1.1. Для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется применять следующие методы определения этой стоимости:
действующий (базисно-компенсационный);
ресурсно-индексный.
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 № Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 № БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
При этом методе стоимость определяется в два этапа:
на первом этапе (стадии проектирования) — в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
Учет в сметах затрат на строительство временных зданий и сооружений в зимнее время. Часть 2
на втором этапе (в процессе строительства) — при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
1.3. Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных нормативных и других источников.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.* )
* ) См. далее — раздел II настоящего документа.
1.4. После стабилизации экономической ситуации и вновь созданных рыночных структур основными методами определения сметной стоимости и свободных (договорных) цен на строительную продукцию будут ресурсный и ресурсно-индексный.
Методы учета ЗАТРАТ на производство и/или КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ фактической СЕБЕСТОИМОСТИ продукции
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
1.5. При всех методах определения стоимости строительства в составе технической документации может использоваться в качестве рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для разработки которых выпущено в 1992 году.* ) Учитывая отсутствие у потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы, допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
* ) См. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12;
Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12;
1.6. Для определения стоимости строительства на ранних стадиях проектирования или в составе предпроектных проработок рекомендуется применять укрупненные нормативы, в т.ч. ресурсные.
Для объектов производственного назначения могут использоваться укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и подотраслей народного хозяйства.
По объектам жилищно-социального назначения для определения их стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов — представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки в конкретном регионе.
1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке, установленном Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 № Р-339. При этом в составе указанной стоимости учитываются затраты по их приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские и другие расходы.
Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 № 01-17/572-06/ № 74.
2. Организация работы по дальнейшему совершенствованию системы ценообразования в строительстве.
2.1. Реализация программы по переходу на новую систему ценообразования во многом зависит от эффективности функционирования региональных служб по ценообразованию, которые рекомендовано образовать письмом Минстроя России от 10.04.92 № 12-6/167 и решением коллегии Министерства от 30.09.92 (протокол № 21).
Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и методической поддержке Минстроя России региональные центры по ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов ценообразования, предоставленные им действующим законодательством, выполняют следующие основные задачи:
сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции, используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка соответствующей информации в виде сборников цен на материалы, эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;
оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой соответствующих индексов (включая прогнозные);
сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат труда по видам строительных и монтажных работ;
формирование регионального автоматизированного банка данных о стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в эксплуатацию объектам и производственным мощностям.
2.2. Учитывая, что вся необходимая для выполнения указанных задач информация находится в строительно-монтажных организациях, рекомендуется местным органам власти создавать на правах хозрасчетного органа региональные центры по ценообразованию с участием строительной фирмы (акционерной компании, территориальной строительной организации и др.). Деятельность этих центров целесообразно осуществлять на договорной основе за счет средств подрядчиков, заказчиков и других организаций.
Методологическая помощь в функционировании указанных центров будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными компаниями).
2.3. Подготавливаемые региональными центрами информационные материалы и предложения, в том числе имеющие нормативную направленность, носят рекомендательный характер.
2.4. В ходе апробации новой системы ценообразования будут уточняться ее отдельные положения, рассматриваться методические и практические подходы по дальнейшему совершенствованию системы ценообразования в целом и ее отдельных звеньев.
Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в качестве информации для пользователей, а при необходимости корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения действующего законодательства.
2.5. Подготовку и уточнение индивидуальных норм накладных расходов и сметной прибыли подрядные организации осуществляют, привлекая для экспертизы на договорной основе специалистов строительных концернов, ассоциаций, корпораций, акционерных обществ, региональных центров, ведущих институтов (ЦНИИЭУС и др.) с получением соответствующих заключений по расчетным материалам.
2.6. Практическая реализация новых методов определения стоимости строительства (в том числе и ресурсного) будет обеспечиваться созданием автоматизированной системы разработки ресурсно-сметной документации, с помощью которой формируется уровень свободных (договорных) цен на строительную продукцию. С этой целью ЦНИИЭУСом ведется разработка информационно-программного комплекса, который обеспечит задействование автоматизированного банка нормативно-ресурсной и индексно-ценовой информации и автоматизированный выпуск ресурсно-сметной документации на персональных компьютерах.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом
Методические рекомендации по составлению сметной документации на строительные и монтажные работы ресурсным методом разработаны Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Минстроя России и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России при участии институтов «Гипропромтрансстрой», «Гидропроект», ЦНИИОМТП и «Гипронефтеспецмонтаж». Предназначены для широкого круга специалистов.
