Организация процедуры закупки в строительстве

Содержание

1. Выпускная квалификационная работа БАКАЛАВРА на тему: Управление закупками на строительном предприятии (на примере ООО «Сервисстрой»)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
НА ТЕМУ: УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ
НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИССТРОЙ»)
Руководитель
Дипломник
ст. преподаватель
Т.И. Романова
студент гр. 411Б
И. А. Коваленко

2. 2. Цели и задачи выпускной квалификационной работы

Цель дипломной работы
систематизация и
углубление теоретических
и практических знаний в
направлении закупочной
деятельности
строительного
предприятия, а также
разработка мероприятий
по совершенствованию
существующей закупочной
деятельности
Задачи
изучить
и
структурировать
отечественный и зарубежный опыт
теоретиков в определении основных
понятий закупочной деятельности;
— рассмотреть основные особенности

Процедуры закупок товаров, работ, услуг в Республике Беларусь


управления закупочной деятельности;
дать
всестороннее
описание,
комплексный анализ состояния вопроса
закупочной деятельности, рассмотреть
систему выбора поставщиков;
— выдвинуть конкретные предложения по
более эффективному и рациональному
решению рассматриваемой проблемы,
обосновать предлагаемые мероприятия.
2

3. 3. Задачи закупочной логистики

Таблица 1 – Типовые задачи закупочной логистики
Наименование
Краткая характеристика
Идентификация
(переоценка)
потребностей
Определение снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и
конкретными потребителями (подразделениями) материальных ресурсов внутри компании. В некоторых
случаях пересматривается состав внутрифирменных потребителей и/или номенклатура материальных
ресурсов
Определение и оценка
требований потребителей
Как только определены внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов,
устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую
позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того,
устанавливаются требования пользователей, определяющие сервис и сопровождающие поставки
Решение «делать или
покупать»
Решение вопроса, что выгоднее – производить определенные материальные ресурсы (например,
компоненты для сборки сложных товаров – компьютеров, автомобилей) самой фирме или покупать у
других. В этом случае для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затраты и
достижимый уровень качества.
Определение типов закупок
В настоящее время существует три основных типа организации закупок материальных ресурсов в
зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки,

Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 1 (15.12.2021)


новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
Анализ поведения рынка
Источник материальных ресурсов для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной
среде и типе рынка: монопольном, олигопольном, высоко-конкурентном. Знание и анализ рынка
поставщиков помогают персоналу фирмы определить число возможных поставщиков, другие факторы,
позволяющие правильно организовать закупки.
3

4. 4. Задачи закупочной логистики

Окончание табл. 1
Наименование
Краткая характеристика
Идентификация всех
возможных поставщиков
Определение всех возможных поставщиков определенного вида материальных ресурсов, которые
удовлетворят требования внутрифирменных пользователей. Важно включить в этот список
поставщиков, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался
Предварительная оценка
всех
возможных
источников
Предварительная оценка возможных источников закупаемых ресурсов заключается в сравнении
предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества материальных ресурсов и сервиса с
требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку производят эксперты
производственного и логистического менеджмента
Оценка оставшихся
поставщиков и
окончательный выбор
поставщика
После сокращения числа возможных источников на этапе предварительного отбора оставшиеся
поставщики оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы
материальными ресурсами конкретного вида.
Для окончательного выбора поставщика производится, как правило, многокритериальная оценка,
включающая такие показатели, как уровень цен, надежность поставок, качество сопутствующего
сервиса и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой
фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и технологии.
Доставка материальных
ресурсов и
сопутствующий сервис
Включает задачи, связанные с поставками конкретной номенклатуры материальных ресурсов от
поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав
собственности на материальные ресурсы, процедуры формирования заказов, транспортировка,
грузопереработка, хранение, складирование и т. п. В ряде случаев включает решения в отношении
организационной структуры собственных логистических каналов продвижения материальных
ресурсов от поставщиков.
4

5. 5. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 2 – Основные технико-экономические
показатели ООО «Сервисстрой»
Показатели, ед. изм.
Период
2012
44740
2013
39030
2014
40920
44740
39030
40920
37130
35130
34780
45
40
43
34
30
32
5. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.
10260
10980
11790
6. Среднегодовой остаток оборотных
средств, тыс.руб.
11980
11850
11900
7. Прибыль от продажи, тыс.руб.
7610
3900
6140
8. Прибыль до налогообложения, тыс.руб.
7610
3900
6140
1. Объем выполненных работ и оказанных
услуг в действующих ценах, тыс. руб.
2. Выручка от реализации работ и услуг,
тыс.руб.
3. Себестоимость выполненных работ и
услуг, тыс.руб.
4. Численность работников, чел.
в т.ч. рабочие, чел.
Рисунок 1 – Основная деятельность
предприятия
5

6. 6. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

40920
2014
39030
2013
2012
44740
36000
37000
38000
39000
40000
41000
42000
43000
44000
45000
46000
т.р.
Стоимость выполненых СМР
Рисунок 2 — Динамика стоимости выполненных строительно-монтажных работ
2014
43
32
40
2013
30
2012
34
0
5
10
15
20
Численность работников
25
30
35
40
Численность рабочих
45
45
50
человек
Рисунок 3 — Динамика численности работников
6

7. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
994,2
тыс.руб.
1000
990
980
970
960
950
940
930
975,7
951,6
2012
2013
2014
Производительность труда
Рисунок 4 – Динамика производительности труда одного работника
140
125,45
120
%
100
80
100
94,56
100
60
40
20
-1,86
0
-20
2012
2013
-2,47
2014
Темпы роста средней заработной платы одного работника
Темпы роста производительности труда в действующих ценах
Рисунок 5 — Темпы роста производительности труда и средней
заработной платы
7

