Лекция 10. Педагогический процесс
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса
Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.
Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура[41] – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:
Управление строительством. Организация строительства. Управление качеством. Часть 1 (3)
• цель и задачи;
• организация и управление им;
• методы осуществления;
• результаты.
Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.
Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:
¦ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
¦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
~¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;
¦ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
Теория организации. Лекция 1. МПСУ
¦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.
Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.
Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:
¦ принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;
¦ принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;
¦ принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;
¦ принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.
В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:
«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления.
5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».[43]
При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:
– в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;
– самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;
– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;
– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:
• связь теории с практикой, практического опыта с наукой;
• системность и последовательность в подготовке специалистов;
• сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;
• соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
• сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
• доступность научных знаний;
• прочность усвоения знаний.
2. Основные системы организации педагогического процесса
В дидактике известны три основные системы организации педагогического процесса:
1) индивидуальное обучение и воспитание;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарская система. Эти системы отличаются одна от другой:
• количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем;
• соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников;
• степенью их самостоятельности;
• спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
1. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим.
По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.
2. Классно-урочная система пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой. Эта система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
• постоянные место и продолжительность занятий;
• стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста;
• стабильное расписание занятий.
Возникновение и утверждение классно-урочной системы связывают с деятельностью Страсбургской школы И. Штурма (1538), которая имела отдельные классы и обучение проводилось на основе утвержденного учебного плана с чередованием занятий и отдыха. В 20—30-х гг. XVI в. классно-урочная система уже применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система получила распространение и в России.
Основной формой организации обучения в рамках классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому, должен быть урок. Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.
Дальнейшее развитие классического учения Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил в XIX в. К. Д. Ушинский. Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал следующую типологию уроков:
• уроки устных и практических упражнений;
• уроки письменных упражнений;
• уроки оценки знаний.
В современной дидактике выделению типов уроков посвящено много научных работ, и на сегодняшний день существует несколько классификаций уроков, каждая из которых строится на каком-то определяющем признаке, предложенном разными авторами:
– дидактической цели (И. С. Огородников);
– цели организации занятий (М. И. Махмутов);
– основных этапах учебного процесса (С. В. Иванов);
– методах обучения (И. Н. Борисов);
– способах организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин).
В качестве примера приведем классификацию по дидактической цели:
• уроки изучения нового учебного материала;
• уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
• уроки обобщения и систематизации знаний;
• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
• комбинированные (смешанные) уроки.
3. Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента возникновения.
Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используют в общеобразовательной школе, сочетая их с формами обучения классно-урочной системы.
3. Управленческий цикл
В педагогике понятие управленческого цикла раскрывается через стоящие последовательно и взаимосвязанные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории педагогического управления Ю. А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, так как остальные функции не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Основное назначение педагогического анализа как функции управления заключается в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы. Эта функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей между фактами и т. д.
В теории и практике управления определены основные виды педагогического анализа: параметрический, тематический и итоговый.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении семестра и учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание, или постановку целей.
Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, генеральную цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т. е. декомпозировать ее. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет достижения составляющих ее частных целей.
Планирование в управлении выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Выделяют перспективные, годовые и текущие планы работы образовательного учреждения:
перспективный план разрабатывают, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы за последние годы;
годовой план охватывает весь учебный год включая каникулы;
текущий план составляют на определенную часть учебного года – он является конкретизацией общего годового плана.
Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического коллектива. Они являются стратегическими по отношению к планам работы преподавателей.
Функция организации выполнения принятых решений и функция регулирования данного процесса претворяются в жизнь конкретными людьми: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами, представителями общественности.
В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и студенческого коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.
При достаточно основательной разработке функция контроля в управлении остается сложной и трудоемкой. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента.
Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно заметна эта связь с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль снабжает богатой, систематизированной информацией, показывает степень расхождения между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий возникновения этих различий и отклонений.
Источник: www.plam.ru
Куда пойти учиться ESG и зелёной экономике?
Тема ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) и зелёной экономики в последние годы приобретает особую значимость как в зарубежных, так и в российских компаниях, ставя своей целью сокращение вредного воздействия на окружающую среду и выстраивание качественно новых отношений между бизнесом и работниками. ESG стоит рассматривать не только через призму экологии или социальных отношений, но и как определённый всеобъемлющий признак современного миропонимания, на котором основывается ментальная составляющая бизнеса, в совокупности с долгосрочной стратегией развития, в первую очередь нацеленной на получение прибыли.
Возникает естественный вопрос:
Куда пойти учиться ESG и зелёной экономике?
Рассмотрим наиболее интересные варианты обучения в России и за рубежом:
1. SKOLKOVO. Moscow School of Management
«CSTO: Chief Sustainability Transformation Officer. Программа для лидеров изменений в области устойчивого развития»
Программа направлена на то, чтобы помочь амбассадорам устойчивого развития провести их компании через трансформацию и интегрировать данный подход в организационную деятельность, а также — в ценностное предложение компании.
Длительность – 6 месяцев.
Формат обучения – очный.
Стоимость обучения:
Частный клиент – 1 800 000 ₽
Alumni Skolkovo – 1 530 000 ₽
Результаты обучения:
- Знания, навыки и инструменты по разным аспектам темы устойчивого развития и управленческим дисциплинам, необходимым для трансформации компании.
- Поддержка руководителей в роле агентов изменений через развитие их лидерского потенциала и метакомпетенций.
- Международный опытом и экспертиза по теме устойчивого развития.
- Набор инструментов для выстраивания стратегии по устойчивому развитию и её внедрению в компанию
- Прописанный участником план трансформации своей компании
- Получение диплома о профессиональной переподготовке
Энергопереход 4.0: низкоуглеродное развитие
Программа для руководителей в области стратегии, инвестиций и оценки рисков. Климатическая политика, низкоуглеродное и устойчивое развитие, декарбонизация, ESG сейчас определяют главные тренды развития мировой экономики. Во время обучения вы получите широкий обзор энергоперехода, его экономических, технологических, политических и социальных аспектов и составите собственное представление о том, как эти тренды повлияют на ваш бизнес, компанию и карьеру.
Длительность – 7 недель (2 раза в неделю)
Формат обучения – онлайн
Стоимость обучения:
Частный клиент – 165 000 ₽
Alumni Skolkovo – 140 250 ₽
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Энергетический переход: определение и драйверы
Что такое энергетический переход и что движет текущим четвертым переходом?
- Основные технологические элементы
Какие основные технологические достижения поддерживают нынешний переход?
- Влияние на ключевых стейкхолдеров
Как энергетический переход влияет на потребителей, инвесторов, энергетические компании и государства?
- Сценарии будущего
Как будет выглядеть энергетический сектор будущего?
