«Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа» (утв. решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, протокол от 23.06.2022 N 33)
решением президиума (штаба)
по региональному развитию
в Российской Федерации
(протокол от 23 июня 2022 г. N 33)
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ РЕСТАВРАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ
ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
Промежуточный тест 1 по «Организационно-технологическое моделирование в строительстве» (Росдистант)
БЮДЖЕТА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
I. Общие положения
1. Настоящая методика разработана в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 655 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 16, ст. 2695) (далее — Методика) и предназначена для оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа (далее — оценка эффективности).
2. Оценка эффективности проводится для принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о предоставлении средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений.
3. Оценка эффективности проводится в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, по которым:
не приняты в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета;
предполагается внесение изменений в принятые решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета, в результате которых изменение мощности (прироста мощности) объекта капитального строительства, подлежащей вводу, мощности объекта недвижимого имущества составит более чем 10 процентов.
4. Методика не распространяется на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
💣Оценка и управление профессиональными факторами риска в 2022 году!
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
за пределами территории Российской Федерации;
в рамках концессионных соглашений.
5. Оценку эффективности инвестиционного проекта проводят главные распорядители средств федерального бюджета (далее — заявители) и представляют ее результаты в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее — коллегия ВПК).
6. Методика устанавливает общие требования к расчету оценки эффективности, которая осуществляется на основе двух групп критериев.
II. Состав, порядок определения баллов оценки критериев
первой группы и оценки эффективности на основе критериев
7. Оценка эффективности на основе критериев первой группы (Ч1) рассчитывается по следующей формуле:
К1 — общее число критериев первой группы;
К1НП — число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.
8. Требования к определению баллов оценки по каждому из критериев первой группы установлены пунктами 9 — 11 Методики.
Возможные значения баллов оценки по каждому из критериев первой группы приведены в графе 3 таблицы «Бланк оценки эффективности реализации инвестиционного проекта» согласно приложению N 1 к Методике.
9. Критерий — обоснованность потребности в создаваемых мощностях.
9.1. Подкритерий — наличие потребителей продукции (услуг), создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ наличия потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества). Заявителем представляются:
количественные показатели, характеризующие прямые (непосредственные) результаты (создаваемая (приобретаемая) мощность объекта) и конечные результаты (эффекты) реализации инвестиционного проекта. Рекомендуемые показатели представлены в приложении N 3 к Методике;
обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта. В качестве обоснования может использоваться официальная статистическая информация, иные данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных), а также письма федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о наличии необеспеченной потребности.
Балл, равный 1, присваивается, если проектная мощность (намечаемый объем производства продукции, оказания услуг) создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) будет использоваться в полном объеме, то есть соответствует (или менее) потребности в данной продукции (услугах).
Балл, равный 0,5, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности (после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию мощность будет использоваться более чем на 75 процентов).
Балл, равный 0, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
9.2. Подкритерий — обеспеченность населения определенным видом объектов с учетом отраслевых нормативов (для объектов социальной сферы).
Осуществляется оценка соответствия мощности инвестиционного проекта и нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет информацию об утвержденных нормативах обеспеченности населения объектами социальной сферы и уровне их выполнения (достижения) до реализации инвестиционного проекта и после реализации инвестиционного проекта.
Примерный перечень нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы приведен в приложении N 4 Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2021 г. N 71.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если по результатам реализации инвестиционного проекта соответствующие нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы не будут превышены более чем на 10 процентов.
Инвестиционный проект признается не соответствующим критерию, если установлен факт превышения мощности инвестиционного проекта более чем на 10 процентов над нормативами.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами социальной сферы, а также для объектов, для которых не установлены нормативы обеспеченности.
9.3. Подкритерий — отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями (для объектов производственного назначения).
объемы, основные характеристики продукции (работ, услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов либо замещаемой импортируемой продукции;
объемы производства, основные характеристики, наименование и месторасположение производителя замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
объемы иных производителей замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
анализ рынка, в том числе подтверждающий наличие спроса на продукцию.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если в рамках проекта предполагается:
а) производство продукции (работ и услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов;
б) производство импортозамещающей продукции (работ и услуг);
в) производство продукции (работ и услуг), спрос на которую с учетом производства замещающей продукции удовлетворяется не в полном объеме.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами производственного назначения.
10. Критерий — необходимость (обоснованность) прямого участия государства в реализации инвестиционного проекта.
10.1. Подкритерий — необходимость реализации инвестиционного проекта в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения.
В рамках оценки по указанному подкритерию проводится анализ необходимости строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения.
Заявителем представляются сведения о полномочиях, для осуществления которых необходима реализация инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается при наличии обоснования невозможности осуществления государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения, без реализации инвестиционного проекта
10.2. Подкритерий — необходимость осуществления нового строительства (для объектов, предусматривающих осуществление нового строительства).