В разработке Методических рекомендаций участвовали: инженеры А.М. Ивкина, Л.Н. Крылов, В.И. Кузнецов, В.К. Одинцов, В.А. Рогонов, В.А. Степанов, Н.М. Степченкова (Минстрой России), к.э.н. В.И.
Корецкий, (научный руководитель работ, ЦНИИЭУС), к.т.н. Элькин Э.З. (ответственный исполнитель, ЦНИИЭУС), инженеры Б.Е. Капланов (Гипропромтрансстрой), К.А. Майер (ЦНИИОМТП), В.Н. Маланов (Гипронефтеспецмонтаж), Ю.Н.
Соловьев (Гидропроект).
1. Общие положения
1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и подрядными организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).
1.2. Метод распространяется на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы. [х]
Метод является рекомендательным и не исключает возможности применения по усмотрению пользователя других методов составления сметной документации.
[х] на пусконаладочные работы подготавливается отдельная методика.
1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при использовании компьютерной техники и программных средств, разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения ресурсного метода.
1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может применяться также и унифицированная форма № 4 локального сметного расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3. Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы , на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). [х]
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
[х] В дальнейшем именуются «локальные сметы» или «сметы».
1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
данные о времени использования строительных машин (в маш. — часах);
данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные как:
расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ [х];
данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР);
[х] в настоящее время готовятся предложения для утверждения нового государственного стандарта Российской Федерации «Система проектной документации для строительства. Ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)».
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР — 91». При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы [ x ];
сборники ресурсных нормативов на объекты производственного назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных проработок [ xx ];
собственная нормативная база пользователя.
Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый, по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.
[ x ] До разработки этих нормативов могут применяться ранее выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены ресурсные показатели.
[ xx ] В дальнейшем именуются «сборники РСН».
Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992 году государственной корпорацией «Монтажспецстрой» и распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 № 9/15-22 «Об определении стоимости строительства с применением ресурсных сметных норм» (в нем приведена также номенклатура сборников РСН).
Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.
1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при предпроектных проработках.
1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и направления применения ресурсного метода. Внедрение его — процесс творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно по специальным строительным работам), условий строительства, а также сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на строительные и специальные строительные работы.
2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные и специальные строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме № 5, (приложение 1):
в графу 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» – шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;
в графу 3 «Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности:
затраты труда рабочих — строителей, затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин, наименования используемых строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);
в графу 4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
в графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
в графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов – их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим ресурсным нормативам.
Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются обычно так, как они представлены в используемых нормативах.
В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели строительных машин по строке «прочие машины» приведены в рублях, перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4, устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч соответствующей машины.
2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после предварительного суммирования их по признаку однородности.
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
Затраты труда рабочих — строителей — чел.-ч ……
Затраты труда машинистов — чел.-ч ……
070 149 Бульдозер мощностью — — маш.-ч ….
Прочие машины — руб. ………
408 — 9040 Песок природный — куб. м ……..
Прочие материалы — руб. ……….
В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.
2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с применением СНиР-91 приведен в приложении 1. В нем суммирование произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 — 7 суммированных показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на основе нормативов и помеченные сноской — звездочкой, в соответствии с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана (в примере решено применять кран на автомобильном ходу).
2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы, составляемой по форме № 4 (приложение 3), с заполнением граф 1 — 5.
При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются данные по расходу ресурсов на единицу измерения соответствующего вида работ или затрат.
2.6. По отдельным строительным работам (санитарно-технические по наружным сетям, электромонтажные и др.), специальным строительным работам рекомендуется пользоваться сборниками РСН. Информация об их разработке и выходе в свет приведена в приложении 5. Применение этих нормативов в принципе аналогично использованию СНиР-91, а отдельные особенности применения содержатся в технических частях соответствующих сборников.
2.7. Для определения стоимости на стадии разработки проектов (эскизных проектов) или в составе предпроектных проработок (ТЭО инвестиций) на объекты производственного назначения по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) рекомендуется пользоваться укрупненными ресурсными нормативами (УРН — для транспортного строительства), укрупненными показателями ресурсов (УПР — для гидроэнергетического строительства) и другими укрупненными ресурсными нормативами и показателями, которые будут разрабатываться для применения, начиная с 1993 года. Формирование укрупненных ресурсных нормативов и показателей производится путем выборки ресурсов, группировки и существенного укрупнения номенклатуры материалов и машин, полученных в первичных наборах ресурсов по соответствующему виду укрупненного комплекса работ, конструктивному элементу или объекту в целом. При этом соблюдается условие сохранения первичной структуры набора ресурсов.
