Обязательная экспертиза проекта строительства

Экспертиза проектно-сметной и проектной документации по строительству регламентируется рядом документов [2, 3, 18, 19].

В документах установлено, что технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

Градостроительная документация и проекты строительства утверждаются при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также согласований органов государственного надзора и МЧС России.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов санитарно-защитных зон — Строительная экспертиза

Законодательно установлено, что экспертиза является неотъемлемым и необходимым этапом проектного цикла. Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства, как правило, проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.

Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по заключению государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО строительства осуществляется дополнительная детальная разработка проектных решений по отдельным разделам, зданиям и сооружениям, входящим в состав объекта.

Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и утверждение проектно-сметной документации устанавливается строительными нормами и правилами Российской Федерации по порядку разработки, согласования и составу проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

10.2.3. Порядок проведения экспертизы

Государственная экспертная комиссия России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов).

На федеральном уровне Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:

градостроительной документации: схем районной планировки административно-территориальных образований, в которых решаются вопросы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов и городов-новостроек;

проектов строительства, в том числе:

АДВОКАТ + С АСЕЛЬ КАРАСАРТОВОЙ. СОВРЕМЕННАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

Для осуществления более качественного контроля и организации мониторинга действенности экспертизы Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством градостроительной документации и проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.

На уровне субъектов Федерации

Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу:

градостроительной документации не федерального значения;

проектов строительства:

объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому.

Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочной контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

На уровне отраслей и ведомств

Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Госстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

Порядок проведения экспертизы

Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу

Проекты строительства представляются заказчиком в государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и по отдельным разделам, что определяется договором на проведение экспертизы.

Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).

Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

Основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства. При экспертизе проектов строительства проверяется:

соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;

наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта;

конкурентоспособность его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличие природных и иных ресурсов;

выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);

обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;

достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;

оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материале- и энергоемкости;

обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем;

выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;

возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;

наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;

обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

оценка проектных решений по организации строительства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

Заключение по экспертизе проектов строительства

По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.

Читайте также:  График движения рабочей силы в строительстве образец

Экспертное заключение должно содержать:

краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;

конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;

ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);

общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.

При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.

Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.

Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.

Источник: studfile.net

Экспертиза проектной документации — что это и как пройти?

Экспертиза проектной документации — одна из первых стадий процесса капитального строительства или реконструкции. О том, как подготовиться и пройти экспертизу, что делать, если экспертное заключение оказалось отрицательным, и иных вопросах, связанных с этой процедурой, расскажем в нашей статье.

Как определяет экспертизу проектной документации Градостроительный кодекс?

Четкого определения экспертизы проектной документации Градостроительный кодекс не дает. Однако анализ статьи 48, посвященной проектной документации, и статьи 49, освещающей вопросы экспертной работы над проектом, позволяет сделать вывод, что экспертиза проектной документации представляет собой специальное исследование, определяющее соответствие приведенных в проекте данных и расчетов установленным нормам и правилам. Это позволяет выяснить, насколько безопасен запланированный к постройке объект для людей и окружающей среды.

Экспертиза проектной документации - что это и как пройти?Экспертиза проектной документации - что это и как пройти?

Кроме того, проведение экспертизы (за небольшим исключением) требуется для должного документального оформления будущего строительства и построенного в итоге объекта. Ведь положительное экспертное заключение в большинстве случаев входит в список документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

При этом Градостроительный кодекс устанавливает два варианта экспертизы проектной документации:

  • государственная экспертиза;
  • негосударственная экспертиза.

Госэкспертизу проводят специальные государственные учреждения, уполномоченные на это. Негосударственную экспертизу можно провести в частных компаниях, аккредитованных на оказание подобных услуг. За исключением незначительного списка планируемых к застройке объектов, в отношении которых установлена обязательная государственная экспертиза проектной документации, Градостроительный кодекс разрешает заказчику самостоятельно выбрать вариант, который его больше устраивает.

Прохождение экспертизы проектной документации

Порядку организации и прохождения экспертизы проектной документации посвящены постановления Правительства РФ № 145 от 5 марта 2007 года и № 272 от 31 марта 2012 года. Согласно их положениям, заказчику надлежит обратиться в специализированное государственное учреждение или частную аккредитованную организацию с необходимым пакетом документов.

Экспертиза проектной документации осуществляется на основании заключенного между заказчиком и исполнителем (экспертным учреждением) договора. В договоре обговариваются все значимые условия оказания услуги по проведению экспертизы проектной документации, в том числе:

  • сроки проведения работ;
  • стоимость услуги;
  • права и обязанности сторон;
  • комплект необходимых для проведения экспертизы документов.

