Организация строительства в стесненных условиях

Предлагаем вашему вниманию практический пример использования программы СПДС Стройплощадка при разработке проекта, воплощение которого происходило в очень непростых условиях. Речь об устройстве подземного перехода под главной транспортной артерией Омска – проспектом Карла Маркса.

Сложность этих работ, намечавшихся в историческом центре города, вынуждала раз за разом откладывать их начало. Неблагоприятным был и информационный фон: СМИ писали о грядущем перекрытии проспекта и неизбежном транспортном коллапсе; сомневался мэр города, говоря, что связанная со строительством перекладка огромного количества коммуникаций – дело трудоемкое и затратное. Тем не менее, проекту суждено было состояться, за его реализацию взялась компания «ИдеалСтрой» из Санкт-Петербурга. Ее специалистам и предстояло найти выход из всех трудностей, сопутствовавших строительству: обеспечить безопасность в месте проведения работ – на пересечении улицы Чокана Валиханова и проспекта Карла Маркса; осуществить строительство без остановки движения по проспекту; переложить подземные коммуникации; разместить площадку на минимальной территории, жестко ограниченной объектами инфраструктуры и пешеходными зонами вокруг объекта. Для сокращения сроков и минимизации рисков при выполнении проектов ПОС и ППР было принято решение использовать программный продукт СПДС Стройплощадка, разрабатываемый компанией «Магма-Компьютер». Сегодня проекты реконструкции и строительства в стесненных условиях актуальны для многих городов России и стран СНГ – надеемся, что предложенный опыт будет им полезен…

Проект организации строительства и реконструкции в стесненных условиях в СПДС Стройплощадка

Каждый запроектированный объект реализуется на строительной площадке. И чем замысловатее здание или сооружение, тем сложнее организация пространства, где все должно появляться в нужное время, в нужном месте и в должном количестве. От этого зависит качество возводимого объекта и время, необходимое для строительства. Компания «Магма-Компьютер» предложила использовать программу СПДС Стройплощадка, позволяющую разрабатывать разделы ПОС (проекты организации строительства), ППР (проекты производства работ), ТК (технологические карты), ГНБ (горизонтально направленное бурение). Программа постоянно расширяет область своего применения и работает на любой из трех платформ: nanoCAD, AutoCAD, ZWCAD, что позволяет активно применять ее по всей России, в Казахстане, на Украине и в других странах.

СПДС Стройплощадка позволяет организовать строительные процессы для самых разных объектов: небольших сооружений; зданий, проектируемых в стесненных городских условиях; крупномасштабных объектов, рассчитанных на несколько этапов и очередей строительства. Такой инструмент, как Менеджер проектов, обеспечит сбор информации из нескольких dwg-файлов, объединит ее в четко выстроенной иерархии работ. Работы создаются пользователем или берутся из предоставленных баз ГЭСН и ЕНиР, им назначаются такие характеристики, как даты выполнения, объемы работ и единицы их измерения, трудозатраты. Различные вкладки Менеджера проектов оперируют единым списком работ, но содержат более подробную информацию о расценках, технике, строительных материалах.

Проект организации строительства и реконструкции в стесненных условиях в nanoCAD СПДС Стройплощадка

Используемая техника назначается на работы в Менеджере проектов (на вкладке, которая так и называется, – Техника), а затем размещается на чертежах. Впрочем, возможен и обратный порядок: отрисовывается стройгенплан, после чего назначается техника из проекта. Эта взаимосвязь дает ощутимые плюсы при необходимости заменить, например, один тягач другим. Команда Заменить позицию по всему проекту переназначит позицию на всех работах, а также заменит все графические отображения указанной техники на всех чертежах и во всех dwg-файлах, относящихся к данному проекту.

С каждой новой версией СПДС Стройплощадка все больше расширяет базу объектов. На сегодня она содержит следующие виды строительной техники:

  • грузоподъемная (башенные, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны);
  • землеройная;
  • отвальная;
  • трубоукладочная;
  • сваебойная;
  • техника для бурения;
  • бетоносмесительная;
  • бетононасосная;
  • автоподъемная;
  • автомобильная;
  • автогрейдеры;
  • катки;
  • асфальтоукладчики;
  • погрузчики;
  • установки ГНБ.

Если какого-то конкретного крана или подъемника все же не обнаружилось, этот пробел несложно восполнить. Так как СПДС Стройплощадка включает приложение СПДС, можно использовать инструмент Мастер объектов. Он дает пользователю возможность в любой момент самостоятельно пополнить существующую базу параметрических объектов. Кроме того, разработчик постоянно и бесплатно пополняет базу по заявкам пользователей (эти дополнения доступны на сайте spds.club).

Одной из важных функций программы стала вкладка Материалы в Менеджере проектов. Благодаря ей появилась возможность назначать на работу требуемые материалы. Материал можно выбрать из предоставляемой базы либо создать собственный. Он обладает всеми необходимыми параметрами, чтобы в дальнейшем проектировщик мог выполнить расчет площадей для складирования и отрисовать рекомендуемые схемы складирования грузов. Также эти материалы могут быть размещены на стройгенплане в виде объектов складирования, а их фактическая площадь будет учитываться Менеджером проектов.

Давайте обратимся к практике и на примере проекта подземного перехода в Омске рассмотрим создание стройгенплана и технологической карты на забивание шпунта. Напомним: строительство идет на одной из центральных улиц города с высокой плотностью застройки и существующих коммуникаций, без остановки движения автотранспорта.

