В современной архитектурной практике существует ряд профессиональных терминов, используемых в литературе и проектных материалах, которые считаются общеизвестными. Однако они не упоминаются в словарях и информационных изданиях. Найти их определения либо невозможно, либо приведенные в нескольких источниках трактовки противоречат друг другу. В связи с этим вкладываемый в эти термины смысл нередко отличается.
Особый интерес представляют термины, которые часто используются при описании, оценке и изучении архитектуры зданий. Наиболее распространенные из них, по нашему мнению, приведены в таблице. С целью уточнения их значений были проработаны источники, приведенные в списке литературы. Результатом этого стали определения, которые предлагается обсудить.
Архитектурное решение здания (архитектура здания) – авторский замысел объекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к нему, а также социальных экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства (проекта) и реализуемый при строительстве. Его главными разделами являются архитектурно-художественное, архитектурно-планировочное и конструктивное решения.
История Архитектуры. Строительство больших куполов.
Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов.
Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения (рис. 1).
Архитектурно-композиционное решение здания – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов (рис. 2).
Архитектурно-художественные приемы – используемые в зодчестве художественные приемы композиции, сочетания материалов, обработки поверхностей, освещения и т.п. (рис. 3).
Архитектурно-планировочное решение здания – проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учетом планировочной схемы, функционально-планировочного и объемно-планировочного решений.
Планировочная схема здания – структура плана, в которой определено размещение основных помещений и их конфигурация с учетом предполагаемой конструктивной схемы здания (рис. 4).
Функционально-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи (рис. 5).
Объемно-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где взаимоувязаны габариты и форма помещений в плане и в общем объеме здания (рис. 6).
Приведенные термины взаимосвязаны друг с другом по смыслу и значению. С учетом этого выполнена их группировка в таблице.
Основы архитектуры. Общие сведения о зданиях.
Так, термин «Архитектурное решение здания» — главный среди перечисленных. Он объединяет архитектурно-художественное и архитектурно-планировочное решения и является результатом их взаимодействия. Такой вывод основывается еще и на том, что понятие «архитектура» представляет собой строительное искусство в целом.
Архитектурно-художественное и архитектурно-планировочное решения, в свою очередь, обобщают другие понятия, которые являются их составляющими и непосредственно влияют на них.
Следует отметить, что некоторые термины из помещенных в таблице (Архитектурное решение и Объемно-планировочное решение), уже приводились в специальной литературе с определениями [5. С.7], [4. С.406]. Однако в их толковании были выявлены противоречия, в связи с чем указанные определения взяты за основу для приведенных в таблице, но с корректировкой и дополнениями.
Таким образом, все рассматриваемые понятия сгруппированы с учетом их иерархии, представляя своеобразную пирамиду, состоящую из трех ступеней (Рис. 7).
Для удобства ниже приведены термины, которые использованы в определениях и могут быть найдены в изданных словарях [1 – 5].
• Архитектоника — (от греч. Architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
• Объем (архитектурный) – 1) здание простейших геометрических очертаний (параллелепипед, призма, полусфера и т.п.); 2) крупная часть здания (с помещениями внутри), внешние очертания которой обособляют ее от остального здания.
• Объемно-планировочное решение – общее архитектурное решение здания, определяющее характер, размер, формы и соотношение его помещений в пространстве и в плане.
• План — в архитектуре – выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции здания (либо одного из его помещений) или комплекса зданий, населенного пункта или отдельных его частей. На плане могут быть указаны конструкции стен, опор и перекрытий, расстановка мебели в интерьерах, расположение оборудования и схема технологического процесса в производственных помещениях, озеленение территории и др.
• Планировка помещений – проектное и натурное расположение помещений «в плане» , т.е. в уровне этажа.
• Функциональность – соответствие здания его практическому назначению, т.е. функциональному процессу, для которого оно предназначено.
• Функциональный процесс – процесс деятельности людей (труда, отдыха, учебы и пр.), протекающий в предназначенном для него архитектурно организованном пространстве
• Функция – практическое назначение здания (или его части).
1. Алексишвили Н.И., Кочладзе-Ахаля Г.Ш. Архитектурно-строительный толковый словарь (русско-грузинский). Под ред. Чигогидзе Г. – Тбилиси.: Ганатлеба, 1986. – 160 с.
2. Баторевич Н.И. Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. Издание 2-е, дополненное. – Санкт-Петербург: Стройиздат СПб, 2001. – 384 с.: ил.
3. Волошин В.Ф., Зельтен Н.А. Словарь архитектурно-строительных терминов. – М.: Высш. шк., 1990. – 188 с.: ил.
4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Под ред. Ю.С.Яралова. М.: «Просвещение», 1979. – 445 с.: ил.
5. Официальные термины и определения в строительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном комплексе. 2-е издание. – М.: ФГУП ВНИИНТПИ Госстроя России, 2004. – 228 с.
6. Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. М.: Стройиздат, 1994. – 208 с.: ил.
7. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М.: «Искусство», 1995. – 160 с.: ил.
8. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. – М.: Слава, 1993. – 320 с.: ил.
10. Терминологический словарь по строительству на 12-и языках. – М.: Русский язык, 1986. – 864 с.
11. Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. – Санкт-Петербург, Фонд Ленинградская галерея, 1994. – 432 с.: ил.
