Bauhaus – немецкое слово, означающее «дом строительства», относится к Staatliches Bauhaus, немецкой школе дизайна, основанной в Веймаре Вальтером Гропиусом (1883-1969), действовавшей с 1919 по 1933 год и преподававшей сочетание искусства и ремёсел. Она стала известна своим модернистским подходом к художественному образованию, который отказался от традиционного разделения между «изящным» и «прикладным» искусством и переопределил отношения между искусством, дизайном и промышленными технологиями производства. В частности, её миссия, согласно Гропиусу, заключалась в том, чтобы задумать и создать новое здание будущего, сочетающее архитектуру, скульптуру и живопись в единой форме, что требовало обучения новой гильдии мастеров без классовых различий. Короче говоря, Баухаус обучал студентов одинаково хорошо разбираться в дизайне, ремесле и методах массового производства.
Школа действовала в трёх последовательных местах: ❶ Веймар 1919-1925; ❷ Дессау 1925-1932 годы; и ❸ Берлин 1932-1933, под руководством трёх разных директоров (Вальтер Гропиус 1919-1927; Ханнес Мейер 1927-1930; Мис ван дер Роэ 1930-1933), пока она не была окончательно закрыта нацистским правительством. Несмотря на ряд постоянных изменений в месте расположения, преподавательском составе, учебной программе и образовательной эстетике, школе Баухаус удалось завоевать международную репутацию благодаря новаторской работе в области архитектуры, дизайна интерьеров, промышленного дизайна и ремесел.
Баухаус: документальный фильм DW | Код (1/3)
ДИЗАЙН, ИСКУССТВО И РЕМЁСЛА
О других направлениях дизайна см.:
Ар-нуво (1895-1910)
Ар-деко (1920-е / 30-е годы)
Подробнее о направлениях в искусстве конца 19-го и начала 20-го веков см.: Современное искусство. Подробнее о стилях эпохи модернизма: Движения современного искусства.
ХУДОЖНИКИ С 1800 ГОДА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники.
Истоки Баухауза
Баухаус родился на фоне радикальных экспериментов во всех искусствах (см., например, Дада) и нового стремления к прекрасному, которое отвечало бы потребностям общества (как это было провозглашено Движением английского искусства и ремёсел, основанным дизайнером Уильямом Моррисом), особенно в промышленном и интерьерном дизайне. К счастью, с 1907 года Deutscher Werkbund (авторитетная ассоциация немецких национальных дизайнеров) активно продвигала согласование ремесла и промышленности, поэтому некоторые дизайнерские инновации, традиционно связанные с Баухаусом, были частично разработаны в Германии ещё до того, как Баухаус был основан.
Одной из ведущих фигур Werkbund был молодой архитектор по имени Вальтер Гропиус. На него сильно повлиял архитектор, профессор и пионер индустриального искусства Питер Беренс (1868-1940). Гропиус страстно верил в единство изобразительного искусства, ремёсел и архитектуры и искал любую возможность включить определённые творческие элементы в свои строительные проекты, примером чего является его совместная работа над турбинным залом AEG в Берлине и цехами завода Fagus. На преподавателей Баухауза также оказали влияние модернистские проекты, пришедшие из Америки, в частности архитектура «Прерийской школы» Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), примером которой являются Храм Единства (1908), Роби Хаус (1910) и Фоллингуотер (1936–37).
Баухауз в Дессау: история, архитектура, бренд
ИСТОРИЯ БАУХАУСА
Веймар 1919-1925
В 1919 году Вальтер Гропиус объединяет Веймарский институт изящных искусств (Hochschule fur Bildende Kunst) и Веймарскую школу искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), чтобы основать Баухаус. Для начала Гропиус нанимает швейцарского художника Йоханнеса Иттена, немецко-американского художника Лионеля Файнингера и немецкого скульптора Герхарда Маркса, который вместе с ним становится штатным преподавателем школы. В следующем году он добавляет немецкого художника, скульптора и дизайнера Оскара Шлеммера и швейцарского художника Пауля Клее, а в 1922 году русского художника Василия Кандинского., и (временно) русского художника-конструктивиста и архитектора Эля Лисицкого. (Некоторые из этих инструкторов являются мастерами конкретного искусства – геометрической абстракции, а также живописи, гравюры и дизайна).
