Оценка рисков при работе на высоте является основой создания действующего механизма обеспечения безопасности на Вашем предприятии в рамках СУОТ.
Значение рискориентированного подхода к построению системы управления охраной труда [СУОТ] возрастает с каждым годом. В этом легко убедиться, сопоставляя требования межотраслевых нормативных документов, к примеру, пятилетней давности с актуальными требованиями правил охраны труда.
Одним из ярких примеров построения всей СУОТ «вокруг» результатов процедуры оценки рисков являются Правила охраны труда при работе на высоте [Правила].
Оценка профессиональных рисков определение
Процедура оценки рисков падения с высоты является элементом СУОТ предприятия, направленным на получение объективной и необходимо достаточной информации для принятия управленческих решений, направленных на создание безопасных условий при проведении работ на высоте через проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 5 и пунктом 6 Правил.
Цель и задачи оценки рисков на высоте
Основной целью процедуры оценки рисков падения с высоты является определение комплекса мероприятий, направленных на защиту работников от опасных и вредных производственных факторов при проведении работ на высоте.
Если не Токаев, то кто? Дубайская штаб-квартира. Какие партии придут в парламент (10.03.23)
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
- сбор и анализ информации об опасностях, связанных с падением работников с высоты и/или падением предметов с высоты и их источниках;
- расчет количественного выражения рисков по каждому из выявленных источников опасности;
- разработка мероприятий по управлению рисками и снижению их до допустимых значений.
Правовые основы процедуры оценки рисков
Обязанности работодателя по проведению оценки профрисков при работах на высоте закреплены в следующих нормативных документах:
- Трудовой кодекс России ст. 212 — «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»;
- Трудовой кодекс России ст. 219 — «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда»;
- Приказ МТиСЗ №438н от 19 августа 2016 года «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (п. п.33, 34, 35)
- Приказ Минтруда России от 16.11.2020 №782н (пункт 4).
Представленные выше документы указывают на обязанность работодателя проводить оценку рисков падения с высоты. Иначе говоря, оценка профрисков теперь обязательна для всех.
Однако, представленные выше документы не дают рекомендации в выборе методики проведения такой процедуры.
Как провести оценку рисков падения с высоты. Выбор метода.
Основной сложностью, связанной с выбором методики оценки рисков падения с высоты, является отсутствие, на данный момент, единого метода. Согласно основному «посылу» Минтруда, работодатель определяет методику оценки рисков исходя из специфики своей деятельности. Говоря иначе, для оценки рисков, связанных с проведением работ на высоте Вы можете использовать методики оценки профессиональных рисков, уже применяемые на Вашем предприятии, или обратиться к иным методикам, о которых пойдет речь далее.
Оценка и управление профессиональными факторами риска в 2022 году!
Метод Файна-Кинни
Метод Файна-Кинни для оценки профрисков представляет собой трехфакторную матричную модель, которая учитывает:
- Вероятность наступления неблагоприятного события;
- Частотность события. То есть количество ситуаций при которых работник подвергается анализируемым рискам в течение единицы времени (раз в месяц, два раза в день и т.д.);
- Тяжесть наступления неблагополучного события. Разумеется, речь идет не только о тяжести последствий для самого пострадавшего. Здесь также необходимо оценивать и степень опасности от наступления неблагополучного события.
Двухфакторный метод Международной организации труда (ILO)
При применении двухфакторного матричного метода необходимо оценить только вероятность наступления неблагоприятного события и тяжесть последствий его наступления. Как Вы видите, показатель частотности в данном случае не применяется.
В своей работе, при проведении процедуры оценки рисков, мы руководствуемся именно двухфакторным матричным методом. Применение данного метода позволяет оперативно произвести оценку профессиональных рисков, как в рамках СУОТ, так и в рамках осмотра рабочего места на высоте перед допуском бригады к выполнению работ. Существенно облегчают проведение процедуры оцени рисков анкеты риска и так называемые чек-листы осмотра рабочего места на высоте.
Анкеты определения опасности (риска) при выполнении работ на высоте
Группа факторов | Количество | Ознакомительный вариант |
(V) — высота | 47 | Скачать |
(F) – физические факторы опасности | 24 | Скачать |
(Z) – риски связанные с организацией работ | 51 | Скачать |
(Е, Н) – психофизиологические опасности | 38 | Скачать |
(К, В) – химические и биологические опасности | 24 | Скачать |
(Т) – риск несчастного случая | 22 | Скачать |
Как работать с анкетой мероприятий:
- опишите опасную ситуацию, возникшую на рабочем месте;
- оцените величину риска;
- определите необходимые мероприятия по снижению риска;
- назначьте ответственное лицо за их выполнение;
- определите график выполнения намеченных мероприятий;
- контролируйте исполнение;
- определите остаточный риск
Что касается правовых вопросов применения приведенных выше методик, то разрешение на применение в отечественной практике международных методик оценки рисков закреплено в Федеральном законе от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)» и дополнительно разъясняется в ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Кроме того, в рамках совершенствования рискориентированного подхода к построению системы охраны труда на предприятии, был введен в действие национальный стандарт России ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска. Данный документ будет полезен специалистам, занимающимся адаптацией процедуры оценки профессиональных рисков СУОТ на своем предприятии.
Лицо, ответственное за оценку рисков падения с высоты
Для того, чтобы определить требования к лицу, назначаемому ответственным за проведение процедуры оценки рисков падения с высоты, необходимо обратиться к Правилам. Так, согласно пункту 46 правил, организацию процедуры оценки рисков осуществляет лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию и безопасное проведение работ на высоте. Данное лицо может само провести процедуру оценки рисков, либо делегировать такие обязанности иным специалистам с 3 группой по безопасности работ на высоте согласно уровням управления СУОТ.
Таким образом, ответственным за проведение процедуры оценки рисков может быть назначен любой специалист, имеющий 3 группу по безопасности работ на высоте.
