Как использовать маткапитал, если мы строим дом сами?: Как самому построить дом на материнский капитал и субсидии? Как правильно оформить и отчитаться в контролирующих органах?
Ипотека на индивидуальное жилищное строительство
С помощью государства можно оформить льготный кредит на покупку или строительство жилого дома. Сделать это позволяют три государственные программы.
Льготная ипотека
Этой программой могут воспользоваться граждане РФ в возрасте от 21 до 70 лет на дату погашения кредита. Ставка по ипотечному кредиту – до 7%. Первоначальный взнос – от 15%. С 01.06.2022 по условиям программы построить жилой дом можно не только с привлечением строительной организации, но и своими силами. Программа действует до 31.12.2022. Ознакомиться с условиями льготной ипотеки можно здесь.
Семейная ипотека
Предназначена для семей с детьми, рожденными с 01.01.2018 по 31.12.2022. Ставка по ипотечному кредиту – до 6%. Первоначальный взнос – от 15%. В рамках этой программы возможно строительство частного дома, но только если такое строительство осуществляется профессиональным застройщиком (например, по договору подряда). Дом можно возвести как на собственном участке, так и с одновременным приобретением земельного участка. Программа действует 31.12.2023. Для семей с ребенком-инвалидом – до 31.12.2027. Получить более подробную информацию о семейной ипотеке можно на этой странице.
Ипотека для IT-специалистов
Доступна сотрудникам российских IT-компаний, аккредитованных Минцифры России и пользующихся страховыми льготами. Есть требования к заработной плате: она должна быть от 150 000 рублей, если компания зарегистрирована в городе с населением более 1 млн человек, или от 100 000 рублей, если компания зарегистрирована в остальных населенных пунктах. Ставка по ипотечному кредиту – до 5%. Первоначальный взнос – от 15%. Условия программы позволяют построить жилой дом только с привлечением профессионального застройщика. Программа действует до 31.12.2024. Изучить требования к заемщикам можно по этой ссылке.
Получить бесплатные консультации о действующих ипотечных программах можно на портале Консультационного центра АО «ДОМ.РФ» спроси.дом.рф или по телефону 8 800 775 11 22.
ИсточникПланируемый к строительству дом не соответствует параметрам разрешенного строительства (например, высота превышает 3 этажа или 20 метров); Участок расположен на территории, где ограничено строительство (зоны, установленные Росавиацией, Роснедрами или госорганов, отвечающих за сохранение объектов культурного наследия); Ошибки в заполнении формы. Отказали в разрешении на строительство частного дома? Проконсультируйтесь с экспертами ДОМ.РФ о том, что можно предпринять. Получить консультацию. Как выбрать подрядчика для строительства дома? … Как узнать историю объекта недвижимости? 3. 14.
Как использовать маткапитал, если мы строим дом сами?
— Семья из четырех человек, живем в съемной квартире в ХМАО-Югра. Как самому построить дом на своем участке на материнский капитал и субсидии на двух детей? Как правильно оформить и отчитаться в контролирующих органах? Сами все купим и сами все сделаем. Как лучше сделать?
Отвечает юрист юридической компании «Генезис» Олеся Емельянова:
Если семья строит дом хозяйственным способом (самостоятельно), средства государственной поддержки в виде материнского капитала перечисляются в следующем порядке:
- на начальном этапе строительства — 50% суммы;
- не ранее чем через полгода после первого перечисления средств — оставшиеся 50%.
На первом этапе необходимо подать в ПФР заявление о распоряжении материнским капиталом вместе со следующими документами (копиями):
- сертификат на материнский капитал;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность владельца сертификата и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;
- если в строительстве участвует и супруг владелицы сертификата — документ, удостоверяющий его личность, свидетельство о регистрации брака;
- свидетельство о праве собственности на соответствующий участок владелицы сертификата или ее супруга;
- разрешение на строительство, выданного владелице сертификата или ее супругу;
- письменное обязательство лица или лиц, на которых оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, супруга, детей с определением размера долей по соглашению;
- документ, подтверждающий открытие банковского счета с указанием реквизитов.
Важное условие: строительство должно осуществляться на территории РФ.
Для получения второй части материнского капитала нужно представить документ, подтверждающий осуществление основных строительных работ (монтаж фундамента, возведение стен и кровли), — акт освидетельствования. Он выдается уполномоченным органом (обычно это подразделения архитектуры и градостроительства администрации муниципального района).
