of in-house sewerage maintenance of apartment buildings.
ГОСТ Р 56534-2015
1 апреля 2016 года
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области «Стандарты управления недвижимости» при участии Государственной академии Минстроя России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 «Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2015 г. N 1004-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Габарит приближения строений, погрузки, подвижного состава (учебный фильм)
Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами».
Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, обеспечивающую предоставление качественной коммунальной услуги водоотведения, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, нормативных документов по санитарно-эпидемиологическому надзору, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к услугам управления и содержания внутридомовых систем канализации многоквартирных домов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
3.1. Общие требования при проектировании
ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования
ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения
ГОСТ Р 56037-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования
ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования
ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования
ГОСТ Р 56535-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по Федеральному закону Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ [1], ГОСТ Р 51929 , ГОСТ Р 56192 , а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 внутридомовая система канализации (санитарно-бытовая самотечная канализация): Совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой в границах внешнего контура многоквартирного дома, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение бытовых стоков в канализационную сеть.
3.2 заказчик: Лицо, заказывающее услуги (работы) управления, содержания системы канализации.
3.3 потребитель: Лицо, которое пользуется услугами управления многоквартирным домом, содержания внутридомовой системы канализации и потребляющее коммунальную услугу водоотведения.
коммунальная услуга водоотведения: Отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
[Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Правила, п. 4, в), [2]]
3.5 исполнитель: Лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом.
3.6 организация, отводящая бытовые стоки: Лицо, с которым у исполнителя заключен договор отвода бытовых стоков.
3.7 канализационная сеть: Трубопровод городской канализационной сети, обеспечивающий прием и отвод из многоквартирного дома бытовых стоков.
3.8 соединение с канализационной сетью: Соединение в первом смотровом (канализационном) колодце выпуска внутридомовой системы канализации с канализационной сетью.
3.9 точка приема и отвода бытовых стоков: Место соединения внутридомовой системы канализации с канализационной сетью, где обеспечивается прием из внутридомовой системы канализации бытовых стоков и их отвод в канализационную сеть.
3.10 трубопроводы внутридомовой системы канализации: Совокупность отводных трубопроводов и стояков, подобранных расчетным методом и имеющих технологическое соединение.
3.11 отводной трубопровод: Горизонтальное трубное соединение от санитарно-бытовых приборов к стояку и от стояков к точке отвода бытовых стоков.
3.12 стояк: Вертикальное межэтажное трубное соединение, обеспечивающее прием и отвод бытовых стоков от санитарно-бытовых приборов к отводным трубопроводам.
3.14 услуга управления внутридомовой системы канализации: Деятельность по организации процессов, обеспечивающих работу внутридомовой системы канализации и предоставление потребителям коммунальной услуги водоотведения.
3.15 ревизия (прочистка): Устройство на стояке, обеспечивающее доступ вовнутрь стояка для визуального осмотра и прочистки трубопровода.
3.16 канализационная вытяжная труба (канализационная вытяжка): Верхняя часть канализационного стояка, обеспечивающая сообщение с атмосферой и воздухообмен в трубопроводах внутридомовой системы канализации.
3.17 подрядчик: Лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение определенных работ, входящих в услуги содержания.
4. Общие требования
4.1 Услуга содержания внутридомовой системы (самотечной, санитарно-бытовой) канализации многоквартирных домов (далее — система канализации) осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, с учетом требований и порядка, определенного в ГОСТ Р 56192 , с соблюдением Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ [1], Технического регламента о безопасности зданий и сооружений [3], Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ [4], в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации [5], санитарно-эпидемиологических требований, в том числе СанПиН 2.1.2.2645-10 [6], Жилищного кодекса Российской Федерации [7], Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» [8], национальных стандартов и других нормативно-правовых актов. Услуга должна обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию системы канализации и потребление качественной коммунальной услуги водоотведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 [2].
Примечание — Исполнитель может поручить выполнение работ по содержанию системы канализации подрядной организации (подрядчику).
4.2 Предоставление потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги водоотведения обеспечивается исполнителем в рамках выполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 51617 с учетом требований настоящего стандарта.
4.3 Для предоставления качественной коммунальной услуги водоотведения исполнитель организует управление системой канализации.
4.4 Для содержания системы канализации исполнителю передается общее имущество, относящееся к этой системе, по акту с указанием границ ответственности.
1 Форма акта приведена в приложении А ГОСТ Р 56038-2014.
2 В акте должно быть указано техническое состояние передаваемого имущества.
3 Границы ответственности приводятся в виде приложения к договору.
