 141-й (Семятиче), 142-й (Гродно, западнее Жабицке), 143-й (Ломжа), 1 71-й (Кирсновский c/c), 334-й (Вроцень), 335-й (Снядово) и 348-й (Тартак) строительные батальоны;

202-й саперный батальон (Кольно); корпусные отдельные саперные батальоны: 5-й 2-го СК (Сопоцкин), 57-й Краснознаменный 1-го СК (Плоцк), 127-й 4-го СК (Черная Ганьча);

саперные батальоны стрелковых дивизий — 172-й 108-й СД (Доргунь), 58-й 37-й СД (Курьянка), 68-й 50-й СД (Бохатеры), 45-й 27-й СД (Штабин, Домураты), 106-й 64-й СД (Марковцы), 79-й 56-й СД (Маловисты, Домураты), 73-й 24-й СД (Маловисты, Домураты), 114-й 17-й СД (Карповичи, Забелье, Малая Ятвезь).

Кроме «чистых» строителей и саперов, к возведению долговременных укреплений были привлечены и автомобильные части. В феврале 1941 г. в Оренбурге был сформирован и вскоре переброшен в Западный округ 811-й автотранспортный батальон (командир майор Швец, заместитель батальонный комиссар Смирнов).

Укомплектованный призванными из запаса, он находился в белостокском выступе, располагаясь поротно в Гродно, Кольно, Щучине и Забелье. Как вспоминал бывший водитель из роты в Кольно К. Т. Бабишев, они подчинялись стройучастку 72-го УНС, которым командовал подполковник Малахов[52]. Бывший помкомвзвода старший сержант А. А. Олейниченко вспоминал, что он служил в 838-м ОАТБ (командир майор Бойко). Батальон работал на стройучастках 73-го УНС, но еще до начала боевых действий вернулся на место постоянной дислокации, в Старые Дороги Минской области.

Завершить строительство новых УРов планировалось к концу 1941 г.; средств было выделено вдвое больше, чем в прошлом, 1940-м. Между Белостоком и Гродно курсировал помощник командующего округом по укрепленным районам генерал-майор И. П. Михайлин, лично осуществлявший контроль над качеством и темпами работ. Строительство укреплений продолжалось и в ночь на 22-е. «21 июня, согласно графику, пошел „большой“ бетон. Мы приступили к бетонированию дота № 4. По техническим условиям бетонирование должно было идти беспрерывно от начала и до полного затвердевания, чтобы дот представлял собой единый железобетонный монолит без рабочих швов»[53]. «Ранним утром начальник участка военный инженер 2 ранга Алексей Петрович Глушко и я с водонапорной башни видели, как фашистские снаряды перепахивают наши строительные площадки»[54].

Построенные к войне 3–4 дота на километр границы уже ждали свои гарнизоны. Но из тех батальонов спецвойск, которые должны были их составить, отнюдь не все прибыли со старой границы и были сколоченными и боеспособными.

Некоторые уровские подразделения представляли собой только номера, и многие бетонные сооружения с уже стоявшими пушками и пулеметами так и не сделали ни одного выстрела по врагу. Одна рота батальонного узла 66-го УРа на три артиллерийско-пулеметных дота (вооружение — 6 казематных артустановок и 12 станковых пулеметов) насчитывала только 12 солдат и одного офицера.

Лейтенант В. А. Киселев, 15 июня закончивший Смоленское стрелково-пулеметное училище, лишь 19 июня приехал к месту службы. За три последних мирных дня он успел лишь изучить свое «хозяйство», снять комнату у поляков да познакомиться с соседями — пограничниками. Когда в 1990 г. я познакомился с ним, он был все еще бодр и деятелен, хотя имел за плечами груз тяжких испытаний.

Первый бой на границе, отход с боями на восток в составе стрелкового полка, трагическая неравная схватка возле взорванного моста через Неман. Потом плен, лагеря (в том числе Освенцим, там выкололи на руке номер — 149 559), побег с этапа, партизанский отряд польской Армии Людовой.

Наконец, 13-я армия, 174-й спец. лагерь НКВД в подмосковном Подольске, а после окончания госпроверки штурмовой батальон 4-й ударной армии в Курляндии. Согласно воспоминаниям бывшего комроты, его даже такое малочисленное недоформированное подразделение успешно отбило к полудню 22 июня до пяти немецких атак при поддержке танков, артиллерии и авиации и отошло лишь по приказу, предварительно выведя из строя матчасть[55].

Примечательно, что согласно этому приказу всем спец. войскам предписывалось убыть в законсервированный 63-й Минский укреп. район, демонтированное вооружение которого как раз и пошло в доты белостокского выступа. Удалось напасть на след одного из подразделений Минского УРа. Войсковая часть в/ч 5897 — под этим шифром скрывался 13-й отдельный артпульбат.

Переброшенный на запад, он вошел в состав Осовецкого УРа, штаб батальона разместился в городке Едвабне (свидетельство бывшего военфельдшера Н. Н. Бедова, однако, по данным ЦAMO, там находилось управление всего УРа, а штаб батальона располагался в местечке Воснош Граевского района). Утром 22-го гарнизоны 35 дотов готовы были встретить агрессора огнем, и нет их вины в том, что несколькими днями позже они без боя покинули свои железобетонные крепости и ушли с отступающими полевыми войсками.

Что касается рассказа В. А. Киселева, то он дал почву для новых исследований. Он назвал по памяти номер своей части — в/ч 3366. ЦАМО дал мне ее расшифровку — 92-й артиллерийско-пулеметный батальон. Но во всех ранее опубликованных данных в 66-м укрепрайоне значились только 13-й батальон и 239-я отдельная рота связи.

Неясность оставалась не разрешенной до тех пор, пока не была опубликована дислокация частей ЗапОВО по состоянию на 30 мая 1941 г. Оказалось, что в 66-м укрепрайоне в дополнение к 13-му ОПАБ планировалось сформировать еще семь батальонов (92, 95, 104, 109, 112, 119 и 121-й) и четыре отдельных артиллерийских батареи. То есть УР по численности приблизился бы к дивизии. Согласно этим данным, 92-й ОПАБ имел четырехротный состав и штаб его располагался в Кольно. Есть также данные о том, что к 22 июня на участок 66-го УРа было доставлено 36 башенных 45-мм артустановок, снятых со списанных танков, в том числе и со старых Т-18. Также есть свидетельство, что в УРе было две танковых роты из 54 машин МС-1, прототип которых вышел из заводских ворот еще в 1927 г.

Генерал-полковник Л. М. Сандалов в своей книге «Первые дни войны» написал, что Замбрувский УР к началу войны не был достроен и вооружен. Может быть и так, если говорить обо всем районе, как о войсковом формировании, но в ранее опубликованных сведениях по ЗапОВО указывается, что на 22 июня в нем строилось 550 дотов, уже было построено — 53, вооружено — 30.

Реально, пусть и в неполном составе, имелись войска: 12-й и 14-й артпульбаты (тоже из Минского УРа) и 49-я отдельная рота связи. Были также назначены на должности комендант и начальник штаба (полковник М. В. Шитов, в качестве начштаба фигурирует также майор С. Р. Кулиев, но он на самом деле был начальником оперативного отделения). Укрупнение планировалось и здесь, вместо двух батальонов стало бы девять: 12, 14, 62, 93, 122, 123, 124, 125 и 129-й. В дополнение к ним формировались отдельная артпульрота, две отдельных артбатареи и саперная рота; имелось 44 танка МС-1.