В своём проспекте Гропиус формулирует три основные цели: ❶ объединить все искусства, чтобы позволить художникам, скульпторам и мастерам гармонично работать над совместными проектами; ❷ Поднять статус мастеров прикладного и декоративного искусства до уровня мастеров изобразительного искусства; ❸ Поддерживать тесную связь с руководителями основных ремёсел и отраслей страны, чтобы школа работала в соответствии с их основными требованиями.
Гропиус твёрдо верит в традиции готики и ренессанса, согласно которым архитектурные строительные работы являются ключевой основой всей творческой деятельности. Например, он считает соборы прекрасным примером художественного сотрудничества между архитекторами, дизайнерами, скульпторами, художниками и мастерами, занимающимися витражами, резьбой по дереву и мозаикой, слесарными работами, иллюминированию рукописей, декоративной штукатуркой и каменной кладкой. По его мнению, архитекторы, художники, скульпторы и другие мастера должны ещё раз понять сложную художественную природу здания, а не продолжать отвлекаться на производство «салонного искусства». Миссией Баухауса является подготовка «универсального дизайнера», способного с равным творчеством работать в области архитектуры, ремёсел или промышленности. Гропиус должным образом превращает Баухаус в школу, основанную на мастерских, с классами, управляемыми совместно художниками и мастерами, чтобы устранить стандартное различие между изящным и прикладным искусством.
Ещё одно важное влияние в Веймаре – Йоханнес Иттен, который преподаёт «предварительный курс» (Воркурс). Все студенты обязаны начать учёбу с 6-месячного курса, который охватывает принципы формы, цвета и атрибутов различных материалов и побуждает участников развивать свои творческие способности. Иттен, по сути, человек «изящных искусств», чьи педагогические идеи находятся под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, особенно группы Der Blaue Reiter (Синий всадник) из Мюнхена и австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки (1886-1980). Влияние Иттена приводит к найму на работу Василия Кандинского (основателя Der Blaue Reiter ), после чего Иттен вскоре вынужден уйти в отставку. Его сменил венгерский дизайнер Ласло Мохоли-Надь, который (с одобрения Гропиуса) меняет курс Воркурсов, чтобы отразить более сильную эстетику прикладного искусства.
1919
Вначале обучение искусству начинается в классах учителя, а курсы ремёсел проходят в мастерских: начальные курсы включают работу по металлу, переплётное дело, ткачество, гравировку и живопись. Уроки архитектуры не предлагаются, но есть возможность индивидуального обучения.
1920
Дополнительные семинары добавлены для дерева и каменной скульптуры, керамики, мебельного производства, росписи стекла и настенной живописи. Теперь учебная программа в целом соответствует обучению ремеслу.
1921
Тео ван Дусбург, лидер голландского дизайнерского движения De Stijl (Де Стейл), читает лекции в Баухаусе и ставит под сомнение экспрессионистские тенденции и ориентацию школы на ремесла. Он выступает за новую концепцию конструктивистского дизайна, способную обеспечить эффективное массовое производство.
1923 г.
В Цюрихском музее искусств и ремёсел открывается выставка произведений из мастерских Баухауса. Кроме того, школа участвует в Лейпцигской ярмарке, демонстрируя свои тканые материалы, керамику и изделия из металла. В августе в Баухаусе проводится неделя выставок, лекций и других мероприятий. Школа получает широкую известность благодаря продукции мастерских, архитектуре Гропиуса, в том числе экспериментальному дому «Ам Хорн» в Веймаре, спроектированному мастерскими школы. Гропиус изобретает новый слоган Баухауза «Искусство и технология – новое единство», отражающий примат механизированного производства, который становится новым девизом всей деятельности Баухауза.