Важно учитывать, что в выдаче акта освидетельствования откажут в случае невыполнения основных строительных работ в полном объеме. Неправомерный отказ можно обжаловать в судебном порядке.
Порядки получения и использования средств конкретных субсидий могут иметь отличия в зависимости от вида. Однако на вышеизложенном это не отразится.
Отвечает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Дмитрий Смаковский:
Для начала следует указать общий перечень документов, который необходимо представить в ПФР для распоряжения материнским капиталом:
- письменное заявление о распоряжении материнским капиталом;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- паспорт владельца сертификата или паспорт представителя владельца сертификата и документ, подтверждающий его полномочия;
- при необходимости: документы, удостоверяющие личность супруга владельца сертификата, документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи владельца сертификата (в частности, свидетельство о браке), а также разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям, если заявление о распоряжении подается опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетних детей;
- при обращении с заявлением о распоряжении материнским капиталом рекомендуется иметь при себе свидетельства о рождении детей.
Когда речь идет об улучшении жилищных условий, помимо указанных выше документов в ПФР необходимо также предоставить (Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»):
- документы, подтверждающие цель использования материнского капитала на оплату приобретаемого жилого помещения. При этом размер средств (части средств) материнского капитала, направляемых на оплату обязательств по договору купли-продажи жилого помещения, в том числе с рассрочкой платежа, не может превышать цены договора или размера оставшейся неуплаченной суммы по договору;
- документы, подтверждающие цель использования материнского капитала на уплату цены договора участия в долевом строительстве;
- документы, подтверждающие цель использования материнского капитала на оплату строительства объекта ИЖС, выполняемого с привлечением строительной организации;
- документы, подтверждающие цель использования материнского капитала на строительство или реконструкцию объекта ИЖС без привлечения строительной организации (средства в таком случае перечисляются двумя частями: первоначально — в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского капитала, на дату подачи заявления и по истечении шести месяцев), в том числе для получения первой и второй части средств.
Для направления части средств материнского капитала (по истечении шести месяцев со дня первоначального направления) владелец сертификата представляет в том числе документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий проведение основных работ по строительству или реконструкции объекта ИЖС.
Наиболее важной особенностью здесь является то, что на законность сделки купли-продажи жилья с использованием средств материнского капитала, в результате которой собственниками жилья становятся только дети владельца сертификата, может быть поставлена под сомнение. А потому приобретаемое (построенное, реконструированное) жилое помещение с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность владельца сертификата, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Отвечает заместитель генерального директора компании «Мобил строй XXI» Татьяна Рейхардт:
Самостоятельное строительство дома с использованием средств материнского капитала возможно. Для этого потребуется предварительное оформление аренды или права собственности на участок. Расчет маткапиталом (МК) при покупке участка не предусмотрен. Кроме права на участок потребуется разрешение на постройку и согласование проекта дома.
Для направления материнского капитала на строительство дома необходимо обращение в Пенсионный фонд в любом регионе страны, независимо от места регистрации, с приложением следующих документов: разрешение на постройку и согласованный проект дома, сертификат на маткапитал, паспорт владельца сертификата, паспорт второго супруга, свидетельство о браке и реквизиты счета для перечисления денег.
Необходимо учитывать, что деньги из материнского капитала на постройку дома будут зачисляться частями. Сначала, после удовлетворения заявления, на счет перечисляется 50 процентов от общей суммы МК, а вторая половина – через полгода, после выполнения основных работ по возведению дома (выполнены фундамент, стены, крыша).
Для отчета о выполненных работах потребуется Акт освидетельствования построенного объекта. В его выдаче могут отказать, если при обследовании объекта установят, что не выполнен нужный объем работ. По окончании строительства дом должен быть зарегистрирован на родителей и детей. Совершеннолетний участник от получения своей доли может отказаться в пользу супруга или детей.
Не пропустите:
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.
ИсточникВ рамках этой программы возможно строительство частного дома, но только если такое строительство осуществляется профессиональным застройщиком (например, по договору подряда). Дом можно возвести как на собственном участке, так и с одновременным приобретением земельного участка. Программа действует 31.12.2023. Для семей с ребенком-инвалидом – до 31.12.2027. Получить более подробную информацию о семейной ипотеке можно на этой странице. Ипотека для IT-специалистов. Доступна сотрудникам российских IT-компаний, аккредитованных Минцифры России и пользующихся страховыми льготами.
