Общественная экологическая экспертиза является одним из важнейших способов участия общественности в механизме принятия экологически значимых решений. Являясь разновидностью экологической экспертизы, она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями и объединениями, основным направлением деятельности которых (по их уставу) является охрана окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы.
Объектами общественной экологической экспертизы являются те же объекты, что и государственной, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Граждане и общественные объединения вправе получать от уполномоченных государственных органов, проводящих экспертизу конкретных объектов, информацию о результатах ее проведения.
Несмотря на ограниченность возможностей общественной экологической экспертизы, она является почти единственным механизмом общественного контроля за ходом государственной экологической экспертизы. Назрела и необходимость постановки вопроса о закреплении права экспертов на доступ к документации под их персональную ответственность за сохранение конфиденциальности.
Общественная экологическая экспертиза: порядок организации и проведения, опыт и практические примеры
Как нам кажется, подобный подход был бы уместен и в случае, когда объект экспертизы содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Известен прецедент, имевший место еще до принятия Закона об экологической экспертизе, когда группа экспертов с необходимой формой допуска проводила общественную экспертизу закрытого объекта [1] .
В настоящий момент общественная экологическая экспертиза тех же объектов, что и государственная, может проводиться до, либо одновременно с государственной экологической экспертизой.
Можно выделить два условия проведения общественной экологической экспертизы.
Во-первых, необходима регистрация в установленном порядке заявления о ее проведении. Для этого необходимо написать заявление, указав наименование общественной организации, юридический адрес и адрес местонахождения, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте общественной экологической экспертизы и сроке се проведения. Данное заявление должно быть зарегистрировано в семидневный срок.
Во-вторых, необходимо указание в уставе этих общественных объединений в качестве основного вида деятельности охрану окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы.
Общественные экологические объединения, проводящие общественную экологическую экспертизу, имеют право: получать от заказчика предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе; знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы; обращаться к Правительству РФ, органам исполнительной власти субъекта РФ по вопросам приостановки хозяйственной деятельности предприятия, в прокуратуру по фактам нарушения требований экологической безопасности, в организации строящихся объектов и действующих производств с целью выявления возможной экологической опасности, в природоохранные организации.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СТРОИТЕЛЬСТВА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИИ
В качестве примера реализации данных правомочий можно привести следующие общественные экологические экспертизы.
Во-первых, это экспертизы, проводимые при поддержке общественной организации ЭКОЛАЙН – проекта завода по переработке гептила (Сергиев Посад), проекта рекультивации карьера в п. Коренево (Люберецкий район), плана застройки микрорайона «Д» Троицка и др. Во-вторых, Российским экологическим союзом в 2002 г. была проведена общественная экологическая экспертиза проектов «Северной нефти» по обустройству Черпаюского и Хасырейского месторождений вала Гамбурцева. В данном случае экспертная комиссия пришла к выводу о том, что по объему и содержанию проекты соответствуют требованиям экологического законодательства [2] .
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, но, независимо от такого признания может публиковаться в средствах массовой информации. Данное заключение обязательно направляется федеральному органу исполнительной власти и органу исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных объединений, организующих и проводящих эту экспертизу. Источниками необходимых средств могут стать общественные экологические фонды, добровольные пожертвования, гранты благотворительных организаций, а также средства, выделяемые по решению соответствующих органов местного самоуправления.
Источник: studme.org
Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.
С инициативой проведения общественной экологической экспертизымогут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):
- граждане;
- общественные организации (объединения);
- органы местного самоуправления.
Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
62. Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:
· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
· проекты соглашений о разделе продукции;
· материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
· проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
· объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
· проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
· проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.
Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:
· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
· материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
· проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества — например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции — могут заключаться при получении лицензии на недропользование).
63. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
орядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона «Об экологической экспертизе» (порядок ее проведения — статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы — в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:
· Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
· приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 «Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня».
· приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 «Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации».
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:
1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.
Заказчик экологической экспертизы — физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы.
Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно — федерального или регионального уровня).
Представляемые на экологическую материалы включают:
· документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
· материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
· положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
· заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
· материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.
2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.
3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.
Срок государственной экологической экспертизы составляет:
— для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней;
— для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней;
— для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.
4. После получения оплаты уполномоченный орган:
· подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
· с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
· подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
В приказе указываются:
· cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
· задание на проведение государственной экологической экспертизы.
6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.
Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.