8. 8. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ

Таблица 3 — Анализ затрат на 1 рубль стоимости услуг
Показатели
2012г.
2013г.
2014г.
1.Выручка от реализации работ и услуг, т.р.
44740
39030
40920
2.Себестоимость оказанных работ и услуг, т.р.
37130
35130
34780
0,83
0,9
0,85
3.Затраты на 1 рубль реализации работ и услуг, т.р.
Рисунок 6 – Динамика себестоимости выполненных работ и оказанных услуг
8

9. 9. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

Рисунок 7 – Динамика стоимости основных производственных фондов
Таблица 4– Показатели эффективности использования основных производственных
фондов
Показатели
2012г.
2013г.
2014г.
10260
10980
11790
7610
3900
6140
44740
39030
40920
45
40
43
Фондоотдача ОПФ, р/р
4,36
3,55
3,47
Фондоемкость, р/р.
0,23
0,281
0,288
Фондорентабельность, %
74,17
35,52
52,08
Среднегодовая стоимость основных производственных
фондов, т.р.
Прибыль от продаж, т.р.
Выручка от реализации работ и услуг, т.р
Численность, чел.
9

10. 10. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

6140
2014
40920
34780
3900
2013
39030
35130
7610
2012
44740
37130
0
10000
Прибыль
20000
т.р.
Выручка
30000
40000
50000
Себестоимость
Рисунок 8 — Динамика выручки, себестоимости и прибыли от продажи
25
20,49
проценты
20
17,65
17
15
15
11,1
10
9,99
5
0
2012
2013
Рентабельность продукции
2014
Рентабельность продаж
Рисунок 9 — Динамика показателей рентабельности
10

11. 11. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

ГРУППЫ ЗАКУПОК
ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК
Исходное
сырье и
материал
ы
Подлежащ
ие
обработке
полуфабри
каты
Готовые комплектующие
элементы, используемые
при сборке изделий на
предприятиях конечной
фазы
Материалы
общего
назначения
Специализир
ованные
узлы и
сборочные
единицы
Твердое, жидкое и
газообразное топливо, а
также тепловая,
электрическая и другая
энергия
Собственное
производство или
закупать
(определение сферы
постоянной
пассивной
кооперации)
Когда закупать
(организация
поставок в
соответствии с
производственными
потребностями)
Сколько закупать
(планирование
обеспечения
потребностей в
материалах и
управление
запасами)
Где закупать
(выбор
источника
закупок и
поставщиков)
Рисунок 11 — Задачи отдела закупок
Рисунок 10 — Классификация объектов закупок
11

12. 12. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

планирование потребности предприятия в материальных ресурсах
распределение имеющихся материальных ресурсов конкретным потребителям
заключение договоров с поставщиками на поставку продукции
организация приемки материальных ресурсов на снабженческие склады по количеству и
качеству
осуществление хранения и отпуска материальных ресурсов потребителям
осуществление контроля за нормированием и рациональным использованием
потребителями материальных ресурсов
управление запасами материальных ресурсов
изучение спроса потребителей на услуги и материально-технические ресурсы
производство расчетов с поставщиками и потребителями за получаемую и
реализуемую продукцию
проведение инвентаризации ТМЦ
учет наличия, состояния и движения ТМЦ
Рисунок 12 — Процесс управления закупками на предприятии
Этапы процесса
осуществления закупок
1. Осознание потребности
2. Общее описание потребности
3. Оценка характеристик
продукции
4. Поиск поставщиков
5. Запрос предложений
7. Оформление заказа
6. Выбор поставщика
8.Оценка эффективности деятельности
поставщика
Рисунок 13 – Этапы процесса осуществления закупок потребителем
12

13. 13. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

Характеристика современной системы хозяйствования в области
закупок материальных ресурсов:
• Свобода выбора партнера/контрагента по закупкам МТР;
• Множественность источников закупки (поставщиков);
• Равноправие партнёров;
• Возросшая роль договоров, контрактов на поставку МТР;
• Саморегулирование процессов поставки МТР;
• Свобода ценообразования;
• Конкуренция поставщиков и покупателей;
• Экономическая ответственностью сторон;
• Инициатива, самостоятельность продавца и покупателя.
13

14. 14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

15. 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

16. 16. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ

Таблица 8 – Оценка конкурентоспособности поставщиков
Критерии оценки
Цена
-уровень цены по отношению к конкурентам
-условия оплаты
-эластичность
Качество
-уровень качества
-стабильность
-безотказность
Сроки поставок
-полнота поставки
-соблюдение установленных сроков
Дополнительные услуги
-собственный транспорт
-поддержание запасов
Компания-поставщик
— географическое положение
— уровень менеджмента
— репутация поставщика
Логистический сервис
— скорость оформления
— прием претензий
— сопровождение поставки
— порядок выполнения заказов
Оценка поставщиков по критериям
ООО «АСВ ЭКИСМ»
ООО «Торговый Дом Сибрегион»
5
3
3
4
4
2
4
3
4
4
5
3
4
4
5
4
2
3
3
1
2
4
5
5
3
4
5
5
5
5
3
3
3
3
16

17. 17. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ

Уровень цены
Порядок выполнения заказов
Сопровождение поставки
5
4
Уровень цены
Порядок выполнения заказов
Условия оплаты
Сопровождение поставки
Эластичность цены
Приём претензий
Уровень качества
2
Стабильность
0
Репутация поставщика
Безотказность
Скорость оформления
Поддержание запасов
Уровень качества
Стабильность
0
Безотказность
Длительность поставки
Длительность поставки
Географическое положение
Географическое положение
2
Репутация поставщика
Уровень менеджмента
Уровень менеджмента
Эластичность цены
1
1
Скорость оформления
4
Условия оплаты
3
3
Приём претензий
5
Соблюдение сроков
Поддержание запасов
Соблюдение сроков
Собственный транспорт
Собственный транспорт
Рисунок 15 Конкурентоспособность
поставщика ООО «АСВ ЭКИСМ»
Рисунок 16 Конкурентоспособность
поставщика
ООО «Торговый Дом Сибрегион»
17

18. 18. Мероприятия по совершенствованию процесса управления снабжением

Мероприятия
по совершенствованию
процесса управления снабжением
Совершенствование снабжения организации и
повышение эффективности использования
материальных ресурсов
Рост эффективности труда
работников
Улучшение использования материальнотехнической базы предприятия
Разработка прогноза стратегического развития
предприятия и оперативный контроль за
ходом реализации прогнозов
Совершенствование системы
материального стимулирования труда
работников
Компьютеризация бухгалтерского учета в
компании
Повышение уровня менеджмента в
компании
Постоянное изучение рынков
сбыта и снабжения
Рисунок 17 — Мероприятия по совершенствованию процесса управления
снабжением на ООО «Сервисстрой»
18

Источник: ppt-online.org

Порядок закупок товаров для объектов строительства

11.1 Закупки товаров – оборудование, инвентарь, материал, изделие, конструкция и другие материальные вещи, приобретаемые для строительства, осуществляются в соответствии с [4], [14].