Льготная ипотека на самостоятельное строительство дома
С 31 мая стартовала льготная ипотека на строительство дома своими силами.
Льготная загородная ипотека расширила перечень льготных кредитов. Теперь такой кредит можно взять, чтобы самостоятельно построить загородный дом.
Рынок нуждался в таком ипотечном продукте. Люди часто выбирают самостоятельное строительство загородного дома.
Спрос на загородном рынке
Жизнь за городом стала популярна в последнее время. Спрос активизировался во время пандемии. Сегодня, несмотря на сложные экономические условия, люди продолжают покупать земельные участки и строить на них дома.
Анатолий Нестеров, генеральный директор Торговой Сети ТЕХНОНИКОЛЬ (ТСТН), рассказывает про спрос на загородном рынке:
— Статистика и многие эксперты говорят о том, что за четыре месяца текущего года строительство индивидуального жилья бьет рекорды — порядка 60% нового жилья приходится на загород. Статистика в данном случае опирается на данные о регистрации объектов недвижимости, которая, в свою очередь, спровоцирована дачной амнистией и бесплатной газификацией. То есть статистика нас вводит в заблуждение, не исключая из расчетов объекты, построенные в ранние периоды. Тем не менее индивидуальное строительство сейчас действительно крайне востребовано. Бум загородного рынка пришелся на 2020-й год. Этому способствовали:
- ограничения на перемещения из-за пандемии: если в городе ограничения жестко контролировались, то за городом, в доме на собственном участке была возможность почувствовать себя свободным и не страдать от отсутствия свежего воздуха и двигательной активности;
- изменение подхода к организации труда и обучению: массовый переход на удаленку позволил пересмотреть приоритеты в пользу жизни за городом — оказалось, что работать и учиться удаленно реально и для многих удобно;
- внимание государства к частному домостроению и разработка программ поддержки как профессиональных застройщиков, так и населения.
Елена Мищенко, руководитель департамента городской недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости», подтверждает, что спрос на рынке загородного жилья Подмосковья довольно высокий и сейчас:
— Спрос немного меньше, чем в прошлом году, но все же остается высоким. Покупатели активно рассматривают загородную недвижимость, звонят, интересуются такими объектами, приобретают как участки, так и дома.
Люди интересуются загородной недвижимостью в том числе из-за того, что испытывают сложности с выбором места для летнего отдыха, особенно если ранее планировали отдых за границей. Кроме того, из-за постепенного уменьшения ключевой ставки ЦБ снижаются и ставки по ипотечным программам, в том числе для загородного жилья.
Индивидуальное строительство сейчас весьма востребовано — люди предпочитают сами этим заниматься. Во-первых, они пытаются сэкономить. Во-вторых, многих не устраивают уже готовые дома из-за цены или качества.
Итак, новая льготная ипотека на дом заинтересует многих. Но под какое строительство она выдается и на каких условиях?
Что такое «самостоятельное» строительство
Ипотека на загородном рынке активно развивается с 2020 года. Однако новая льготная программа принципиально отличается от предыдущих.
Этот кредит можно получить на стройку своими силами, то есть будущий дом можно строить самостоятельно или привлечь любых строителей, не обращая внимание на их юридический статус. До этого банки давали кредиты на постройку частных домов при условии, что строить будут компании, аккредитованные банком.
Привлекая профессионалов, банки снижали риски недостроя или получения неликвидного объекта в залог, но ценник у таких строителей не всегда бюджетный. Сегодня же многие вынуждены экономить.
Бюджетная стройка требует внимательного подхода ко всем тратам. Тут часто выручает рассрочка. Покупайте товары у партнеров Халвы и пользуйтесь рассрочкой до 10 месяцев.
Универсальная карта «Халва» – не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 8,5% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Условия льготного кредитования
Льготные условия кредитования частного строительства просты:
- процентная ставка — не выше 7% (снижение с 9% произошло 22.06.);
- сумма — до 12 млн рублей в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и до 6 млн для всех других населенных пунктов;
- взнос — 20%;
- действие программы — до 31 декабря 2022 года;
- рефинансирование – нет.
