Проектирование организации представляет собой процесс создания новой организации, в том числе совершенствование существующих организаций, которое невозможно осуществить без предварительной подготовки проекта. Проектирование организации необходимо для создания прототипа (прообраза) создаваемой организации (ее изменений).
В общем виде проектирование организации включает в себя систему разработки организационных элементов, включая их связи и функциональные процессы. В целом понятие проектирование содержит прототип, прообраз возможного будущего состояния компании, предполагая структуру ее технических, экономических, социальных сторон и др.
Со статической позиции проектирование организации включает процесс разработки структурных элементов и их взаимосвязей в моделируемых системах. При их реализации система обладает устойчивостью, надежностью и экономичностью в процессе функционирования. С динамической позиции организационное проектирование характеризуется разработкой функциональных процессов систем, когда определяется характер их связей в системе и при контакте с внешней средой, а также прогнозы их развития.
Демо-тест «Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования (7 уровень)»
Объекты проектирования организации
Проектирование организации предполагает установление необходимых пропорций ее элементов, их размещения в пространстве и времени.
Среди объектов организационного проектирования можно выделить предприятие в целом и его отделы (структурные подразделения), а также процессы, происходящие на предприятии.
Процессы в свою очередь подразделяются:
- Административные, при которых происходит проектирование формальной структуры,
- Инжиниринговые (технологические) процессы, формирующие производственный процесс,
- Инновационные (проект нововведений),
- Функциональные процессы, включающие функциональные роли,
- Системные процессы, проектирующие системные связи и включающие синергетический (организационный) эффект.
Цели организационного проектирования:
Проектирование организации чаще всего направлено на достижение следующих целей: создать новую организацию, совершенствовать существующую организацию (проведение рационализации), радикально преобразовать существующую организацию (проведение реорганизации).
Таким образом, цель проектирования организации — создание новых предприятий, фирм, включая организационные структуры, механизмы и связи или реконструкция действующих организаций (поиск эффективного сочетания организационных элементов), а также установка наилучшего соответствия между ними.
С нуля проектирование организационных систем происходит осень редко, чаще всего проектирование организации имеет отношение к развитию, расширению, реструктуризацию, модернизацию, реконструкцию, диверсификацию, техническому и технологическому перевооружению действующих систем.
Задача проектирования организации
Центральная задача проектирования организации заключается в определении состава и требуемой численности подразделений (должностей), включая их функции, полномочия, связи между ними, формы и методы осуществления. Далее все это закрепляется в соответствующих нормативных документах.
Основы технологического проектирования часть 1
Нормативные документы, которые отражают итоги проектирования организации, могут быть следующие: положения о подразделениях предприятия, должностные инструкции, образцы кадровых документов, положение о планировании, система оплаты труда, положение о документообороте и др.
Проектирование организации взаимосвязано с понятием бизнес-процессов. Которые представляют собой связанные цепочки хозяйственных операций. Бизнес-процесс характеризуется системой последовательных, целенаправленных и регламентированных типов деятельности, в процессе которой через управляющее воздействие посредством ресурсов входы процессов трансформируются в выходы.
Примеры решения задач
1) Уменьшить масштаб управляемости и контроля,
2) Определить состав и требуемое количество подразделений организации.
3) Уменьшить время прохождения информации,
4) Осуществление разделения труда и специализация.
1) Методы и этапы проектирования организации осуществляются независимо друг от друга,
Источник: ru.solverbook.com
16. Организация проектирования в строительстве
Строительство любого здания или сооружения осуществляется по заранее разработанному документу – проекту. Проектирование – первая и очень важная стадия строительного производства. Проектом называют комплекс графических и текстовых материалов, содержащих решения по технологии и оборудованию будущего строительного объекта, архитектурно-планировочные и конструктивные решения, технико-экономические расчеты и обоснования, сметы и необходимые пояснения.
По признаку повторяемости в использовании различают следующие проекты: индивидуальные (например, Лахта-центр), повторно применяемые (например, Ледовый Дворец в Санкт-Петербурге, имеющий аналог в Финляндии) и типовые (жилые дома массовых серий).
Проектирование – это процесс взаимоувязанного комплекса работ коллектива специалистов, результатом которого является разработка проектной документации для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений и их комплексов.
учет конкретных условий строительства на основе изысканий;
комплексность проектирования (привлечение специалистов различных направлений к принятию решений на каждом этапе проектирования);
использование актуальной нормативной базы;
использование сертифицированных программ для расчета и конструирования элементов;
рациональная последовательность проектирования;
экономичность принятых решений, основанная на сочетании типовых разработок и индивидуальных решений.