Источник: archi.ru
Об архитектуре и ее задачах
Одним из важнейших видов созидательной деятельности человека является его строительная деятельность — строительное производство или, как принято обычно говорить, строительство.
Результаты строительного производства чрезвычайно разнообразны и обслуживают самые различные области жизни и деятельности общества. Они создают необходимые условия для производства материальных благ, необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться, и в то же время сами являются материальными благами.
[. ] Архитектура представляет собой одну из областей строительного производства, но область своеобразную, выходящую в некоторых отношениях за пределы строительного производства. [. ]
«Продуктами» архитектуры как области строительного производства являются здания и их комплексы, объединенные общностью их основного внутреннего содержания. Здание — это искусственно выделенное и ограниченное соответствующими строительными конструкциями и материалами пространство, предназначенное для более или менее длительного пребывания в нем людей и защиты их от внешних влияний природы, в котором протекает один или несколько взаимно связанных процессов труда, быта, культуры, общественной жизни и т. д. (один из них обычно бывает главным). Архитектура удовлетворяет не только определенные материальные, но и духовные потребности общества, обеспечивая необходимые условия для проведения жизненных, социальных процессов, которые в целом составляют всю или почти всю жизнь современного цивилизованного человека. [. ]
Архитектурные объекты — отдельные здания и их комплексы — не могут, как некоторые утверждают, подразделяться на объекты простого строительства (продукты строительного производства) и объекты архитектуры (продукты строительного производства и искусства) или быть только произведениями искусства. Архитектурные произведения, оставаясь обязательно и в первую очередь продуктами строительного, т. е. материального производства, могут быть, как произведения искусства, более совершенными или менее совершенными, но принадлежности к области искусства от этого они не утрачивают.
[. ] Архитектура неразрывно связана с человеком, окружает и обслуживает его всю жизнь. Это важнейшая и наиболее характерная особенность архитектуры, которая в процессе развития человечества отразилась на ее природе и сущности. Обслуживая как один из видов материального производства многочисленные и многообразные стороны жизни человека, организуя их, архитектура в своих произведениях в той или иной мере отражает в художественно-образной форме различные стороны жизни общества и уровень его развития. [. ]
Любое здание и сооружение — жилой дом, заводской цех, клуб или больница, даже такие чисто инженерные сооружения, как мост или плотина, когда они входят составной частью в архитектурный комплекс,— отвечают эстетическим запросам, взглядам своего времени. Иначе говоря, каждое здание и сооружение отвечает не только материальным условиям, при которых оно было создано, но и отношению создавшего их человека к труду, жизни, вообще к окружающему его внешнему миру, т. е. отвечает его мировоззрению, его идеологии. Произведения архитектуры являются своеобразным отпечатком жизни человеческого общества; они отражают в той или иной степени уровень развития производительных сил, классовое строение общества, быт людей, их обычаи, нравы, отношение к действительности, господствующую идеологию данной эпохи и эстетические взгляды. [. ]
[. ] Человеку свойственно стремление к красоте, которое выработалось у него в процессе развития трудовой деятельности. Естественное желание сделать жизнь красивой должно было и могло получить наиболее яркое отражение в том, что всего ближе человеку, что его постоянно окружает, облегчает и организует его жизнь, делает ее удобной и приятной, т. е. в первую очередь в произведениях архитектуры. С другой стороны, человек, видимо, еще на ранних ступенях своего развития (мы не знаем, было ли это уже в классовом обществе или на высшей ступени первобытно-общинного строя) обратил внимание на то, что построенное его руками сооружение в своем внешнем облике выявляет и отражает какие-то зрительно воспринимаемые закономерности, которым подчинена объемно-пространственная структура здания и которые создают зрительную гармонию, оказывающую на него эмоциональное воздействие и удовлетворяющую его чувство красоты.
Постепенно человек открывал пропорциональные, ритмические, масштабные, пластические и цветовые закономерности архитектуры, которые мы называем средствами архитектурной выразительности и сознательное использование которых создает присущую произведениям искусства гармонию. Сочетание этих двух сторон — тесной и широкой связи архитектуры с утилитарными потребностями человека и ее свойства эстетического воздействия — человек бессознательно или сознательно использовал для образного отражения не только непосредственно утилитарного назначения каждого здания, но и своего отношения к происходящим в нем процессам, а опосредованно —. к природе, к внешнему миру, ко всей окружающей его действительности.
Как ни подсознательны, смутны, интуитивны были первичные представления человека об этих свойствах архитектуры, видимо, именно они способствовали тому, что архитектура, судя по дошедшим до нас памятникам, еще в древнейшие времена, не изменяя своего первоначального основного назначения, возвысилась до уровня искусства, т. е. стала производством специфических духовных благ, в виде зданий, получивших эстетические качества. Вся история архитектуры от древних времен и до наших дней свидетельствует об этой двойной роли архитектуры, о двух всегда стоящих перед ней задачах: первоочередной задаче удовлетворения материальных потребностей общества, осуществляемого архитектурой как одним из видов материального производства, и связанной с ней задаче удовлетворения духовных потребностей общества, осуществляемой архитектурой как одним из видов искусства. Эти задачи в исторической практике архитектуры были нераздельно слиты и решались вместе и одновременно. Полноценное решение одной из них способствовало, помогало успешному решению другой. Во всех лучших произведениях архитектуры всех времен и народов мы всегда наблюдаем нераздельное единство двух сторон архитектуры, двух ее начал.