Отвлекусь немного для экскурса в не столь далекое по отношению к 1941 г. прошлое. Местность на участке государственной границы СССР, где сейчас возводились сооружения для войск Осовецкого укрепрайона, оценивалась как имеющая важное военное значение еще в конце XIX века.

Поэтому в 1882 г. по Высочайшему Повелению Е.И.В. на реке Бобр было начато строительство малой крепости (или крепости-заставы) Осовец. Новым в принципах строительства крепости было то, что она не создавалась для круговой обороны в условиях полного окружения, а изначально должна была сдерживать неприятеля, имея открытый тыл, что обеспечивало ее непрерывное снабжение резервами и припасами, и тесно взаимодействуя с полевыми войсками.

Таким образом, в ее устройстве предвосхищался переход от не оправдавшей себя системы крепостей к укрепленным районам, которые, как известно, существуют и по сей день (например, в составе Вооруженных Сил России на границе с Китаем). В 1915 г. гарнизон крепости геройски выдержал почти 7-месячную осаду немцев, использовавших для ее обстрела артиллерию калибров от 210 до 420 мм.

В связи с потерей первой и второй линий полевой обороны и общим ухудшением стратегической обстановки русское командование приняло решение эвакуировать гарнизон и отойти. Организованный отход был завершен к 22 августа, причем 23-го саперы взорвали все важнейшие объекты.

Тем самым доблестная эпопея крепости Осовец, которую кайзер Вильгельм II опрометчиво назвал «игрушечной», в Первой мировой войне завершилась. 26 сентября 1939 г. в Осовец снова вошли части русской армии. В рамках оборонного строительства, которое началось на западной границе СССР в 1940 г., старая крепость выполняла роль казармы и склада. На ее территории разместились части 2-й стрелковой дивизии 1-го корпуса: управление, два стрелковых полка, зенитный дивизион и спецподразделения. В бывшем укрепленном селении Гонендз, находившемся на правом фланге крепости (т. н. Гонендзские холмы), располагались еще один стрелковый полк и дивизионный взвод химзащиты.

При включении всех пригодных сооружений Осовца в систему теперь уже советской долговременной обороны можно было бы повысить ее прочность. Но история распорядилась по-иному. Новые укрепления так и не были достроены, старые — тоже большой роли не сыграли, да и главные удары германских войск были нанесены совсем в других местах.

В послевоенное время развалины крепости были заброшены до 1953 г. Затем вплоть до 1993 г. Осовец служил польским вооруженным силам — Войску Польскому. В 1993 г. вся пойма реки Бобр была объявлена национальным парком. В настоящее время развалины бывшей русской крепости 3-го класса Осовец остаются молчаливыми свидетелями жестоких боев двух мировых войн и памятником русско-польского фортификационного искусства XIX–XX вв. Несмотря на разрушения, на местности можно различить большинство уничтоженных объектов[56].

В гораздо более высокой готовности, нежели Осовецкий и Замбрувский, находился 68-й Гродненский укрепрайон (комендант — полковник Н. П. Иванов, начальник штаба — полковник П. Н. Каширин). К началу войны в строительстве находилось 606 дотов. Из них были полностью забетонированы 183 сооружения, в части из них уже было смонтировано вооружение.

Читайте также:  Какой этап строительства коммуникации

Некий Хорст Слесина, военный репортер при штабе 8-го армейского корпуса вермахта, находясь в расположении 8-й Верхне-Силезской пехотной дивизии, писал: «Перед нами маленькая река Волкушанка, граница между двумя мирами. Несколько недель назад большевики уже разъединили оба моста перед нашим участком. Отсюда мы часто наблюдали за ними и следили за их работами.

Земляные работы, препятствия, укрепления и многочисленные бетонные бункеры не могут укрыться от зорких глаз солдата. Мы можем видеть почти сто массивных оборонительных сооружений. Их больше чем может занять русская дивизия… Укрепления врага тянутся на пять километров в глубину…»[57].

9-й и 10-й отдельные батальоны спецвойск УРа имели около 300 пулеметов, 80 45-мм и 20 76-мм казематных пушек, 42 танка МС-1 и 10 Т-24 (неудачная попытка создания среднего танка). 10-й артпульбат (комбат — старший лейтенант Луппов) находился на левом фланге, на сильно заболоченном участке от Доргуни до Гонендз; 9-й батальон (комбат — капитан П. В. Жила) — в районе Сопоцкина и Липска. Необорудованные доты были вооружены пулеметами «максим» на полевых станках и орудиями полковой и батальонной артиллерии[58].

В полосе 9-го батальона на Сопоцкинских холмах оборону должны были занять подразделения 213-го стрелкового полка 56-й дивизии. Этот УР также планировалось усилить: к 9-му и 10-му ОПАБ добавилось бы еще семь (43, 45, 70, 84, 89, 91 и 94-й), а также 513-й и 516-й отдельные артдивизионы. И здесь, не начнись война, численность спецвойск вскоре сравнялась бы с численностью дивизии. Разумеется, расширение касалось и левофлангового 62-го укрепрайона. В УР было доставлено 43 танка МС-1; в дополнение к имеющимся 16, 17 и 18-му ОПАБам и 345-й роте связи формировалось еще семь подразделений: 130, 132 и 137-й артпульбатальоны, 75, 77 и 83-я артпульроты и 18-я саперная рота.

В то же время между сопоцкинским и копцевским батальонными узлами Гродненского и Алитусского УРов имелся восемнадцатикилометровый разрыв. Левый фланг Алитусского УРа простирался от Копцево по западному берегу р. Балтои-Анчя и вдоль дороги на Анчянское лесничество (на этом участке было полностью забетонировано не менее 20 сооружений, они нанесены на километровку 1986 г. и обозначены как «блиндажи»).

В районе высоты (отметка 106,8) он практически смыкался с правым флангом 68-го УРа, разрыв был менее трех километров. Но уровских войск здесь не было, были только строители укреплений и заставы Белорусского ПО НКВД — стык Западного и Прибалтийского округов фактически не был прикрыт. Бывший ЧВС ЗапОВО корпусной комиссар А. Я. Фоминых в своем докладе от 19 июля 1941 г. указывал, что Военный совет неоднократно обращался в Генеральный штаб, предлагая и доказывая необходимость усилить фланги округа долговременными сооружениями, построив ряд дополнительных узлов обороны. Генштабом эти предложения отвергались, лишь в десятых числах июня было получено разрешение построить еще два узла.

Один из тезисов В. Б. Резуна состоит в том, что укрепрайоны на новой госгранице строились «для отвода глаз» и имели целью лишь маскировку приготовлений Красной Армии к широкомасштабному наступлению «Drang nah West». Но открывшиеся в последнее время далеко еще не полные данные о командном составе уровских управлений делают этот «тезис» более чем сомнительным.

В армиях, которым «предстоит» вторжение в Европу, стрелковыми и артиллерийскими полками зачастую командуют капитаны и майоры без должного опыта. В то же самое время комендантами УРов даже на старой границе назначены старшие офицеры чином не ниже полковника, три коменданта новых УРов (Шяуляйского, Брестского и Струмиловского) носят генеральскую форму, старым Летичевским УРом командует комбриг (А.

И. Якимович, впоследствии генерал, командовал дивизией, погиб в бою). Начальники штабов, начальники артиллерии тоже не лейтенанты.