4 Границей ответственности между частями системы канализации, относящимися к общедолевой собственности, которые передаются исполнителю для их содержания, и частями системы канализации, ответственность за которые несут сами собственники, если таковая не определена условиями договора, считается место первого соединения стояка с отводным трубопроводом от санитарно-бытовых приборов, установленных в помещении собственника.
4.5 Исполнителю передается техническая документация или ее части, приведенные в таблице Б.1 ГОСТ Р 56038, в составе которой должна быть инструкция по эксплуатации, содержащая раздел по эксплуатации системы канализации.
1 В случае отсутствия технической документации или необходимых ее частей, а также если ее состав неполный, должны быть приняты меры к ее восстановлению, определен исполнитель, источники финансирования и сроки восстановления по процедуре, приведенной в разделе 12 ГОСТ Р 56194-2014.
2 Подрядчику могут быть поручены ведение и актуализация технической документации.
3 Форма Акта передачи технической документации приведена в приложении В ГОСТ Р 56038.
4.6 Состав работ, исходя из которого формируются перечень работ и план работ, определяется в соответствии с настоящим стандартом, а также пунктом 4.4 и разделом 15 таблицы А.1 ГОСТ Р 56192-2014.
4.7 Объем и периодичность выполнения работ (далее — график) определяются в соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 56192-2014.
4.8 Кроме выполнения плановых работ исполнитель выполняет дополнительные работы, в том числе работы по устранению аварийных ситуаций и неисправностей, выявленных по итогам технических осмотров и поступивших заявок.
4.9 Определение стоимости работ осуществляется в соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 56038-2014, утвержденным собственниками порядком определения стоимости таких работ.
Примечание — Рекомендуемые справочники (сметные нормативы): ГЭСНм-2001, ГЭСНм 81-03-11-2001 [9], ГЭСНм-2001, ГЭСНм 81-03-07-2001 [10], ГЭСН-2001-17 [11].
4.11 Для выполнения работ должны привлекаться квалифицированные специалисты, состав и количество которых определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 24 июня 1996 г. N 38 [14], [15]. При выполнении работ, требующих наличие допусков (разрешений), у работников должны быть соответствующие документы. Сотрудники должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, необходимым оборудованием, инструментами, техникой и материалами.
1 На сотрудников должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции с которыми они должны быть ознакомлены под роспись.
2 Сотрудники должны регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы повышения квалификации и иметь соответствующие удостоверения и свидетельства.
3 В случае отсутствия специалистов или оборудования, исполнитель может заключить соответствующий договор со специализированной организацией (подрядчиком).
4.12 Материалы и оборудование подлежащие обязательному подтверждению соответствия, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь соответствующие документы. Нормирование расходуемых материалов осуществляется в соответствии с Приказом Госстроя России от 22 августа 2000 г. N 191 [16].
4.13 Проведение работ должно осуществляться своевременно в рабочие дни и в рабочее время, за исключением аварийных ситуаций и неисправностей, которые выполняются круглосуточно. Работы должны проводиться в соответствии с настоящим стандартом, с учетом сезонности (для сезонных работ), при этом должны учитываться правила и требования водоотведения, установленные органами местного самоуправления, на территории которого расположен многоквартирный дом.
5. Услуга управления системой канализации
Услугу управления системой канализации необходимо рассматривать как единый комплекс действий, выполняемых исполнителем в рамках управления многоквартирным домом, который предоставляется в соответствии с основополагающим национальным стандартом ГОСТ Р 56038 , с учетом требований ГОСТ Р 51617 .
Примечание — При создании системы управления рекомендуется воспользоваться СТО НОСТРОЙ 2.23.5-2012 [17].
В процессе предоставления услуги управления исполнитель должен обеспечить:
— назначение ответственных за работу системы канализации;
— взаимодействие с организацией отводящей бытовые стоки;
— организацию и проведение технических осмотров системы канализации;
— ведение технической документации в том числе дежурных, оперативных и иных журналов;
— диспетчерское и аварийно-ремонтное обслуживание;
— установку, ввод, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета (при необходимости);
— своевременное снятие показаний с приборов учета при их установке;
— приостановку, ограничение и договорное отведение бытовых стоков;
— начисление за потребленные коммунальные услуги (водоотведения) и перерасчет при необходимости;
— повышение энергетической эффективности работы системы канализации;
— организацию и выполнение работ содержания системы канализации;
— эффективную и безопасную эксплуатацию потребителями системы канализации и потребление коммунальной услуги водоотведения;
— проведение инструктажей, обучение и проверку знаний персонала;
— допуск к самостоятельной работе персонала;
— расследование и учет нарушений в работе системы канализации;
— выполнение мероприятий по охране труда и окружающей среды;
— разработку должностных инструкций, инструкции по охране труда, инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по учету бытовых стоков;
5.1 Взаимодействие с организацией, отводящей бытовые стоки
Исполнитель заключает с организацией договор водоотведения, при этом должны учитываться требования и порядок, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р 51617 , [18], [19] и др.