Минимальный перечень документов (могут быть представлены как в электронном, так и в бумажном виде), необходимых для проведения экспертизы проекта, включает в себя:

  • заявление на экспертизу;
  • проектную документацию;
  • задание на проектирование;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заказчика;
  • опись документов.

Итогом проведения экспертизы проектной документации будет положительное (если проект соответствует действующим нормам и правилам) или отрицательное (если проект не соответствует действующим нормам и правилам либо содержит замечания и неточности) заключение, которое выдается на руки заказчику.

Нужна ли экспертиза проектной документации при внесении изменений в проект?

Иногда после успешно проведенной экспертизы проектной документации требуется внести изменения в проект. Закономерно возникает вопрос: нужно ли повторно проводить эту процедуру? Градостроительный кодекс и постановление № 145 говорят по этому поводу, что повторная экспертиза откорректированного проекта требуется в том случае, если:

  1. Поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства. Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, установлен приказом Минрегиона России № 624 от 30 декабря 2009 года.
  2. Исправления привели к увеличению сметы на строительство.

Повторная экспертиза проектных документов проводится в том же порядке, что и первоначальная. Однако анализироваться в этом случае будет только откорректированная часть проекта и ее совместимость с остальными данными документации. Единственным случаем, когда проводится экспертный анализ всей исправленной проектной документации, является внесение изменений в законодательство, затрагивающих результаты первоначальной экспертизы.

Что делать, если результаты экспертизы оказались отрицательными?

Если итогом проведения экспертизы проектной документации явилось отрицательное заключение, то у заказчика есть два пути:

  1. Оспорить заключение экспертной организации в суде или Минрегионе.
  2. Устранить указанные замечания и пройти экспертизу еще раз.

Нужно при этом иметь в виду, что на практике оспаривать заключение экспертов в судебном порядке стоит только в том случае, если есть достаточные основания предполагать ошибочно проведенный анализ с отрицательным заключением в итоге. В противном случае оспаривание экспертизы в суде будет долгим, затратным и бесполезным мероприятием.

Второй вариант может быть более результативным, так как требует лишь исправлений по указанным замечаниям. Причем, если внести правки в проект можно без возврата документации, экспертная организация имеет право не возвращать заявителю проект на бумажном носителе. Заказчик же в установленный срок устраняет замечания, после чего представляет экспертам ту часть проекта, которая подверглась правкам, и справку о внесенных корректировках.

Нюансы проведения экспертизы проектной документации в негосударственной форме

В случае если экспертизу проектной документации решено проводить в негосударственной форме, очень важно до заключения договора проверить правомочия организации-исполнителя, касающиеся выполнения экспертных работ такого рода.

Право на проведение экспертиз дает аккредитация, которая подтверждается свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией). Свидетельство должно содержать:

Источник: nsovetnik.ru

Порядок проведения экспертизы

Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечают требованиям государственных норм и правил или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

Экологическая экспертиза проектов

Основные понятия и принципы

Экологическая экспертиза [9] является одним из жизненно важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Принципы экологической экспертизы

Принципы экологической экспертизы распространяются гораздо шире, чем принципы экспертизы инвестиционных проектов, поскольку затрагивают гораздо большее пространство человеческой деятельности. Законодательной основой экологической экспертизы являются такие основополагающие правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Закон

РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и прочие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Экологическая экспертиза основывается на принципах:

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

• обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы .

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (в различных публикациях часто используется аббревиатура ОВОС).

Экологическая экспертиза, государственная или общественная, проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта.

Экологическая экспертиза обязательна практически Для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и т.д. Одним из немногих исключений являются проекты строительства отдельных зданий, осуществляемые в соответствии с ранее утвержденным генпланом. Оценка воздействия должна проводиться на более ранней стадии проектного цикла — в процессе подготовки проектной Документации. Однако она обязательна лишь для определенного круга крупных и экологически опасных объектов.

Читайте также:  Критерии оценки работ в строительстве

Основным источником информации о намечаемой деятельности является заказчик проектной документации. На стадии подготовки документации заказчик обязан информировать общественность путем проведения общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе», заказчик представляет на экологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

На стадии государственной экологической экспертизы общественности также предоставляется право на получение информации о:

• результатах проведения государственной экологической экспертизы;

• нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы.