1924 г.
Неопределённый год, в котором преобладали политические споры по вопросам финансирования. Баухаус по-прежнему зависит от государственных средств штата Тюрингия. В феврале 1924 года новоизбранное националистическое правительство вдвое сократило финансирование школы, что привело к её закрытию через год. Тем временем Гропиус организует создание «Кружка друзей Баухауза», чтобы поддержать школу дизайна. В его состав входят такие выдающиеся личности, как Марк Шагал, Альберт Эйнштейн и Герхарт Гауптманн.
Баухаус в Дессау 1925-1932 гг.
1925
Баухаус вновь открывается в Дессау, в группе зданий, спроектированных Гропиусом. В марте городской совет Дессау принимает Баухаус в качестве муниципальной школы. Занятия начинаются в начале апреля. В Дессау нет ни гончарных мастерских, ни деревянных и каменных скульптур.
Гропиус объявляет о новой программе научного проектирования для создания современного жилого комплекса, включающего все, от простейшего предмета домашнего обихода до полной конструкции. В июне первые книги Баухауса «Bauhausbucher» опубликованные Гропиусом, Мохоли-Надь, Клее, Кандинским и Питом Мондрианом, будут принадлежать вновь образованной компании, Баухаус Co. Ltd.
1926 г.
В октябре статус школы официально повышен; мастера искусства повышаются до профессоров; отныне Баухаус носит название «Школа дизайна». Учебный курс Баухауза теперь приравнивается к обучению в университете и ведёт к получению диплома Баухауса. В декабре в Дессау открывается впечатляющее новое здание школы Баухаус, спроектированное Гропиусом и оснащённое собственными мастерскими школы. Школа, построенная в стиле, очень похожем на проекты современного Ле Корбюзье (1887-1965), быстро привлекает международное внимание и известность.
1927
В апреле создаётся архитектурный факультет под руководством швейцарского архитектора Ханнеса Мейера (1889-1954), партнёра архитектурной практики Гропиуса.
1928
Гропиус уходит с поста директора Баухауза, чтобы сосредоточиться на собственной архитектурной практике, он называет Мейера своим преемником. Это даёт неоднозначные результаты. С одной стороны, Мейер наблюдает за приобретением Баухаусом двух его самых важных строительных комиссий: пяти кварталов квартир в городе Дессау и головного офиса Федеральной школы немецких профсоюзов (ADGB) в Бернау. Рациональная методология Мейера вместе с использованием стандартизированных архитектурных компонентов для снижения затрат оказывается привлекательной комбинацией, и Bauhaus должным образом получает свою первую прибыль в следующем году.
К сожалению, Мейер – очень политическая фигура. Как убеждённый коммунист, он привносит в учебную программу сильный политический тон. Студенты становятся задействованы в левой политике. Кроме того, Мейер пытается организовать программу обмена с Вхутемасом, российской государственной художественной школой и эквивалентом Баухауза. Это вызывает ещё большее возмущение со стороны нацистов (НСДАП) и консервативных политиков.
Модели бытовой техники Bauhaus используются для массового производства двумя производителями. Другие производители текстиля делают то же самое с несколькими проектами ткачества в стиле Баухаус. Число студентов увеличивается до 166; Круг друзей Баухауза насчитывает уже 460 членов.
1929
Весной в Базельском музее искусств и ремёсел демонстрируется репрезентативный образец работ студентов Баухауса. В июле мастерские по металлу, столярному делу и настенной росписи объединяются в одно отделочное отделение профессора Альфреда Арндта. Это усиливает первенство архитектуры: Баухаус проектирует здания, которые затем оснащаются его мастерскими. К концу года Баухаус открывает факультет Фото.
1930
Политическая деятельность Мейера в конечном итоге оказывается слишком навязчивой. Его увольняет Гропиус, а его место занимает известный представитель минимализма («меньше значит больше») – архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969).