При заключении договора обеспечивается внесение в текст договора требований настоящего стандарта, в том числе контроль параметров, ответственность и порядок перерасчета в случае некачественного отведения бытовых стоков.
Исполнитель определяет ответственного за выполнение условий договора водоотведения. В случае если договор водоотведения и водоснабжения заключается с одной организацией, то может назначаться один ответственный.
5.2 Технические осмотры
Технические осмотры системы канализации организуются и проводятся в соответствии с ГОСТ Р 56194 .
Осмотры осуществляются на основании технического задания, которое формируется с учетом особенностей системы канализации и требований инструкции по эксплуатации.
Примечание — Визуальный осмотр проводится в соответствии с разделом 10 ГОСТ Р 56194 на предмет соответствия, целостности элементов системы канализации, креплений трубопроводов, ревизий, работоспособности оборудования, отсутствия засоров, протечек и неплотностей.
Исполнитель организует и проводит ежегодный осмотр системы канализации с составлением соответствующих актов.
В объем технических осмотров должны быть включены:
— проверка технической документации;
— проверка работоспособности системы канализации и ее частей;
— проверка надежности креплений трубопроводов системы канализации;
— проверка состояния выпусков в смотровых колодцах;
1 Рекомендуется не реже одного раза в пять лет проводить визуальный осмотр системы (участков) канализации с использованием средств видеонаблюдения (видеоскопов).
2 Проверка исправности системы канализации осуществляется не реже одного раза в месяц.
Дефекты, угрожающие аварией, выявленные при осмотре, должны устраняться немедленно. Сведения о дефектах, не угрожающих аварией, которые не могут быть устранены без отключения водоснабжения, должны быть занесены в журнал ремонтов для устранения этих дефектов при ближайшем отключении водоснабжения.
5.3 Ведение технической документации
В процессе выполнения работ управления и содержания системы канализации должна вестись, разрабатываться, актуализироваться и восстанавливаться техническая документация, к которой относятся, в том числе:
— утвержденная проектно-сметная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
— сертификаты на материалы и оборудование;
— инструкция по предотвращению и ликвидации аварий.
Примечание — Оперативную документацию периодически (в установленные у исполнителя сроки, но не реже одного раза в месяц) должен просматривать ответственный за работу системы канализации и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;
— инструкция по эксплуатации;
— паспорта и сертификаты на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе канализации.
В процессе управления и содержания системы канализации оформляются и ведутся следующие журналы:
— журнал учета осмотров;
— журнал поверок и ремонта приборов учета и автоматики, при их наличии;
— журнал ремонта и учета дефектов;
— журнал инструктажа, проверки знаний правил содержания и эксплуатации системы канализации.
Примечание — В зависимости от конструктивных и технологических особенностей системы канализации, смонтированной в многоквартирном доме, а также требований заказчика исполнитель самостоятельно определяет объем и порядок ведения журналов, согласовав его с заказчиком.
В составе технической документации должны быть следующие схемы:
— схема системы канализации (с указанием диаметров труб, длины трубопроводов, мест установки ревизий и др.);
— схема границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
1 Оборудованию, устройствам, автоматике и др. должны быть присвоены индивидуальные номера и наименования, которые должны быть нанесены непосредственно на соответствующих элементах и частях системы канализации и схемах.
2 Схемы изготавливаются в двух экземплярах с возможностью их копирования, которые разделяются на рабочие и информационные. Информационные схемы размещаются непосредственно в местах, где производятся работы, осмотры. Рабочие экземпляры выдаются специалистам (рабочим) для сличения с фактическим состоянием и нанесения кратких рабочих записей, отметок.
3 Работники должны быть ознакомлены с местами размещения информационных схем. Размещение схем должно быть доступно при выполнении работ.
4 На рабочих схемах отмечаются выявленные места коррозии, неисправности и др.
В составе технической документации должны быть следующие графики:
— графики ремонтов, обслуживания, осмотров и др.;
— график проверки знаний.
В процессе выполнения работ управления и содержания системы канализации составляются акты, в том числе:
— акты готовности системы канализации;
— акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета при их наличии;
— акты невыполненные, в том числе на скрытые работы и др.
1 Примерный состав технической документации приведен в приложении Б ГОСТ Р 56038 и в Правилах [20], [21] и др.