Основным документом, регламентирующим правовые и финансовые отношения между заказчиком и разработчиком проектной документации, является договор. Договор можно заключать на выполнение комплекса проектных работ, отдельных стадий и разделов проекта. По договору расходы за разработку проектной документации несет заказчик, и в дальнейшем с ним проходит согласование проекта. Параллельно с этим решения, заложенные в проекте, согласовываются с органами, выдавшими технические условия для проектирования.
Договор включает задание на проектирование, в котором должны быть приведены как общие, так и специфические требования на разработку проектной документации для различных объектов. Вместе с заданием на проектирование заказчик должен представить исходные документы и материалы, включающие:
обоснование инвестиций для строительства объекта; решение местного органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта;
сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о сооружении объекта;
технические условия на присоединение объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;
материалы, характеризующие социально-экономическую обстановку, природную среду, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства и другие материалы, которые могут потребоваться в процессе производства обследований или изысканий.
Проектные решения должны отвечать государственным нормам, правилам и стандартам. Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации – обязательное условие для получения разрешения на строительство.
Ответственным за разработку проектной документации является ГИП (главный инженер проекта), который составляет график проектирования, увязывает и координирует по специализированным группам выполнение частей проекта и после его оформления в соответствии с действующими положениями и прохождения экспертизы, передает проектную документацию заказчику.
В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, дополнительно к проектной разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов:
Раздел 1. Пояснительная записка, в которой приводятся общие исходные данные, основание для проектирования, характеристика объекта и условий строительства, описание процессов, связанных с эксплуатацией объекта и т.д.
Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка, в которой содержатся данные о характеристиках земельного участка, описание решений по инженерной подготовке и благоустройству территории.
Раздел 3. Архитектурные решения (обоснование и краткое описание принятых основных объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, описание решений по наружной и внутренней отделке, описание мероприятий, обеспечивающих защиту от шума, вибрации и т.д.).
Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения (описание и обоснование конструктивных и технических решений, обеспечивающих необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость объекта; описание конструкций полов, стен, кровли и т.д.).
Раздел 6. Проект организации строительства (рассмотрен в главе 5);
Раздел 7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта) (рассмотрен в главе 5).
Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды, содержащий результаты оценки воздействия объекта на окружающую среду и перечень мероприятий по их снижению в случае негативного воздействия.
Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, описание систем пожарной безопасности, мероприятий по ликвидации пожара и обеспечению безопасности людей при возникновении пожара.
Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, их безопасное перемещение и эвакуация в случае стихийного бедствия или пожара.
Раздел 11. Смета на строительство объектов капитального строительства.
Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, разработка специальных технических условий для проектирования уникальных зданий и сооружений).
Разделы 5, 6, 9 и 11 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Это связано с тем, что главное назначение проектной документации заключается в том, чтобы обеспечить надежность и безопасность зданий. Вопросы обоснованности затрат и эффективности расходования средств обязательны только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств. В остальных случаях эти разделы не являются предметом государственной экспертизы проектной документации.
Источник: studfile.net
Организация проектирования в строительстве кратко
Глава 6. Экономика и организация строительного проектирования 125 [c.125]
Глава в. Экономика и организация строительного проектирования 141 [c.141]
Строительное проектирование оказывает значительное влияние на успешное выполнение планов строительства и повышение экономической эффективности капитальных вложений, поэтому партия и правительство проводят большую работу по улучшению проектно-сметного дела и укреплению проектных организаций. Этим вопросам был посвящен ряд специальных постановлений в Постановлении СНК. СССР от 26 февраля 1938 г. Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства были определены основные положения по организации строительного проектирования в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве была поставлена задача по разработке рациональных и экономичных проектов, широкому внедрению в строительство типо- [c.85]
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА [c.54]
Важные задачи капитального строительства определил в своих решениях XXV съезд Коммунистической партии страны. Главная из них — повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение дальнейшего роста и качественного совершенствования основных фондов, быстрейшего ввода в действие и освоения производственных мощностей во всех отраслях народного хозяйства за счет улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, сокращения продолжительности и стоимости строительства. [c.237]