Ван дер Роэ перестраивает учебную программу на пять разделов: строительство, дизайн интерьера, ткачество, фотография и изобразительное искусство. Программа имеет более интегрированное расписание и сокращена до пяти семестров. Уроки архитектуры становятся более важными и сильно ориентированы на эстетические вопросы. Принижается значение промышленного дизайна.
1931-22
Несмотря на все усилия Миса ван дер Роэ избавить школу от её левого политического имиджа, добивается успеха местная нацистская кампания и побеждает на выборах в ноябре 1931 года на их обещании закрыть Баухаус.
1932 г.
В октябре городской совет Дессау приказывает закрыть Баухаус.
Баухаус в Берлине 1932-1933 гг.
На средства от продажи гонораров Баухауса Мис ван дер Роэ арендует закрытую телефонную фабрику в Штеглице в Берлине, где он вновь открывает школу как частный институт. С 14 студентами вместе с сотрудниками Кандинским, Йозефом Альберсом, Хильберсаймером, Райхом и Петерхансом он просуществовал около 6 месяцев, пока нацисты окончательно не закрыли его в апреле 1933 года. Мис ван дер Роэ был изгнан из Германии.
КРЕАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ BAUHAUS
Архитектура Баухауса
Лишь в 1927 году в Баухаусе начали предлагаться занятия по архитектуре, поэтому с 1919 по 1927 год проекты в стиле «Баухаус», такие как конкурсный дизайн башни Chicago Tribune, дома Зоммерфельд (Берлин), дома Отте (Берлин), дом Ауэрбаха (Йена) и школьные здания Баухаус 1926 года в Дессау – были исключительной работой Гропиуса. Работа студентов Баухауса в этот период была направлена на отделку и оснащение архитектурных проектов этих зданий, включая внутреннюю отделку и такие ремесленные работы, как шкафы, стулья и керамика. При Мейере Баухаус получил две крупные архитектурные комиссии, и они также были полностью выполнены мастерскими. Под руководством Мис ван дер Роэ школа больше не выигрывала проектных комиссий.
Хотя Баухаус продвигал определённый стиль популярного стандартизированного архитектурного дизайна – идеи, разделяемые несколькими другими профессиональными архитекторами по всей Германии, – он не участвовал в создании жилых комплексов для рабочих. Развитие масштабных жилищных проектов для рабочих не было главным приоритетом Гропиуса, Мейера или Миса. Этот тип архитектурных работ на самом деле был выполнен городскими архитекторами, не принадлежащими к Баухаусу, такими как Ханс Пельциг, Бруно Таут и особенно Эрнст Мэй, которые энергично отреагировали на обещание «минимального жилья», записанное в новой Веймарской конституции, и продолжили строительство тысяч социально прогрессивных жилищных единиц в Десдене, Берлине и Франкфурте, соответственно.
Стиль дизайна, воплощённый Вальтером Гропиусом, стал известен как международный стиль современной архитектуры, а затем распространился на Соединённые Штаты, где его совершенствовали Мис ван дер Роэ (1886-1969) и другие европейские эмигранты, такие как Ричард Нейтра (1892-1970).
Живопись Баухауза
Хотя архитектура всегда была высшей целью обучения в Баухаусе, вначале штат состоял почти из одних художников: во-первых, Фейнингера и Иттена; затем Мухи, Шлеммера, Клее, Кандинского и Мохоли-Надь. Эти выдающиеся учителя обеспечили уровень технической и стилистической подготовки, с которым редко можно было равняться. С самого начала большинство студентов пробовали себя в живописи и рисунке – неакадемически. Основная цель заключалась в том, чтобы стимулировать и обострить творческие способности ученика, а не научиться рисовать как старые мастера.
Гравюра и графика Баухауса
Эстамп мастерская работала только тогда, когда школа была расположена в Веймаре. Её художественным руководителем был Лионель Фейнингер, а руководящим мастером – литограф Карл Заубицер. Открытая для использования как сотрудниками, так и студентами, она создала «Двенадцать гравюр на дереве» Фейнингера, а также портфолио Государственной школы Баухауза и начала проект Новой европейской графики, в котором освещаются все основные тенденции международного авангарда – от футуризма до дадаизма, Конструктивизм и сюрреализм. Кроме того, печатный цех выполнял внешние заказы, такие как изготовление литографий для Пита Мондриана и Александра Родченко.