Учитывая важность результатов процедуры оценки рисков необходимо отразить дополнительные требования к уровню подготовки и знаний ответственного за оценку рисков лица, а именно:
специалист должен уметь корректно применять выбранную предприятием методику оценки рисков;
- знать специфику работ на высоте, проводимых на его предприятии (особенности доступа до рабочего места, частоту проведению работ, наличие надежных точек крепления и прочее);
- понимать особенности применения средств коллективной защиты и систем обеспечения безопасности;
- а, самое главное, руководствоваться принципом исключения работ на высоте, при разработке защитных мероприятий.
Общий алгоритм действий ответственного лица можно представить в виде следующих этапов:
- Осмотр средств доступа до рабочего места на высоте и оценка их надежности и безопасности.
- Осмотр рабочей площадки на предмет наличия ограждений и/или надежных точек крепления по ВСЕЙ траектории перемещения работников.
- Анализ источников опасности на рабочих местах по анкетам риска или аналогичным инструментам
- Расчет количественного выражения риска, связанного с каждым источником опасности.
- Определение защитных мероприятий и подбор необходимых систем обеспечения безопасности.
- Оценка остаточного риска при реализации защитных мероприятий.
- Отражение полученных результатов в соответствующих документах СУОТ.
Результаты процедуры оценки рисков, согласно Правилам, отражаются в соответствующих локальных документах предприятия, предусмотренных СУОТ. В качестве таких документов могут использоваться отчеты об оценки рисков падения с высоты. Кроме того, в целях обязательного информирования работников о рисках на рабочих местах результаты оценки рисков падения с высоты отражаются в соответствующих разделах планов производства работ, технологических картах и нарядах-допусках на производство работ на высоте.
Что делать с отчётом об оценке рисков
Исходя из данных отчёта, определите мероприятия по снижению уровня риска до допустимых значений. Назначьте ответственных за выполнение данных мероприятий. Результаты процедуры оценки рисков отражаются в документации, предусмотренные СУОТ на Вашем предприятии.
После формирования отчёта:
- определите список подходящих средств индивидуальной и коллективной защиты от падения.
- составьте техническое задание на закупку СИЗ;
- разработайте обязательную документацию, регламентирующую работы на высоте. К основным документам можно отнести ППР и ТК;
- разработайте план спасения и эвакуации (ПСЭР);
- определите требования к компетенции работника и программе его обучения.
По данной инструкции вы самостоятельно проведете оценку рисков работ на высоте. Если возникнут сложности, обратитесь к профессионалам.
Источник: auditpb.com
Анализ международных документов по управлению рисками информационной безопасности. Часть 1
Друзья, в предыдущей публикации мы рассмотрели нормативные документы по защите информации в российской кредитно-финансовой сфере, некоторые из которых ссылаются на методологии оценки и управления рисками ИБ. Вообще, если говорить с позиции бизнеса, управление информационной безопасностью является дочерним процессом более широкого процесса управления рисками: если компания после анализа и оценки всех своих бизнес-рисков делает вывод об актуальности рисков ИБ, то в игру вступает уже непосредственно защита информации как способ минимизации некоторых рисков. Управление рисками позволяет эффективно и рационально выстраивать процессы ИБ и распределять ресурсы для защиты активов компании, а оценка рисков позволяет применять целесообразные меры по их минимизации: для защиты от существенных и актуальных угроз логично будет применять более дорогостоящие решения, чем для противодействия незначительным или труднореализуемым угрозам.
Кроме этого, выстроенный процесс управления рисками ИБ позволит разработать и в случае необходимости применить чёткие планы обеспечения непрерывности деятельности и восстановления работоспособности (Business Continuity по цели (информационные активы, физические активы, репутация, бизнес-процессы); по продолжительности влияния (операционные, тактические, стратегические).
Цели анализа рисков ИБ таковы:
- Идентифицировать активы и оценить их ценность.
- Идентифицировать угрозы активам и уязвимости в системе защиты.
- Просчитать вероятность реализации угроз и их влияние на бизнес (англ. business impact).
- Соблюсти баланс между стоимостью возможных негативных последствий и стоимостью мер защиты, дать рекомендации руководству компании по обработке выявленных рисков.
Ущерб от реализации атаки может быть прямым или непрямым.
Прямой ущерб — это непосредственные очевидные и легко прогнозируемые потери компании, такие как утеря прав интеллектуальной собственности, разглашение секретов производства, снижение стоимости активов или их частичное или полное разрушение, судебные издержки и выплата штрафов и компенсаций и т.д.
Непрямой ущерб может означать качественные или косвенные потери.
Качественными потерями могут являться приостановка или снижение эффективности деятельности компании, потеря клиентов, снижение качества производимых товаров или оказываемых услуг. Косвенные потери — это, например, недополученная прибыль, потеря деловой репутации, дополнительно понесенные расходы. Кроме этого, в зарубежной литературе встречаются также такие понятия, как тотальный риск (англ. total risk), который присутствует, если вообще никаких мер защиты не внедряется, а также остаточный риск (англ. residual risk), который присутствует, если угрозы реализовались, несмотря на внедренные меры защиты.
Анализ рисков может быть как количественным, так и качественным.
Рассмотрим один из способов количественного анализа рисков. Основными показателями будем считать следующие величины:
ALE — annual loss expectancy, ожидаемые годовые потери, т.е. «стоимость» всех инцидентов за год.
SLE — single loss expectancy, ожидаемые разовые потери, т.е. «стоимость» одного инцидента.
EF — exposure factor, фактор открытости перед угрозой, т.е. какой процент актива разрушит угроза при её успешной реализации.
ARO — annualized rate of occurrence, среднее количество инцидентов в год в соответствии со статистическими данными.
Значение SLE вычисляется как произведение расчётной стоимости актива и значения EF, т.е. SLE=AssetValue*EF. При этом в стоимость актива следует включать и штрафные санкции за его недостаточную защиту.
