Организация водоотвода при дорожном строительстве

Содержание
Читайте также:  Как описать строительство дома

Отвод дождевого стока с улиц — один из наболевших вопросов у жителей многих городов. Прошел небольшой дождь, а до подъезда уже не дойти — на пути образовалась огромная лужа. Ситуация вам знакома, не так ли? Но как можно избавиться от нее?

Решение проблемы кроется в правильном обустройстве поверхностного дренажа на городских улицах. А что это такое и какие еще проблемы решает эта система — все вопросы мы обсудим в нашей статье. Расскажем об устройстве линейного и точечного водоотвода, приведем рекомендации по выбору подходящих материалов. Также коснемся вопроса проектирования, законодательного регулирования и монтажа системы.

Какие проблемы решает система дренажа?

Проблема удаления дождевой и талой воды, а также стоков от поливки и мойки улиц, довольно актуальна в условиях современного города. Для ее решения обустраивают систему поверхностного дренажа – совокупность лотков, пескоуловителей, дренажных колодцев и прочих элементов инженерного оборудования, собранных в единую систему водоотвода.

Бюджетное строительство проезда возле складских помещений и грамотный водоотвод

Преимущества поверхностного водоотвода

Дренажная система эффективно удаляет излишнюю влагу и воду от выпавших осадков, отправляя ее подальше от жилых домов, дорог, парков, скверов. Что позволяет снять гидравлическую нагрузку на дороги и фундаменты многоквартирных домов и коттеджей. И, как результат, в 2-3 раза продлить срок их службы.

Наглядно о проблемах, возникающих по причине неправильно обустроенного дренажа или его полном отсутствии в следующей фотоподборке.

Отсутствие системы водоотвода на улицах города или ее неправильное функционирование приводит к неприятным последствиям, свидетелями которых, к сожалению, становятся жители многих городов

Затопление подвала многоквартирного жилого дома – также достаточно частое явление. От которого страдают жители многих городов. Поэтому, если на этапе строительства не была обустроена система поверхностного дренажа, то стоит задуматься о ее обустройстве

Недостаточный отвод грунтовых вод или регулярное затопление подвала жилого дома приводит к повышению уровня влажности, появлению плесени и, как следствие, образованию нездорового микроклимата в подвальном помещении и в квартирах на первом этаже здания

Попадание талых вод и высокий уровень грунтовых – все это негативно воздействует на фундамент как многоквартирного, так и частного дома. В результате этот элемент конструкции слишком быстро выходит из строя – появляются трещины, что в скором времени может привести к полному разрушению, если вовремя не принять меры

Благоустроенные зоны отдыха горожан в результате регулярных затоплений могут здорово пострадать. Избыток влаги губительно действует на корневую систему кустарников, деревьев и цветов

Несвоевременный отвод стоков с клумбы – это избыток влаги, что крайне негативно воздействует на декоративные сорта растений, цветов. Вместо изысканной клумбы образуется грязное болото

Отсутствие водоотвода в парке, на площади и в других излюбленных местах отдыха горожан приводит к невозможности благоустроить территорию. После дождя излишняя вода своевременно не удаляется — в результате грунт проседает и проваливается

Водоотвод с проезжей части мостовых сооружений

Без поверхностного дренажа даже дорожное покрытие слишком быстро выходит из строя – воды много, она крайне медленно удаляется, активно вымывает грунт и участки дороги просто проваливаются

Как видим, правильно спроектированная и качественно собранная дренажная система имеет целый ряд преимуществ:

  • Можно благоустроить территорию, высадив цветы, кустарники, обустроив зоны отдыха.
  • Система позволяет защитить фундамент зданий от разрушений, увеличить межремонтный интервал.
  • В подвалах и на цокольных этажах не будет накапливаться и застаиваться вода, что продлит срок их службы.
  • Отсутствие повышения уровня влажности предотвратит образование и распространение плесени, грибков и других вредных микроорганизмов.
  • Своевременный водоотвод позволит избежать вымывания грунта и продлить срок эксплуатации дорожного покрытия, тротуарной плитки.

Другими словами, наличие поверхностного дренажа позволяет создать для горожан комфортные условия эксплуатации улиц, придомовых территорий, зонах отдыха и развлечений.