Мастерская также была пионером типографики и графики, создавая плакаты и дизайн типографики для различных внутренних проектов. Это включало производство открыток в стиле Баухаус, широко распространённых в виде оригинальных графических миниатюр, шрифт и изображение которых стали важным средством рекламы для школы.
Скульптура Баухауса
В Веймарский период в Баухаусе действовали две отдельные скульптурные мастерские: одна по камню, другая по резьбе по дереву. Сначала Иоганнес Иттен руководил обеими, а в 1922 году его сменил Оскар Шлеммер. Руководящим мастером (позже известным своими шахматами в стиле Баухаус) был скульптор Йозеф Хартвиг. В Дессау единственная мастерская была основана в 1925 году Йостом Шмидтом.
В Веймаре, уделяя особое внимание архитектуре, студенты работали в основном над архитектурной скульптурой. Так, например, в 1921-22 годах деревянная мастерская создавала рельефы и деревянные украшения для дома Адольфа Зоммерфельда по проекту Гропиуса и Мейера, а в 1922-23 годах каменная мастерская производила настенные украшения для собственных школьных зданий Баухауза.
Если первоначальный акцент в Веймаре был сделан на бесплатном художественном творчестве, классы скульптуры в Дессау были больше сосредоточены на образовательных аспектах. Мастерская Йоста Шмидта проводила вводный курс по скульптуре, в то время как студенты также изучали сценический дизайн, создание макетов, а также архитектурную скульптуру.
Прикладное искусство Баухауса
Студенты широко изучали графический дизайн для ряда декоративных искусств, после более раннего примера Уильяма Морриса в Англии. Интересно, что самым прибыльным материальным продуктом Баухауза были его обои. Кроме того, как мы видели, ткацкие модели Bauhaus были приняты ведущими производителями для массового производства, как и некоторые из его электрических осветительных приборов. Баухаус также преуспел в дизайне современной мебели. Стул кантилевера от голландского дизайнера Марта и Wassily, разработанный Марселем Брейером – два примечательных примера.
Наследие Баухауза
Большинство историков искусства признают, что подход Баухауза к дизайну оказал большое влияние на искусство и архитектуру в Западной Европе, Северной Америке и Израиле, не в последнюю очередь потому, что многие из его влиятельных учителей бежали из Германии и заняли преподавательские должности за границей. Вальтер Гропиус и Марсель Брейер преподавали в Гарвардской высшей школе дизайна, оказав влияние на таких людей, как И. М. Пей, Лоуренс Халприн и Пол Рудольф, среди прочих; Герберт Байер организовал и спроектировал большую выставку работ Баухауза в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1938-9; Мис ван дер Роэ переехал в Чикаго, где он пользовался покровительством Филипа Джонсона (1906-2005) – одного из самых влиятельных американских архитекторов своего времени, с которым он позже спроектировал знаменитое здание Сиграмм-билдинг – и стал одной из ведущих фигур в Американской архитектуре; Мохоли-Надь также поселился в Чикаго и вместе с филантропом Уолтером Пепке основал школу New Bauhaus . Художник и гравёр из Баухауза Вернер Древес преподавал в Колумбийском университете и Вашингтонском университете Сент-Луиса, а Йозеф Альберс читал лекции в экспериментальном и влиятельном колледже Блэк-Маунтин, прежде чем возглавить факультет архитектуры и дизайна в Йельском университете. Он прославился на весь мир своим беспредметным искусством, а именно серией картин « Посвящение площади ».
Важные коллекции искусства и дизайна Баухауса
Bauhaus-Archiv, Museum fur Gesaltung, Берлин.
