Обоснование инвестиций в строительство что это

Содержание

Для того чтобы привлечь инвесторов и заказчиков к проекту, необходимо знать, как написать экономическое обоснование — пример правильного составления которого будет показан в статье. Критерии составления представлены в статье 105 Регламента Госдумы РФ. Задачи обоснования — объяснить суть проекта и вычислить его финансовую целесообразность, рассмотрев такие факторы, как затраты, сроки окупаемости и чистую прибыль. В экономическом документе должны быть приведены расчёты и анализы, показывающие предполагаемую выгоду для спонсоров.

Как написать экономическое обоснование образец

Суть понятия обоснования

Экономическое обоснование — это документ, в котором указаны причины того, почему организация должна выполнить проект. В нём рассматривается только один аспект — финансовая выгода. При составлении экономической аргументации нужно провести детальный анализ затрат на реализацию проекта, получаемую от него выгоду и сопоставить их, а также указать в обосновании на альтернативные варианты и решения. Правильно написанное обоснование ясно показывает риски и потенциальную прибыль от внедрения новой идеи, потому оно полезно как руководителям предприятий, так и инвесторам.

Обоснование Инвестиций В Строительство

Для простоты понимания можно сравнить экономическую аргументацию обоснования с анализом, который человек проводит при совершении крупной покупки, например, нового компьютера. Он выбирает для себя несколько продуктов с необходимыми функциями и качествами, определяет их ценовую категорию, а затем сравнивает, выбирая наилучший. Затем, определившись с товаром, человек рассчитывает необходимую экономическую сумму с учётом всех издержек и дополнительных затрат (например, доставки, настройки или технического обслуживания) и решает, подходит ли ему товар.

Анализ такого же типа проводится при составлении финансового и экономического обоснования проекта. От примера с новой покупкой он отличается только тем, что деньги тратятся не на предмет электроники или бытовой техники, а на улучшение бизнеса. Конечно, в этом процессе нужно учесть намного больше факторов и деталей, но суть остаётся одинаковой.

В чем заключается технико-экономическое обоснование проекта

Технико-экономическое обоснование

заключается в изучении потенциальной экономической выгоды создаваемых инвестиционных проектов путем проведения анализа и расчета их финансовых показателей. В качестве инвестиционного проекта может рассматриваться финансовая и экономическая активность: создание различных технических объектов, строительство новых зданий, проведение работ по реконструкции уже существующих, создание разнообразных продуктов и услуг, деятельность, связанная с расширением, модернизацией либо реконструкцией производства, и прочее.

В технико-экономическом обосновании проекта заинтересован как сам предприниматель (оправдаются ли ожидания, возлагаемые на проект), так и инвестор, опирающийся в своей оценке эффективности проекта на предположительные сроки, за которые проект окупится. В зависимости от сложности задачи технико-экономическое обоснование проекта могут составить сам предприниматель либо нанятые специалисты.

Инвестиции в строительство

В чем принципиальное отличие ТЭО от бизнес-плана?

В отличие от бизнес-плана технико-экономическое обоснование проекта требуется для нового инвестиционного продукта, внедряемого на базе уже существующего предприятия, соответственно, при создании этого документа отпадает необходимость в описании таких объемных информационных блоков, как результаты маркетинговых исследований, результаты анализа рынка, описание самого предприятия и создаваемого продукта. Однако бывают случаи, когда в рамках технико-экономического обоснования проекта анализируются применяемые технологии и оборудование с указанием причин их выбора.

По сути, ТЭО – это более краткий и содержательный документ в сравнении с полноценным бизнес-планом.

Для чего нужно ТЭО?

Если рассматривать ситуацию с точки зрения деятельности определенного предприятия, то технико-экономическое обоснование проекта составляется для прогнозирования возможных изменений в работе данного предприятия в связи с предполагаемым внедрением/выпуском нового продукта. При этом в расчет берутся самые разнообразные влияющие факторы (как косвенные, так и прямые), а также финансовая динамика исследуемого объекта.

Технико-экономическое обоснование проекта дает возможность оценить эффективность вливания инвестиций в создание предприятием новых продуктов, целесообразность доработки уже существующих. Также на базе ТЭО происходит оценка необходимости обеспечения предприятия кредитом, его слияния или поглощения. В редких случаях, как уже говорилось выше, технико-экономическое обоснование проекта может рассматривать вопросы подбора оборудования, внедрения новых технологий и организации деятельности предприятия.

В случае принятия руководством решения о кредитовании предприятия наличие ТЭО проекта наряду с другими необходимыми документами является обязательным условием банка для начала рассмотрения кредитной заявки. ТЭО служит средством убеждения банка в повышении эффективности работы предприятия за счет выданного кредита и, как следствие выгодности кредитования, заодно выступает неким гарантом возвращения банку кредитных средств.

Читайте статью: Расчет емкости рынка – основа планирования объема продаж

Цели обоснования и задачи документа

Экономическое обоснование редко выступает как самостоятельный документ. Обычно присутствующая в нём информация включается в форму инициализации. Только для крупных проектов, при выполнении которых есть значительные финансовые риски, экономическое доказательство составляется в качестве отдельной бумаги, прилагающейся к основному пакету документов.