2. Академия HPBS. Зеленая экономика и климатические риски
«Расчет, оптимизация и компенсация выбросов парниковых газов по лучшим международным практикам»
Длительность – 12 часов
Формат обучения – онлайн
Стоимость обучения:
для физических лиц 48 000 рублей
для юридических лиц 60 000 рублей
Результаты обучения:
- Знания в сфере устойчивого развития и климата, оценки жизненного цикла LCA и составления экологической декларации продукции EPD
- Готовая дорожная карта по низкоуглеродному регулированию деятельности компании
- Комплексное понимание зеленого рынка: предпосылки, нормативная база, особенности
- Инструменты для анализа и улучшения экологической деятельности компании в области парникового следа (расчет, оптимизация, компенсация)
- Сертификат об успешном прохождении курса»
«Курс лекций по зеленой экономике, устойчивому развитию и ESG»
Длительность – 68 ак.часов
Формат обучения – онлайн
Стоимость обучения:
для физических лиц 30 000 рублей
для юридических лиц 36 000 рублей
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Зеленая экономика: циркулярная экономика, низкоуглеродная экономика, инклюзивная экономика
- Сектора и инфраструктура зеленой экономики, элементы стимулирования зеленой экономики
- Экосистемные услуги в городах: биофилия и биоразнообразие, открытые зеленые пространства и городские фермы, минимизация теплового острова и минимизация светового загрязнения, примеры решений по зеленой инфраструктуре
- Устойчивое развитие и ESG: потребность общества в ЦУР, ESG и корпоративная социальная ответственность, показатели городских услуг и качества жизни, взаимосвязи между экономическим развитием, здравоохранением и джентрификацией, новая проекция на проблему общественного здоровья, городского планирования и рационального потребления ресурсов окружающей среды
- Устойчивые проекты: сертификация LEED, WELL, BREEAM, анализ жизненного цикла, мировые системы сертификаций, изучение основных положений международных торговых отношений и российского регулирование товаров и услуг по стандартам серии ISO 14040
- Парниковые газы: методология расчета анализа жизненного цикла, инструменты работы с анализом жизненного цикла.
3. МГУ. Экономический факультет
«Национальные модели устойчивого развития»
Длительность – 2 года
Формат обучения – очный
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Политическая экономия глобальных процессов (климат, углеродная нейтральность, роль ESG)
- Национальная экономика: общие черты
- Теория экономического роста и развития
- Экономика устойчивого развития
- Устойчивое развитие компании
- Устойчивое развитие национальной экономики
Магистратура экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
«Национальные модели устойчивого развития»
«Устойчивое развитие компании»
Подготовка экономистов-аналитиков способных системно решать теоретические и практические проблемы устойчивого развития на корпоративном и государственном уровнях. Продолжить научные исследования в аспирантуре, стать преподавателем вузов России и других стран. Корпоративная социальная ответственность и стандарты GRI (Глобальной инициативы по отчетности), корпоративное управление для устойчивого развития.
Длительность обучения: 2 года
Стоимость обучения: 780 000 рублей.
Форма обучения: очная
Что получите после обучения:
- возможность работать в отечественных и зарубежных компаниях, находящихся в России;
- возможность стать преподавателей экономики и исследователей современных проблем экономического развития в России и странах СНГ;
- получите навыки управления рисками и страхованием устойчивого
- развития компаний;
- аспирантура МГУ имени М.В. Ломоносова и других университетов России, а также институтов Российской академии наук для подготовки кандидатских диссертаций и получения ученой степени кандидата экономических наук
- возможность работать в Государственных органах всех уровней – от федерального до муниципального, – отвечающие за ресурсное, законодательное и административное обеспечение внедрения и развития устойчивого развития;
- овладеете навыками управления бизнеса в условиях экономических санкций • ESG (Экологически-социальное управление) – трансформация бизнеса: практика, инструменты, отчетность.
4. ВШЭ. Факультет мировой экономики и мировой политики
«Экономика окружающей среды и устойчивое развитие. Магистерская программа»
Магистерская программа ориентирована на создание специалистов глобального и корпоративного профилей. Её цель — подготовка профессионалов, имеющих комплексное понимание роли экологических проблем в развитии мировой экономики, отраслевых рынков и выстраивании корпоративных и инвестиционных стратегий, обладающих необходимыми навыками экономического анализа экологических проблем и устойчивого развития.
Длительность – 2 года
Формат – очно
Стоимость обучения – 400 000 ₽ в год
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Роль экологических проблем в развитии мировой экономики, отдельных стран, отраслей и бизнеса
- «Зелёная» трансформация отраслевых рынков
- Глобальный энергетический переход
- Международные, национальные и корпоративные стратегии устойчивого развития и декарбонизации
- ESG стратегии компаний
- Раскрытие нефинансовой отчетности и управление ESG-рисками,
- «Зелёное» и «устойчивое» финансирование
- Политика и инструменты низкоуглеродного развития
«Управление устойчивым развитием компании. Магистерская программа»
Программа формирует инструментарий управления устойчивым развитием бизнеса: от глобального контекста и вызовов, стоящих перед мировым бизнес-сообществом, до необходимых мер по трансформации стратегий и систем управления предприятиями, разработки улучшений на уровне подразделений, процессов и отдельных рабочих мест, применения современных концепций и инструментов.
Длительность – 2 года
Формат – очно
Стоимость обучения – 460 000 ₽ в год
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Анализ данных для оценки устойчивого развития
- Стратегическое мышление и стратегический анализ
- Финансовый менеджмент: финансовый анализ и новые бизнес-модели
- Глобальные вызовы и устойчивое развитие
- Экономика изменения климата и окружающей среды
- Управление разнообразием и инклюзивностью
- Корпоративное управление в современном мире
- Ответственные финансы, отчетность и ESG-рейтинги
5. РАНХиГС. Факультет Финансов и Банковского Дела
«ESG-трансформация бизнеса: практика и инструменты. Программа повышенная квалификации»
Участвуя в программе «ESG-трансформация бизнеса: практика и инструменты», слушатели получат информацию от ведущих экспертов и практиков, продвигающих ESG – повестку на различных уровнях.
Длительность – 64 академических часа.
Формат – онлайн
Стоимость обучения – 65 000 ₽
Результаты обучения:
- Целостное представление о сущности, принципах и наиболее актуальных вопросах повестки устойчивого развития и ESG- трансформации бизнеса и регионов
- Представление о формировании наиболее сложных и спорных статей корпоративной отчетности на базе федеральных и международных стандартов по раскрытию ESG-факторов, в том числе в консолидированной отчетности группы компаний
- Практические знания о механизмах «зеленого финансирования» и возможностях использования инструментов «зеленых финансов» для решения вопросов социально-экономического развития компаний и регионов
- Знание основных вопросов и механизмов взаимодействия бизнеса и государства в реализации повестки устойчивого развития и ESG-изменений
- Понимание алгоритмов учета ESG факторов и рисков в стратегических и операционных планах, составления и верификации нефинансовой отчетности и управления проектами ESG-изменений в компаниях
- Умение ориентироваться в многообразии регулирующих документов, уже имеющегося практического опыта и рекомендаций для разработки практико-ориентированной программы действий в сфере ESG-трансформации применительно к своей организации и области деятельности.
6. РЭУ имени Г. В. Плеханова
«Бизнес-трансформация на принципах ESG (Environmental, Social, Governance) – интенсив»
Длительность – 1 месяц
Формат обучения – очно/онлайн 50/50
Стоимость – 65 000₽
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Уникальное соединение маркетинговых и экономико-управленческих ESG-технологий
- Работающие инструменты успешного внедрения ESG технологий в практику бизнеса от профессионалов
- Анализ факторов, способствующих и препятствующих внедрению практики ESG интеграции
- Практико-ориентированные методы оценки соответствия ESG критериям: от простейших до специфических
- Ключевые тренды в устойчивом развитии. ESG в Российской Федерации
- Современные принципы социально-экологической ответственности в продвижении товаров: «Маркетинг со смыслом»
- Актуальные вопросы климатической повестки. Трансграничное углеродное регулирование; Реализация задач достижения углеродной нейтральности Выбросы Scope 1,2,3. Углеродный след; Рынок углеродных единиц; Торговля углеродными единицами.