11.2 Основанием для начала комплектации объектов строительства является:

— наличие средств финансирования для приобретения товаров для объектов строительства;

— план инвестиций ОАО «Беларуськалий», составленный УКСом и утвержденный генеральным директором общества;

— согласованная с цехом-заявителем и утвержденная проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу (архитектурный и/или строительный проект): полный комплект документации в разрезе каждого объекта строительства, его очереди или пускового комплекса (с указанием в названии объекта вида строительства: реконструкция, модернизация, новое строительство или др.), в т.ч. заказные спецификации, подписанные к производству работ, технические задания (для типовых ТЗ – приложения к заявке) и др. документы в соответствии с [4], [14].

Читайте также:  Когда признать доход по строительству

Для объектов капитального строительства цехом-заявителем является цех, для которого строится объект.

11.3 Порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации по объектам строительства изложен в [15].

После подписания генеральным директором приказа об утверждении проектно-сметной документации, подписания ее в производство работ и при наличии объекта в плане инвестиций, УКС в течение 1 месяца:

— проставляет в заказных спецификациях по разделам проекта сроки комплектации объекта и согласовывает их с главными специалистами цеха-заявителя. При этом на титульном листе заказной спецификации проставляется собственноручная подпись специалиста УКСа, определившего сроки, расшифровка подписи, должность и дата внесения сведений, а выше углового штампа подпись, расшифровка подписи и дата согласования специалиста цеха-заявителя;

— определяет организацию (подрядчика либо заказчика), производящую закупку оборудования (материалов) на основании Перечня материалов и оборудования, подлежащих комплектации силами подрядных организаций, выполняющих работы на объектах капитального строительства ОАО «Беларуськалий», утвержденного генеральным директором.

Данную информацию УКС указывает в заказных спецификациях, которые направляет подрядчику и в УМТО для организации закупок.

Мебель, инструмент, инвентарь, предназначенный в качестве первоначального комплекта для вводимых в действие объектов и предусмотренные проектно-сметной документацией на строительство, а также оборудование, не требующее монтажа, цехом-заявителем включаются в планы закупок по текущей деятельности, соответствующие году ввода объекта в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев до ввода объекта в эксплуатацию.

11.3.1 Не позднее, чем за 6 месяцев до необходимого срока поставки оборудования и материалов УКС передает в УМТО полный комплект документации (в т. ч. заказные спецификации, подписанные в производство работ, технические задания (для типовых ТЗ – приложения к заявке), другие документы в соответствии с [4], [14] и следующую информацию:

— полное наименование и юридический адрес организации-проектировщика;

— стоимость строительства объекта;

— номер и дату утверждения проектно-сметной документации;

— информацию о прохождении проектно-сметной документацией экспертизы;

— номер и дату договора строительного подряда.

11.4 После поступления комплекта документации в соответствии с п. 11.3.1 УМТО формирует ведомости на закупку оборудования и материалов на каждый объект строительства (либо очередь объекта) со сроками поставки, учитывающими время проведения процедуры закупки и изготовления товаров. Ведомость подписывают заместитель генерального директора по капитальному строительству – начальник УКСа, заместитель генерального директора по МТО – начальник УМТО, и утверждает генеральный директор.

Форма ведомости комплектации объекта капитального строительства приведена в приложении Л.

Утвержденные ведомости со сроками поставки оборудования передаются в УКС, на бумажном носителе с учетом требований [9]. Утвержденные ведомости должны быть переданы в течение 1 месяца с даты получения УМТО полного комплекта документации. Оригинал ведомости хранится в бюро комплектации объектов капитального строительства УМТО.

11.5В случае внесения изменений в установленном порядке в проектную документацию и заказные спецификации, УКС направляет в УМТО протокол технического совещания, касающегося внесения изменений и измененную документацию с указанием необходимых сроков поставки. Внесение изменений (дополнений) за 3 месяца до ввода объекта в эксплуатацию не допускается. Внесение изменений (дополнений) в проект, связанных с закупкой оборудования, не допускается за 7 месяцев до ввода объекта в эксплуатацию.

Порядок рассмотрения, согласования и передачи измененной документации аналогичен порядку рассмотрения, согласования и передачи проектно-сметной документации.

По мере поступления изменений и дополнений в проектную документацию УМТО оформляет Дополнительную ведомость, которая подписывается и утверждается в порядке, изложенном в п. 11.4 настоящего СТО.

В случае внесения изменений в проектно-сметную документацию после заключения УМТО договора поставки, решение о закупке принимается генеральным директором, при этом инициатор внесения изменений (УКС, цех-заявитель или др.) обязан обеспечить использование приобретенных оборудования и материалов.

11.6Порядок разработки технических заданий и заключений аналогичен порядку, изложенному в разделах 8 и 9 настоящего стандарта.

11.7 При наличии опросных листов в составе проектов (кроме опросных листов на СА и СИ), согласованных главными специалистами общества, технические задания на закупку не разрабатываются, процесс закупки ведется на основании данных, заложенных в опросных листах.