Обратите внимание, что заявленная ставка может быть снижена банками. Но она не может быть выше 7%.
Максимальная сумма кредита также оговорена. Но если на строительство требуется больше, то лимит можно увеличить для жителей столиц и их областей до 30 млн рублей, в других регионах — до 15 млн рублей. Однако по льготной ставке вы получите лишь установленную сумму. Остальные деньги банк выдаст под рыночный процент.
Условия просты и понятны, однако есть ограничения по строительству.
Ограничения по строительству с привлечением льготной ипотеки
Основное ограничение — срок строительства. Если привлекать льготные деньги на постройку частного дома, то уложиться со стройкой необходимо в год. Причем это не просто построить коробку, но и подвести коммуникации, зарегистрировать постройку и поставить ее на кадастровый учет.
Срок маленький даже для профессионалов. Если же делать все собственными силами, то можно не уложиться. Нарушение срока означает нарушение банковского договора. Как следствие ставка по ипотеке поднимется до коммерческого уровня. То есть право на льготу по ставке аннулируется.
Второе ограничение по земле. Деньги на строительство дадут лишь в том случае, если назначение земельного участка подразумевает строительство.
У нас в стране строить дома можно на следующих землях:
- ИЖС;
- малоэтажной жилищной застройки;
- блокированной жилой застройки;
- приусадебных участках личного подсобного хозяйства;
- участках сельхозназначения в определенных условиях.
Если же земля не подразумевает строительство жилого дома, например, имеет промышленное назначение, то ипотеку не одобрят. Кроме того, банк вправе ввести дополнительные условия. Например, выдавать кредит, если участок находится не дальше 100 км от Москвы или не имеет обременений.
Третье ограничение — само строительство. Деньги даются на постройку индивидуального жилого дома. Градостроительный кодекс под такой постройкой подразумевает отдельно стоящее здание, у которого не больше трех этажей и которое не выше 20 м. Делить такое здание на отдельные объекты нельзя.
Четвертое ограничение — все деньги сразу не дадут. Выдавать будут траншами.
Транши на оплату стройки
Деньги по этой ипотеке банк будет выдавать частями. Если деньги нужны и на покупку земли и на строительство, то будет четыре транша. Если земля уже есть — три.
- Первый транш выдается на покупку земли. Чтобы получить второй транш, необходимо купить землю, зарегистрировать право собственности и отдать ее в залог банку.
- Второй транш выделяется на строительство фундамента. Целевое расходование придется подтверждать: предоставить банку фотоотчет, чеки по оплате расходных материалов и строительных работ, расписки от строителей, документы на подрядные работы.
- Третий транш идет на основные работы: строительство стен, перекрытий, пола, кровли и т.д. Отчитаться о выполнении этого этапа перед банком также придется. После того как банк убедится, что работы выполнены, будет направлен последний транш.
- Четвертый транш идет на заключительные работы и постановку дома на кадастровый учет.
После готовый дом передается в залог банку до полного погашения кредита.
Но транши предусмотрены и в отношении первоначального взноса. Этот взнос делится на три или четыре транша и также выплачивается банку на специальный счет после завершения каждого этапа строительства. Лишь после отчета о завершении этапа стройки и переводе очередной части первоначально взноса банк выделит следующий транш ипотеки.
Востребованность данной ипотеки на рынке
Мнение экспертов о востребованности ипотеки на ИЖС разделилось.
Генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова считает, что доля таких покупателей не будет доминирующей, да и спрос по загородному рынку заметнее всего растет на уже готовые дома, с ремонтом и мебелью.
Но большинство экспертов придерживаются иного мнения. Дмитрий Веселков, директор департамента ипотечных программ и банковского кредитования компании «Метриум», убежден, рынок ждал этого продукта:
— Исследование ДОМ.РФ и ВЦИОМ показало, что порядка трети (около 50 тыс. человек) от респондентов, желающих построить загородный дом, рассчитывают справиться своими силами. Другая целевая аудитория— те, кто раньше не закончил стройку.
Ограничивающими факторами выступят срок завершения работ (год с момента выдачи кредита) и лимит в 12 млн рублей для столичного региона. Это сужает выбор до быстровозводимых проектов, в том числе индустриальных серий. Полагаю, что программа будет востребована прежде всего в регионах. Тем более, в некоторых муниципалитетах именно ИЖС составляет основную массу вводимого жилья.
