По общим правилам к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).
Вместе с тем одно лишь обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, еще не свидетельствует о том, что спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Равно как и в случае возникновения спора между субъектами предпринимательской деятельности в отношении объекта, не используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Например, как отметила высшая судебная инстанция по одному из дел, спор о прекращении сервитута, установленного ранее по решению арбитражного суда, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с учетом субъектного состава, поскольку собственник земельного участка, в отношении части которого был установлен данный сервитут, утратил статус индивидуального предпринимателя (п. 2 Обзора).
Упрощается процедура оформления публичного сервитута на линейные объекты
Незаконная реконструкция
Заслуживает внимания позиция, отраженная в п. 3 Обзора, по вопросу о возможности установления сервитута для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции.
В рамках приведенного в Обзоре дела установлено, что объект, в отношении которого было заявлено требование об установлении сервитута (здание склада), был незаконно реконструирован (на месте демонтированного здания без разрешения на строительство возведен новый объект капитального строительства).
Суды пришли к выводу о том, что в таком случае истец как лицо, самовольно построившее новый объект, с учетом положений ст. 222, 274 ГК РФ не приобретает на него права собственности и, соответственно, не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка установления сервитута.
Публичный и частный сервитуты
Одно из наиболее интересных, с нашей точки зрения, разъяснений содержится в п. 4 Обзора. Согласно данному пункту возможность установить публичный сервитут для ремонта и эксплуатации линейного объекта не лишает собственника линейного объекта права требовать от собственника земельного участка установления частного сервитута для тех же целей.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. В таком случае сервитут устанавливается по результатам публичных слушаний на основании акта уполномоченного органа для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
В свою очередь, положения п. 1 ст. 274 ГК РФ предусматривают установление частного сервитута по соглашению собственника участка и собственника линейного объекта либо по решению суда, в том числе для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов.
В Обзоре анализируются судебные акты по делу о защите интересов собственника газопровода, обратившегося к собственнику земельного участка для установления частного сервитута в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обеспечивающего газоснабжение многоквартирного дома. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сославшись на приведенные выше нормы земельного законодательства и мотивировав свое решение тем, что использование истцом чужого земельного участка для указанных целей возможно на основании публичного сервитута.
Суд кассационной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, указав, что сама по себе потенциальная возможность установить публичный сервитут для эксплуатации линейного объекта не может являться основанием для отказа в установлении частного сервитута для тех же целей в порядке ст. 274 ГК РФ. Данная позиция была поддержана высшей судебной инстанцией.
Необходимо отметить, что в практике до настоящего времени прослеживалось четкое разделение институтов частного и публичного сервитута в зависимости от круга лиц, в интересах которых сервитут устанавливается. Согласно существовавшей позиции судов, публичный сервитут всегда направлен на обеспечение интересов неограниченного круга лиц и публичных интересов, в связи с чем в принципе не может быть установлен в интересах частного лица (1.
Определив, что в установлении публичного сервитута отсутствуют явно выраженный публичный интерес или воля местного населения, суды признавали законным отказ уполномоченного органа в установлении публичного сервитута (2.
В пункте 4 Обзора Верховный cуд отходит от приведенной позиции, фактически допуская при одних и тех же обстоятельствах (необходимость эксплуатации и ремонта инженерных сетей, подведенных к многоквартирному дому) установление как публичного сервитута в интересах местного населения, так и частного сервитута в пользу собственника инженерных сетей. Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать решению наболевшего вопроса эксплуатации инженерных сетей, расположенных на чужом земельном участке, предоставляя собственнику сетей право использовать различные механизмы: как обращение в уполномоченный орган за установлением публичного сервитута, так и право требовать установления частного сервитута от собственника земельного участка.
Кто может требовать?
В пункте 5 Обзора приводится еще одна позиция, которая, на наш взгляд, позитивно скажется на формировании единообразной правоприменительной практики. Верховный суд подтвердил право собственника земельного участка, на котором расположен чужой линейный объект, требовать от собственника такого объекта установления частного сервитута.
В Обзоре приводится спор между собственником участка, на котором расположены опоры линии электропередачи, и собственником данного линейного объекта об установлении сервитута. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, указав, что по смыслу ст. 274 ГК РФ требовать установления сервитута вправе только собственник линейного объекта, а не собственник участка.