Перечень работ был разбит на этапы и так называемые захватки, что в дальнейшем позволило создать календарный план и сформировать отчеты по конкретным этапам. Компания, выполняющая строительство перехода, решила, что для забивания шпунта «Ларсен-500» будет использоваться сваевдавливающая установка СВУ-1. Чтобы использовать эту технику в проекте, установку внесли в базу СПДС Стройплощадка как новый объект.

После того как сваевдавливающая установка и тягач были назначены на этап работ «Сооружение ограждения строительных котлованов», их разместили на плане котлована. В связи с ограниченностью пространства подкрановые пути СВУ-1 для каждой захватки устанавливаются по-новому, что и отображено в листах проекта. Откосы, ограждения, существующие и временные здания также нанесены с помощью объектов СПДС Стройплощадка.

Таблица условных обозначений, экспликации зданий и сооружений формируются автоматически. На основе информации из Менеджера проектов создаются календарный план производства работ, календарный график потребности в машинах и механизмах, а также прочие отчеты, что существенно экономит время проектировщика, которому больше не требуется рассчитывать все это вручную.

СПДС Стройплощадка ориентирована на проектирование с помощью параметрических объектов, строго следует российским нормативным документам, но при этом обладает возможностью гибко подстраиваться под требования стандартов предприятия и особые условия проектирования.

О компании «ИдеалСтрой»

ООО СК «ИдеалСтрой» работает на российском рынке с 2013 года. Специализация – комплексное благоустройство, строительство крупных, технически сложных объектов.

О компании «Магма-Компьютер»

Компания «Магма-Компьютер» представлена на отечественном рынке программного обеспечения с 1996 года. В ее состав включены отделы разработки, тестирования и технической поддержки программного обеспечения. ООО «Магма-Компьютер» разрабатывает САПР-решения в области машиностроения, промышленного и гражданского строительства, архитектурного проектирования, а также системы электронного документооборота, обработки сканированных чертежей, векторизации и гибридного редактирования. С момента основания компания ориентируется на создание собственных программ, которые в сочетании с программным обеспечением от мировых лидеров позволяют решать задачи в области САПР на самом высоком уровне и с учетом российских реалий.

Источник: sapr-journal.ru

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) ОБЪЕКТОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

«Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки» разработаны ОАО ПКТИпромстрой (к.т.н. С.Ю. Едличка, А.В. Колобов, к.т.н. В.В. Шахпаронов, Ю.А. Ярымов, к.т.н. А.И. Творогов) с участием ГУП НИИМосстрой (д.т.н.

Е.Д. Белоусов, к.э.н. В.В. Затван, к.т.н. Н.М. Пукемо), НИИОСП (д.т.н. В.А. Ильичев, к.т.н. Л.Г.

Мариупольский, Б.Ф. Кисин).

Правила содержат организационно-технологические требования, предъявляемые при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки.

Настоящие правила разработаны с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции и граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов.

Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки.

Правила следует также рассматривать как свод извлечений из правил производства строительных работ в г. Москве и действующих строительных норм и правил в части организации и технологии строительного производства.

Настоящие правила согласованы с Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Объединением административно-технических инспекций, компанией Главмосстрой, ОАО Мосинжстрой, МосжилНИИпроектом, ОАО Москапстрой.

1. Общие положения.

1.1. Настоящие организационно-технологические правила устанавливают общие требования к организации и технологии строительного производства, которые необходимо учитывать при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки, вне зависимости от их назначения и принадлежности, с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции.

1.2. Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, для организаций, осуществляющих оформление исходно-разрешительной документации, экспертизу проектов, авторский и технический надзор, археологический, экологический, административный контроль за производством строительно-монтажных работ, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки и участвующих в процессе подготовки градостроительных решений.

1.3. Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности работающих на строительном производстве и проживающего населения.

1.4. Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков (застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций при реализации градостроительных решений, в том числе в стесненных условиях существующей городской застройки осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом города Москвы, а также законами города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве», «О районной Управе в г. Москве».

1.5. Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом города Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве».

1.6. Органами власти и заказчиками разработки проектов строительства (реконструкции) организуются совместно с разработчиками градостроительных планов и проектов публикация основных положений этих документов (адрес объекта, назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они смогут ознакомиться с проектами и обеспечивается возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решением граждане, проживающие в г. Москве и достигшие 18-ти летнего возраста имеют право на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую.

1.7. Проведение проектно-изыскательских и строительных работ организациями и физическими лицами, не прошедшими лицензирования в «Мосстройлицензии» на право выполнения этих видов деятельности не допускается.

1.8. Организациями, участвующими в предпроектной подготовке, проектировании и строительстве (реконструкции), а также Мосгосэкспертизой и ИГАСН учитываются результаты геотехнической экспертизы, осуществляемой экспертно-консультативной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при Правительстве Москвы с учетом требований МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

1.9. Организации, ответственные за учет, соблюдение, надзор и контроль за реализацией правил:

— Заказчик (застройщик, инвестор);

— Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза);

— Экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Москвы;

— Московский земельный комитет (Москомзем);

— Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН);

— Объединение административно-технических инспекций правительства г. Москвы (ОАТИ);

— Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы (УГПОИП).

— Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода);

— Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы (ГЦЭН);

— Московский городской округ Госгортехнадзора России;

— Управление государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы;

— Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (УГПС);

— Московский центр лицензирования строительной деятельности (Мосстройлицензия);

— Архитектурно-планировочные управления административных округов (АПУ административных округов).

1.10. Правила разработаны на основании и с учетом действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил (приложение 1).

2. Подготовка предпроектной документации.

2.1. Особенности строительства (реконструкции) объектов, осуществляемого в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, разрабатываемой в соответствии с порядком, установленным распоряжением Мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей».