Если же вы пока не готовы переезжать за город, но хотите улучшить жилищные условия, то воспользуйтесь льготной ипотекой на покупку квартиры в новостройке.
В Совкомбанке квартиры на первичном и вторичном рынке для семей с детьми доступны под 3,88% с господдержкой.
ИсточникСберБанк повышает доступность ипотеки на индивидуальное жилищное строительство ( ИЖС ). В процесс кредитования внесены изменения, которые существенно облегчат клиентский путь и минимизируют пакет документов, необходимый для рассмотрения заявки и получения кредита. … В рамках продукта « Строительство жилого дома» при строительстве собственными силами или с привлечением строительной организации ставка для зарплатных клиентов СберБанка составит от 8,8%. Если дом предназначен для постоянного проживания, зарегистрирован в Росреестре как вторичная недвижимость, то он подходит под программу кредитования «Готовое жильё» — ставка от 7,3% годовых.
3.7. Особенности девелоперской деятельности в рамках инвестиционных договоров с публичным субъектом
Заключение инвестиционных договоров между частным и публичным субъектами уже давно стало одним из наиболее распространённых способов привлечения инвестиций с вовлечением в оборот государственного имущества.
Наиболее популярными договорными схемами привлечения инвестора являются:
- Заключение договора аренды на инвестиционных условиях
В этом случае договор аренды представляет собой смешанный договор, поскольку помимо обычных обязательств по аренде инвестор получает в качестве разрешённого использования право на строительство или реконструкцию объекта, и за ним закрепляется ряд обязанностей (взносы на инфраструктуру и т. п.).
- Заключение двух самостоятельных договоров одновременно (договор аренды для целей строительства и инвестиционный договор)
Особенностью такой схемы является фактическое разделение в самостоятельные правовые конструкции отношений по аренде и собственно инвестиционных обязательств, исполнение которых порождает право инвестора на распределение прав на созданный в результате реконструкции объект.
Необходимо отметить, что законом РФ от 23.06.2014 № 171-ФЗ был установлен запрет на установление в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, каких-либо требований к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом (п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ).
Полагаем, что данной нормой федеральный законодатель дал понять, что всяческие платежи на развитие инфраструктуры, обязанности застройщика возвести школу или детский сад неподалёку от возводимого многоквартирного дома и другие условия договоров, дополнительно обязывающие застройщиков, не могут включаться в договор аренды (не связаны с предметом аренды). Однако в ряде регионов РФ органы исполнительной власти трактуют этот пункт весьма произвольно и считают, что инвестиционные отчисления – это лишь элемент «иного договора», который делает аренду на инвестиционных условиях смешанным договором, который, в свою очередь, не подпадает под регулирование ЗК РФ. Полагаем, что такой подход прямо противоречит императивному запрету ЗК РФ, а для инвестиционных отчислений может быть найдено место только в заключаемом одновременно с арендой участка инвестиционном договоре.
Правовая природа инвестиционного договора и инвестиционных отчислений
Строительство на государственных землях, как правило, сопряжено для инвесторов с необходимостью несения дополнительных расходов, не связанных именно с выполнением строительных работ, а связанных с возложением на инвестора обязанности по так называемым вопросам инвестиционных отчислений.
В силу сложной экономической ситуации приходится констатировать, что общий объём таких инвестиционных отчислений с каждым годом возрастает, и государство последовательно возлагает расходы на инфраструктуру, социальную обеспеченность и т. п. на инвестора.
При этом такого рода инвестиционные отчисления бывают как в натуральной форме (например, выполнение работ по ремонту/строительству детского сада), так и в прямом денежном выражении. Следует признать, что какого-либо внятного единого для всех субъектов РФ регулирования порядка расчёта объёмов таких отчислений нет, и субъекты РФ проявляют здесь всю свою изобретательность [1] .
Судебная практика по-разному оценивает правовую природу таких «инвестиционных отчислений». Как правило, суды, видимо, руководствуясь прежде всего необходимостью защитить бюджеты различных уровней от возможного взыскания, делают вывод о том, что такие отчисления являются «платежами в общеполезных целях», не порождают каких-либо дополнительных обязательств публичного субъекта и во всех случаях не подлежат возврату инвестору (например, позиция ВАС РФ по делу № А32-24023/2011 [2] ). В ряде случаев судом всё же осуществлялось взыскание таких инвестиционных отчислений в качестве неосновательного обогащения (например, дело № А32-45562/2009-32/843 [3] ), однако это стало результатом вывода о незаключённости инвестиционного договора.
