Проблемы получения правоустанавливающих документов в нефтегазовой сфере
Нефтяные и газовые месторождения – ключевые отрасли российской экономики, составляющие основную часть бюджета страны. Однако, несмотря на огромный потенциал данных отраслей, а также их особую роль в формирования бюджета, данные правоотношения не урегулированы в полной мере, что создает ряд проблем, связных с получением и оформлением разрешительной документации на введение в действие объектов строительной деятельности.
Отсутствие профильных НПА в нефтегазовой сфере
С учетом того, что нефть считается ключевым элементом доходной базы страны, анализ правовых норм, действующих в данной области, показывает, что субъекты нефтегазовых правоотношений в большинстве своем действуют бессистемно и фрагментарно. Отсутствуют нормативные акты, регулирующие деятельность по разработке нефтегазовых источников, а также отношения, складывающиеся в процессе перевозки и поставки нефтяных и газовых продуктов.
В процессе освоения нефтегазовых месторождений возникает необходимость в строительстве различных объектов инфраструктуры. Это касается, как создания обслуживающих зданий, так и перерабатывающих заводов. В условиях, когда мировые финансовые кризисы возникают с завидной частотой, очень сложно получить гарантию выполнения строительных работ в заранее оговоренные сроки.
Это может быть связано с отсутствием денежных средств у подрядчика или неполучение нужной документации, которая бы регламентировала процесс строительной деятельности. Наша компания специализируется на оказании услуг, связанных с получением и дальнейшим сопровождением любой документации нефтегазовой отрасли.
Наличие бюрократических барьеров к получению проектной документации
В процессе разработки нефтегазовых месторождений осуществляется целый комплекс работ: проведения геологической разведки, оценка возможности добычи ресурсов, добыча нефти и газа и дальнейшая транспортировка природных ресурсов. С этой целью недропользователям необходимо проводит работы по бурению скважин, а также осуществлять их обслуживание.
Согласно действующему законодательству проектная документация для объектов, функционирующих в нефтегазовой сфере, включая обслуживание механизмов, используемых при бурении, подлежит государственной экспертизе, которая проводится компетентным государственным органом «Главгосэкспертиза России».
С учетом того, что в регламенты проведения экспертизы постоянно вносятся изменения, субъекты нефтегазовой отрасли сталкиваются с рядом проблем, которые выражаются в невозможности получения положительного заключения экспертизы. Специалисты нашей компании помогут решить бюрократические формальности, результатом которых станет получение полного пакета документов на объект капитального строительства.
Нецелесообразное применение норм градостроительного законодательства
Действующий Градостроительный кодекс, а точнее ст. 51 устанавливает, что любой объект капитального строительства должен иметь разрешение на его ввод и дальнейшую эксплуатацию. Такой документ, как разрешение на строительство, предоставляется уполномоченным государственным органом РФ. Перед его получением проектная документация проверяется на возможность применения технических решений в нефтегазовой отрасли, при которых земельных участок будет использован для целей расположения на нем объектов нефтегазовой инфраструктуры.
Важно отметить, что действующий Градостроительный кодекс не предусматривает возможности проведения экспертизы соответствия проектной документации деятельности, осуществляемой субъектами нефтегазовой отрасли. Это означает, что появляются дополнительные трудности в получении правоустанавливающей документации на объекты капитального и незавершенного строительства.
Эти пробелы в законодательстве очень сложно исключить, поэтому возникает необходимость в обращении за услугами специализированных организаций, цель деятельности которых сводится к подготовке и получению правоустанавливающих документов, необходимых для нормального функционирования субъектов нефтегазовой промышленности. Круг этих вопрос эффективно решается специалистами нашей компании.
Отсутствие системного подхода к получению разрешений на ввод и эксплуатацию объектов нефтегазовой промышленности
Важно отметить, что вся деятельность, связанная с проектированием расположения скважин, а также разработкой размещения природных ресурсов, включая проведение исследований и сбором необходимой информации, регламентируется техническими регламентами и иными нормативными актами, имеющими узкий характер.
В большинстве случаев такие регламенты дублируют положения друг друга, что приводит к возникновению административных барьеров и путаницы в отношениях между субъектами нефтегазовой отрасли, а также при взаимодействии с компетентными государственными органами.