2.2. На этапе предпроектных проработок, указанные особенности учитываются:

— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации в случае размещения локальных объектов на территориях, предварительно требующих комплексного градостроительного решения;

— при предпроектной архитектурно-строительной проработке на стадии выбора архитектурно-планировочного решения (архитектурной концепции), для определения оптимального варианта размещения объекта, его объемно-пространственного решения, уточнения границ территории, взаимосвязи с окружающей застройкой (конкурсные проекты, размещение объектов в зонах особого регулирования застройки).

2.3. На этапе подготовки комплекта исполнительно-разрешительной документации особенности учитываются:

а) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) при предоставлении права строительства (реконструкции) и аренды земельного участка, в составе:

— согласованного городскими надзорными органами градостроительного заключения с эскизом;

— заключения по инженерному обеспечению объекта спредварительными условиями присоединения к городским инженерным сетям городских эксплуатационных организаций;

— заключения экологической экспертизы;

— заключения геотехнической экспертизы ТЭО строительства, программы инженерно-геологических изысканий и программы работ по техническому обследованию зданий и сооружений.

б) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) для предоставления права на использование территории под внутриквартальные инженерные объекты в составе:

— градостроительного заключения на установку сооружений, использование территории и внутриквартальные инженерные объекты с эскизом № 1 на установку сооружений.

в) в документации подготавливаемой подразделениями ГлавАПУ Москомархитектуры и института МосжилНИИпроект, по видам строительных работ, не требующих разработки распорядительных документов Правительства Москвы, в составе:

— заключения для представления на Межведомственную комиссию;

— разрешения Москомархитектуры на проектирование;

— разрешения на проведение работ по реконструкции (по отдельным помещениям и элементам фасада).

2.4. На этапе предпроектной проработки, выполняемой в процессе подготовки исполнительно-разрешительной документации при размещении объектов, предусматривающих дополнительную разработку или корректировку предпроектной документации или в зонах особого регулирования территории, особенности учитываются:

— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации;

Читайте также:  Этапы строительства частного дома с нуля постройки на участке

— при разработке предпроектной архитектурно-строительной документации.

3. Правила при проектировании.

3.1. Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки вне зависимости от их назначения и принадлежности, устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.

3.2. Проектная документация по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, техническому обследованию зданий и сооружений и программы по мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.

3.3. На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов и требования по безопасности работающих на строительстве (реконструкции), пешеходов, соседних зданий и сооружений, в которых находятся люди, установлены СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве».

3.4. При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых насыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуникаций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатываемых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и перечисляются меры по обеспечению их сохранности с указанием документов, которыми они регламентируются.

3.5. В стесненных условиях существующей городской застройки, а также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрытием, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца территории или дороги. При этом преимущество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекторах или в футлярах, проложенных способом продавливания) с обозначением границ производства работ световой сигнализацией и указателями.

3.6. При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проезде), независимо от их количества и ведомственной принадлежности разрабатывается комплексный проект, заказчиком которого выступает единый заказчик. Во избежание повторных разрытий проезжей части улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных сооружений за пределы красных линий, прокладка которых будет проводиться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами инженерных сетей.

Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возможностей и экономической целесообразности проектируются в специальных проходных коллекторах или совмещено в одной трассе.

Решения, связанные со строительством и реконструкцией объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополитена, согласовываются со службой тоннельных сооружений Московского метрополитена, а в зоне проектируемых и строящихся линий метро — с институтом «Метрогипротранс».

3.7. В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений предусматриваются мероприятия по инженерной защите площадки строительства и окружающих зданий и сооружений, согласованные с владельцами указанных объектов, базирующиеся на результатах инженерно-геологических изысканий, обследования зданий и сооружений, проектной документации по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям строящегося объекта и учитывающие результаты геотехнической экспертизы.

3.8. Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения, прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений состоит из нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга, которые разрабатываются с целью: наблюдений за деформациями подземного пространства; наблюдений за деформациями окружающих зданий и сооружений; геодезических наблюдений за тоннельными конструкциями (при необходимости); наблюдений за деформациями самого строящегося сооружения; наблюдений за состоянием окружающей среды; наблюдений за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую программу, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ информируются владельцы зданий.

3.9. При принятии решений по технологии и порядке выполнения работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных сооружений.

3.10. При применении свай,забиваемых либо вибропогружаемых в грунт, учитывается необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопустимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зданий и сооружений.

3.11. Организация движения транспортных средств, в т.ч. внутрипостроечных на строительной площадке и территории прилегающей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест производства работ, организация движения пешеходов определяются схемой движения средств транспорта в составе строительного генерального плана в соответствии с правилами и требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве», СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», которая согласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной администрацией.

3.12. Подъездные дороги проектируются с преимущественным использованием существующих автодорожных трасс и в необходимых случаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожного покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов.

3.13. Строительные площадки и участки производства строительно-монтажных работ огораживаются инвентарными ограждениями, расположение которых, функциональное назначение и технические требования к их устройству предусматриваются строительным генеральным планом.

В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигнальные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами.

Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами.

Технические условия по устройству инвентарных ограждений установлены ГОСТ 25407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ», порядок устройства ограждений в г. Москве определены распоряжением премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 года № 370-РП и положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП).

3.14. Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом:

— минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих; устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения;

— применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью;

— расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих;

— оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией, электроотоплением, телефонизацией и радио;

— обеспечения подъезда пожарных автомобилей;

— оформления необходимыми надписями и указателями.