Суд кассационной инстанции определил, что объект возведен на участке после возникновения права собственности истца (вопросы наличия согласия собственника на строительство объекта на его участке и, следовательно, правомерности строительства в Обзоре не отражены), собственник линейного объекта фактически пользовался земельным участком, однако от установления порядка пользования и платы уклонялся.
С учетом изложенного суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ст. 274 ГК РФ не ограничивает право собственника участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на земельный участок, с требованием об установлении сервитута. Суд также принял во внимание тот факт, что истцу уже было отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.
Безусловно, в ситуации, когда собственником земельного участка исчерпаны иные способы защиты, в частности, ему отказано в освобождении участка от чужого объекта, а правообладатель линейного объекта уклоняется от решения вопросов о порядке пользования участком и установления платы, фактически единственным инструментом защиты интересов собственника земельного участка остается обращение с требованием об установлении возмездного сервитута. Справедливости ради стоит отметить, что схожая позиция высказывалась ранее Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 19.03.2013 № 15104/12.
Вместе с тем, по нашему мнению, данная позиция, изложенная в Обзоре применительно к случаям строительства линейного объекта после возникновения права частной собственности истца, должна толковаться шире.
Представляется, что собственник участка вправе требовать установления возмездного сервитута и в случае, когда земельный участок приобретен им с уже возведенными линейными объектами, однако отношения собственника линейного объекта с предыдущим собственником земельного участка по каким-либо причинам не были формализованы.
Логически связанная с проанализированным подходом Верховного суда позиция отражена в пункте 6 Обзора, в котором разъяснено, что, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник участка, для обеспечения использования которого был установлен сервитут.
Плата за сервитут
Учитывая количество споров, связанных с установлением платы за сервитут, Верховный cуд также выявил критерии определения судом размера платы за сервитут, а также порядок ее установления и изменения, а именно (п. 12, 13 Обзора):
1. Плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон и срока установления сервитута. В частности, отмечено, что размер платы за сервитут должен быть соразмерен материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя при этом ограничения и затраты, которые возникают у собственника земельного участка, обремененного сервитутом (например, расходы, связанные с необходимостью организации проезда через земельный участок, со сносом или с переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части земельного участка в надлежащем состоянии).
2. Такая плата может иметь форму как единовременного платежа, так и периодических платежей, при этом допускается установление комбинированной платы, состоящей из единовременной платы и периодических платежей.
3. Обязанность по представлению доказательств обоснованности предлагаемого размера платы за сервитут возлагается на истца, в том числе путем назначения экспертизы, при этом ответчик при несогласии с предложенным размером оплаты вправе представить суду доказательства в обоснование своих возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
4. Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы, при этом каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (о ее увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника, обремененного сервитутом (например, в случае изменения интенсивности движения и грузоподъемности автотранспортных средств обладателя сервитута).
Важно отметить, что в п. 12 Обзора наконец сформулирована однозначная позиция о возможности установления безвозмездного сервитута: такой сервитут допустим при согласии собственника обременяемого объекта недвижимости на безвозмездное пользование.
Приведенная выше позиция примечательна прежде всего тем, что ранее в практике неоднократно высказывалась позиция о недопустимости установления судом бесплатных сервитутов, поскольку таковые не предусмотрены законом (3.
Определение условий
Помимо приведенных позиций, Верховный cуд в Обзоре также уточнил сложившиеся в практике подходы к разрешению дел, связанных с установлением сервитута и определением его условий, в частности:
1) недостижение согласия об установлении сервитута или о его условиях является достаточным основанием для обращения в суд, законодательством не предусматривается обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута, направление дополнительной претензии в случае недостижения сторонами соглашения не требуется (п. 1 Обзора);
2) установление сервитута возможно только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (п. 7 Обзора);
3) недопустимость установления сервитута если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (п. 8 Обзора);
4) обеспечение соблюдения баланса интересов сторон при выборе наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, условий установления сервитута (например, при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок) (п. 9 Обзора);
Стоит отметить, что критерии допустимости установления сервитута и рекомендации в отношении выбора оптимального варианта его установления неоднократно отражались в судебных актах Президиума ВАС РФ, КС РФ и единообразно применяются в актуальной судебной практике (5.