11.8Для своевременной закупки сложно-технического оборудования, проектная организация совместно с техническими специалистами общества в соответствии с приложением Е по номенклатуре закупаемого оборудования, составляет перечень необходимого оборудования и готовит техническое задание. Технический специалист общества в соответствии с приложением Е по номенклатуре закупаемого оборудования готовит докладную записку на имя генерального директора с разрешением размещения заказа и передает ее в управление материально-технического обеспечения для организации процедуры закупки.

Призаключении договоров ответственный исполнитель включает в договор требование о предоставлении поставщиком технической документации, необходимой для проектирования, в предусмотренный договором срок, но не позднее 3-х месяцев с момента заключения договора либо момента начала исполнения договора.

Копии разделов договора, содержащие сроки предоставления поставщиком исходных данных для проектирования, сроки поставки оборудования ответственный исполнитель договора направляет в УКС в течение 1 недели с даты заключения договора.

11.9 Для контроля за сроками ввода объекта в эксплуатацию и поставки оборудования в состав комиссии по закупкам в обязательном порядке включается специалист УКСа, курирующий объект строительства (либо его очередь).

11.10При изменении сроков ввода объекта в эксплуатацию УКСдокладной запиской информирует об этом УМТО.

Источник: cyberpedia.su

Закупки в строительстве

Научные исследования как фактор развития контрактной системы в сфере закупок. Маркетинговый анализ строительной фирмы ООО «Экокомплекс-Строй». Оценка факторов конкурентоспособности компании и компаний главных конкурентов. Предложения по развитию закупок.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.02.2015
Размер файла 445,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Часть 1 Теоретическое обоснование научного обеспечения закупок в сфере строительства

1.1 Методические рекомендации. Научные исследования как фактор развития контрактной системы в сфере закупок

1.2 Методы исследования закупочной деятельности в сфере строительства (анализ, сравнение)

Часть 2 Маркетинговый анализ строительной фирмы ООО «Экокомплекс-Строй»

2.1 Экспериментальные исследования развития закупок в сфере строительства ООО «Экокомплекс-Строй»

2.2 Предложения по развитию закупок в сфере строительства

Введение

Претворение в жизнь закупок считается исходным звеном основной массы организаций, а от производительности их функционирования находятся в зависимости характеристики всей производственно-хозяйственной работы.

Основной задачей органов снабжения компании считается своевременное и подходящее обеспечение производства важными материальными ресурсами подходящей комплектности и свойства. Решая данную задачу, надо изучать и учитывать спрос и предложение на все употребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение расценок на них и на сервисы посреднических организаций, подбирать более экономичную форму товародвижения, улучшить запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские затраты.

В целом виде суть организации снабжения содержится в ритмичном и своевременном обеспечении производственного процесса нужными вещами производственно-технического назначения и продуктами для строительных работ. Нарушение сроков поставки на любом рубеже становится основанием нарушения сроков производства промежуточной либо окончательной подготовки строительства в последующих звеньях цепи.

При всем при этом нарушение требований к заказываемым и поставляемым материальным ресурсам по качеству, размерам и габаритам приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции. К тому же, значимая поставка производству ресурсов требуемого свойства, комплектности и перечня дозволяет уменьшить расходы труда на производство и издержки времени по вопросу простоем оборудования при неимении материальных ресурсов.

Следовательно, от высококачественного функционирования снабжения находится в зависимости качество исполняемых производственных функций или же услуг не совсем только в этом точном звене, да и во всех дальнейших шагах производства. Кроме остального, закупочная работа — 1 из главнейших основополагающих процесса управления запасами компании.

Значение ее тем более велико, что понижение расходов не более чем на 1 % приносит для фирмы примерно 12 % добавочной выгоды, что гораздо превосходит подобные показатели для иных частей бизнес-процесса. В этой связи в высшей степени важно улучшить закупочную деятельность, а именно, правильно определив объем заказа и момент его поступления.

Обычно на практике для решения данной задачи используют формулой Вильсона. Хотя одним из предположений, в которых она выведена (и быть может применена), считается подозрение о неизменности закупочных тарифов. Впрочем на практике неизменность закупочных тарифов встречается только в узком временном промежутке.

Из-за этого встает проблема планирования рационального графика поставок в условиях прогнозируемых перемен стоимость на закупаемые материально-технические ресурсы. В данном и содержится актуальность изучаемой темы. Объектом исследования является открытое акционерное общество по строительству. г. Москва.

Основным видом деятельности которого является строительство.

Предметом исследования является материально-техническое обеспечение и пути его совершенствования.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:

1) раскрыть теоретические основы закупочной деятельности строительного предприятия;

2) дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

3) оценить эффективность закупочной деятельности

4) выявить недостатки и проблемные места в процессе материально-технического обеспечения;

5) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса снабжения необходимыми строительными и ресурсами.

Часть 1 Теоретическое обоснование научного обеспечения закупок в сфере строительства

1.1 Методические рекомендации. Научные исследования как фактор развития контрактной системы в сфере закупок

Научные исследования закупок в строительной сфере регулируют отношения, направленные на обеспечение муниципальных и городских нужд в целях увеличения производительности, результативности осуществления закупок продуктов, дел, услуг, обеспечения гласности и прозрачности претворения в жизнь этих закупок, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений в сфере этих закупок, в части, затрагивающей:

1) планирования закупок продуктов, дел, услуг;

2) определения генпоставщиков (поставщиков, артистов);

3) решения гражданско-правового уговора, предметом которого считаются поставка продукта, исполнение работы, предложение услуги (таким как приобретение недвижимого имущества либо аренда имущества), от имени России, субъекта РФ или же городского образования, и еще бюджетным учреждением или другим юридическим лицом согласно с частями 1, 4 и 5 статьи 15 реального Федерального закона (затем — контракт);

4) отличительных черт выполнения договоров;

5) прогноза закупок продуктов, работ, услуг;

6) аудита в области закупок продуктов, дел, услуг;

7) контролирования за соблюдением законодательства РФ и других нормативных правовых актов о контрактной системе в области закупок продуктов, дел, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных дел (затем — контроль в области закупок).