3.15. В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, а также рекультивации земель, извлечению из грунта ликвидируемых подземных коммуникаций, сооружений и металлического шпунтового ограждения.

3.16. Емкость складских помещений и площадь площадок для складирования рассчитывается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре и упаковке. Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтируются с транспортных средств.

Не допускается складирование на строительной площадке длинномерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также материалов, отгружаемых навалом.

Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключительных случаях при соответствующем техническом обосновании и разработке проекта специального монтажного оборудования для укрупнительной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проектное положение при монтаже укрупненных конструкций

Места вывоза грунта, а также строительного мусора, отходов строительных и инженерных работ определяются в проекте в соответствии с действующим порядком в г. Москве.

3.17. При необходимости рекультивации земли, предотвращения или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разрабатываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, а также меры по предотвращению вредных выбросов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных желобов и мусоросборников и т.д.

3.18. Механизация строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) в стесненных условиях проектируется путем применения строительных машин, имеющих небольшие габариты, высокую маневренность, электрический привод, обладающих нормативным уровнем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соответствующими сертификатами.

Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более нормативных срока, а также если наработка составила более 20 тысяч моточасов, не допускается.

3.19. При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:

— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;

— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;

— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительно-монтажных работ.

Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей), при условии применения технических решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомление проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке.

3.20. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути, производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия.

3.21. Освещение строительной площадки, участков работ, рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проектируется в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок». Освещенность проектируется равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлении на работающих. Строительное производство в неосвещенных местах не допускается.

3.22. В соответствии с распоряжением Департамента строительства Правительства Москвы от 22.02.96 г. № 29 «Об использовании моек колес автомашин на строительных объектах в центральной части г. Москвы» проектируется установка моек для колес автомобилей на выезде со строительной площадки с отводом воды в ливневую канализацию.

3.23. Организация производства строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проектируется в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них.

3.24. В соответствии с решением Совета Комплекса перспективного развития города от 23.08.97 года № 10 «О соблюдении санитарно-гигиенических требований при ведении строительных работ в центре города и порядке уплотнения сложившейся застройки» для обеспечения нормальной жизни москвичей рекомендуется проектным организациям детально прорабатывать проекты организации строительства (ПОС). Учитывать в их составе разработку оптимальных транспортных схем, устройство моек и автономных очистных сооружений. Разработчикам ПОС рекомендуется применять грузоподъемное, транспортное и строительное оборудование, обладающее нормативным уровнем шума, выбросами отработанных газов и, кроме того, освидетельствованное соответствующими сертификатами Госгортехнадзора.

Источник: mooml.com

2.Формирование стройгенпланов при возведении зданий в стесненных условиях городской застройки.

При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов, соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов, но и окружающих их сооружений. К этим факторам относится:

— необходимость эксплуатации объектов, расположенных в непосредственной близости от пятна застройки;

— невозможность расположения на строительной площадке всего комплекса строительной инфраструктуры, предусмотренной технологией производства работ (бытовые и инженерные сооружения,

машины и механизмы);

— необходимость разработки технических и технологических мероприятий, направленных на защиту экологической среды объекта и существующей застройки.

Ограниченность площадей, выделенных под застройку, препятствует полноценному развёртыванию строительной площадки. Вместе с тем существует целый комплекс обязательных мероприятий, без которых строительство будет приостановлено контролирующими органами. К ним относятся противопожарные мероприятия и обеспечение охраны труда и техника безопасности ведения строительно-монтажных работ:

— наличие эвакуационных проездов по строительной площадке;

— подготовленные к использованию пожарные гидранты и средства экстренного тушения пожара;

— ограждение строительной площадки и опасных зон (котлована, монтажного стационарного крана, складов конструкций);

— навесы над пешеходными зонами, прилегающими к стройплощадке.

В случаях ограниченной площади участка застройки вне пределов строительной площадки могут располагаться: административно-бытовые помещения; столовые и санитарные помещения; арматурные, столярные и слесарные цеха и мастерские; открытые и закрытые склады. При организации стройгенплана целесообразно предусматривать для этих целей территории – реституты, по согласованию с их владельцами.

Для ограничения складских площадей можно организовывать монтаж строительных конструкций с колёс, применять максимально укрупнённые элементы, применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии. Иногда организуют промежуточные складские площадки в максимальной близости от строящегося объекта. В этом случае потребные материалы и изделия доставляются на объект по мере необходимости и размещают в зоне использования. Использование промежуточных складов накладывают на участников строительного производства (включая поставщиков и заказчиков) строгие требования по выполнению графиков производства работ и доставки технологического оборудования.

Административно-бытовые помещения, выносимые за пределы строительной площадки, могут располагаться в существующих зданиях или во вновь возводимых городках, максимально приближённых к стройплощадке. Используемые площади должны удовлетворять нормативным требованиям по минимальным санитарно-гигиеническим нормам на одного работающего. Доставка работающих на объект осуществляется службой заказчика.

Серьёзной проблемой в условиях плотной городской застройки является размещение непосредственно на площадке крупногабаритных строительных машин и кранов. Краны и бетононасосы должны находится на строительной площадке или в непосредственной близости от неё. Однако в непосредственной близости от них находятся ранее построенные здания и соружения, которые препятствуют перемещению стрелы крана или бетононасоса, или нет возможности проложить подкрановые пути. В этом случае используют легкомонтируемые краны стационарного типа (самоподъёмные) на сравнительно небольшой фундамент или (для бетонных работ) применяют бетоноукладочные комплексы, связанные с вертикальной подачей бетонной смеси внутри здания и последующее её распределение на ярусе манипуляторами различных типов. При технологическом проектировании нужно стремиться максимально использовать опыт строительства в аналогичных условиях и современную механизацию.