С учетом вступившего в законную силу нового Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Верховный cуд также отметил, что в отсутствие в ЕГРН (до 1 января 2017 года – в ГКН) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом (п. 11 Обзора).
Приведенные Верховным cудом позиции по спорам об установлении сервитута на земельный участок, обобщенные в едином Обзоре, внесли ясность во многие неоднозначные вопросы, существовавшие в практике разрешения судами данной категории дел.
1. Постановления АС ПО от 05.04.2016 по делу № А55-4542/2015, ФАС ВВО от 07.10.2013 по делу № А11-102/2013.
2. Постановление АС ПО от 21.03.2016 по делу № А57-1890/2015.
3. Постановления АС МО от 20.07.2016 по делу № А40-82890/2014, АС ЗСО от 26.08.2016 по делу № А70-10105/2015.
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.10.2016 № 18-КГ16-113.
5. Постановления Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 16033/12, от 28.02.2012 № 11248/11, от 20.07.2010 № 2509/10; Определение КС РФ от 22.03.2012 № 510-О-О; постановления АС МО от 25.04.2017 по делу № А41-26749/14, АС СЗО от 28.10.2016 по делу № А21-1566/2015.
Источник: www.vegaslex.ru
Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?
Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.
Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.
Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.
Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу
Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).
Цели и основания для выдачи
Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.
Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст. 23 и 39.23 ЗК РФ):
- Изыскательные мероприятия.
- Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
- Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
- Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
- Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
- Проведения дренажных работ.
- Забора воды из источников.
- Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
- Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
- Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.
Для подтверждения основания нужно:
- официальное соглашение между участниками сделки;
- решения суда;
- нормативно-правовые акты территориальной администрации.
Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.
Кто может быть инициатором?
Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:
- собственник;
- лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
- лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
- арендатор ЗУ.
Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.
Условия
Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:
- Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
- Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
- Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
- Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
- Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.
Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.
Классификация
Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.
По характеру владения
Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.
Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.
Данная категория подразделяется на 3 подвида:
Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).
Наличие документа требуется для:
- определения места под сенокос;
- возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
- археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
- реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
- того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
- общественного досуга (напр., рыбалки);
- дренажных работ
В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.
Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.
Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:
- электричеством;
- системой водоснабжения, трубопроводом;
- телефонной линией;
- дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.
Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.
По срокам действия
Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.
В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.
Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.
Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).
По стоимости
Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.
Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.
Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.
Порядок оформления
Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:
- Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
- При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.
Какие потребуются документы?
Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:
- паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
- письменное уведомление собственника;
- официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
- заявление на оказание услуги.
Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.
- паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
- цели и основания выдачи сервитутного права;
- кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
- права и обязательства владельца и сервитуария;
- наличие оплаты с указанием суммы;
- период действия договоренности.
Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.
Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.
Как составить заявление, где взять образец?
- паспортные и контактные данные участников;
- предмет сделки – земельный участок;
- взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
- сроки;
- дополнения или иные условия при необходимости.
При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).
Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.
Регистрационные действия
Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.
Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:
- заявление на оказание услуги;
- паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
- кадастровые документы ЗУ;
- межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
- свидетельство о праве собственности на ЗУ;
- выписка из Росреестра;
- документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.
Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.
Время и цена оказания услуги
Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.
Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:
- 1500 руб. для физлиц;
- 6000 руб. для юрлиц.
Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.
Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.
Последствия нарушения договоренности
Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:
- Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
- Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.
Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.
Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:
- расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
- наложение штрафа;
- возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.
Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).
Можно ли аннулировать сервитутное право?
Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:
- закончился его срок действия;
- на это согласны обе стороны;
- причины его выдачи ликвидированы.
Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.
Источник: stroim-domik.org
Установление земельного сервитута
Давайте разберемся почему часто выгодно произвести установление земельного сервитута.
ВНИМАНИЕ : мы также занимаемся и процессом прекращение сервитута земельного участка, отмены ограничений на землю (по ссылке в блоге адвоката подробнее по данной теме).
Виды земельных сервитутов и цели их установления
Частный. Вы, как собственник земельного участка, имеете право потребовать от владельца соседнего участка предоставить вам возможность ограниченного использования его земли.