Основная задача экономического подтверждения — донести до читателей информацию о выгодности и целесообразности внедрения идеи, которая в нём описана. Для этого в документе обоснования должны быть такие данные:

  • объём требующихся для реализации проекта затрат, сроки их окупаемости и обоснование предполагаемой выгоды;
  • доход, доля рынка и прочие характеристики уже существующего предприятия;
  • информация о состоянии, прибыльности и перспективах развития сферы, в которой работает компания (обоснование нужно провести по стране и региону, где работает предприятие);
  • общее описание этой экономической сферы, виды выпускаемых ею типов продуктов и услуг, цены на них;
  • обоснование движения денежных потоков, источники, из которых будут получаться и покрываться средства на проект;
  • причины выбора тех или иных видов оборудования и техники, их сравнение с альтернативами;
  • соотношение затрат и доходов;
  • обоснование разделения расходов на постоянные и временные;
  • расчёт прибыли при разных уровнях спроса и соответствующие им сроки экономической окупаемости;
  • план внедрения проекта в уже существующее предприятие;
  • анализ степени готовности оборудования и сотрудников компании к введению проекта;общая экономическая оценка привлекательности инвестиций.

Поскольку экономическая аргументация составляется в основном для идей по улучшению и модернизации работы уже действующего предприятия, такие вещи как анализ рынка, составление и обоснование маркетингового плана в него не входят. Задачей документа является анализ идеи с финансово-экономической стороны, без организационных и технических подробностей.

Значительная часть экономического подкрепления посвящена обсуждению альтернатив и сравнению их с текущим предложением. В нём необходимо обосновать, почему были выбраны те или иные виды оборудования и материалов от конкретных поставщиков. Для этого проводится подробный анализ каждой из альтернатив с подробным учётом их технических характеристик, цен и трудовых затрат при работе.

Финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта

к Порядку проведения конкурсного отбора в целях формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденному

приказом Минпромторга России

от « __» ___________2014 г. № ____

Финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта

    ставка по налогу на имущество
    ставка по налогу на прибыль
    ставка НДС
    иные льготы
    тарифные преференции
    таможенные преференции
    иные преференции
    вид продукции 1
    вид продукции 1
    вид продукции 1
    вид продукции 1
    вид деятельности 1
    вид продукции 1
    доля выручки от поставок по государственным контрактам
    доля выручки от поставок на рынке с регулируемыми тарифами
    доля выручки от поставок на свободном российском рынке
    доля выручки от поставок на экспорт
    субсидии покупателям товаров / услуг
    долгосрочный государственный контракт на поставку товаров / услуг
    долгосрочное тарифное регулирование
    очередь 1, в том числе в разрезе объектов строительства
    объект 1, в том числе расходы по статьям затрат
    статья 1
    очередь 2, в том числе в разрезе объектов строительства
    объект 1, в том числе расходы по статьям затрат
    статья 1
    вид продукции 1 (по статьям затрат)
    статья 1
    статья 1
    статья 2
    статья 3
    обслуживание долговых обязательств
    статья 1
    статья 2
    статья 3

Дополнительная информация к финансово-экономическому обоснованию инвестиционного проекта

Раздел 5. Заемное финансирование миллионы рублей
Остаток на начало периода миллионы рублей
Начисление процентов миллионы рублей
Погашение процентов миллионы рублей
Погашение тела долга миллионы рублей
Остаток на конец периода миллионы рублей
Раздел 6. Налоги миллионы рублей
Федеральный бюджет миллионы рублей
— Налог на добавленную стоимость миллионы рублей
— Таможенная пошлина миллионы рублей
— Налог на прибыль миллионы рублей
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду миллионы рублей
— Водный налог миллионы рублей
Бюджет субъекта федерации миллионы рублей
— Налог на прибыль миллионы рублей
— Налог на имущество миллионы рублей
— Налог на доходы физических лиц миллионы рублей
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду миллионы рублей
— Транспортный налог миллионы рублей
Местный бюджет миллионы рублей
— Налог на доходы физических лиц миллионы рублей
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду миллионы рублей
Раздел 7. Прогнозный баланс компании миллионы рублей
Раздел 8. Прогнозные финансовые коэффициенты по компании миллионы рублей
Ликвидность миллионы рублей
Коэффициент абсолютной ликвидности миллионы рублей
Коэффициент быстрой ликвидности миллионы рублей
Коэффициент текущей ликвидности миллионы рублей
Чистый оборотный капитал миллионы рублей
Финансовая устойчивость миллионы рублей
Собственный капитал / Активы миллионы рублей
Заемный капитал / Активы миллионы рублей
Кредиты банков / Собственный капитал миллионы рублей
EBIT / Проценты к уплате миллионы рублей
Рентабельность по EBITDA (EBITDA / Выручка) миллионы рублей
  1. Цель обоснования. В этом экономическом пункте необходимо объяснить, для чего проект нужен компании, какие функции он будет выполнять и какую выгоду принесёт. Этот пункт должен быть раскрыт как можно подробнее, ведь именно от него чаще всего зависит, будет ли работа принята и профинансирована.
  2. Способ реализации. Объяснив экономическую цель, нужно назвать возможные пути её достижения и описать, какой способ для этого выбран. Необходимо также сравнить выбранные методы с альтернативными и обосновать, почему именно они являются наиболее эффективными. Кроме того, стоит привести описание выбранных технических решений.
  3. Экономические данные. Нужно подробно расписать все доходы и расходы от проекта, указать сумму начальных вложений и способ их получения. Информацию подкрепить расчётами всех параметров.
  4. План выполнения. Следует сделать обоснование минимальные и максимальные сроков завершения проекта, а также описать объём трудовых и финансовых затрат на его реализацию. Для удобства можно разбить весь экономический срок на этапы (например, закупку оборудования, его доставку, установку и настройку, обучение персонала и начало производства новой продукции) и провести анализ каждого из них. Нужно также описать все факторы, которые могут создать задержку в реализации проекта или ускорить её.
  5. Обязанности сотрудников. Указать, сколько людей нужно для осуществления идеи и какие задачи будут у каждого из них. Кроме того, обосновать необходимость каждого сотрудника для выполнения поставленной задачи.
  6. Прогнозы эффективности и оценка привлекательности для инвесторов. Вычисляются на основе экономических данных.
  7. Выводы. Рекомендация к внедрению проекта или отправке его на дальнейшую доработку для поиска более эффективных решений.