Многогранная работа компании обретает свое выражение в системе экономических показателей. Строительное предприятие, в большинстве случаев, считается многоотраслевым, потому для оценки его работы важны искусственные характеристики, отражающие связь внутри отдельной отрасли и между секторами экономики. Эту задачу возможно решить лишь на базе стоимостных показателей. Признаки, позволяющие в общем охарактеризовать финансовый процесс, называют ключевыми финансовыми признаками. Они гарантируют количественную и высококачественную характеристику процесса производства.

Ключевые характеристики, определяющие деятельность предприятия за период 2010-2013 годы, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2010-2013 годы

Анализируя деятельность, следует отметить последующее. Размер произведенных строительных работ возрастает. В общем, за 5 лет работы организации он вырос больше, чем в 3 раза, что происходило из-за роста заявок на строительство.

Выручка от реализации продукции фирмы выросла в 3 раза, в соответствии с этим и единая себестоимость реализации продукции компании имеет тенденцию подъема. Главную долю в расходах на реализацию продукции составляют затраты на материалы, энергию, бензин.

Издержки на 1 рубль реализованной продукции компании увеличились на 25 коп. либо на 35,2%, что оценивается отрицательно в работе.

Отдача применения главных средств компании увеличилась, фондоотдача увеличилась больше, чем в 2,6 раза, на что воздействовали темпы подъема размеров реализации продукции компании.

Среднесписочное количество сотрудников за весь период анализа уменьшается на 24 чел. либо на 11,7%.

Экономическим эффектом работы компании считается прибыль, лишь в 2011году был замечен убыток.

Повышение удельного веса себестоимости в 2011 году привело к солидному снижению балансовой выгоды. Данные эффекты заявляют о понижении объемов строительных работ, снижение выгоды вызвано несвоевременными платежами со стороны клиентов. Присутствие балансового расходования своих средств в объеме 170 тыс.р. объясняется помимо прочего превышением затрат на создание и реализацию дел и услуг над совокупным объемом выручки от реализации продукции.

Размеры балансовой выгоды в 2013 году уменьшились в 2 раза сравнивая с 2012 годом.

Данные, приведенные в таблице 1, проявляют, что прибыли компании гораздо сократились. В 2013 году на 1 рубль сделанной продукции издержки составляют 96 копеек. У компании имеется довольно невысокая рентабельность вследствие превышающего подъема расходов над темпами роста спасения от реализации продукции.

1.2 Методы исследования закупочной деятельности в сфере строительства (анализ, сравнение)

Главными видами работы компании считаются: исполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных дел.

воплотит в жизнь последующие виды работы:

— исполнение строительных работ;

Читайте также:  Проект по строительству парка развлечений

— производство стройматериалов и продуктов;

— исполнение дел по благоустройству земель;

— воплощение функций генерального подрядчика;

— воплощение ремонтно-строительных дел с составлением смет и др.

По видам строительная продукция разделяется на:

— продукцию жилищного домостроения (долевое жилищное строительство),

— строительная продукция сельскохозяйственного назначения (возведение объектов агропромышленного комплекса),

Слабыми гранями строительной продукции считаются качество продукта и полномочия роста рынка, а еще в наименьшей степени — интенсивность конкурентной борьбы.

Признаками, описывающими производственную программу строительного предприятия, считаются: ввод в действие производственных мощностей и объектов возведения; соблюдение общепризнанных мерок длительности строительства; исполнение совокупного размера строительных работ; ритмичность работы; качество строительной продукции и так далее

Исполнение размера подрядных дел считается обобщающим признаком работы строительной организации. Общий размер строительных работ работает основой для определения необходимости в материальных ресурсах, фонде заработной платы и объеме используемых средств.

При анализе структуры продукции нужно было обеспечить сортировку продуктов по отраслевым сегментам, на подходящую и вовсе не надлежащую профилю этого компании. При анализе структуры реализованной продукции из подходящей профилю этого компании наиболее выделяют строительные работы. К не надлежащим профилю этого предприятия относится предложение автотранспортных и других услуг общественности. Для проведения этого анализа наполним таблицу 2.

Анализируя структуру реализованной продукции возможно заявить, что центральный удельный авторитет продукции подходящей профилю фирмы за анализируемый период составляет 92,89%. При таком варианте речь идет строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

И еще возможно отметить, что размер реализованной продукции и услуг возрастает с каждым годом, необыкновенно больший прирост возможно отметить в 2013 году, как скоро выручка от реализации повысилась на 34158 тысячи рублей относительно к предыдущему году, что имеет какую либо связь с увеличившимися заказами на предложения организации.

Таблица 2. Структура реализованной продукции

По достоверным сведениям таблицы возможно сделать вывод о падении размеров строительных работ в 2011 году. Сокращение размеров строительных работ привело к уменьшению прибыли компании и связано для начала с уменьшением заказов на исполняемые предприятием строительно-монтажные работы. В случае если сопоставить 2011 год с ему предыдущим, то заметно, что он был в высшей степени тяжелым для компании и охарактеризовался сокращением размера работ на 166,7 тысячи рублей Сокращение размеров работ привело к уменьшению выгоды фирмы и связано для начала с уменьшением заявок на исполняемые предприятием строительные работы.

Предприятие потускнело часть ниши на рынке, и сейчас прежде него стоит основная проблема — отвоевать ее у собственных конкурентов. В последние годы предприятие решительно заключала договоры на исполнение дел, что и нашло свое отражение на динамике их размера.

В отношении динамики удельного веса реализованной продукции подходящей профилю фирмы предопределенной направленности не наблюдается. Так, в 2012 году наблюдается повышение удельного веса на 6,19% относительно к предыдущему году; в 2013 году отмечается регресс на 3,62% относительно к предыдущему году.

Не подходящая профилю компании товарная продукция в среднем по удельному весу составляет 7,11%, то есть практически 10 часть всей реализованной продукции. Строительная организация имеет собственный автопарк, а еще подсобные производства: пилораму, столярный цех, растворобетонный узел, занимается лесозаготовкой.