Отвод стоков с различных объектов

Из-за частых и порою интенсивных осадков вопрос водоотвода особенно актуален – в черте города даже 2 мм выпавших осадков дают сток. Причиной этого являются водонепроницаемые покрытия, присутствующие в больших количествах – это асфальт на дорогах и во дворах, крыши домов, прочее.

Поэтому так важно своевременно собрать поверхностные воды с придомовой территории, автостоянок, вокзалов, парков, скверов, дорог, мостов и других объектов. С чем успешно справляется система водоотвода, собирая стоки и направляя их на очистные сооружения.

Аэропорт также нуждается в обустройстве надежной системы отвода стока. Более того, ввиду огромной нагрузки материал конструкции должен обладать высокой прочностью. Класс нагрузки для взлетных полос – F900

Система поверхностного дренажа на мостах также является обязательным пунктом на этапе проектирования и строительства. К ним также предъявляются повышенные требования прочности. В зависимости от назначения моста класс нагрузки соответствует E600, F900

При строительстве дорог обязательным условием является обустройство поверхностного водоотвода. Но, далеко не всегда эти требования на практике выполняются. Поэтому отсутствие дренажа – одна из причин, почему большинство дорог находится в плачевном состоянии. Класс нагрузки автомагистралей – E600

Спортивные комплексы обязательно оборудуют системой водоотвода. Причем, используют не один тип, а комбинируют сразу несколько систем дренажа, чтобы добиться идеальных условий и обеспечить полную безопасность зрителям и спортсменам

В парках, на площадях и в скверах обязательно используют линейный дренаж. Такая мера позволяет оперативно удалять стоки от осадков, талые воды, препятствуя образованию луж, застаиванию воды и деформации покрытия. При мощении брусчатки класс нагрузки для дренажной системы А15

Подземные паркинги должны быть комфортными для пользователей. Поэтому при их обустройстве важно наличие эффективной системы водоотвода, что позволит своевременно удалять стоки. Класс нагрузки для таких объектов – B125

При благоустройстве придомовой территории обязательно закладывают в проект схему водоотвода. Что позволит содержать клумбы и дорожное покрытие в идеальном состоянии. Класс нагрузки – А15

Чтобы на территории промышленных объектов не застаивалась вода и не образовывалась грязь, такие зоны также нуждаются в эффективном водоотводе. При сборке систем используют особо прочные материалы, способные выдержать значительную нагрузку при передвижении тяжелой техники стоков. Класс нагрузки – E600

Важность водоотвода с различных территорий в условиях города сложно переоценить. Благодаря грамотно обустроенной системе сбора талых и поверхностных стоков снижается гидравлическая нагрузка, что положительно сказывается на внешнем состоянии конструкций и объектов, на промежутках между ремонтами и длительности общего срока службы.

Виды и устройство поверхностного дренажа

Система поверхностного дренажа может быть точечной и линейной. Чаще всего, чтобы обеспечить эффективное функционирование дренажа, комбинируют эти два типа водоотвода. Далее рассмотрим из каких элементов состоят такие системы. Также поговорим о материалах, из которых изготавливаются отдельные элементы для сборки системы, и правилах выбора подходящего.

Особенности линейного водоотвода

Линейный тип обустройства водоотвода позволяет оперативно удалить сточные воды с большой территории, к примеру, по периметру многоквартирного дома, стадиона или с дорожного полотна.

Система линейного дренажа состоит из лотков-дождеприемников, защитных решеток, емкостей для задержки песка (пескоуловителей) и других конструкционных элементов. Смонтированную систему соединяют с канализацией.

Устройство линейного дренажа

Решетки, закрывающие сверху лоток для приема стоков, защищают его от проникновения крупного мусора и гарантируют безопасность передвижения пешеходов и транспорта

Все составляющие для сборки системы водоотвода изготовляют из фибробетона, бетона, полимербетона, пластика, нержавеющей стали. В зависимости от места монтажа и предполагаемых нагрузок подбирают изделия стандартной или усиленной серии.

Рассмотрим их особенности на примере продукции Standartpark, состоящей из базовой и усиленной серии.

Изделия серии Basic (стандартная) предполагают использование в условиях неинтенсивного движения – парковые зоны, переходные тротуары, спортивные объекты, коттеджи и благоустройство придомовой территории. Класс нагрузки А15-С250, что соответствует весу до 25 тонн.