Источник: studfile.net

1 . Общие положения.

1.1 . Настоящие организационно-технологические правила устанавливают общие требования к организации и технологии строительного производства, которые необходимо учитывать при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки, вне зависимости от их назначения и принадлежности, с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции.

1.2 . Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, для организаций, осуществляющих оформление исходно-разрешительной документации, экспертизу проектов, авторский и технический надзор, археологический, экологический, административный контроль за производством строительно-монтажных работ, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки и участвующих в процессе подготовки градостроительных решений.

Читайте также:  Использование свч технологий при ремонте и строительстве дорог

1.3 . Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и приле гающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности работающих на строительном производстве и проживающего населения.

1.4 . Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков (застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций при реализации градостроительных решений, в том числе в стесненных условиях существующей городской застройки осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом города Москвы, а также законами города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве», «О районной Управе в г. Москве».

1.5 . Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом города Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве».

1.6 . Органами власти и заказчиками разработки проектов строительства (реконструкции) организуются совместно с разработчиками градостроительных планов и проектов публикация основных положений этих документов (адрес объекта, назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они смогут ознакомиться с проектами и обеспечивается возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решением граждане, проживающие в г. Москве и достигшие 18-ти летнего возраста имеют право на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую.

1.7 . Проведение проектно-изыскательских и строительных работ организациями и физическими лицами, не прошедшими лицензирования в «Мосстройлицензии» на право выполнения этих видов деятельности не допускается.

1.8 . Организациями, участвующими в предпроектной подготовке, проектировании и строительстве (реконструкции), а также Мосгосэкспертизой и ИГАСН учитываются результаты геотехнической экспертизы, осуществляемой экспертно-консультативной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при Правительстве Москвы с учетом требований МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

1.9 . Организации, ответственные за учет, соблюдение, надзор и контроль за реализацией правил:

— Заказчик (застройщик, инвестор);

— Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза);

— Экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Москвы;

— Московский земельный комитет (Москомзем);

— Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН);

— Объединение административно-технических инспекций правительства г. Москвы (ОАТИ);

— Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы (УГПОИП).

— Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода);

— Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы (ГЦЭН);

— Московский городской округ Госгортехнадзора России;

— Управление государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы;

— Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (УГПС);

— Московский центр лицензирования строительной деятельности (Мосстройлицензия);

— Архитектурно-планировочные управления административных округов (АПУ административных округов).

1.10 . Правила разработаны на основании и с учетом действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил (приложение 1 ).

2 . Подготовка предпроектной документации.

2.1 . Особенности строительства (реконструкции) объектов, осуществляемого в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, разрабатываемой в соответствии с порядком, установленным распоряжением Мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей».

2.2 . На этапе предпроектных проработок, указанные особенности учитываются:

— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации в случае размещения локальных объектов на территориях, предварительно требующих комплексного градостроительного решения;

— при предпроектной архитектурно-строительной проработке на стадии выбора архитектурно-планировочного решения (архитектурной концепции), для определения оптимального варианта размещения объекта, его объемно-пространственного решения, уточнения границ территории, взаимосвязи с окружающей застройкой (конкурсные проекты, размещение объектов в зонах особого регулирования застройки).

2.3 . На этапе подготовки комплекта исполнительно-разрешительной документации особенности учитываются:

а) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) при предоставлении права строительства (реконструкции) и аренды земельного участка, в составе:

— согласованного городскими надзорными органами градостроительного заключения с эскизом;

— заключения по инженерному обеспечению объекта с предварительными условиями присоединения к городским инженерным сетям городских эксплуатационных организаций;

— заключения экологической экспертизы;

— заключения геотехнической экспертизы ТЭО строительства, программы инженерно-геологических изысканий и программы работ по техническому обследованию зданий и сооружений.

б) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) для предоставления права на использование территории под внутриквартальные инженерные объекты в составе:

— градостроительного заключения на установку сооружений, использование территории и внутриквартальные инженерные объекты с эскизом № 1 на установку сооружений.

в) в документации подготавливаемой подразделениями ГлавАПУ Москомархитектуры и института МосжилНИИпроект, по видам строительных работ, не требующих разработки распорядительных документов Правительства Москвы, в составе:

— заключения для представления на Межведомственную комиссию;

— разрешения Москомархитектуры на проектирование;

— разрешения на проведение работ по реконструкции (по отдельным помещениям и элементам фасада).

2.4 . На этапе предпроектной проработки, выполняемой в процессе подготовки исполнительно-разрешительной документации при размещении объектов, предусматривающих дополнительную разработку или корректировку предпроектной документации или в зонах особого регулирования территории, особенности учитываются:

— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации;

— при разработке предпроектной архитектурно-строительной документации.

3 . Правила при проектировании.

3.1 . Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки вне зависимости от их назначения и принадлежности, устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.

3.2 . Проектная документация по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, техническому обследованию зданий и сооружений и программы по мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.

3.3 . На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов и требования по безопасности работающих на строительстве (реконструкции), пешеходов, соседних зданий и сооружений, в которых находятся люди, установлены СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве».

3.4 . При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых насыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуникаций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатываемых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и перечисляются меры по обеспечению их сохранности с указанием документов, которыми они регламентируются.

3.5 . В стесненных условиях существующей городской застройки, а также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрытием, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца территории или дороги. При этом преимущество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекторах или в футлярах, проложенных способом продавливания) с обозначением границ производства работ световой сигнализацией и указателями.