Вопросы «инвестирования» урегулированы законом РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – закон № 39-ФЗ). К сожалению, данный закон написан больше как декларация, а не как регулирующий правоотношения нормативный акт. В результате указанные в нём гарантии воспринимаются судебной практикой и разъяснениями высших судов как декларативные нормы, не имеющие судебной защиты.
П. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 54 от 11.07.2011 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (далее – Постановление Пленума № 54) указал, что при оценке отношений сторон по инвестиционным договорам следует устанавливать правовую природу отношений сторон, исходя из поименованных в ГК РФ видов договоров (купля-продажа, подряд, простое товарищество и т. п.).
В соответствии с п. 4 Постановления № 54 договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства и реконструкции, должны квалифицироваться судом как «договоры купли-продажи будущей вещи», если не установлено иное.
Наибольший переполох создало разъяснение ВАС РФ, данное в п. 6 Постановления № 54: в случае, если собственник либо иной титульный владелец земельного участка предоставляет его для строительства здания или сооружения, а другая сторона обязуется осуществить строительство, то к их отношениям подлежат применению нормы о договоре строительного подряда (глава 37 ГК РФ). При квалификации отношений сторон как строительного подряда в соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на построенный объект недвижимости возникает у собственника земельного участка, на котором он возведён, с момента регистрации его права в ЕГРН. В свою очередь, сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ, а в случае уклонения от исполнения этой обязанности застройщиком – также право требовать возмещения убытков, выплаты неустоек и может воспользоваться правом удержания (ст. 712 ГК РФ).
Очевидно, буквальное применение этих разъяснений к аренде на инвестиционных условиях у государства привело бы к коллапсу.
Необходимо признать, что правоприменительная практика, и прежде всего практика регистрации прав Росреестра, проигнорировала позицию ВАС РФ, и по-прежнему завершивший надлежащим образом строительство и выполнивший инвестиционные условия инвестор может зарегистрировать своё право собственности как первичное право (ну а в случае привлечения дольщиков – зарегистрировать их право собственности).
Привлечение инвестиций в отношении находящихся в собственности РФ объектов недвижимого имущества и земельных участков
С учётом разграничения собственности, предусмотренного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020‑1 [4] и ст. 3.1 закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Правительство РФ обладает полномочиями по определению порядка привлечения инвестиций в отношении федеральных объектов недвижимости.
В рамках реализации своих полномочий Правительство РФ утвердило Постановление от 10.08.2007 № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» (далее – Постановление № 505) [5] .
П. 2 Постановления № 505 введено понятие «инвестиционный договор» – договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор об инвестировании, договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта, договор участия в долевом строительстве, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), договор на строительство, реконструкцию, реставрацию объекта недвижимого имущества и т. д.).
Как видно из определения, инвестиционный договор в понимании федерального законодателя – это договор практически любой правовой природы, опосредующий отношения «по инвестированию внебюджетных средств». В свою очередь, вопросы инвестирования и инвестиций отражены в законе № 39-ФЗ.
В соответствии с п. 3 Постановления № 505 согласование заключения инвестиционного договора в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности, относится исключительно к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом за исключением предусмотренных п. 4 данного Постановления случаев, когда требуется предварительное решение Правительства РФ [6] , а именно:
- стоимость недвижимого имущества, определённая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн рублей;
- стоимость недвижимого имущества, определённая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и суммарный объём капитальных вложений, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в совокупности превышают 500 млн рублей.
Планировалось, что инвестиционный договор с инвестором будет заключаться на основании обязательной рыночной оценки прав и по результатам аукциона.
Однако Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» (далее – Постановление № 234) установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, либо расположенными на них объектами, а также запрет на проведение аукционов по привлечению инвестиций в отношении указанных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (ранее срок действия такого запрета был ограничен 01.01.2021, однако в настоящий момент срок действия запрета не установлен [7] ), которые:
- a) предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям;
- b) расположены в границах населённых пунктов либо в пределах:
- 30 километров от границ населённых пунктов с численностью населения более 1 млн человек;
- 15 километров от границ населённых пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн человек;
- 5 километров от границ населённых пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.