Таблица 3. Динамика объема строительных работ

В общем за 5 лет размер выполняемых строительно-монтажных работ увеличился на 36622 тысячи рублей или же на 212,54%, при всем этом среднегодовой темп прироста составил — 42,5%.

В 2011 году замечено понижение размеров строительных работ на 1293,9 тысяч рублей или же на 7,6% в сравнении с 2009 годом.

В 2012 году смотрим подъем размера исполненных строительных работ на 6724,2 тысяч рублях либо на 42,24%. В 2013 году подъем размеров сделанных строительных работ возрос сравнивая с 2012 годом на 31209,7 тысяч рублей, либо на 137,83%.

Проведение анализа производственной программы представляет и еще анализ исполнения планов компании по выпуску продукции, ассортименту, номенклатуре и ее структуре. Но, это предприятие действует в в последнее время только лишь по заявкам на подрядной основе, что затрудняет процесс планирования. В следствие данных обстоятельств, на предприятии не проводится проектирование ключевого вида деятельности.

Основная миссия анализа трудовых ресурсов — обнаружить обоснованность намерения количеству работающих и установить отдача их применения. В главные задачи анализа применения трудовых ресурсов кроме того входит исследование количеству рабочей силы, ее состава и структуры, и еще определение объемов и динамики центральной заработной платы сотрудников компании. Исследование наступает с анализа обеспеченности строительной организации рабочей силой как в разрезе групп персонала, но и по категориям (табл. 4).

Таблица 4. Динамика численности и структуры персонала

Из данных таблицы видно, что на предприятии сформировалась отрицательная тенденция к понижению количества персонала, в общем за период количество сотрудников строительного предприятия сократилась на 24 чел. либо на 11,65%.

В 2011 году среднесписочное количество сотрудников понизилась на 18,4% или же 38 человек в сравнении с 2009 г., это случилось за счет уменьшения рабочих на 25 человека при одновременном сокращении штата служащих на 13 человек.

Сокращение трудящихся — это вынужденная мера в связи со снижением размеров дел вследствие неплатежеспособности клиентов.

В 2013 году среднесписочное количество работающих в ООО «Экокомплекс-Строй» оформляет 182 чел. Центральный возраст персонала фирмы сочиняет 46,8 лет. Невысокая заработная оплата и ее несвоевременная выдача обуславливают текучесть обученных кадров.

Структура тружеников не претерпевает некоторых важных изменений, но доля служащих в совместной численности сотрудников компании снизилась с 19% в 2009 году до 14% в 2013 году. Эта направленность оценивается позитивно в работе компании, т.к. подъем управленческого персонала не гарантирует полностью эффективность работы организации. Примерно на 1-го управленческого сотрудника приходится 6 трудящихся.

В строительстве производительность труда ориентируется расходами рабочего времени на исполнение единицы объема строительных работ, то есть трудозатратностью, а еще выработкой в сметной стоимости на 1-го работающего в единицу времени. Рассмотрим изменение производительности труда сотрудников ООО «Экокомплекс-Строй» за 2009-2013 гг. (табл. 5).

Источник: knowledge.allbest.ru

Организация закупок АУ в рамках Федерального закона № 223 ФЗ

С 1 января 2014 года под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223 ФЗ) подпали все автономные учреждения, созданные как на базе федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, так и на базе муниципальной собственности. Какие закупки АУ регулируются указанным законом? Какие способы закупок могут быть предусмотрены в положении о закупках учреждения? Какие закупки осуществляются в электронной и неэлектронной форме?

Федеральным законом № 223‑ФЗ АУ обязаны руководствоваться при организации всех закупочных процедур, составляющих их хозяйственную деятельность, независимо от того:

  1. расходуются ли собственные денежные средства заказчика либо средства, полученные им в качестве возмещения понесенных расходов, за исключением случаев, когда заказчик является получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (разд. 4 Письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12 (далее – Письмо № ИА/44025/12));
  2. проводится ли закупка для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в рамках ведения коммерческой (внебюджетной) деятельности ( Письмо Минэкономразвития РФ от 19.12.2011 № Д );
  3. закупаются ли товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению ( Письмо Мин­экономразвития РФ от 02.09.2011 №Д28-317 ).

То есть требования Федерального закона № 223‑ФЗ необходимо выполнять в отношении закупок за счет любых источников финансирования и при обеспечении любых нужд АУ, для которых приобретаются товары, работы, услуги.

Исключения из этого правила установлены п. 4 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ. В частности, закон не регулирует отношения, связанные:

  • с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • с осуществлением заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44‑ФЗ);
  • с закупкой в области военно-технического сотрудничества.

К автономным учреждениям имеет прямое отношение второй перечисленный пункт. В силу п. 4, 6 ст. 15 Федерального закона № 44‑ФЗ автономные учреждения должны руководствоваться названным законом при предоставлении им средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, а также при передаче органом власти полномочий государственного или муниципального заказчика. В связи с этим Минфин в Письме от 21.03.2014 № 02‑02‑09/12591 уточнил:

  1. при закупках за счет субсидий на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 44‑ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Федерального закона № 44‑ФЗ;
  2. при закупках за счет других субсидий (на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иные цели) на АУ распространяются положения Федерального закона № 223‑ФЗ.

Отметим, что при неисполнении норм Федерального закона № 223‑ФЗ (неразмещении в единой информационной системе утвержденного в установленном порядке положения о закупке) заказчики также обязаны следовать требованиям Федерального закона № 44‑ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Делать это придется до дня размещения утвержденного положения о закупке (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Аналогичная норма распространяется на те автономные учреждения, которые созданы после вступления в силу данного закона. Им нужно утвердить и опубликовать положение о закупке в течение трех месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ. В противном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44‑ФЗ (п. 5 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Способы закупки

Федеральный закон № 223‑ФЗ и подзаконные нормативные акты не определяют конкретных способов закупки, которые вправе использовать заказчики. В пункте 3 ст. 3 говорится лишь о том, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы.