3.6 . При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проезде), независимо от их количества и ведомственной принадлежности разрабатывается комплексный проект, заказчиком которого выступает единый заказчик. Во избежание повторных разрытий проезжей части улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных сооружений за пределы красных линий, прокладка которых будет проводиться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами инженерных сетей.

Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возможностей и экономической целесообразности проектируются в специальных проходных коллекторах или совмещено в одной трассе.

Решения, связанные со строительством и реконструкцией объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополитена, согласовываются со службой тоннельных сооружений Московского метрополитена, а в зоне проектируемых и строящихся линий метро — с институтом «Метрогипротранс».

3.7 . В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений предусматриваются мероприятия по инженерной защите площадки строительства и окружающих зданий и сооружений, согласованные с владельцами указанных объектов, базирующиеся на результатах инженерно-геологических изысканий, обследования зданий и сооружений, проектной документации по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям строящегося объекта и учитывающие результаты геотехнической экспертизы.

3.8 . Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения, прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений состоит из нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга, которые разрабатываются с целью: наблюдений за деформациями подземного пространства; наблюдений за деформациями окружающих зданий и сооружений; геодезических наблюдений за тоннельными конструкциями (при необходимости); наблюдений за деформациями самого строящегося сооружения; наблюдений за состоянием окружающей среды; наблюдений за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую программу, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ информируются владельцы зданий.

3.9 . При принятии решений по технологии и порядке выполнения работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных сооружений.

3.10 . При применении свай, забиваемых либо вибропогружаемых в грунт, учитывается необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопустимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зданий и сооружений.

3.11 . Организация движения транспортных средств, в т.ч. внутрипостроечных на строительной площадке и территории прилегающей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест производства работ, организация движения пешеходов определяются схемой движения средств транспорта в составе строительного генерального плана в соответствии с правилами и требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве», СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», которая согласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной администрацией.

3.12 . Подъездные дороги проектируются с преимущественным использованием существующих автодорожных трасс и в необходимых случаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожного покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов.

3.13 . Строительные площадки и участки производства строительно-монтажных работ огораживаются инвентарными ограждениями, расположение которых, функциональное назначение и технические требования к их устройству предусматриваются строительным генеральным планом.

В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигнальные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами.

Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами.

Технические условия по устройству инвентарных ограждений установлены ГОСТ 25407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ», порядок устройства ограждений в г. Москве определены распоряжением премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 года № 370-РП и положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП).

3.14 . Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом:

— минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих; устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения;

— применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью;

— расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих;

— оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией, электроотоплением, телефонизацией и радио;

— обеспечения подъезда пожарных автомобилей;

— оформления необходимыми надписями и указателями.

3.15 . В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, а также рекультивации земель, извлечению из грунта ликвидируемых подземных коммуникаций, сооружений и металлического шпунтового ограждения.

3.16 . Емкость складских помещений и площадь площадок для складирования рассчитывается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре и упаковке. Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтируются с транспортных средств.

Не допускается складирование на строительной площадке длинномерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также материалов, отгружаемых навалом.

Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключительных случаях при соответствующем техническом обосновании и разработке проекта специального монтажного оборудования для укрупнительной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проектное положение при монтаже укрупненных конструкций

Места вывоза грунта, а также строительного мусора, отходов строительных и инженерных работ определяются в проекте в соответствии с действующим порядком в г. Москве.

3.17 . При необходимости рекультивации земли, предотвращения или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разрабатываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, а также меры по предотвращению вредных выбросов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных желобов и мусоросборников и т.д.

3.18 . Механизация строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) в стесненных условиях проектируется путем применения строительных машин, имеющих небольшие габариты, высокую маневренность, электрический привод, обладающих нормативным уровнем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соответствующими сертификатами.

Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более нормативных срока, а также если наработка составила более 20 тысяч моточасов, не допускается.

3.19 . При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:

— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;

— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;

— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительно-монтажных работ.

Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей), при условии применения технических решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомление проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке.

Читайте также:  Кто может послать уведомление о строительстве

3.20 . При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути, производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия.

3.21 . Освещение строительной площадки, участков работ, рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проектируется в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок». Освещенность проектируется равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлении на работающих. Строительное производство в неосвещенных местах не допускается.

3.22 . В соответствии с распоряжением Департамента строительства Правительства Москвы от 22.02.96 г. № 29 «Об использовании моек колес автомашин на строительных объектах в центральной части г. Москвы» проектируется установка моек для колес автомобилей на выезде со строительной площадки с отводом воды в ливневую канализацию.

3.23 . Организация производства строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проектируется в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них.

3.24 . В соответствии с решением Совета Комплекса перспективного развития города от 23.08.97 года № 10 «О соблюдении санитарно-гигиенических требований при ведении строительных работ в центре города и порядке уплотнения сложившейся застройки» для обеспечения нормальной жизни москвичей рекомендуется проектным организациям детально прорабатывать проекты организации строительства (ПОС). Учитывать в их составе разработку оптимальных транспортных схем, устройство моек и автономных очистных сооружений. Разработчикам ПОС рекомендуется применять грузоподъемное, транспортное и строительное оборудование, обладающее нормативным уровнем шума, выбросами отработанных газов и, кроме того, освидетельствованное соответствующими сертификатами Госгортехнадзора.

4 . Правила на стадии строительства.

4.1 . Здания и сооружения, строительство (реконструкция) которых осуществляется в стесненных условиях существующей городской застройки относятся к категории сложных объектов и возводятся в строгом соответствии с проектом производства работ (ППР). Строительный генеральный план для таких объектов составляется на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ — земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части зданий, кровельные или отделочные работы.