2 С целью автоматизации и совершенствования системы управления и информационной открытости, рекомендуется осуществлять дублирование ведения технической документации в электронном виде в автоматизированных электронных программах.
5.4 Учет бытовых стоков
Исполнитель обеспечивает учет бытовых стоков, объем которых определяется расчетным путем, в том числе по нормативам с применением положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 [22].
Возможна установка приборов учета, для чего исполнитель организует разработку проектов установки общедомовых приборов учета, получает разрешительные документы и согласование на их установку с организацией, осуществляющей отведение бытовых стоков.
Примечание — Приборы учета должны соответствовать требованиям, установленным в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ [23].
Исполнитель организует установку общедомовых приборов учета, их ввод, контроль за сроками проведения поверки и их поверку. В случае выхода из строя приборов учета организует их ремонт или замену.
Примечание — Установка и ввод приборов учета в эксплуатацию — в соответствии с пунктом 7.2 ГОСТ Р 51617-2014.
5.5 Контроль качества водоотведения
Исполнитель организует контроль за отведением бытовых стоков в канализационную сеть. Отвод бытовых стоков обеспечивается организацией в соответствии с договором водоотведения.
Несвоевременное или неполное отведение бытовых стоков фиксируется актом, подписанным с участием представителей организации, отводящей бытовые стоки, или в присутствии не менее двух представителей собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Примечание — Порядок и сроки составления актов приведены в разделе X постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 [2].
5.6 Контроль качества предоставления коммунальной услуги водоотведения
Исполнитель организует и обеспечивает контроль качества предоставления коммунальной услуги водоотведения на предмет готовности системы канализации к круглосуточному сбору бытовых стоков от санитарно-бытовых приборов, установленных в помещениях многоквартирного дома, и их отводу в канализационную сеть.
Параметры коммунальной услуги должны соответствовать требованиям, установленным в разделе III приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 [2].
Нарушение параметров коммунальной услуги водоотведения (неотведение или неполное отведение бытовых стоков), в том числе превышения допустимой продолжительности и перерывов предоставления услуги, фиксируется актом.
Примечание — Порядок и сроки составления актов приведены в разделе X постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 [2].
5.7 Диспетчерское и аварийно-ремонтное обслуживание
Диспетчерское и аварийно-ремонтное обслуживание системы канализации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56037 , пунктом 7.1 ГОСТ Р 51617-2014.
В аварийных случаях, как временная мера, допускается накладка на поврежденный участок трубы манжеты в виде резиновой ленты с последующей установкой бандажа, затягиваемого болтами или проволокой, с последующей заменой поврежденного участка.
Все заявки и аварийные ситуации, поступающие в диспетчерскую службу, должны фиксироваться в соответствующих журналах.
Примечание — Рекомендуемая форма журналов, которые ведет диспетчерская служба, приведена в приложении N 5 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 [20].
5.8 Обеспечение безопасной эксплуатации и соблюдение потребителями инструкции по эксплуатации
Безопасная эксплуатация потребителями системы канализации обеспечивается по средствам организации и выполнения работ управления и содержания системы канализации в соответствии с настоящим стандартом и инструкцией по эксплуатации.
Исполнитель организует ознакомление потребителей в многоквартирном доме с правилами и порядком эксплуатации (использования) системы канализации и контролирует их соблюдение всеми потребителями.
5.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Организация мероприятий и выполнение работ по повышению энергетической эффективности системы канализации осуществляются в соответствии с пунктом 7.9 ГОСТ Р 51617, пунктом 5.4 ГОСТ Р 56038-2014, пунктом 6.14 ГОСТ Р 56192 и СТО НОП 2.1-2014 [24].
1 К мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности работы системы канализации относятся мероприятия, обеспечивающие экономию электрической энергии, расходуемой на подогрев бытовых стояков в районах с вечномерзлыми грунтами, а также использование тепловой энергии бытовых стоков с помощью тепловых насосов и др.
2 При организации и проведении капитального ремонта мероприятия по повышению энергетической эффективности организуются и проводятся в соответствии с пунктом 8.4 ГОСТ Р 56193.
5.10 Раскрытие информации
Исполнитель обеспечивает раскрытие информации в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 56038 путем внесения информации о проводимых работах по содержанию системы канализации в электронный паспорт многоквартирного дома в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1468 [25], размещения информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 [26], Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ [27] и предоставляя информацию о выполнении работ по запросам собственников, в том числе с использованием электронных систем связи и интернета.