Значение ALE вычисляется как произведение SLE и ARO, т.е. ALE=SLE*ARO. Значение ALE поможет проранжировать риски — риск с высоким ALE будет самым критичным. Далее рассчитанное значение ALE можно будет использовать для определения максимальной стоимости реализуемых мер защиты, поскольку, согласно общепринятому подходу, стоимость защитных мер не должна превышать стоимость актива или величину прогнозируемого ущерба, а расчетные целесообразные затраты на атаку для злоумышленника должны быть меньше, чем ожидаемая им прибыль от реализации этой атаки. Ценность мер защиты также можно определить, вычтя из расчётного значения ALE до внедрения мер защиты значение расчётного значения ALE после внедрения мер защиты, а также вычтя ежегодные затраты на реализацию этих мер. Условно записать это выражение можно следующим образом:
(Ценность мер защиты для компании) = (ALE до внедрения мер защиты) — (ALE после внедрения мер защиты) — (Ежегодные затраты на реализацию мер защиты)
Примерами качественного анализа рисков могут быть, например, метод Дельфи, в котором проводится анонимный опрос экспертов в несколько итераций до достижения консенсуса, а также мозговой штурм и прочие примеры оценки т.н. «экспертным методом».
Далее приведем краткий и неисчерпывающий список различных методологий риск-менеджмента, а самые популярные из них мы рассмотрим дальше уже подробно.
1. Фреймворк «NIST Risk Management Framework» на базе американских правительственных документов NIST (National Institute of Standards and Technology, Национального института стандартов и технологий США) включает в себя набор взаимосвязанных т.н. «специальных публикаций» (англ. Special Publication (SP), будем для простоты восприятия называть их стандартами):
1.1. Стандарт NIST SP 800-39 «Managing Information Security Risk» ( «Управление рисками информационной безопасности») предлагает трехуровневый подход к управлению рисками: организация, бизнес-процессы, информационные системы. Данный стандарт описывает методологию процесса управления рисками: определение, оценка, реагирование и мониторинг рисков.
1.2. Стандарт NIST SP 800-37 «Risk Management Framework for Information Systems and Organizations» ( «Фреймворк управления рисками для информационных систем и организаций») предлагает для обеспечения безопасности и конфиденциальности использовать подход управления жизненным циклом систем.
1.3. Стандарт NIST SP 800-30 «Guide for Conducting Risk Assessments» ( «Руководство по проведению оценки рисков») сфокусирован на ИТ, ИБ и операционных рисках. Он описывает подход к процессам подготовки и проведения оценки рисков, коммуницирования результатов оценки, а также дальнейшей поддержки процесса оценки.
1.4. Стандарт NIST SP 800-137 «Information Security Continuous Monitoring» ( «Непрерывный мониторинг информационной безопасности») описывает подход к процессу мониторинга информационных систем и ИТ-сред в целях контроля примененных мер обработки рисков ИБ и необходимости их пересмотра.
2. Стандарты Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization):
2.1. Стандарт ISO/IEC 27005:2018 «Information technology — Security techniques — Information security risk management» («Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности») входит в серию стандартов ISO 27000 и является логически взаимосвязанным с другими стандартами по ИБ из этой серии. Данный стандарт отличается фокусом на ИБ при рассмотрении процессов управления рисками.
2.2. Стандарт ISO/IEC 27102:2019 «Information security management — Guidelines for cyber-insurance» («Управление информационной безопасностью. Руководство по киберстрахованию») предлагает подходы к оценке необходимости приобретения киберстраховки как меры обработки рисков, а также к оценке и взаимодействию со страховщиком.
2.3. Серия стандартов ISO/IEC 31000:2018 описывает подход к риск-менеджменту без привязки к ИТ/ИБ. В этой серии стоит отметить стандарт ISO/IEC 31010:2019 «Risk management — Risk assessment techniques» — на данный стандарт в его отечественном варианте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» ссылается 607-П ЦБ РФ «О требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков».
3. Методология FRAP (Facilitated Risk Analysis Process) является относительно упрощенным способом оценки рисков, с фокусом только на самых критичных активах. Качественный анализ проводится с помощью экспертной оценки.
4. Методология OCTAVE (Operationally Critical Threat, Asset, and Vulnerability Evaluation) сфокусирована на самостоятельной работе членов бизнес-подразделений. Она используется для масштабной оценки всех информационных систем и бизнес-процессов компании.
5. Стандарт AS/NZS 4360 является австралийским и новозеландским стандартом с фокусом не только на ИТ-системах, но и на бизнес-здоровье компании, т.е. предлагает более глобальный подход к управлению рисками. Отметим, что данный стандарт в настоящий момент заменен на стандарт AS/NZS ISO 31000-2009.
6. Методология FMEA (Failure Modes and Effect Analysis) предлагает проведение оценки системы с точки зрения её слабых мест для поиска ненадежных элементов.
7. Методология CRAMM (Central Computing and Telecommunications Agency Risk Analysis and Management Method) предлагает использование автоматизированных средств для управления рисками.
8. Методология FAIR (Factor Analysis of Information Risk) — проприетарный фреймворк для проведения количественного анализа рисков, предлагающий модель построения системы управления рисками на основе экономически эффективного подхода, принятия информированных решений, сравнения мер управления рисками, финансовых показателей и точных риск-моделей.
9. Концепция COSO ERM (Enterprise Risk Management) описывает пути интеграции риск-менеджмента со стратегией и финансовой эффективностью деятельности компании и акцентирует внимание на важность их взаимосвязи. В документе описаны такие компоненты управления рисками, как стратегия и постановка целей, экономическая эффективность деятельности компании, анализ и пересмотр рисков, корпоративное управление и культура, а также информация, коммуникация и отчетность.