Гидравлическое сечение лотков составляет 100-300 мм. Материал изготовления элементов: полимербетон, фибробетон, пластик (лотки), нержавейка, оцинкованная сталь, медь, чугун (защитные решетки).

Серия Drive (усиленная) – продукция рассчитана на эксплуатацию в условиях повышенной нагрузки от 25 до 60 тонн, класс прочности от C250 до E600. Предполагает применение на территориях с интенсивным движением, включая тяжелый грузовой транспорт. Производят из пластика, полимербетона и прочного бетона. Гидравлическое сечение (ширина конструкции изделий) составляет 100, 150 и 200 мм.

Бетонные дренажные лотки

Лотки и защитные решетки различные по цвету, габаритам. Их монтируют вдоль дорог, по периметру домов и коттеджей, для сбора стоков с придомовой территории

Усиленная серия Max отличается от предыдущих повышенным уровнем нагрузки – изделия имеют высокий класс прочности D400, Е600 или F900, что позволяет им выдерживать нагрузку вплоть до 90 тонн.

Читайте также:  Какой марки шлакоблок лучше для строительства дома

Для изготовления используют армированный бетон, полимербетон и пластик, усиливая лотки оцинкованными насадками. Решетки делают из ударопрочного чугуна.

Линейный водоотвод аэропорта

Особенность изделий серии Max в возможности крепежных болтов и гаек. Такая конструкция обеспечивает высокую ремонтопригодность линейного дренажа

Из чего состоит точечный дренаж?

Еще один тип поверхностного дренажа – местные дождеприемники (точечные, локальные). Они, как и линейная система, собирают стоки, чтобы дальше направить их в ливневку. Но сбор происходит в одной точке – под водосточной трубой, под поливочным краном, при входе в дом, на въезде и прочих местах наиболее вероятного образования луж.

С устройством и основными конструктивными элементами точечной системы можно ознакомиться на следующем изображении.

Точечный вариант водоотвода

Точечный тип дренажа позволяет эффективно собрать стоки в дождеприемник. Который сверху закрывают защитной решеткой, изготовленной из прочного материала

Характеристики изделий для сборки точечной системы рассмотрим на примере продукции компании Standartpark:

  • Стандартная серия Basic – система точечного дренажа, включающая пластиковый дождесборник и водоприемную решетку. Может комплектоваться дополнительно корзиной для сбора мусора и перегородкой-сифоном. Конструкции предназначены для монтажа в местах со слабой нагрузкой – неинтенсивное движение легковых авто и пешеходов.
  • Усиленная серия Max рассчитана на высокие и сверхвысокие нагрузки. Дождеприемные емкости (колодцы) изготавливают из полимербетона и фибробетона, усиливают стальными оцинкованными насадками. Решетки для защиты дождеприемника делают из сверхпрочного чугуна, что соответствует нагрузке класса D400 Е600 и F900.

Дождеприемники можно использовать в качестве пескоуловителей или же дренажных колодцев. Чтобы соорудить колодец, нужно установить несколько емкостей друг на друга, нарастив таким образом нужную длину. Многосекционные дождеприемники также применяются и как ревизионные колодцы.

Точечные элементы могут монтироваться совместно с линейной системой – усиленная серия подходит в качестве пескоуловителей к усиленным лоткам, гидравлическое сечение которых составляет 300, 400, 500 мм.

Дождеприемник совместно с лотками

Конструкция усиленных дождеприемников позволяет соединение с канализационными трубами. Дополнительно дождеприемную емкость можно укомплектовать съемной корзиной для мусора. Которую несложно достать и почистить по мере наполнения

Если вас интересует обустройство дренажа для бытового использования, рекомендуем посмотреть информацию об изготовлении и подключении самодельного дренажного колодца.

Рекомендации по выбору материалов

Условия эксплуатации – основополагающий критерий, на который следует опираться при подборе элементов системы. Поэтому так важно учитывать, где именно будет установлена система, какие нагрузки предполагаются, и климатические особенности региона.

Поговорим подробнее о нюансах, которые следует учитывать при выборе оборудования для устройства системы поверхностного дренажа, а особенно лотков и защитных решеток:

  • класс нагрузки;
  • гидравлический расчет;
  • пропускная способность;
  • расстояние до коллектора.