7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.
8. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).
9. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.
64. Особенности проведения общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.
С инициативой проведения общественной экологической экспертизымогут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):
- граждане;
- общественные организации (объединения);
- органы местного самоуправления.
Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.
Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.
Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.
В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.
В целом это огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:
— о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;
— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
— о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
— о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;
— о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
— о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.
Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.
66. Понятие и виды экологического мониторинга
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Цели экологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;
- наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;
- обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования:
- органам государственной власти РФ;
- органам государственной власти субъектов РФ;
- органам местного самоуправления.
Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки:
- прогнозов социально-экономического развития
- федеральных программ в области экологического развития РФ;
- целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами:
- бесплатно в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей;
- по договорам.
На современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг:
- водных объектов;
- водных биоресурсов;
- качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения;
- атмосферного воздуха;
- состояния внутренних морских вод и территориальных морей;
- объектов животного мира;
- уникальной экологической системы озера Байкал;
- социально-гигиенический.
С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть.
67. Подсистемы Единой системы государственного экологического мониторинга
Источник: studopedia.ru
Общественная экологическая экспертиза
Законодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой.
Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней.
В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:
- инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
- возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
- получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
- действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.
Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления.
В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы.
Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.
Объекты общественной экологической экспертизы
О бъекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
- Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.
- Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.
Условия проведения общественной экологической экспертизы
Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения.
К таким условиям относятся:
- общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
- возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
- общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы
Подача заявления
В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление.
Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:
- граждане,
- общественные организации (объединения),
- общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.
В заявлении должна быть информация о:
- идентификационные данные заявителей,
- адреса регистрации и местонахождения,
- составе экспертной комиссии,
- об объекте общественной экологической экспертизы,
- сроки проведения экспертизы.
Рассмотрение заявления органом местного самоуправления
М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации.
Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.
Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:
- экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
- если объект экспертизы составляет государственную тайну,
- общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
- если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
- нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение
К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды.
В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы.
Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.
Подготовка заключения общественной экологической экспертизы
П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы.
В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.
Утверждение заключения общественной экологической экспертизы
Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом.
Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.
После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы.
Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.
Источник: konra.ru
Организация общественных экологических экспертиз
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы (общественная организация), по инициативе любых заинтересованных лиц. Данная экспертиза проводится с целью установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Для проведения экспертизы в Санкт‑Петербурге общественная организация должна представить соответствующее заявление и комплект необходимых документов в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (Комитет) для регистрации заявления — первый этап предоставления государственной услуги.
На втором этапе — общественная организация после получения соответствующего уведомления от Комитета готовит и представляет заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, которое Комитет утверждает либо нет.
Полное наименование:
Результат предоставления
- На первом этапе:
- направление (выдача) заявителю уведомления о государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы на бумажном носителе;
- направление (выдача) заявителю уведомления об отказе в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
- На втором этапе:
- направление (выдача) заявителю копии распоряжения об утверждении заключения общественной экологической экспертизы на бумажном носителе;
- направление (выдача) заявителю уведомления, содержащего обоснованный отказ в утверждении заключения общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
Срок предоставления
- Срок предоставления первого этапа государственной услуги, в том числе направления (выдачи) документа, являющегося результатом предоставления первого этапа государственной услуги, составляет 7 рабочих дней со дня поступления документов в Комитет.
- Срок предоставления второго этапа государственной услуги, в том числе направления (выдачи) документа, являющегося результатом предоставления первого этапа государственной услуги, составляет 7 рабочих дней со дня поступления документов в Комитет.
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
- Лица, указанные в п. I.
- Представители лиц, указанных в п. I.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
- Лично или через представителя обращается в Комитет.
- Подает заявление о предоставлении государственной услуги по проведению общественной экологической экспертизы по форме и комплект обязательных к представлению документов.
- Получает копию заявления с отметкой о регистрационном номере и дате приема.
- В случае выявления одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги получает Уведомление об отказе в государственной регистрации.
- В случае установления соответствия комплекта документов требованиям:
- получает Уведомление о государственной регистрации;
- представляет заключение общественной экологической экспертизы объектов регионального уровня по форме;
- в случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги получает уведомление об отказе в утверждении заключения общественной экологической экспертизы;
- в случае установления соответствия представленных материалов требованиям и отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги получает уведомление об утверждении заключения общественной экологической экспертизы с приложением копии распоряжения об утверждении заключения общественной экологической экспертизы, заверенной печатью Комитета «Для документов».