7. МГИМО
«Менеджмент устойчивого развития. Магистерская программа»
Длительность – 2 года
Формат обучения – очно
Стоимость – 840 000 ₽ в год
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Система международных соглашений по устойчивому развитию и трансграничному углеродному регулированию
- Климатические риски
- Международные требованиях и практики экологического и социального развития корпораций в соответствии со стандартами устойчивого развития
8. Финансовый университет при правительстве РФ
«Финансы корпораций и ESG – трансформация бизнеса. Магистратура. Факультет экономики и бизнеса»
Длительность – 2 года
Формат обучения – очный
Стоимость – 370 000 ₽ в год
По результатам курса будут получены следующие навыки:
- Анализировать инвестиционные проекты на соответствие критериям «зеленого» финансирования
- Организовывать и осуществлять аналитическую работу, руководить подготовкой сбора информации для написания нефинансовой отчетности в области устойчивого развития
- Взаимодействовать с инвестиционными фондами, биржами, другими заинтересованными сторонами, подготавливать информацию для ESG инвесторов
- Организовать работу по получению ESG-рейтингов международных и российских рейтинговых агентств
- Планировать и организовывать работу структурного подразделения по направлению устойчивого развития и IR-отдела
9. АКРА
«Тренинг: практические аспекты ESG-трансформации компаний»
Тренинг нацелен на формирование практических навыков работы с финансовыми инструментами устойчивого развития и учета ESG-рисков в собственной деятельности, понимания основных ESG показателей и ESG-рейтингов, создания нефинансовой отчетности, применения практик расчета и оптимизации выбросов парниковых газов, а также углеродного следа продукции.
Формат обучения – онлайн
Длительность – 3 дня (15 ак. часов) с 28.04 по 29.04 2022 года
Стоимость – 69 000 ₽ + НДС
По результатам курса будут изучены следующие темы:
- Практика выпуска инструментов устойчивого развития и учета ESG-факторов: ESG-риски, рейтинги, оценка основных ESG показателей, финансовые инструменты устойчивого развития
- Подготовка ESG-отчетности для российского бизнеса
- Расчет, оптимизация и компенсация выбросов парниковых газов согласно международным практикам
10. СБЕР УНИВЕРСИТЕТ
«ESG. Как бизнесу быть на волне в следующие 30 лет»
Формат обучения – онлайн
Длительность – 6 ак. часов
Стоимость – бесплатно
По результатам курса будут получены следующие навыки:
- оценивать, как ESG-повестка влияет на бизнес
- идентифицировать ESG-угрозы и возможности для компании
- определять преимущества и недостатки различных инструментов оценки и управления ESG-рисками
- разбираться в механизмах снижения негативного воздействия и повышения устойчивости компании
11. University of Cambridge. Cambridge Institute for Sustainability Leadership.
«Master of Studies in Sustainability Leadership»
Магистерская программа для лидеров, которые хотят эффективно реагировать на экономические, социальные и экологические проблемы, стоящие перед миром, и вести других к позитивным изменениям.
Длительность – 2 года
Формат обучения – очный
Стоимость обучения – 13 980 £ (около 1 500 000 ₽)
Результаты обучения:
- Понять меняющийся глобальный контекст и сформулировать необходимость трансформации на системном уровне
- Умение предвидеть устойчивое будущее, высоко оценивая потенциальную синергию, напряженность и компромиссы в его достижении
- Научиться создавать аргументы в пользу того, чтобы бизнес занял лидирующую позицию в продвижении изменений в интересах устойчивого будущего
- Разработать стратегии, позволяющие использовать изменения как внутри вашей организации, так и за её пределами, чтобы обеспечить более широкое влияние на систему
- Укрепить личное лидерство и стать более эффективным двигателем перемен
- Выявлять, критически анализировать и применять существующие знания для решения задач в области устойчивого развития
- Привнесите новые идеи и знания для продвижения дискуссий по вопросам устойчивого развития в рамках обучающегося сообщества.
«Postgraduate Diploma in Sustainable Business»
Аспиранта по устойчивому бизнесу (PG Dip) – это аккредитованная программа на уровне магистра Кембриджского университета, разработанная для руководителей верхнего и среднего звена, которая представляет собой практичный вариант для дальнейшего профессионального развития, изучения инноваций в устойчивом бизнесе и получения возможности занимать лидирующие позиции в решении важнейших глобальных задач.
По результатам курса будут получены следующие навыки и умения:
- Развить понимание и применение инструментов и методов, основанных на совместном создании решений, сотрудничестве, инновациях и дизайне
- Опыт участия в профессиональных дискуссиях по вопросам устойчивого развития с коллегами из других сфер деятельности
- Привлекать и бросать вызов инструментам устойчивого развития, анализируя их пригодность для решения собственных организационных задач
- Оттачивать лидерские навыки, чтобы эффективно реагировать на проблемы устойчивости в сфере организации / области.
«Postgraduate Certificate in Sustainable Business (PCSB)»
По результатам курса будут получены следующие навыки и умения:
- Глубокое знание глобальных социальных, экологических и экономических тенденций и того, как бизнес может катализировать более широкие изменения на системном уровне
- Как разработать стратегическое бизнес-обоснование организационных изменений
- Как внедрить устойчивость в бизнес-действия на организационном уровне
- Как руководить организационными изменениями
- Глубокое знание глобальных социальных, экологических и экономических тенденций и того, как бизнес может катализировать более широкие изменения на системном уровне
- Как разработать стратегическое бизнес-обоснование для внедрения устойчивого развития в производственно-сбытовые цепочки и рынки
- Новые подходы, инструменты и методы для создания устойчивых и устойчивых производственно-сбытовых цепочек
- Как влиять на клиентов и привлекать их, формировать рыночный контекст и внедрять устойчивость во все цепочки создания стоимости.
12. University of Oxford. Saïd Business school.
«Oxford Leading Sustainable Corporations Programme»
Длительность – 6 месяцев
Формат обучения – онлайн
Стоимость – 1900 £ (около 200 000 ₽)
По результатам курса будут получены следующие навыки и умения:
- Устойчивые лидерские навыки, необходимые для внедрения управления климатическими рисками, содействия интеграции ESG в вашу организацию и создания долгосрочной ценности для акционеров и общества
- Понимание того, как сформулировать эффективные ключевые показатели эффективности для измерения воздействия углеродного следа вашей организации и привести их в соответствие с вашими корпоративными целями в области экологической устойчивости
- Практический план действий, который вы можете использовать для включения стратегий устойчивого развития в структуры корпоративного управления
- Рекомендации ведущих отраслевых экспертов и исследования факультета Оксфордского университета, а также доступ к официальной группе выпускников Оксфордского высшего образования в LinkedIn.
13. New York University. STERN. Executive education
«Corporate Sustainability»
Длительность – 4 месяца
Формат обучения – онлайн
Стоимость – 2200 $ (около 170 000 ₽)
По результатам курса будут получены следующие навыки и умения:
- Знание ключевых экологических и социальных проблем, влияющих на бизнес, включая последние исследования в области устойчивого развития для потребителей
- Трансформация корпоративной реакции на устойчивое развитие
- Понимание эволюции корпоративной реакции — от соблюдения требований к взаимодействию до инноваций, включая инновации в области финансов
- Лидерские качества в нестабильном мире
- Навыки, необходимые для лидерства в новых социальных и политических условиях. Эффективность и инновации в развитии корпоративных лидеров в стремлении к устойчивому развитию
- После успешного завершения этого курса участники получат сертификат NYU Stern в области корпоративной устойчивости.
14. The Swedish Institute
«Swedish Institute Management Programme – Northern and Eastern Europe»
Длительность обучения – 6 месяцев
Формат обучения – онлайн
Стоимость – бесплатно
Результаты обучения:
- Глубокие знания и навыки в области устойчивой деловой практики с акцентом на права человека, климат и окружающую среду, достойные условия труда и борьбу с коррупцией
- Потенциал и знания, необходимые для того, чтобы руководить изменениями и продвигать устойчивые методы ведения бизнеса в вашей собственной организации
- Анализ бизнес-кейсов для устойчивого развития в Швеции, одной из ведущих стран в области устойчивой деловой практики
- Знания, позволяющие вам работать с дизайн-мышлением как методом разработки творческих и устойчивых решений сложных проблем
- Индивидуальный экспертный коучинг, основанный на потребностях вашей организации и ваших личных потребностях.