При этом п. 4 Постановления № 234 установлены исключения из установленного моратория на распоряжение объектами недвижимости, расположенными в федеральной собственности, либо привлечение инвестиций:
a) предоставление земельных участков после вступления в силу Постановления № 234:
- по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, либо аукционов на право заключения договора аренды таких земельных участков, либо состоявшихся до вступления в силу Постановления № 234 аукционов на право заключения инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках;
- в целях исполнения государственных контрактов на строительство объектов для обеспечения федеральных государственных нужд;
- для строительства объектов государственного или муниципального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ;
- в рамках исполнения договоров о развитии застроенной территории;
- взамен земельных участков, изымаемых для федеральных государственных нужд;
- в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории резидентам особой экономической зоны или управляющей компании, а также лицу, с которым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны;
- для строительства объектов в соответствии с концессионными соглашениями;
- лицам, получившим лицензию на недропользование, или лицам, заключившим договор водопользования (в отношении которых вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование), в целях строительства объектов, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной указанными документами;
- по отдельным решениям Правительства Российской Федерации;
- для размещения объектов, необходимых для подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года;
- в границах соответствующих функциональных зон национальных парков в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- находящихся на территориях закрытых территориально-административных образований;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
b) приватизация земельных участков в составе имущественного комплекса, включённого в программу приватизации федерального имущества;
c) продажа земельных участков в процессе реализации высвобождаемого военного имущества;
d) продажа, предоставление в аренду и совершение иных установленных федеральными законами действий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
Также Постановлением № 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закреплённым за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением:
- передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном п. 11 ст. 154 закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее – закон № 122-ФЗ) [8] и законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ (далее – закон № 423-ФЗ) [9] ;
- реализации высвобождаемого военного имущества;
- передачи в аренду и безвозмездное пользование.
Кроме того, согласно п.п. 4.1, 4.2 Постановления № 234 установленные таким Постановлением запреты не распространяются на случаи распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности и расположенным за пределами Российской Федерации, а также не распространяются на случаи проведения аукционов по привлечению инвестиций в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного за пределами Российской Федерации.
С учётом бессрочно установленного моратория не стоит ожидать существенного вовлечения федеральных объектов в инвестиционный процесс. Возможности частных инвестиций в эту сферу по-прежнему ограничены.
Привлечение инвестиций в отношении находящихся в муниципальной собственности и собственности субъектов РФ объектов недвижимого имущества и земельных участков
С учётом скудного федерального регулирования вопросов инвестирования субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно определяют порядок вовлечения принадлежащих им объектов недвижимости в инвестиционную деятельность.
Несомненно, вопросы предоставления земельных участков во многом урегулированы ЗК РФ, а вопросы предоставления объектов недвижимости решаются с учётом требований закона РФ «О защите конкуренции», однако за пределами этих ограничений в законодательстве каждого субъекта РФ или муниципального образования существует свой нормативно-правовой акт, регулирующий, прежде всего, вопросы установления инвестиционных условий и целевого предоставления объектов.
В предыдущих разделах последовательно раскрывались особенности оформления разрешительной документации применительно к публичным землям, предоставленным на инвестиционных условиях. В частности, речь идёт об ограничении целевого использования участка только ВРИ, указанным в договоре аренды (без права выбора иных основных ВРИ без согласия публичного собственника), различия в сроках аренды и сроках в разрешении на строительство и т. п.
Важное значение имеет вопрос о необходимости/обязательности протокола о выполнении инвестиционных условий, оформленного публичным и частным субъектом, для оформления прав инвестора на созданные объекты. Как правило, ранее в большинстве договоров аренды на инвестиционных условиях / инвестиционных договорах предусматривалось, что завершением инвестиционного проекта является не завершение строительства, а исключительно подписание публичным субъектом протокола о выполнении инвестиционных условий [10] . В настоящее время судебная практика полагает, что оформление протокола требуется исключительно в случае наличия указания на обязательность его оформления в самом договоре, а во всех остальных случаях он сам по себе не является необходимым для оформления прав инвестора документом [11] , и значение имеет только фактическое исполнение инвестиционных обязательств [12] .