Резюме

Экспертиза проектов занимает существенное место в управлении проектами. Практически любая стадия управления проектом должна пройти экспертизу на соответствие замыслу, запланированным показателям, нормативным и законодательным документам, требованиям качества (качество решений, продукции, ресурсов, результатов проекта, сертификация качества и пр.) и безопасности (в первую очередь экологической, промышленной, строительной и пр.). Результатом экспертизы должна стать документально оформленная уверенность в соответствии проекта требованиям и правилам, зафиксированным в виде ведомственных, нормативных, законодательных актов.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается специфика экспертизы проектов?

2. Есть ли отличия в экспертизе проектов, связанные с их спецификой (например, строительного и научного проекта)?

3. В чем сходство и различия в экспертизе градостроительного и промышленного проекта?

4. По чьей инициативе проводится экспертиза проекта?

5. Каковы основные вопросы, которые подлежат проверке при экспертизе строительного проекта?

6. Различаются ли подходы при экспертизе строительных проектов на территории России и за рубежом? В чем эти различия?

7. Что такое экологическая экспертиза проектов? Назовите основные задачи.

8. Какие виды экологической экспертизы вы знаете?

9. В чем специфика общественной экологической экспертизы проектов?

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 73-ФЗ от 07.05.98. В действующей редакции.

2. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. РДС 11-201-95. В действующей редакции.

3. О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства. Постановление Совета Министров РФ № 585 от 20.06.93. В действующей редакции.

4. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 17.11.95 № 169-ФЗ. В действующей редакции.

5. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26.06.91. В действующей редакции.

6. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон № 39-Ф от 25.02.99. В действующей редакции.

7. Об иностранных инвестициях в РФ. Федеральный закон РФ от 02.07.99

8. Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.3.99 № 271.

9. Об утверждении Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации (Минюст Mb 1533 01.06.98). Приказ Госкомэкологии России от 22.4.98 № 238.

10. Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов > строительства объектов с привлечением иностранного капитала в РФ. Постановление Минстроя РФ № 18-18 от 26.02.95.

11. Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (Минюст № 1656 08.12.98). Постановление Госгортехнадзора России от 6.11.98 № 64.

12. Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности (Минюст № 1920 01.10.99). Постановление Госгортехнадзора России от 7.9.99 № 65.

13. Об экологической экспертизе. Закон Российской Федерации от 23.11.95 № 174-ФЗ. В действующей редакции.

14 Положение о порядке подготовки, рассмотрения и проведения государственной экспертизы технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1060 от 13.09 94.

15. Управление инвестициями:В 2-х тт/В.В. Шеремет, В.Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.

16. Управление проектами/Подобщ. ред. В.Д. Шапиро. СПб.: Два-ТрИ, 1996.

17. Управление проектами. Толковый англо-русский словарь-справочник/Подред. В.Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2000.

18. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения. М.: Госстрой России, 1993.

19. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. М.: Госстрой России, 1993.

20. Управление проектами:Справочное пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001.

Источник: infopedia.su

Обязательная экспертиза проектной документации отменена не будет

Минэкономразвития выдало отрицательное заключение на проект закона об отмене обязательной экспертизы проектной документации. По мнению экспертов, Россия пока к этому шагу не готова. О том, из-за чего провалилась данная инициатива, почему нужно уравнять в правах частную и государственную экспертизу, и зачем нужен строительный аудит, рассказал Станислав Логунов, основатель Ассоциации экспертиз строительных проектов.

– Станислав Игоревич, уже почти год действуют поправки к федеральному закону номер 337, которые уравнивают права государственной и негосударственной экспертизы, а также затрагивают изменение сроков ее проведения и возможность обжалования результатов. Что изменилось с принятием этих поправок?

Квартиры и земельные участки в г. Иваново

– Этих поправок ждали давно, но, к сожалению, они не в пользу государственных экспертиз. В отличие от госэкспертиз, у организаций, которые занимаются негосударственной экспертизой, нет ограничений по цене услуги и нет территориальной привязки. То есть организация из Калининграда может проводить экспертизу проекта для строительства объекта в Магадане, в то время как у госэкспертиз такой возможности нет. Кроме того, у негосударственной экспертизы нет жестких привязок по срокам проведения. Если госэкспертиза ограничена 145 Постановлением Правительства РФ – не более 45 дней по жилым объектам и 60-ти по нежилым, то негосударственная экспертиза может подождать с заключением, дав тем самым возможность заказчику доработать проект и с первого раза получить положительное заключение.
Негосударственные экспертизы также могут рассматривать отдельные разделы проекта, тогда как для проведения государственной заказчик обязан представить полный комплект исходно-разрешительной документации и все разделы проекта.

