1.1. Для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется применять следующие методы определения этой стоимости:
действующий (базисно-компенсационный);
ресурсно-индексный.
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 № Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 № БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
При этом методе стоимость определяется в два этапа:
на первом этапе (стадии проектирования) — в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
Определение рыночной стоимости затратным методом.
на втором этапе (в процессе строительства) — при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
1.3. Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных нормативных и других источников.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.* )
* ) См. далее — раздел II настоящего документа.
1.4. После стабилизации экономической ситуации и вновь созданных рыночных структур основными методами определения сметной стоимости и свободных (договорных) цен на строительную продукцию будут ресурсный и ресурсно-индексный.
158 Паскина М.В. Определение стоимости строительства на стадии архитектурного проектирования
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
1.5. При всех методах определения стоимости строительства в составе технической документации может использоваться в качестве рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для разработки которых выпущено в 1992 году.* ) Учитывая отсутствие у потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы, допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
* ) См. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12;
Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12;
1.6. Для определения стоимости строительства на ранних стадиях проектирования или в составе предпроектных проработок рекомендуется применять укрупненные нормативы, в т.ч. ресурсные.
Для объектов производственного назначения могут использоваться укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и подотраслей народного хозяйства.
По объектам жилищно-социального назначения для определения их стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов — представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки в конкретном регионе.
1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке, установленном Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 № Р-339. При этом в составе указанной стоимости учитываются затраты по их приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские и другие расходы.
Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 № 01-17/572-06/ № 74.
2. Организация работы по дальнейшему совершенствованию системы ценообразования в строительстве.
2.1. Реализация программы по переходу на новую систему ценообразования во многом зависит от эффективности функционирования региональных служб по ценообразованию, которые рекомендовано образовать письмом Минстроя России от 10.04.92 № 12-6/167 и решением коллегии Министерства от 30.09.92 (протокол № 21).
Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и методической поддержке Минстроя России региональные центры по ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов ценообразования, предоставленные им действующим законодательством, выполняют следующие основные задачи:
сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции, используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка соответствующей информации в виде сборников цен на материалы, эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;
оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой соответствующих индексов (включая прогнозные);
сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат труда по видам строительных и монтажных работ;
формирование регионального автоматизированного банка данных о стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в эксплуатацию объектам и производственным мощностям.
2.2. Учитывая, что вся необходимая для выполнения указанных задач информация находится в строительно-монтажных организациях, рекомендуется местным органам власти создавать на правах хозрасчетного органа региональные центры по ценообразованию с участием строительной фирмы (акционерной компании, территориальной строительной организации и др.). Деятельность этих центров целесообразно осуществлять на договорной основе за счет средств подрядчиков, заказчиков и других организаций.
Методологическая помощь в функционировании указанных центров будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными компаниями).
2.3. Подготавливаемые региональными центрами информационные материалы и предложения, в том числе имеющие нормативную направленность, носят рекомендательный характер.
2.4. В ходе апробации новой системы ценообразования будут уточняться ее отдельные положения, рассматриваться методические и практические подходы по дальнейшему совершенствованию системы ценообразования в целом и ее отдельных звеньев.
Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в качестве информации для пользователей, а при необходимости корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения действующего законодательства.
2.5. Подготовку и уточнение индивидуальных норм накладных расходов и сметной прибыли подрядные организации осуществляют, привлекая для экспертизы на договорной основе специалистов строительных концернов, ассоциаций, корпораций, акционерных обществ, региональных центров, ведущих институтов (ЦНИИЭУС и др.) с получением соответствующих заключений по расчетным материалам.
2.6. Практическая реализация новых методов определения стоимости строительства (в том числе и ресурсного) будет обеспечиваться созданием автоматизированной системы разработки ресурсно-сметной документации, с помощью которой формируется уровень свободных (договорных) цен на строительную продукцию. С этой целью ЦНИИЭУСом ведется разработка информационно-программного комплекса, который обеспечит задействование автоматизированного банка нормативно-ресурсной и индексно-ценовой информации и автоматизированный выпуск ресурсно-сметной документации на персональных компьютерах.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом
Методические рекомендации по составлению сметной документации на строительные и монтажные работы ресурсным методом разработаны Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Минстроя России и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России при участии институтов «Гипропромтрансстрой», «Гидропроект», ЦНИИОМТП и «Гипронефтеспецмонтаж». Предназначены для широкого круга специалистов.