- Уникальная возможность тесного сотрудничества и обмена опытом с коллегами вашего уровня из нескольких других стран, развития прочных, долгосрочных профессиональных сетей
- Доступ к глобальной сети выпускников Шведского института с лидерами, которые привержены устойчивому бизнесу и ответственному лидерству
15. The Blekinge Institute of Technology
«Strategic Leadership towards Sustainability»
Годичная магистерская программа по стратегическому лидерству в области устойчивого развития направлена на обучение лидеров, способных поддерживать устойчивое развитие общества таким образом, чтобы укрепить их собственную организацию. Программа построена вокруг двух тем – стратегическое устойчивое развитие и лидерство по сложности.
Длительность – 10 месяцев
Формат обучения – очно
Стоимость – 600 000 SEK (около 500 000 ₽)
По результатам курса будут получены знания:
- Как поддержать переход к глобальной устойчивости путем создания и реализации экономически выгодных разработок продуктов, систем, организаций и обществ
- О проблемах и возможностях устойчивого развития, а также о научно и практически обоснованной методологии стратегического устойчивого развития
- Как с уважением относиться к переменам и эффективно вносить изменения. Вы исследуете сложности как социальных изменений, так и вашего собственного лидерства
- Научно и практически проверенной методологии управления переменами, чтобы иметь возможность руководить сотрудничеством, обеспечивающим привлекательное устойчивое будущее.
16. ШАНИНКА. Московская высшая школа социальных и экономических наук
«Новая экология: cистемное мышление для устойчивого развития»
Курс будет интересен тем, кто сталкивается с темой устойчивого развития в бизнесе, занимается культурными, медиа, экологическими и социальными проектами и в целом хочет расширить свои представления о современной повестке устойчивости.
Длительность –3 месяца (2 встречи в неделю по 3 ак. часа)
Формат обучения – онлайн
Стоимость обучения: 62 000 рублей
Результаты обучения:
- Знакомство с мировым контекстом в сфере устойчивого развития
- Умение мыслить стратегически в контексте устойчивого развития и находить самые эффективные точки приложения усилий
- Навыки системного мышления и анализа
- Изучение ментальных моделей, карт и инструментов для понимания разных парадигм мышления
- Умение аргументировать свою позицию и объяснять свои ценности
- Знакомство с людьми с похожими интересами и ценностями и станете частью комьюнити выпускников.
17. Национальный институт аккредитации и РУДН при поддержке Росаккредитации
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Управление парниковыми газами и связанная с этим деятельность»
Длительность – 17 дней (36 ак. часов)
Формат обучения – онлайн
Стоимость обучения: 48 000 рублей (не облагается НДС)
Планом обучения предусмотрено четыре модуля:
- Модуль 1: Углеродный след продукции (ISO 14067) продолжительностью 12 ак.ч.;
– Научные основы изменения климата и эволюция международной политики;
– Рынок и углеродный переход;
– Управление выбросами углерода на уровне организации;
– Введение в оценку жизненного цикла и разработку международного стандарта;
– Цель и область применения;
– Перспективы рынка: углеродный след продукции по всему миру.
- Модуль 2: Углеродный след организации (ISO 14064–1) продолжительностью 6 ак.ч.;
– Введение в инвентаризацию парниковых газов на уровне организации;
– Содержание международного стандарта.
- Модуль 3: Верификация и валидация парниковых газов (ISO 14064-3, ISO 14065, ISO 17029) продолжительностью 12 ак.ч.;
– Введение в международный стандарт, область применения, определения и принципы;
– Этап подготовки, выполнение и завершение действий по валидации/верификации;
– Требования международного стандарта.
- Модуль 4: Аккредитация органов по валидации и верификации парниковых газов продолжительностью 6 ак.ч.
– Обзор законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации;
– Требования, предъявляемые к органам по валидации и верификации парниковых газов;
– Обзор документов, подтверждающих соответствие органа по валидации и верификации парниковых газов критериям аккредитации.
По результатам успешного прохождения обучения выдается удостоверение о повышении квалификации
установленного Национальным институтом аккредитации Росаккредитации образца.
18. Московский университет им. С.Ю. Витте
Магистерская программа “Управление устойчивым развитием систем”
Длительность – 2 года
Формат обучения – очно в вечернее время
Стоимость обучения: 52 000 рублей за семестр
Вступительные испытания: комплексный экзамен по направлению подготовки.
Целью магистерской программы является подготовка высококвалифицированных и широко востребованных специалистов и лидеров нового поколения для коммерческого и общественного секторов, обладающих уникальными компетенциями в областях: оценки и управления рисками при реализации целей и задач устойчивого развития; формирования корпоративных стратегий развития с учетом ESG факторов; анализа эффективности бизнес-решений решений с учетом принципов устойчивого развития, включая ответственное инвестирование в соответствии со стандартами устойчивого развития на различных уровнях управления: корпоративном, региональном и государственном.
Профессиональная деятельность выпускников магистратуры может осуществляться в сфере управления в области устойчивого развития; исследований и разработок в части организации проектной деятельности; исследований рынков капитала с учетом требований финансовых институтов к финансовым инструментам устойчивого развития; анализа экономической состоятельности инновационных проектов с учетом ESGфакторов; стратегического и оперативного планирования организации и реализации процессов внедрения наилучших доступных технологий и инноваций в соответствии с принципами устойчивого развития.
Изучаемые дисциплины:
Дисциплины обязательной части:
– Методология и методика научных исследований
– Информационные технологии в профессиональной деятельности
– Методы принятия управленческих решений
– Методы системного исследования социально-экономических процессов
– Современный стратегический анализ (продвинутый уровень)
– Управление изменениями в организации
– Управление инновационными проектами
Дисциплины профиля
Общие:
– Иностранный язык (профессиональный)
– Управление знаниями в цифровой экономике
– Концепция устойчивого развития
– Теория организации и организационное проектирование
– Современные концепции риск-менеджмента
– Международное гуманитарное сотрудничество
Модуль: Окружающая среда в проекции ESG
– Социально-экономическая география (продвинутый уровень)
Модуль: Социальная ответственность в проекции ESG
– Корпоративная социальная ответственность
– Нефинансовая отчетность корпорации
Модуль: Экономика и корпоративное управление в проекции ESG
– Управление корпоративными финансами
Дисциплины по выбору:
1. Обеспечение экономической безопасности
2. Обеспечение продовольственной безопасности
После прохождения обучения выпускники получают диплом государственного образца по направлению 38.04.02 “Меннеджмент”.
Авторы: Анна Завалеева, Владислав Россинский
Дополнительно
Россия, 115093, г. Москва, Дубининская улица, д. 80. Офис №513
Источник: hpb-s.com
Лучшие вузы России с обучением менеджменту
В каком ключе сейчас развивается образовательный процесс будущих управленцев в России? Какие высшие учебные заведения предлагают профильное образование? Как организовано удаленное обучение в электронных вузах? Разбираемся с каждым вопросом по отдельности.
Особенности обучения управленческим специальностям в вузах России
Продолжают терять позиции традиционные лидеры платного приема – это менеджмент, юриспруденция, экономика, муниципальное и госуправление. Абитуриенты предпочитают выбирать креативную индустрию и цифровые технологии. Такие данные предоставляет НИУ Высшая школа экономики. При этом менеджеров разных профилей выпущено столько, что в сфере, несмотря на снижение спроса со стороны абитуриентов, остро ощущается нехватка вакансий управленческих должностей. Правда, вопросы с трудоустройством возникают не от количества специалистов, а от качества образования.