В рамках оценки по указанному подкритерию проводится анализ необходимости осуществления нового строительства и отсутствие объектов недвижимого имущества, пригодного для использования в целях, предусмотренных инвестиционным проектом.
сведения об отсутствии в государственной казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом (письмо территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об отсутствии в государственной казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, предусмотренных инвестиционным проектом);
сведения об отсутствии в федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства, региональном реестре незавершенных объектов капитального строительства (по месту реализации инвестиционного проекта), незавершенного объекта капитального строительства, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом (письмо Минстроя России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за ведение регионального реестра, об отсутствии в соответствующем реестре подходящего незавершенного объекта капитального строительства).
Балл оценки данного критерия рассчитывается суммированием баллов за следующие подкритерии:
балл, равный 0,5, присваивается в случае отсутствия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом;
балл, равный 0, присваивается в случае наличия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом;
балл, равный 0,5, присваивается в случае отсутствия в федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства, региональном реестре незавершенных объектов капитального строительства (по месту реализации инвестиционного проекта), незавершенного объекта капитального строительства, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом, или в случае, если при наличии в указанных реестрах пригодного незавершенного объекта капитального строительства стоимость завершения его строительства больше стоимости рассматриваемого инвестиционного проекта;
балл, равный 0, присваивается в случае наличия в федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства, региональном реестре незавершенных объектов капитального строительства (по месту реализации инвестиционного проекта), незавершенного объекта капитального строительства, пригодного для использования его в целях, определенных инвестиционным проектом, в том числе когда стоимость завершения его строительства меньше стоимости рассматриваемого инвестиционного проекта.
10.3. Подкритерий — необходимость привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ возможности привлечения внебюджетного финансирования, возможности использования альтернативных механизмов реализации инвестиционного проекта (государственно-частное партнерство, концессии и др.), наличие собственных средств предприятия (в том числе направление на капитальные вложения амортизационных отчислений).
Заявителем представляются обоснования:
предлагаемой доли финансирования из федерального бюджета и доли иных источников финансирования (в случае смешанного финансирования). При наличии внебюджетного финансирования представляется также гарантийное письмо о привлечении внебюджетного финансирования, а также информация о включении инвестиционного проекта в инвестиционные программы субъектов естественных монополий или государственных корпораций и компаний (в случае, если предусматривается софинансирование в рамках указанных программ). Для объектов собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности представляются сведения о региональных и муниципальных программах, в рамках которых предусматриваются средства на финансирование инвестиционного проекта. В случае, если инвестиционный проект является составной частью комплексного проекта, то представляются также подтверждения реализации и финансирования остальных частей комплексного проекта;
невозможности привлечения в полном объеме средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) для реализации инвестиционного проекта (для объектов собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности);
невозможности привлечения внебюджетного финансирования (представляется информация об отсутствии предложений потенциальных частных инвесторов, отсутствии собственных средств организации (предприятия), невозможности привлечения заемного финансирования);
невозможности заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (представляется информация об отсутствии предложений потенциальных концессионеров, частных партнеров о реализации инвестиционного проекта);
анализ рынка в части стоимости единицы мощности сопоставимых объектов.
Инвестиционный проект признается не соответствующим критерию, если установлена возможность использования альтернативных механизмов или его реализации без привлечения средств федерального бюджета, а также если установлена возможность частичного привлечения средств внебюджетных источников или собственных средств, но указанные средства не привлечены.
В ином случае проекту присваивается балл, равный 1.
11. Критерий — наличие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой для функционирования объекта капитального строительства после ввода в эксплуатацию.
Проводится оценка факта наличия или строительства с коррелирующими сроками ввода необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры с достаточными мощностями, в том числе с учетом инвестиционных программ естественных монополий.
Заявитель представляет расчет потребности в инженерной и транспортной инфраструктуре и документы, подтверждающие наличие такой инфраструктуры или строительства такой инфраструктуры, в том числе градостроительный план земельного участка, содержащий в соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информацию о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), гарантийные письма ресурсоснабжающих организаций о наличии достаточных мощностей для подключения объекта капитального строительства после завершения его строительства.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта наличия или строительства с коррелирующими сроками ввода необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры с достаточными мощностями.
Балл, равный 0,5, присваивается, если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой менее 100 процентов, но не менее 75 процентов от требуемого объема и инвестиционным проектом предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Средневзвешенный уровень обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой (И) определяется по формуле:
иi — уровень обеспеченности i-м видом инженерной и транспортной инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, телефонная связь, объекты транспортной инфраструктуры), в процентах;
n — количество видов необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Инвестиционный проект признается не соответствующим критерию, если установлен факт отсутствия необходимой инфраструктуры к планируемому сроку ввода объекта.
Критерий не применим, если для предполагаемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) в силу его функционального назначения инженерная и транспортная инфраструктура не требуется (например, берегоукрепительные работы).