В разработке Методических рекомендаций участвовали: инженеры А.М. Ивкина, Л.Н. Крылов, В.И. Кузнецов, В.К. Одинцов, В.А. Рогонов, В.А. Степанов, Н.М. Степченкова (Минстрой России), к.э.н.
В.И. Корецкий, (научный руководитель работ, ЦНИИЭУС), к.т.н. Элькин Э.З. (ответственный исполнитель, ЦНИИЭУС), инженеры Б.Е. Капланов (Гипропромтрансстрой), К.А. Майер (ЦНИИОМТП), В.Н. Маланов (Гипронефтеспецмонтаж), Ю.Н.
Соловьев (Гидропроект).
1. Общие положения
1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и подрядными организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).
1.2. Метод распространяется на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы. [х]
Метод является рекомендательным и не исключает возможности применения по усмотрению пользователя других методов составления сметной документации.
[х] на пусконаладочные работы подготавливается отдельная методика.
1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при использовании компьютерной техники и программных средств, разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения ресурсного метода.
1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может применяться также и унифицированная форма № 4 локального сметного расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3. Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы , на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). [х]
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
[х] В дальнейшем именуются «локальные сметы» или «сметы».
1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
данные о времени использования строительных машин (в маш. — часах);
данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные как:
расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ [х];
данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР);
[х] в настоящее время готовятся предложения для утверждения нового государственного стандарта Российской Федерации «Система проектной документации для строительства. Ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)».
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР — 91». При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы [ x ];
сборники ресурсных нормативов на объекты производственного назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных проработок [ xx ];
собственная нормативная база пользователя.
Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый, по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.
[ x ] До разработки этих нормативов могут применяться ранее выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены ресурсные показатели.
[ xx ] В дальнейшем именуются «сборники РСН».
Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992 году государственной корпорацией «Монтажспецстрой» и распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 № 9/15-22 «Об определении стоимости строительства с применением ресурсных сметных норм» (в нем приведена также номенклатура сборников РСН).
Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.
1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при предпроектных проработках.
1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и направления применения ресурсного метода. Внедрение его — процесс творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно по специальным строительным работам), условий строительства, а также сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на строительные и специальные строительные работы.
2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные и специальные строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме № 5, (приложение 1):
в графу 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» – шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;
в графу 3 «Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности:
затраты труда рабочих — строителей, затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин, наименования используемых строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);
в графу 4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
в графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
в графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов – их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим ресурсным нормативам.
Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются обычно так, как они представлены в используемых нормативах.
В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели строительных машин по строке «прочие машины» приведены в рублях, перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4, устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч соответствующей машины.
2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после предварительного суммирования их по признаку однородности.
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
Затраты труда рабочих — строителей — чел.-ч ……
Затраты труда машинистов — чел.-ч ……
070 149 Бульдозер мощностью — — маш.-ч ….
Прочие машины — руб. ………
408 — 9040 Песок природный — куб. м ……..
Прочие материалы — руб. ……….
В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.
2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с применением СНиР-91 приведен в приложении 1. В нем суммирование произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 — 7 суммированных показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на основе нормативов и помеченные сноской — звездочкой, в соответствии с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана (в примере решено применять кран на автомобильном ходу).
2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы, составляемой по форме № 4 (приложение 3), с заполнением граф 1 — 5.
При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются данные по расходу ресурсов на единицу измерения соответствующего вида работ или затрат.
2.6. По отдельным строительным работам (санитарно-технические по наружным сетям, электромонтажные и др.), специальным строительным работам рекомендуется пользоваться сборниками РСН. Информация об их разработке и выходе в свет приведена в приложении 5. Применение этих нормативов в принципе аналогично использованию СНиР-91, а отдельные особенности применения содержатся в технических частях соответствующих сборников.