4.2 . Проекты производства работ на устройство оснований, фундаментов и подземных сооружений вместе с документацией по мониторингу деформаций подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.

4.3 . В соответствии с СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» в составе проектов производства работ на возведение уникальных объектов и объектов со сложными техническими решениями разрабатываются программы необходимых исследований, испытаний и режимных наблюдений, включая методы технического контроля, обеспечивающие надежное проведение строительных работ и последующую эксплуатацию сооружений.

4.4 . Производство работ в непосредственной близости от существующих зданий и сооружений осуществляется с учетом:

— специальных мероприятий по обеспечению сохранности существующих строений, базирующихся на результатах инженерных изысканий и обследования зданий и сооружений и учитывающих особенности инженерно-геологических условий площадки, а также состояние строительных конструкций строений;

— решений по усилению существующих зданий и сооружений, включая укрепление грунтов оснований;

— мероприятий по мониторингу строящихся и существующих строений и прилегающего к ним подземного пространства.

4.5 . Устройство оснований с применением забиваемых, либо вибропогружаемых в грунт свай производится с учетом необходимых пробных погружений свай и измерений колебаний конструкций, окружающих строительную площадку зданий и сооружений.

4.6 . Строительные, монтажные и специальные строительные работы выполняются в строгом соответствии с технологическими картами, в которых детально отражаются методы организации и производства работ, способы входного, операционного и приемочного контроля качества с использованием современных средств, а также решения по охране труда и технике безопасности.

4.7 . Подготовка площадки со сносом зданий и сооружений производится без устройства дополнительного складирования с вывозом строительного мусора в установленные места. Сжигание отходов на месте не допускается. Снос (перенос) зон отдыха, детских площадок, малых форм согласуется с органами местной администрации.

4.8 . Территории строительных площадок ограждаются инвентарными ограждениями с устройством защитных козырьков, перил и т.д. в соответствии с «Положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве» (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП).

На ограждениях строительных площадок размещается информация о строящемся объекте и его границах с краткой характеристикой и указанием организации, ведущей строительство (реконструкцию) и ответственного руководителя стройки.

Строительная площадка оборудуется освещением и указателями опасных участков и зон, пунктами очистки и мойки колес автотранспорта с отводом воды в ливневую канализацию, бункерами-накопителями для сбора строительного мусора или специальными площадками, а также туалетами. Устройство выгребных ям не допускается.

На строительном объекте осуществляется постоянный контроль содержания вредных веществ в воздухе, а также предельных величин вибрации и шума.

Выполнение работ в ночное время производится по разрешению префектуры административного округа или правительства г. Москвы и с согласия органа местного самоуправления.

4.9 . Котлованы и траншеи устраиваются преимущественно с вертикальными стенками с использованием креплений с учетом ограничения движения транспорта и пешеходов, обеспечения сохранения свойств грунтов оснований и сохранности находящихся в непосредственной близости зданий и сооружений.

Разрытия, не предусмотренные проектом, не допускаются. При необходимости дополнительных разрытий котлованов и траншей оформляется разрешение, а при производстве работ обеспечивается безопасный проезд спецавтотранспорта и движение пешеходов.

Грунт отвозится в отвал на площадки, определенные заказчиком.

4.10 . Траншеи, проходящие вдоль проезжей части или тротуара, сдаются под восстановление дорожного покрытия поэтапно, независимо от окончания работ на всем протяжении траншеи.

Восстановление дорожного покрытия и благоустройство прилегающей территории производится при наличии ограждения, оборудованных на проезжей части красными габаритными фонарями и дорожными предупредительными знаками.

4.11 . При установке кранов для выполнения строительно-монтажных работ на территории строительной площадки указываются границы рабочих и опасных зон, связанных с работой крана, при этом установка и эксплуатация башенных кранов проходит обязательное согласование в МГО Госгортехнадзора.

На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.

В случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги (тротуары) предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:

— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;

— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;

— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов.

4.12 . Привязка кранов осуществляется с учетом степени ограничения его движения (поворота стрелы, изменения вылета крюка, передвижения крана или грузовой тележки) посредством установки датчиков и концевых выключателей, либо путем визуального ограничения, основанного на оборудовании на местности хорошо видимых сигналов.

В случае необходимости совместной работы монтажного крана с другими строительными машинами и оборудованием, в том числе и с другими кранами, разрабатываются специальные мероприятия, обеспечивающие безопасные условия.

4.13 . Ответственные конструкции по мере их готовности принимаются в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или авторского надзора) с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций по установленной форме. Акты освидетельствования скрытых работ составляются на завершенный процесс.

4.14 . Прием и монтаж строительных конструкций, материалов в пакетах, изделий и деталей производится с транспортных средств со строгим соблюдением часового графика при осуществлении оперативно-диспетчерского управления ходом работ.

Для удаления строительного мусора со строящихся зданий и лесов применяются закрытые желоба, закрытые ящики или контейнеры.

4.15 . При производстве изоляционных работ запрещается варка и разогрев битумных мастик в котлах.

Битумная мастика доставляется на строительную площадку автобитумовозами и подается к рабочему месту по трубопроводу или в закрытой металлической таре.

4.16 . При производстве отделочных работ, связанных с устройством и оформлением фасадов зданий и сооружений, рабочая зона огораживается металлическим декоративно-сетчатым навесным ограждением.

4.17 . Геодезический контроль при производстве строительно-монтажных работ выполняется линейным инженерно-техническим персоналом с обязательным привлечением геодезических служб строительных организаций.

