1 сентября 2022 года Владимир Путин провёл в Калининграде первый «Разговор о важном». Это новый формат внеурочной деятельности, которую начнут проводить во всех российских школах с 5 сентября. Судя по методичкам, на занятиях речь пойдет о патриотизме — в самых разных срезах.
Что такое «Разговоры о важном» и почему они появились
«С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия „Разговоры о важном“. Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России», — говорится на официальном сайте проекта. Занятия действительно уже стоят в расписаниях всех классов, на месте первого урока. Вести их будут классные руководители.
«Разговоры о важном» — инициатива, о которой начали говорить в апреле 2022 года, когда министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что «историческое образование» будет введено в школах с 1-го класса. Позже выяснилось, что новый предмет для первоклассников придумывать не станут, но история все-таки будет изучаться «в рамках существующих учебных планов и внеурочной деятельности».
Проектирование дома. Почему экономия выходит дороже? Зачем проект дома при строительстве
А далее последовали новые разъяснения: оказалось, что внеурочные занятия, посвященные России, ее прошлому, будущему и настоящему, будут введены не только в началке, но вообще во всех классах российских школ — с 1-го по 11-й. И станут частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма.
В некоторых школах подобные занятия начали проводиться еще в конце прошлого учебного года, а с 1 сентября они стали обязательной частью школьного расписания по всей России.
В конце августа на сайте проекта были опубликованы подробные методички (5 сентября ссылки на методички перестали быть активными, а 6 числа контент методичек был изменен). Там есть планы занятий для 1–2-х, 3–4-х, 5–7м, 8–9-х и 10–11-х классов, а также учащихся СПО. Судя по информации на сайте госзакупок, «производство комплектов интерактивных образовательных материалов для проведения цикла классных часов „Разговоры о важном“» обошлось Институту стратегии развития образования РАО в 22 млн рублей.
О чем конкретно будут говорить с детьми
В методических рекомендациях указано, что во время «Разговоров о важном» педагоги должны будут включать детям патриотические песни и звуки природы, показывать фотографии российских пейзажей и обсуждать прошлое, будущее и настоящее нашей страны. «В фокусе — традиции и особенности регионов России», — говорится в официальном телеграм-канале Министерства просвещения.
Темы занятий приурочены к конкретным датам либо строятся вокруг патриотической тематики в целом. В сентябре, например, учителям предлагают провести беседы, привязанные ко Дню знаний, к 165-летию со дня рождения Циолковского, и урок, посвященный пожилым людям (в преддверии Дня пожилого человека 1 октября).
В рекомендациях к уроку для 5–7-х классов под названием «Что мы Родиной зовем?» до 5 сентября можно было найти «творческое задание», предполагающее обсуждение специальной военной операции (СВО). В материалах дано разъяснение о причинах и целях СВО, есть примеры подвигов российских военных, «которые обеспечивают успех наших войск». 7 сентября методички были обновлены — этого задания в них уже не было.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОЕКТ ДОМА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ? | ДОМ БЕЗ ПРОЕКТА.
Использовать предложенные Министерством просвещения материалы или нет — выбор педагогов, гарантированный им статьей 47 Федерального закона «Об образовании». На сайте «Разговоров о важном» говорится, что разработки носят рекомендательный характер.
Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС описал возможные темы занятий так: «События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное, — про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое».
В том же интервью Кравцов подчеркнул еще один важный аспект: рекомендуемый формат «Разговоров о важном» — не лекция, а дискуссия. Учителя, по словам Кравцова, на этих занятиях должны «не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение».
За что критикуют «Разговоры о важном»
Многие сравнивают «Разговоры о важном» с «Уроком мира» или политинформацией, которые существовали в советских школах. Но те занятия, как правило, были построены в форме монолога. Учитель либо кто-то из учеников готовил доклад, например по мотивам советских передовиц, остальной класс — слушал.
А «Разговоры о важном», как уже говорилось выше, должны быть именно разговорами — то есть дискуссией педагога и детей, построенной вокруг определенных тем.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова считает, что главная проблема тут в сложившейся школьной иерархии и субординации: «Дело в том, что учителя не всегда могут вести диалог с детьми на равных — особенно на острые темы. Это непросто и само по себе, и никто их этому не учил. А чиновники предлагают проводить РОВ в формате беседы».
Иными словами, непонятно, что на таких занятиях сможет сказать школьник, несогласный с мнением педагога. Теоретически такая возможность у него будет, но получится ли у преподавателя и ученика выстроить равный диалог? С точки зрения школьной субординации это сложно.