Класс прочности (нагрузки) – это максимально допустимый вес, при воздействии которого изделие не потеряет свои эксплуатационные качества. При производстве лотков ориентируются на стандарт EN 1433.

Расход воды или гидравлический расчет вычисляется в л/с, при расчете которого учитывают:

  • интенсивность осадков по СНиП 2.04.03-85;
  • коэффициент поверхности стока;
  • площадь стока;
  • стандартный уровень осадков в регионе.

Также не менее важен параметр пропускной способности лотка – то есть его способность отводить определенный объем стока за секунду. Что особенно важно при обильных осадках или интенсивном снеготаянии. К примеру, при гидравлическом диаметре 200 мм способность водоотвода у лотка из пластика около 18 л/с, у бетонного и полимербетонного изделия этот показатель составляет до 11 л/с.

Расстояние до коллектора

При измерении расстояния водоотвода от места приемки стока до его отправки в коллектор обязательно вычисляют угол уклона, который прямо влияет на скорость потока воды

Важно, чтобы высокая пропускная способность дренажа соответствовала запасу прочности отдельных элементов, из которых собрана система водоотвода.

Тонкости проектирования и монтажа системы

Составление проекта и монтаж системы водоотвода – это первоначальная задача, которая должна выполнять еще в начале строительства. При этом важно к вопросу отвода стоков, как в городе, так и в загородном имении, подходить комплексно, заботясь сразу о поверхностном дренаже, обустройстве ливневой канализации, хозяйственно-бытовом отводе стоков, и о благоустройстве территории.

Как составляется проект водоотвода?

При проектировании поверхностной дренажной системы понадобится учесть ряд факторов, среди которых рельеф, количество осадков, тип грунта, глубина размещения грунтовых вод, тип объекта, назначение и условия эксплуатации объекта.

Для составления проекта следует обращаться в проектную службу, специалисты которой составят проект согласно нормам и требованиям СНиП.

Для чего предстоит предоставить такие документы:

  • Генплан участка, где нанесены размеры и месторасположение всех зданий и сооружений.
  • План участка с топографической съемкой местности, с обозначением места расположения накопительной емкости стоков/водоотводного колодца.
  • Технический отчет об инженерно-геологических условиях территории.

При составлении проекта специалисты обязательно подберут подходящее оборудование для обустройства системы с указанием класса прочности и необходимого количества конструкционных элементов.

Пример технического решения

На схеме изображен пример технического решения водоотвода лотками через лестницу с использованием усиленной серии для обустройства линейного дренажа

Проектирование заключается в расчетах и выборе оптимального места под укладку линейного дренажа.

Проект включает следующие расчеты и схемы:

  • Размещение лотков линейного водоотвода.
  • Расчет гидравлического сечения лотков, подбор их оптимального места размещения.
  • Места расположения секционных дождеприемников, учитывая предполагаемые точки максимального сброса стоков.
  • Точки подключения водоотводных труб (их угол уклона) и ревизионных колодцев с указанием на плане их места размещения.
  • Схемы монтажа всех элементов системы водоотвода – лотков, дождеприемников, ревизионных колодцев.
  • Комплексный перечень всех, необходимых для обустройства системы, элементов – лотков, дождеприемников, труб, колодцев, люков и всех комплектующих.

Такой проект позволит реализовать эффективную систему поверхностного водоотвода конкретной территории. Для примера можете перейти по следующей ссылке и посмотреть пример точечного водоотвода.

У нас на сайте есть другие статьи о проектировании дренажных систем:

Ключевые правила установки системы

Монтаж системы осуществляется согласно утвержденному проекту и с учетом рекомендаций конкретного производителя, у которого покупаются элементы системы водоотвода поверхностного типа. Кстати, все комплектующие лучше всего приобретать у одного производителя, продукция которого вам подходит по своим характеристикам и ценовой категории.

Далее рассмотрим кратко основные правила и этапы монтажа поверхностной системы отвода стока.

Сначала специальными захватами рабочие вручную выполняют закладку и герметизацию водоводов. Затем в траншею заливают бетонную «подушку», толщина которой указана в рекомендациях производителя лотков. Шнуром отмечают линию укладки лотков для сборки стока.