Для указанных целей могут быть использованы и ресурсные части из показателей на отдельные виды работ (ПВР) по объектам строительства, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету сметной стоимости строительства на базе ПВР, подготовленными в 1992 году Воронежским государственным союзным проектным институтом (ВГСПИ) и ЦНИИЭУСом.
Указанные ресурсные нормативы могут использоваться и на стадии разработки РД.
2.8. Показатели по материальным ресурсам, полученные путем подсчета на основе соответствующей нормативной базы, сопоставляются с данными, приведенными в составе проектных материалов: в ведомостях потребности материалов (ВМ) и сводной ведомости материалов (СВМ), с соответствующей корректировкой, а по решению пользователя — принимаются сразу из ВМ и СВМ. [ х ]
Соответственно ресурсные показатели по строительным машинам могут приниматься сразу по данным из раздела проекта «Организация строительства».
[х] примеры заполнения ВМ и СВМ приводятся в Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство (письмо Минстроя России от 18.11.92 № БФ-958/12).
3. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования)
3.1. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования) в сущности, почти не отличается от приведенного в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций: выделяются те же и в той же последовательности показатели, принимаемые из ресурсных нормативов на монтажные работы. При этом рекомендуется пользоваться специально разработанными и разрабатываемыми сборниками РСН на монтажные работы и Общими положениями о применении этих нормативов, информация о выпуске которых содержится в приложении 5.
Одной из особенностей выделения ресурсных показателей для монтажных работ является учет в составе материальных ресурсов расхода электрической энергии на индивидуальное испытание оборудования.
3.2. Рекомендуется при относительно большой номенклатуре монтажных работ на объекте составлять локальную ресурсную ведомость по форме, приведенной в приложении 1, а в других случаях можно использовать сразу форму локального сметного расчета (локальной сметы), приведенную в приложении 3.
3.3. Примеры составления локальных ресурсных смет на монтажные работы с применением сборников РСН приведены в приложении 6.
4. Оценка ресурсных показателей с составлением локальных смет
4.1. При определении сметных прямых затрат оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, приведенные в локальной ресурсной ведомости (в зависимости от выбора пользователя либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы), с составлением локальной сметы по форме № 4а (приложение 2). При этом графы 1 — 5 заполняются путем перенесения итоговых данных из формы № 5.
При использовании унифицированной формы № 4 (приложение 3) оцениваются итоговые данные.
4.2. При составлении по формам № 4 и № 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7) и в текущем (прогнозируемом) уровне (графы 8 и 9). При этом целесообразно использовать информацию региональных центров по ценообразованию в строительстве, получаемую на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций.
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч; [х]
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг). [хх]
[х] по регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
[хх] показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.4. Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе информации о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин, для определения которых могут быть использованы «Рекомендации по разработке и применению планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин», выпущенные ЦНИИЭУСом в 1991 году.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим машинам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует применять индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем, как соотношение фактических затрат к базисным по остальным машинам. [х]
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве [хх];
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.).
Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
[х] они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
[хх] могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 № 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
5. Накладные расходы и плановая прибыль в локальных сметах, составляемых ресурсным методом
5.1. При определении величины накладных расходов в составе локальных смет необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенными письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12.
5.2. Определение величины сметной прибыли (плановых накоплений) в локальных ресурсных сметах производится в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, которые сообщены письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12.
Приложение 1
Форма № 5
Электроснабжение линии автоблокировки
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ № _____
на строительные работы на здание трансформаторной подстанции (вариант с блоками питания и трансформаторами 2 ´ 630+1 ´ 250 кВа)
Источник: meganorm.ru
Указанные Методические рекомендации согласованы с Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России.
Министр
строительства РФ
Приложение
Методические рекомендации
по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений,
дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время,
прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции
Указанные Методические рекомендации одобрены коллегией Минстроя России 30 сентября 1992 г.
В разработке Методических рекомендаций участвовали инженеры
В.И. Кузнецов, Н.Ю. Лаптева (Минстрой России), к.т.н. В.М. Дидковский (научный руководитель, ЦНИИЭУС), к.э.н.