Музей Буш-Райзингера, Гарвардский университет
Музей изящных искусств Сан-Франциско
Институт искусств Миннеаполиса
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Чтобы узнать о конкретном и беспредметном искусстве, см.: Абстрактные картины: Топ 100. Список важных стилей см. В разделе «Движения в абстрактном искусстве».
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология истории исусства.
САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список шедевров абстрактной живописи и скульптуры, выполненных известными художниками: Величайшие картины всех времён – масляные краски, акварель, акрил лучших художников. Величайшие скульптуры всех времён – лучшие трёхмерные изображения из мрамора, камня, бронзы, дерева, стали и других материалов.
Источник: gallerix.ru
Что такое Баухаус
Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 годСлева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер. Getty Images
25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — Баухаус. Буквально это слово переводится с немецкого как «дом строительства».
Первым директором и вдохновителем школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры» В. Гропиус. Границы архитектуры.
М., 1971. . Гропиус был убежден: именно новое конструктивное мышление, объединив зодчество, живопись, градостроительство, социальные дисциплины, даст возможность создать Gesamtkunstwerk — «великое универсальное произведение искусства» Термин Gesamtkunstwerk («гезамткунстверк») появился благодаря немецкому композитору и теоретику искусства Рихарду Вагнеру (Richard Wagner. «Das Kunstwerk der Zukunft», 1871). . Этот и другие принципы, сформулированные в Баухаусе, определили развитие архитектуры в XX веке. Преподаватели и студенты нашли ответ на вопрос, волновавший архитекторов с конца XIX века, — каким должен стать язык новой архитектуры в эпоху пара и электричества, стремительной индустриализации, многообещающего технологического прогресса.
В Баухаусе считали, что форма здания будет выразительнее, честнее, убедительнее, соответствуя конструкции и технологии изготовления. Декоративные элементы — фриз, капитель, наличник — скрывают инженерные решения. Архитекторы Баухауса, наоборот, хотели выставить напоказ современные конструктивные приемы.
Эта новая архитектура отказалась от декоративных элементов классической ордерной системы Ордер (от латинского «ordo» — «строй, порядок») — разновидность архитектурной композиции, возникшая в Древней Греции и повлиявшая на историю всей европейской и мировой архитектуры. Ордерная система предусматривает строгие правила, которые определяют форму и расположение всех элементов здания, а также их пропорциональное соотношение. , но активно изучала потенциал психофизического воздействия различных форм, материалов и колористических решений на человека. Художники и архитекторы Баухауса надеялись на грандиозную социальную реформу и верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества. Отсюда интерес к строительству массового, типового жилья, в котором высокие стандарты жизни будут доступны всем слоям населения.
Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На третьем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.
Сцена из спектакля «Дон Жуан и Фауст» Кристиана Дитриха Граббе в Немецком национальном театре. Художник Оскар Шлеммер. Веймар, 1925 год Bridgeman Images / Fotodom
Марианна Брандт. Чайник из латуни, покрытой серебром, с ручкой из черного дерева и крестообразным основанием. 1934 год Bridgeman Images / Fotodom
Мастерскую живописи и фрески возглавил Василий Кандинский, витражной живописи — Пауль Клее, обработки металла — венгерский художник и теоретик искусства Ласло Мохой-Надь. Благодаря Эль Лисицкому Эль Лисицкий — художник, зодчий, один из лидеров советского авангарда и ключевая фигура в истории советско-европейских культурных связей 1920-х годов. в Баухаусе узнали о супрематических композициях Казимира Малевича. Идеолог нидерландского авангарда Тео ван Дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы «Де стиль» «Де стиль» — художественное объединение, созданное в 1917 году в Лейдене при участии нидерландских авангардистов — художников и архитекторов Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга, Якобса Ауда, Роберта ван’т Хоффа и др. .
Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.
1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе.
Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
Дом Cонневелда. 1930-е годы The New Institute Collection, BIHS
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика.
Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.
Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума.
Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использованием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготовлена по индивидуальному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех комнатах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.
Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обставленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмотрены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе надеялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобождении от работы: ее выполняла кухарка.
3. Генеральный план Биробиджана (1933)
В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке современной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стремительной индустриализации строительство должно было быть быстрым и экономным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рассчитывали на помощь в разработке новых в социальном отношении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандартизированной застройки и создания инфраструктуры для поточно-конвейерного производства.
Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому революционные изменения, случившиеся в художественной и общественной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением.
Срочное возведение целых поселков и городов было возможно только с помощью типового серийного производства, а любое массовое строительство требовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», созданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков.
В концепции, сформулированной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микрорайонах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счастливого будущего, объединяющего людей, пытался разработать универсальные, единственно верные правила новой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный город с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными социальными предписаниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.
Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квалификации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрократическая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуждены покинуть страну из-за жесткой реакции по отношению ко всем экспериментальным направлениям первого послереволюционного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспективный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.
4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
Тель-Авив 1930-х годов оказался идеальным местом для архитектуры «с чистого листа». В 1909 году будущий город был всего лишь небольшой садовой окраиной Яффы. Застройка шла хаотично, архитектурный облик складывался под влиянием отчасти европейской эклектики Эклектика — направление в архитектуре XIX века.
Эклектический метод предлагает смешение разных исторических стилей. , отчасти местных традиций. Все изменилось в годы Пятой алии Алия (c изр. «подъем», «восхождение») — процесс репатриации в Палестину, с 1948 года — в Израиль. Пятая алия — период 1929–1939 годов. , когда после прихода к власти нацистов в Германии в Палестину переехали около 250 тысяч евреев.
Среди них было много архитекторов, учившихся в Баухаусе: Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. К началу 1930-х годов в Тель-Авиве сложилась уникальная градостроительная ситуация: всеобщее воодушевление и национальный подъем, стремительный рост населения и острая потребность в новых жилых кварталах. В то же время здесь отсутствовал исторический городской контекст, а следовательно, была полная свобода для творческого эксперимента. В период между 1931 и 1937 годом в Тель-Авиве было возведено более 3000 зданий, в которых последовательно воплощалась доктрина Баухауса.
Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за светлый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, традиционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появились внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.
Функциональное планирование означало проектирование «изнутри наружу»: в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон. Отсюда — сложные композиции разноэтажных объемов, разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные).
Облик здания продиктован особенностями внутренней планировки и назначением помещений. Эффектное сочетание разновеликих объемов, ослепительно белая штукатурка, игра контрастных теней — в масштабе нескольких кварталов новая архитектура производила сильное впечатление. Некоторые дома представляли собой вытянутые корпуса, другие, наоборот, были решены более компактно.
Выразительным пластическим акцентом были закругленные балконы, оформлявшие углы зданий. Многие дома были оборудованы специальными пологами, балконами, вентиляционными щелями (окна-термометры), дополнительными козырьками. Выступы и ниши, улавливая морской бриз, усиливали сквозняк, что также помогало понизить температуру в квартирах. На плоских крышах были устроены сады, перголы Пергола — в садово-парковой архитектуре конструкция для вьющихся растений, одновременно представляющая собой завесу от солнца. , места для сушки белья, зоны отдыха.
5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений.
Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения дизайна.
Так рождался интернациональный стиль в своей классической, американизированной версии — благодаря эмигрировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие.
Ван дер Роэ буквально создает пространства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклянный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт.
Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произведений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равномерно проникает дневной свет. Сложно придумать более антагонистичное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и уничтожение его массы.
Источник: arzamas.academy
Мир отмечает столетие Баухауса. Что о нем надо знать?
Колыбель дизайна, великая школа, совершившая революцию в архитектуре, дизайне и искусстве в целом, – в этом году Баухаус чествуют по всему миру. На родине, в Германии, подготовили по-настоящему колоссальную музейную, фестивальную, выставочную программу – запланировано около 700 всевозможных событий. Рассказываем, почему важно там побывать.