Первым делом устанавливают пескоуловители, а затем приступают к монтажу лотков, устанавливая их встык. Все точки соединения герметизируют.

Монтаж лотков

При монтаже важно следить, чтобы края всех желобов были ниже уровня покрытия на 3 мм. Сверху на них устанавливается защитная решетка, которая фиксируется болтами/фиксаторами, идущими в комплекте

Подключение линейного водоотвода к общей системе канализации осуществляется через пескоуловители. Также важно предусматривать устройство точечного дренажа в местах стока воды из трубы.

Что касается времени монтажа системы, то специалисты, если предполагаются незначительные объемы работ, могут справиться даже за один день.

Вас интересует вопрос обустройства водоотведения в частом доме? В таком случае рекомендуем ознакомится с этой статьей.

Нормативные требования к обустройству дренажа

Обустройство поверхностного дренажа современного города регулируется рядом документов, начиная с проектирования, завершая требованиями к качеству материалов и их техническим характеристикам.

Дренаж спорткомплексов

К примеру, спорткомплексы и спортплощадки находятся в сфере влияния Технического Комитета Международной Ассоциации Легкоатлетической Федерации. Поэтому контроль за устройством дренажных систем осуществляет эта организация

Далее рассмотрим основные из них:

  1. Обустройство наружных сетей канализации – СНиПа 2.06.15-85.
  2. Проектирование систем защиты территорий от затоплений и подтоплений – СП 104.13330.2016.
  3. Общие нормы строительства и благоустройства городских территорий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
  4. Общие правила строительства зданий, сооружений и инженерных коммуникаций – СНиП 12-01-2004.
  5. Водоотводные системы при строительстве автодорог – СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015.
  6. Устройство дренажных сетей при строительстве аэродромов – СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.114-2015.
  7. И другие нормативно-правовые акты.

Общие требования к материалам для обустройства дренажных систем изложены в ГОСТ 33068-2014 (EN 13252:2005). Рекомендации по расчету дренажных систем при строительстве автодорог регулирует ОДМ 218.2.055-2015. Технические условия для дождеприемников изложены в ГОСТ 3634-99.

Очистка дренажной системы

За очистку и уборку водосточных канав, лотков, труб, дренажей и других инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, отвечают лица, ответственным за уборку соответствующих территорий

ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

Текст ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 59611— 2021

Дороги автомобильные общего пользования

СИСТЕМА ВОДООТВОДА Требования к проектированию

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Профессиональной образовательной организацией частным учреждением «Автомобильно-дорожный колледж»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 416 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2021 г. № 689-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода

5 Классификация системы дорожного водоотвода

в Требования к проектированию поверхностного водоотвода

6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин

6.2 Требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов, поперечных канав . .6

6.3 Требования к проектированию нагорных канав

6.4 Требования к проектированию испарительных бассейнов

6.5 Требования к проектированию прикромочных (продольных) и откосных телескопических

6.6 Требования к проектированию дождеприемных колодцев и ливневой канализации

6.7 Требования к проектированию водоотвода за счет устройства мостов и труб

7 Требования к проектированию подземного водоотвода

8 Требования к проектированию водоотвода на транспортных развязках

9 Требования к обеспечению безопасности проезда автомобилей в районах с высокой

интенсивностью дождевых осадков (аквалланирование)

10 Требования к проектированию водоотвода в сложных природных условиях

11 Требования к проектированию водоотвода при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте.. 24

12 Охрана окружающей среды (очистные сооружения)

ГОСТ Р 59611—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

Требования к проектированию

Automobile roads of general use. Drainage system. Requirements for design

Дата введения — 2021—09—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве. реконструкции, капитальном ремонте.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах, автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.1.3.13—86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 8020—2016 Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия

ГОСТ 26633—2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27751—2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 31937—2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 32730—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32824—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 32871—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования (Переиздание)

ГОСТ 32955—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33063—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33100—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33127—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация (Переиздание с Поправкой)

ГОСТ 33128—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования (Переиздание с Поправками)

ГОСТ 33149—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33177—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ 33384—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33475—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 58137—2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла

ГОСТ Р 58653—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

ГОСТ Р 59205—2021 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандарте» в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыгжа, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аквапланирование (глиссирование): Процесс всплытия передних колес автомобиля под действием гидродинамической силы слоя воды на поверхности покрытия.