III. Состав, порядок определения баллов оценки и весовых
коэффициентов критериев второй группы и оценки эффективности
на основе критериев второй группы
12. Оценка эффективности на основе критериев второй группы (Ч2) рассчитывается по следующей формуле:
— балл оценки i-го критерия второй группы;
Pi — весовой коэффициент i-го критерия второй группы;
К2 — общее число критериев второй группы.
Сумма весовых коэффициентов по всем критериям второй группы составляет 1 (единицу).
13. Требования к определению баллов оценки по каждому из критериев второй группы установлены пунктами 14 — 17 Методики.
Значения весовых коэффициентов критериев и подкритериев второй группы, устанавливаемые в целях Методики, приведены в графе 5 таблицы «Бланк оценки эффективности реализации инвестиционного проекта» согласно приложению N 1 к Методике.
Допустимые значения баллов оценки по каждому из критериев второй группы приведены в графе 3 таблицы «Бланк оценки эффективности реализации инвестиционного проекта» согласно приложению N 1 к Методике.
14. Критерий — влияние на достижение национальных целей, целей и показателей государственных программ Российской Федерации, общественно значимых результатов национальных проектов.
Балл, от 0 до 1, присваивается проекту, если в материалах, представленных инициатором инвестиционного проекта, даны обоснования прямого либо косвенного влияния на достижение национальных целей, целей и задач государственных программ Российской Федерации, национальных проектов с учетом подкритериев, приведенных в пунктах 14.1 — 14.3 Методики, и рассчитывается по следующей формуле:
b2i — балл оценки i-го подкритерия;
Qi — весовой коэффициент i-го подкритерия;
П2.1 — общее число подкритериев.
14.1. Подкритерий — влияние инвестиционного проекта на национальные цели и целевые показатели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Указ N 474).
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель указывает конкретные национальные цели и целевые показатели, определенные Указом N 474, на достижение которых влияет реализация инвестиционного проекта, и представляет обоснования такого влияния.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта прямого влияния инвестиционного проекта на национальные цели и целевые показатели, определенные Указом N 474.
Балл, равный 0,5, присваивается в случае установления факта косвенного влияния инвестиционного проекта на национальные цели и целевые показатели, определенные Указом N 474.
Балл, равный 0, присваивается в случае отсутствия влияния инвестиционного проекта на национальные цели и целевые показатели, определенные Указом N 474.
14.2. Подкритерий — влияние инвестиционного проекта на достижение показателей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели, определенные в отраслевых стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды (планах строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов).
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель указывает конкретные показатели соответствующей стратегии со ссылкой на соответствующий документ, на которые влияет реализация инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта прямого влияния инвестиционного проекта на достижение показателей стратегии.
Балл, равный 0,5, присваивается в случае установления факта косвенного влияния инвестиционного проекта на достижение показателей стратегии.
Балл, равный 0, присваивается в случае отсутствия влияния инвестиционного проекта на достижение показателей стратегии.
14.3. Подкритерий — соответствие инвестиционного проекта целям и показателям соответствующей государственной программы Российской Федерации, национального проекта.
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель указывает конкретную цель и показатель соответствующей государственной программы Российской Федерации, а для объектов, реализуемых в рамках национального проекта — также общественно значимый результат и показатель соответствующего национального проекта, на которые влияет реализация инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается в случае соответствия инвестиционного проекта целям и показателям конкретной государственной программы Российской Федерации, национального проекта.
Балл, равный 0, присваивается в случае несоответствия инвестиционного проекта целям и показателям конкретной государственной программы Российской Федерации, национального проекта.
Для инвестиционных проектов, реализуемых вне государственных программ Российской Федерации, заявителем представляется информация о наличии соответствующих решений (поручений, указаний) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, коллегии ВПК. В этом случае присваивается балл, равный 1. При отсутствии соответствующих решений присваивается балл, равный 0.
15. Критерий — влияние реализации инвестиционного проекта на достижение показателей структурных элементов государственной программы Российской Федерации (федерального проекта или ведомственного проекта) и/или федеральной целевой программы.
По указанному подкритерию производится количественная оценка влияния инвестиционного проекта на достижение показателей структурных элементов государственной программы Российской Федерации и (или) федеральной целевой программы.
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель представляет обоснование, включающее расчет количественно выраженного влияния инвестиционного проекта на конкретный показатель структурного элемента государственной программы Российской Федерации и (или) федеральной целевой программы (указывается доля (в процентах) выполнения показателя структурного элемента в случае реализации инвестиционного проекта).
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта влияния инвестиционного проекта на достижение конкретных показателей структурного элемента государственной программы Российской Федерации и (или) федеральной целевой программы.
Балл, равный 0, присваивается в случае отсутствия влияния инвестиционного проекта на достижение конкретных показателей структурного элемента государственной программы Российской Федерации и (или) федеральной целевой программы.