Теория без практики и ориентации на рынок
Программы по специальности менеджмент и управление в вузах теоретизированы и не заточены на отработку практических навыков, специалистов-практиков не хватает, а разноформатные занятия мало практикуются. Мотивировать команду, проводить совещания, ставить задачи, контролировать исполнение – управленческие компетенции приходиться нарабатывать уже на месте или искать дополнительные образовательные курсы. Здесь можно добавить субъективный набор дисциплин без учета потребностей рынка.
Все больше компаний интересуются цифровой трансформацией бизнеса с внедрением проектов автоматизации. Но! На деле в ключевых процессах предприятия разбираются только руководители.
Направление менеджмента есть в 1 307 вузах России. Однако «чистых» управленческих – немного. Топ лучших вузов по управлению и менеджменту находятся в Санкт-Петербурге, Москве, некоторых регионах.
В каких профильных вузах можно получить высшее образование в менеджменте?
Еще в нулевых менеджер считался универсальным служащим без выдающихся профильных знаний и навыков. Сегодня разработаны десятки направлений и специализаций: набор персонала, управление проектом, развитие, аналитика, планирование и многое другое. Невероятное количество профилей для решения глобальных и точечных задач бизнеса.
В начале рейтинга располагаются профильные университеты менеджмента и управления, далее вузы со специальностью менеджмент.
Лучшие управленческие вузы Москвы и регионов
Государственный университет управления
ГГУ почти 100 лет задает направление в образовании будущих управленцев. Студентам предлагается 14 программам бакалавриата и 11 – магистратуры. Ядро профильного обучения образуют: Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций и Институт отраслевого менеджмента. Здесь подготавливают специалистов для международных коммуникаций, HR, общественных отношений, управления перевозками, консалтинга, туризма, спорта, гостиничного дела, здравоохранения.
Студенты изучают программы:
- международный бизнес;
- менеджмент в кино и телевидении;
- управление в здравоохранении;
- управление малым и средним бизнесом;
- управление инвестиционно-строительным бизнесом.
Проходной балл: от 129. Стоимость обучения в год: от 220 000 рублей.
Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы
Идея московского университета – готовить профессиональные кадры в городское и государственное управление. Образовательный процесс изменяется в соответствии с ориентиром на запросы столичного и регионального рынков. Совместно с высшим учебным заведением Чехии действует программа двойного диплома. Университет предлагает учебные практики в муниципалитетах, бюджетных организациях, департаментах правительства Москвы.
Каким специальностям менеджмента обучают в университете?
- управление городским хозяйством;
- социально-культурное развитие мегаполиса;
- управление госуслугами;
- управление цифровыми проектами города;
- корпоративное управление;
- менеджмент организации;
- управление персоналом;
- международные и внешнеэкономические связи.
Вуз предлагает программы профессиональной переподготовки по 17 направлениям: управление проектами в организации здравоохранения, руководитель строительных проектов, MBA и MPA в здравоохранении.
MBA – квалификационная степень Магистра делового администрирования.
MPA – квалификационная степень Магистра государственного управления.
Проходной балл: от 110. Стоимость обучения в год: от 720 000рублей.
Институт менеджмента, маркетинга и финансов
Высшая автономная некоммерческая образовательная организация в Воронеже. В структуру входят 4 собственных корпуса, научная лаборатория экономических исследований, Школа Бизнеса, Центр инновационных образовательных технологий.
С 94-го года ИММиФ стал региональным учебным центром Открытого Университета Великобритании. Студентам предлагают дистанционное европейские программы по менеджменту, финансам, маркетингу. С 97-го ИММиФ аккредитован как представитель Оксфордского Языкового Центра.
Специализация: управление проектами, коммерция, менеджмент организации, маркетинг, управление человеческими ресурсами.
Проходной балл: от 103. Стоимость: от 83 000 рублей.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Вышка замыкает тройку российских вузов после МГУ и СПбГУ по суммарным позициям в отраслевых и предметных мировых рейтингах. Принципы Школы – междисциплинарное взаимодействие, ориентир на требования мирового рынка и науки, связь обучения с практикой. Разработана программа двух дипломов ВШЭ и Лондонского вуза – Цифровые инновации в управлении предприятием.
На бакалавриате ВШЭ предлагает изучать:
- менеджмент и бизнес-администрирование;
- экономику и управление компанией;
- государственное и муниципальное управление;
- организацию и управление предприятием.
Дополнительное образование возможно по программам: бизнес-администрирование, директор по коммуникациям, управление и аналитика в госсекторе, маркетинг и менеджмент в фармацевтическом бизнесе, международный бизнес и менеджмент. В структуру ВШЭ входит: Инновационный центр, Центр социального предпринимательства и социальных инноваций, Бизнес-инкубатор.
Проходной балл: от 180. Стоимость обучения в год: от 550 000рублей.
Московский государственный университет М. Ломоносова
Государственный вуз предлагает программы менеджмента в Высшей школе бизнеса. Образовательный процесс построен на разработке проектов в группах, разборе кейсов, практических заданиях. В структуру университета входит Бизнес-инкубатор, где можно разработать и запустить стартап, найти клиентов или инвесторов для своей идеи.
Направления обучения:
- стратегическое управление экономическими и политическими процессами;
- управление персоналом;
- государственное и муниципальное управление;
- менеджмент.
Проходной балл: от 349. Стоимость обучения в год: от 383 550 рублей.
Санкт-Петербургский государственный университет
СПбГУ готовит специалистов к управлению в ведущих отечественных и международных компаниях на бакалавриате, магистратуре, онлайн-курсах. У студентов есть возможность разрабатывать проекты в Научном парке и лабораториях. На первых курсах учащиеся Высшей школы менеджмента изучают общие дисциплины, а затем выбирают профиль:
- общий менеджмент: этика бизнеса, деловые коммуникации, бизнес-планирование;
- логистика: операционный менеджмент, складская логистика;
- финансы: оценка компаний, банковский менеджмент, управление брендами;
- человеческие ресурсы: организационная психология, мотивация и вознаграждение персонала;
- информационные технологии: моделирование бизнес-процессов;
- госуправление: госзакупки и антикоррупционная политика, государственное и частное партнерство.
С 3 курса есть возможность отучиться один семестр по обмену в иностранном вузе-партнере, а после 2-го и 3-го – пройти летнюю стажировку в компаниях-партнерах: P
Государственный университет предлагает международные магистерские программы по менеджменту с двойными дипломами – Шанхайский университет.
Проходной балл: от 260. Стоимость: от 90 000 рублей в семестр.
Научно-исследовательский институт ИТМО
Вуз Санкт-Петербурга готовит менеджеров в крупные сектора передовой экономики. На бакалавриате факультета технологического менеджмента и инноваций можно выбрать бизнес-информатику и управление технологическими инновациями, в магистратуре – инновационное предпринимательство, цифровую трансформацию организаций, управление качеством, инновационный маркетинг, управление интеллектуальной собственностью.
Бакалавров обучают монетизировать инновации и управлять технологическими компаниями, магистров – создавать и развивать бизнес-проекты.
Дисциплины программ бакалавриата:
- системный анализ и принятие решений;
- проектирование инновационного бизнеса;
- технология нововведений;
- управление инновационными проектами;
- маркетинговые решения в бизнесе;
- технологии программирования;
- электронный бизнес.
Проходной балл: от 264.
Московский физико-технический институт
МФТИ предлагает получить управленческое образование на стыке бизнеса и международных отношений в области инноваций и высоких технологий (венчурный бизнес). Курсы проходят на английском языке и ориентированы на предпринимателей, менеджеров разного звена, руководителей. В Центре дополнительного профессионального образования можно выбрать одну из 10 программ на очной, заочной или дистанционной форме обучения.
Среди программ:
- Психология управления изменениями.
- Управление персоналом.