То есть заказчики (в том числе автономные учреждения) должны самостоятельно выбрать закупочные процедуры, а также прописать порядок их применения. Если какой-либо способ не урегулирован в положении о закупке, в отношении таких закупок указанный документ считается неразмещенным (разд. 5 Письма № ИА/44025/12). Следовательно, осуществлять неурегулированные закупки автономное учреждение обязано с применением норм Федерального закона № 44‑ФЗ.

Отметим, что подобные случаи уже становились предметом рассмотрения антимонопольных органов. В качестве примера приведем Решение Удмуртского УФАС от 18.11.2013 № ТГ05-03/2013-205Ж. Изучая обстоятельства дела, антимонопольный орган выяснил, что заказчик (автономное учреждение) предусмотрел в положении о закупке в том числе запрос предложений в электронной и неэлектронной форме.

В извещении о закупке автономное учреждение прописало в качестве способа закупки запрос предложений в неэлектронной форме, а в документации и протоколе рассмотрения заявок указало запрос предложений. Однако, по мнению антимонопольного органа, последний названный способ не был урегулирован в положении о закупке. То есть заказчик нарушил нормы Федерального закона № 223‑ФЗ, проведя спорную закупку в отсутствие утвержденного и размещенного положения о закупке и без применения положений на тот момент действовавшего Федерального закона от 21.07.2005 № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Упоминаний о конкретных способах закупки в Федеральном законе № 223‑ФЗ встречается мало: закон содержит ссылки на такие процедуры, как конкурс и аукцион (п. 2, 3 ст. 3, п. 8, 9 ст. 4), а также на закупку у единственного поставщика (п. 19 ст.

4). Другие же способы (например, запрос котировок, запрос предложений) не названы и не регламентированы.

Однако в будущем предполагается установить закрытый перечень способов закупки и частично регламентировать применение этих процедур. Соответствующие нормы включены в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленный Минэкономразвития. Согласно планируемым поправкам в перечень войдут четыре конкурентных способа (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и один неконкурентный (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Рассмотрим подробно указанные процедуры.

Конкурс и аукцион. Конкурс и аукцион относятся к торговым способам закупки. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке. А победителем аукциона становится лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или (если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор) наиболее высокую его цену.

Читайте также:  Договор на участие инвестировании строительства

Другие требования, установленные Федеральным законом № 223‑ФЗ в отношении двух рассматриваемых способов, касаются обеспечения информационной открытости этих процедур. Так, п. 2 ст. 3 гласит: извещение о проведении конкурса или аукциона публикуется не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие.

В свою очередь, изменения, вносимые в извещение и другую документацию о закупке, размещаются в единой информационной системе в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. Причем, если закупка осуществляется путем проведения торгов и заказчик внес изменения позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие, срок их подачи должен быть продлен так, чтобы со дня публикации внесенных изменений до даты окончания подачи заявок данный срок составлял не менее 15 дней (п. 11 ст. 4).

Обратите внимание, что законопроект, подготовленный Мин­экономразвития, предлагает установить более короткие сроки размещения информации о предстоящей закупке. Согласно дополнительной ст. 3.1 Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции законопроекта) извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию необходимо будет публиковать не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, а извещение о проведении аукциона и аукционную документацию – не менее чем за семь дней.

Остальные особенности применения конкурса и аукциона (основания для использования того или иного способа, отдельные процедурные моменты) должны быть прописаны в положении о закупке. И здесь автономным учреждениям можно опереться на типовые положения о закупке, разработанные федеральными министерствами для подведомственных бюджетных учреждений (последние с 1 января 2014 года получили право проводить часть закупок в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ). Типовая форма такого документа для учреждений, подведомственных Минспорту, утверждена приказом данного ведомства от 24.02.2014.

В частности, в типовом положении о закупке указаны следующие условия использования рассматриваемых способов.

Стандартность закупаемой продукции

Предметом закупки не является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция

Предметом закупки является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция

Критерии оценки предложений

Первоочередное значение придается оценке квалификации и опыту поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо иным условиям поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Единственным критерием оценки предложений участников является цена

Устанавливается нижний ценовой порог (например, от 1 млн руб.)

Устанавливается нижний ценовой порог (например, от 1 млн руб.)

Запрос котировок. Как и при аукционе, при запросе котировок единственным критерием оценки является цена. Однако данная процедура не предполагает снижения начальной (максимальной) цены договора в процессе торгов: здесь оцениваются непосредственно заявки участников. Дополнительная ст. 3.1 Федерального закона № 223 ФЗ (в редакции упомянутого законопроекта) предлагает такое определение запроса котировок: конкурентный способ закупки, где победителем признается участник, заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы, услуги.

При установлении или уточнении в положении о закупке оснований для применения запроса котировок можно также ориентироваться на соответствующие пункты типовых положений, выпущенных федеральными министерствами. Так, условиями использования данного способа может быть наличие функционирующего рынка и сложившихся цен, а также непревышение верхнего ценового порога (например, до 1 млн руб.).

Обратите внимание, что срок размещения закупочной документации в отношении запроса котировок Федеральным законом № 223‑ФЗ не определен (особенности применения данного способа необходимо урегулировать в положении о закупке). Но в будущем ситуация может измениться. Упоминаемый законопроект в том числе содержит поправку о том, что извещение и документация о проведении запроса котировок должны размещаться в единой информационной системе не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие.

Запрос предложений (как и запрос котировок) в настоящее время регулируется исключительно положением о закупке, утвержденным автономным учреждением. Этот способ представляет собой конкурентную процедуру, целью которой является выбор участника закупки, предложившего наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными заказчиком требованиями к товару, работе, услуге.