Именно вследствие этого единства материального и идейного начал воздействие архитектуры на человека, на его чувство особенно сильно, тем более что она окружает человека почти всю его жизнь.
[. ] Эта способность архитектуры в своеобразной форме рассказывать о жизни, мыслях и чувствах людей часто сознательно использовалась для того, чтобы воздействовать в определенном направлении на чувства и ум тех, кто пользуется архитектурным произведением по его прямому практическому назначению. [. ]
То, что архитектура всегда и прежде всего удовлетворяла материальные, жизненные потребности, казалось, видимо, настолько естественным, привычным и не так сильно поражало чувства и воображение, как эмоционально-образные свойства архитектуры, что человечество на протяжении тысячелетий относило архитектуру к области искусства и ставило ее в один ряд с другими, прежде всего изобразительными искусствами — скульптурой и живописью.
[. ] С помощью науки архитектура решает функциональные задачи, связанные с социальными процессами, которые должны протекать в здании или архитектурном комплексе, а также технические задачи — прочность, устойчивость здания, акустика, звукоизоляция, теплоизоляция, освещение, инсоляция, вентиляция и т. д. Техника, и в первую очередь строительная техника, является необходимым средством осуществления архитектурного замысла, его материализации, без нее нет и не может быть и самой архитектуры. Экономические условия определяют материальные возможности осуществления здания и т. д. В то же время архитектура всегда сохраняет свою принадлежность и к области искусства, т. е. художественно-образную выразительность, которая воздействует на чувства человека, а через них влияет на его ум, пробуждает воспоминания, вызывает ассоциации, зарождает идеи *.
[. ] Функциональные и художественные основы (вернее — идейно-художественные) определяют цель архитектуры, ее прямые задачи удовлетворения материальных и духовных потребностей общества в зданиях разного назначения. Вот в чем цель архитектуры, вот только для чего она и существует. Да и удовлетворение, одновременно и материальное и духовное в определенном здании, делает это удовлетворение более полным и совершенным. Ведь не зря народ сегодня часто говорит: «Дома-то в общем ничего, вроде удобные, хоть кое-что нам и не очень нравится (например, совмещенный санитарный узел или проходные комнаты), а вот только они уж очень некрасивые и все одинаковые». Техника — это ведь только средство, хоть и основное и важнейшее, для осуществления архитектурного произведения *. [. ]
Источник: theory.totalarch.com
АРХИТЕКТУРА
лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.
лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.
(от греч.— строитель) — вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности; деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе художественные, научные и технические начала; совокупность характерных признаков сооружений.
греч. — зодчество, строительство) — искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни. Архитектура является частью материальной культуры общества (жилые дома, общественные, административные и другие типы зданий).
В то же время архитектура является одним из видов искусства, позволяющего возводить красивые, удобные, соответствующие определенным целям постройки. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры. Эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
от греч. architekton—строитель).—1. Вид искусства, целью к-рого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. 2. Деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе худож., научные и технические начала.
3. Совокупность характерных признаков сооружений к.-л. периода всеобщей истории (А. античная, готическая, Возрождения, барокко и т. п.) или истории национальной культуры (А. Индии, допетровской Руси, доколумбовой Америки и т. п.). Наряду с ткачеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, А. является древнейшим из человеческих умений.
Восходя к этому умению, народная А. образует его местные вариации, достигая совершенства в приспособлении к природно-климатическим условиям и образу жизни народа., Как область иск-ва А. оформляется в культурах Месопотамии и Египта, достигая высочайшего расцвета к XXVII—XXV вв. до н. э. (пирамиды в Саккара и Гизе, зиккурат в Уре и пр.). Как авторское искусство А. складывается к V в. до н. э. в античной Греции: наряду с такими совершенными худож. произв., как Парфенон, Пропилеи афинского Акрополя, становятся известны имена их авторов и написанные ими книги о постройках — начала теории А. (Авторство в искусстве).
К I в, складывается самостоятельный по отношению к др. иск-вам круг теоретического знания об А. (трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре»)- Новый импульс теория А. как худож. деятельности получает в период расцвета итал. Возрождения (трактаты Альберти, Палладио).
В XVII и XVIII вв. теория и практика А. становится ведущей дисциплиной в академиях художеств, включается в ряд изящных искусств, занимая в нем ведущее место. В XIX в. при совершенствовании строительных конструкций А. переживает кризис как вид иск-ва: внешняя форма отделяется от структуры сооружения, что ведет к эклектическому декоративизму.
В совр. период А. занимает промежуточное положение между градостроительным проектированием, техническим проектированием, дизайном и собственно худож. деятельностью. На протяжении всей своей истории А. служит опредме-ченным выражением социально-экономической структуры об-ва, господствующей в нем идеологии и системы эстетических ценностей.
Вплоть до середины XIX в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным иск-вом и занимая среди них главенствующее положение, А. определяла собой стиль (романский, готика, Возрождение, барокко, классицизм). С конца XIX в. А. уступает лидерство в формировании стиля живописи, скульптуре: модерн, конструктивизм.