- Инновационный менеджмент.
- Управление финансами.
- Основы технологического брокерства.
Стоимость обучения: 125 000 рублей.
Казанский федеральный университет
Современные мощные университетские комплексы расположены в Татарстане, регионах России и зарубежных странах. Действуют программы студенческой мобильности, есть возможность проходить языковые стажировки. В Институте управления, экономики и финансов 5 профильных направлений:
- Менеджмент.
- Управление персоналом.
- Гостиничное дело.
- Торговое дело.
- Сервис.
Проходной балл: от 124. Стоимость: от 528 000.
В Институте физики есть специальность «Инноватика». Студенты учатся управлять проектами в ИТ и способны внедрять технологии в бизнес.
Проходной балл: от 127. Стоимость: 582 000.
Преимущества обучения будущих менеджеров в удаленном формате
Суть качественного образования любого специалиста в вузе заключается в полноценной программе, общении с сильными преподавателями и наработке практических навыков. Но для успешной карьеры менеджера пирамида переворачивается и требует особых условий обучения.
Ему в первую очередь важно развить коммуникативные, организаторские способности, умение принимать разумные рискованные решения и понимать потребности клиента. А это навыки, которые вырабатываются «в поле», а не в аудитории. Т.е. нужна гибкая образовательная система, в которой есть возможность совмещать график учебного процесса и работу/подработку в профильной организации.
Для выпуска востребованных на рынке специалистов нужны образовательные программы, изменения в которые вносятся регулярно, а не запутываются в бюрократических сетях.
Возможности качественного дистанционного обучения практически идеально подходят для организации управленческого образования.
Дистанционное обучение менеджеров
Как все организовано на VUZ24. Все студенты-дистанционщики обучаются на электронной платформе через личный кабинет. В своем профиле учащийся видит курс, набор дисциплин в семестре, проверочные работы, расписание консультаций, онлайн-занятий, библиотеку с учебным материалом разного формата, зачетку с оценками. Для отработки знаний и навыков есть проверочные тесты, тренажеры и модуляторы. Для разбора непонятного материала можно связаться с преподавателем по видеосвязи.
В конце семестра – сессия с экзаменами и зачетами, в конце года – курсовая работа, в конце всего обучения – защита госдиплома. Также ежегодно студенты проходят практику по месту жительства или пребывания.
В какие вузы с дистанционным обучением можно поступить на управленческую специальность?
С VUZ24 возможно обучиться секретам управления в разных сферах 9-ти высших учебных заведений России и Беларуси. В вузах-партнерах удаленное образование практикуется уже более 10 лет. Это значит, что электронный университет предлагает разработанные программы и отлаженные технологии обучения. Студенту остается только выбрать вуз и специальность.
Название университета | Профили бакалавриата | Стоимость учебы в год, RUB | |
Московский международный университет | Менеджмент организации; Производственный менеджмент; Региональное и муниципальное управление; Организация продвижения рекламной продукции и продукции СМИ; Управление персоналом организации. |
39 600 | |
Московская международная академия | Эффективное государственное управление; Международный менеджмент; Спортивный менеджмент; Финансы и кредит; |
36 000 | |
Московский институт психоанализа | Управление персоналом. | 82 500 | |
Тольяттинский государственный университет | Технология продукции и организация ресторанного дела; Предпринимательство; Финансовый менеджмент. |
39 500 | |
Тульский государственный университет | Гостиничная деятельность; Менеджмент в туризме и гостеприимстве; Организация автомобильных перевозок и управление на транспорте; Менеджмент в строительстве; Менеджмент в машиностроении. |
40 000 | |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | ИТ-предпринимательство; Административное и территориальное управление; Управление проектом. |
44 000 | |
Белорусский национальный технический университет | Менеджмент (социально-административный) | 54 466 | |
Московская академия предпринимательства | Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе; Управление проектами; Предпринимательство; Коммерция; |
36 000 | |
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники | Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте (на английском языке); Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте | 83 301 |
Нужно второе высшее образование или программа магистратуры дистанционно? С VUZ24 можно поступить дистанционно на второе высшее или получить образование в магистратуре – 24 программы.
Как поступить в университет на дистанционное обучение менеджменту?
Мы максимально сократили процесс зачисления до 4 простых шагов:
- Оставьте заявку. Укажите учебное заведение и профиль, на который хотите поступить. Если еще не определились, то мы поможем подобрать образовательную программу.
- Пришлите нам документы на эл.почту. Для оформления нужны данные с результатами ЕГЭ (если поступаете по ЕГЭ) и копии аттестата или диплома с выпиской оценок, последние страницы и страница с регистрацией, фото для документов, документ о смене фамилии.
- Сдайте вступительные экзамены. Если поступаете не по ЕГЭ, то нужно пройти внутренние испытания университета в виде письменного экзамена из дома, онлайн-теста или собеседования по веб-связи.
- Подпишите договор, оплатите обучение. Все необходимое: реквизиты для оплаты и договор, мы вам высылаем.
Заключение
Удаленное высшее образование в сфере управления – это шанс обучиться направлению менеджмента в вузе Москвы, СПб или любом другом, где есть дистанционный формат. Учитесь в своем графике по современным технологиям и программам, работайте и набирайтесь реального опыта. Будьте дисциплинированы и заряжены на учебу – только так вы станете востребованным специалистом.
Источник: vuz24.ru
Введение в теорию автоматического управления. Основные понятия теории управления техническим системами
Публикую первую главу лекций по теории автоматического управления, после которых ваша жизнь уже никогда не будет прежней.
Лекции по курсу «Управление Техническими Системами», читает Козлов Олег Степанович на кафедре «Ядерные реакторы и энергетические установки», факультета «Энергомашиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана. За что ему огромная благодарность.
Данные лекции только готовятся к публикации в виде книги, а поскольку здесь есть специалисты по ТАУ, студенты и просто интересующиеся предметом, то любая критика привествуется.
1. Основные понятия теории управления техническими системами
1.1. Цели, принципы управления, виды систем управления, основные определения, примеры
Развитие и совершенствование промышленного производства (энергетики, транспорта, машиностроения, космической техники и т.д.) требует непрерывного увеличения производительности машин и агрегатов, повышения качества продукции, снижения себестоимости и, особенно в атомной энергетике, резкого повышения безопасности (ядерной, радиационной и т.д.) эксплуатации АЭС и ядерных установок.
Реализация поставленных целей невозможна без внедрения современных систем управления, включая как автоматизированные (с участием человека-оператора), так и автоматические (без участия человека-оператора) системы управления (СУ).
Определение: Управление – это такая организация того или иного технологического процесса, которая обеспечивает достижение поставленной цели.
Теория управления является разделом современной науки и техники. Она базируется (основывается) как на фундаментальных (общенаучных) дисциплинах (например, математика, физика, химия и т.д.), так и на прикладных дисциплинах (электроника, микропроцессорная техника, программирование и т.д.).
Любой процесс управления (автоматического) состоит из следующих основных этапов (элементов):
- получение информации о задаче управления;
- получение информации о результате управления;
- анализ получаемой информации;
- выполнение решения (воздействие на объект управления).
Для реализации Процесса Управления система управления (СУ) должна иметь:
- источники информации о задаче управления;
- источники информации о результатах управления (различные датчики, измерительные устройства, детекторы и т.д.);
- устройства для анализа получаемой информации и выработки решения;
- исполнительные устройства, воздействующие на Объект Управления, содержащие: регулятор, двигатели, усилительно-преобразующие устройства и т.д.
Определение: Если система управления (СУ) содержит все перечисленные выше части, то она является замкнутой.
Определение: Управление техническим объектом с использованием информации о результатах управления называется принципом обратной связи.