Правильно составленное экономическое подтверждение будет полезно, даже если обоснование не утвердят — собранная информация поможет найти недочёты и исправить их до того, как компания понесёт убытки. Особенности его содержания зависит от специфики — например, в строительстве понадобится смета и расчёт материалов, а в производстве пищевой продукции — данные об их сроках годности и технике для хранения.

Обязательные данные обоснования

Вне зависимости от структуры и порядка изложения экономической аргументации в неё обязательно следует включить все основные данные финансовых взаимосвязях проекта. Примеры необходимой информации:

  • общее описание обоснования, его задачи на предприятии, влияние на развитие экономики (как отдельной компании, так и региона или страны);
  • анализ условий на рынке и приспособленность проекта к ним;
  • экономические затраты;
  • характеристики внедряемых изменений, с точки зрения прибыльности;
  • период окупаемости с учётом всех процентов и инфляции (важно, чтобы вложение в проект было более выгодным, чем простое держание денег на депозитном счету);
  • оценка привлекательности проекта для инвесторов.
Читайте также:  Акт на малоценку в строительстве

Эти пункты обоснования остаются неизменным в экономическом подкреплении для компании в любой отрасли. Они могут дополняться новыми разделами и подразделами, в зависимости от особенностей предприятия и интересов предполагаемого круга читателей.

Материальные и нематериальные элементы обоснования

Тщательный и детальный анализ всех материальных и нематериальных составляющих проекта необходим для того, чтобы написать экономическое обоснование. Образцы материальных элементов, которые стоит учесть и описать:

Нематериальные компоненты обоснования тоже должны обязательно присутствовать в экономическом доказательстве. К ним относятся все незапланированные, но возможные и сильно вероятные изменения, которые принесут компании дополнительную прибыль или убытки. Среди них можно выделить:

  • издержки переходного этапа экономики, которые появятся во время внедрения проекта;
  • обоснование затрат на эксплуатацию;
  • построение новых бизнес-процессов и трансформация текущих, затраты на их оптимизацию;
  • изменения в обязанностях сотрудников компании.

Помимо обоснования прибыльности проекта, при составлении экономической аргументации нужно также уделить внимание альтернативным вариантам осуществления рассматриваемой идеи и провести детальное сравнение между ними. На основании этого сравнения можно высказать предложения и идеи по улучшению проекта.

ПОНЯТИЕ ОБОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

THE CONCEPT OF A SUBSTANTIATION OF REALISATION OF INVESTMENT CONSTRUCTION PROJECTS

Источник: starline-trade.ru

Обоснования инвестиций в строительство

«. Обоснования инвестиций в строительство — проектные материалы, служащие основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в строительство объектов. «

Источник:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 26.09.2000 N 877

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Обоснования инвестиций в строительство» в других словарях:

Цель разработки и состав обоснований инвестиций в строительство — 7.2 Цель разработки и состав обоснований инвестиций в строительство 7.2.1 Обоснования инвестиций в строительство разрабатываются для объекта, размещаемого на выделенном в схеме земельном участке, с целью уточнения и конкретизации данных о… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основания для разработки обоснований инвестиций в строительство — 7.1 Основания для разработки обоснований инвестиций в строительство Разработка обоснований инвестиций в строительство этап проектного обоснования, предшествующий разработке проектной документации на гидроэнергетический объект, включенный в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МДС 11-3.99: Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения — Терминология МДС 11 3.99: Методические рекомендации по проведению экспертизы технико экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно гражданского назначения: 2.9.6. Анализ влияния неопределенности и риска на эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МДС 11-4.99: Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения — Терминология МДС 11 4.99: Методические рекомендации по проведению экспертизы технико экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения: 2.11.6. Анализ влияния неопределенности и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО 70238424.27.140.027-2009: Гидроэлектростанции. Правила разработки схем территориального планирования и проектной документации. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.27.140.027 2009: Гидроэлектростанции. Правила разработки схем территориального планирования и проектной документации. Нормы и требования: 3.11 безопасность эксплуатации : Состояние, при котором отсутствует допустимый… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

цель — 2.42 цель (target): Ресурс, к которому субъект запрашивает доступ. Примечание Важность цели моделируется в настоящем стандарте как набор атрибутов, представленных либо атрибутами в нотации ASN.1, либо элементами XML. Источник: ГОСТ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Скоростная автомагистраль Москва — М11 Скоростная автомобильная дорога Москва Санкт Петербург … Википедия

СТО 70238424.27.140.036-2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.27.140.036 2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС.

Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования: 3.23 берегопереработка : Процесс образования береговой кромки водохранилища в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Эвенкийская ГЭС — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли. Эвенкийская гидроэлектростанция (Туруханская ГЭС) проектируемая ГЭС на реке Нижняя Тунгуска, в … Википедия

Туруханская ГЭС — Эвенкийская гидроэлектростанция (Туруханская ГЭС) проектируемая ГЭС на реке Нижняя Тунгуска, в Красноярском крае. В случае реализации проекта станет крупнейшей ГЭС России и одной из самых крупных в мире. Начало работ по сооружению ГЭС планируется … Википедия

Источник: official.academic.ru

Государственная экспертиза и инвестиционный процесс: формула развития

Обоснование инвестиций – это процесс, направленный на разработку доказательств целесообразности осуществления капиталовложений. Традиционно он имеет экономические, финансовые и социальные аспекты.