Начальник штаба 62-го УРа полковник, начальник штаба 64-го УРа полковник, начальник артиллерии в том же УРе полковник, полковники начальник штаба и начальник артиллерии 68-го УРа, зам. начальника политотдела в 68-м вообще Герой Советского Союза (батальонный комиссар М. А. Фомичев). Абсолютно не вяжется, что в «липовых», с точки зрения Резуна, управлениях служит столько строевых офицеров, которым самое место в армиях вторжения, ведь для имитации деятельности вместо них могут быть поставлены интенданты и прочие тыловики. Но УРы строятся всерьез и командовать ими назначены реальные, а не «бумажные» офицеры. Стоящие вдоль бывшей западной границы СССР разбитые и целые коробки дотов, на сооружение которых были истрачены большие суммы народных денег, являются сегодня реальным доказательством не того, что политическое и военное руководство страны с легкостью швыряло миллионы непонятно на что, но тем не менее стремилось создать мощный современный железобетонный рубеж обороны, способный… как показали события, на очень многое, способный даже в незавершенном состоянии.

Кроме строительства укреплений и аэродромов, велась также реконструкция железнодорожной сети Западной Белоруссии. Через Беловежскую пущу прокладывала новую ветку 9-я бригада железнодорожных войск Ленинградского военного округа, временно переброшенная из Выборга на помощь окружным железнодорожникам.

17–18 июня заместитель начальника Управления ВОСО РККА генерал-майор технических войск З. И. Кондратьев, посетив бригаду в ходе инспекционной поездки, побывал в подразделениях, на строительных площадках и вручил ее командиру майору В. Е. Матишеву новый, более объемный, план работ. Теперь силами одной 9-й ЖДБр предстояло построить 70 км путей за предельно короткий срок — три месяца.

18 июня З. И. Кондратьев срочно был вызван в Москву, но на обратном пути побывал в 13-м механизированном корпусе, командира которого, генерал-майора П. Н. Ахлюстина, знал много лет. «Почти всю ночь просидели мы с ним, вспоминая друзей, обсуждая волновавшие нас вопросы, связанные с обострением международной обстановки. Расстались мы с Петром Николаевичем рано утром. Бойцы спали.

Возле палаток прохаживались часовые. В пенистом молочном тумане слышался птичий гомон. — Скоро возвращусь, и тогда мы установим между собой телефонную связь, — сказал я на прощание Ахлюстину. — В случае необходимости твой корпус прикроет бригада Матишева. Люди в ней обучены, почти все ленинградцы.

Сам Матишев опытный командир, еще в гражданскую был награжден орденом Красного Знамени. Советую познакомиться с ним поближе»[59]. Мнение генерала-железнодорожника весьма показательно. Он поставил бригаду железнодорожных войск, соединение в большей степени производственное, нежели боевое, едва ли не наравне с механизированным корпусом. Но 13-й МК был в очень низкой степени готовности (особенно 31-я и 208-я дивизии), а времени на повышение его боевых качеств уже не осталось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткая характеристика укрепленных узлов Линии Маннергейма на декабрь 1939 года

Краткая характеристика укрепленных узлов Линии Маннергейма на декабрь 1939 года ИнкиляУкрепленный узел строился в начале 1930-х годов и прикрывал участок от станции Куолемаярви до берега Финского залива. ДОТ располагались друг от друга на столь большом расстоянии, что о

3.1. Уничтожение хозяйственных объектов

3.1. Уничтожение хозяйственных объектов О применении тактики выжженной земли на весь мир открыто заявил Иосиф Сталин в своей знаменитой речи 3 июля 1941 г., начинавшейся словами «Дорогие братья и сестры…»: «В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды… для

Уничтожение вражеских объектов

Уничтожение вражеских объектов Каждый партизан должен искать противника, чтобы уничтожить его. Истребляя фашистов, разрушай и дезорганизуй их тыл, питающий гитлеровцев. Знай те объекты в тылу врага, уничтожение или разрушение которых принесет ему наибольший ущерб и

В стране укреплённых замков

В стране укреплённых замков Многочисленные памятники Хорезма, изученные нами во время многолетних раскопок, как в зеркале отразили историю далекого прошлого этой таинственной и почти забытой страны. Новые находки каждый раз дополняли отрывочные сведения древних

Развитие оборонного комплекса может стать локомотивом нашей экономики

Развитие оборонного комплекса может стать локомотивом нашей экономики Впереди грядёт необычайно быстрое изменение соотношения сил в мире, сказала доктор исторических наук, политолог Наталья Нарочницкая в интервью «Голосу России» на съезде Добровольческого движения

Футуризм олимпийских объектов

Футуризм олимпийских объектов В парк Мэйдзи удобнее всего приезжать на городской электричке. Станция Харадзюку расположена как раз у его главного входа. Но многие семьи предпочитают перед посещением храма совершить прогулку по бульвару Омотэ сандо.Олимпиада 1964 года

4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса — это строительство Москвы в XVI веке

4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса — это строительство Москвы в XVI веке 4.1. Строительство Иерусалима при Неемии — это возведение Московского Кремля около 1567 года В библейском каноне за первой книгой Ездры

§ 4. Состояние оборонного комплекса и строительство Вооруженных Сил РФ

§ 4. Состояние оборонного комплекса и строительство Вооруженных Сил РФ Оборонно-промышленный комплекс страныОбороноспособность любой страны зависит в первую очередь от состояния её экономики, оборонно-промышленного комплекса. В Советском Союзе предприятия оборонного

Отдел XIV Система фортификационной обороны государства и краткий очерк устройства укрепленных пунктов

Отдел XIV Система фортификационной обороны государства и краткий очерк устройства укрепленных пунктов Крепости и укрепленные пункты расположены в Австро-Венгрии по границам страны; внутри же государства, на р. Дунае имеются только устарелая крепость Коморн и потерявшая

Палеоантропы Восточной Азии и других районов ойкумены

Палеоантропы Восточной Азии и других районов ойкумены Скудость костных остатков восточноазиатских палеоантропов затрудняет окончательное решение вопроса об их отношении к древним людям других частей ойкумены — неандертальцам и близким к ним неандерталоидным формам.

Модернизация оборонного комплекса России

Модернизация оборонного комплекса России В 2012 году в статье «Быть сильными» президент РФ поставил задачу перевооружения российской армии и флота. В программу перевооружения до 2020 года планируется вложить более 20 трлн рублей. И эти перемены назрели после многих лет

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов 1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан

Источник: history.wikireading.ru

МАШИНОСТРОЕНИЕ, ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО

Общей чертой машиностроения, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и строительства является то, что в машиностроении и ОПК создается активная часть основного капитала экономики (машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты), которые через инвестиционностроительную деятельность, осуществляемую посредством строительно-монтажных работ, превращаются в основной капитал экономики и образуют производственный аппарат страны.

Машиностроение объединяет следующие отрасли обрабатывающей промышленности: производство промышленных машин и оборудования, электронная и электротехническая промышленность, транспортное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, приборостроение и промышленность средств связи, металлообработка.

По функциональному назначению машиностроения в нем можно выделить следующие крупные агрегаты: высокотехнологичные отрасли (преимущественно машиностроение ОПК); структурообразующие отрасли (станкостроение, приборостроение и электротехническая промышленность); машиностроение для АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производство бытовых приборов); машиностроение для строительного комплекса (строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, частично тяжелое и транспортное машиностроение); машиностроение для ТЭК (химическое, нефтяное и газовое машиностроение); машиностроение для инфраструктуры (автомобилестроение, промышленность средств связи, частично тяжелое и транспортное машиностроение).