– Как это отразилось на рынке?

– Рынок негосударственных экспертиз активно формируется. Прошел почти год со дня вступления в силу поправок, но из-за необходимости переаккредитации немногие частные экспертизы начали работать с 1 апреля 2012 года. Сейчас количество негосударственных экспертиз достигло ста. Причем около 30 из них – это государственные учреждения, которые аккредитовались также и на негосударственную экспертизу.

– Именно эти организации формируют вашу Ассоциацию экспертиз строительных проектов?

Доступное жилье в Воронеже : большая база объявлений

– Нашу Ассоциацию формируют пока только государственные учреждения. В прошлом году Санкт-Петербург, Краснодар и Ленинградская область были вынуждены выйти из Национального объединения экспертизы в строительстве (НОЭКС) из-за разногласий по поводу организации государственной и негосударственной экспертизы. Именно поправки, о которых я говорил ранее, повлияли на такое решение.

– Недавно стало известно, что по итогам проведенных публичных консультаций, Министерство экономического развития России представило отрицательное заключение на проект федерального закона, предусматривающего отмену экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Как вы оцениваете это решение?

– Мое мнение совпадает с мнением большинства экспертов — отмена обязательной экспертизы преждевременна. Профессиональное сообщество очень активно откликнулось на этот законопроект, и при этом практически все отзывы были отрицательные. Причем не только от региональных властей и от экспертных организации, но и от представителей компаний, участвующих в строительстве.
Во-первых, страховые компании, которые должны были по замыслу разработчиков взять на себя большую долю ответственности, пока не понимают предмет страхования: ведь объекта капитального строительства не существует, пока он проектируется и строится. А во-вторых, в результате отмены экспертизы — при минимальном сокращении сроков прохождения всех процедур для получения разрешения на строительство — мы получаем резкое увеличение некачественной документации и, соответственно, роста опасности вреда здоровью, безопасности и имуществу. Более того, это может привести к неэкономичному строительству, поскольку в ходе экспертизы проектные решения зачастую меняются на более оптимальные.

– Тогда зачем строительному рынку отмена экспертизы?

– Этому вопросу уже несколько лет. Я сам бывший заказчик, и в свое время к госэкспертизе в Санкт-Петербурге было большое количество претензий по срокам и по удобству ее прохождения. То же касается и всей страны. Приятно отметить, что сегодня организации, занимающиеся госэкспертизой, действительно меняются к лучшему и уже не заслуживают негативной оценки, которая была 5-7 лет назад. Не стоит также забывать, что на данном этапе развития строительного рынка в России экспертные организации выступают в некотором роде «защитным экраном», требуя приводить проект в соответствие с нормами законодательства, соблюдая, таким образом, общественные интересы.

– Давайте представим, что госэкспертизу все-таки отменили. К каким последствиям это может привести?

– В ответ на этот вопрос я приведу пару интересных цифр. По данным экспертных организаций, которые представлены в отчете Минэкономразвития, в 83,5% случаев проектная документация и результаты инженерных изысканий содержат отклонения от установленных требований, причем более чем в 19% случаев доработка проектных документаций невозможна. Уже из этого можно сделать вывод о качестве проектирования в стране.

– Застройщики давят на проектировщиков?

– Да, вы правы. К тому же, в некоторых случаях проектировщики сами допускают ошибки при выполнении заданий, поставленных заказчиками. Возьмем госзаказ. Я был государственным заказчиком и по опыту могу сказать, что при расчете максимальной начальной стоимости государственного контракта на проектирование, стоимость не завышается.

Читайте также:  Сроки в дорожном строительстве

А потом становится известно, что некая проектная организация выигрывает конкурс с понижением на 50-60%. Подобное предложение может быть реализовано только за счет экономии на привлекаемых к работе специалистах. В результате мы получаем низкое качество проектной документации.
– Но не секрет, что застройщик может надавить и на госэкспертизу. Коррупционная составляющая все-таки присутствует.
Проектировщику при наличии замечаний экспертной организации проще убедить застройщика изменить проектные решения и привести документацию в соответствие с законодательством. А что касается коррупционной составляющей, то ее можно обнаружить в любом профессиональном сообществе.

Это уже задача руководителя организации — обеспечивать работу таким образом, чтобы его сотрудники были в этом не заинтересованы. Эксперт должен получать достойную зарплату. Кроме того, не стоит забывать об этическом аспекте профессии. Эксперт – это высшее звание в проектировании.

