1. Собрать информацию о предмете, времени и месте проведения публичных слушаний:
— найти официальные документы о назначении публичных слушаний на сайте исполнительного органа местного самоуправления (администрации);
— можно узнать необходимую информацию через приёмную главы администрации;
— узнать адреса мест, где вывешена документация проекта, вынесенного на публичные слушания.
2. Подготовить независимую экспертизу или привлечь экспертов по вопросам, вынесенным на публичные слушания.
3. Подготовить свои обоснованные предложения/изменения в проект (желательно, письменные). Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:
— какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте;
— какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию;
— какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию;
Общественные слушания по изменению генерального плана города
— замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.
Слушания считаются завершенными, когда членами комиссии и председательствующим подписан протокол. Комиссия на основании полученных предложений и замечаний, отраженных в протоколе, готовит итоговый документ – заключение о результатах публичных слушаний.
Что требуется от общественности?
Для того, чтобы правильно зафиксировать вашу позицию и требования, начинать активные действия по участию в слушаниях надо задолго до самих слушаний.
1. Соберите всю доступную информацию о предмете слушаний.
Если речь идет о проекте изменений в документы территориального планирования, найдите действующие Генплан или ПЗЗ, сравните их с тем, что предлагается. Если не можете самостоятельно разобраться в документах – ищите компетентного единомышленника или стороннего эксперта. Можно попробовать обратиться за помощью в экологические и градозащитные общественные организации;
2. Готовьте и, не дожидаясь слушаний, несите в администрацию обоснованные письменные предложения/возражения.
Поскольку слушания, как было сказано выше, имеют рекомендательный характер (то есть, они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразнее изложить в письме следующее:
— какое негативное воздействие намечаемая деятельность окажет на экологическую и санитарно-гигиеническую ситуацию в вашем муниципалитете (уменьшится количество зеленых насаждений, возрастет нагрузка на транспортную сеть и т.п.);
— какое влияние окажет реализация проекта на социальную сферу;
— будет ли достигнут заявленный инициаторами проекта экономический эффект;
— замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности и в адрес органов местного самоуправления.
3. Сохраните скриншоты интернет-страниц и газеты с объявлениями о назначении публичных слушаний, найдите и сохраните копию постановления главы, на основании которого проводится данное мероприятие – это может понадобиться на случай оспаривания легитимности слушаний или законности их организации,
Общественные слушания по материалам ОВОС мусоросжигательного завода вблизи д Свистягино Воскресенск
4. Изучите местные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения публичных слушаний, не упустите сроки регистрации для участия в них (см. выше).
5. После того, как пройдут сами слушания, пишите и несите в комиссию (администрацию) заявление об ознакомлении с протоколом слушаний и прилагающимися к нему документами – часто именно на этом этапе удается вывести на чистую воду нечистых на руку чиновников и застройщиков, которые попросту могут сфальсифицировать протокол, убрав оттуда слова «неудобных» участников или исказив их до потери изначального смысла.
Источник: envirights.tilda.ws
131-ФЗ. Публичные слушания
К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.
Определение термина «публичные слушания»
Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.
Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.
Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний
Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:
Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:
- стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
- происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
- отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.
Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.
Цель проведения и основные функции
Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:
- информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
- определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
- реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.
Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.
Организаторы и инициаторы
В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:
- граждане, которые проживают в границах МО;
- представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
- глава администрации МО.
В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:
- письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
- правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
- предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
- дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
- другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.
Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения.
Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.
В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.
Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.
Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:
- Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
- Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
- Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.
Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.
- Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.
Подведение итогов
По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:
- органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
- гражданам, которые проживают на территории МО;
- главе администрации МО;
- представительного органу МО;
- отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.
Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.
Пошаговый порядок организации и проведения
Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.
Этап №1. Назначение мероприятия
Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:
- повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
- дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
- состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.
Этап №2. Подготовка
Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.
Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.
Этап №3. Проведение публичных слушаний
Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.
Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.
Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.
Этап №4. Подведение итогов мероприятия
Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.
Источник: 131fz.ru
Публичные слушания по проектам градостроительной документации
Публичные слушания по проектам градостроительной документации
Участие населения в осуществлении местного самоуправления возможно как в непосредственной форме, так и через представителей. Одной из относительно новых форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления является институт публичных слушаний.