Технико-экономическое обоснование инвестиций

Прежде чем сделать итоговый вывод о том, что рассматриваемые вложения необходимы, инвестор проводит анализ текущей ситуации в экономике, рассматривает основные макроэкономические показатели, разбирает технические сложности, оценивает уровень потенциальных рисков.

Факторы, подлежащие рассмотрению

Прежде всего необходимо понимать, что экономическое обоснование инвестиций для частного инвестора и компании всегда будет разниться. В последнем случае количество аспектов, которые следует проанализировать гораздо больше.

Факторы, подлежащие обязательному рассмотрению для частного инвестора:

  • цели инвестирования;
  • фактические условия вложений.

Помимо перечисленных аспектов, руководство предприятия или компании также рассматривает:

  • инвестиционную политику и стратегию развития;
  • достаточность производственных ресурсов и мощностей предприятия для реализации конкретного проекта;
  • изучение рынка на предмет того насколько будет востребованы запланированные к выпуску товары;
  • достаточность квалификации сотрудников компании.

Экономическое обоснование

Процесс экономического обоснования инвестиций находится в непосредственной зависимости от предполагаемого объема вложений. Чем больше они планируются, тем более глубоким и тщательным должен быть производимый анализ, а также оценка объекта инвестирования.

Подобная аналитическая работа имеет своей задачей оценить существующее финансовое состояние предприятия. В ходе таких мероприятий формируется бюджет инвестиционного проекта. Также немаловажную роль играет определение источников финансирования будущих вложений. Результатом всех этих изысканий становится принятие окончательного решения по инвестициям.

В основе экономического обоснования вложений всегда лежат инвестиционная политика и стратегия развития компании. Обязательным является создание расчета по ее финансовой устойчивости. Дополнительно оцениваются инвестиционные риски и окупаемость вложений.

Обоснование инвестиционного проекта

Определение затрат на выполнение предпроектных разработок

Разработка предпроектной документации положениями Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства от 16.02.2008 г. № 87, не предусмотрена. В связи с этим порядок определения стоимости разработки предпроектной документации в Справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве (Справочники) отсутствует. Предпроектная документация может разрабатываться по заданию заказчика, что отражается в задании на проектирование. В случае необходимости разработки предпроектной документации его затраты могут быть рассчитаны в соответствии с трудоемкостью работ по согласованию с заказчиком, либо, во избежание расчета стоимости в соответствии с калькуляцией затрат по форме 3П, а также может быть определена от общей стоимости разработки проектной и рабочей документации (П+Р) с понижающим коэффициентом, учитывающим реальную трудоемкость выполнения работ.В соответствии с ранее действовавшим регламентом стоимость разработки обоснований инвестиций в строительстве (ОИ) составляла до 20% от (П+Р). В случае выполнения предпроектных разработок рекомендуем ориентироваться на указанный ценовой показатель.

Правовой основой для выполнения предпроектных проработок – обоснований инвестиций могут служить, в частности, положения Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590, в пункте 13 которых указано:

«Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений включает в себя:

а) наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта; б) цель и задачи инвестиционного проекта; в) краткое описание инвестиционного проекта, включая предварительные расчёты объёмов капитальных вложений, а также обоснование выбора на вариантной основе основных технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, определенных с учётом планируемых к применению технологий строительства, производственных технологий и эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла; г) источники и объемы финансового обеспечения инвестиционного проекта по годам его реализации; д) срок подготовки и реализации инвестиционного проекта; е) обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта и (или) подготовки проектной документации и проведения инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации; ж) обоснование спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества); з) обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объёмах, достаточных для реализации инвестиционного проекта; и) обоснование использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада и (или) импортных машин и оборудования в случае их использования».

Работы которыемогут входить в состав предпроектных работ для объектов жилищно-гражданского строительства, объектов промышленного назначения, для линейных объектов,относится раздел «Обоснование инвестиций в строительстве», в т.ч. ОВОС, разработка эскизного проекта и другие работы, не входящие в объем проектных работ. Объем предпроектных работ, в т.ч. и для систем водоснабжения и водоотведения, определяется как доля от общей стоимости проектирования указанных объектов для условий нового строительства. При этом размер понижающего коэффициента может составлять до 0,2 по аналогии с ранее действовавшим регламентом по обоснованию инвестиций в строительстве. В случае финансирования работ с привлечением средств из федерального бюджета, регламент определения стоимости обоснования инвестиций в строительстве должен быть согласован с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Если вопрос касается определения стоимости выполнения предпроектных работ в объеме архитектурной концепции. В действующих законодательных, нормативных и правовых документах федерального уровня, за исключением отдельных объектов капитального строительства, не установлена обязательность подготовки предпроектной документации.

В связи с этим в Федеральном реестре отсутствует сметный норматив, устанавливающий размер затрат на подготовку архитектурной концепции в составе предпроектных работ. Вместе с тем, в ряде действующих Справочников приведен регламент расчета стоимости разработки предпроектной документации. А именно, стоимость подготовки «Обоснований инвестиций в строительство» (ОИ) определяется в размере до 20% от цены разработки проектной и рабочей документации. В случае установленной техническим заданием необходимости подготовки архитектурной концепции, стоимость этих работ согласно пункту 2.1.4 МУ-2009 может быть принята по аналогии (исходя из относительной стоимости и трудоемкости разработки архитектурно-строительного раздела в составе ОИ), либо определяться расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма ЗП).