2.7. Для определения стоимости на стадии разработки проектов (эскизных проектов) или в составе предпроектных проработок (ТЭО инвестиций) на объекты производственного назначения по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) рекомендуется пользоваться укрупненными ресурсными нормативами (УРН — для транспортного строительства), укрупненными показателями ресурсов (УПР — для гидроэнергетического строительства) и другими укрупненными ресурсными нормативами и показателями, которые будут разрабатываться для применения, начиная с 1993 года. Формирование укрупненных ресурсных нормативов и показателей производится путем выборки ресурсов, группировки и существенного укрупнения номенклатуры материалов и машин, полученных в первичных наборах ресурсов по соответствующему виду укрупненного комплекса работ, конструктивному элементу или объекту в целом. При этом соблюдается условие сохранения первичной структуры набора ресурсов.
Для указанных целей могут быть использованы и ресурсные части из показателей на отдельные виды работ (ПВР) по объектам строительства, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету сметной стоимости строительства на базе ПВР, подготовленными в 1992 году Воронежским государственным союзным проектным институтом (ВГСПИ) и ЦНИИЭУСом.
Указанные ресурсные нормативы могут использоваться и на стадии разработки РД.
2.8. Показатели по материальным ресурсам, полученные путем подсчета на основе соответствующей нормативной базы, сопоставляются с данными, приведенными в составе проектных материалов: в ведомостях потребности материалов (ВМ) и сводной ведомости материалов (СВМ), с соответствующей корректировкой, а по решению пользователя — принимаются сразу из ВМ и СВМ. [ х ]
Соответственно ресурсные показатели по строительным машинам могут приниматься сразу по данным из раздела проекта «Организация строительства».
[х] примеры заполнения ВМ и СВМ приводятся в Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство (письмо Минстроя России от 18.11.92 № БФ-958/12).
3. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования)
3.1. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования) в сущности, почти не отличается от приведенного в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций: выделяются те же и в той же последовательности показатели, принимаемые из ресурсных нормативов на монтажные работы. При этом рекомендуется пользоваться специально разработанными и разрабатываемыми сборниками РСН на монтажные работы и Общими положениями о применении этих нормативов, информация о выпуске которых содержится в приложении 5.
Одной из особенностей выделения ресурсных показателей для монтажных работ является учет в составе материальных ресурсов расхода электрической энергии на индивидуальное испытание оборудования.
3.2. Рекомендуется при относительно большой номенклатуре монтажных работ на объекте составлять локальную ресурсную ведомость по форме, приведенной в приложении 1, а в других случаях можно использовать сразу форму локального сметного расчета (локальной сметы), приведенную в приложении 3.
3.3. Примеры составления локальных ресурсных смет на монтажные работы с применением сборников РСН приведены в приложении 6.
4. Оценка ресурсных показателей с составлением локальных смет
4.1. При определении сметных прямых затрат оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, приведенные в локальной ресурсной ведомости (в зависимости от выбора пользователя либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы), с составлением локальной сметы по форме № 4а (приложение 2). При этом графы 1 — 5 заполняются путем перенесения итоговых данных из формы № 5.
При использовании унифицированной формы № 4 (приложение 3) оцениваются итоговые данные.
4.2. При составлении по формам № 4 и № 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7) и в текущем (прогнозируемом) уровне (графы 8 и 9). При этом целесообразно использовать информацию региональных центров по ценообразованию в строительстве, получаемую на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций.
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч; [х]
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг). [хх]
[х] по регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
[хх] показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.4. Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе информации о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин, для определения которых могут быть использованы «Рекомендации по разработке и применению планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин», выпущенные ЦНИИЭУСом в 1991 году.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим машинам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует применять индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем, как соотношение фактических затрат к базисным по остальным машинам. [х]
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве [хх];
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.).
Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
[х] они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
[хх] могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 № 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
5. Накладные расходы и плановая прибыль в локальных сметах, составляемых ресурсным методом
5.1. При определении величины накладных расходов в составе локальных смет необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенными письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12.
5.2. Определение величины сметной прибыли (плановых накоплений) в локальных ресурсных сметах производится в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, которые сообщены письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12.
Приложение 1
Форма № 5
Электроснабжение линии автоблокировки
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ № _____
на строительные работы на здание трансформаторной подстанции (вариант с блоками питания и трансформаторами 2 ´ 630+1 ´ 250 кВа)
Источник: www.standartov.ru
Порядокопределения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений(введен в действие с 1 апреля 1994 г. письмом Госстроя РФ от 29 декабря 1993 г. N 12-349)
Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства, осуществляемого на ее территории силами российских организаций*(1), и содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая складывается в Российской Федерации в рамках проводимой экономической реформы и в условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию свободных (договорных) цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных систем в указанной сфере, функционирующих на компьютерной основе.