Таким образом, упростить процедуру получения правоустанавливающей документации можно, доверив это работу специалистам нашей компании, которые имеют большой опыт работы в нефтегазовой сфере, в частности в области получения всех необходимых разрешений на ввод и эксплуатацию объектов капитального строительства.
Проблема несоответствия нормативного регулирования скважин их правовой природе
Скважины, используемые для разработки нефтегазовых месторождений, условно можно разделить на опорные, параметрические, разведочные, а также специализированные виды, специфика которых обусловлена местностью, где они устанавливаются.
Действующее законодательство определяет процесс бурения в качестве деятельности, которая направлена на разрушение горных пород посредством создания горной выработки, обладающей круглым сечением. Таким образом, можно сделать вывод, что скважина рассматривается в качестве статического объекта, оборудованного для долгосрочной добычи или разведки месторождений.
Однако действующие в области газонефтяных отношений правовые нормы не рассматривают скважины в качестве объекта недвижимого имущества. Скважины имеют ряд особенностей, которые позволяют рассматривать их в качестве объекта недвижимого имущества.
Во-первых, скважины возводятся на относительно длительный срок, который связан с количеством ресурсов, необходимых для добычи. Для этого субъект нефтегазовых отношений получает специальное разрешение в виде лицензии.
Во-вторых, скважины, как объекты капитального строительства, возводятся в соответствии с техническими регламентами и документацией, регулирующей отношения в данной области. В некотором роде нормы и правила возведения скважин схожи общестроительными положениями, закрепленными в градостроительном законодательстве, однако имеют свою специфику.
В-третьих, скважины располагаются на земельных участках, выделенных под нужды субъектов нефтегазовой промышленности, что еще сильнее сближает данный объект капитального строительства с недвижимым имуществом.
Таким образом, анализ правовой природы скважин позволяет сделать вывод, что при законодательном регулировании нефтегазовых отношений эти объекты должны быть отнесены к недвижимому имуществу. Такой подход существенно облегчил бы получение правоустанавливающей документации и способствовал бы нормализации деятельности субъектов нефтегазовой отрасли.
Однако в текущих условиях разрешительную документацию очень сложно получить в виду наличия большого количества административных и бюрократических барьеров. Решить проблему получения необходимого пакета документов можно, обратившись за услугами нашей компании.
Проблемы освоения и исследования недр с целью поиска полезных ископаемых
Данная проблема находит свое отражение в применение законодательных норм, регулирующих отношения в сфере разведки полезных ископаемых. Так, для разработки недр субъекты нефтегазовых отношений должны получить соответствующее разрешение в компетентном государственном органе. С целью получения полного представления о необходимости получения специального разрешения на проведение исследований недр земли, достаточно обратиться к зарубежному опыту.
В качестве примера можно рассмотреть нефтегазодобывающую отрасль Норвегии. На территории этого государства действует Королевский указ от марта 1988 года, регулирующий отношения в сфере безопасности и разведки нефтегазовых ресурсов. Так, согласно данному указу субъекты нефтегазовой промышленности имеют возможность после получения лицензии на право осуществления бурения залежей углеводорода без получения специальных лицензий, разрешений и согласований проводить любые виды исследования грунта: применять магнитные и гравиметрические работы, а также производить анализ сейсмического состояния почвы. Исходя из данных положений, можно сделать вывод о том, что законодательство этого государства не рассматривает процесс бурения в качестве строительной деятельности.
Итоги
В заключение, можно сделать вывод о том, что нефтегазовая отрасль имеют широкий круг проблем, которые отражаются на эффективности функционирования её субъектов. Эти проблемы выражаются в отсутствии специализированных нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере общественных отношений. Конечно, действующее законодательство регулирует процесс добычи, разведки и исследования полезных ископаемых, однако эти нормы носят противоречивый и несистемный характер. Часто одни и те же технические регламенты исключают положения других нормативных актов, действующих в данной области.