В.М. Чужин (ЦНИИЭНС).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. При подготовке Методических рекомендаций учтены основные положения концепции новой системы ценообразования в строительстве, одобренные коллегией Минстроя России от 26.02.92 (протокол № 4).
1.3. В Методических рекомендациях освещены прочие работы и затраты, которые являются общими для многих видов строительства и наиболее часто встречаются в практике.
Для проектируемой стройки состав прочих работ и затрат должен уточняться исходя из конкретных местных условий осуществления строительства.
1.4. В соответствии с Инструкцией о составе средств, направляемых на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.92 № 6-3/124, в фонд оплаты труда включаются:
надбавки к тарифным ставкам и окладам;
вознаграждения (процентные надбавки) за выслугу лет;
выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
надбавки за подвижной и разъездной характер работ, а также при выполнении работ вахтовым методом;
суммы, выплачиваемые в размере тарифной ставки, оклада за дни в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте;
оплата дополнительных отпусков;
оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока;
другие виды оплат, входящие в фонд оплаты труда.
При составлении смет с использованием показателя «Фактическая величина средств на оплату труда рабочих строителей и механизаторов» указанные виды оплат в главе «Прочие работы и затраты» повторно не учитываются.
1.5. Перечень и величина затрат могут уточняться в случае выхода новых законодательных и нормативных актов, а также при наличии специфических условий строительства, подтвержденных договаривающимися сторонами.
2. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА ВОЗВЕДЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
НА СОДЕРЖАНИЕ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА,
ПРОЧИХ РАБОТ И ЗАТРАТ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
2.1. В главу 1 сводного сметного расчета стоимости строительства включаются:
2.1.1. Средства на оплату работ по отводу земельных участков под строительство, на получение архитектурно-планировочного задания и красных линий застройки, определяемые расчетом, составленным исходя из площади отводимых участков и договорных цен, установленных организациями-исполнителями в соответствии с письмом Минстроя России от 20.12.91 № Ц-1/9.
2.1.2. Средства на оплату работ по разбивке основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закрепление на местности пунктами и знаками, определяемые расчетом исходя из состава и объема геодезической разбивочной основы, установленной проектом, и с применением договорных цен, определяемых организациями-исполнителями работ в соответствии с письмом Минстроя России от 20.12.91 № Ц-1/9 с использованием в качестве справочного материала Сборника цен на изыскательские работы (гр. 7, 8).
2.1.3. Средства на возмещение убытков владельцам и пользователям земли, причиненных изъятием земельных участков или временным занятием их, определяемые на основании актов по результатам работы оценочной комиссии, создаваемой для этой цели из представителей заинтересованных сторон и местных органов государственного управления. Указанные средства показываются в сводном сметном расчете в следующем порядке:
компенсация за сносимые дома, здания и сооружения, числящиеся в основных фондах прежних пользователей, — по балансовой стоимости объекта с учетом износа в текущем уровне цен (гр.7 и 8).
Кроме того, производится расчет стоимости работ по разработке, транспортировке и складированию материалов от разборки (гр. 4, 8);
средства на возмещение стоимости плодово-ягодных, защитных и иных, выращенных пользователями многолетних насаждений, незавершенного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы), урожая сельскохозяйственных культур и других убытков — в порядке, установленном Минсельхозом России по поручению Правительства Российской Федерации (гр. 7, 8);
средства на возмещение убытков (неполученного дохода) от прекращения пользования водными источниками (колодцами, скважинами, прудами, водоемами и т.п.) — по расчетной стоимости строительства новых источников в текущих ценах (гр. 7, 8);
компенсация за частичное или полное нарушение работы оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых сооружений (систем), вызванное изъятием или временным занятием земельного участка — по расчетной стоимости в текущих ценах работ на строительство новых или реконструкцию существующих сооружений (систем) с учетом затрат на проектно-изыскательские работы (гр. 7, 8).
2.1.4. Средства на возмещение убытков граждан, связанных с изъятием или временным занятием земельных участков, предоставленных им в пользование, определяемые в порядке, изложенном в п. 2.1.3 , в размерах, установленных комиссией местного органа государственного управления, в соответствии с » Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.92 № 87.
2.1.5. Средства на оплату за землю при изъятии земельного участка для строительства и по возмещению потерь сельскохозяйственного производства (кроме затрат по возмещению убытков землепользователям), определяемые расчетом, составленным на основании Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.91, Закона РСФСР » О плате за землю», введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11.10.91 № 1739-1, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.92 № 112 «Об утверждении порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и порядка централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации и их использования».