NIST Risk Management Framework
Первым набором документов будет фреймворк управления рисками (Risk Management Framework) американского национального института стандартов и технологий (NIST). Данный институт выпускает документы по ИБ в рамках серии стандартов FIPS (Federal Information Processing Standards, Федеральные стандарты обработки информации) и рекомендаций SP (Special Publications, Специальные публикации) 800 Series. Данная серия публикаций отличается логической взаимосвязанностью, детальностью, единой терминологической базой. Среди документов, касающихся управления рисками ИБ, следует отметить публикации NIST SP 800-39, 800-37, 800-30, 800-137 и 800-53/53a.
Создание данного набора документов было следствием принятия Федерального закона США об управлении информационной безопасностью (FISMA, Federal Information Security Management Act, 2002 г.) и Федерального закона США о модернизации информационной безопасности (FISMA, Federal Information Security Modernization Act, 2014 г.). Несмотря на декларируемую «привязку» стандартов и публикаций NIST к законодательству США и обязательность их исполнения для американских государственных органов, эти документы вполне можно рассматривать и как подходящие для любой компании, стремящейся улучшить управление ИБ, вне зависимости от юрисдикции и формы собственности.
NIST SP 800-39
Итак, документ NIST SP 800-39 «Managing Information Security Risk: Organization, Mission, and Information System View» («Управление риском информационной безопасности: Уровень организации, миссии, информационной системы») предлагает вендоро-независимый, структурированный, но гибкий подход к управлению рисками ИБ в контексте операционной деятельности компании, активов, физических лиц и контрагентов. При этом риск-менеджмент должен быть целостным процессом, затрагивающим всю организацию, в которой практикуется риск-ориентированное принятие решений на всех уровнях. Управление риском определяется в данном документе как всеобъемлющий процесс, включающий в себя этапы определения (frame), оценки (assess), обработки (respond) и мониторинга (monitor) рисков. Рассмотрим эти этапы подробнее.
1. На этапе определения рисков организации следует выявить:
- предположения о рисках, т.е. идентифицировать актуальные угрозы, уязвимости, последствия, вероятность возникновения рисков;
- ограничения рисков, т.е. возможности осуществления оценки, реагирования и мониторинга;
- риск-толерантность, т.е. терпимость к рискам — приемлемые типы и уровни рисков, а также допустимый уровень неопределенности в вопросах управления рисками;
- приоритеты и возможные компромиссы, т.е. нужно приоритизировать бизнес-процессы, изучить компромиссы, на которые может пойти организация при обработке рисков, а также временные ограничения и факторы неопределенности, сопровождающие этот процесс.
- угрозы ИБ, т.е. конкретные действия, лиц или сущности, которые могут являться угрозами для самой организации или могут быть направлены на другие организации;
- внутренние и внешние уязвимости, включая организационные уязвимости в бизнес-процессах управления компанией, архитектуре ИТ-систем и т.д.;
- ущерб организации с учетом возможностей эксплуатации уязвимостей угрозами;
- вероятность возникновения ущерба.
Для обеспечения процесса оценки рисков организация предварительно определяет:
- инструменты, техники и методологии, используемые для оценки риска;
- допущения относительно оценки рисков;
- ограничения, которые могут повлиять на оценки рисков;
- роли и ответственность;
- способы сбора, обработки и передачи информации об оценке рисков в пределах организации;
- способы проведения оценки рисков в организации;
- частоту проведения оценки рисков;
- способы получения информации об угрозах (источники и методы).
- разработку возможных планов реагирования на риск;
- оценку возможных планов реагирования на риск;
- определение планов реагирования на риск, допустимых с точки зрения риск-толерантности организации;
- реализацию принятых планов реагирования на риск.
4. На этапе мониторинга рисков решаются следующие задачи:
- проверка реализации принятых планов реагирования на риск и выполнения нормативных требований ИБ;
- определение текущей эффективности мер реагирования на риски;
- определение значимых для риск-менеджмента изменений в ИТ-системах и средах, включая ландшафт угроз, уязвимости, бизнес-функции и процессы, архитектуру ИТ-инфраструктуры, взаимоотношения с поставщиками, риск-толерантность организации и т.д.
Управление рисками ведется на уровнях организации, бизнес-процессов и информационных систем, при этом следует обеспечивать взаимосвязь и обмен информацией между данными уровнями в целях непрерывного повышения эффективности осуществляемых действий и коммуникации рисков всем стейкхолдерам. На верхнем уровне (уровне организации) осуществляется принятие решений по определению рисков, что напрямую влияет на процессы, ведущиеся на нижележащих уровнях (бизнес-процессов и информационных систем), а также на финансирование этих процессов.
На уровне организации осуществляются выработка и внедрение функций управления, согласующихся с бизнес-целями организации и с нормативными требованиями: создание функции риск-менеджмента, назначение ответственных, внедрение стратегии управления рисками и определение риск-толерантности, разработка и реализация инвестиционных стратегий в ИТ и ИБ.
На уровне бизнес-процессов осуществляются определение и создание риск-ориентированных бизнес-процессов и организационной архитектуры, которая должна быть основана на сегментации, резервировании ресурсов и отсутствии единых точек отказа. Кроме того, на данном уровне осуществляется разработка архитектуры ИБ, которая обеспечит эффективное выполнение требований ИБ и внедрение всех необходимых мер и средств защиты.
На уровне информационных систем следует обеспечить выполнение решений, принятых на более высоких уровнях, а именно обеспечить управление рисками ИБ на всех этапах жизненного цикла систем: инициализации, разработки или приобретения, внедрения, использования и вывода из эксплуатации. В документе подчеркивается важность стойкости (resilience) ИТ-систем, которая является показателем жизнеспособности бизнес-функций компании.