Читайте также:  Упд что это за документ в строительстве

Технико-экономическое обоснование

Современный уровень развития науки и техники подразумевает создание технико-экономического обоснования крупных капиталовложений.

До принятия окончательного решения нужно провести оценку всех производственных факторов на предприятии. Ревизии подлежат материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Особенность подобного анализа является среднесрочный и долгосрочный горизонт планирования.

Такое обоснование призвано выявить возможность успешной реализации инвестиционного проекта на предприятии при условии минимизации производственных и маркетинговых издержек.

Государственная экспертиза и инвестиционный процесс: формула развития

Одна из важнейших составляющих процветания России — стимулирование предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. Строительная отрасль – не исключение, и опыт работы Главгосэкспертизы России отчетливо показывает значимость работы каждого в нашей отрасли: застройщиков, проектировщиков, экспертов, строителей. Только вдумчивый, профессиональный подход, только взаимная координация действий во всех сферах позволят успешно решать все те масштабные задачи, которые сегодня стоят перед строительной отраслью.

В современных условиях ключевыми этапами, оказывающими фундаментальное влияние на эффективность решения этих задач, становятся стадии принятия решений об инвестициях, проектирования и экспертизы проекта.

В отрасли работают тысячи проектных организаций и сотни организаций государственной и негосударственной экспертизы, деятельность которых направлена на решение указанных задач. Институт государственной экспертизы – один из системообразующих элементов строительного комплекса, и цель его деятельности обусловлена самим смыслом тех задач, которые возложены на государственных экспертов. Их список может меняться, но главные зоны нашей ответственности остаются прежними: безопасность и надежность возводимых объектов, минимизация ущерба окружающей среде в процессе возведения и эксплуатации объектов, экспертизу которых мы проводим. Наконец, именно в нашей сфере ответственности находится и вопрос обеспечения эффективности инвестиций в капитальные вложения. Поэтому одним из главных направлений работы сегодня становится совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций.

Status quo

Несмотря на многие исторически сложившиеся проблемы, вызванные несоответствием нормативного регулирования и текущей организации работы современным реалиям, к которым можно отнести работу «в бумаге», недостаточную скорость актуализации строительных норм и правил и сметных нормативов, архаичный подход к определению сметной стоимости и ее оценке, и также многие другие проблемы, результатом совместной работы является предотвращение тысяч потенциальных аварий и экономия сотен миллиардов рублей бюджетных средств.

Даже если оценивать деятельность только Главгосэкспертизы России, то в 2021 году в ходе проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, экономия прямых затрат на строительство составила почти 300 миллиардов рублей. Если же говорить о работе всех организаций государственной экспертизы, то в этом случае речь идет о еще большей цифре – более 530 миллиардов рублей.

Оперировать экономией в сотни миллиардов нетрудно, но очевидно, что корректировка, достигающая подобных масштабов, возможна только в одном случае, – когда качество представляемой проектной документации находится на крайне низком уровне. О том же говорят и другие цифры: около 24 % представленных проектов получили в 2016 году отрицательное заключение Главгосэкспертизы России.

Эти цифры – не только и не столько итоги безупречной работы экспертов, но и сигнал, который должен заставить нас задуматься о том, как сейчас ведется работа по оценке размеров инвестиций, попытаться определить те так называемые слабые стороны, которые не позволяют добиться максимальной эффективности, и предложить способы их устранения. Такой анализ, проведенный силами специалистов Главгосэкспертизы России, позволил выделить четыре основные проблемы, решение которых должно значительно повысить эффективность нашей работы. Причем, у всех четырех есть одна общая особенность – их причина кроется в том, насколько застывшими стали многие механизмы и инструменты, которые находятся в распоряжении экспертов.

Институт строительной экспертизы в течение достаточно долгого времени принципиально не менялся. Несмотря на неоднократное перераспределение полномочий между органами власти, появление негосударственной экспертизы и многие другие изменения подходы к тому, как следует проводить оценку проектов и их заявленной стоимости, оставались, по существу, прежними.

В соответствии с устоявшейся традицией многие по-прежнему считают, что основная обязанность экспертов заключается только в оценке соответствия проектных решений требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

И в этом случае становится очевидным недостаток технологий работы экспертизы – отсутствие налаженной системы передачи опыта и накопленных знаний. Ошибки в проектной документации переходят из одного проекта в другой, становясь типичными, как если бы исполнители не проводили аналитической работы по итогам устранения замечаний экспертов. При этом знания экспертов, их опыт, их понимание доходят до проектировщиков только при помощи этого одного канала коммуникации – посредством направления замечаний по итогам рассмотрения конкретных проектов. Необходимо создать доступ к базе знаний экспертов: формировать центры компетенций и проводить просветительскую работу, в рамках которой эксперты смогут разбирать с проектировщиками и заказчиками типичные ошибки и недостатки и разъяснять сложные вопросы, тем самым содействуя решению задачи по повышению качества проектирования.

Повысить качество проектирования позволит изменение сложившейся практики, в соответствии с которой работа экспертов по оценке поступающего проекта начинается уже на финальной стадии работы с ним.

Фактически сейчас мы приступаем к рассмотрению проекта, когда основные параметры будущего объекта капитального строительства уже определены, и любые серьезное ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю значительного количества времени и ресурсов, а для федерального бюджета, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, заморозку выделенных средств. И это только часть проблемы.

При сохранении существующего алгоритма взаимодействия проектировщиков, экспертизы и строителей практически не осуществляется профессиональная экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки само задание на проектирование. То есть экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов.

Именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, эксперты остаются в стороне. В итоге потом, и такое бывает нередко, когда в представленном проекте будут выявлены нарушения, ошибки и недостатки, работа по их устранению повлечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Мы считаем такое положение дел нерациональным и противоречащим не только общим интересам всех участников строительного комплекса, но и здравому смыслу. Изменив этот алгоритм, мы сможем сделать огромный шаг в сторону более эффективной экономики строительства.

В последнее время из сферы государственного регулирования строительной отрасли выпала тема учета эксплуатационных затрат, затрат «владения» объектом.

Современный подход к рассмотрению проекта предполагает, что его стоимость формируется с учетом того объема затрат, который необходим на стадиях проектирования и строительства. Это — понятный и надежный метод, но он не учитывает те издержки, которые несет владелец объекта при его последующей эксплуатации. Между тем, опыт показывает, что существуют целые категории объектов, для которых эксплуатационные расходы либо сравнимы с расходами на строительство, либо превышают их. Рациональная оценка инвестиционной привлекательности проекта должна основываться на полноценных данных, в которых учтены все факторы, а эксперты должны рассматривать проект с учетом всего жизненного цикла объекта капитального строительства.

Несоответствие нормативного регулирования современным реалиям – еще одна из существующих проблем. Сегодня одним из ключевых направлений является необходимость модернизации системы технического регулирования в строительстве. И хотя многое уже сделано, его актуализация по-прежнему остается одной из глобальных задач: пробелы в действующих сводах правил, устаревшие нормы, несовпадение требований регулирования и современных технологий строительства приводит к значительному удорожанию процесса, замедлению работы, необходимости подготовки специальных технических условий даже там, где они давно стали общей практикой, и должны быть разработаны не СТУ, но общие нормы и правила.

Несовершенство технического регулирования дополняется проблемами, которые создают применение базисно-индексного метода и устаревших элементных норм. Базисно-индексный метод оценки стоимости затрат на реализацию проектов используется уже несколько десятков лет, но отличается высокой погрешностью при определении предельной стоимости строительства и в реалиях современной строительной индустрии давно является откровенным анахронизмом.

Новые инструменты

Осознание этих проблем – уже пройденный этап, и мы совместно с Минстроем России и широким кругом специалистов приступили к активной фазе их преодоления.

Решение поставленных задач невозможно без перехода на качественно новый уровень организации работы и активного использования накапливаемой информации о проектах, ранее прошедших экспертизу, и ряда других данных. Отрасль нуждается в адекватном инструментарии, подходящем для работы в условиях изменившихся правил.

Стремление создать такой инструментарий и стало одной из главных причин активной работы по внедрению современных технологий в работу экспертов. Переход к осуществлению строительной экспертизы только в электронной форме, а он практически завершен – негосударственные экспертизы должны перейти к оказанию услуг в электронном виде с 1 января 2021 года, стало первым шагом, заложившим основу для принятия следующих мер.

Планируется ввод в промышленную эксплуатацию государственной информационной системы «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». ЕГРЗ — уникальный проект в сфере строительства: в реестре будут собираться информация и материалы по всем заключениям организаций строительной экспертизы как государственных, так и негосударственных, а также проектная и вся необходимая для проведения экспертизы документация. Наполнение реестра предоставит — впервые за всю историю строительного комплекса в России — возможность сформировать банк данных по проектным решениям, отобрать наиболее эффективные из них, использовать их при разработке следующих похожих проектов, что в свою очередь позволит сократить финансовые и временные издержки и даст импульс развитию строительства в стране.

В сентябре 2021 года запущена государственная информационная система ценообразования в строительстве. ФГИС ЦС позволяет агрегировать данные о производителях строительных ресурсов, собирать сведения о текущих ценах, необходимые для формирования сметных цен, и решать ряд других задач. Одной из особенностей системы является то, что в ней будет проводится ежеквартальное обновление огромного массива данных, включающих отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России либо ввезенных из других государств, среднемесячную номинальную зарплату по полному кругу организаций в разрезе регионов, цены на перевозку стройматериалов, — то есть десятки тысяч различных наименований товаров, материалов, работ, услуг. Ничего подобного ФГИС ЦС в истории отечественного строительного комплекса до сих пор не было.

Информация в цене

Запуск новых информационных сервисов, создание и пополнение уникальных банков данных, формирование единого информационного пространства отрасли – это тот фундамент, опираясь на который мы можем, наконец, справиться с самыми актуальными проблемами, стоящими сейчас перед экспертным сообществом и всей строительной индустрией России.

Так, запуск государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) позволит перейти к реформе ценообразования, для проведения которой как раз и не хватало все эти годы подобного инструмента, и переходу от базисно-индексного метода определения затрат к ресурсному. На основании собираемых ФГИС ЦС данных будет развернута система мониторинга цен на строительные ресурсы.

Начался активный процесс актуализации государственных элементных сметных норм, новый импульс получает развитие института укрупненных нормативов цены строительства (НЦС): анализ и мониторинг данных ФГИС ЦС позволят оперативно корректировать НЦС, а установление обязанности государственных заказчиков использовать их при определении предельной стоимости строительства сделает более прозрачной и предсказуемой саму процедуру проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Читайте также:  Можно ли обналичить материнский капитал на строительство жилого дома

Государственная экспертиза и институт обоснования инвестиций

Для решения проблемы низкого качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения необходимо, прежде всего, улучшить качество исходных данных.

Как это часто бывает, решение данной проблемы мы можем найти, адаптируя к реалиям сегодняшнего дня тот положительный опыт, который уже был накоплен ранее, в том числе в советский период. В эпоху, когда государство было единственным участником строительного процесса, эта проблема решалась просто – с помощью применения типовых проектных решений, когда расчет инвестиций превращался в относительно простую математическую задачу.