В ОПК наряду с производством инвестиционных и технически сложных потребительских товаров сосредоточено военно-промышленное производство. Последнее можно разбить на следующие группы: общевойсковые системы вооружения и боеприпасов; системы общей военной техники, системы специальной военной техники; специальные боеприпасы, системы военно-технического снаряжения; средства инженерно-технического обеспечения.

Первые четыре группы соответствуют изготовлению стрелкового оружия и боеприпасов к нему, бронетанковой и авиационной техники, надводных и подводных кораблей, реактивного вооружения, боевых реактивных самолетов, кораблей с ядерными энергетическими установками, специальных боеприпасов, включая ядерное и термоядерное оружие. Эти группы изделий ни технически, ни технологически не совместимы с нуждами невоенных производств. Пятая группа наиболее близка по своим параметрам к гражданской промышленности, поскольку это электромеханические и радиоэлектронные системы военно-технического снаряжения. Шестая группа совместима с основными видами продукции невоенной обрабатывающей промышленности.

Первым четырем группам присущи следующие особенности:

  • • концентрация изготовления вооружения и военной техники на специальных мощностях строго ограниченного по статусу и замкнутого по технологиям количества предприятий либо составных частей этих предприятий;
  • • наличие специализированных НИИ и КБ, сопряженных с конкретной производственной базой О ПК.

В целом же между машиностроением и ОПК существует более сходства, нежели различия. Машиностроение и ОПК, хотя и в разных долях, выполняют следующие экономические функции: обеспечение воспроизводственного процесса в экономике машинами и оборудованием; обеспечение спроса домашних хозяйств на технически сложные потребительские товары; обеспечение армии и органов безопасности государства вооружением и военной техникой (через государственный оборонный заказ); обеспечение инновационного развития экономики через производство наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости. Изменение приоритетов между экономическими функциями машиностроения и ОП К осуществляется через реструктуризацию их отраслей, суботраслей и производств, через конверсию или реконверсию предприятий ОПК.

Интегральной характеристикой результатов работы машиностроения и ОПК является объем производства промышленной продукции в стоимостном выражении.

По отраслям, видам деятельности и отдельным производствам в качестве результатов выступают объемы производства в стоимостном и натуральном выражениях. В современном глобализирующемся мире важными показателями оценивания функционирования этих отраслей являются объем и удельный вес экспорта в общем объеме производства, что также характеризует конкурентоспособность отраслей и составляющих агрегатов, их встроенность в мирохозяйственные связи.

Машиностроительный комплекс РФ (включая оборонное машиностроение) в основном сложился в 1930-е гг. в виде крупных предметно специализированных заводов и их филиалов (по производству автомобилей, тракторов, самолетов, танков, станков, металлургического и горно-шахтного оборудования и др.). Для того времени такие технологически однородные цепочки оказались тем инструментом, который позволил, невзирая на уровень эффективности производства, решить задачи создания и модернизации основного капитала экономики, снабдить армию, авиацию и флот вооружением и военной техникой.

В то же время подобные предметно специализированные гиганты, расположенные на десятках и сотнях квадратных километров, оказались в условиях автаркии невосприимчивы к реструктуризации и обновлению под влиянием мирового технологического прогресса, формами проявления которого выступают поэлементная, подетальная, узловая и технологическая специализации. В результате к 1970-м гг. сложилось положение, когда стали очевидными такие недостатки отечественного машиностроения, как массовый выпуск устаревшей техники, ресурсорасточительный характер производства (в условиях начавшегося роста мировых цен на сырье, материалы, топливо и энергию), отсутствие многих производств современных видов технически сложных потребительских товаров.

Тем не менее до начала 1990-х гг. отечественное машиностроение сохраняло лидирующую роль по объему промышленного производства и численности занятых среди всех остальных отраслей промышленности, уступая лишь топливно-энергетическому комплексу по объему основного капитала. К моменту распада СССР на территории России было сосредоточено около 2 /3 всего машиностроения, в том числе свыше 60% производства продукции гражданского назначения и 80% — военной продукции.

Не менее 75% расходов на НИОКР было сосредоточено в ОПК. Производство товаров длительного пользования (в частности, легковых автомобилей) осуществлялось в оборонном машиностроении, в основном на производственных мощностях, объединенных с выпуском военной техники общей производственной инфраструктурой. Выпуск военной техники в конечной продукции машиностроения составлял 29% по сравнению с 15% в США, товаров длительного пользования — 17% против 26% в США, оборудования для непроизводственной сферы — 6% против 24% в США. Из-за обособленности оборонного машиностроения образовались два технологических ядра. Специальное и специализированное оборудование создавалось и производилось в оборонном машиностроении для собственных производственных нужд, универсальное поставлялось из гражданского машиностроения (при немалом импорте качественной техники).

Изменение институциональных условий, ценовых и потребительских предпочтений в России в 1990-х гг. вызвало необходимость реструктуризации машиностроения и ОПК, которая сопровождалась многократными спадами производства в них, поскольку реструктуризация не была обеспечена инновационно насыщенными инвестициями и защитой контрактов и прав собственности. Радикальные системные реформы, начавшиеся в 1992 г., осуществлялись исключительно институционально-правовыми методами, без какого-либо задействования инвестиционного и инновационно-технологического факторов.

Читайте также:  Сп нормы заделы в строительстве

Следовательно, основной капитал и производственные технологии в машиностроении не обновлялись, а продолжали изнашиваться и выбывать без сколько-нибудь заметных вводов новых основных фондов и производственных мощностей. Такое положение сохраняется в целом до 2010-х гг.

Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; отделочные работы. К строительству относят и промышленность строительных материалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральной характеристикой результатов строительной деятельности служит объем строительно-монтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, а натуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей, объектов жилищного и социально-культурного строительства. Функционирование строительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабами инвестиционной деятельности, поскольку строительно-монтажные работы составляют около половины инвестиций в основной капитал.

На протяжении почти всего XX в. развитие строительства, машиностроения и ОПК определяло динамику реального сектора экономики. Эти отрасли экономики и промышленности были преимущественно сориентированы на рост объемов производства промышленной продукции, военной техники и промышленного строительства. В существенно меньшей мере их ускоренное развитие удовлетворяло спрос населения. Также в меньших долях осуществлялось строительство объектов инфраструктуры.

Отрасли, суботрасли и производства машиностроения, строительства и ОПК, как уже отмечалось выше, функционируют в сильной зависимости от динамики и структуры спроса на их продукцию, что наглядно проявляется в их взаимосвязях с основным капиталом экономики. С последним эта взаимосвязь проявляется с эффектом акселератора, поскольку небольшое снижение обновля- емости основного капитала вызывает куда большее снижение в объемах производства отмеченных отраслей промышленности и экономики.