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
- заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- общественная организация (объединение) не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на день подачи заявления;
- охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, не является основным направлением деятельности заявителя в соответствии с его уставом;
- невыполнение требований к содержанию заявления, установленных абзацем 2 пункта 2.6.1 административного регламента;
- объект общественной экологической экспертизы не входит в перечень объектов, установленный статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Федеральный закон № 174-ФЗ для второго этапа предоставления государственной услуги);
- общественная экологическая экспертиза проведена после проведения государственной экологической экспертизы (для второго этапа предоставления государственной услуги);
- отсутствует извещение населения о начале и результатах проведения общественной экологической экспертизы (для второго этапа предоставления государственной услуги);
- нарушение членами экспертной комиссии общественной экологической экспертизы требований, установленных пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 174-ФЗ (для второго этана предоставления государственной услуги).
Порядок действий уполномоченной организации
А) Первый этап предоставления государственной услуги
I. Прием и регистрации заявления и документов
Должностное лицо Общего отдела Комитета:
- Осуществляет регистрацию заявления и присваивает ему регистрационный номер.
- Направляет поступившее заявление и документы заместителю председателя Комитета.
Заместитель председателя Комитета:
- принимает решение о передаче заявления и прилагаемых к нему документов на рассмотрение в Отдел государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды.
II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для предоставления госудаpcтвенной услуги
Специалист Отдела ГЭЭ (Ответственный исполнитель):
-
Осуществляет направление межведомственного запроса в Федеральную налоговую службу России и получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) с использованием подсистемы «Электронный кабинет должностного лица» Межведомственной автоматизированной и информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (ЭКДЛ).
Получает, передает на регистрацию в Общий отдел Комитета и приобщает поступивший ответ на межведомственный запрос к документам, указанным в пункте 2.7 административного регламента (в случае получения ответа на направленный межведомственный запрос).
Направляет поступившие в Комитет ответы на межведомственные запросы в ЕСЭДД заместителю председателя Комитета.
III. Рассмотрение документов, представленных заявителем, принятие решения об осуществлении государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации)
Ответственный исполнитель:
- Проверяет наличие документов и дает им оценку на предмет соответствия требованиям административного регламента.
- При установлении соответствия комплекта документов требованиям административного регламента Ответственный исполнитель осуществляет государственную регистрацию заявления с присвоением регистрационного номера в журнале государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы (Журнал), готовит Уведомление о государственной регистрации и передает его на подпись заместителю председателя Комитета.
- При выявлении одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.10 административного регламента, Ответственный исполнитель осуществляет запись соответствующей информации в Журнале без присвоения заявлению регистрационного номера, готовит Уведомление об отказе в государственной регистрации и передает его на подпись заместителю председателя Комитета.
IV. Направление (выдача) результата первого этапа предоставления государственной услуги заявителю
Ответственный исполнитель:
- направляет Уведомление о государственной регистрации или Уведомление об отказе в государственной регистрации заявителю в течение одного рабочего дня с момента подписания.
Б) Второй этап предоставления государственной услуги
V. Получение заключения общественной экологической экспертизы объектов регионального уровня, направленного для утверждения общественной организацией (объединением), получившей уведомление о государственной регистрации
Сотрудник Общего отдела Комитета:
- в течение одного рабочего дня регистрирует комплект документов в ЕСЭДД, проставляет дату приема, учетный номер, передает комплект документов в установленном порядке заместителю председателя Комитета для дальнейшего визирования.
Заместитель председателя Комитета:
- принимает решение о передаче комплекта документов на рассмотрение в Отдел.
VI. Рассмотрение документов, представленных заявителем, принятие решения об утверждении заключения общественной экологической экспертизы (об отказе в утверждении заключения)
Специалист Отдела (Ответственный исполнитель):
- Вносит запись о поступлении комплекта документов в журнале регистрации (реестре) заключений общественных экологических экспертиз и рассматривает поступивший комплект документов на соответствие требованиям административного регламента в течение 3 рабочих дней с момента поступления в Отдел заявления.
- При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.9 административного регламента, Ответственный исполнитель готовит уведомление об отказе в утверждении заключения общественной экологической экспертизы с указанием причины отказа.
