Оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду
В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.
Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности);
- проектная документация объектов, используемых для размещения и обезвреживания отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, в том числе проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве автодороги
Результатами ОВОС являются:
- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.
Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: Конвенция Эспо
Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.
Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
- многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
- в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего четыре аккредитованные инструментальные лаборатории;
- в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
- специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
- опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
- для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
- заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые и временные затраты;
- исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу ;
- работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
- в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
-
Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 14)
Новое положение об ОВОС двадцать лет спустя
Что такое оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС)? Это важный этап начала проектирования любого строительства — этап оценки экологического эффекта от реализации того или иного варианта хозяйственной деятельности в конкретном месте. Спустя 20 лет Минприроды России утвердило новые требования к материалам ОВОС, которые начнут действовать с 1 сентября. Рассмотрим основные отличия старых и новых требований.
Законодательно процедура ОВОС закреплена в ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ[1]:
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
[…]
3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Спустя 20 лет с введения первого НПА, регламентирующего процедуру ОВОС, Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старые требования:
Старые требования
Новые требования
Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее — Положение)
Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 999, Требования)
Приказ № 999 вступает в силу с 01.09.2021 и действует шесть лет. Отметим, что по объему текста новый Приказ вдвое больше своего предшественника. Пройдемся по основным отличиям старых и новых требований.
Общие положения
Действующее Положение открывается разделом I «Общие положения», в котором развернуты определения некоторых терминов, касающихся ОВОС. В новых Требованиях приводится только описание, что входит в материалы ОВОС. Если сравнить, начало действующего Положения совпадает с новыми Требованиями: состав материалов ОВОС, их цели и дальнейшее использование аналогичны.
В пункте 2 новых Требований приводится определение терминов «заказчик» и «исполнитель», которые тоже идентичны существующим определениям в Положении:
• заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в определенных Федеральным законом № 174-ФЗ[2] случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу;
• исполнитель работ по ОВОС — заказчик либо физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС.
Обратите внимание: в Положении давалось определение намечаемой хозяйственной и иной деятельности, при реализации которой должна проводиться процедура ОВОС, — это деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.
В новых Требованиях данное определение отсутствует. Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно.
Основные принципы ОВОС
В разделе II действующего Положения приведены основные принципы ОВОС. Один из них — принцип научной обоснованности — перекочевал в п. 3 новых Требований.
Кроме того, в соответствии с новыми Требованиям материалы ОВОС должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие, что соответствует принципу презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Согласно новым Требованиям при подготовке материалов ОВОС необходимо использовать полную и достоверную информацию, средства и методы измерения, расчеты, оценки (как и в п. 1.5 Положения), а также обязательно рассматривать альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности (что соответствует п. 2.4 Положения).
Общественность обязательно должна участвовать в процедуре ОВОС (это было и ранее учтено в п. 2.5 Положения). При подготовке материалов ОВОС заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (соответствует п. 1.2 Положения).
Как формируются материалы ОВОС
В новых Требованиях описана последовательность процедур для формирования материалов ОВОС.
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 09.03.2021).
[2] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.
ИсточникОценка воздействия на окружающую среду (ОВОС 2022)
Оценка воздействия на окружающую среду является обязательным условием безопасной хозяйственной деятельности любого предприятия или организации. Разработка ОВОС необходима, чтобы оценить уровень влияния производственного процесса предприятия на экологическую ситуацию в регионе и предотвратить опасные последствия касательно жизни и здоровья людей. В конкретных ситуациях ОВОС необходима для получения одобрения общественности и администрации региона например на строительство того или иного промышленного объекта, для оценки уровня затрат на реализацию мер по предотвращению пагубного влияния на экологию или просто для описания экологической ситуации региона. Так же для прохождения экологической экспертизы, в соответствии с законом, тоже нужно проводить оценку воздействия на окружающую среду.
- Кому нужен проект ОВОС 2022
- Этапы разработки проекта
- Ответственность за отсутствие проекта ОВОС
- Законодательная база
Кому нужна разработка ОВОС
В соответствии с руководством Министерства экологии и природопользования проект ОВОС является обязательным этапом при проведении экологической экспертизы. Процедуры ОВОС являются обязательной частью процесса проектирования того или иного объекта на всех стадиях.
Оценка воздействия проводится в полном объеме для нефтеочистительных заводов, установок газификации и сжижения угля, тепловых и атомных электростанций, установок взаимодействующих с ядерным топливом, предприятий цветной металлургии, установок для переработки асбеста, химических комбинатов и др. Так же ОВОС требуется для различных строительных объектов — автомагистралей, железных дорог, трасс, аэропортов и др.
Для всех вышеперечисленных объектов разработка ОВОС является обязательной, для объектов же не вошедших в этот перечень необходима разработка «проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)». Далее по результатам рассмотрения ЗВОС, на основании оценки уровня влияния на экологическую обстановку, компетентными органами принимается решение о необходимости разработки ОВОС.
За попытки реализации того или иного хозяйственного объекта без наличия ОВОС существует ответственность в виде штрафов.
КоАП, ст. 8.1. «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» подразумевает предупреждение или наложение административного штрафа:
- для граждан — штраф в размере от 1000 до 2000 рублей;
- для должностных лиц от 2000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.
В соответствии с УК РФ нарушение закона об экологической экспертизе или действие повлекшее за собой прямые или косвенные тяжкие экологические и связанные с ним последствия, влечет за собой уголовную ответственность.
Источник