Каждый специалист лично подписывает заключение и несет ответственность за безопасность рассмотренных им объектов. Экспертами, как правило, становятся люди уже в солидном возрасте, для которых их имя и репутация представляет определенное значение.

– Не проще ли в таком случае застройщику обратиться в негосударственную экспертизу, чтобы быстрее «договориться» о своем проекте?

– Рынок расставит все на свои места. Все прекрасно понимают, что есть минимальный необходимый срок для рассмотрения документации. Когда на рынке появляются предложения провести экспертизу за 5-7 дней – это, мягко говоря, вызывает удивление. Проектная документация – это большой объем материалов, которые нужно внимательно рассматривать.

Объективно, частные компании, которые действительно проводят экспертизу проекта, в разы быстрее государственных работать не будут. Они могут дать выигрыш в несколько дней.

– Хорошо, будем надеяться на рынок и время. Ну а что касается вашей организации, какую цель вы преследуете?

– В первую очередь это объединение экспертного сообщества. По большому счету, до момента создания нашей Ассоциации в августе прошлого года, интересы госучреждений консолидировано никто не представлял, и 83 государственные организации экспертизы строительных проектов практически не взаимодействовали и не обменивались опытом. Сейчас все это возможно в рамках профессионального сообщества. Кроме того, по инициативе Ассоциации разработан информационный портал, содержащий сведения обо всех государственных организациях, проводящих экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории РФ. Интернет-ресурс дает возможность быть в курсе актуальных новостей участников ассоциации, изменений в законодательстве, он является интерактивной площадкой для общения представителей экспертного сообщества в сети.
Ассоциация также участвует в рассмотрении и подготовке поправок к законопроектам, координирует взаимодействие с законодательными и исполнительными органами федерального уровня.
Особое внимание уделяется налаживанию партнерских отношений с представителями смежных отраслей. Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с Национальным объединением проектировщиков (НОП), с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и с Ассоциацией страховщиков Северо-Запада. Основная задача — показать всему строительному сообществу, что экспертиза, к которой всегда было много претензий, может работать по-новому и перестраиваться в соответствии с требованиями современного рынка. Как оказалось, смежные отрасли заинтересованы в совместной работе, потому что институт экспертизы является гарантией качества и безопасности проектов.

– Вы упомянули, что ассоциация ведет законотворческую деятельность. Над чем непосредственно сейчас работаете?

– В первую очередь это касается уравнивания прав государственной и негосударственной экспертиз. Рынок должен развиваться по единым правилам.
Что касается работы внутри Ассоциации, то сейчас большое внимание уделяется разработке и введению межрегионального стандарта экспертизы, чтобы компании, которые ведут строительство в разных регионах, сталкивались с едиными требованиями к проектной документации.
Еще одно направление – перевод услуги по проведению экспертизы в электронный вид. Это очень актуальный вопрос, особенно для регионов, где заказчики для проведения экспертизы должны везти документацию за сотни, а то и тысячи километров.

– В своей работе вы опираетесь на международный опыт? Можете привести конкретные примеры? Какие перспективы видите для России?

– Международный опыт очень разнообразен. Есть пример Болгарии, которая в конце 90-х отменила госэкспертизу, однако спустя 10 лет была вынуждена вернуться к ней после ряда неприятных историй на стройках. С другой стороны можно привести в пример ОАЭ, в которых при трех экспертизах разного уровня строят быстро и качественно.

Во многих странах работают инженеры-консультанты, которые сопровождают проект на всем пути реализации. Это тоже интересный опыт, когда один человек или одна компания сопровождают проект от идеи до ввода в эксплуатацию. Подобный подход позволяет обеспечить более эффективное использование ресурсов застройщика.
Что касается России, то сейчас у нас есть отдельные консалтинговые агентства, которые помогают определить, что можно построить на конкретном земельном участке. Есть организации, которые занимаются техническим надзором. Но ситуация на рынке говорит о том, что нужна комплексная услуга, которую целесообразно называть термином «строительный аудит». Более того, основой для создания таких аудиторских компаний могут стать, в первую очередь, экспертные организации, обладающие уникальным опытом и кадрами.
Строительный аудит – это продукт, который, я уверен, получит распространение в России в ближайшем будущем.

– Что необходимо для развития строительного аудита? Как в таком случае будет производиться контроль деятельности аудиторов?