6. Услуга содержания системы канализации
Услугу содержания системы канализации необходимо рассматривать как составную часть единого комплекса работ, выполняемых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с ГОСТ Р 56192 , которая включает в себя, в соответствии с разделом 5 ГОСТ Р 56192-2014, такие виды услуг, как:
— услуга текущего содержания системы канализации;
— услуга текущего ремонта;
— услуга капитального ремонта.
1 Механизм отнесения работ к текущему содержанию, текущему ремонту, капитальному ремонту определяется исходя из видов и объемов выполнения таких работ.
2 Выполнение работ в высотных многоквартирных домах необходимо выполнять с применением СТО НОСТРОЙ/НОП 2.15.71-2012 [28].
Услуга содержания системы канализации должна обеспечивать выполнение требований технических регламентов, в том числе механическую, санитарно-эпидемиологическую безопасность.
6.1 Услуга текущего содержания
Услуга текущего содержания системы канализации предоставляется в соответствии с настоящим стандартом, инструкцией по эксплуатации, с учетом сделанного заказчиком (собственниками) заказа на услугу по пункту 4.3 ГОСТ Р 56192-2014, при котором состав работ определяется в зависимости от технического оснащения и состояния системы канализации по итогам произведенных технических осмотров, и должна обеспечивать (в зависимости от выбора собственников):
— работоспособное техническое состояние системы канализации;
— нормативное техническое состояние;
— нормативное техническое состояние с элементами улучшения (совершенствования, модернизации, реконструкции).
1 Работы, выполнение которых не обеспечивает нормативное или работоспособное техническое состояние системы канализации, должны быть пересмотрены по итогам технических осмотров.
2 Рекомендуемый состав работ приведен в разделе 15 таблицы А.1 ГОСТ Р 56192.
3 Замена трубопроводов или их частей на новые осуществляется в рамках текущего или капитального ремонта.
Работоспособное техническое состояние системы канализации обеспечивается путем выполнения работ сформированных в перечне работ текущего содержания; как правило, это работы, связанные с проведением визуальных осмотров, обслуживанием системы канализации в соответствии с инструкцией по эксплуатации, организация и проведение планово-предупредительных ремонтов.
Состав работ не предусматривает проведения текущего ремонта системы канализации, кроме замены некоторых ее частей в рамках аварийно-ремонтных работ.
1 Состав работ не предусматривает формирование плана работ, в который бы входили работы текущего или капитального ремонта, но при этом могут выполняться дополнительные работы, определенные по итогам технических осмотров, или на основании поступивших от потребителей заявок.
Нормативное техническое состояние системы канализации обеспечивается путем выполнения перечня работ текущего содержания, с одновременным формированием плана работ, предусматривающего выполнение текущего и (или) капитального ремонта системы канализации с плановой заменой ее частей на новые, обеспечивая восстановление до нормативного технического состояния.
Примечание — Работы предусматривающие проведение текущего и (или) капитального ремонта формируются в плане работ, который утверждается заказчиком (собственниками).
Нормативное техническое состояние с элементами улучшения (совершенствования, модернизации, реконструкции) предусматривает, кроме выполнения работ текущего содержания и проведения текущего и (или) капитального ремонта системы канализации выполнение работ связанных с улучшением (совершенствованием, модернизацией, реконструкцией) такой системы.
1 Работы, предусматривающие проведение капитального ремонта (совершенствования, модернизации, реконструкции), формируются в плане работ, который утверждается заказчиком (собственниками).
2 Работы, связанные с улучшением (совершенствованием) системы канализации, не должны изменять основные общие проектные (расчетные) показатели такой системы.
3 Мероприятия и работы по совершенствованию (улучшению) системы канализации определяются путем выполнения проектных (расчетных) работ.
4 Рекомендуемые мероприятия по улучшению системы канализации приведены в приложении Б.
Состав и график выполнения работ текущего содержания системы канализации должен предусматривать комплекс планово-предупредительных работ (действий) путем соблюдения требований, порядка и условий, установленных настоящим стандартом, а также разделом 6 ГОСТ Р 56192.
Примечание — Замена на новые системы канализации и (или) ее частей проводится в рамках текущего или капитального ремонта.
Состав планово-предупредительных работ зависит от предпочтений, желаний и возможностей заказчика (собственников).
6.1.1 Содержание трубопроводов
— прочистки и промывки, при необходимости;
— проверки на герметичность мест соединения;
— проверки частей канализации, изготовленной из полимерных материалов, на наличие сколов, трещин, надрезов;
— ремонта вышедших из строя небольших участков трубопроводов.
Исполнитель обеспечивает бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети (если они входят в границы ответственности исполнителя) и общих выпусков в торцах зданий от общего трубопровода, проложенного в подвале.