- При установлении соответствия представленных материалов требованиям пунктов 2.6 и 2.7 административного регламента и отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2.9 административного регламента Ответственный исполнитель готовит проект распоряжения Комитета об утверждении заключения общественной экологической экспертизы и соответствующее уведомление заявителю.
- Визирует проект утверждения заключения общественной экологической экспертизы у начальника Отдела и начальника юридического отдела Комитета.
- Направляет проект на подпись заместителю председателя Комитета.
- По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем, Ответственный исполнитель вносит соответствующую запись в журнал регистрации (реестр) заключений общественных экологических экспертиз об утверждении заключения или об отказе в его утверждении.
VII. Направление (выдача) результата второго этапа предоставления государственной услуги заявителю
Ответственный исполнитель:
- В течение одного рабочего дня с момента подписания направляет (вручает) заявителю уведомление об утверждении заключения общественной экологической экспертизы с приложением копии распоряжения об утверждении заключения общественной экологической экспертизы, заверенной печатью Комитета «Для документов», экземпляр заключения общественной экологической экспертизы с отметкой о его утверждении, или уведомление об отказе в утверждении заключения общественной экологической экспертизы с приложением материалов, представленных на рассмотрение.
- В течение одного рабочего дня с момента подписания уведомления об утверждении заключения общественной экологической экспертизы или уведомления об отказе дополнительно производит информирование заявителя о результате предоставления государственной услуги по электронной почте, по телефону.
VIII. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственно услуги документах
Ответственный исполнитель в течение четырех рабочих дней:
- принимает решение об исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, и уведомляет заявителя о принятом решении способом, указанным в заявлении об исправлении опечаток и (или) ошибок (с указанием срока исправления допущенных опечаток и (или) ошибок);
- принимает решение об отсутствии необходимости исправления опечаток и (или) ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги или готовит мотивированный отказ в исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
Исправление опечаток и (или) ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, осуществляется ответственным исполнителем в течение 5 рабочих дней.
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
А) Для первого этапа:
- Заявление о предоставлении государственной услуги по форме в одном экземпляре.
- Надлежаще заверенная копия устава общественной организации (объединения), основным направлением деятельности которой является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы в одном экземпляре.
Б) Для второго этапа:
- Заключение общественной экологической экспертизы по форме.
- Документы, подтверждающие извещение населения о начале и результатах проведения общественной экологической экспертизы (копии публикаций в СМИ, на которых должны быть распознаваемы название издания или интернет-сайта, дата публикации).
- Надлежаще заверенная копия приказа общественной организации (объединения) об организации и проведении общественной экологической экспертизы.
- Сведения о членах экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (ФИО, образование, место работы, должность).
II. Документы, представляемые по инициативе заявителя:
- Выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о государственной регистрации общественной организации (объединения) и полученная не ранее чем за месяц до момента подачи заявления в Комитет.
Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, — состав представленных документов не соответствует описи, указанной в заявлении.
Документы, выдаваемые заявителю
- Копия заявления с отметкой о регистрационном номере и дате приема.
- Уведомление о государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
- Уведомление об отказе в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
- Копия распоряжения об утверждении заключения общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
- Уведомление, содержащее обоснованный отказ в утверждении заключения общественной экологической экспертизы на бумажном носителе.
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Организации, выдающие конечные документы
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными липами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт-Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части I статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон №210-ФЗ ).
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба подается в ИОГВ, предоставляющий государственную услугу.
Жалоба также может быть подана в вышестоящий орган — вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 № 14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга» (распоряжение № 14-рг).
Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подается в вышестоящий орган, вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением № 14-рг.
Жалоба может быть подана:
- в письменной форме на бумажном носителе;
- в электронной форме.
Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
- по почте;
- при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал заявление на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета: раздел Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/).
Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подается вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 № 14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга».
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения но жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
В случае если в соответствии с Федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, в разделе должны содержаться следующие подразделы:
- информация для заявителя о его праве подать жалобу;
- предмет жалобы;
- исполнительные органы, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба;
- порядок подачи и рассмотрения жалобы;
- сроки рассмотрения жалобы;
- результат рассмотрения жалобы;
- порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
- порядок обжалования решения по жалобе;
- право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
- способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа ИОГВ в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня се поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.
В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.
Пo желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный проезд; д. 1, литера Б, Санкт-Петербург, 191060, тел.: (812) 576-62-62; факс: (812) 576-78-), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон № 59-ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в ИОГВ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 59-ФЗ.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Источник: gu.spb.ru