В Порядке приведены формы сметных документов и протокола (ведомости) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, терминологический словарь понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка, перечень действующих законодательных актов Российской Федерации, в соответствии с которыми ведется определение стоимости строительства.
Порядок имеет рекомендательный характер. Положения, приведенные в нем распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с учетом положений настоящего Порядка разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.
В Порядке учтены положения, приведенные в методических документах, выпущенных Минстроем России в 1992 г. и Госстроем России в 1993 г., в том числе и в Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270), а также опыт, накопленный в 1991 — 1993 гг.
В связи с введением в действие с 01.04.94 настоящего Порядка утрачивают силу «Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет», утвержденные Госстроем СССР 12.04.84 N 17-Д, а также методические рекомендации, сообщенные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12.
1. Общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений
1.1. Общие положения
1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» и другие сметные нормативные документы (сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.
1.1.2. Часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» входит в «Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации», утвержденный приказом Минстроя России от 04.06.92 N 135. Входящие в часть 4 СНиП сметные нормативы используются на территории Российской Федерации в качестве справочных материалов.
1.1.3. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главная функция сметных норм — определить нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.
Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм.
1.2. Виды сметных нормативов и основы новой системы нормативов
В совокупности с частью 4 СНиП «Сметные нормы и правила», содержащей в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Все вместе федеральные, ведомственные и региональные сметные нормативы, а также собственная нормативная база пользователей образуют сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве*(2), приведенную в таблице.
1.2.2. К федеральным (общереспубликанским) сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.
К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для строительства, как правило, объектов жилищно-гражданского назначения, осуществляемого на территории соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К собственной нормативной базе пользователя относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального уровня.
1.2.3. Все сметные нормативы, как это видно из системы, приведенной в таблице, подразделяются на элементные и укрупненные.
элементные сметные нормы и цены Базисного уровня*(3) на виды ресурсов, в том числе Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91), Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и другие;
элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91 или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) вместе с Общими положениями по их применению, сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы вместе с Общими положениями по их применению, сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91)*(4) и другие*(5).
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства, приведенные в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12) (2) *(6), рекомендуемый общеотраслевой норматив сметной прибыли, приведенный в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12) (1), Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-91), Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91) и другие;
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ) и другие.
Источник: geostart.ru
Основы ценообразования и определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений
1. Общие положения. Федеральный, территориальный, отраслевой и фирменный уровни сметных нормативов
2. Основные понятия об элементных сметных нормативах
3. Основные понятия об укрупненных сметных нормативах
4. Состав и формы сметной документации
5. Методы определения стоимости строительства в условиях развития рыночных отношений
6. Укрупненные показатели восстановительной стоимости зданий и сооружений (УПВС)
7. Особенности использования сметной стоимости строительства при оценке недвижимости
Файлы: 1 файл
Доцент, кандидат наук
Основы ценообразования и определения сметной стоимости строительств а зданий и сооружений.
(Для слушателей программ переподготовки и курсов повышения
квалификации оценщиков недвижимости)
МОСКВА 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. Федеральный, территориальный, отраслевой и фирменный уровни сметных нормативов
2. Основные понятия об элементных сметных нормативах
3. Основные понятия об укрупненных сметных нормативах
4. Состав и формы сметной документации
5. Методы определения стоимости строительства в условиях развития рыночных отношений
6. Укрупненные показатели восстановительной стоимости зданий и сооружений (УПВС)
7. Особенности использования сметной стоимости строительств а при оценке недвижимости
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» и другие сметные нормативные документы (сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства [26].
Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Сметные нормативы носят рекомендательн ый характер для всех юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.
Сметная норма — это совокупность ресурсов, установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Ресурсы — затраты труда строителей, время работы строительных машин, потребность в материалах, изделиях и конструкциях.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не усложненных внешними факторами. При производстве работ в условиях стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах с особыми климатическими условиями (пустыни, северные районы, высокогорье и др.) к сметным нормам применяются коэффициенты, определенные в общих разделах сборников нормативов.