В ходе визуальных осмотров открытых участков фиксируются места наружной коррозии для стальных трубопроводов, возможных прогибов трубопроводов, надежности крепления формируется состав работ по их устранению.
При поступлении заявок на срыв гидравлических затворов у санитарно-технических приборов следует проверить диаметр отводной трубы и стояка на пропуск расчетного расхода сточной жидкости, а также состояние вытяжной трубы этого стояка, сечение которой должно быть свободно от снега и посторонних предметов.
Прочистка пластмассовых трубопроводов допускается исключительно пластмассовыми трубами меньшего диаметра или жесткими резиновыми шлангами.
Прочистку трубопроводов канализации в многонаселенных домах, как правило, необходимо проводить не реже одного раза в три месяца.
В случае поступления сигналов или при выявлении в ходе осмотров наличия конденсата на стояках необходимо проверить наличие утечек холодной воды в канализацию из санитарных приборов на верхних этажах, устранить их. Проверяется работа вытяжной вентиляции, обеспечивающей вентиляцию помещений, где проходят такие стояки, по итогам проверки потребителям могут быть рекомендованы частые проветривания таких помещений и др. В случае недостаточности указанных мер, трубопроводы рекомендуется утеплять и гидроизолировать, включив эти работы в перечень или в план работ, согласовав их проведение с заказчиком (собственниками).
В неотапливаемых помещениях, в период подготовки к зиме, следует проверить состояние изоляции (утепления) труб канализации, при необходимости произвести ремонт.
6.1.2 Содержание смотровых колодцев
Содержание смотровых колодцев и выпусков обеспечивается путем обеспечения постоянного свободного доступа (подъезда) к ним, осмотра, прочистки люков и закрытия крышек смотровых колодцев, прочистки выпусков, решеток и лотков, проветривания смотровых колодцев.
Проверка и прочистка смотровых колодцев и выпусков должна оформляться актами.
6.1.3 Содержание вытяжных труб канализации
Содержание вытяжных труб, в том числе вентиляционных клапанов или зонтов, установленных на концах вытяжных труб, обеспечивается путем проверки их целостности, отсутствия снега, мусора и иных предметов, затрудняющих проветривание стояков, при необходимости их ремонта и очистки.
Содержание вытяжных труб должно обеспечивать свободное сообщение с атмосферой, способствующее воздухообмену в трубопроводах внутридомовой канализации и соответствовать требованиям, установленным в СП 40-107-2003 [29], СП 30.13330.2012 [30].
Проверка вытяжных труб осуществляется одновременно при подготовке многоквартирного дома к отопительному сезону.
Проверка и прочистка вытяжных труб должна оформляться актами.
6.1.4 Содержание ревизий
Содержание ревизий (прочисток) обеспечивается путем проверки их целостности, герметичности соединения (примыкания), при необходимости проводятся работы по устранению выявленных нарушений. В ходе работ проверяется и обеспечивается работоспособность отводящих трапов от прочисток.
Проверка ревизий осуществляется во время проведения работ по подготовке многоквартирного дома к отопительному сезону.
Проверка ревизий должна оформляться актами.
6.1.5 Выполнение дополнительных работ
Состав дополнительных работ определяется, как правило, после проведения технических осмотров, заявок, поступивших от потребителей, при проведении энергоаудита и др.
Необходимость проведения дополнительных работ может быть определена предписаниями контролирующих и надзорных органов, требованиями нормативно-правовых актов, вступивших в законную силу, и другими обстоятельствами или требованиями.
6.2 Услуга текущего ремонта
Услуга текущего ремонта системы канализации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56535 .
В состав работ текущего ремонта системы канализации входят все виды работ, обеспечивающие замену частей системы канализации на новые до ее нормативного технического состояния, когда объем таких работ не превышает 30 процентов от объема ремонтируемой части системы канализации.
1 Работы текущего ремонта определяются по итогам технических осмотров или когда замена частей системы канализации определена инструкцией по эксплуатации.
2 Работы текущего ремонта формируются в план работ, который утверждается заказчиком (собственниками).
График выполнения работ определяет исполнитель с учетом временных и трудовых затрат и утверждается заказчиком (собственниками) с учетом объемов и сроков их финансирования.
Примечание — В случае изменения заказчиком (собственниками) предложенного исполнителем графика работ, а также стоимости работ (оплаты) составляется акт по форме, приведенной в приложении Б ГОСТ Р 56192.
В план работ текущего ремонта включаются работы по замене на новые частей системы канализации, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Замена поврежденных частей системы канализации на новые должна обеспечиваться установкой новых изделий аналогичного вида.