Характеризуя вопросы инвестиционных договоров с публичными субъектами РФ, нельзя не упомянуть про особые права субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – на внесудебное расторжение ими инвестиционных договоров, заключённых до 01.01.2011, в одностороннем порядке (п.п. 3, 4 ст. 18 закона № 39-ФЗ) с компенсацией документально подтверждённых прямых затрат на исполнение обязательств по нему, на сумму которых начисляются проценты в порядке, установленном ст. 395 ГК РФ. Основанием для такого расторжения может быть существенное нарушение условий данного договора и (или) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.
Необходимо отметить, что формулировка п. 4 ст. 18 закона № 39-ФЗ устанавливает значительное число ограничений для удовлетворения требования о компенсации прямых затрат инвестора, а именно:
- инвестиционный договор должен быть заключён до 01.01.2011, и обязательства по нему должны действовать на 14.12.2011 [13] ;
- договор должен предусматривать привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора;
- договор должен быть расторгнут досрочно, т. е. истечение срока действия инвестиционного договора не порождает права на компенсацию (за исключением случая, указанного в п. 5 ст. 18 закона № 39-ФЗ: Правительство РФ вправе принять решение об определении размера убытков по обязательствам, вытекающим из договора, заключённого с федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным учреждением либо федеральным государственным унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в собственности РФ и расположенном в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, при его расторжении по соглашению сторон).
В Москве утверждён порядок взаимодействия городских органов исполнительной власти при рассмотрении вопросов о возмещении затрат, понесённых инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов [14] . Данный порядок предусматривает возможность для инвестора в досудебном порядке получить компенсацию в случаях, когда Градостроительно-земельной комиссией города Москвы приняты решения:
- о расторжении в одностороннем порядке инвестиционных контрактов (договоров) в соответствии с требованиями ст. 18 закона № 39-ФЗ;
- о расторжении инвестиционных контрактов (договоров) по соглашению сторон;
- об исполнении установленных инвестиционным контрактом (договором) обязательств по возмещению инвестору затрат [15] ;
- о возмещении инвестору понесённых затрат в иных случаях.
Такой порядок позволяет существенно снизить нагрузку на арбитражные суды, так как предоставляет возможность для инвестора компенсировать свои затраты без обращения в суд.
[1] Например, закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования».
ИсточникЗемля под индивидуальное жилое строительство ( ИЖС ) – участок в черте города или дачных хозяйств, у которого одно назначение: капитальное строительство дома для проживания. У такой земли должен быть свой кадастровый номер, а в выписке ЕГРН в разделе «вид разрешённого использования» должно стоять: « ИЖС ». … пристраивать бани, бытовки, теплицы, гаражи без разрешений местных органов, но с соблюдением определённой законом дистанции от дороги, жилых помещений. Как купить участок? Существует два основных способа покупки земли для ИЖС : оформление договора купли-продажи с частным собственником либо с местной администрацией.
Внимание!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Обратная связь
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Обновлено секунду назад
Вопрос: Какие документы необходимы для распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации?
Вопрос: Какие документы необходимы для распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации?
Ответ: В случае направления средств регионального материнского капитала на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, лицо, получившее Решение представляет следующие документы:
1) удостоверяющие личность, место жительства (место пребывания) на территории Хабаровского края;
2) решение суда об установлении факта проживания на территории края — в случае отсутствия регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории края;
3) основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, — в случае подачи заявления через представителя;
4) основной документ, удостоверяющий личность супруга — в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего Решение, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом;
5) свидетельство о браке — в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом;
6) копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему Решение, или его супругу (супруге), либо копию уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом, его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;
7) копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего Решение, или его супруга, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
8) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах лица, получившего Решение, или его супруга на объект индивидуального жилищного строительства — в случае если средства регионального материнского капитала направляются на его реконструкцию;
9) засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц) в течение шести месяцев со дня получения кадастрового паспорта либо со дня получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего Решение, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению;
ИсточникПрименение такого же подхода со стороны застройщиков и ТСН к собственникам частных домов в коттеджных посёлках является необоснованной, ибо последние, не являясь собственниками объектов инфраструктуры, не должны нести бремя его содержания, а обязаны уплачивать денежные средства в пользу собственника – ТСН (застройщика, управляющей организации) только ровно в том объёме, который был получен в качестве блага (предоставления) в результате использования таким индивидуальным собственником общепоселковой инфраструктуры.