Расценка — стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.
Сметная цена — стоимость единицы измерения строительных материалов, изделий и конструкций или стоимость машино-часа эксплуатации машин, зафиксированная на определенную дату (базисный уровень цен).
Базисный уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату.
Текущий уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, действующих на момент определения стоимости.
Прогнозный уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, которые прогнозируются на будущий период, когда намечается осуществлять расчеты за строительную продукцию.
Система ценообразования в строительстве объединяет:
- СНиП, часть 4 «Сметные нормы и правила» с приложениями, а также другие сметные нормативы, введенные в действие с 1.01.84 г.
- СНиП, часть 4 «Сметные нормы и правила» с приложениями, введенные в действие с 1.01.1991 г.
- Нормативный документ Минстроя России «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации. СП 81 -01 -94».
- Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81 -1.99) и другие нормативно-методические документы, введенные в действие Госстроем России.
- Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России. Автоматизированные (компьютерные) системы, используемые при разработке и выпуске сметно-нормативной базы и сметной документации.
Сметные нормативы в настоящее время подразделяются на следующие виды:
- государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-81
- (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);
- производственно-отраслевые сметные нормативы — ПОСН-81
- (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);
- территориальные сметные нормативы — ТСН-81;
- фирменные сметные нормативы — ФСН-81.
Сметные нормативы делятся на элементные и укрупненные.
Элементные сметные нормативы включают в себя:
1. Элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов, в том числе:
- сборник сметных цен и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
- сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91);
- сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и другие.
2. Элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том
- сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91 или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91);
- сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы;
- сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91р) и другие.
Укрупненные сметные нормы включают в себя:
1. Сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
- нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также по основным видам строительства;
2. Укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
- укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
- укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБСВР);
- сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
- укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
- укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС);
- укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
- прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
- укрупненные расценки (УР);
- сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий;
- сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий и др.
До 1991 г. для определения стоимости строительства применялись (применяются и сейчас) сборники элементных сметных норм (ЭСН) и сборники единых районных единичных расценок (ЕРЕР) на строительные конструкции и работы. Эти сборники заменялись примерно раз в десять лет в связи с изменениями техники, технологии и организации строительного производства. Последний раз названные сметные нормативы вводились в действие с 1.01.84 г., поэтому в дальнейшем будем их именовать «ЭСН-84» и «ЕРЕР-84». На их основе были разработаны укрупненные сметные нормативы.
С 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов введены в действие сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91; 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР-91».
В практике оценки чаще приходится встречаться со сметами, составленными на базе ЭСН-84 (ЕРЕР-84), так как эти нормативы разработаны наиболее подробно и, кроме того, региональные индексы пересчета стоимости к текущим ценам чаще определяются исходя из базисного уровня 1984 г.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — это сумма определяемых сметными документами денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость является основой для планирования капитальных вложений, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, за приобретение оборудования и доставку его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется следующим образом:
- стоимость строительных работ;
- стоимость работ по монтажу производственного оборудования (монтажных работ);
- стоимость производственного оборудования, мебели и инвентаря;
- прочие затраты.
Таким образом, сметная стоимость строительства может быть выражена формулой:
Ссмет=Сср+Смр +Соб + Спр, (29)
Сср — сметная стоимость строительных работ;
Смр — сметная стоимость монтажных работ (по оборудованию);
СОБ — сметная стоимость оборудования, инвентаря и мебели;
Спр — сметные прочие затраты.
При определении сметной стоимости строительства к стро ительным работам относят [45]:
Источник: student.zoomru.ru
snip-id-2067: Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 № Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 № БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
При этом методе стоимость определяется в два этапа:
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч; [х]
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг). [хх]
[х] по регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
[хх] показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции ( title=»Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции») и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве [хх];
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.).
Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7.
При использовании title=»Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы»-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
[х] они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
[хх] могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 № 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
1.3. Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных нормативных и других источников.
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы ( title=»Базисные сметные нормы и расценки. Сборники сметных норм и расценок на строительные работы», title=»Общие положения по применению сметных норм и расценок на строительные работы»), в дальнейшем именуемые » title=»Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы» — 91″. При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы [x];
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Источник: normative_reference_dictionary.academic.ru