Например, пусть некоторое предприятие имеет 10 токарных станков, которые точно удовлетворяют производственным требованиям, причем ежегодно с целью обновления станочного парка замещается один станок (10%-ное обновление станочного парка). Затем, если происходит 10%-ное увеличение в спросе на продукт, выпускаемый на этих станках, то предприятию потребуется 11 станков, чтобы удовлетворить производственные потребности, и оно вынуждено будет купить уже два станка: один на замену самортизированного и другой для увеличения производственной мощности. Следовательно, 10%-ное увеличение в спросе на продукт произвело 100%-ное увеличение спроса на токарные станки у их производителя. Конечно, этот эффект акселератора также чувствуется и при снижении спроса на продукт. Аналогично при 10%-ном уменьшении объема продаж этого продукта на 100% падает спрос на токарные станки.

Подобная ситуация оказалась доминирующей в 1990-е гг. для российской экономики, и особенно для ее обрабатывающей промышленности. В реальной действительности подобные взаимозависимости не являются столь четкими, как в этом гипотетическом примере, поскольку эта флуктуация в спросе на продукцию изменяется в той или иной степени от отрасли к отрасли и, следовательно, возникающие колебания в значительной мере сглаживаются.

Функционирование отраслей машиностроения, строительства и ОПК в перспективе будет определяться как объемами и структурой спроса на инвестиционные и потребительские товары, вооружение и военную технику, так и конкурентоспособностью их производств и продуктов.

Таблица 14.1

Распределение суммарной добавленной стоимости, создаваемой в машиностроении, по странам, %

Источник: studref.com

Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации. Оперативное оборудование территории страны

Россия в проводимой политике по обеспечению национальной безопасности, основывается на том, что защита национальных интересов с применением военной силы является для нее крайней и вынужденной мерой. В обеспечении национальной безопасности Российская Федерация отдает приоритет политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным методам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Учебные вопросы
1. Предназначение, состав и структура видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации …………………………….

2. Оперативное оборудование территории страны …………………….
Заключение

Содержимое работы — 1 файл

3. Наращивание боевых возможностей сил общего назначения за счет проведения комплекса мероприятий по совершенствованию технической оснащенности, дальнейшего развития инфраструктуры и подготовки кадров.

4. Совершенствование системы управления, придание ей возможностей межвидовой автоматизированной системы управления разнородными силами и войсками.

5. Совершенствование систем всестороннего обеспечения.

(слайд 15) 2. Оперативное оборудование территории страны

(наж.) Оперативное оборудование территории Российской Федерации – это комплекс мероприятий по обеспечению Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов объектами оборонной инфраструктуры путем создания новых, модернизации и развития имеющихся объектов военной инфраструктуры, а также отбора и подготовки для использования войсками (силами) в интересах обороны объектов инфраструктуры двойного назначения.

Оперативное оборудование территории РФ в интересах обороны является составной частью комплекса мероприятий по подготовке страны к обороне.

Основу оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны составляет создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры.

Оперативное оборудование территории РФ в интересах обороны, создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры производится заблаговременно, в мирное время, и продолжается в ходе военных действий.

Оперативное оборудование территории РФ по устоявшимся взглядам, ранее было отнесено к условно «вспомогательным» или «второстепенным» задачам военного строительства и подготовки страны к обороне. Об этом ярко свидетельствует, как оперативное само оборудование территории РФ, так и те объемы финансирования, которые выделялись за последние два десятилетия для решения этих задач. Зачастую, этому способствовала ведомственная разобщенность, а иногда и «ведомственный эгоизм» недопонимания важности решения этих задач.

Недопонимание важности этого аспекта деятельности органов государственного и военного управления может привести не только к снижению эффективности действия войск (сил), а иногда и невозможности выполнять их функции по основному предназначению в мирное и военное время, что в свою очередь ставит под срыв обеспечение военной безопасности государства в целом.

Статья 4 Федерального закона «Об обороне» предусматривает утверждение Президентом Российской Федерации Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории в целях обороны.

Создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры Вооруженных Сил проводится на основе годовых и перспективных планов оперативного оборудования территории страны и предполагает:

строительство и реконструкцию объектов военной инфраструктуры;

создание запасов восстановительных конструкций, материалов, парков наплавных мостов для транспортных коммуникаций;

перепрофилирование гражданских объектов (независимо от форм собственности);

унификацию (стандартизацию) объектов военной инфраструктуры и их резервирование;

выработку единых требований к военным и гражданским объектам инфраструктуры при их строительстве и реконструкции;

создание запасов материально-технических средств.

(слайд 16) Содержанием оперативного оборудования территории страны является комплекс следующих организационных и инженерно-технических мероприятий:

нормативное правовое регулирование в области оперативного оборудования территории страны;

мониторинг объектов оборонной инфраструктуры и ведение Единого банка данных объектов оборонной инфраструктуры (далее именуется — Единый банк данных);

планирование оперативного оборудования территории страны;

создание, реконструкцию и модернизацию объектов оборонной инфраструктуры, а также создание запасов материальных средств, необходимых для обеспечения их функционирования и восстановления в случае разрушения;

землеустройство в интересах оперативного оборудования территории;

международное сотрудничество в области создания, развития и использования объектов оборонной инфраструктуры;

контроль выполнения мероприятий оперативного оборудования территории страны.

Нормативное правовое регулирование в области оперативного оборудования территории страны осуществляется Генеральным штабом совместно с заинтересованными органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти в целях совершенствования механизмов планирования и подготовки объектов оборонной инфраструктуры в интересах обороны Российской Федерации.

Мониторинг объектов оборонной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий по анализу состава, состояния и размещения на территории Российской Федерации объектов оборонной инфраструктуры. Он осуществляется штабами военных округов, флотов, центральными органами военного управления.

Изучение территории страны в интересах оперативного оборудования, проводится с целью:

— учета количества и состояния объектов военной инфраструктуры, их соответствия задачам, возложенным на группировки войск (сил);

— определения возможностей по использованию объектов народного хозяйства в интересах обороны страны;

— учета экологически опасных районов;

— уточнения — степени защищенности объектов военной инфраструктуры, объектов общегосударственного значения от воздействий средств поражения противника;

— учета санитарно-эпидемиологического и эпизоотического состояния стратегических (операционных) направлений;

— уточнения состояния и возможностей сети, автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, по пропуску военной техники;

— определения возможности инженерного оборудования, местности, ее проходимости вне дорог, и прокладки новых коммуникаций;

— выявления барьерных рубежей и десантно-опасных направлений;

— выявления условий маскировки, наблюдения и ведения огня;

— привязки объектов военной инфраструктуры к производственной и непроизводственной (социальной) инфраструктуре региона (района);

— определения возможности использования местных ресурсов (в том числе и частного сектора) для снабжения войск.

Мониторинг объектов оборонной инфраструктуры и территории (местности) проводится постоянно.

Единый банк данных предназначен для сбора, хранения и систематизации сведений об объектах оборонной инфраструктуры по их функциональной принадлежности и оперативно-техническим характеристикам.

Планирование оперативного оборудования территории Российской Федерации является важнейшей составной частью мероприятий по его организации. Разработка планирующих документов осуществляется органами военного управления в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первого заместителя Министра обороны Российской Федерации по организации планирования оперативного оборудования территории Российской Федерации на пять лет и ежегодно уточняются.

Землеустройство в интересах оперативного оборудования территории Российской Федерации осуществляется органами расквартирования и обустройства Министерства обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Международное сотрудничество в области оперативного оборудования территории осуществляется в рамках Союзного государства, Организации Договора о коллективной безопасности посредством заключения соответствующих соглашений о совместном использовании объектов оборонной инфраструктуры в интересах региональных группировок войск (сил), а также разработки и реализации программ по их созданию и развитию.