В случаях предоставления земельных участков в аренду арендная плата устанавливается договором, а предельный размер ее не должен превышать суммы земельного налога с арендных земельных участков (гр. 7, 8).
2.2. В главу 8 «Временные здания и сооружения» включаются средства на строительство временных зданий и сооружений.
Для определения этих средств, предлагается два варианта:
— по расчету, основанному на данных проекта организации строительства по необходимому набору, в составе которого учитываются титульные и не титульные временные здания и сооружения. Перечень работ и затрат, относящихся к временным зданиям и сооружениям, приведен в Приложении 1.
В указанном расчете не учитываются затраты на возведение нетитульных временных зданий и сооружений при применении норм накладных расходов, действующих с 01.01.91;
— при составлении сметной документации в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке определения свободных (договорных) цен на строительную продукцию в 1992 году (письмо Минстроя России от 17.01.92 № БФ-39/12) средства на строительство временных зданий и сооружений определяются по Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ( СНиП 4.09-91).
Средства отражаются в гр. 4, 5 и 8.
2.3. В главу 9 сводного сметного расчета включаются следующие виды затрат:
2.3.1. Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, для определения которых предлагается два варианта:
— по сметным нормам дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ( НДЗ-91) СНиП 4.07-91, пересчитанным в текущий уровень цен по индексам к элементам затрат, составляющим эти нормы в порядке, приведенном в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
Средства показываются в графах 4, 5 и 8.
2.3.2. Средства на оплату единовременных вознаграждений (процентные надбавки) за выслугу лет, дополнительных отпусков, выплату надбавок к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и в других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями определяются расчетом исходя из сложившегося уровня соответствующих расходов подрядной организации в предыдущем году, отнесенных к объему подрядных работ, выполняемых данной организацией за тот же период. Полученные проценты, откорректированные с учетом индекса изменения затрат по заработной плате в текущий период времени, используются при определении лимитов средств на эти цели по проектируемой стройке. Средства показываются в гр.4 и 8.
2.3.3. Средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работ определяются расчетом по нормам, установленным Постановлением Минтруда России от 26.03.92 № 6:
— за подвижной характер работ — в процентах к тарифной ставке, должностному окладу (без учета коэффициентов и доплат) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области в размере 40%, в других районах страны — 30%;
— за разъездной характер работ — в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда (в нерабочее время от места нахождения строительной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день) составляет не менее 3-х часов, и до 15%, если время проезда составляет не менее 2-х часов.
Средства показываются в гр. 4 и 8.
2.3.4. Средства, связанные с вахтовым методом ведения работ, предусматриваются в целях сокращения сроков строительства объектов и определяются на основании данных проекта организации строительства по расчету, в котором учитываются:
средства, связанные с выплатой надбавки за вахтовый метод ведения работ, установленной Постановлением Минтруда России от 26.03.92 № 6, в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним в размере 75%; в районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также в районах освоения Прикаспийского нефтегазового комплекса — 50%; в остальных районах страны — 30%.
Средства показываются в гр. 4 и 8;
средства на возмещение затрат по содержанию гостиниц в аэропортах;
средства на возмещение затрат по содержанию диспетчерских служб на авиаперевозках;
средства на возмещение затрат на аренду каналов связи;
средства на возмещение затрат по привлечению дополнительных инженерно-технических работников;
средства на возмещение затрат, связанных с выплатой компенсаций за работу сверхнормативной продолжительности;
средства на возмещение затрат, связанных с перевозкой вахтовых работников;
другие средства, связанные с производством работ вахтовым методом.
Средства отражаются в гр. 7 и 8.
2.3.5. Средства на возмещение затрат строительно-монтажных организаций по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом на расстояние более 3-х км (в одном направлении) определяются в том случае, если местожительство работников находится на расстоянии более 3-х км от места работы, а коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта, что должно быть подтверждено справкой соответствующего исполнительного органа власти.
Указанные затраты определяются расчетом на основании данных раздела проекта организации строительства. Для расчета необходимы следующие исходные данные:
— время почасового использования автобусов;
— плата за 1 час пользования автобусом;
— плата за 1 км пробега;
— расстояние пробега автобусов от автотранспортного предприятия до объекта строительства и сроки ведения строительства.
Средства показываются в гр.7 и 8.