Попытки мастеров А. начала XX в. вернуть ей главенствующую позицию среди иск-в (Ле Корбюзье, Гропиус, К. С. Мельников и др.) не увенчались успехом. Совр. западная А. характеризуется одновременным развитием неоклассицистских, техницистских и неоэклектических (постмодернизм) тенденций.
Значительная роль А. в истории иск-ва предопределила ее место в развитии эстетики античности (Сократ, Платон, Аристотель отмечали первичность пользы А.), средневековья (Августин, Фома Аквинский подчеркивали значение символизма А.), Возрождения (Альберти и др. выдвинули формулу «польза — прочность — красота» как основу А.), нового времени (Дидро, Лессинг, Гете, Гегель связывали А. с периодизацией в истории иск-в). Новейший этап развития теории А. обогатил ее разработкой проблем градостроительства (А. Бунин, К. Линч), семиотики архитектурной формы (Р. Арнхейм, А. Иконников), эстетических и психологических проблем архитектурного творчества. В социалистическом об-ве уделяется большое внимание развитию А. как важному средству удовлетворения не только духовных, но и материальных потребностей трудящихся.
, или зодчество — здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств — к сфере духовной художественной культуры.
Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты.
В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств».
В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания.
Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов.
Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика.
Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей.
Храм — это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), — в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы — квадратуры круга — квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.
На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.
С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен.
При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие.
Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны — догматы веры, своды — пути спасения, а шпиль — Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь.
М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.
Источник: terme.ru
Общие сведения об архитектуре и зданиях
В курсе архитектуры изучаются методы, а также технические и художественные приемы проектирования зданий и сооружений и их комплексов.
В строительной практике различают понятия «здание» и «сооружение». В зданиях, объединяющих различные помещения, люди живут, работают, учатся, отдыхают. Иначе говоря, здания с его помещениями служат для выполнения людьми определенных процессов труда и быта, называемых технологическими пли функциональными.
Сооружения же предназначаются для выполнения каких-либо сугубо технических задач (например, мост, плотина, набережная, доменная печь). С другой стороны, понятие «сооружение» нередко применяют как обобщающий термин, т. е. здания тоже иногда относят к сооружениям. Учитывая это, мосты, плотины и т. п. обычно принято называть инженерными сооружениями.
В настоящей книге мы будем рассматривать только здания.
Приступая к изучению курса, прежде всего необходимо дать определение предмета архитектуры, включающего в себя весьма сложные и многообразные понятия.
Архитектурой, или зодчеством, в широком смысле называют систему материальных структур (здания и их комплексы), формирующую пространственную среду, искусственно создаваемую для осуществления различных процессов человеческой деятельности (быта, труда, культуры). С другой стороны, под архитектурой понимают также совокупность определенных художественно-композиционных качеств, присущих тому или иному зданию и оказывающих эмоциональное воздействие на сознание людей. Таким образом, архитектура является частью материальной культуры и одновременно искусством.
Неотъемлемым качеством архитектуры здания является соответствие его практическому утилитарному назначению, т. е. соответствие функциональному процессу или характеру той деятельности, которая будет происходить в здании.
Создание наиболее удобной и благоприятной среды для деятельности человека составляет первую и основную функциональную сторону архитектуры.
Наряду с требованиями функциональной целесообразности и художественной выразительности архитектура зданий должна также удовлетворять требованиям прочности, долговечности и экономики.
Учитывая сказанное выше, архитектуру можно рассматривать с трех сторон: функциональной, художественной и инженерно-экономической. Об этих трех сторонах архитектуры еще две тысячи лет тому назад древнеримский зодчий Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» писал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. Это выражение называют триадой Витрувия.
Поскольку в понятие «польза» Витрувий включал и удобства, и экономичность, его формулировка достаточно полно охватывает основные стороны архитектуры и не потеряла своей актуальности и в наше время.
Все стороны архитектуры — удобство, прочность, экономичность и красота — должны быть тесно связаны между собой, находиться в органическом единстве, однако практическое назначение архитектуры (польза) должно быть главным.
Рассматривая три стороны архитектуры — функциональную, художественную и инженерно-экономическую, надо иметь в виду, что все они изменяются в процессе исторического развития. На всех этапах развития общества архитектура зависит от уровня производительных сил, от формы производственных отношений и классовой борьбы. Она отражает идеи господствующего класса и особенности культуры данного народа. В архитектуре зданий и населенных мест находят свое отражение также природно-климатические условия, национальные особенности народа и черты, свойственные общественному строю.
В процессе проектирования здания все многочисленные требования, предъявляемые к его архитектуре, необходимо тщательно учитывать, гармонически сочетать для создания единого организма. Достигается это путем использования различных средств архитектурной композиции.
Архитектурной композицией называется такое сочетание частей и форм здания (или комплекса зданий) и соотношение их между собой, которое служит целям создания реалистического архитектурного сооружения, удовлетворяющего как функциональным, так инженерно-техническим и художественным требованиям. В узком смысле под архитектурной композицией понимают весь творческий процесс проектирования архитектурного сооружения.
Проектирование всякого здания имеет конечной целью создание того или иного композиционного решения, т. е. сочетание всех требований и элементов здания в гармонически связанное и законченное единое целое.