Также родителей беспокоит правовой аспект появления таких занятий в школе
В «Мел» уже неоднократно поступали обращения с просьбой уточнить, не является ли обсуждение, например, СВО формой политической агитации, которая, согласно Федеральному закону «Об образовании», в школе запрещена (п. 3 ст. 48). Однако учитывая то, что методички не предлагают учителям напрямую агитировать детей за ту или иную партию или вовлекать их в политические акции, под понятие «агитация» с юридической точки зрения данные беседы все-таки едва ли могут подойти.
При этом некоторые правозащитники видят в таких занятиях элементы если не агитации, то пропаганды. Так, например, «Альянс учителей» и движение «Мягкая сила» опубликовали открытое письмо, в котором родителям и учителям предлагается бойкотировать данные занятия и говорится: «Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и сохраняя историческое наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это прежде всего дело родителей, а не чиновников».
«Разговоры о важном» — это внеурочка. На них обязательно ходить?
«Разговоры о важном» — не отдельный предмет, по этим занятиям нет аттестации, за них не ставятся оценки. Но это часть внеурочной деятельности, которая, согласно закону «Об образовании», является дополнительной учебной программой.
Что это значит? Дело в том, что основная образовательная программа реализуется в школах как через урочную, так и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности — это часть основной образовательной программы, и те занятия, которые входят в данный учебный план (посмотреть его можно на сайте образовательной организации), посещать обязательно. Об этом говорится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
Минпросвещения в своем телеграм-канале тоже подчеркивает: «Разговоры о важном» — это обязательно.
Но есть ли ситуации, при которых ученик либо учитель все же может отказаться от данных внеурочных занятий?
Если вы учитель. Пока неясно, будет ли преподавателям дана возможность отказаться от проведения занятий. «По идее, принуждать не могут, нужно согласие педагога, так как это дополнительная работа. Мы ещё не знаем, как региональные власти и руководство школ будут реагировать на отказы. В Москве на совещании с учителями сказали, что, если какой-то классный руководитель не может вести РОВ по личным причинам, его заменят», — рассказала «Мелу» оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
Если вы школьник или родитель. Если ребенок нормально осваивает программу и проходит аттестацию, никаких значимых последствий пропуска внеурочного занятия для него быть не может, считает Ольга Мирясова и добавляет: «Будет, безусловно, моральное давление на детей и родителей, поскольку от учителей требуют 100%-ной посещаемости „Разговоров“. Как сопротивляться этому давлению, зависит от родительского сообщества».
Источник: mel.fm
Обязательный переход на BIM с 2022 года – реальность, фарс или диверсия?
Дискуссия о том, сможет ли строительная отрасль начать переход на «цифру» и технологии информационного моделирования с 1 января 2022 года, развернулась на всех уровнях профессионального сообщества: от BIM-инженеров и проектировщиков до чиновников и преподавателей. Мнения высказываются самые разные и иногда весьма радикальные.
Очередной всплеск эмоций профессионалов в области BIM вызвало совещание в Минстрое России, в ходе которого президент НОПРИЗ Михаил Посохин сообщил, что при обязательном переходе проектных компаний на работу с BIM-моделями часть проектных компаний могут не справиться с поставленными задачами и покинут рынок.
Специалист в области BIM, представитель компании Synergy Systems Артем Рыжков в социальной сети крайне резко отозвался о таком прогнозе:
— У меня как-то не хватает цензурных выражений. Покинут рынок!? Это 50-60% компаний, которые ни разу ещё не открывали BIM софт, или сразу все 80-90% компаний, в том числе те, которые работают в BIM номинально и не выходят за рамки разработки проектной документации. Это не уровень разумного планирования, это уровень «пока не знаю, того что не знаю».
Впереди пятисотметровый каньон, и идут обсуждения, как его преодолеть на всем ходу десятью последовательными прыжками. А те, кто не сможет — «покинут рынок».
Вся эта операция по 100% внедрению BIM с 2022 года — это в лучшем случае ошибка, в худшем диверсия. Если ещё на это выделят финансирование, то это диверсия с целью обогащения.
Наша компания работает в BIM восемь лет, с момента основания. Ведущие специалисты имеют опыт 8-12 лет в использовании программного обеспечения для работы с информационными моделями. Мы проектируем, исключительно используя BIM-инструменты, 5 лет, работая над проектами в России и США.
Три года — это минимальный разумный срок, за который компания постепенно может перейти на BIM-методологию. Не сразу «сегодня работаем в CAD, а завтра в BIM», а постепенно, переводя и обучая 10-15% сотрудников и проектов за квартал. С потерей производительности, не превышающей 15-20%.
А ещё где, извините, брать специалистов? И так днём с огнём не найдешь сотрудника с опытом работы в Revit более трёх лет. А теперь что будет? Сколько будут платить, чтобы переманить человека, знающего слово Revit? 100,150, 200 тысяч в месяц?