2.3.6. Средства на возмещение затрат на перебазирование строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую определяются расчетом, в котором учитываются:
— стоимость проезда работников перемещаемой организации и членов их семей;
— стоимость провоза имущества;
— суточные за каждый день нахождения работника в пути в установленном размере;
— единовременное пособие: на самого работника — в размере его месячного должностного оклада (тарифной ставки) и на каждого переезжающего члена семьи — в размере четверти пособия самого работника;
— заработная плата работникам за время проезда и за 6 дней для сборов в дорогу и устройства на новом месте;
— расходы, связанные с транспортированием к новому месту строительства строительных машин, механизмов, оборудования перемещаемой организации;
— расходы по транспортированию прочего имущества перемещаемой организации (производственного и хозяйственного инвентаря, инструментов, материалов, конструкций и др.).
2.3.7. Средства на возмещение затрат, связанных с командированием квалифицированных работников для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ, определяются расчетом, составленным исходя из предполагаемого количества командированных работников и срока их пребывания на стройке в соответствии с мероприятиями раздела проекта организации строительства и исходными данными подрядчика о составе и месторасположении строительных организаций, привлекаемых к данному строительству.
Возмещение командировочных расходов заказчиком производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.92 № 122 «О нормах возмещения командировочных расходов» и письмом Минфина России от 27.07.92 № 61 «Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменения индекса цен».
Средства показываются в гр.7 и 8.
2.3.8. Средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства определяются в порядке, приведенном в письме Минтруда России и Минстроя России от 12.08.92 №№ 1636-РБ/7-26/149.
Средства показываются в гр.7 и 8.
2.3.9. Средства на возмещение затрат, связанных с отчислениями на создание специальных отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции, определяются по рекомендациям, изложенным в письме Минстроя России от 19.05.92 № 12-6/246, и отражаются в гр.7 и 8.
2.3.10. Средства на арендную плату за изымаемый во временное пользование для нужд строительства земельный участок (для возведения временных зданий и сооружений, устройства грунтовых карьеров и резервов, временных землевозных дорог, площадок для работ способом гидромеханизации и других нужд) определяются из размера арендной платы, устанавливаемой договором. Ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемого участка.
Средства показываются в гр.7 и 8.
2.3.11. Средства на возмещение затрат, связанных с отчислениями на образование дорожных фондов определяются по видам соответствующих налогов:
— по уплате налога на пользователей автомобильных дорог — в размере 0,4% от стоимости выполненных подрядных работ в текущем уровне цен;
— по уплате налога с владельцев транспортных средств — по расчету, составленному исходя из наличия транспортных средств, их мощности и размеров налога, установленного Законом РСФСР о Дорожных фондах РСФСР;
— по уплате налога на приобретение автотранспортных средств — по расчету, составленному исходя из плановой потребности в дополнительных автотранспортных средствах для обеспечения данного строительства и размера налога в процентах от продажной цены, установленного Законом РСФСР о Дорожных фондах РСФСР.
Средства показываются в гр.7 и 8.
2.3.12. Средства на возмещение затрат, связанных с уплатой налогов, сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды, а также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и другие затраты, не учтенные нормами накладных расходов, определяются в порядке, установленном законодательством, и отражаются в гр.7 и 8.
2.3.13. Средства на представительские расходы определятся в соответствии с письмом Минфина Российской Федерации от 06.10.92 № 94 по смете предприятия на отчетный год и не должны превышать предельных размеров, отчисляемых по нормативам, приведенным в приложении к этому письму.
Средства отражаются в гр.7 и 8.
2.4. В главу 10 «Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения) и авторский надзор» в гр.7, 8 сводного сметного расчета включаются:
по стройкам, осуществляемым за счет собственных средств предприятий и других нецентрализованных источников, — по договору с предприятиями и организациями-дольщиками;
по стройкам, финансируемым за счет местного бюджета, — на основании решений органов местного управления.
2.4.2. Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством, определяемые расчетом, составленным на договорной основе.
2.4.3. Средства на проведение геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений, определяемые расчетом, составленным исходя из состава работ и договорных цен на эти виды работ. В качестве справочного материала могут использоваться сборники цен на проектные и изыскательские работы с дополнениями, изменениями и разъяснениями к ним.