- 1) архитектурно-функциональную, т. е. такое сочетание объемно-планировочных элементов здания, которое в наилучшей степени удовлетворяло бы утилитарному назначению здания;
- 2) архитектурно-художественную, которая имеет целью придать нужную архитектурную выразительность внешнему виду здания и его внутренним помещениям;
- 3) архитектурно-конструктивную, целью которой является подбор строительных материалов и конструкций, конструктивных схем, несущих и ограждающих конструктивных элементов.
Структурные части зданий
Каждое здание состоит из отдельных взаимосвязанных структурных частей или элементов, имеющих определенное назначение. К ним относятся фундаменты, стены, отдельные опоры, перекрытия, крыши или покрытия, лестницы, перегородки, окна и двери (рис. 1).
Фундаменты являются нижними частями здания, предназначенными для передачи и распределения нагрузки от здания на грунт. Верхнюю поверхность фундамента, на которую опирается здание, называют обрезом. Кроме того, обрезами называют горизонтальные площадки уступов фундамента.
Плоскость, которой фундамент опирается на грунт, называют подошвой фундамента. Вертикальное расстояние от низшего уровня поверхности земли в период эксплуатации здания до подошвы фундамента называется глубиной заложения фундамента. Если здание имеет подвал, то элементы фундамента, расположенные выше его пола, образуют стены подвала.
Стены ограждают помещения от внешнего пространства (наружные стены) или отделяют их от других помещений (внутренние стены). Стены могут быть несущими, когда они кроме собственного веса воспринимают нагрузку от других частей здания (перекрытий и крыши), самонесущими, если они несут нагрузку только от собственного веса степ всех этажей здания, и ненесущими, когда они воспринимают собственный вес только в пределах одного этажа и передают его поэтажно на другие элементы здания.
Все разновидности стен воспринимают ветровую нагрузку.
Внутренние огнестойкие стены из несгораемых материалов, являющиеся противопожарными преградами и запроектированные в соответствии с требованиями противопожарных норм, называют брандмауэрами. Брандмауэры должны возвышаться не менее чем на 0,3 м над несгораемыми кровлями и на 0,6 м — над сгораемыми.
К отдельным опорам здания относят столбы или колонны (кирпичные, железобетонные, стальные и деревянные), которые воспринимают нагрузку от перекрытий н крыши или поддерживают наружные стены. Под столбы и колонны обычно устраивают отдельные фундаменты.
Перекрытиями называют горизонтальные конструкции, делящие внутреннее пространство здания на этажи и предназначенные для восприятия кроме собственного веса полезной (временной) нагрузки, т. е. веса людей, предметов обстановки и оборудования помещений, и передачи его на стены или отдельные опоры. Перекрытия являются горизонтальными диафрагмами жесткости, которые выполняют важную роль в обеспечении пространственной неизменяемости здания.
В зависимости от их месторасположения в здании перекрытия подразделяют на междуэтажные, располагаемые между двумя смежными этажами, чердачные — между верхним этажом и чердаком, надподвальные — между первым этажом и подвалом и нижние — между первым этажом и подпольем.
Крыша завершает здание и защищает его от атмосферных осадков. Верхнюю водонепроницаемую оболочку крыши называют кровлей. Если здание строят без чердака, то его крыша выполняет одновременно функции крыши и чердачного перекрытия; в этом случае ее называют покрытием. Когда нижняя поверхность пологого покрытия образует потолок помещений верхнего этажа, такое покрытие принято называть совмещенной крышей.
Лестницы служат для сообщения между помещениями, расположенными в разных этажах. Лестницы в большинстве случаев по противопожарным соображениям размещают в отдельных помещениях, называемых лестничными клетками.
Перегородки представляют собой тонкие ненагруженные ограждении, устанавливаемые на перекрытиях и разделяющие внутреннее пространство здания на отдельные помещения.
Окна служат для освещения помещений естественным светом и для их проветривания, а двери — для сообщения между смежными помещениями или между помещениями и наружным пространством. Размеры дверей, их количество и расположение в здании определяют с учетом назначения здания и отдельных его помещений. Эти размеры должны удовлетворять требованиям быстрой эвакуации людей из помещений в случае возникновения пожара.
Фундаменты, стены, отдельные опоры, перекрытия и крыша, воспринимающие нагрузили от веса находящихся в здании людей, оборудования, от снега и ветра или от других частей здания, на них опирающихся, в совокупности образуют пространственную систему, которую называют несущим остовом здания.
Различают также ограждающие конструкции зданий, которые отделяют помещения от внешней среды или одни помещения от других. К ограждающим конструкциям относят наружные и внутренние стены, перекрытия и полы, перегородки, покрытия и кровли, окна и двери.
Ограждающие конструкции должны обладать стойкостью против атмосферных и других физико-химических воздействий, а также надежными теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами.
Некоторые части зданий выполняют одновременно несущие и ограждающие функции (например, стены, перекрытия и покрытия).
Классификация зданий
Здания в зависимости от их назначения принято подразделять на гражданские, промышленные и сельскохозяйственные.
К гражданским относят здания, предназначенные для обслуживания бытовых и общественных потребностей людей. Эти здания разделяют на жилые и общественные (административные, учебные, детские учреждения, культурно-просветительные, торговые, коммунальные и др.).