4.18 . При устройстве и эксплуатации сетей и установок временного электроснабжения на строительной площадке предусматривается выполнение контрольных операций (визуальный осмотр сетей, замеры сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке непрерывности цепей заземления и т.д.), проводимых с большой частотой по сравнению с регламентными нормами, установленными для постоянных сетей.

4.19 . Производство строительно-монтажных работ при отсутствии противопожарного водоснабжения, дорог, подъездов и связи не допускается. В зимнее время обеспечивается утепление пожарных гидрантов и емкостей, очистку дорог от снега и выполнение других дополнительных мер по усилению пожарной безопасности строек.

Приложение 1

Перечень действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства г. Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил.

— Закон об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства (постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. № 726);

— Распоряжение Президента РСФСР от 27.11.91 № 105-РП «Об образовании органов государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР»;

— Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве»;

— Закон г. Москвы от 24.01.96 г. № 1 «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города»;

— Закон г. Москвы от 11.01.95 г. № 1-4 «Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы»;

— Закон г. Москвы от 18.12.96 г. № 34 «О пожарной безопасности»;

— Закон г. Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-27 « О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»;

— Закон г. Москвы от 11.09.96 г. № 28-91 «О районной управе в г. Москве»;

— Распоряжение правительства Москвы от 04.05.95 г. № 441-РЗП «О мерах по предотвращению загрязнения дорог и территорий г. Москвы строительным транспортом»;

— Распоряжение премьера правительства Москвы от 09.09.97 г. № 992-РП «О мерах по предотвращению повреждений подземных инженерных коммуникаций»;

— Распоряжение мэра Москвы от 23.12.96 г. № 617/1-РМ «Об организации конкурсов по реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников»;

— Распоряжение правительства Москвы от 19.06.97 г. № 636-РЗП «О дальнейшем совершенствовании московской системы сертификации в строительстве»;

— Распоряжение премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г № 370-РП «Об утверждении положения о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве»;

— Распоряжение премьера правительства Москвы от 19 марта 1996 г. № 261-РП «О введении в действие московской системы сертификации в строительстве»;

— Распоряжение мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г. Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей»;

— Постановление правительства Москвы от 14.04.92 г. № 206 «О повышении роли объединения городских административно-технических инспекций в благоустройстве и содержании города»;

— Распоряжение мэра Москвы от 05.11.93 г. № 628-РМ «О московской государственной вневедомственной экспертизе»;

— Распоряжение мэра Москвы и государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 07.10.96 г. № 371/1-Рм-1-30/1967 «О внесении изменений и дополнений в положение о московском земельном комитете и усилению мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г. Москве»;

— Положение о государственном архитектурно-строительном надзоре РФ, утвержденное приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.12.91 г. № 4;

— Положение о центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, утвержденное первым заместителем министра здравоохранения РФ 03.04.97 г.

— Постановление правительства Москвы от 14.11.95 г. № 916 «О мерах по пресечению самовольного строительства в Москве и усилению контроля за качеством проектной документации»;

— Распоряжение мэра Москвы от 2 октября 1996 г. № 350/1-РМ «О мерах по недопущению изменений в процессе строительства архитектурных и проектных решений, согласованных Москомархитектурой и Мосгорэкспертизой»;

— Распоряжение мэра Москвы от 6 августа 1996 г. № 190/1-РМ «Об усилении контроля за выдачей разрешений на производство строительных работ по новому строительству и реконструкции»;

— Распоряжение мэра Москвы от 30 октября 1996 г. № 444/1-РМ «О мерах по усилению контроля за качеством архитектурных решений объектов на территории города»;

— Распоряжение мэра Москвы от 31.12.96 г. № 1031 «О дальнейшем упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории г. Москвы»;

— Постановление правительства Москвы от 18.02.97 г. № 105 «О дополнительных мерах по обеспечению защиты объектов строительства при проведении строительных и монтажных работ»;

— Постановление правительства Москвы от 26.12.95 г. № 1015 «Об уточнении порядка рассмотрения вопросов сохранения объектов историко-градостроительной среды в исторически сложившихся районах г. Москвы»;

— Постановление правительства Москвы от 29.12.92 г. № 1141 «О повышении качества массового строительства в г. Москве»;

— Постановление правительства г. Москвы от 05.01.93 г. № 5 «Об освоении земельных участков под жилищное строительство на территории ЦАО»;

— Распоряжение мэра г. Москвы от 06.04.93 г. № 213-РМ «О мониторинге земель в г. Москве»

— Постановление правительства Москвы от 13.04.93 г. № 341 «О мерах по реконструкции центральной части г. Москвы»;

— Постановление правительства Москвы от 16.12.97 г. № 896 «О мерах по усилению контроля за строительством и реконструкцией при производстве работ в стесненных условиях окружающей сложившейся застройки»;

— Распоряжение мэра г. Москвы от 02.07.93 г. № 400-РМ «Об уточнении порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в г. Москве»;

— СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства»,

— СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве»;

— СНиП 3.08.01-85 «Рельсовые пути башенных кранов»;

— СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»;

— СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»;

— СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;

— СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»;

— СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений»;

— СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

— СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;

— СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства: основные положения»;

— МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения»;

— Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93);

— Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Утверждены Госгортехнадзором России 30.12.92 г.)

— Правила организации производства земляных и строительных работ в г. Москве (утверждены постановлением правительства Москвы от 21 февраля 1995 года № 160);

Источник: www.tehlit.ru

Рейтинг
Загрузка ...