Только начали зарождаться профессиональные группы в рамках компаний, только пошло спокойное поступательное развитие, обмен опытом, инновационные разработки, так нет, нужно устроить ураган, который все перемешает, разбросает существующих специалистов тонкой пленочной по всей индустрии. Ладно бы для достижения конкретного результата, а то получается, что просто так для галочки.
Где BIM-компетентные технические заказчики? Где экспертизы, способные принять модели на проверку? Где пилотные проекты, выложенные в открытый доступ для изучения и обучения? Где пилотные проекты с применением супер, пупер современных, инновационных классификаторов? Сколько проектов уже сделано с использованием этих классификаторов?
А проектов полного цикла от проектирования, через стройку к эксплуатации сколько сделано в стране? Где можно ознакомиться со стандартами, регламентами, примерами? Это все появится в ближайшие 9 месяцев? А обучаться когда? Параллельно?
А обучать кто будет? Если по сути спрос как на специалистов так и на обучение вырастет на порядки?
Я не понимаю, почему все такие спокойные. Почему руководители проектных компаний не прыгают из окон? Почему не пишутся письма к президенту? Почему так мало статей по этому поводу? Мне вот например, просто банально страшно.
Такое ощущение, что стоишь на пляже, вокруг играют дети, купаются отдыхающие, а ты видишь узкую полоску на горизонте и понимаешь, что всем крышка. Мы это цунами видели и предсказывали ещё года четыре назад, но мы не могли и предположить, что его будут искусственно создавать и форсировать. Одна надежда, что вся эта бурная инициатива и деятельность ни к чему не приведут, и эти постановления вовремя отменят. Иначе все будет плохо.
Александр Лапыгин, компания РОСЭКО, разделяет мнение своего коллеги и также решил поделиться профессиональным анализом по поводу обязательного гос-BIM с 1 января 2022 года:
— В постановлении правительства России №331 написано, что обязательно нужно все гособъекты проектировать с применением информационной модели.
По Градкодексу сейчас информационная модель — это «совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства» (Ст. 1, п. 10.3).
Как видите, нет ничего ни про ifc, ни про rvt, ни даже про 3D. Формирование и ведение модели обеспечивает заказчик/застройщик (ГрК, Ст. 57.5) согласно ПП РФ 1431.
Из принципиально важного в этом постановлении указано, что при ведении информационной модели нужно:
— использовать классификатор строительной информации (какой именно — не указано, как именно его использовать — тоже, поэтому на мой взгляд всегда можно сказать что классификатор использовался в процессе);
— учитывать все операции по актуализации сведений (вести логи);
— на этапе проектирования графическая часть документации по ПП РФ №87 должна быть выполнена в виде трёхмерной модели (вообще для оформления графической части ПД и РД есть ГОСТ СПДС, его пока никто не отменял, и про трёхмерную модель там ничего нет, так что как будут представлять и принимать трёхмерную графическую часть госзаказчики — для меня пока загадка)
— всё остальное наполнение информационной модели по ПП №1431 представляет собой «документы», «сведения» и «реквизиты», то есть это будет такой большой архив сканов и pdf. В п. 8 этого постановления перечислены 5 форматов, в которых можно предоставлять, и указано что трёхмерную модель можно передавать в ifc или любом другом открытом формате (читай dwg, pdf, step и что ещё угодно).
Что из этого следует? С 1 января 2022 года проектировщики гособъектов разделятся на две категории.
Первая – те, кто давно ждал государственного BIM и будет делать проекты в модели, выгружать из Ревита ifc, сдавать эти модели в экспертизы и т.п. В общем-то эти компании уже и сейчас так давно работают, тут им просто прибавится работы для соблюдения всех этих требований, в добавок к их собственным BIM-стандартам.
Вторая категория — те, кто будут искать способы формально выполнить эти критерии с наименьшими трудозатратами. Я думаю, их будет большинство, и результат их работы на последующих стадиях использовать будет нельзя (т.к. форматы предоставления данных такие определены).
При этом наверх отчитаются о том, что переход на ТИМ успешно проведён.
«Покинут рынок» компании, в которых сейчас организация процесса «на уровне дна», и покинут они его независимо от перехода на BIM. К сожалению, их много, и часто из-за их демпинга и готовности заказчиков с ними работать наносится вред отрасли в целом, так что их уход я считаю скорее благом, но BIM тут ни при чем опять же.
От редакции: Представленные здесь мнения весьма жесткие и радикальные, однако апологеты перехода на BIM с 2022 года должны, как минимум, ответить на поставленные здесь вопросы – потому что их задают профессионалы. Со своей стороны Агентство новостей «Строительный бизнес» готово разместить на своих ресурсах аргументированные мнения всех сторон-участников перехода на BIM.
Источник: ancb.ru