Схематично такая система управления может быть представлена в виде:
Рис. 1.1.1 — Структура системы управления (СУ)
Если система управления (СУ) имеет структурную схему, вид которой соответствует рис. 1.1.1, и функционирует (работает) без участия человека (оператора), то она называется системой автоматического управления (САУ).
Если СУ функционирует с участием человека (оператора), то она называется автоматизированной СУ.
Если Управление обеспечивает заданный закон изменения объекта во времени независимо от результатов управления, то такое управление совершается по разомкнутому циклу, а само управление называется программным управлением.
К системам, работающим по разомкнутому циклу, относятся промышленные автоматы (конвейерные линии, роторные линии и т.д.), станки с числовым программным управлением (ЧПУ): см. пример на рис. 1.1.2.
Задающее устройство может быть, например, и “копиром”.
Поскольку в данном примере нет датчиков (измерителей), контролирующих изготавливаемую деталь, то если, например, резец был установлен неправильно или сломался, то поставленная цель (изготовление детали) не может быть достигнута (реализована). Обычно в системах подобного типа необходим выходной контроль, который будет только фиксировать отклонение размеров и формы детали от желаемой.
Автоматические системы управления подразделяются на 3 типа:
- системы автоматического управления (САУ);
- системы автоматического регулирования (САР);
- следящие системы (СС).
САР и СС являются подмножествами САУ ==> .
Определение: Автоматическая система управления, обеспечивающая постоянство какой-либо физической величины (группы величин) в объекте управления называется системой автоматического регулирования (САР).
Системы автоматического регулирования (САР) — наиболее распространенный тип систем автоматического управления.
Первый в мире автоматический регулятор (18-е столетие) – регулятор Уатта. Данная схема (см. рис. 1.1.3) реализована Уаттом в Англии для поддержания постоянной скорости вращения колеса паровой машины и, соответственно, для поддержания постоянства скорости вращения (движения) шкива (ремня) трансмиссии.
В данной схеме чувствительными элементами (измерительными датчиками) являются “грузы” (сферы). «Грузы» (сферы) также “заставляют” перемещаться коромысло и затем задвижку. Поэтому данную систему можно отнести к системе прямого регулирования, а регулятор — к регулятору прямого действия, так как он одновременно выполняет функции и “измерителя” и “регулятора”.
В регуляторах прямого действия дополнительного источника энергии для перемещения регулирующего органа не требуется.
В системах непрямого регулирования необходимо присутствие (наличие) усилителя (например, мощности), дополнительного исполнительного механизма, содержащего, например, электродвигатель, серводвигатель, гидропривод и т.д.
Примером САУ (системы автоматического управления), в полном смысле этого определения, может служить система управления, обеспечивающая вывод ракеты на орбиту, где управляемой величиной может быть, например, угол между осью ракеты и нормалью к Земле ==> см. рис. 1.1.4.а и рис. 1.1.4.б
1.2. Структура систем управления: простые и многомерные системы
В теории управления техническими системами часто бывает удобно систему разделить на набор звеньев, соединенных в сетевые структуры. В простейшем случае система содержит одно звено, на вход которого подается входной воздействие (вход), на входе получается отклик системы (выход).
В теории Управления Техническими Системам используют 2 основных способа представления звеньев систем управления:
— в переменных “вход-выход”;
— в переменных состояния (более подробно см. разделы 6…7).
Представление в переменных “вход-выход” обычно используется для описания относительно простых систем, имеющих один “вход” (одно управляющее воздействие) и один “выход” (одна регулируемая величина, см. рисунок 1.2.1).
Обычно такое описание используется для технически несложных САУ (систем автоматического управления).
В последнее время широкое распространение имеет представление в переменных состояния, особенно для технически сложных систем, в том числе и для многомерных САУ. На рис. 1.2.2 приведено схематичное представление многомерной системы автоматического управления, где u1(t)…um(t) — управляющие воздействия (вектор управления), y1(t)…yp(t) — регулируемые параметры САУ (вектор выхода).
Рассмотрим более детально структуру САУ, представленную в переменных “вход-выход” и имеющую один вход (входное или задающее, или управляющее воздействие) и один выход (выходное воздействие или управляемая (или регулируемая) переменная).
Предположим, что структурная схема такой САУ состоит из некоторого числа элементов (звеньев). Группируя звенья по функциональному принципу (что звенья делают), структурную схему САУ можно привести к следующему типовому виду:
Рис. 1.2.3 — Структурная схема системы автоматического управления
Символом ε(t) или переменной ε(t) обозначается рассогласование (ошибка) на выходе сравнивающего устройства, которое может “работать” в режиме как простых сравнительных арифметических операций (чаще всего вычитание, реже сложение), так и более сложных сравнительных операций (процедур).
Так как y1(t) = y(t)*k1, где k1 — коэффициент усиления, то ==>
ε(t) = x(t) — y1(t) = x(t) — k1*y(t)
Задача системы управления состоит в том (если она устойчива), чтобы “работать” на уничтожение рассогласования (ошибки) ε(t), т.е. ==> ε(t) → 0.
Следует отметить, что на систему управления действуют как внешние воздействия (управляющее, возмущающее, помехи), так и внутренние помехи. Помеха отличается от воздействия стохастичностью (случайностью) своего существования, тогда как воздействие почти всегда детерминировано.
Для обозначения управляющего (задающего воздействие) будем использовать либо x(t), либо u(t).
1.3. Основные законы управления
Если вернуться к последнему рисунку (структурная схема САУ на рис. 1.2.3), то необходимо “расшифровать” роль, которую играет усилительно-преобразующее устройство (какие функции оно выполняет).
Если усилительно-преобразующее устройство (УПУ) выполняет только усиление (или ослабление) сигнала рассогласования ε(t), а именно: , где – коэффициент пропорциональности (в частном случае = Const), то такой режим управления замкнутой САУ называется режимом пропорционального управления (П-управление).
Если УПУ выполняет формирование выходного сигнала ε1(t), пропорционального ошибке ε(t) и интегралу от ε(t), т.е. , то такой режим управления называется пропорционально-интегрирующим (ПИ-управление). ==> , где b – коэффициент пропорциональности (в частном случае b = Const).
Обычно ПИ-управление используется для повышения точности управления (регулирования).
Если УПУ формирует выходной сигнал ε1(t), пропорциональный ошибке ε(t) и ее производной, то такой режим называется пропорционально-дифференцирующим (ПД-управление): ==>
Обычно использование ПД-управления повышает быстродействие САУ
Если УПУ формирует выходной сигнал ε1(t), пропорциональный ошибке ε(t), ее производной, и интегралу от ошибки ==> , то такой режим называетсято такой режим управления называется пропорционально-интегрально-дифференцирующим режимом управления (ПИД-управление).
ПИД-управление позволяет зачастую обеспечить “хорошую” точность управления при “хорошем” быстродействии
1.4. Классификация систем автоматического управления
1.4.1. Классификация по виду математического описания
По виду математического описания (уравнений динамики и статики) системы автоматического управления (САУ) подразделяются на линейные и нелинейные системы (САУ или САР).
Каждый “подкласс” (линейных и нелинейных) подразделяется на еще ряд “подклассов”. Например, линейные САУ (САР) имеют различия по виду математического описания.
Поскольку в этом семестре будут рассматриваться динамические свойства только линейных систем автоматического управления (регулирования), то ниже приведем классификацию по виду математического описания для линейных САУ (САР):
1) Линейные системы автоматического управления, описываемые в переменных «вход-выход» обыкновенными дифференциальными уравнениями (ОДУ) с постоянными коэффициентами:
где x(t) – входное воздействие; y(t) – выходное воздействие (регулируемая величина).