Для инвестиционных проектов, реализуемых вне рамок государственных программ Российской Федерации и (или) федеральных целевых программ заявителем представляется информация о наличии соответствующих решений (поручений, указаний) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, коллегии ВПК. В этом случае присваивается балл, равный 1. При отсутствии соответствующих решений присваивается балл, равный 0.
16. Критерий — влияние на комплексное развитие территорий.
Балл, от 0 до 1, присваивается проекту, с учетом подкритериев, приведенных в пунктах 16.1 и 16.2 Методики, и рассчитывается по следующей формуле:
b2i — балл оценки i-го подкритерия;
Qi — весовой коэффициент i-го подкритерия;
П2.3 — общее число подкритериев.
16.1. Подкритерий — соответствие схемам территориального планирования.
В рамках оценки по указанному подкритерию проводится анализ на предмет наличия объекта в утвержденных (согласованных) схемах территориального планирования (с использованием ФГИС ТП) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель представляет сведения по форме, приведенной в приложении 2 к Методике, необходимые для установления факта идентичности и соответствия данных об объекте в инвестиционном проекте и ФГИС ТП.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта наличия объекта в утвержденных/согласованных схемах территориального планирования (с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования, далее — ФГИС ТП) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Подкритерий не применим к объектам, которые согласно законодательству о градостроительной деятельности не подлежат отображению в схемах территориального планирования. В этом случае для проведения расчета условно присваивается балл, равный 1.
16.2. Подкритерий — влияние на достижение целей программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
По указанному подкритерию производится количественная оценка влияния инвестиционного проекта на достижение целей программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Для проведения проверки на соответствие указанному подкритерию заявитель представляет обоснования, включающие расчет количественно выраженного влияния инвестиционного проекта на конкретные цели программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта влияния инвестиционного проекта на достижение целей программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Балл, равный 0, присваивается в случае отсутствия влияния инвестиционного проекта на достижение целей программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Подкритерий не применим для инвестиционных проектов, реализуемых вне рамок программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этом случае для проведения расчета условно присваивается балл, равный 1.
17. Критерий — возможность содержания объекта после его ввода в эксплуатацию.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ возможности содержания объекта недвижимости после ввода в эксплуатацию для объектов, не являющихся государственной собственностью Российской Федерации, без привлечения средств федерального бюджета.
Критерий не применим для инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации. В этом случае для проведения расчета условно присваивается балл, равный 1.
IV. Расчет итоговой оценки эффективности на основе оценки
по критериям первой и второй группы
18. Итоговая оценка (Эитг) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе критериев двух групп по следующей формуле:
Эитг = Ч1 x 0,6 + Ч2 x 0,4,
Ч1 — оценка эффективности на основе критериев первой группы;
Ч2 — оценка эффективности на основе критериев второй группы;
0,6 и 0,4 — весовые коэффициенты оценок эффективности на основе критериев первой и второй группы соответственно.
19. По результатам итоговой оценки эффективности инвестиционный проект признается:
высокоэффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет более 80 процентов;
эффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет более 60 процентов, но менее 80 процентов;
низкоэффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет более 40 процентов, но менее 60 процентов;
неэффективным — в случае, если значение итоговой оценки составляет менее 40 процентов.
Источник: legalacts.ru
Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ООО «СИГМА»
Оглавление
Введение 3
1 Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня 5
1.1 Показатели организационно-технического уровня производства 5
1.2 Определение показателей организационно-технического уровня производства 8
2 Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ООО «СИГМА» 23
2.1 Анализ технической оснащенности и технологии строительного производства 23
2.2 Анализ качества строительной продукции 32
3 Заключение 51
4 Список использованной литературы 54
Файлы: 1 файл
Количество учитываемых факторов и конкретные формы зависимостей для расчета обобщающих показателей ОТУП устанавливаются после изучения особенностей производства, качества отчетной информации и конкретной ситуации. Структура зависимостей (линейная, степенная) для расчета обобщающих показателей такая же, как и для комплексного показателя ОТУП (см. формулы 1.1, 1.2, 1.3). При расчете обобщающих показателей по формуле (1.1) сумма коэффициентов весомости при факторах равна единице (ai = 1), коэффициенты весомости факторов при расчете обобщающих показателей по формулам (1.2) и (1.3) определяются в результате корреляционно-регрессионного анализа (см. п. 1.5).
Полученные значения частных, обобщающих и комплексного показателей ОТУП используются для анализа их прогрессивности, нахождения узких мест для повышения ОТУП и стратегического прогнозирования. Приведем пример оценки, анализа и прогнозирования ОТУП на условных данных (табл. 1.4).
Исходные данные для оценки, анализа и прогнозирования организационно-технического уровня производства
Уровень механизации и автоматизации
Уровень прогрессивности технологических процессов
Средний возраст технологических процессов, лет
Средний возраст технологического оборудования, лет
Фондовооруженность труда работников фирмы, млн.руб./чел.