При такой организации строительного производства своевременное снабжение и комплектация мелких и разбросанных по большой территории объектов материалами, конструкциями, строительными машинами и механизмами, технологическим оборудованием, обеспечение рабочими различных специальностей были весьма затруднены, что приводило к неоправданному перерасходу труда, материалов, простоям механизмов, увеличению сроков строительства, задержке ввода в эксплуатацию производственных мощностей. Кроме того, конструктивное и технологическое решение многих нефтепромысловых объектов предопределяло распространение на них санитарных, противопожарных и других норм и правил, обязательных для крупных промышленных объектов. Это потребовало проектирования для каждого небольшого, отдельно расположенного объекта систем производственного и противопожарного водоснабжения, канализации, вентиляции и т. п. [c.254]
Необходимо разработать отраслевые технико-экономические нормативы, обязательные при проектировании объектов строительства, составлении планов капиталовложений и планирования организации строительного производства. При этом должен быть определен состав технико-экономических обоснований, обязательных для различных стадий проектирования и планирования капитального строительства. [c.274]
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) является общегосударственным научно-техническим и нормативным органом по строительству и строительному проектированию. На него возложены разработка и утверждение планов комплексной механизации строительства, экспериментального и типового проектирования и научно-исследовательских работ в строительстве, а также экспертиза проектов, смет и внедрение типовых проектов. Госстрой СССР разрабатывает и устанавливает обязательные нормы, правила и инструкции в области строительства, сметные нормы, правила организации строительства и производства строительно-монтажных работ, нормы продолжительности строительства. [c.35]
В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы сказано Повысить производительность труда в строительстве на 29—32 процента 1. Для капитального строительства даны задания по повышению эффективности капитальных вложений, сокращению продолжительности и снижению стоимости строительства, по улучшению планирования, проектирования и организации строительного производства. [c.132]
Критерии оценки результатов торгов или конкурсов — определяемые конкурсной комиссией качественные или количественные показатели для выбора конкурсного предложения, наиболее полно отвечающего условиям конкурса или торгов. Основные критерии, учитываемые комиссией при оценке предложений претендентов а) снижение цены заказчика, ее составляющих относительно показателей, установленных в конкурсной документации б) величина понижающего коэффициента к ценам, действующим в течение выполнения заказа в) сокращение сроков выполнения заказа относительно установленных г) более выгодные для инвестора условия и порядок платежей за выполнение заказа д) технические параметры, характеризующие энергосбережение, экономное расходование материалов, организацию строительного производства, чистоту и порядок на строительной площадке е) отдельные экономические характеристики ж) показатели качества з) безопасность производства работ и) охрана окружающей среды к) комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве, эксплуатации объекта л) условия финансирования и кредитования строительства м) влияние на развитие приле- [c.203]
Вместе с тем па современном этане развития строительства и его материально-технической базы в результате происшедших изменений в технике, технологии и организации строительного производства и благодаря широкому развитию типового проектирования создались необходимые предпосылки для перехода к государственному регулированию цен в строительстве на принципиально иной основе не только посредством нормирования затрат на -выполнение отдельных видов и разновидностей конструкций и работ, но и путем установления общеобязательных сметных норм и цен на здания и сооружения в целом (прейскуранты на здания и сооружения, УСН на здания и сооружения), а также на части зданий и сооружений, их укрупненные конструктивные элементы и виды работ (УСН на конструктивные части зданий и виды работ). [c.20]
Решения XXV съезда КПСС предусматривают повышение эффективности капитальных вложений путем улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства, а также рост технического и экономического уровня проектных решений, качество разработки проектов и смет. [c.3]
СНиП) — свод общеобязательных норм и правил по строительству, — утверждены Госстроем СССР и введены с 1955 г. Ставят своей задачей повышение качества и снижение стоимости строительства путем применения более эффективных строительных материалов и конструкций, прогрессивных норм проектирования и сметных норм, рациональной организации строительных работ. Состоят из 4 частей. [c.397]
Факультет городского хозяйства и строительства. Количество студентов — 813 (485, 192, 136). Кафедры экономики и управления строительством экономики и управления городским хозяйством технологии и организации строительного производства иностранных языков теоретических основ проектирования. Количество преподавателей 69 чел. (6, 36, 18, 9). Специальности экономика и управление в бытовом и жилищно-коммунальном обслуживании, городском хозяйстве экономика и управление в строительстве. [c.340]
В целях совершенствования планирования и организации строительного производства установлен порядок, согласно которому разработка проектно-сметной документации в соответствии с генеральной схемой на строительство (при продолжительности строительства свыше двух лет) осуществляется не в целом на предприятие, а на его первую очередь, с тем чтобы к следующему этапу была готова необходимая документация на остальной объем работ. Причем в случае длительного срока проектирования стройки (при наличии генерального плана на ее строительство) разрешено в случае необходимости разрабатывать рабочие чертежи и сметы на первый, год работ до утверждения проекта. [c.357]