Если использовать операторную («компактную») форму записи линейного ОДУ, то уравнение (1.4.1) можно представить в следующем виде:
где, p = d/dt — оператор дифференцирования; L(p), N(p) — соответствующие линейные дифференциальные операторы, которые равны:
2) Линейные системы автоматического управления, описываемые линейными обыкновенными дифференциальными уравнениями (ОДУ) с переменными (во времени) коэффициентами:
В общем случае такие системы можно отнести и к классу нелинейных САУ (САР).
3) Линейные системы автоматического управления, описываемые линейными разностными уравнениями:
где f(…) – линейная функция аргументов; k = 1, 2, 3… — целые числа; Δt – интервал квантования (интервал дискретизации).
Уравнение (1.4.4) можно представить в «компактной» форме записи:
Обычно такое описание линейных САУ (САР) используется в цифровых системах управления (с использованием ЭВМ).
4) Линейные системы автоматического управления с запаздыванием:
где L(p), N(p) — линейные дифференциальные операторы; τ — время запаздывания или постоянная запаздывания.
Если операторы L(p) и N(p) вырождаются (L(p) = 1; N(p) = 1), то уравнение (1.4.6) соответствует математическому описанию динамики звена идеального запаздывания:
а графическая иллюстрация его свойств привдена на рис. 1.4.1
5) Линейные системы автоматического управления, описываемые линейными дифференциальными уравнения в частных производных. Нередко такие САУ называют распределенными системами управления. ==> «Абстрактный» пример такого описания:
Система уравнений (1.4.7) описывает динамику линейно распределенной САУ, т.е. регулируемая величина зависит не только от времени, но и от одной пространственной координаты.
Если система управления представляет собой «пространственный» объект, то ==>
где зависит от времени и пространственных координат, определяемых радиусом-вектором
6) САУ, описываемые системами ОДУ, или системами разностных уравнений, или системами уравнений в частных производных ==> и так далее…
Аналогичную классификацию можно предложить и для нелинейных САУ (САР)…
Для линейных систем выполеняются следующие требования:
- линейность статической характеристики САУ;
- линейность уравнения динамики, т.е. переменные в уравнение динамики входят только в линейной комбинации.
Статической характеристикой называется зависимость выхода от величины входного воздействия в установившемся режиме (когда все переходные процессы затухли).
Для систем, описываемых линейными обыкновенными дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами статическая характеристика получается из уравнения динамики (1.4.1) приравниванием нулю всех нестационарных членов ==>
На рис.1.4.2 представлены примеры линейной и нелинейных статических характеристик систем автоматического управления (регулирования).
Нелинейность членов, содержащих производные по времени в уравнениях динамики, может возникнуть при использовании нелинейных математических операций (*, /, , , sin, ln и т.д.). Например, рассматривая уравнение динамики некоторой «абстрактной» САУ
отметим, что в этом уравнении при линейной статической характеристики второе и третье слагаемые (динамические члены) в левой части уравнения — нелинейные, поэтому САУ, описываемая подобным уравнением, является нелинейной в динамическом плане.
1.4.2. Классификация по характеру передаваемых сигналов
По характеру передаваемых сигналов системы автоматического управления (или регулирования) подразделяются:
- непрерывные системы (системы непрерывного действия);
- релейные системы (системы релейного действия);
- системы дискретного действия (импульсные и цифровые).
Системой непрерывного действия называется такая САУ, в каждом из звеньев которой непрерывному изменению входного сигнала во времени соответствует непрерывное изменение выходного сигнала, при этом закон изменения выходного сигнала может быть произвольным. Чтобы САУ была непрерывной, необходимо, чтобы статические характеристики всех звеньев были непрерывными.
Системой релейного действия называется САУ, в которой хотя бы в одном звене при непрерывном изменении входной величины выходная величина в некоторые моменты процесса управления меняется “скачком” в зависимости от величины входного сигнала. Статическая характеристика такого звена имеет точки разрыва или излома с разрывом.
Системой дискретного действия называется система, в которой хотя бы в одном звене при непрерывном изменении входной величины выходная величина имеет вид отдельных импульсов, появляющиеся через некоторый промежуток времени.
Звено, преобразующее непрерывный сигнал в дискретный сигнал, называется импульсным. Подобный вид передаваемых сигналов имеет место в САУ с ЭВМ или контроллером.
Наиболее часто реализуются следующие методы (алгоритмы) преобразования непрерывного входного сигнала в импульсный выходной сигнал:
- амплитудно-импульсная модуляция (АИМ);
- широтно-импульсная модуляция (ШИМ).
На рис. 1.4.5 представлена графическая иллюстрация алгоритма амплитудно-импульсной модуляции (АИМ). В верхней части рис. представлена временная зависимость x(t) — сигнала на входе в импульсное звено. Выходной сигнал импульсного блока (звена) y(t) – последовательность прямоугольных импульсов, появляющихся с постоянным периодом квантования Δt (см. нижнюю часть рис.). Длительность импульсов – одинакова и равна Δ. Амплитуда импульса на выходе блока пропорциональна соответствующей величине непрерывного сигнала x(t) на входе данного блока.
Данный метод импульсной модуляции был весьма распространен в электронно-измерительной аппаратуре систем управления и защиты (СУЗ) ядерных энергетических установок (ЯЭУ) в 70-х…80-х годах прошлого столетия.
На рис. 1.4.6 представлена графическая иллюстрация алгоритма широтно-импульсной модуляции (ШИМ). В верхней части рис. 1.14 представлена временная зависимость x(t) – сигнала на входе в импульсное звено. Выходной сигнал импульсного блока (звена) y(t) – последовательность прямоугольных импульсов, появляющихся с постоянным периодом квантования Δt (см. нижнюю часть рис.
1.14). Амплитуда всех импульсов – одинакова. Длительность импульса Δt на выходе блока пропорциональна соответствующей величине непрерывного сигнала x(t) на входе импульсного блока.
Данный метод импульсной модуляции в настоящее время является наиболее распространенным в электронно-измерительной аппаратуре систем управления и защиты (СУЗ) ядерных энергетических установок (ЯЭУ) и САУ других технических систем.
Завершая данный подраздел, необходимо заметить, что если характерные постоянные времени в других звеньях САУ (САР) существенно больше Δt (на порядки), то импульсная система может считаться непрерывной системой автоматического управления (при использовании как АИМ, так и ШИМ).
1.4.3. Классификация по характеру управления
По характеру процессов управления системы автоматического управления подразделяются на следующие типы:
- детерминированные САУ, в которых входному сигналу однозначно может быть поставлен в соответствие выходной сигнал (и наоборот);
- стохастические САУ (статистические, вероятностные), в которых на данный входной сигнал САУ “отвечает” случайным (стохастическим) выходным сигналом.
Выходной стохастический сигнал характеризуется:
- законом распределения;
- математическим ожиданием (средним значением);
- дисперсией (среднеквадратичным отклонением).
Кроме приведенных основных видов классификации систем управления, существуют и другие классификации. Например, классификация может проводиться по методу управления и основываться на взаимодействии с внешней средой и возможности адаптации САУ к изменению параметров окружающей среды. Системы делятся на два больших класса:
1) Обыкновенные (несамонастраивающиеся) СУ без адаптации; эти системы относятся к разряду простых, не изменяющих свою структуру в процессе управления. Они наиболее разработаны и широко применяются. Обыкновенные СУ подразделяются на три подкласса: разомкнутые, замкнутые и комбинированные системы управления.
2) Самонастраивающиеся (адаптивные) СУ. В этих системах при изменении внешних условий или характеристик объекта регулирования происходит автоматическое (заранее не заданное) изменение параметров управляющего устройства за счет изменения коэффициентов СУ, структуры СУ или даже введения новых элементов.
Другой пример классификации: по иерархическому признаку (одноуровневые, двухуровневые, многоуровневые).
Источник: habr.com