Уровень кооперирования производства
Уровень специализации производства
Коэффициент сменности работы технологического оборудования
Укомплектованность штатного расписания фирмы, %
Удельный вес основных производственных рабочих в численности работников, %
Коэффициент текучести кадров, %
Потери рабочего времени, %
Коэффициент частоты травматизма
Коэффициент пропорциональности процессов по мощности
Коэффициент непрерывности производственных процессов
Коэффициент ритмичности производственных процессов
Анализ данных табл. 1.4 показывает, что в 2006 г. почти все показатели ОТУП были ниже нормативов, фирму лихорадило по всем направлениям. В 2007 г. предприятие провело техническое перевооружение, наполовину обновило технологическое оборудование, процессы, что позволило повысить уровень автоматизации производства и организованности процессов. В 2008 г. было завершено техперевооружение и в целом за этот период значительно были улучшены все частные показатели ОТУП.
Поскольку отсутствует достаточное количество исходных данных для использования методов факторного анализа с применением компьютеров (требования к количеству исходных данных см. в п.1.5), применяем экспертный метод оценки обобщающих показателей ОТУП по формуле (1.1) с учетом весомости факторов (см. колонку 2 табл. 1.4) и их действия (см. формулы (1.6) и (1.7)). Данные за 2006 и 2007 гг. приведены в табл. 1.4 для установления динамики частных показателей. Оценку ОТУП будем осуществлять по данным 2008 г.
Технический уровень производства фирмы в 2008 г. равен
Организационный уровень производства фирмы в 2008 г. равен
Организационно-технический уровень производства фирмы в 2008 г. при весомости Ка1 = 0,55, Ка2= 0,45 будет равен
Расчет и анализ ОТУП показал, что этот уровень не отвечает требованиям «входа» системы.
Для повышения ОТУП необходимо:
- повысить уровень механизации и автоматизации производства;
- повысить уровень прогрессивности технологических процессов;
- повысить фондовооруженность труда;
- сократить потери рабочего времени;
- повысить ритмичность производства.
Прогнозирование ОТУП рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1) прогнозирование параметров «входа» системы — конкурентоспособности товаров фирмы на срок, установленный в стратегии фирмы (эту работу выполняют отделы маркетинга и НИОКР);
2) прогнозирование параметров обеспечивающей подсистемы;
3) прогнозирование частных показателей ОТУП, перечень которых приведен в табл. 1.4, обеспечивающих соответствие параметров «процесса» (ОТУП) требованиям «входа» системы;
4) оценка ОТУП по прогнозным нормативам;
5) разработка и согласование мероприятий, обеспечивающих достижение в будущем повышение ОТУП до требуемого уровня;
6) разработка и согласование организационных проектов по реализации инвестиционных проектов.
2 Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ооо «СИГМА»
2.1 Анализ технической оснащенности и технологии строительного производства
Инвестиционно-строительная компания ООО «Сигма» имеет 11-летний опыт работы в г.Уфе и Республике Башкортостан — на вторичном и первичном рынках жилья.
В настоящее время является динамично развивающейся компанией, успешно осваивающей такие направления деятельности в строительстве как: инвестирование в строительство жилых и нежилых объектов; управление инвестиционными проектами и строительством; проектирование; исполнение функций заказчика, генподрядчика; комплексные поставки строительных материалов и др.
Анализ технико- организационного уровня строительного производства позволяет выявить факторы и найти резервы повышения эффективности использования производственных ресурсов. Показатели технического уровня производства условно делятся на три группы:
- показатели уровня применения орудий труда;
- показатели уровня технологии строительного производства;
- показатели качества строительно-монтажных работ и выпускаемой продукции.
Технический уровень строительного производства анализируется в следующих аспектах:
- обеспеченность строительного предприятия машинами, механизмами и транспортом;
- качественные характеристики применяемой строительной техники, технологии и строительной продукции;
- внедрение, освоение и применение прогрессивной техники и технологии.
Оснащенность строительного предприятия основными средствами и рациональное их использование обеспечивает рост основных показателей, таких как объем выполненных строительно-монтажных работ, прибыль от продажи строительной продукции. Учитывая специфику строительного производства, особое внимание следует уделить анализу активной части основных средств. В процессе анализа следует решить следующие задачи:
- определить обеспеченность предприятия и его отдельных строек строительными машинами и механизмами и степень их использования как по обобщающим, так и частным показателям;
- выявить причины изменения анализируемых показателей; определить влияние изменения показателей основных средств на объем строительно-монтажных работ;
- выявить имеющиеся резервы и планировать мероприятия по улучшению использования основных средств.
Источниками для анализа обеспеченности основными средствами являются:
- планы и графики производства работ на объектах строительства;
- форма №1 «Баланс предприятия»;
- форма №5 «Приложение к балансу (раздел 3 «Амортизируемое имущество»);
- форма №11 «Отчет о наличии и движении основных средств»;
- проектно-сметная документация;
- планы технического развития предприятия.