Различают нормативный и сверхнормативный объемы Н. с. Нормативный объем по отраслям и подотраслям народного хозяйства, а также по соответствующим предприятиям, комплексам и производствам определяется на основе норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений и нормативов задела в строительстве, утвержденных Госстроем СССР и Госпланом СССР. Нормативный объем Н. с. по народному хозяйству СССР принят в размере 72% годового объема капитальных вложений. Сверхнормативные объемы Н. с. возникают вследствие необоснованного планирования и плохой организации строительного производства, наличия диспропорций в развитии мощностей подрядных строительно-монтажных организаций и плановых объемах подрядных работ, недостатков з проектировании и материально-техническом обеспечении строящихся и реконструируемых предприятий. Наличие значительных объемов Н. с. по отраслям материального производства сдерживает темпы роста национального дохода страны и ведет к снижению эффективности общественного производства. [c.121]
Проектирование в СССР осуществляют государственные проектные организации. Они специализированы по отраслям народного хозяйства, характеру зданий и сооружений, отдельным видам строительно-монтажных работ и по территориальной принадлежности. Все организации, осуществляющие проектирование, делятся на два типа технологического и строительного проектирования. [c.254]
В десятой и одиннадцатой пятилетках основной задачей в области капитального строительства являлось повышение эффективности капитальных вложений, дальнейший рост и качественное совершенствование основных фондов, ускорение. ввода в действие и освоение новых производственных мощностей за счет улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, а также уменьшения стоимости строительства и его продолжительности. Только за годы десятой пятилетки общий объем капитальных вложений составил 634 млрд. руб., а за годы одиннадцатой пятилетки — 730 млрд. руб. В десятой пятилетке введено в действие 1200, а в одиннадцатой более 1300 крупных предприятий, оснащенных современной техникой, среди них такие индустриальные гиганты, как Армянская, Курская, Крымская атомные электростанции, Волгодонской завод Атом-маш , Саяно-Шушенская ГЭС и др. [c.19]
В нашей стране общую техническую политику в проектировании капстроительства осуществляет Союзно-республиканский Государственный Комитет СССР (Госстрой СССР). В его состав входят следующие два отдела типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ сметных норм и ценообразования в строительстве. Кроме этих отделов, в состав Госстроя СССР входят Главное управление по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений (Главпром-стройпроект) и Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре (Госгражданстрой). [c.189]
Разработка и осуществление единой технической политики в отрасли строительства осуществляется союзно-республиканским Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (Госстроем СССР), а в подотраслях на ее основе — строительными министерствами. Техническая политика прово- дится через утверждаемые Госстроем СССР обязательные общегосударственные нормативы на проектирование различных объектов и производство строительно-монтажных работ, через сметные нормы и технические правила, инструкции и другие нормативные материалы, через согласование или утверждение разработанных министерствами и ведомствами инструкций, указаний, нормативов, организацию типового проектирования зданий, сооружений и конструкций и т. д. [c.10]
Одной из современных концепций, которая выходит за рамки традиционного понимания проекта, является девелопмент. Он подразумевает значительное расширение рамок применения проектного управления, так как не сводится только к созданию объекта недвижимости с позиций ли генподрядчика, заказчика-застройщика или инвестора. Роль девелопера — особая на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта, она отличается от роли других участников. Девелопер чаще всего не генподрядчик, может и не быть инвестором, а его функции при проектировании и строительстве здания полностью не сводимы к функциям заказчика-застройщика. Наиболее обще отличие девелопмента от других форм организации строительной деятельности заключается в [c.92]
Сметные нормы расхода материально-технических ресурсов (норны IV части СНиП) содержат показатели, отражающие современный уровень проектирования, технологии и организации строительного производства по стране в целом. Показатели сметных норм, исчисленные в натуральных измерителях (а именно эти показатели определяют в большинстве случаев величину сметных норм), установлены едиными, и никаких корректив, отражающих территориальные особенности строительства, в них не вносится1. [c.26]
АВТОРСКИЙ НАДЗОР (в строительстве) — контроль за соответствием строительно-монтажных работ утвержденным проектам и сметам входит в функции организаций, ведущих проектирование строительства. Имеет целью улучшение качества и снижение стоимости строительства, а также повышение ответственности проектных организаций. А. н. ведется за строительством жилых, коммунальных, культурно-бытовых и пр. гражданских зданий и городских сооружений при сметной стоимости строительства свыше 500 тыс. руб., а по решению органа, утверждающего проектное задание или технический проект, — также и за строительством др. зданий и сооружений, имеющих большое архитектурное значение или особую строительную сложность. Лица, на к-рых возлагается А. н., следят за соблюде- [c.15]
Источник: economy-ru.info
Общие принципы организации проектирования
На сегодняшний день общее понятие проектирование подразумевает под собой исследование проектно-сметной документации, без которой невозможно обойтись в проведении строительства. Это является немаловажным этапом инвестиционного цикла, что в свою очередь тщательно определяет качество будущих строительных работ.