2.5. В главу 11 «Подготовка эксплуатационных кадров» в гр.7, 8 включаются средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетом исходя из:
— количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях;
— затрат на теоретическое обучение;
— затрат на производственное обучение;
— заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;
— стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;
2.6. В главу 12 «Проектные и изыскательские работы» в гр.7, 8 включаются:
2.6.1. Стоимость проектно-изыскательских работ (услуг) для строительства, определяемая по ценам (тарифам), устанавливаемым организациями (предприятиями) самостоятельно на договорной основе.
Сборники цен на проектные и изыскательские работы и другие ценники и прейскуранты с дополнениями, изменениями и разъяснениями к ним используются в качестве справочного материала при определении договорных цен.
2.6.2. Стоимость экспертизы ТЭО и проектов, определяемая в соответствии с Порядком определения стоимости работ за проведение экспертизы ТЭО и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР, утвержденным Постановлением б. Госкомархстроя РСФСР от 01.10.91 № 136 с последующими дополнениями и изменениями к нему.
2.6.3. Средства на работы по составлению технического задания на испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, а также осуществление технического руководства, наблюдения в период испытаний, обработку данных, полученных в результате испытаний свай в грунте при необходимости выполнения этих работ.
2.7. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, определяемый в процентах от общей стоимости в установленных размерах, распределяется по соответствующим графам сводного сметного расчета стоимости строительства.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету затрат на строительство временных зданий и
сооружений по данным проекта организации строительства
Общие положения
1. Средства на возведение и разработку временных зданий и сооружений определяются расчетом, основанным на данных проекта организации строительства по необходимому набору временных зданий и сооружений, определенному договором между заказчиком и подрядчиком, для чего используется «Перечень работ и затрат, относящихся к временным зданиям и сооружениям», откорректированный с учетом создания комфортных условий работы строителям, приведенный в Приложении 1 а.
2. Включение в расчет того или иного временного здания и сооружения, его конструктивное решение, применение различных видов материалов и изделий определяется заказчиком и подрядчиком. В необходимых случаях определяются также затраты на строительство вахтовых поселков, обустройство военно-строительных подразделений, строительство необходимых объектов для спецконтингента, привлекаемого к строительству объекта.
3. В качестве временных титульных и не титульных зданий должны, как правило, применяться инвентарные мобильные здания (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа), числящиеся в основных средствах строительно-монтажных организаций.
4. При выборе транспортных схем поставки материальных ресурсов на стройку в проекте организации строительства принимаются решения об использовании действующих постоянных дорог (или проездов на территории действующего предприятия). Возможность такого использования устанавливается при сборе данных для проектирования и согласовывается с предприятиями — владельцами дорог. При этом предусматриваются необходимые мероприятия по усилению конструкции дорог с тем, чтобы они обеспечивали движение строительной техники и перевозку максимальных по массе и габаритам строительных грузов, а также меры по их содержанию и восстановлению после окончания строительства.
5. При использовании для возведения временных дорог сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог возвратная стоимость плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного сторонами заказчика и генерального подрядчика.
Приложение 1а
ПЕРЕЧЕНЬ
работ и затрат, относящихся к временным зданиям и сооружениям
Титульные временные здания и сооружения
1. Временное приспособление вновь построенных постоянных зданий и сооружений для обслуживания работников строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.
2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств.
3. Временное приспособление вновь построенных и существующих постоянных зданий и сооружений для производственных нужд строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.
4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, создание и благоустройство временных поселков (в том числе вахтовых), разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.
5. Амортизационные отчисления (или арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (за исключением предназначенных для санитарно-бытового обслуживания).
6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и не отапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки.
7. Временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ.
8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.).
9. Электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. временного назначения.
10. Временные станции для отделочных работ.
11. Временные установки для очистки и обеззараживания поверхностных источников.
12. Временные камнедробильно-сортировочные установки, бетонорастворные узлы и установки для приготовления бетона и раствора с обустройствами на территории строительства или передвижные на линейном строительстве.
13. Временные установки для приготовления грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими, временные цементно-бетонные и асфальтобетонные заводы для приготовления бетонных и асфальтобетонных смесей с битумохранилищами и т.п.
14. Полигоны для изготовления железобетонных и бетонных изделий и доборных элементов с пропарочными камерами.
15. Площадки, стенды для укрупнительной и предварительной сборки оборудования.
16. Звеносборочные базы для сборки звеньев железнодорожного пути.
17. Здания и обустройства во временных карьерах, кроме дорог.
18. Временные конторы строительных участков, поездов, строительных управлений и трестов — площадок.
19. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.
20. Временные гаражи.