Анализ технической оснащенности ориентирован на изучение состава, численности и мощности строительных машин, имеют значение также средние единичные величины рабочих параметров, таких как средняя емкость ковша экскаваторов, средняя грузоподъемность крана. Обобщающим сводным коэффициентом внедрения новой техники является коэффициент обновления парка строительных машин (как правило, за год). Одним из важнейших направлений развития технологии строительного производства является его индустриализация. Степень индустриализации строительного производства может быть измерена следующими показателями.
1. Коэффициент сборности (Ксб):
Ксб = ССсб / СС или Сск / См,
где ССсб – сметная стоимость строительно-монтажных работ с применением сборных конструкций, включая стоимость самих конструкций, руб.;
СС – сметная стоимость строительно-монтажных работ по объекту или строительному комплексу, руб.;
Сск – стоимость сборных конструкций, руб.;
См – стоимость материалов, деталей и конструкций, применяемых на данном объекте, руб.
2. Удельный расход сборных элементов в натуральных измерениях в расчете на 1 кв. м вводимой площади.
Повышение уровня сборности строительства объекта оказывает влияние на сокращение сроков строительства и повышение качества строительства. Одной из особенностей строительства является высокая трудоемкость некоторых видов строительно-монтажных работ.
Во многих случаях применение ручного труда оправдано и является гарантией качества, в других – продиктовано недостаточной оснащенностью ручных процессов строительной техникой с требуемыми техническими параметрами, механизированным инструментом. Расширение сферы механизации труда является одним из важнейших резервов роста производительности труда на строительной площадке. Механизированными считаются работы, одна или несколько основных операций которых выполняются с помощью машин или механизмов, приводимых в действие от любого двигателя. Комплексно-механизированными считаются работы, в которых все основные или вспомогательные операции технологического процесса выполняются машинами и механизмами.
Представление об уровне механизации строительных и монтажных работ дают следующие показатели.
- Коэффициент механизации отдельных видов строительных и монтажных работ (Км):
где qм, qн – соответственно объемы работ, выполненных механизированным и немеханизированным способом, в натуральных ед.
2. Коэффициент комплексной механизации работ
где qкм – объем комплексно-механизированных работ, в натуральных ед.
3. Степень механизации нескольких видов строительных и монтажных работ, образующих отдельный этап или комплекс работ на объекте, связанных в единый технологический процесс, может характеризоваться сводным коэффициентом механизации. При этом должна быть обеспечена сопоставимость работ, имеющих различные натуральные измерители результатов. Сводный коэффициент механизации имеет вид:
где qмt, qнt – затраты рабочего времени на ед. работ (трудоемкость), соответственно выполненных механизированным и немеханизированным способом, чел.-час.
В качестве показателей трудоемкости можно принять нормативные и фактические значения трудозатрат.
4. Коэффициент механизации труда (Кмт):
где Тм – общие трудовые затраты на механизированных работах, чел.-час.;
Т – общие трудозатраты по данному виду работ, чел.-час.
Взаимосвязь вышеприведенных показателей позволяет составить модель для проведения факторного анализа показателя механизации работ:
где Кпр – коэффициент производительности труда, показывающий, во сколько раз производительность механизированного труда больше производительности немеханизированного труда на всех работах. В качестве типовых мероприятий по направлению научно-технического прогресса в строительстве предлагаются следующие.
1. Повышение уровня сборности сооружаемых объектов за счет:
- расширения области применения сборных конструкций;
- укрупнения применяемых конструкций;
- повышения степени заводской готовности деталей и конструкций.
2. Повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов на строительной площадке за счет:
Источник: student.zoomru.ru
Оценка организационно-технического уровня и конкурентоспособности строительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИЯ / ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL LEVEL OF CONSTRUCTION / COMPETITIVENESS / CAPACITY OF THE ORGANIZATION / PERSONNEL / MOTIVATION / SOCIAL PARTNERSHIP / INNOVATION
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев В.А., Ахова Е.В.
Проблема организационно-технического уровня и конкурентоспособности в рыночной экономике носит универсальный, всеобщий характер. Конкурентоспособность организации определяется ее потенциалом: производственным и инновационным.
Потенциал организации можно определить как меру готовности к выполнению поставленных перед нею производственно-экономических и инженерно-технических задач. Эффективное решение проблем повышения конкурентоспособности организации строительного комплекса России требует совершенствования управления развитием кадрового потенциала. Объектом исследования является производственно-экономическая деятельность строительных организаций в условиях конкурентной среды. Предметом исследования являются направления развития социально-трудовых отношений в производственном коллективе с целью повышения эффективности деятельности организации.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терентьев В.А., Ахова Е.В.