Зачем необходимо установление частного земельного сервитута:
- Нужно обеспечить проход или проезд к Вашей недвижимости
- Нужно проложить провода или трубы для канализации
- Обеспечить водоснабжение и другие нужды
Помните, что установление земельного сервитута – это крайняя мера, только если больше никак не обеспечить нужды собственника.
Публичный. Устанавливается законодательным правовым актом, когда это нужно не конкретному человеку, а государству, местному самоуправлению или населению жилого пункта.
Зачем установление публичного земельного сервитута:
- Обеспечить проход или проезд, а также прогон и выпас животных
- Провести дренажные работы
- Заготовка сена
- Участок может быть населен живностью, и его затребуют для охоты и рыбной ловли
- Исследовательские работы
- Для возможности беспрепятственно попадать к прибрежной полосе
Процедура наложения любого вида сервитута должна пройти обязательную государственную регистрацию. Вы вправе получать деньги за пользование Вашей землей, сумму нужно указать в соглашении. Надо понимать, что установление сервитута – это не аренда земельных участков, а именно отдельная, полноценная процедура.
Условия установления частного сервитута на земельный участок
Частный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Т.е. сервитут нужен для того, чтобы обеспечить Вас возможностью полноценно пользоваться своим земельным участком, естественно при наличии объективных для этого препятствий и отсутствия альтернативных проходов и проездов. Такой сервитут устанавливается в интересах конкретного физического или юридического лица.
Какие же условия должны быть соблюдены для того, чтобы у вас возникло право требовать установления сервитута:
- Невозможность полноценно пользоваться своим земельным участком (отсутствие прохода, проезда, возможности подвода коммуникаций и т.д.)
- Отсутствие альтернативных вариантов пользования вашим земельным участком, кроме как не через чужой соседний земельный участок
- Установление сервитута не должно идти врознь виду разрешенного использования такого земельного участка
Только при соблюдении вышеуказанных условий, у Вас может возникнуть право для требований по установлению на соседнем земельном участке сервитута. Поэтому перед тем, как просить у собственника, либо суда установления сервитута, необходимо проверить наличие вышеуказанных условий.
ВАЖНО: бывают случаи, когда отсутствие возможности пользоваться землей возникает из-за целенаправленных на то действий, со стороны третьих лиц, и что в таком случае нужно требовать не установления сервитута, а устранения препятствий в пользовании земельным участком (подробнее по ссылке).
Условия установления публичного сервитута на земельный участок
Публичный же сервитут устанавливается в интересах неограниченного круга лиц по решению исполнительного органа государственной власти, либо по решению муниципалитета.
Указанное решение принимается на основании ходатайства:
- Представителей естественных монополий
- Организаций связи
- Владельцев транспортной инфраструктуры
- Иных общественно значимых организаций
К примеру, РЖД может подать ходатайство об установлении земельного публичного сервитута в администрацию городского округа, для планировки и строительства железной дороги в случае, если отсутствуют иные пути строительства железной дороги. При этом земельный участок находится в публичной собственности.
Условия же предоставления сервитута согласовываются самим органом власти непосредственно с собственником земельного участка, на который накладывается сервитут. В случае не достижения договоренностей, касательно условий, такой спор разрешается в суде.
Установление публичного сервитута для отдельных целей
Существует такой вид публичного сервитута, целью которого является обеспечение строительства, размещения и эксплуатации особых общественно значимых объектов.
Устанавливает соответствующий сервитут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или муниципалитет. Но не подумайте, что такой сервитут можно установить так просто, ведь для этого нужны особые обоснованные причины, а также наличие прошения об установлении сервитут со стороны, к примеру, представителей естественных монополий, организаций связи и тем подобные организации.
Рассматриваемый сервитут устанавливается сроком от десяти до сорока девяти лет, либо на срок строительства, размещения, эксплуатации объекта, ради которого устанавливается сервитут.
Порядок оформления сервитута на земельный участок
- Если Вы вознамерились ограниченно пользоваться чужим участком, то необходимо заключить соглашение с собственником обременяемой земли, в которое должны входить:
- Документ, подтверждающий право собственности
- Кадастровый номер. Это уникальный шифр, который присваивается земельному участку после инвентаризации надлежащими органами.