21. Временные сооружения, связанные с противопожарными мероприятиями и охраной на территории строительства, в жилом поселке, пожарном депо.
22. Устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы, для которых эти затраты не учтены в стоимости машино-часа.
23. Специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах.
25. Устройство временных подвесных дорог и кабелькранов для перемещения материалов и деталей и разборка их.
26. Устройство и разборка сетей связи и временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом и т.п., проходящих по стройплощадке, а также от источника получения до распределительных устройств на строительной площадке (территории строительства).
27. Постройка перевалочных баз подрядчика в пунктах перегрузки строительных материалов и конструкций с одного вида транспорта на другой, когда эта перегрузка не обеспечивается грузовыми службами транспортных организаций.
Нетитульные временные здания и сооружения
приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;
складские помещения и навесы при объекте строительства;
душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих;
настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;
сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;
леса и подмостки, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в ценниках на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;
временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений).
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету дополнительных затрат при производстве
строительно-монтажных работ в зимнее время
Для расчета дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время предлагается использовать сметные нормы, приведенные в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91), с пересчетом этих норм в текущий уровень цен по индексам к элементам затрат, составляющим эти нормы
Сметными нормами учтены дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, в том числе:
доплаты к заработной плате рабочих при работе в зимнее время на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях;
повышение расходов строительных материалов;
дополнительные затраты по эксплуатации строительных машин;
увеличение расхода тепловой и электрической энергий;
Удельный вес этих затрат, входящих в сметную норму, определяется в следующем порядке:
а) доплаты к заработной плате рабочих при работе в зимнее время на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях по формуле:
— заработная плата, принимаемая по показателям, приведенным в сборнике НДЗ-91 в знаменателе нормы (цифра без скобок) соответственно по видам строительства и видам работ;
-заработная плата рабочих, обслуживающих машины, принимаемая по показателям, приведенным в сборнике НДЗ-91 в знаменателе нормы (цифра без скобок ) соответственно по видам строительства и видам работ;
— полная норма дополнительных затрат, приведенная в сборнике с НДЗ-91.
б) дополнительные затраты по эксплуатации машин по формуле:
З — коэффициент перехода Зм к стоимости эксплуатации машин.
в) увеличение расхода тепловой и электрической энергий (Т) -0,15;
г) накладные расхода (Н) — 0,126;
д) плановые накопления (П) — 0,07;
е) повышение расходов строительных материалов по формуле:
Удельные вес каждого элемента затрат умножается на соответствующий индекс изменения этих затрат для пересчета в текущий уровень цен (индекс изменения заработной платы, стоимости эксплуатации машин и др.).
Индексы текущего изменения цен принимаются по сведениям региональных служб ценообразования, государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядной организации.
Для расчета стоимости повышенных расходов строительных материалов по видам строительства используется структура материальных ресурсов, приведенная в Приложении 2а, с применением индексов цен по каждому виду материалов.
Пример расчета повышенных расходов строительных материалов по структуре материальных ресурсов приведен в Приложении 2б.
Повышенные расходы строительных материалов по видам работ могут быть определены с применением индекса цен по материалу, расход которого увеличивается при производстве работ в зимний период и удельный вес которого преобладает в структуре материальных ресурсов данного вида работ.
Кроме того, структура материальных ресурсов может быть разработана по видам работ и видам строительства в индивидуальном порядке.
Индекс фактического увеличения дополнительных затрат по производству строительно-монтажных работ в зимнее время определяется по формуле:
Ио, Из, Ит, Им — индексы изменения величины заработной платы, стоимости эксплуатации мащин, тарифов на тепловую и электрическую энергии, цен на материальные ресурсы по сравнению с уровнем цен и тарифов, введенных с 01.01.91
Величина дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время по видам строительства и по видам работ в текущем уровне цен определяется по формуле:
Оф — фактическая сумма оплаты труда рабочих строителей и механизаторов за период, для которого определяются дополнительные затраты (1, 2, или 3 месяца квартала или на весь период строительства);
Дс — удельный вес основной и дополнительной заработной платы рабочих строителей и механизаторов в норме дополнительных затрат, приведенных НДЗ-91, определенный по формуле:
Зр — удельный вес зимнего периода (принимается по сборнику НДЗ-91 табл. 3).
Пример расчета дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в текущем уровне цен приведен в Приложении 2в к настоящим рекомендациям.
Источник: znaytovar.ru