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Можно выделить ряд признаков, характеризующих публичные слушания:
- обсуждение всеми заинтересованными лицами вынесенного на публичные слушания вопроса;
- объектами слушаний являются проекты нормативных правовых актов и иные вопросы. Перечень вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания, установлен ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ) и Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 191-ФЗ);
- круг субъектов публичных слушаний — это участники публичных слушаний и их организаторы. Участниками могут быть все жители муниципального образования, заинтересованные в результате публичных слушаний. Организаторами выступают представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования. Инициатором проведения публичных слушаний может выступить само население муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- роекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они приняты во многих муниципальных образованиях.
Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Калуга» в области градостроительной деятельности, утвержденное постановлением городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28.04.2006 № 57, или Положение о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденное решением Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182, или Порядок организации и проведения публичных слушаний муниципального образования г. Петрозаводск, утвержденное решением Петрозаводского городского Совета от 21.12.2005 № XXV/XXIV-250, и т. д.
Обязательными условиями проведения публичных слушаний в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются заблаговременное информирование жителей о предстоящих публичных слушаниях (публикация в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления с указанием времени и места проведения публичных слушаний или размещение информации на официальном сайте в сети Интернет), предоставление возможности жителям ознакомиться с проектом муниципального правового акта и принять участие в слушаниях, а также опубликование их результатов и учет мнения населения при принятии конкретного нормативного правого акта или решении иного вопроса.
Кроме того, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут быть урегулированы такие не предусмотренные федеральным законодательством процедурные вопросы, как:
- регистрация участников публичных слушаний;
- продолжительность слушаний;
- регламент проведения слушаний;
- порядок составления и подписания протокола слушаний.
Порядком организации и проведения публичных слушаний, утвержденным Законодательным Собранием Республики Карелия от 22.02.2008 № 801-IV ЗС, предусматривается, что регистрация участников должна осуществляться по месту проведения слушаний и начинается за час до начала слушаний. При регистрации физических лиц указываются фамилия, имя, отчество участника слушаний. При регистрации представителей организаций — название представляемой организации, фамилия, имя, отчество и должность представителя.
В Положении о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденном решением Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182, предусмотрено, что правовой акт о назначении публичных слушаний, содержащий информацию о теме, дате, времени, месте проведения и организаторе слушаний, подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет. Публичные слушания должны быть проведены не позднее 30 дней со дня издания правового акта о назначении слушаний. Заявки на выступления участников публичных слушаний подаются заблаговременно организатору слушаний. Общая продолжительность слушаний не должна превышать 3 часа, жестко регламентировано количество минут для выступления, участия в прениях и т. д. В протоколе в обязательном порядке отражаются конкретные предложения участников слушаний. Протокол подписывается ведущим публичных слушаний и секретарем.
Виды публичных слушаний
Публичные слушания по проектам генеральных планов.
ГрК РФ предусмотрено, что по проектам генеральных планов поселений и городских округов публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территории которых предлагается внести изменения в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
Кроме того, для оповещения населения о проекте генерального плана ГрК РФ предусматриваются обязательное проведение выставок, экспозиций демонстрационных материалов проектов генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления и разработчиков генерального плана в средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет), организация встреч с населением и т. д.
Опубликование результатов публичных слушаний осуществляется через источники официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов должны быть проведены в срок не менее одного и не более трех месяцев с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний (опубликования информации о месте и времени проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов).
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки
При проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки появляется особый субъект, участвующий в проведении публичных слушаний, — Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — Комиссия). Состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются главой местной администрации, который обеспечивает опубликование сообщения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, распространение его по телевидению и радио. В сообщении также указываются состав и порядок деятельности Комиссии, порядок направления предложений по проекту в Комиссию и т. д.
Далее Комиссия информирует участников (имеются в виду участники, которым высылается уведомление, например, имеющие общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение объекта капитального строительства) о проведении слушаний, ведет учет предложений и замечаний, включает их в протокол публичных слушаний. При этом публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки должны быть проведены в срок не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После доработки проекта правил землепользования и застройки с учетом поступивших предложений Комиссия представляет проект главе местной администрации с приложением протоколов публичных слушаний. Глава местной администрации в течение 10 дней принимает решение о представлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта, направлении его на доработку с указанием сроков его последующего внесения. Утверждаются правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления. Обязательным приложением к проекту являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Публичные слушания по этому вопросу должны быть проведены в срок меньше одного месяца с момента оповещения жителей муниципального образования о месте и времени проведения слушаний.
Порядок проведения слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В целях соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого проводятся публичные слушания. В случае если предложенный вид разрешенного использования может оказать негативное воздействие на окружающую среду, слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия в связи с указанными изменениями. Публичные слушания по предоставлению указанных соглашений проводит комиссия, созданная для этих целей.
Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории. Срок их проведения не может быть меньше одного и больше трех месяцев с момента оповещения жителей муниципального образования о предстоящих слушаниях, всем заинтересованным лицам должны быть созданы равные возможности для высказывания своего мнения.
Утверждаются проекты планировки территории и проекты межевания территории органом местного самоуправления поселения или городского округа. На основании утвержденной документации по планировке территории представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями, установленными ст. 46 ГрК РФ.
Нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления могут быть установлены дополнительные к установленным ГрК РФ требования к порядку проведения и организации публичных слушаний.
Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» предусмотрено, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации включает наименование документации, подлежащей публичному обсуждению, информацию о времени, месте проведения экспозиции документации и проведения обсуждения документации. Кроме того, уполномоченный на организацию и проведение публичных слушаний орган проводит адресную рассылку информационного сообщения о проведении слушаний депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и главам муниципальных образований внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в отношении территории (в т. ч. территории избирательных округов) которых разработана документация. Также при необходимости информационное сообщение направляется правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому разрабатывается документация. Указанным законом подробно регулируются вопросы организации и проведения экспозиции (что должно быть представлено на экспозиции, как проходит обсуждение, составление протокола обсуждения и т. д.). Весьма важно законодательное закрепление того, что правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации или ее отклонении с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний (в протоколе более полно, нежели в заключении, отражаются все замечания и предложения населения).
Кроме того, отдельными федеральными законами может быть установлен иной порядок проведения публичных слушаний, отличающийся от установленного Федеральным законом № 131-ФЗ или ГрК РФ.
В ГрК РФ предусмотрен особый порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Публичные слушания по проектам генеральных планов указанных городов должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании.
Утверждение генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется их законодательными (представительными) органами государственной власти. Согласование проектов генеральных планов указанных городов с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований не предусмотрено. Особый порядок проведения публичных слушаний предусматривается Федеральным законом № 191-ФЗ при включении земельного участка в границы населенного пункта. Согласно данному закону орган местного самоуправления в течение 45 дней с момента поступления мотивированного заявления о включении или исключении земельного участка в границы населенного пункта проводит публичные слушания по этому вопросу. Публичные слушания не проводятся только при включении земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в т. ч. при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства или рекреационном использовании.
В некоторых случаях федеральными законами устанавливается утверждение документации без проведения публичных слушаний.
Федеральным законом от 01.12.2007 № 330-ФЗ»Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения публичных слушаний.
Публичные слушания проводятся органами местного самоуправления городского или сельского поселения. В случае наличия соглашения о передаче полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района публичные слушания могут проводиться органами местного самоуправления муниципального района. Заключение таких соглашений практикуется, в частности, в Ленинском, Ступинском и других муниципальных районах Московской области с различными сельскими и городскими поселениями.
При проведении публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта до утверждения генерального плана срок их проведения со дня опубликования извещения о проведении слушаний до дня опубликования заключения о результатах слушаний устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления и не может быть более одного месяца.
Таким образом, нормы законодательства Российской Федерации не согласованы между собой. Кроме того, в законодательстве отсутствуют единые требования к порядку и срокам проведения публичных слушаний. В частности, на федеральном уровне остались не урегулированными многие вопросы, например: какое число жителей муниципального образования должно принимать участие в публичных слушаниях, чтобы они могли быть признаны состоявшимися, и кто будет в дальнейшем контролировать выполнение условий, выдвинутых жителями при проведении публичных слушаний, а также ряд других.
В заключение хотелось бы отметить, что хотя порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или правовыми актами представительного органа местного самоуправления, муниципальными правовыми актами могут быть урегулированы лишь отдельные вопросы организации и проведения публичных слушаний.
Пробелы федерального законодательства в этой сфере не могут быть ликвидированы муниципальными правовыми актами. Несогласованность и недостаточная проработанность норм федерального законодательства со временем могут привести к игнорированию мнения населения при принятии соответствующих решений.
В таких условиях можно только порекомендовать представительным органам местного самоуправления при принятии муниципальных актов по вопросам проведения публичных слушаний как можно более четко и подробно регулировать в них те вопросы, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Ю.А. Гулина,заместитель заведующего отделом аппарата правительства Московской области.
Первый этап: организация экспозиции проекта и информирование жителей.
Второй этап: проведение собрания по обсуждению проекта.
Третий этап: сбор предложений и замечаний в проект после собрания.
Источник: conflictmanagement.ru