Анализ критериев повышения экономической эффективности деятельности предприятия при проведении диверсификации
Построение схемы интеллектуального потенциала строительной организации как итог группировки и экспертной оценки его структурных компонентов
Совершенствование и оптимизация схем управления организацией в условиях современной экономической ситуации
Evaluation of organizational and technical level and competitiveness of the construction industry
The problem of organizational and technical level and competitiveness in a market economy is universal, universal. The competitiveness of the organization is determined by its potential: the production and innovation . The potential of the organization can be defined as a measure of readiness to perform assigned to it production and economic and technical problems. Effectiveness-effective solution of problems of increase of competitiveness of construction enterprises Russia requires improved management of development of personnel potential. The object of research is industrial-economic activities of construction companies in a competitive environment.The subject of research is the development direction of social and labor relations in the work group in order to increase the efficiency of the organization.
Текст научной работы на тему «Оценка организационно-технического уровня и конкурентоспособности строительного производства»
1К1 Инженерный вестник Дона. №1 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nly2016/3546
Оценка организационно-технического уровня и конкурентоспособности
В.А. Терентьев, Е.В. Ахова Ростовский государственный строительный университет
Аннотация: Проблема организационно-технического уровня и конкурентоспособности в рыночной экономике носит универсальный, всеобщий характер. Конкурентоспособность организации определяется ее потенциалом: производственным и инновационным.
Потенциал организации можно определить как меру готовности к выполнению поставленных перед нею производственно-экономических и инженерно-технических задач. Эффективное решение проблем повышения конкурентоспособности организации строительного комплекса России требует совершенствования управления развитием кадрового потенциала. Объектом исследования является производственно-экономическая деятельность строительных организаций в условиях конкурентной среды. Предметом исследования являются направления развития социально-трудовых отношений в производственном коллективе с целью повышения эффективности деятельности организации.
Ключевые слова: организационно-технический уровень строительства, конкурентоспособность, потенциал организации, кадровая политика, мотивация, социальное партнерство, инновация.
Конкуренция лежит в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше простого противоборства сил в отдельно взятой отрасли. Потребители, поставщики, потенциальные игроки и товары заменители — это конкуренты, в той или иной степени оказывающие влияние на отрасль [1].
Для оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта служит величина организационно-технического уровня (ОТУ). ОТУ строительной отрасли в целом и отдельной строительной организации представляет собой уровень, на котором они находятся в настоящий период. Оценки ОТУ должны осуществляться по соответствующим методикам для отрасли, строительных организаций, предприятий стройиндустрии и должны выражаться набором конкретных факторов с возможностью их количественного измерения. В нормативно-методической литературе
имеется достаточно большое количество методик, но все они сводятся к определению итогового показателя ОТУ:
где — значение отдельных факторов I в относительных показателях, включенных в методику определения ОТУ; Ю| — весомость фактора / в долях единицы.
Знание ОТУ позволяет не только сравнивать результаты конкретных организаций, но и выявлять сильные и слабые стороны развития. На основе такого анализа можно объективно оценить направления по повышению ОТУ. Чем выше уровень ОТУ по сравниваемым организациям, тем выше их конкурентоспособность.
Помимо этого строительная организация должна обладать совокупностью индивидуальных конкурентных преимуществ. В этом выражается конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, что, в свою очередь, является залогом стабильного роста, надежного функционирования и процветания данного предприятия. В случае строительной организации этим может служить своевременное и высококачественное выполнение строительно-монтажных работ, использование новых видов строительных материалов и нового высокотехнологического оборудования и др.
Повышение уровня конкурентоспособности — ключевая проблема хозяйствующего объекта. Ее решение заключается в выявлении факторов и резервов конкуренции с последующим их анализом и заключением. Внешние факторы включают в себя:
— макроэкономические условия в конкретном периоде;
— уровень инфляции, включая инфляцию на товары и услуги, потребляемые строительством;
— ставки по кредитам и доступность кредитных ресурсов;
— выделение отраслей и внутри их направлений ускоренного развития;
— инвестиционная ситуация в отрасли, регионе, стране;
— уровень конкуренции на строительном рынке;
— обеспеченность ресурсами и т.п.
К числу внутренних факторов относят:
— внедрение в производство прогрессивной технологии, новой техники действенных экономических стимулов — создание «инновационного» производство;
— формирование системы конкуренции в деятельности персонала и т.п.
Особенно ярко конкурентоспособность проявляется в результатах
участия в тендерных торгах в виде аукциона или конкурса. Например, при аукционных торгах на строительно-монтажные работы важнейшим фактором является возможность снижения себестоимости работ (услуг). Снижение себестоимости может быть достигнуто за счет высокой производительности труда, снижения потерь рабочего времени и материальных ресурсов, оптимальной организации производства и труда, и ряда других факторов [2,].
Потенциал — главный критерий возможности и целесообразности существования строительных организаций, потенциал — основополагающий фактор того — держится ли строительная организация «на плаву», или крепко и устойчиво «стоит на ногах». Потенциал организации включает в себя: готовность к стабильной производственной деятельности -производственный потенциал, и готовность к инновациям — инновационный потенциал.