Работы, выполненные в рамках текущего ремонта, должны повышать капитализацию многоквартирного дома, снижать процент физического износа.
6.3 Услуга капитального ремонта
Услуга капитального ремонта системы канализации предоставляется в случае, если работы, выполняемые в рамках текущего содержания и текущего ремонта, не обеспечивают восстановление системы канализации до ее нормативного технического состояния, в том числе когда необходимость проведения капитального ремонта является технологической необходимостью, определена и запланирована заказчиком, в том числе в случае необходимости проведения реконструкции системы канализации, или если необходимость проведения капитального ремонта определена в соответствии с законодательством.
Услуга капитального ремонта системы канализации предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56193 .
Монтаж трубопроводов систем канализации должен осуществляться, как правило, с использованием укрупненных узлов, собранных и испытанных в цеховых условиях.
При проведении капитального ремонта могут выполняться работы по реконструкции и (или) модернизации системы канализации, для чего может разрабатываться инвестиционная программа.
1 Реконструкция (модернизация) системы канализации может осуществляться при согласовании таких работ с организацией, отводящей бытовые стоки на основании проекта.
2 Проектирование и монтаж внутренней канализации из полипропиленовых труб должны проводиться в соответствии с СП 40-107-2003 [29].
Работы, выполненные в рамках капитального ремонта, должны повышать капитализацию многоквартирного дома, снижать процент физического износа и повышать эффективность работы системы канализации.
7. Требования к исполнителю
При необходимости, для выполнения работ содержания системы канализации, исполнитель формирует службу (отдел, подразделение) и назначает руководителя (главного инженера) такой службы.
Требования, предъявляемые к исполнителю:
— наличие у исполнителя квалифицированных специалистов;
— наличие у исполнителя правовой и технической литературы, справочников и документации, приведенной в настоящем стандарте;
— наличие у исполнителя транспорта, техники (спецтехники) и другого необходимого для выполнения работ оборудования и приспособлений;
— умение организовать и выполнять работу в соответствии с требованиями, установленными настоящим стандартом;
— умение выполнять работы своевременно в соответствии с утвержденным заказчиком графиком, планом работ, перечнем работ;
— умение работать с технической документацией;
— умение внедрять и использовать информационные системы для передачи платежных документов, сообщений, отчетов и предложений по электронной почте, через сети Интернет или системы связи и др.
Исполнитель должен внедрять систему оценки и контроля качества и не реже одного раз в пять лет обеспечивать прохождение специалистами курсов повышения квалификации.
Примечание — Профессиональными образовательными стандартами может быть установлена иная периодичность прохождения повышения квалификации.
8. Показатели качества
Качество услуги характеризуется следующими показателями:
— своевременностью и полнотой выполнения работ содержания системы канализации в соответствии с заказом на услуги, утвержденным графиком, перечнем работ и планом работ;
— обеспечением технического состояния системы канализации в соответствии с заказом на услугу при оптимальном сочетании цена-качество;
— выполнением в полном объеме и своевременной работой по подготовке многоквартирного дома и системы канализации к зимнему периоду в соответствии с настоящим стандартом и приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. N 103 [31];
— снижением количества аварийных ситуаций и неисправностей;
— обеспечением оценки и контроля качества выполняемых работ, применяемых технологий и материалов;
— выполнением и соблюдением инструкции по эксплуатации;
— обеспечением сохранности технической документации, ее пополнением и актуализацией.
Примечание — Оценка качества выполняемых работ отражается при подготовке отчетов в соответствии с пунктом 13.2 ГОСТ Р 56192, используя СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 [45].
9. Требования безопасности при проведении работ
Выполнение работ должно осуществляться таким способом, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды и сохранность имущества.
При оказании услуг и выполнении работ должны соблюдаться требования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
— пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004 и [36];
— аттестации рабочих мест в соответствии с [42].
При проведении работ должны быть установлены предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
К выполнению работ допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
Исполнитель должен иметь в своем составе специалистов, прошедших обучение по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, разработанную и внедренную систему проведения инструктажей по технике безопасности и контроля за их соблюдением и выполнением.
Примечание — Исполнителем должны быть разработаны инструкции для работников, занятых обслуживанием системы канализации.
Расследование причин аварий осуществляется в соответствии с МДС 12-4.2000 [43].
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
РАБОТ СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМ КАНАЛИЗАЦИИ
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» [13].
2 СТО НОСТРОЙ 2.23.5-2012 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Рекомендации по созданию систем управления инженерными сетями зданий и сооружений [17].
3 Постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» [20].
4 МДС 13-18.2000 Рекомендации по подготовке жилищного фонда к зиме [21].