Промышленными называют здания, сооруженные для размещения орудий производства и выполнения трудовых процессов, в результате которых получается промышленная продукция (например, заводы, фабрики, электростанции, насосные станции и т. п.).
Сельскохозяйственные здания предназначены для нужд сельского хозяйства (например, здания для содержания скота и птицы, для хранения и ремонта сельскохозяйственных машин, теплицы и т. п.).
Гражданские здания, которые строит в населенном пункте в большом количестве и в основном по типовым проектам, относят к зданиям массового строительства (жилые дома, школы, больницы, ясли, детские сады).
Общественные здания государственного или большого культурного значения, которые возводит в крупных населенных пунктах (например, театры, музеи, здания правительственных учреждений, дворцы культуры и др.), называют уникальными и строят обычно по индивидуальным проектам.
В зависимости от материала, из которого выполнены стены, здания подразделяют на каменные, деревянные и др. По виду и размеру строительных изделий различают здания из мелких штучных элементов и здания из крупноразмерных элементов (крупноблочные и крупнопанельные).
Строительство зданий, полностью монтируемых из крупных элементов с высокой степенью заводской готовности при комплексной механизации строительного процесса, позволяет сократить сроки возведения домов и снизить трудоемкость, а также стоимость строительства. Особенно большой эффект в этом отношении достигнут домостроительными комбинатами Москвы, которые изготовляют сборные конструкции, монтируют из них дома и сдают в эксплуатацию, неся полную ответственность за качество зданий. Объединение в составе домостроительного комбината работников заводов сборного железобетона, транспортных и строительно-монтажных организаций, ранее организационно и хозяйственно разобщенных, позволило создать единый непрерывный технологический процесс возведения зданий.
К крупноблочным (рис. 2) относит здания, стены которых монтируют из искусственных камней большого размера, называемых крупными блоками и имеющих массу до 3 т, а иногда и более. В таких зданиях крупные размеры имеют не только элементы стен, но и другие части здания (например, перекрытия, перегородки, лестницы и др.). Монтируют элементы крупноблочных зданий с помощью монтажных механизмов (обычно башенных кранов).
Крупнопанельными (рис. 3) называют здания, монтируемые из заранее изготовленных на заводе крупноразмерных плит, называемых панелями, из которых собирают наружные и внутренние стены, перекрытия, перегородки, балконные площадки.
Крупная стеновая панель представляет собой по сравнению с крупным стеновым блоком элемент гораздо большей площади и примерно в 2 раза меньшей толщины. В отличие от крупных стеновых блоков стеновые панели не обладают самостоятельной устойчивостью и поэтому во время монтажа их временно закрепляют специальными приспособлениями, а затем окончательно крепят к поперечным стенам, перекрытиям или элементам каркаса постоянными соединительными стальными креплениями (электросваркой или на болтах).
Особенностями элементов крупнопанельного дома являются их большие размеры и высокая степень заводской готовности. Стеновые панели изготовляют на заводах с полной отделкой наружной поверхности и подготовленной под окраску или оклейку обоями внутренней поверхностью, с установленными в цапель оконными переплетами и дверями. Готовые стеновые панели монтируют при помощи кранов.
Панели перекрытий должны поступать на стройку с отделанной поверхностью потолка и гладкой поверхностью для настилки пола из линолеума или другого материала, панели перегородок — подготовленными под окраску или оклейку обоями, лестничные марши и площадки — тоже полностью отделанными.
По этажности гражданские здания условно подразделяют на малоэтажные (высотой до трех этажей), многоэтажные (от четырех до восьми этажей), здания повышенной этажности (от 9 до 25 этажей) и высотные (более 25 этажей). При определении этажности здания учитывают только надземные этажи, уровень пола которых расположен не ниже отметки отмостки или тротуара.
Этаж, пол которого заглублен ниже отмостки или тротуара, но не более чем на половину высоты помещения, называют цокольным, или полуподвальным. Если заглубление пола превосходит указанный размер, то этаж называют подвальным. Этаж, расположенный в пределах чердака относительно высокой крыши (обычно двускатной), называют мансардой.
Этаж, предназначенный для размещения инженерных сетей и оборудования дома при необходимости зонирования санитарно-технических систем в жилых зданиях высотой 17 этажей и более, называют техническим. Высота его должна быть не менее 1,9 м до низа перекрытия без учета выступающих конструкций.
В зависимости от вида несущего остова различают две основные конструктивные схемы зданий — с несущими стенами и каркасную. В зданиях с несущими стенами (см. рис. 1) нагрузку от перекрытий и крыши воспринимают стены: продольные, поперечные или одновременно те и другие.
В каркасных зданиях все нагрузки передаются на каркас, т. е. на систему связанных между собой вертикальных элементов — колонн и горизонтальных балок (прогонов или ригелей). Если колонны каркаса располагают и по периметру наружных стен, и внутри здания, то такой каркас называется полным (рис. 4, а).
Помимо схем зданий с несущими стенами и каркасной применяется также схема с несущими наружными стенами и внутренним каркасом, колонны и столбы которого заменяют внутренние несущие стены. В этом случае каркас называют неполным (рис. 4, б).