Ключевую роль в дестабилизации положения субъектов нефтегазовой отрасли играет и необходимость получения правоустанавливающей документации на ввод объектов капитального строительства, к которым согласно правовым нормам относятся скважины и буровые установки. Большинство проблем связано с получение разрешений на право проведения исследований и разведочных работы. Решить эти вопросы можно, доверив возможность сбора необходимого пакета документов специалистам нашей компании, которые не только возьмут на себя обязанность посещать компетентные государственные органы с целью получения любого вида разрешения, но и будут способствовать решению текущих проблем, связанных с вводом объектов незавершенного строительства в эксплуатацию, а также подготовкой и предоставлением проектной документации любой сложности, исходя из специфики деятельности субъекта нефтегазовой отрасли.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
ИсточникНефтяники не смогут оформить скважины как движимое имущество
Нефтяные скважины как объекты капитального строительства, которые невозможно без ущерба для работы конструкции перенести с одного места на другое, официально останутся недвижимым имуществом. По документам сделать его движимым у компании не получится: для этого больше не будет оснований, даже формальных. Законопроект, который пресечет возможность ухода от налогов таким способом, разработало министерство экономического развития.
О грядущих изменениях 15 января напомнил заместитель министра финансов Илья Трунин . «Когда мы обсуждали законодательную инициативу об отмене налога на движимое имущество в Совете Федерации , сенаторы указывали на то, что добывающие нефтяные скважины учитываются как объекты движимого имущества и с них не будет уплачиваться налог. Хотя очевидно, что нефтяная скважина не может быть перенесена без существенного ущерба для нее, а это не соответствует определению движимого имущества, — рассказал он журналу «Бюджет». — Сейчас минэкономразвития предлагает законодательно закрепить, что все добывающие скважины независимо от того, когда они поставлены на учет и как оформлены, являются объектами недвижимого имущества и в соответствии с Налоговым кодексом должны быть включены в налоговую базу».
Сейчас часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ определяет, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом надо разграничивать классическое понятие скважины и производственного оборудования, обеспечивающего ее работу, обращает внимание партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт . Скважину как сложное техническое сооружение возможно квалифицировать как недвижимое имущество, но не оборудование, обеспечивающее ее работу (разработку месторождения). Основная проблема вопроса заключается в попытке квалифицировать такое производственное оборудование как недвижимое имущество для целей налогообложения.
Также с этого года вступил в силу закон, который освободил движимое имущество юрлиц от налога на имущество. Предполагалось, что эта мера поможет ускорить обновление основных фондов и создать стимулы для развития промышленности, однако риск, что компания квалифицирует скважину как движимое имущество, остался.
В минэкономразвития «РГ» пояснили, что в связи с новыми поправками любое сооружение или постройка, создание которых не требует получения документа, подтверждающего право на строительство, не будет признаваться недвижимостью. Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что если на скважину есть техническая и проектная документация, то дополнительное разрешение на строительство не требуется и само наличие документации у этих скважин дает основания признавать их недвижимостью.
Скважину как сложное техническое сооружение можно назвать недвижимостью, а оборудование для ее работы — нет
Таким образом, поправки минэкономразвития написаны «в целях недопущения введения формального основания» для признания скважин движимым имуществом и обеспечения защиты прав их владельцев. Налогообложение уже признанных недвижимостью скважин не изменится, заключили в ведомстве.
ИсточникРеконструкция и капитальный ремонт скважин как объекты правоотношений
Несогласованность нормативных документов возникает при нарушении в них принципа единства терминологии, использования нестандартизованных определений терминов. Правовая природа нормативных документов предусматривает продуманность и логичность структуры документа, точную формулировку требований и не допускает их многозначности, расплывчатости, противоречивости.
Балаба Владимир Иванович, эксперт по промышленной безопасности, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, к.т.н. |
Нарушение логичности, точности формулировок требований приводит к низкому качеству нормативного документа и формирует условия для неправильного применения правовых норм [1]. В результате неоднозначного толкования терминов возникают споры между хозяйствующими субъектами, налоговыми органами, органами государственного надзора и контроля. Данная конфликтная ситуация приводит к значительным материальным издержкам недропользователя, отсрочке начала работ, а в случае их сезонного выполнения — к невозможности осуществления запланированной деятельности.