5 СТО НОСТРОЙ/НОП 2.15.71-2012 Инженерные сети высотных зданий. Устройство систем водоснабжения, канализации и водяного пожаротушения. Правила проектирования и монтажа [28].
6 Р НОСТРОЙ 2.15.1-2011 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Рекомендации по устройству внутренних трубопроводных систем водоснабжения, канализации и противопожарной безопасности, в том числе с применением пластмассовых труб [45].
8 ВСН 58-88 (р) Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения [46].
9 МДК 3-02.2001 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации [47].
1 Могут применяться и иные правила и инструкции выполнения работ, в том числе разработанные исполнителем.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ
(СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, МОДЕРНИЗАЦИИ, РЕКОНСТРУКЦИИ)
1 Замена стальных труб и соединительных частей системы канализации на аналогичные изделия из полимерных материалов.
2 Устройство подогрева канализационных стоков (в случае необходимости) в районах с вечномерзлыми грунтами, организуя и обеспечивая дополнительный сброс водопроводной воды.
3 Устройство, в случае необходимости, в районах с вечномерзлыми грунтами дополнительного изоляционного слоя из эффективных теплоизоляционных материалов на выпусках канализации, где не предусмотрено тепловое сопровождение.
4 Установка специального устройства для автоматической промывки канализационных трубопроводов.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Гражданский кодекс Российской Федерации
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Жилищный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования. Часть 11. Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники
ГЭСНм-2001 ГЭСНм 81-03-07-2001
Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования. Часть 7. Компрессорные установки, насосы и вентиляторы
Сборник N 17 Водопровод и канализация — внутренние устройства
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»
Постановление Минтруда России от 24 июня 1996 г. N 38 «Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений»
СТО НОСТРОЙ 2.23.5-2012
Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Рекомендации по созданию систем управления инженерными сетями зданий и сооружений
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»
Постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
Рекомендации по подготовке жилищного фонда к зиме
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»
Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
СТО НОСТРОЙ/НОП 2.15.71-2012
Инженерные сети высотных зданий. Устройство систем водоснабжения, канализации и водяного пожаротушения. Правила проектирования и монтажа
Проектирование, монтаж и эксплуатация систем внутренней канализации из полипропиленовых труб
Внутренний водопровод и канализация зданий
Приказ Минэнерго России от 12 марта 2013 г. N 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»
СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011
Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания
Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
Типовая инструкция по охране труда для электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений
Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий
Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»)
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок
Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации
Р НОСТРОЙ 2.15.1-2011
Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Рекомендации по устройству внутренних трубопроводных систем водоснабжения, канализации и противопожарной безопасности, в том числе с применением пластмассовых труб
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации
Источник: e-ecolog.ru
ВВЕДЕНИЕ
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основны е положения
SY STEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION
Дата введения 1995-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.»
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1 . 0 .
4 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
— соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
— безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
— защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
— надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
— выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
— взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в системе являются:
— организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
— объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;
— промышленная продукция, применяемая в строительстве — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
— экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера. Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
— строительные нормы и правила Российской Федерации
— государственные стандарты Российской Федерации в области строительства
— своды правил по проектированию и строительству
— руководящие документы Системы
Нормативные документы субъектов российской Федерации:
— территориальные строительные нормы
Производственно-отраслевые нормативные документы:
— стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам , не регламентированным обязательными нормами .
5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве , архитектуре , градостроительстве , проектировании и изысканиях .
5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России .
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
— государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
— нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
— стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6 СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.
6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.
Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:
— Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы .
— Должно быть обеспечено .
Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.
6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
— надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
— эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
— сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.
6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:
— требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
— требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
— контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
— требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;
— правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.
6.6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:
— положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, проектировании и строительстве , эксплуатации зданий и сооружений , а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
— общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
— объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
— методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .
Примечание — Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1 . 4 .
6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение, изложение и оформление технических условий — в порядке, установленном Госстандартом России.
6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.
Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г , а в заголовках применяют прямой порядок слов.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.
В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)».
Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210 ´ 297 мм.
6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующей территории.
Обозначения нормативных документов по стандартизации — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают: «В системе нормативных документов в строительстве входит в комплекс .
7 РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).
Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1 . 4 , технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия — организация разработки документа;
2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия — издание документа.
Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.
При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.
Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласии проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.
7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.
Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
— пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
— проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
— подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв и сводкой отзывов;
— протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
— подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.
7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.
Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.
Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.
Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие.
7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленном Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93 ).
При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.
7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП «Центр проектной продукции массового применения» Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.
7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.
8 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
М ежгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, который этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Источник: www.infosait.ru