В современных условиях полный возврат к типовому проектированию невозможен, но мы можем и обязаны использовать уже реализованные экономически эффективные проекты, что позволяет с высокой точностью определить предполагаемую (предельную) стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового объекта. Данные о таких проектах, об испытанных на практике проектных решениях, о стоимости строительства и последующей эксплуатации позволят с высокой точностью определить предполагаемую стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового – похожего по своим характеристикам — объекта. Одновременно это позволит и добиться снижения количества ошибок в проектировании, в том числе аварийно-опасных, которые во множестве выявляют эксперты в рамках рассмотрения проектной документации.

И эта перспектива более не выглядит отдаленной.

За последние несколько лет были приняты десятки нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере деятельности государственной экспертизы — от федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации до ведомственных актов. Так что все необходимые решения, в том числе устанавливающие обязательность использования экономически эффективной проектной документации государственными заказчиками, приняты. Теперь на первое место выходят вопросы обеспечения качества отбираемых проектов и их агрегации в рамках одного ресурса. В этом случае ключевую роль также должны сыграть новые информационные ресурсы – в частности, ЕГРЗ, в который будет интегрирован банк данных реализованных проектов, признанных Минстроем России экономическими эффективными.

Одновременно с этим мы даем новую жизнь так называемому технико-экономическому обоснованию, то есть, по существу, восстанавливаем и адаптируем к современным условиям предпроектную стадию. Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных (принципиальных) проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (с использованием для этих целей НЦС и стоимости проектов-аналогов) и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями.

Введение этого института должно обеспечить значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.

Вторая ступень: жизненный цикл объекта капстроительства

В то же время еще только предстоит решить задачу по оценке не только затрат на проектирование и строительство объекта, но и стоимости владения таким объектом на протяжении его жизненного цикла.

Эта работа – следующий этап развития института обоснования инвестиций. Первые попытки поиска ответа уже есть в некоторых отраслях, где доля эксплуатационных расходов зачастую значительно превышает стоимость строительства объекта, например, в дорожной отрасли. Но полученные результаты только подтвердили, что требуется комплексное решение, которое предусматривает:

  • создание нормативной основы для развития института проектирования, проведения аудита и экспертизы;
  • разработку новых методик, нормативов, классификаторов (с учетом специфики работ на этапе эксплуатации объекта);
  • совершенствование существующих форматов используемых электронных документов (переход к машиночитаемому виду);
  • создание новых сущностей, в том числе таких, как информационная модель объекта, которая должна полностью отражать все необходимые для принятия решений о капитальных вложениях материалы и информацию об объекте. При этом ее актуализация должна происходить на всех этапах жизненного цикла;
  • развитие информационных систем (аналитических подсистем) и формирование единой информационной среды.

В соответствии с планом мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком в августе 2016 года, полноценный переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла с применением технологий информационного

Ближайшие несколько лет должны сыграть определяющую роль в развитии как института экспертизы, так и всего строительного комплекса России. Решение всех поставленных задач позволит нам добиться качественно нового уровня проектирования, точности бюджетного планирования и эффективного расходования средств, необходимых для создания и эксплуатации объектов капитального строительства.

Это — непростой путь, который потребует от всех участников немалых усилий. Но только такая работа над радикальным изменением механизма принятия инвестиционных решений в строительстве и оценки их эффективности дает нам право рассчитывать на другой, лучший результат.

Разработка инвестиционного обоснования

Зачастую разработка обоснования инвестиций может составлять от 5 до 10% от совокупных затрат инвестора. Такие существенные расходы связаны с тем, что обоснование инвестиций представляет собой объемный документ, к формированию которого зачастую могут привлекаться сторонние высококвалифицированные кадры.

Ниже будет приведена примерная структура подобного документа. Естественно, необходимо понимать, что в каждом конкретном случае состав данного документа может достаточно существенно видоизменяться. Обоснование инвестиций.

  1. Оглавление.
  2. Резюмирующая часть инвестиционного проекта.
  3. Отраслевая специфика и состояние рынка.
  4. Основная цель инвестиционного проекта.
  5. Анализ финансового, производственного и кадрового потенциала предприятия.
  6. Прогноз и динамика развития рынка.
  7. Управление и команда проекта.
  8. Оценка потенциальной прибыльности и окупаемости проекта.
  9. Анализ потенциальных рисков.

Только после проведения всех описанных выше исследований инвестор может приступать к реализации запланированных инвестиций.

Разработанная Минстроем РФ законодательная инициатива была представлена руководителем ведомства Михаилом Александровичем Менем на заседании 05.04.18 г. Законопроект одобрен Правительством РФ.

Согласно пояснениям главы ведомства, вводимый механизм обоснования инвестиций будет представлять собой оценку экономической эффективности технических и технологических решений, предлагаемых для реализации конкретных проектов. Основная задача нововведений — оптимизировать бюджетные затраты на масштабные строительные проекты, реализуемые за счет государства полностью или частично.

Состав и качество содержания обоснования инвестиций будет регулироваться Правительством РФ. В него должна будет включаться информация о ключевых архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и иных решениях, а также расчет и обоснование предельной стоимости строительства/реновации объектов. Законопроект закрепляет также перечень требований к заданию на проектирование.

Все вышеперечисленные решения и расчеты необходимо будет оценивать с точки зрения их экономической эффективности и соответствия актуальному уровню развития техники и технологий. Резюмирующая часть заключения ТЦА будет содержать оценку экспертов и выводы в части возможной оптимизации всех изложенных решений, подбора оборудования и стройматериалов, а также оценку возможности сокращения сроков и стоимости строительства (либо его отдельных этапов). На основании данного документа и будет приниматься окончательное решение о целесообразности реализации проекта.