Вокруг понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» скважин возникает масса спорных вопросов, ответы на которые имеют принципиальное значение, прежде всего, при проведении экспертизы проектной документации и налогообложении. Отнесение работ по бурению и оборудованию бокового ствола в эксплуатационной скважине к капитальному ремонту снижает налогооблагаемую базу предприятия-недропользователя. В этом случае, по мнению налоговой службы, недропользователь уходит от уплаты налога на прибыль, так как относит затраты на операционную деятельность, а не увеличивает стоимость имущества [2, 3].
Актуальность этого вопроса возросла в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ. Правительство Российской Федерации должно утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого закона. Поэтому правоприменительная практика неизбежно будет осложнена неоднозначностью и противоречивостью ряда документов, в том числе анализируемых в данной статье.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.04 г., проектная документация в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Полномочиями проведения государственной экспертизы проектной документации обладает Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФГУ «Главгосэкспертиза России»).
Проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, в том числе скважин, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 г. подлежит экспертизе промышленной безопасности, которую на коммерческой основе выполняют организации, имеющие лицензию на осуществление этого вида деятельности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В соответствии со ст. 260 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на ремонт основных средств рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в размере фактических затрат. В случае же достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов первоначальная стоимость основных средств изменяется. В соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» №6/01 от 30.03.01 г. затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания этих работ увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Противоречивая терминология ведомственных нормативных документов
В нефтяной и газовой промышленности основным документом, устанавливающим требования, процедуры и условия ведения работ при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации производственных объектов, являются Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03). Согласно этому документу выделяют (пп. 4.1.1, 4.1.2):
— работы по капитальному ремонту скважин, включая забуривание новых стволов, в том числе горизонтальных;
— реконструкцию скважин, связанную с необходимостью проводки нового ствола с последующим изменением конструкции скважины и ее назначения;
— восстановление скважин, в том числе ранее ликвидированных по техническим или иным причинам, с целью вскрытия новым стволом участков с неизвлеченными запасами углеводородного сырья.
Таким образом, понятие «работы по капитальному ремонту скважин» в правилах ПБ 08-624-03 рассматривается как родовое по отношению к понятиям «реконструкция скважин» и «восстановление скважин», поскольку включает общий терминообразующий признак — операцию забуривания нового ствола скважины. Если результатом данной операции является изменение конструкции и назначения скважины, то это — реконструкция; если забуривание нового ствола скважины (в том числе ранее ликвидированной по техническим или иным причинам) осуществлено с целью вскрытия участков с неизвлеченными запасами углеводородного сырья, то это — восстановление скважины.
В Правилах охраны недр (ПБ-07-601-03) к капитальному ремонту скважин отнесены работы, связанные с изменением эксплуатационного объекта, креплением рыхлых коллекторов, восстановлением герметичности цементного камня, обсадной колонны и устранением ее деформаций, зарезкой второго ствола, ограничением притоков пластовых, закачиваемых вод и вод из пластов-обводнителей, ловильньми и другими сложными работами в стволе скважины. Таким образом, в этом документе зарезка нового ствола скважины квалифицируется как капитальный ремонт скважины независимо от того, с какой целью она осуществляется.
Следует отметить, что различное толкование содержания работ, к которым устанавливаются требования безопасности, допущено в документах, разработанных одним и тем же федеральным органом исполнительной власти — Госгортехнадзором России.
Ситуация еще более усугубилась в 2007 г. в связи с утверждением Ростехнадзором Методических указаний о порядке обследования организаций, производящих работы по текущему, капитальному ремонту и реконструкции нефтяных и газовых скважин (РД-13-07-2007). В соответствии с этим документом к капитальному ремонту относится комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин и повышению нефтеотдачи пластов, промышленной, экологической безопасности и охраны недр (выделено автором), в том числе:
а) воздействие на продуктивный пласт физическими, химическими, биохимическими и другими методами (гидроразрыв пласта, гидропескоструйная перфорация, гидромеханическая щелевая перфорация, солянокислотная обработка пласта и др.);
б) зарезка боковых стволов и проводка горизонтальных участков в продуктивном пласте (без полной замены обсадной колонны);
в) исследование скважин;
г) ликвидация скважин.