Требования, предъявляемые к зданиям
Здания должны удовлетворять следующим требованиям: соответствовать своему назначению, т. е. создавать наилучшие условия для быта и труда людей; быть прочными, устойчивыми, долговечными; безопасными в пожарном отношении; удовлетворять санитарно-гигиеническим, экономическим и архитектурным требованиям.
Качество зданий определяется степенью их долговечности и огнестойкости, эксплуатационными качествами и характером предъявляемых к ним архитектурных требований.
Долговечность зданий зависит от долговечности конструкций, которая обеспечивается применением материалов, имеющих надлежащую стойкость (морозо-, влаго- и биостойкость, стойкость против коррозии, высокой температуры, циклических температурных колебаний и других разрушающих воздействий окружающей среды), а также специальными конструктивными решениями.
Долговечность ограждающих конструкций определяется сроком их службы без потери требуемых эксплуатационных качеств.
- I степень — со сроком службы не менее 100 лет:
- II степень — со сроком службы не менее 50 лет;
- III степень — со сроком службы не менее 20 лет.
Пределом огнестойкости конструкции называется время (в часах) от начала Огневого испытания до появлении одного из следующих признаков: сквозных трещин, обрушения, повышения температуры на необогреваемой поверхности более чем на 140° в среднем, или на 180° в любой точке по сравнению с температурой до испытания, или более чем па 220° независимо от температуры до испытания.
Предел огнестойкости кирпичной стены толщиной в 1 кирпич равен 5,5 ч, тогда как незащищенных стальных колонн — всего 0,25 ч.
Здания по степени огнестойкости подразделяют на пять степеней. К зданиям I, II и III степеней огнестойкости относят каменные, к IV степени — деревянные оштукатуренные, к V — деревянные неоштукатуренные.
В зданиях I и II степеней огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки предусматривают несгораемые, причем предел огнестойкости этих элементов в зданиях I степени выше, чем во II. В зданиях III степени огнестойкости стены и опоры возводят несгораемые, перекрытия и перегородки трудносгораемые.
Деревянные здания IV и V степени огнестойкости по противопожарным требованиям строят высотой не более 2 этажей.
Эксплуатационные качества гражданских зданий характеризуются составом помещений, нормами их площадей и объемов, качеством наружной и внутренней отделки и уровнем инженерного оборудования. При этом ограждающие конструкции здания, как было указано в § 2, должны быть стойкими против атмосферных и других физико-химических воздействий, а также обладать надежными теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами.
По совокупности показателей долговечности и огнестойкости основных конструктивных элементов и эксплуатационных качеств здания подразделяют на четыре класса. К I классу относят здания, к которым предъявляют повышенные требования, а к IV классу — здании, которые удовлетворяют минимальным требованиям долговечности, огнестойкости и эксплуатации.
Для зданий различного назначения требования, определяющие их класс, устанавливают разные. Эти требования изложены в нормах проектирования соответствующих зданий.
Источник: www.arhplan.ru
Всемирная история древней архитектуры, техника строительства и стилей
Строительство — один из старейших видов человеческой деятельности, или по крайней мере это такой вид, о котором мы имеем очень древние сведения. Мы не знаем, о чем рассказывали друг другу первобытные люди у костра, а вот что из чего они строили — знаем. Ведь археологами были найдены остатки палаток, поселений на сваях и даже дома, основу которых составляли кости гигантских животных — мамонтов или китов. Конечно, строительство и архитектура — это не одно и то же. Здесь, видимо, следует напомнить высказывание одного из самых известных архитекторов XX века — Ле Корбюзье. Он писал:
«Вы используете как строительный материал камень, дерево или бетон, вы возводите из него дома или дворцы. Это строительство. Но вдруг вы тронули мое сердце, и мне стало хорошо. Я в восторге восклицаю: «Как хорошо» Это уже архитектура ».
Возникает вопрос, насколько архитектура моложе строительства. На это трудно ответить, и наверняка возможно. Ведь чувство прекрасного было присуще даже очень отдаленным нашим предкам. Вряд ли только практические соображения заставляли неолитического мастера тщательно доводить свое каменное орудие до немыслимого совершенства, придавая ему изысканную форму лавровых листьев. Правда, в строительство это изящное совершенство пришло значительно позже, но стремление сделать свое жилище не только удобным и безопасным, но и красивым возникло очень давно.
История знает сооружения, эстетическое восприятие которых непосредственно вытекает из функции, которую они выполняют, и такие, которые возводились для удовлетворения исключительно эстетических потребностей. К последним относятся как неолитические стоячие камни, так и возведенная в конце XIX в. башня Эйфеля. Существуют архитектурные памятники, которые были созданы за небольшой промежуток времени и сохраняли свой первоначальный вид в течение всего своего существования. Другие строились веками, росли и развивались, как живые существа. Каждое поколение вносило в их внешний вид что-то свое.
Широко известно определение архитектуры, как застывшей музыки. Такая архитектура действительно появилась довольно поздно. Ведь нужно сложно организованное общество, чтобы начать строить сооружения, красота которых создается сложным ритмом горизонтальных и вертикальных линий, проемов и простенков, опор и пролетов.