Отметим, что в приложении «H» к рассматриваемому в документу приводится описание каждого из способов обработки рисков, перечисленных в этапе реагирования на риск. Так, указано, что в организации должна существовать как общая стратегия выбора конкретного способа обработки риска в той или иной ситуации, так и отдельные стратегии для каждого из способов обработки рисков. Указаны основные принципы выбора того или иного подхода к обработке рисков:
- принятие (acceptance) риска не должно противоречить выбранной стратегии риск-толерантности организации и её возможности нести ответственность за возможные последствия принятого риска;
- избегание (avoidance) риска является зачастую самым надежным способом обработки рисков, однако может идти вразрез с желанием компании широко применять ИТ-системы и технологии, поэтому рекомендованным подходом является целесообразный и всесторонне взвешенный выбор конкретных технологий и ИТ-сервисов;
- разделение (share) и передача (transfer) рисков — это соответственно частичное или полное разделение ответственности за последствия реализованного риска с внутренним или внешним партнером в соответствии с принятой стратегией, конечная цель которой — успешность бизнес-процессов и миссии организации;
- минимизация (или смягчение) (mitigation) рисков подразумевает применение стратегии минимизации рисков ИБ на всех трех уровнях организации и непосредственное задействование систем ИБ для смягчения возможных последствий реализации рисков. Организации следует выстраивать бизнес-процессы в соответствии с принципами защиты информации, архитектурные решения должны поддерживать возможность эффективной минимизации рисков, минимизация рисков в конкретных системах должна быть реализована с применением средств и систем защиты информации, а политики, процессы и средства ИБ должны быть достаточно универсальными и гибкими для применения их в динамичной и разнородной среде организации, с учетом непрерывно меняющегося ландшафта угроз ИБ.
NIST SP 800-37
Теперь перейдем к документу NIST SP 800-37 «Risk Management Framework for Information Systems and Organizations: A System Life Cycle Approach for Security and Privacy» («Фреймворк управления рисками для информационных систем и организаций: жизненный цикл систем для обеспечения безопасности и конфиденциальности»).
Актуальный документ имеет ревизию №2 и был обновлен в декабре 2018 с тем, чтобы учесть современный ландшафт угроз и акцентировать внимание на важности управления рисками на уровне руководителей компаний, подчеркнуть связь между фреймворком управления рисками (Risk Management Framework, RMF) и фреймворком кибербезопасности (Cybersecurity Framework, CSF), указать на важность интеграции процессов управления конфиденциальностью (англ. privacy) и управления рисками цепочек поставок (англ. supply chain risk management, SCRM), а также логически увязать список предлагаемых мер защиты (контролей, англ. controls) с документом NIST SP 800-53. Кроме этого, выполнение положений NIST SP 800-37 можно использовать при необходимости провести взаимную оценку процедур риск-менеджмента компаний в случаях, когда этим компаниям требуется обмениваться данными или ресурсами. По аналогии с NIST SP 800-39, рассматривается управление рисками на уровнях организации, миссии, информационных систем.
В NIST SP 800-37 указано, что Risk Management Framework в целом указывает на важность разработки и внедрения возможностей по обеспечению безопасности и конфиденциальности в ИТ-системах на протяжении всего жизненного цикла (англ. system development life cycle, SDLC), непрерывной поддержки ситуационной осведомленности о состоянии защиты ИТ-систем с применением процессов непрерывного мониторинга (continuous monitoring, CM) и предоставления информации руководству для принятия взвешенных риск-ориентированных решений. В RMF выделены следующие типы рисков: программный риск, риск несоответствия законодательству, финансовый риск, юридический риск, бизнес-риск, политический риск, риск безопасности и конфиденциальности (включая риск цепочки поставок), проектный риск, репутационный риск, риск безопасности жизнедеятельности, риск стратегического планирования.
Кроме этого, Risk Management Framework:
- предоставляет повторяемый процесс для риск-ориентированной защиты информации и информационных систем;
- подчеркивает важность подготовительных мероприятий для управления безопасностью и конфиденциальностью;
- обеспечивает категоризацию информации и информационных систем, а также выбора, внедрения, оценки и мониторинга средств защиты;
- предлагает использовать средства автоматизации для управления рисками и мерами защиты в режиме, близком к реальному времени, а также актуальные временные метрики для предоставления информации руководству для принятия решений;
- связывает процессы риск-менеджмента на различных уровнях и указывает на важность выбора ответственных за приятие защитных мер.
- подготовка, т.е. определение целей и их приоритизация с точки зрения организации и ИТ-систем;
- категоризация систем и информации на основе анализа возможного негативного влияния в результате потери информации (кроме негативного влияния, NIST SP 800-30 также указывает еще 3 фактора риска, учитываемых при проведении оценки риска: угрозы, уязвимости, вероятность события);
- выбор базового набора мер защиты и их уточнение (адаптация) для снижения риска до приемлемого уровня на основе оценки риска;
- внедрение мер защиты и описание того, как именно применяются меры защиты;
- оценка внедренных мер защиты для определения корректности их применения, работоспособности и продуцирования ими результатов, удовлетворяющих требованиям безопасности и конфиденциальности;
- авторизация систем или мер защиты на основе заключения о приемлемости рисков;
- непрерывный мониторинг систем и примененных мер защиты для оценки эффективности примененных мер, документирования изменений, проведения оценки рисков и анализа негативного влияния, создания отчетности по состоянию безопасности и конфиденциальности.
Перечислим далее задачи для каждого из этапов применения RMF.
Задачи этапа «Подготовка» на уровне организации включают в себя:
- определение ролей для управления рисками;
- создание стратегии управления рисками, с учетом риск-толерантности организации;
- проведение оценки рисков;
- выбор целевых значений мер защиты и/или профилей из документа Cybersecurity Framework;
- определение для ИТ-систем общих мер защиты, которые могут быть унаследованы с более высоких уровней (например, с уровня организации или бизнес-процессов)
- приоритизацию ИТ-систем;
- разработку и внедрение стратегии непрерывного мониторинга эффективности мер защиты.