Производственная мощность является непосредственным выражением возможностей производственного потенциала. Производственная мощность строительной организации — это максимально возможный годовой объем строительно-монтажных и других подрядных работ, который может быть
выполнен только при полном использовании производственных ресурсов и применении современных технологий.
Другим составляющим потенциала организации является инновационным потенциал, заключающийся в следующем: в какой мере та или иная организация способна к осуществлению научно-технических цели и задач. Новые виды продукции (в том числе их модификации) — например, строительство большепролетных зданий и сооружений; использование новых методик управления на производстве, современные материалы и технологические процессы — например, пенобетон, инновационные звуко- и теплоизоляционные материалы. Последние исследования говорят о том, что, прежде всего, успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта путем реализации производственного и инновационного потенциалов, прежде всего, зависит от рабочего коллектива — его активности и трудоспособности.
Кадровой политикой организации называют систему принципов, методов и организационных форм управления кадрами, направленную на сохранение и развитие кадрового потенциала. Цель кадровой политики -заинтересованность работника в высокой производительности труда и эффективности производства за счет применения форм стимулирования труда и повышения мотивации к работе.
На наш взгляд, необходимо заработную плату работника ( в том числе -премии) связать с прибыльностью всей организации, отразив это в коллективном договоре, не ограничиваясь общими фразами, а четко указывать за что и сколько получат работники материальное и моральное вознаграждение. Кроме того, решение противоречивых ситуации между
трудом и капиталом должно осуществляться согласно принципу социального партнерства.
Социальное партнерство — форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, она обеспечивает согласование и защиту интересов работников и работодателей (предпринимателей), органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений на основе достижения компромисса по важным направлениям социально-экономического и политического развития. Данный принцип основан на непрерывающемся переговорном процессе, согласно установленным нормативно-правовым документам таким, как федеральным отраслевому соглашению между профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Российским Союзом строителей и Министерством по строительству и ЖКХ; территориальным отраслевым соглашениям между соответствующими организациями на уровне административных образований; коллективным договорам в строительных организациях.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить следующее: одним из способов повышения конкурентоспособности строительной организации является развитие социально-трудовых отношений путем применения принципа социального партнерства, обеспечивающего согласование и защиту интересов работников и работодателей.
1. Bertrand Marianne, Mehta Paras, Mullainathan Sendhil. Ferreting out tunneling: an application to Indian business groups // Quarterly Journal of Economics, 2002. — № 117 (1). рр.121- 148
2. Campa J.M. and Kedia S. Explaining the diversification discount // Journal of Finance, 2002, LVII (4). pp.1731 — 1762
3. Костюченко В.В. Исследование принципов формирования организационного механизма в системе управления // Известия РГСУ, 2003.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — 704 с.
5. Новикова В.Н. Концепции современного менеджмента управления персоналом//Материалы студенческой региональной научно-практической конференции — Ростов-на-Дону: РГСУ, ИПГС, 2009. -34-35 с.
6. Побегайлов О.А., Голотайстрова Е.Ю. Инновационный бизнес -двигатель прогресса // Инженерный вестник Дона, 2013. — № 3. — URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1894.
7. Портер М.Э. Конкуренция: учебное пособие, пер. с анг. Я.В. Заблоцкий. — СПб.: 2001. — 495 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 512 с. (Высшее образование).
9. Терентьев В.А. Предложения по повышению качества подготовки инженеров-строителей // Инженерный вестник Дона, 2014. — № 1.
10. Ямалов И.А. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. — 288 с.
1. Bertrand Marianne, Mehta Paras, Mullainathan Sendhil. Ferreting out tunneling: an application to Indian business groups. Quarterly Journal of Economics, 2002. № 117 (1). pp.121-148.
2. Campa J.M. and Kedia S. Explaining the diversification discount. Journal of Finance, 2002, LVII (4).pp.1731-1762.
3. Kostyuchenko V.V. Izvestiya RGSU, 2003. № 7. pp.141-148
4. Meskon M.H., Al’bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]: Per. s angl. M.: Delo, 1997. 704 p.
5. Novikova V.N. Materialy studencheskoj regional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-na-Donu: RGSU, IPGS, 2009.pp. 34-35
6. Pobegajlov O.A., Golotajstrova E.YU. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1894.
7. Porter M.EH. Konkurenciya [ Competition] : uchebnoe posobie, per. s ang. YA.V. Zablockij. SPb.: 2001. 495 p.
8. Savickaya G.V. Analiz hozyajstvennoj deyatel’nosti predpriyatiya [Analysis of economic activity of the enterprise]: Uchebnik. 4-e izd., pererab. I dop. M.: INFRA-M, 2007. 512 p.
9. Terent’ev V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1160.
10. YAmalov I.A. Modelirovanie processov upravleniya i prinyatiya reshenij v usloviyah chrezvychajnyh situacij [Modeling of processes of management and decision making in emergency situations]. M.: Laboratoriya bazovyh znanij, 2007. 288 p.
Источник: cyberleninka.ru