3.2 быстроток: Водосбросное сооружение, в состав которого входит канал или лоток с уклоном дна. превышающим критический.

3.3 водобойное сооружение: Сооружение, на котором происходит гашение основной части избыточной кинетической энергии потока и которое воспринимает его гидродинамическое воздействие (перепад, водобойный колодец, водобойная стенка и т. д.).

3.4 вертикальный дренаж: Система вертикальных скважин, объединенных коллектором, через который вода откачивается с применением гидромеханического оборудования.

Примечание — К гидромеханическому оборудованию относятся насосы и наземный комплекс. Наземный комплекс, в свою очередь, включает: энергетический комплекс, средства автоматики, эодоотводящая сеть, телемеханика и связь, контрольно-измерительная аппаратура.

3.5 водоотводная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для перехвата, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод от автомобильной дороги.

3.6 водосбросное сооружение (водосброс): Сооружение, предназначенное для сброса воды из верхнего бьефа в нижний с целью предотвращения его переполнения.

водопропускное сооружение: Сооружение, предназначенное для пропуска воды в заданном

(ГОСТ Р 57792—2017, статья 3.5)

3.8 водоприемный колодец: Колодец, устраиваемый в системах дорожного водоотвода для сбора воды.

3.9 входной оголовок: Оголовок трубы с верховой стороны насыпи.

3.10 гаситель: Устройство, сооружаемое в нижнем бьефе водосброса и/или в пределах русла водосброса, обеспечивающее интенсификацию гашения основной части избыточной кинетической энергии сбросного потока и его распределение по ширине при работе частью фронта.

3.11 горизонтальный дренаж: Система горизонтальных трубчатых дрен, канав и лотков, предна-значенная для отвода или понижения уровня грунтовых вод.

3.12 дренаж: Геотехническая конструкция, служащая для понижения уровня, перехвата, поглощения и/или отвода подземных или поверхностных вод.

3.13 дренажная воронка: Водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность.

3.14 дренажная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для понижения уровня подземных вод и их отвода.

3.15 дренажная трубка: Трубка, предназначенная для сбора ливневых и сточных вод из дренажных каналов и сброса их в систему водоотведения моста.

3.16 дренажный колодец: Колодец, который используется для сбора дренажных вод.

3.17 дренирующий слой: Элемент конструкции дорожной одежды, выполняющий дренирующие и морозозащитные функции.

3.18 канава: Линейная выемка грунта.

3.19 канава боковая продольная: Канава, проходящая вдоль земляного полотна насыпи для сбора и отвода воды.

3.20 канава забанкетная: Канава, расположенная на склоне косогора крутизной не более 1:5 с нагорной стороны по отношению к выемке за банкетом, сооружаемом из грунта этой канавы.

3.21 канава нагорная: Канава, расположенная с нагорной стороны от автомобильной дороги для перехвата стекающей по склону воды с отводом ее от дороги.

3.22 канава поперечная: Канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых продольных канав (кюветов) в сторону от земляного полотна.

3.23 кювет: Продольная канава, устраиваемая в выемках и у малых насыпей, предназначенная для сбора и отвода воды.

3.24 ливневая канализация: Канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.

3.25 откосные лотки: Лотки, предназначенные для быстрого сброса воды с поверхности автомобильной дороги по откосам насыпи.

3.26 очистные сооружения: Инженерно-технические конструкции и приспособления для очистки дождевых и сточных вод от загрязнений.

3.27 резерв: Территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги.

Примечание — Резерв закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, вдали от автомобильной дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера.

3.28 риск (вероятность) аквапланирования: Вероятность возникновения всплытия передних колес автомобиля под действием водяного слоя.

4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода

4.1 Система дорожного водоотвода — комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды, устойчивости искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей) на проектируемой автомобильной дороге.

При проектировании системы дорожного водоотвода автомобильных дорог следует учитывать требования, изложенные в [1]. пункт 11.12 статьи 3.