- определение бизнес-функций и процессов, которые поддерживает каждая ИТ-система;
- идентификацию лиц (стейкхолдеров), заинтересованных в создании, внедрении, оценке, функционировании, поддержке, выводе из эксплуатации систем;
- определение активов, требующих защиты;
- определение границы авторизации для системы;
- выявление типов информации, обрабатываемых/передаваемых/хранимых в системе;
- идентификацию и анализ жизненного цикла всех типов информации, обрабатываемых/передаваемых/хранимых в системе;
- проведение оценки рисков на уровне ИТ-систем и обновление списка результатов оценки;
- определение требований по безопасности и конфиденциальности для систем и сред функционирования;
- определение местоположения систем в общей архитектуре компании;
- распределение точек применения требований по безопасности и конфиденциальности для систем и сред функционирования;
- формальную регистрацию ИТ-систем в соответствующих департаментах и документах.
- документирование характеристик системы;
- категоризацию системы и документирование результатов категоризации по требованиям безопасности;
- пересмотр и согласование результатов и решений по категоризации по требованиям безопасности.
- выбор мер защиты для системы и среды её функционирования;
- уточнение (адаптация) выбранных мер защиты для системы и среды её функционирования;
- распределение точек применения мер обеспечения безопасности и конфиденциальности к системе и среде её функционирования;
- документирование запланированных мер обеспечения безопасности и конфиденциальности системы и среды её функционирования в соответствующих планах;
- создание и внедрение стратегии мониторинга эффективности применяемых мер защиты, которая логически связана с общей организационной стратегией мониторинга и дополняет ее;
- пересмотр и согласование планов обеспечения безопасности и конфиденциальности системы и среды её функционирования.
- внедрение мер защиты в соответствии с планами обеспечения безопасности и конфиденциальности;
- документирование изменений в запланированные меры защиты постфактум, на основании реального результата внедрения.
- выбор оценщика или команды по оценке, соответствующих типу проводимой оценки;
- разработку, пересмотр и согласование планов по оценке внедренных мер защиты;
- проведение оценки мер защиты в соответствии с процедурами оценки, описанными в планах оценки;
- подготовку отчетов по оценке, содержащих найденные недочеты и рекомендации по их устранению;
- выполнение корректирующих действий с мерами защиты и переоценку откорректированных мер;
- подготовку плана действий на основании найденных недочетов и рекомендации из отчетов по оценке.
- сбор авторизационного пакета документов и отправку его ответственному лицу на авторизацию;
- анализ и определение риска использования системы или применения мер защиты;
- определение и внедрение предпочтительного плана действий при реагировании на выявленный риск;
- определение приемлемости риска использования системы или применения мер защиты;
- сообщение о результатах авторизации и о любом недостатке мер защиты, представляющем значительный риск для безопасности или конфиденциальности.
- мониторинг информационной системы и среды её функционирования на наличие изменений, которые влияют на состояние безопасности и конфиденциальности системы;
- оценку мер защиты в соответствии со стратегией непрерывного мониторинга;
- реагирование на риск на основе результатов непрерывного мониторинга, оценок риска, плана действий;
- обновление планов, отчетов по оценке, планов действий на основании результатов непрерывного мониторинга;
- сообщение о состоянии безопасности и конфиденциальности системы соответствующему должностному лицу в соответствии со стратегией непрерывного мониторинга;
- пересмотр состояния безопасности и конфиденциальности системы для определения приемлемости риска;
- разработку стратегии вывода системы из эксплуатации и выполнение соответствующих действий при окончании срока её службы.
NIST SP 800-30
Специальная публикация NIST SP 800-30 «Guide for Conducting Risk Assessments» («Руководство по проведению оценок риска») посвящена процедуре проведения оценки риска, которая является фундаментальным компонентом процесса управления риском в организации в соответствии с NIST SP 800-39, наряду с определением, обработкой и мониторингом рисков. Процедуры оценки рисков используются для идентификации, оценки и приоритизации рисков, порождаемых использованием информационных систем, для операционной деятельности организации, её активов и работников. Целями оценки рисков являются информирование лиц, принимающих решения, и поддержка процесса реагирования на риск путем идентификации:
- актуальных угроз как самой организации, так и опосредованно другим организациям;
- внутренних и внешних уязвимостей;
- потенциального ущерба организации с учетом возможностей эксплуатации уязвимостей угрозами;
- вероятности возникновения этого ущерба.
Процесс оценки рисков включает в себя:
- подготовку к оценке рисков;
- проведение оценки рисков;
- коммуницирование результатов оценки и передачу информации внутри организации;
- поддержание достигнутых результатов.
- описание процесса оценки риска;
- модель рисков, описывающая оцениваемые факторы риска и взаимосвязи между ними;
- способ оценки рисков (например, качественный или количественный), описывающий значения, которые могут принимать факторы риска, и то, как комбинации этих факторов могут быть обработаны;
- способ анализа (например, угрозо-центричный, ориентированный на активы или уязвимости), описывающий, как идентифицируются и анализируются комбинации факторов риска.
- угрозы;
- уязвимости;
- негативное влияние;
- вероятность;
- предварительные условия.
Угроза — это любое обстоятельство или событие, имеющее потенциал негативного влияния на бизнес-процессы или активы, сотрудников, другие организации путем осуществления несанкционированного доступа, разрушения, разглашения или модификации информации и/или отказа в обслуживании. События угроз порождаются источниками угроз. Источником угроз может быть намеренное действие, направленное на эксплуатацию уязвимости, или ненамеренное действие, в результате которого уязвимость была проэксплуатирована случайно. В целом, типы источников угроз включают в себя:
- враждебные кибератаки или физические атаки;
- человеческие ошибки;
- структурные ошибки в активах, подконтрольных организации;
- природные или техногенные аварии или катастрофы.
Рассматриваемый документ также говорит о таком понятии, как «смещение угрозы» (англ. threat shifting), под которым понимается изменение атакующими своих TTPs в зависимости от мер защиты, предпринятых компанией и выявленных атакующими. Смещение угрозы может быть осуществлено во временном домене (например, попытки атаковать в другое время или растянуть атаку во времени), в целевом домене (например, выбор менее защищенной цели), ресурсном домене (например, использование атакующими дополнительных ресурсов для взлома цели), домене планирования или метода атаки (например, использование другого хакерского инструментария или попытки атаковать иными методами). Кроме этого, подчеркивается, что атакующие зачастую предпочитают путь наименьшего сопротивления для достижения своих целей, т.е. выбирают самое слабое звено в цепи защиты.