Обоснование и все прилагаемые к нему материалы планируется размещать в общей базе, которая станет составной частью единого электронного портала, предусматривающего, в том числе, общественное обсуждение проектов и выводов ТЦА. Данный порядок позволит еще на предпроектной стадии исключать из планирования экономически неэффективные проекты, без дорогостоящих затрат на подготовку полного комплекта документов и расчетов по проекту.

Таким образом, после вступления указанных в законопроекте изменений в силу, при принятии решений о строительстве любого объекта с использованием государственных средств необходимо будет наличие трех ключевых документов:

  1. задание на проектирование;
  2. обоснование инвестиций;
  3. заключение ТЦА.

Михаил Александрович акцентировал внимание на основной цели законодательной инициативы — повышение точности расчетов предельной (максимальной) стоимости объектов строительства и эффективности расходования бюджетных средств при их возведении за счет имплементации данного предпроектного механизма.

Системное и комплексное использование всех вышеперечисленных механизмов станет возможным после внесения необходимых изменений в отдельные положения Градостроительного Кодекса РФ, ряда федеральных законов и подзаконных актов.

Источник: wvape.ru

§ 6.2. Обоснование инвестиций и бизнес-план инвестиционно-строительных проектов

Обоснование инвестиций выполняется в соответствии с рекомендациями СП 11-101 95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Обоснование инвестиций является предпроектным и предплановым документом, в составе которого разрабатываются следующие разделы: 1. Исходные данные (цель инвестирования, характеристика объекта, имеющиеся материалы инженерных и экономических изысканий, сведения о необходимых ресурсах). 2. Мощность предприятия, номенклатура продукции (номенклатура и объемы производства основной и попутной продукции, обоснование производственной мощности исходя из анализа перспективной потребности в продукции предприятия и возможности ее сбыта на внутреннем или внешнем рынках).

3. Основные технологические решения (выбор технологии производства, ее краткая характеристика, источники и порядок приобретения технологии, производственно-технологическая структура и состав предприятия). 4. Обеспечение предприятия ресурсами (годовая потребность предприятия в необходимых ресурсах (сырье, материалах, воде, топливе, энергии, полуфабрикатах, комплектующих и др.), обоснование источников и условий получения ресурсов, затрат на их приобретение).

5. Место размещения предприятия (обоснование выбора места размещения с учетом экономических, социальных и экологических факторов, характеристика места размещения, схемы ситуационного и генерального планов предприятия). 6. Основные строительные решения (принципиальные объемно-планировочные решения, параметры основных зданий и сооружений, сроки и очередность строительства, потребность в строительных материалах, решения по энергосбережению, тепло-, водоснабжению, канализации и др.). 7. Оценка воздействия на окружающую среду. 8. Кадры и социальное развитие (потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, источники ее удовлетворения, предложения по обеспечению работников жильем, созданию социально-бытовых условий). 9.

Эффективность инвестиций (расчет двух групп показателей характеризующих ожидаемую эффективность проекта с точки зрения интересов предпринимателя (коммерческая эффективность) и с позиций национальной экономики (общественная социально-экономическая эффективность)). 10.Выводы и предложения (общие выводы о технической возможности и экономической целесообразности инвестиций, основные технико-экономические и финансовые показатели объекта, рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации объекта, проведению необходимых исследований и изысканий, план-график осуществления инвестиционного проекта).

Обоснование инвестиций подлежит экспертизе и утверждению. На основе обоснования инвестиций может составляться бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план разрабатывается с целью привлечения инвесторов для реализации проекта и обоснования сроков возврата банковских кредитов.

Содержание его соответствует обоснованию инвестиций, но усиливается внимание к финансовой стороне, к разработке инвестиционной политики, обеспечивающей максимальную коммерческую эффективность проекта. При отсутствии единого нормативного документа, регламентирующего состав и порядок разработки бизнес-планов, в экономической литературе имеется большое число методических разработок как отечественных, так и зарубежных, определяющих подходы к подготовке и представлению бизнес-планов инвестиционных проектов различной направленности в разных отраслях экономики. Несмотря на некоторые различия, структура бизнес-планов в целом и отдельных их разделов в основном однотипна и может быть представлена в следующем виде: • титульный лист: название и адрес предприятия, сведения о руководителях и учредителях, суть проекта, его стоимость, источники средств; • меморандум конфиденциальности; • резюме: доказательства выгодности проекта, его реклама; • анализ рынка сбыта: динамика продаж товара, аналоги продукта, потенциальные конкуренты; • существо предлагаемого проекта: описание продукции или услуг, их преимуществ, аргументы успеха проекта; • производственный план: технология производства, потребность в оборудовании, сырье и материалах, условия их поставки и цена, себестоимость продукции, обеспечение экологической и технической безопасности; • план маркетинга: конечные потребители, характер спроса, особенности сегмента рынка сбыта, стратегия конкуренции и цен, организация сбыта, рекламная кампания; • организационный план: форма собственности, организационно-правовая форма, организационная схема управления предприятием; • финансовый план: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат за период реализации проекта, балансовый план, источники средств, стратегия (схема) финансирования, Назначение бизнес-плана заключается в выработке реалистической концепции осуществления инвестиционного проекта на основе тщательного анализа всех сторон предстоящей деятельности и обоснования его реализуемости соответствующими расчетами.

Источник: uchebnik-ekonomika.com

Рейтинг
Загрузка ...