В качестве условий использования запроса предложений в положении о закупке может быть указан ценовой диапазон, в котором заказчик вправе применять данный способ, либо верхний ценовой порог (например, до 1 млн руб.). Другим основанием, предложенным федеральными министерствами (см. типовые положения Мин­обрнауки и Минспорта), является сложность продукции, работ, услуг или условий поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые не допускают проведения запроса цен. При этом под сложной понимается продукция, при закупке которой:

  • заказчик не может однозначно описать требования к закупаемой продукции;
  • ожидаются предложения инновационных решений;
  • прогнозируются высоко вероятные или неприемлемо большие потери от неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого договора (например, многократно превосходящие цену закупаемых товаров, работ, услуг).

Однако в будущем в Федеральный закон № 223‑ФЗ предполагается не только внести определение понятия «запрос предложений», но и регламентировать основные моменты данной закупочной процедуры. Согласно дополнительной ст. 3.1 Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции законопроекта) рассматриваемый способ характеризуется следующим:

  1. участники подают заявки, содержащие первоначальные предложения об условиях исполнения договора, и после объявления заказчиком лучших условий, содержащихся в первоначальных заявках, вправе направить заказчику заявку с окончательным предложением об условиях исполнения договора;
  2. победителем является участник, окончательное предложение которого в соответствии с критериями, указанными в документации о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Кроме того, в названном законопроекте определен срок опубликования в единой информационной системе извещения, закупочной документации и проекта договора: не позднее чем за пять дней до даты проведения запроса предложений. При этом общие правила, разработанные для всех конкурентных способов и включенные в законопроект, предусматривают возможность увеличения данного срока. При внесении изменений в извещение, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации предлагается продлевать срок так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для того или иного способа.

Закупка у единственного источника. Под этим понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупке. Из этого следует, что порядок осуществления закупки данным способом, основания для его использования, а также верхний ценовой порог автономное учреждение должно самостоятельно определить в своем положении о закупке.

При определении оснований для применения такого способа за основу нередко берутся положения п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ. В частности, в перечень конкретных видов закупок, осуществляемых у единственного поставщика, входят:

  1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях»;
  2. закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;
  3. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
  4. закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование данных изданий;
  5. признание процедуры закупки несостоявшейся;
  6. закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием);
  7. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  8. другие.

Типовые положения, разработанные федеральными министерствами, содержат ряд других оснований для применения закупки у единственного источника. Автономным учреждениям следует обратить внимание, например, на такие условия:

  1. существует срочная потребность в продукции и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки по причине отсутствия времени нецелесообразно при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика;
  2. заказчик, ранее закупив продукцию у какого-либо поставщика (подрядчика, исполнителя), определяет, что у того же источника должны быть произведены дополнительные закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой.

Еще одним основанием для применения данного способа является стоимость закупки – ее верхний ценовой порог заказчики самостоятельно устанавливают в положении о закупке. И если данный порог превышает сумму в размере 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. – при годовой выручке более 5 млрд руб.), то автономным учреждениям необходимо учесть следующее обстоятельство.

Согласно п. 15 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ сведения о закупках стоимостью менее 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.) разрешается не размещать в единой информационной системе. Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 № АЦ/49682). В то же время закупки более высокой стоимостью, осуществляемые у единственного источника, раскрывать необходимо, а значит, извещение и документация о такой закупке должны быть опубликованы в единой информационной системе.

В свою очередь, законопроект, подготовленный Минэкономразвития, содержит норму, исключающую данное требование: планируется отменить обязанность заказчиков размещать в единой информационной системе извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (вне зависимости от стоимости данной закупки), поскольку это требование является формальным. Поправка может быть внесена в п. 5 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ.

Электронная и неэлектронная формы закупки

Определяя особенности проведения закупки тем или иным способом, автономное учреждение должно учесть, что часть таких закупок должна осуществляться в электронной форме. Соответствующий перечень товаров, работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (далее – Постановление № 616). Например, в перечень входят:

  • полиграфическая и печатная продукция;
  • канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
  • медицинская аппаратура;
  • автомобили, а также кузова, детали и принадлежности к ним;
  • канцелярские принадлежности;
  • природная вода и лед;
  • услуги по торговле, техобслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов;
  • услуги по техобслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования;
  • услуги по уборке зданий.

Таким образом, все товары, работы и услуги, перечисленные в Постановлении № 616, должны закупаться в электронной форме. При этом, как отмечается в разд. 6 Письма № ИА/44025/12, способ осуществления данной закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик должен самостоятельно определить в положении о закупке. Если же товар, работа или услуга не включены в утвержденный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку в электронной форме.

Отказаться от проведения электронной закупки заказчик вправе в трех случаях, поименованных в п. 2 Постановления № 616:

  1. информация о закупке в силу п. 15 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ не размещается в открытом доступе (сведения о закупке составляют государственную тайну, не подлежат опубликованию в соответствии с решением Правительства РФ либо стоимость закупки не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.);
  2. потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  3. закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика.

Обратите внимание, что рассматриваемая форма закупки предполагает обмен информацией между заказчиком и участниками исключительно в электронном виде. Несоблюдение этого требования является нарушением закупочного законодательства. Такой вывод сделал, например, ФАС МО в Постановлении от 27.01.2014 № Ф05-16506/2013. Арбитры установили, что заказчик при проведении электронной закупки на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий использовал электронную торговую площадку, однако установил к претендентам требование о представлении документов на бумажном носителе. Данное действие стало отступлением от избранной формы осуществления закупки.

Чтобы заказчики не совершали подобных ошибок, в Федеральном законе № 223‑ФЗ планируется прописать особенности проведения закупки в электронной форме. В дополнительной ст. 3.1 (в редакции названного законопроекта) сказано, что такая закупка проводится на электронной площадке на сайте в Интернете в порядке, установленном положением о закупке заказчика. При этом заявки участников, документы и информация, размещаемые заказчиком на электронной площадке, должны быть подписаны электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника либо заказчика.

Г. Зайцева
эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта:бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: www.audar-urist.ru

Рейтинг
Загрузка ...