4.2 Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать в соответствии с ГОСТ 33100—2014 (пункты 7.29, 7.30) следующие мероприятия:

• поперечные уклоны на проезжей части и обочинах;

— боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы;

— прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки;

* дождеприемные колодцы и ливневую канализацию;

4.3 Для отвода грунтовых (подземных) вод следует предусматривать с учетом ГОСТ 33100—2014 (пункт 7.29) следующие мероприятия;

— сооружения подземного водоотвода (дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи, закюветные дренажи и т. д.. обеспечивающие перехват и отвод грунтовых вод. снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции);

— дренирующие слои земляного полотна или дренирующих прослоек из геосмнтетических материалов и геокомпозитов.

4.4 При проектировании водоотвода учитывают следующие факторы:

— дорожно-климатическую эону (далее — ДКЗ);

— конструкцию земляного полотна;

— категорию автомобильной дороги;

— количество полос движения;

— наличие разделительной полосы;

— грунты и тип местности по условиям увлажнения;

— рельеф прилегающей местности.

4.5 Проектирование водоотвода следует выполнять на основании результатов анализа возможных решений по ГОСТ 27751—2014 (раздел 3. пункты 4.1. 4.2. 5.2.1—5.2.5, разделы 6—13). ГОСТ 31937—2011 (пункты 6.2.5.6.2.6. 6.3.2, 6.3.3.

6.4.18—6.4.20. приложения Б. В. К. Л), учитывая капитальные затраты на реализацию возможных схем и затраты на эксплуатацию, а также целесообразно выполнять анализ рисков по ГОСТ Р 58137—2018 (пункты 4.2.8.7.7.7.8, приложение А) при проектировании водоотвода в сложных условиях.

4.6 Допускается проектирование водоотвода с различными комбинациями водоотводных сооружений.

4.7 Продольный уклон водоотводных сооружений следует устанавливать с учетом особенностей рельефа местности, характера грунтов, в которых будет устроен водоотвод, и наличия местных строительных материалов для его укрепления.

5 Классификация системы дорожного водоотвода

5.1 По функциональному назначению различают:

— систему поверхностного водоотвода;

— систему подземного водоотвода:

5.2 Система поверхностного водоотвода выполняется:

5.3 Система подземного водоотвода включает в себя:

— дренирующие слои дорожной одежды;

— перехватывающие и понижающие дренажи.

5.4 К водопропускным сооружениям относят:

5.5 Элементы открытой системы водоотвода: поперечные уклоны на проезжей части и обочинах, боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы, нагорные канавы, испарительные бассейны. прикромочные (продольные) лотки, откосные телескопические (поперечные) лотки, мосты, трубы.

5.6 Элементы закрытой системы водоотвода: дренажная система, дождеприемные колодцы, ливневая канализация, очистные сооружения.

5.7 Смешанный тип водоотвода состоит из элементов закрытой и открытой сети.

5.8 Способы отведения поверхностной воды:

. отвод воды с покрытия проезжей части и обочин — поперечными уклонами, прикромочными (продольными) лотками, откосными телескопическими (поперечными) лотками;

* отвод воды от земляного полотна насыпей — боковыми (продольными) канавами, поперечными канавами, резервами;

— отвод воды от земляного полотна выемок — кюветами;

• отвод воды, стекающей к автомобильной дороге с нагорной стороны склона — нагорными кана-вами.

6 Требования к проектированию поверхностного водоотвода

6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин

6.1.1 При односкатном поперечном профиле.

6.1.1.1 Водоотвод с поверхности автомобильных дорог на кривых в плане радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий необходимо обеспечить устройством односкатного поперечного профиля (виража).

6.1.1.2 Поперечные уклоны проезжей части и обочин на автомобильных дорогах с односкатным поперечным профилем выполняют по ГОСТ 33475—2015 (пункты 3.15. 3.19).

6.1.2 При двускатном поперечном профиле.

6.1.2.1 С целью своевременного отвода воды с поверхности покрытия следует предусматривать устройство проезжей части с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках автомобильных дорог.

6.1.2.2 Двускатный поперечный профиль необходимо проектировать на кривых в плане с радиусом 3000 м и более для автомобильных дорог I категории и радиусом 2000 м и более для автомобильных дорог II—IV категорий.

6.1.2.3 Поперечный уклон проезжей части следует принимать в зависимости от категории автомобильной дороги, типа покрытия, числа полос движения и климатических условий района проектирования по таблице 1.

Источник: allgosts.ru

Рейтинг
Загрузка ...