- Кадастровый план и паспорт. Бумаги, выписанные из госреестра, которые содержат полную информацию об участке
- Этапы принятия сервитута на землю
- Собственники заключают соглашение
- Подают соответствующее заявление в кадастровые органы
- Предоставляют свидетельство о праве собственности
Это основные положения по установлению земельного сервитута. Бывает, что собственник долгое время участвовал в спорах, чтобы признать право на земельный участок в силу приобретательной давности, добился этого. Потом долго добивался перевода категории земли, так как предыдущая категория не позволяла начать застройку. И теперь, когда все дела улажены, остается лишь провести заветное водоснабжение и газ к дому для комфортной жизни. Вот тогда и потребуется все обаяние, чтобы убедить соседа, что он не претендует на его участок, а именно вступает с ним в деловые отношения, приобретает участок в ограниченное пользование, иными словами, устанавливает земельный сервитут.
Установление стоимости земельного сервитута
В зависимости от способа установления сервитута в земельном праве возможны варианты его возмездной основы:
- Добровольный сервитут. В таком случае между сторонами заключается соглашение на ограниченное пользование земельным участком. В этой ситуации сами стороны определяют размер вознаграждения. Конечно, при такой ситуации право сервитута на земельный участок может быть бесплатным.
- Судебный сервитут. Устанавливая право ограниченного пользования, суд одновременно определяет размер платы за использование земельного участка. Как правило, размер платы привязан к средней стоимости аренды земли в данном регионе.
ПОЛЕЗНО : читайте подробнее про составление заявления об установлении земельного сервитута по ссылке на нашем сайте
Изменение платы за сервитут
Стоимость земельного сервитута, по своей юридической природе, является компенсацией за пользование чужим земельным участкам, при этом указанная компенсация должна соответствовать той материальной выгоде, которую собственник мог бы иметь, если бы его участок не был обременен сервитутом. При этом, в силу изменения курса рубля, изменения рыночной стоимости земельного участка, размеры платы за установленный сервитут должен изменяться соразмерно изменениям фактических обстоятельств.
Однако, судебная практика в настоящее время достаточно спорная, поэтому, фактические обстоятельства, которые обосновали бы ваши требования по повышению или понижения размера платы за установленный сервитут, нужно правильно, грамотно и последовательно изложить в своем исковом заявлении об изменении размера платы за установленный сервитут, а также правильно изложить это все на самом судебном разбирательстве, в чем Мы можем вам помочь.
Определенный судом или сторонами размер оплаты согласно позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам о сервитуте на земельный участок, Утвержден Президиумом ВС РФ и размещен на сайте суда 26.04.2017) может быть изменен в следующих случаях:
- Изменился размер сервитута. В случае, если земельный участок в силу сервитута стал использоваться в большем или меньшем размерах, естественно, что размер оплаты должен быть пересмотрен.
- Изменение размера взносов происходит также как по согласованию между сторонами, так и в судебном порядке.
- Инфляция. В подавляющем большинстве случаев сервитут на землю устанавливается на продолжительный отрезок времени. В этой связи размер оплаты за использование земельного участка также подлежит корректировки в зависимости от уровня инфляции.
Адвокат по установлению земельного сервитута в Екатеринбурге
Если Вы ведете хозяйственную деятельность на земельном участке, то наверняка знаете, как важны дружеские отношения с соседями и хорошая коммуникация с ними. Потому что в любой момент Вам придется с ними взаимодействовать. Чаще всего, когда для развития Вашей деятельности становится необходима часть соседского участка. К примеру, нужен дополнительный проезд к Вашей земле. В таком случае соседи договариваются, и нужный участок переходит в Ваше ограниченное пользование. Эта процедура называется установление сервитута на земельный участок .
Вся эта процедура сложна и буквально сплетена из различных нюансов, которые сможет профессионально уладить лишь наш юрист по земле. Нужно помнить, что любое дело всегда можно оспорить в суде или прийти к мирному соглашению. Земельные дела – не исключение. Урегулировать конфликт, дать консультацию или представить Ваши интересы в суде всегда готов земельный адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».
Отзыв о работе нашего земельного адвоката по земельным сервитутам
Источник: katsaylidi.ru