Реконструкция скважин согласно РД-13-07-2007 представляет собой комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин, связанный с существенным изменением их конструкции (полная замена эксплуатационной колонны с изменением ее диаметра, толщины стенки, механических свойств). Таким образом, комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин, не существенно изменяющий их конструкцию (без полной замены обсадной колонны), отнесен к капитальному ремонту, а существенно — к реконструкции. Позицию Ростехнадзора, изложенную в ведомственных нормативных документах, поддерживает и Минэнерго России, которое приказом №5 от 24.06.08 г. утвердило рекомендации по определению видов ремонтных работ в скважинах.
Этим документом с целью использования единых определений видов работ в скважинах установлено, что ремонтные работы в скважинах (капитальный и текущий ремонты, применение методов повышения нефтеотдачи пластов и дебита скважины) осуществляются для восстановления технических характеристик и поддержания скважин в рабочем состоянии. При этом капитальный ремонт скважин включает работы по восстановлению или замене отдельных частей скважин или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели с точки зрения повышения нефтеотдачи пластов, промышленной и экологической безопасности, охраны недр и энергетической эффективности. В соответствии с указанными рекомендациями к капитальному ремонту относятся, в частности, мероприятия, указанные выше (см. п. «а-г»).
Жизненный цикл скважины
Согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, жизненный цикл сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос сооружения. Жизненный цикл скважины как сооружения представляет собой совокупность последовательных этапов изменения ее качественного состояния: проектирования, строительства, эксплуатации, ликвидации (рис. 2).
На этапе проектирования скважина еще не является материальным объектом, существует лишь ее описательная модель — рабочий проект на строительство, который может быть представлен и визуально в виде трехмерной виртуальной модели скважины и технологических процессов, последовательно формирующих ее как сооружение.
В рабочем проекте конструкция скважины текстуально и графически характеризуется составом, взаимным расположением и параметрами элементов (профиль, глубина, протяженность и диаметры ствола скважины; число обсадных колонн; глубина спуска, длина, номинальный диаметр обсадных колонн и интервалы их цементирования). При этом отдельно прописывается конструкция призабойной зоны скважины (в интервале извлечения углеводородов).
Этап эксплуатации скважины характеризуется существенным изменением ее наземного и подземного оснащения в соответствии с технологическими потребностями текущего способа добычи углеводородов. В процессе эксплуатации происходит моральный и физический износ скважины (технической подсистемы) — снижение ее качества как основного средства производства недропользователя. Восстановление качества технической подсистемы скважины осуществляется путем ремонта, реконструкции и технического перевооружения.
Заключительным этапом жизненного цикла скважины является ее ликвидация в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД 08-492-02), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России №22 от 22.05.02 г.
Ремонт, реконструкция и техническое перевооружение скважин
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулирует законодательство о градостроительной деятельности, в частности Градостроительный кодекс РФ. Согласно этому законодательному акту, реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, числа этажей), площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения (ст. 1). Ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, является капитальным (ст. 4).
В Налоговом кодексе РФ (ст. 257) к реконструкции отнесено переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств с целью увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации отнесены работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Согласно Налоговому кодексу РФ, техническое перевооружение — это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Если с этих позиций проанализировать ведомственные нормативные документы, то становится очевидным, что бурение дополнительного ствола из уже завершенной строительством скважины — это реконструкция. Действительно, фактическая конструкция скважины, построенной по конкретному рабочему проекту, фиксируется документально при приемке ее нефтегазодобывающим предприятием от бурового подрядчика. Именно скважине с этой конструкцией присваивается идентификационный номер, и она ставится на учет как основное средство недропользователя.
Изменение любого из параметров конструкции является реконструкцией. Бурение бокового горизонтального ствола из добывающей скважины включает: вывод призабойного участка скважины из эксплуатации путем установки ликвидационного моста; вырезание в крепи скважины окна (участка крепи скважины); забуривание и бурение бокового ствола, конечный участок которого является горизонтальным; оснащение бокового ствола функциональными элементами, обеспечивающими его герметичность и извлечение пластовой продукции. В результате выполнения указанных операций конструкция скважины изменяется и не соответствует фактической конструкции при постановке скважины на учет как основного средства недропользователя.