Уязвимость — это слабость в информационной системе, процедурах обеспечения безопасности, внутренних способах защиты или в особенностях конкретной реализации/внедрения той или иной технологии или системы. Уязвимость характеризуется своей опасностью в контексте расчётной важности её исправления; при этом опасность может быть определена в зависимости от ожидаемого негативного эффекта от эксплуатации этой уязвимости. Большинство уязвимостей в информационных системах организации возникают или из-за не примененных (случайно или нарочно) мер ИБ, или примененных неверно. Важно также помнить и об эволюции угроз и самих защищаемых систем — и в тех, и в других со временем происходят изменения, которые следует учитывать при проведении переоценки рисков. Кроме уязвимостей технического характера в ИТ-системах, следует учитывать и ошибки в управлении организацией и в архитектуре систем.
Предварительное условие (англ. predisposing condition) в контексте оценки рисков — это условие, существующее в бизнес-процессе, архитектуре или ИТ-системе, влияющее (снижающее или увеличивающее) на вероятность причинения ущерба угрозой. Логическими синонимами будут термины «подверженность» (англ. susceptibility) или «открытость» (англ. exposure) риску, означающие, что уязвимость может быть проэксплуатирована угрозой для нанесения ущерба. Например, SQL-сервер потенциально подвержен уязвимости SQL-инъекции. Кроме технических предварительных условий, следует учитывать и организационные: так, местоположение офиса в низине увеличивает риск подтопления, а отсутствие коммуникации между сотрудниками при разработке ИТ-системы увеличивает риск её взлома в дальнейшем.
Вероятность возникновения (англ. likelihood of occurrence) угрозы — фактор риска, рассчитываемый на основе анализа вероятности того, что определенная уязвимость (или группа уязвимостей) может быть проэксплуатирована определенной угрозой, с учетом вероятности того, что угроза в итоге причинит реальный ущерб. Для намеренных угроз оценка вероятности возникновения обычно оценивается на основании намерений, возможностей и целей злоумышленника.
Для ненамеренных угроз оценка вероятности возникновения, как правило, зависит от эмпирических и исторических данных. При этом вероятность возникновения оценивается на определенную временную перспективу — например, на следующий год или на отчетный период. В случае, если угроза практически стопроцентно будет инициирована или реализована в течение определенного временного периода, при оценке рисков следует учесть ожидаемую частоту её реализации. При оценке вероятности возникновения угрозы следует учитывать состояние управления и бизнес-процессов организации, предварительные условия, наличие и эффективность имеющихся мер защиты. Вероятность негативного влияния означает возможность того, что при реализации угрозы будет нанесен какой-либо ущерб, вне зависимости от его величины. При определении общей вероятности возникновения событий угроз можно использовать следующие три этапа:
- Оценка вероятности того, что событие угрозы будет кем-либо инициировано (в случае намеренной угрозы) или случится само (в случае ненамеренной).
- Оценка вероятности того, что возникшая угроза приведет к ущербу или нанесет вред организации, активам, сотрудникам.
- Общая вероятность рассчитывается как комбинация первых двух полученных оценок.
Уровень негативного влияния (англ. impact) события угрозы — это величина ущерба, который ожидается от несанкционированного разглашения, доступа, изменения, утери информации или недоступности информационных систем. Организации явным образом определяют:
- Процесс, используемый для определения негативного влияния.
- Предположения, используемые для определения негативного влияния.
- Источники и методы получения информации о негативном влиянии.
- Логическое обоснование, использованное для определения негативного влияния.
При оценке рисков важным фактором является степень неточности (англ. uncertainty), которая возникает из-за следующих, в общем-то, естественных ограничений, таких как невозможность с точностью спрогнозировать будущие события; недостаточные имеющиеся сведения об угрозах; неизвестные уязвимости; нераспознанные взаимозависимости.
С учетом вышесказанного, модель риска можно описать как следующую логическую структуру:
источник угрозы (с определенными характеристиками) с определенной долей вероятности инициирует событие угрозы, которое эксплуатирует уязвимость (имеющую определенную долю опасности, с учетом предварительных условий и успешного обхода защитных мер), вследствие чего создается негативное влияние (с определенной величиной риска как функции от размера ущерба и вероятности возникновения ущерба), которое порождает риск.
Документ дает также рекомендации по использованию процесса агрегирования рисков (англ. risk aggregation) в целях объединения нескольких разобщенных или низкоуровневых рисков в один более общий: например, риски отдельных ИТ-систем могут быть агрегированы в общий риск для всей поддерживаемой ими бизнес-системы. При таком объединении следует учитывать то, что некоторые риски могут реализовываться одновременно или чаще, чем это прогнозировалось. Также следует учитывать взаимосвязи между разобщенными рисками и либо объединять их, либо, наоборот, разъединять.
В NIST SP 800-30 также описаны основные способы оценки рисков: количественный (англ. quantitative), качественный (англ. qualitative) и полуколичественный (англ. semi-quantitative).
Количественный анализ оперирует конкретными цифрами (стоимостью, временем простоя, затратами и т.д.) и лучше всего подходит для проведения анализа выгод и затрат (англ. Cost–benefit analysis), однако является достаточно ресурсоёмким.
Качественный анализ применяет описательные характеристики (например, высокий, средний, низкий), что может привести к некорректным выводам ввиду малого количества возможных оценок и субъективности их выставления.
Полуколичественный способ является промежуточным вариантом, предлагающим использовать больший диапазон возможных оценок (например, по шкале от 1 до 10) для более точной оценки и анализа результатов сравнения. Применение конкретного способа оценки рисков зависит как от сферы деятельности организации (например, в банковской сфере может применяться более строгий количественный анализ), так и от стадии жизненного цикла системы (например, на начальных этапах цикла может проводиться только качественная оценка рисков, а на более зрелых — уже количественная).