(слайд 17) Оперативное оборудование территории страны основывается на следующих принципах:

1. Общегосударственного планирования и централизованного руководства;

2. Соответствия количества и качества объектов задачам войск (сил) и условиям их применения; 3. Взаимодействия заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию, мониторингу, развитию и использованию объектов;4. Приоритетности проведения мероприятий в области оперативного оборудования территории страны, исходя из оценки угроз военной безопасности РФ и экономических возможностей страны;

5. Заблаговременности оперативного оборудования территории страны;

6. Комплексности и согласованности развития оборонной инфраструктуры;

7. Научной обоснованности выбора способов и направлений развития инфраструктуры.

Кроме подготовки объектов и инфраструктуры в интересах обороны в рамках оперативного оборудования территории выявляются военные объекты, которые утратили свою функцию или являются временно не востребованными.

Невостребованные в интересах обороны объекты военной инфраструктуры, реализация (передача) которых невозможна, ликвидируются установленным порядком.

В интересах обороны отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в военное время, определение перечня и ориентировочной стоимости мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями, предъявляемыми к аналогичным объектам военной инфраструктуры.

Отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в интересах обороны осуществляется при недостаточном количестве имеющихся объектов военной инфраструктуры и невозможности или нецелесообразности создания новых и развития имеющихся объектов военной инфраструктуры.

Объекты инфраструктуры двойного назначения отбираются по своему размещению и техническим характеристикам, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к аналогичным объектам военной инфраструктуры.

(слайд 18) Основными приоритетами развития и совершенствования военной инфраструктуры являются:

— поддержание действующей системы пунктов государственного и военного управления в готовности к решению задач;

— совершенствование объектов инфраструктуры стратегических ядерных сил;

— совершенствование аэродромной сети Вооруженных Сил;

— строительство и модернизация пунктов базирования ВМФ;

— обеспечение функционирования систем контроля космического пространства и противоракетной обороны, а также запуска космических кораблей;

Источник: www.turboreferat.ru

Состав, структура, состояние и перспективы использования объектов военной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Данилов А.Ю.

В статье классифицируются объекты недвижимости , входящие с состав инфраструктурных секторов экономики и, в частности, военной инфраструктуры . Анализируются состав указанных объектов, их техническое состояние, необходимость для дальнейшего использования. Определены перспективы возможной коммерческой реализации.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Данилов А.Ю.

Финансово-аналитический анализ практики использования высвобождаемой недвижимости (на примере объектов Минобороны России)

Основы выбора рационального варианта использования высвобождаемой недвижимости (на примере объектов военной инфраструктуры)

Основы выбора рационального варианта использования высвобождаемой недвижимости (на примере объектов военной инфраструктуры)

Методология рационального использования объектов недвижимости (на примере объектов военной инфраструктуры)

Текст научной работы на тему «Состав, структура, состояние и перспективы использования объектов военной инфраструктуры»

состав, структура, состояние

и перспективы использования объектов военной инфраструктуры

Центральный экономико-математический институт РАН

кандидат технических наук,

начальник планово-экономического отдела

ООО «Инвестиционно-строительная компания «Москоу Хоум»

В статье классифицируются объекты недвижимости, входящие с состав инфраструктурных секторов экономики и, в частности, военной инфраструктуры. Анализируются состав указанных объектов, их техническое состояние, необходимость для дальнейшего использования. Определены перспективы возможной коммерческой реализации.

Ключевые слова: объект недвижимости, военная инфраструктура, эффективность, собственность, управление, законодательство, стоимость.

Основные понятия и определения. Понятие «недвижимость» в современной России введено в активный экономический и правовой оборот в связи с установлением статуса частной собственности на землю, который был закреплен в Основах гражданского законодательства СССР от 31.05.1991 [11, ст. 4]. Затем термин «недвижимость» был подтвержден в Указе Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [13, ст. 1] и окончательно законодательно утвержден Граждан-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 12-06-00141-а.

ским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [5, ст. 130].

Согласно ГК РФ [5] к недвижимости (недвижимому имуществу, недвижимым объектам) относятся не только здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, но и земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, прочно связанные с землей так, что их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы. Закон также относит к недвижимым объектам воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, которые подлежат государственной регистрации.

Во многих областях знаний определение сущности недвижимости с материальной стороны имеет важное значение, но этого явно недостаточно, так как не исчерпывает всей совокупности признаков, свойственных его содержанию. Лишь единство экономического, социального и правого отношений [10] позволяет говорить о наличии полноценной характеристики недвижимости (рис. 1). Экономическая и социальная роль недвижимости рассматривается в качестве одной из многочисленных

Местоположение. Площадь и границы. Объем.

Размер (высота, длина,

НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО 1

Объект экономических отношений

Капитал в вещной форме.

Налогообложение. Инвестирование. Спрос и предложение

Объект правовых отношений

— право пожизненного наследуемого владения;

— право постоянного пользования;

— право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления;

— право залога, аренды, застройки;

— право на земельный участок собственника здания,

расположенного на нем;

— специальное право на управление предприятием.

Объект общих социальных отношений (земля)

Место обитания людей всех поколений. Условия жизни людей. Невосполнимый природный ресурс. Источник благ.

Пространственный бизнес размещения других объектов.

Защищается на благо всех людей

Основа свободы и независимости. Престижность владения. Основы гордости и славы. Многофункциональное назначение. Условия формирования среднего слоя общества

Рис. 1. Недвижимость как физический, экономико-правовой и социальный комплекс отношений

разновидностей экономических благ, используемых обложение имущества и сделок с ним, передача в

для удовлетворения жилищной потребности или в качестве источника получения дохода.

Способы управления недвижимостью. В правовом отношении недвижимое имущество понимается как объект гражданских прав, отличительными особенностями которого является не только вещная природа и неразрывная связь с землей, но и гласность владения, а также государственный контроль за способом его использования. Существуют различные формы государственного регулирования владения и пользования недвижимостью: строительные ограничения, система зонирования, требования по охране окружающей среды, налого-

хозяйственное ведение или оперативное управление и иные формы владения. Основными видами прав владения недвижимым имуществом являются право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право собственности [5, ст. 209] — это право конкретного юридического или физического лица (собственника) владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в пределах, установленных законом, т. е. совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военная инфраструктура (ВИ) (ВС РФ, внутренние войска МВД России, войска ГО МЧС России, Железнодорожные войска РФ, Пограничные войска ФСБ России, войска спецсвязи при ФСО России) Инфраструктура федеральных органов исполнительной власти, не имеющих в своем составе войск и воинских формирований, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций

Читайте также:  Ипотека самые низкие ставки на строительство

Объекты ВИ специального назначения

Объекты инфраструктуры двойного назначения

Другие объекты инфраструктуры

Рис. 2. Инфраструктура Российской Федерации

Хозяйственное ведение — это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах, предусмотренных законом [5, ст. 295] и решениями собственника имущества—Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета.

Носитель права хозяйственного ведения (т. е. государственное или муниципальное унитарное предприятие) не может продавать принадлежащее ему по праву хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника [5, ст. 295].

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Оперативное управление — это право, на основании которого казенное предприятие (учреждение) владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (неиспользование имущества или использование его не по назначению может повлечь его изъятие и перераспределение собственником) и при этом лишено права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом, в том числе отчуждать его. Лишь произведенную продукцию казенное предприятие реализует са-

мостоятельно, если иное не установлено актами законодательства [5, ст. 297].