Общие принципы организации проектирования в основном распределяются на проектирование необходимых объектов в определенной области строительных работ, таких как, гидротехнических, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, мелиоративных и других. Единственным отличием среди организаций таких областей является кадровый состав и необходимая специализация отделов, так как организационная структура имеет совсем малое значение для различной области направления.
Перед тем как приступить к выполнению проектных работ, заказчик заключает соглашение с проектировщиком, после чего ставит ему техническую задачу по проектированию, прилагая к ней необходимую документацию, которая была разработана на предпроектном этапе. В исследовании технической задачи принимает участие главный проектировщик, его основная задача полагается в том, чтобы уточнить и конкретизировать задание.
Работу по проектированию разбивают на две стадии, такие как:
- одностадийное проектирование
- двухстадийное проектирование
Основной задачей одностадийного проектирования является тщательная подготовка проектной документации и внесение всех общих решений и вопросов.
На основе одностадийного проектирования складывается документация под названием «Рабочий проект», она также должна пройти несколько этапов по подготовке, таких как, подвергнутся государственному исследованию и получить утверждение, но при этом утверждается не вся документация, а только ее главная часть.
Двухстадийное проектирование заключается в том, что положенная документация для строительных работ создается поэтапно. Первый этап включает в себя принятие решений по общим вопросам, поставить им оценку, откорректировать, после чего одобряется и в конечном итоге составляется необходимая документация для выполнения строительных работ.
Также двухстадийное проектирование, и его основная работа делится на две стадии, такие как:
- «Проект».
- «Рабочая документация».
На первой стадии оговариваются главные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, решения по сетям и техническому оборудованию, а также что касается права выбора вида сооружения, его размещения, метода строительных работ и прочего другого. Для индустриальных организаций выбираются специальные схемы инженерных процессов, оговариваются необходимые вопросы охраны трудовой деятельности и управления. Также оговариваются задачи о подготовке к выполнению строительных работ и проводятся составленные сметные расчеты.
После того как «Проект» утвердили, необходимо провести следующую стадию — «Рабочая документация». Она включает в себя все детали принятых решений, уточняет их, после чего составляет рабочие схемы, ограниченные сметы и прочее другое, необходимое для проведения строительных работ.
«Рабочая документация» в целом состоит из различных схем и текстовых материалов, которые эксплуатируются для выполнения строительных работ.
Общие принципы организации проектирования подразумевают под собой индивидуальный проект массового использования, который является главным видом проектной документации. Его основная задача состоит в том, чтобы не повторить принятые решения, а наоборот начать согласовывать свои решения конструктивных и архитектурных целей.
Технические исследования везде проводятся абсолютно одинаково, несмотря на небольшую разницу в характере работы проектов массового использования. Это не относится к тому что, задания, которые касаются расположения постройки на генплане, безопасности от вредоносных природных факторов, планировки основания, не влияют на то, каким образом создан проект.
Проектная документация в частности может быть значительно уменьшена. Для незначительных объектов индивидуальные области разрешается соединять или убирать совсем. Также для нескольких организаций необходимо создавать индивидуальную проектную документацию.
На протяжении нескольких лет, как правило, общие принципы организации проектирования для проектных работ должны быть наиболее выгодными, т. е. не позволять лишних затрат. Проектные работы являются не главной целью, а способом гарантии и предельной экономии строительно-монтажных работ, цена которых может в несколько раз быть завышена, чем цена проектной деятельности.
Следует помнить, что при организации любого проекта, необходимо учитывать общие принципы организации проектирования, требования и особенности, в которых создается коллектив. Каждое хозяйственное строение включает в себя кадровые, экономические, национальные и географические особенности.
Также необходимо обращать внимание на политическую и макроэкономическую ситуацию, в тот момент, когда происходит образование организации, что в свою очередь существенно влияет на создание различных объектов организации. Необходимо помнить, что особый подход применяется в проектировании различных объектов и на выгодных им условиях работы.
Источник: centerekspert.ru