Для развития строительного аудита в России не требуется вносить изменения в действующее законодательство. Для этого необходимо поменять наш менталитет – инвесторы и застройщики должны осознать, что контракт с компанией, которая будет сопровождать проект на всем пути, это не дополнительные ненужные затраты, а гарантия качественной и быстрой реализации проекта. Никого же не пугают затраты на аудит в бухгалтерии? Главный бухгалтер приглашает аудитора, не только чтобы тот указал на ошибки, но и посоветовал бы, как правильно и эффективно исправить недочеты.
Кто будет контролировать? Это вопрос более широкий. Наиболее логичный путь — создание саморегулируемой организации. Говоря о развитии строительного аудита на базе экспертных организаций сейчас, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. По действующему законодательству государственные экспертизы не могут образовать саморегулируемую организацию.

Поэтому в случае отмены обязательной экспертизы, у них два основных пути, по которым они могут пойти – это возврат к бюджетным или казенным учреждениям для того, чтобы рассматривать только бюджетные проекты, либо трансформация в открытые акционерные общества, естественно, со 100% долей государства, на базе которых как раз будет возможность внедрять и развивать услуги по строительному аудиту. В свое время новшеством была трансформация в автономные учреждения, сейчас экспертиза созрела для того, чтобы трансформироваться дальше, чтобы создать СРО и пойти по пути саморегулирования. Экспертиза — ­ это единственная часть строительного процесса, которая сегодня не имеет саморегулирования.

– В этом случае СРО могли бы аттестовать аудиторов?

–Думаю, было бы уместно поручить эту государственную функцию СРО, разгрузив таким образом Минрегион. Тем более что другие сообщества уже показали, что это рабочий механизм.

– Негосударственные экспертизы сейчас могут заниматься далеко не всеми объектами. Стоит ли расширить их полномочия?

– Действительно, на сегодняшний момент негосударственные экспертизы не могут выдавать заключения по объектам бюджетного строительства (например: детские сады, школы, больницы) и особо сложным и опасным объектам. Безусловно, можно расширить перечень объектов, разрешенных для негосударственной экспертизы, поскольку бюджетный дом ничем не отличается от коммерческого. Но при этом за госэкспертизами необходимо оставить проверку достоверности определения сметной стоимости, проведение которой практически во всех регионах законодательно закреплено за государственными учреждениями.
Очень важно, чтобы изменения проходили поэтапно. Сначала нужно уравнять права всех организаций, потом создать СРО, после провести расширение спектра работы негосударственных экспертиз. Но все должно делаться не за один год. Тогда эти новшества будут понятны для всех участников рынка и приведут к более эффективным результатам.

– Итак, за счет государственной экспертизы экономятся бюджетные средства. Помогает ли в свою очередь частная экспертиза снижать стоимость проекта?

Действительно, в результате проверки достоверности определения сметной стоимости достигается существенная экономия. В среднем за год по всем бюджетным объектам экономия составляет 12-15%. Поэтому если экспертиза будет работать в формате аудита, и сможет предложить частному заказчику более эффективные решения на этапе разработки и согласования проектной документации, то это, безусловно, положительно скажется на снижении стоимости объектов.

– Как утверждают участники рынка, отмена экспертизы нужна для улучшения инвестиционной привлекательности бизнеса в России. За счет чего, по вашему мнению, можно повысить инвестиционную привлекательность в стране, если не отменять экспертизу?

– Вопрос очень актуальный. На своем опыте могу сказать, что основные проблемы заключаются в сборе исходно-разрешительной документации, в том числе технических условий, согласований профильных комитетов.
Вторая проблема, которая существенно влияет на сроки реализации проектов – это проекты планировки территории. Несколько лет назад для облегчения жизни застройщиков отменили государственную экспертизу проектов планировки, что в итоге привело к увеличению количества ППТ, разработанных с серьезными нарушениями. Это принципиально важный вопрос, потому что именно в проектах планировки закладываются показатели по обеспечению территорий зелеными насаждениями, парковками, и объектами социальной инфраструктуры. И именно на стадии разработки проектов планировки зачастую появляются те ошибочные решения, которые могли бы быть подкорректированы при экспертизе ППТ. А на сегодняшний момент эксперные организации, проводя экспертизу конкретных объектов, придумывают, как их вписать в неправильные проекты планировки, что, как вы понимаете, не способствует сокращению общего срока согласования строительной документации.
Ассоциация с прошлого года выступает с инициативой возврата к экспертизе проектов планировки, что, безусловно, существенно сократит сроки проектирования.
По материалам РИА НОВОСТИ

Источник: www.realtymag.ru

Рейтинг
Загрузка ...