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления — это вещные права, входящие в категорию так называемых абсолютных прав, которые были введены в оборот в результате перехода Российской Федерации к рыночным отношениям. Это в свою очередь потребовало не только определения режима категории вещных прав, но и закрепления устойчивых правомочий в отношении материальных ценностей — начиная с земли и кончая предметами повседневного быта.

Все объекты недвижимости в Российской Федерации являются частью ее инфраструктуры (рис. 2), которая состоит из военной инфраструктуры и инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, не имеющих в своем составе войск и воинских формирований, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Инфраструктура государства. Военная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, предназначенных для обеспечения военных действий, выполнения задач в соответствии со своим предназначением подразделениями Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск и воинских формирований, размещения и проведения повседневной подготовки войск (сил), обслуживания военного производства в мирное и военное время [14, 15].

Вся инфраструктура РФ состоит из объектов, представляющих собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, со-27

оружений и систем или отдельное здание (сооружение).

Объекты инфраструктуры можно разделить на четыре группы:

1) объекты военной инфраструктуры специального назначения;

2) объекты военной инфраструктуры общего назначения;

3) объекты инфраструктуры двойного назначения;

4) другие объекты инфраструктуры.

Объекты военной инфраструктуры специального назначения предназначены для обеспечения выполнения боевых задач войсками (силами), формированиями и органами в соответствии с их предназначением и составляют основу военной инфраструктуры. К ним относятся: пункты управления; объекты системы предупреждения о ракетном и воздушном нападении противника; объекты космической, радио-и радиотехнической разведки и психологической борьбы; объекты позиционных районов РВСН, войск ПВО и ВКС; военные аэродромы; базы флота или флотилии; узлы связи; базы и склады войсковых, оперативных запасов и запасов Центра; укрепления и заграждения; военные трубопроводы.

Объекты военной инфраструктуры общего назначения предназначены для обеспечения повседневной жизнедеятельности войск (сил), формирований и органов. В их состав входят: военные городки; полигоны; учебные центры и поля; пункты ремонта техники; лечебно-профилактические, военно-лечебные и военно-учебные учреждения; узлы и линии связи; пункты привязки.

Объектами инфраструктуры двойного назначения являются гражданские объекты, имеющие важное значение для обеспечения обороноспособности страны. В угрожающий период они могут передаваться в распоряжение вооруженных сил для решения боевых задач. К ним относятся: аэропорты; морские (речные) порты; пути сообщения (железнодорожные и автомобильные дороги с придорожными сообщениями; трубопроводная сеть; воздушные, морские и водные пути сообщения); объекты космической инфраструктуры; объекты связи, энерго-, водоснабжения и добычи сырья; заводы и предприятия, обеспечивающие в мирное и военное время выпуск гражданской и военной продукции; сеть ремонтно-восстановительных заводов и предприятий, объекты гражданской обороны, гражданские лечебные заведения и другие.

Эти три группы формируют оборонную инфраструктуру, представляющую собой совокупность объектов инфраструктуры страны, предназначенных для обеспечения подготовки и применения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основной частью оборонной инфраструктуры является военная инфраструктура, строительство которой осуществляется в рамках оперативного оборудования территории РФ в целях обороны различными министерствами и ведомствами. При этом эксплуатация объектов военной инфраструктуры, обеспечивающих деятельность ВС РФ, а также осуществление в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за ВС РФ, являются одними из основных функций Минобороны России [4]. Данные объекты имеют первоочередное значение для обеспечения обороноспособности, поскольку ВС РФ, деятельность которых они обеспечивают, создаются непосредственно в целях обороны, в отличие от других войск и воинских формирований, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны [12, ст. 1].

Большая часть этих объектов, используемых в Минобороны России, являются стационарными, состоящими из специально оборудованных зданий и сооружений, которые не могут быть перемещены без демонтажа и нового капитального строительства. Стационарными являются следующие объекты военной инфраструктуры: пункты постоянной дислокации войск и тыла; стационарные пункты управления; объекты стационарной сети связи; объекты видов ВС РФ и родов войск; склады и базы хранения материальных средств и техники; дорожная и трубопроводная сеть; транспортные узлы, ремонтные заводы и мастерские; лечебные учреждения; полигоны и учебные центры.

В рамках данной статьи объекты военной инфраструктуры специального назначения, являясь стратегическими объектами, необходимыми для нужд Минобороны России, не рассматриваются.

В свою очередь, объекты военной инфраструктуры общего назначения (ОВИОН) требуют более детального рассмотрения. Они включают в себя четыре группы:

1) казарменно-жилищный фонд;

2) коммунальные сооружения;

3) складской фонд;

4) иные объекты недвижимости, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно.

К казарменно-жилищному фонду относятся: казармы; здания штабов; служебные здания учреждений, предприятий и организаций; жилые дома, общежития и гостиницы; культурно-бытовые, спортивные здания и сооружения; учебные здания и сооружения; здания медицинских и детских учреждений; караульные помещения; производственные здания; здания войсковых мастерских; здания хранилищ и складов; коммунально-бытовые здания и сооружения; торгово-бытовые здания и сооружения; здания и сооружения казарменно-жилищного фонда при технических площадках и позициях воинских частей ракетных войск стратегического назначения и военно-космических сил страны.

Коммунальные сооружения включают в себя: электростанции, трансформаторные подстанции, водоканализационные установки (насосные станции, станции перекачки, очистные сооружения водопровода и канализации, водозаборные сооружения, артезианские скважины, водонапорные башни, подземные сооружения — резервуары для воды); котельные установки, устройства для механической топливоподачи и шлакозолоудаления, тепловые узлы и др.; внутренние и наружные сети: водопровода, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения (воздушные и кабельные) и сооружения на этих сетях, обеспечивающие казарменно-жилищный фонд (в том числе коммунальные сооружения, обеспечивающие казарменно-жилищный фонд при технических площадках и позициях воинских частей РВСН и ВКС страны).

К складскому фонду относятся: здания, сооружения и помещения, предназначенные для хранения материальных средств и другого имущества ВС РФ.

К иным объектам недвижимости, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, относится незавершенное строительство, представляющее собой фактически произведенные затраты заказчика по строящимся объектам (зданиям, сооружениям). Данные затраты включают в себя стоимость выполненных строительно-монтажных и других работ, стоимость оборудования как установленного, так и находящегося в монтаже, затраты по подготовке территории застройки и другие расходы, связанные со строительством объектов [6, 7, 17].

Техническое состояние объектов военной инфраструктуры общего назначения. В настоящее время на балансе организаций Минобороны России насчитывается более 160 тыс. зданий и сооружений

[2], относящихся к объектам военной инфраструктуры общего назначения. Весь этот фонд требует качественного содержания и эффективного управления им.

Одной из задач квартирно-эксплуатационной службы Минобороны России являются оптимальное размещение личного состава и рациональное использование объектов недвижимости, решение которой достигается:

— строительством новых объектов, отвечающих современным требованиям конструктивных и объемно-технологических решений;

— функционированием системы технического обслуживания объектов;

— капитальным ремонтом объектов, реконструкцией и техническим перевооружением объектов;

— высвобождением объектов (с целью снижения издержек), связанным с реорганизацией ВС РФ, их передислокацией;

— передачей высвобождаемого недвижимого военного имущества в государственную и муниципальную собственность на компенсационной основе;

— сокращением объемов незавершенного строительства объектов.