Древние города часто называют каменными летописями. Такое название вполне справедливо. Каждый знает, какую важную роль для непрерывности культурного развития играло возникновение письменности. О народах, которые оставили нам свою литературу, мы знаем много. Если письменности не было или мы не можем ее прочитать, то историки вынуждены довольствоваться выдвижением гипотез.
Но не меньшее значение, чем иероглифы и буквы, для понимания культуры наших предков имеет строительство. Именно с возникновения первых постоянных поселений начинается для нас история человечества, которую мы можем осмыслить. Иногда речь архитектуры бывает даже выразительнее чем литературный язык. Она доступна всем. Гигантские пирамиды, уже почти пять тысяч лет поднимаются в долине Нила, неопровержимо свидетельствуют о величии Египетской цивилизации даже для тех, кто никогда не умел читать.
Гигантские египетские пирамиды
Античные архитектурные памятники, которые сохранились на итальянской земле в средние века, стали первым объектом внимания ученых и художников Возрождения. Это уже потом началась охота за античными книгами, хранившимися в отдаленных монастырях.
Ни один из видов искусства не связан с развитием технологии больше, чем архитектура. Можно нафантазировать красивое сооружение, но надо еще построить его так, чтобы оно стояло и не падало. А для этого следует тщательно рассчитать нагрузку на все части строения, знать свойства различных строительных материалов. И часто бывает так, что наиболее удачное инженерное решение является и наиболее красивым, ведь и красота, и выносливость базируются на гармоничной соразмерности частей. На ранних этапах развития архитектуры роль материала была ведущей.
Египтяне могли строить из камня, и поэтому их сооружения не похожи на кирпичные достопримечательности долины Тигра и Евфрата. В евразийских степях древние погребальные сооружения насыпали прямо из грунта, потому что это был единственный строительный материал, недостатка которого не ощущалось. Древние греки располагали месторождениями лучшего мрамора и создали прекрасные мраморные сооружения. Своеобразие русской архитектуры очень долго определялась давними традициями деревянного строительства в этой стране.
Но дело, конечно, не только в материале. Ведь в средние века случалось так, что из мраморных обломков изящных античных сооружений составляли грубые хижины или, в лучшем случае, военные крепости. Большое значение имело развитие инженерной мысли.
Так, революцию в строительстве, а следовательно, и в архитектуре совершило такое изобретение, как свод — перекрытие пролета, которое имеет криволинейные очертания. Впервые его применили этруски. От них оно перешло в римскую архитектуру. В Египте, Месопотамии и классической Греции применяли прямоугольное перекрытие с помощью бантин. Изобретение свода позволило вводить в сооружения такие важнейшие архитектурные элементы, как купола и арочные пролеты.
Значительное влияние на развитие архитектуры имел политический строй общества и, соответственно, его идеология.
Случалось, что в разных странах и в разные времена возникали подобные архитектурные стили, потому подобными были их политические и идеологические основы. Так, заметны определенные аналогии в эстетических принципах строительного искусства поздней Римской империи, империи Наполеона и Советского Союза в сталинские времена. Смена политического строя в Греции во времена Александра Македонского повлекла за собой существенные изменения архитектурного стиля.
Развитие архитектуры не всегда происходило поступательно и равномерно. История знает случаи, когда строительное искусство предков потомки надолго забывали. Такое, например, произошло после катастрофической гибели во II тысячелетии до н. э. минойской цивилизации, или после падения Западной Римской империи.
Известны и периоды исключительно бурного развития строительства и архитектуры. Таким был период на рубеже XIX и XX веков. Часто новый этап развития становится не прямым продолжением, а, наоборот, отрицанием предыдущего. Мастера Ренессанса отрицали достижения периода готики. Архитекторы, работавшие в стиле классицизма, пренебрежительно относились к капризной эстетике барокко.
Представители модерна считали классицизм слишком однообразным. Но все эти стили дали миру жемчужины архитектуры и заняли свое место в процессе развития этого искусства. Каждая строительная традиция имела свое продолжение. Многие характерные черты объединяют модерн с барокко.
Относительно конструктивизма, то этот якобы сугубо современный стиль на самом деле имеет что-то общее с готикой. Дело не только в размере сооружений, но и в некоторых эстетических принципах. Значительная часть деталей делают готическое сооружение таким привлекательным, имеет чисто функциональное назначение и является решением сложной инженерной задачи. Относительно античного архитектурного наследия, то интерес к нему на новом уровне возрождается в каждую эпоху.
Архитектура является синтетическим видом искусства, то есть имеющим в себе элементы других искусств. Здания украшают скульптурой, мозаикой или даже произведениями живописи. Часто архитектурный памятник должен восприниматься не отдельно, а в составе архитектурного ансамбля, включающего несколько строений.
Неотъемлемой частью ансамбля может быть пейзаж, природный или созданный искусственно. Творением архитектора может быть и целый тщательно спланированный город, и храм, который поднимается отдельно на зеленом холме. Архитектура является искусством, использует все достижения человечества и создает среду, в которой мы живем.
Она является также особым языком, на котором может до нас дойти рассказ о жизни других народов в другие времена. Поэтому так важно научиться понимать этот язык, ознакомиться с историческим развитием строительного искусства. Книга, которую вы держите в руках, призвана дать вам наиболее общее представление об архитектурных стилях и технические достижения разных эпох и стран.
Источник: arxipedia.ru