Наконец, в документе также описаны три основных способа анализа факторов рисков: угрозо-центричный (англ. threat-oriented), ориентированный на активы (англ. asset/impact-oriented) или уязвимости (англ. vulnerability-oriented).
Угрозо-центричный способ сфокусирован на создании сценариев угроз и начинается с определения источников угроз и событий угроз; далее, уязвимости идентифицируются в контексте угроз, а негативное влияние связывается с намерениями злоумышленника.
Способ, ориентированный на активы, подразумевает выявление событий угроз и источников угроз, способных оказать негативное влияние на активы; во главу угла ставится потенциальный ущерб активам.
Применение способа, ориентированного на уязвимости, начинается с анализа набора предварительных условий и недостатков/слабостей, которые могут быть проэксплуатированы; далее определяются возможные события угроз и последствия эксплуатации ими найденных уязвимостей. Документ содержит рекомендации по комбинированию описанных способов анализа для получения более объективной картины угроз при оценке рисков.
Итак, как мы уже указали выше, по NIST SP 800-30 процесс оценки рисков разбивается на 4 шага:
- подготовка к оценке рисков;
- проведение оценки рисков;
- коммуницирование результатов оценки и передача информации внутри организации;
- поддержание достигнутых результатов.
1. Подготовка к оценке рисков.
В рамках подготовки к оценке рисков выполняются следующие задачи:
1.1. Идентификация цели оценки рисков: какая информация ожидается в результате оценки, какие решения будут продиктованы результатом оценки.
1.2. Идентификация области (англ. scope) оценки рисков в контексте применимости к конкретной организации, временного промежутка, сведений об архитектуре и используемых технологиях
1.3. Идентификация специфичных предположений и ограничений, с учетом которых проводится оценка рисков. В рамках этой задачи определяются предположения и ограничения в таких элементах, как источники угроз, события угроз, уязвимости, предварительные условия, вероятность возникновения, негативное влияние, риск-толерантность и уровень неточности, а также выбранный способ анализа.
1.4. Идентификация источников предварительной информации, источников угроз и уязвимостей, а также информации о негативном влиянии, которая будет использоваться в оценке рисков. В этом процессе источники информации могут быть как внутренними (такими, как отчеты по инцидентам и аудитам, журналы безопасности и результаты мониторинга), так и внешними (например, отчеты CERTов, результаты исследований и прочая релевантная общедоступная информация).
1.5. Идентификация модели рисков, способа оценки рисков и подхода к анализу, которые будут использоваться в оценке рисков.
2. Проведение оценки рисков.
В рамках оценки рисков выполняются следующие задачи:
2.1. Идентификация и характеризация актуальных источников угроз, включая возможности, намерения и цели намеренных угроз, а также возможные эффекты от ненамеренных угроз.
2.2. Идентификация потенциальных событий угроз, релевантности этих событий, а также источников угроз, которые могут инициировать события угроз.
2.3. Идентификация уязвимостей и предварительных условий, которые влияют на вероятность того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию. Ее целью является определение того, насколько рассматриваемые бизнес-процессы и информационные системы уязвимы перед идентифицированными ранее источниками угроз и насколько идентифицированные события угроз действительно могут быть инициированы этими источниками угроз.
2.4. Определение вероятности того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
2.5. Определение негативного влияния, порожденного источниками угроз, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
2.6. Определение риска от реализации актуальных событий угроз, принимая во внимание уровень негативного влияния от этих событий и вероятность наступления этих событий. В Приложении «I» к данному стандарту приведена таблица I-2 для расчета уровня риска в зависимости от уровней вероятности и негативного влияния.
3. Коммуницирование результатов оценки рисков и передача информации.
В рамках коммуницирования результатов оценки рисков и передачи информации выполняются следующие задачи:
3.1. Коммуницирование результатов оценки рисков лицам, принимающим решения, для реагирования на риски.
3.2. Передача заинтересованным лицам информации, касающейся рисков, выявленных в результате оценки.
4. Поддержание достигнутых результатов.
В рамках поддержания достигнутых результатов выполняются следующие задачи:
4.1. Проведение непрерывного мониторинга факторов риска, которые влияют на риски в операционной деятельности организации, на её активы, сотрудников, другие организации. Данной задаче посвящен стандарт NIST SP 800-137, который мы рассмотрим далее.
4.2. Актуализация оценки рисков с использованием результатов процесса непрерывного мониторинга факторов риска.
Как видим, документ NIST SP 800-30 предлагает достаточно детальный подход к моделированию угроз и расчету рисков. Ценными являются также приложения к данному стандарту, содержащие примеры расчетов по каждой из подзадач оценки рисков, а также перечни возможных источников угроз, событий угроз, уязвимостей и предварительных условий.
NIST SP 800-137
Перейдем теперь к обзору документа NIST SP 800-137 «Information Security Continuous Monitoring for Federal information Systems and Organizations» («Непрерывный мониторинг информационной безопасности для федеральных информационных систем и организаций»).
Задачей построения стратегии непрерывного мониторинга информационной безопасности является оценка эффективности мер защиты и статуса безопасности систем с целью реагирования на постоянно меняющиеся вызовы и задачи в сфере информационной безопасности. Система непрерывного мониторинга ИБ помогает предоставлять ситуационную осведомленность о состоянии безопасности информационных систем компании на основании информации, собранной из различных ресурсов (таких как активы, процессы, технологии, сотрудники), а также об имеющихся возможностях по реагированию на изменения ситуации. Данная система является одной из тактик в общей стратегии управления рисками.
Как и прочие документы серии SP, в данной публикации приведен рекомендуемый процессный подход к выстраиванию системы мониторинга ИБ, состоящий из:
Источник: habr.com