Объемы строительства новых ОВИОН существенно сократились с начала 1990-х гг. Так, за период с 1991 по 2007 г. было построено чуть более 10 тыс. зданий и сооружений, что составляет менее 7 % от общего количества объектов. В настоящее время более 85 % зданий и сооружений составляют объекты, возведенные в период с 1941 по 1990 г. (табл. 1).

В результате значительного сокращения строительства новых объектов, старения и износа существующих зданий и сооружений происходит прогрессирующее увеличение объемов необходимых капитальных ремонтов. Динамика изменения состояния ОВИОН за последние годы позволяет сделать вывод о том, что с каждым годом существенно увеличивается физический износ основных фондов, растет количество ветхих, подлежащих сносу и аварийных зданий.

Распределение ОВИОН Минобороны России по периодам строительства

Периоды строительства ОВИОН Количество объектов, шт.

До 1917 г. 4 332

1917—1940 гг. 9 213

1941—1960 гг. 37 373

1961—1990 гг. 104 555

После 1991 г 10 000

Таблица 2 Техническое состояние ОВИОН Минобороны России

Физический износ Доля в общем количестве

1-я категория: 0—20 12,7

2-я категория: 20—40 44,2

3-я категория: 40—60 28,3

4-я категория: более 60 14,8

Количество ОВИОН 2-й и 3-й категорий технического состояния

Наименование здания Доля, °%

Учебные здания 1,4

Штабы и управления 3,2

Лечебные здания 1,5

Жилые здания 10,9

Общественные здания 12,5

Склады и хранилища 33,9

Производственные здания 30,5

Это объясняется недостаточным финансированием, несоблюдением нормативов и правил по содержанию объектов Минобороны России. Так,

44.2 % от общего количества зданий и сооружений относятся ко 2-й категории технического состояния,

28.3 % от общего количества объектов относятся к 3-й категории технического состояния (табл. 2). Указанные объекты были построены преимущественно в период с 1941 по 1990 г. [2].

Следует отметить, что на учете организаций-балансодержателей Минобороны России находится большое количество ОВИОН, которые частично или полностью выведены из эксплуатации. Тем не менее указанным организациям до момента списания объектов с учета необходимо обеспечивать их сохранность, тратя на это значительный объем денежных средств. Часть этих объектов находится

в аварийном состоянии и давно выслужила сроки эксплуатации, но есть объекты, которые находятся в работоспособном состоянии.

Для выявления неэффективно используемых объектов необходимо осуществлять постоянный мониторинг их текущего использования, на основании которого и должны приниматься решения о дальнейшем использовании тех или иных объектов.

При этом объекты, имеющие физический износ 20—60 %, требуют проведения первоочередной оценки эффективности текущего использования для определения возможных вариантов их применения и выбора наиболее рационального варианта [1, 3, 18]. Наибольший удельный вес в этой группе объектов занимают склады и хранилища — 33,9 %, затем идут производственные здания — 30,5 %, общественные здания — 12,5 %, и т. д. Наименьший удельный вес составляют учебные здания (1,4 %) и лечебные здания (2,3 %) (табл. 3).

С учетом планируемого изменения облика ВС РФ количество используемых по назначению объектов будет сокращаться. Так, в Дальневосточном военном округе планируется уменьшить их количество почти на треть.

Вследствие такого решения там планируется высвободить несколько тысяч зданий, при этом до принятия решения о варианте дальнейшего их использования для обеспечения сохранности, подготовки к реализации, передаче и списанию необходимо выделение более 100 млн руб. Аналогичная картина наблюдается и в других военных округах. В целом же по Минобороны России количество объектов, надобность в которых исчезла, увеличится более чем на 10 000 ед. При этом для их содержания и охраны потребуется более 400 млн руб.

Заключение. В связи с проводимыми в Минобороны России реформами выявлено значительное количество ОВИОН, необходимость в которых для ВС РФ либо незначительна, либо отсутствует совсем.

Кроме того, в результате планируемого сокращения ВС РФ количество таких объектов будет расти. Неэффективно используемые объекты отличаются друг от друга как по функциональному назначению, так и по техническому состоянию. Именно эти показатели в немалой степени влияют на коммерческую привлекательность тех или иных объектов и, как следствие, на их дальнейшее использование [8, 16].

Анализ вышеприведенных данных позволяет сделать вывод о том, что в Минобороны России

увеличивается физический износ основных фондов. Все это говорит о необходимости реформирования системы управления объектами недвижимости Минобороны России в соответствии с интересами РФ как собственника недвижимости и природой недвижимого имущества как военно-экономического ресурса.

Система управления ОВИОН Минобороны России должна, с одной стороны, обеспечить достижение оптимальной структуры объектов, гарантирующей выполнение боевых задач видами ВС РФ и создание надлежащих условий расквартирования военнослужащих, а с другой — обеспечить эффективность использования данных объектов.

1. Бабакин В. И. Техническое состояние и физический износ жилых зданий // Городское хозяйство Москвы. 1986. № 11.

2. База данных автоматизированной системы учета КЖФ МО РФ: разработана 26 ЦНИИ МО РФ под руководством Трямкина В. Ф., утверждена начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ (по состоянию на 01.01.2007).

3. Блех Е.М., Жданькова А. Ю. Целесообразный межремонтный период // Городское хозяйство Москвы. 1988. № 1.

4. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (с изм. и доп. от 03.09.2005, 05.09.2005, 09.11.2007, 23.10.2008, 17.11.2008, 01.09.2009, 06.07.2010).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Часть 1.

6. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Инструментарий оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости и эффективности их использования в строительных проектах // Экономика и математические методы. 2013. Т. 49. № 1.

7. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Оценка эффективности участия в инвестиционных проектах по строительству объектов недвижимости // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 1.

8. Клюев В. Д., Калмыков Л.Б., Данилов А.Ю. Выбор рационального варианта использования объектов недвижимости на примере Министерства обороны РФ // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2.

9. Научно-технический отчет «Реформирование квартирно-эксплуатационной службы МО РФ». М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 2000.

10. Обоснование и разработка основных направлений и приоритетов использования и управления государственным недвижимым имуществом Минобороны России в условиях рыночной экономики страны и реформирования Вооруженных сил РФ: Отчет по КНИР «Инженерно-строительное обеспечение дислокации и расквартирования войск» (шифр «Квартирьер»). М.: 26 ЦнИи МО РФ, 2003.

11. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 (с изменениями от 09.07.1993, 30.11.1994, 26.01.1996, 26.11.2001).

12. Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ.

13. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России: Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 (с изм. от 24.12.1993, 25.01.1999).

14. Хрусталёв Е. Ю. Финансовый анализ механизма формирования военной инфраструктуры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 32. С. 2—9.

15. Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономические аспекты формирования региональной инфраструктуры двойного назначения // Вооружение и экономика. 2008. № 1 (1). С. 75—86.

16. Хрусталёв Е. Ю., Данилов А. Ю., Елизарова М. И. Методология рационального использования объектов недвижимости (на примере объектов военной инфраструктуры) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 13.

17. Хрусталёв Е. Ю., Калмыков Л. Б. Методические основы оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости // Финансы и кредит. 2008. № 13.

18. ШрейберК. А. Вариантное проектирование при реконструкции жилых зданий. М.: Стройиздат, 1990.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...