Комплекс Баухауса в Дессау. T. Franzen
Сегодня словом «баухаус» чаще обозначают стиль в модернистской архитектуре 30–60-х годов прошлого века, но изначально так назвалось учебное заведение – Высшая школа строительства и конструирования (Баухаус). Она просуществовала недолго, всего 14 лет (1919–1933 гг.), но подарила миру самую влиятельную, немецкую версию модернизма, идеи которой распространились далеко за пределы страны, определив вектор эстетического развития искусства в всем мире. Дома, в которых мы живем сегодня, – наследники Баухауса, а предметы, придуманные дизайнерами сто лет назад, можно найти в каждой квартире.
Начало. Веймарская республика
Все началось в 1919 году в Веймаре. Эпоха была переломной. По всей Европе только что отгремели революции, пали империи, Германия совсем недавно стала республикой. Привычный уклад рушился, старое искусство, архитектура больше не отвечали запросам общества, начиналась новая жизнь, и искусство в ней тоже должно было быть новым. В это полное надежд время в Веймаре открывается высшее учебное заведение, художественная школа нового образца, которая должна была изменить мир, совершив переворот в искусстве.
Простое и емкое название Баухаус (bau – «строительство», haus – «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей – они хотели понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств. Понять и начать строить для широких масс, а не в интересах правящего класса. Строить так, чтобы красота отвечала функциональности, чтобы синтез искусств работал на благо людей.
Отцы-основатели Баухауса – архитектор Анри ван де Вельде, инициатор создания школы, и Вальтер Гропиус – архитектор, прославившийся смелыми экспериментами. Он стал первым директором Баухауса и главным его идеологом. Именно Гропиус вдохнул в Баухаус творческую жизнь, вдохновил и увлек самых талантливых и смелых.
«Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры».
Вальтер Гропиус
Университет Баухауса в Веймаре. T. Franzen
Веймар
Всего три часа от Берлина на авто, и вы на родине Баухауса. До недавнего времени «гениями этого места» туристы считали Гете и Шиллера, но теперь все изменилось. Город стал частью гранд-тура, который совершают в Германии поклонники модернизма.
Хаус-ам-Хорн (Haus am Horn) – первое здание Баухауса в Веймаре. Истинный Баухаус во всей красе, образцово-показательный дом, прототип, сделанный специально для выставки, на которой школа должна была продемонстрировать общественности свои достижения. Дом откроется для посетителей после реконструкции 18 мая 2019 года.
6 апреля состоится презентация нового музея школы и постоянной экспозиции модернизма. Тут можно узнать все об истории Баухауса, о его работе. Музей построен по проекту немецкого архитектора Хайке Ханады.
28 апреля пройдет марафон, посвященный столетию Баухауса. Можно бежать классическую дистанцию в 42 км, полумарафон или эстафету. Маршрут будет проходить через архитектурные памятники Баухауса и другие достопримечательности. По условиям праздничного забега участники могут делать культурные тайм-ауты: послушать концерт, зайти на выставку, посетить экскурсию.
Причем культурные передышки не будут учитываться при расчете финального времени. Зарегистрироваться на марафон можно здесь.
Кто работал в Баухаусе?
Гропиусу удалось собрать мощнейший преподавательский коллектив – весь авангард мировой художественной мысли, главных новаторов своего времени. Каждый из них – революционер в своем виде искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне. Обновления требовали все области творчества, так что учителей подбирали из самых разных сфер.
Вальтер Гропиус – один из главных архитекторов ХХ века, сподвижник Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье, дизайнер, теоретик, основатель функционализма в архитектуре.
Фото: Louis Held
Венгерский художник Ласло Мохой-Надь – теоретик фотографии, известный своими экспериментами с ракурсом и светом, а также киноопытами. В Баухаусе руководил мастерской по металлу.
Фото: Люсия Мохой
Василий Кандинский – один из главных художников русского авангарда, теоретик, стоявший у истоков абстрактного искусства, – возглавил мастерскую живописи. Самый знаменитый его курс в Баухаусе был посвящен цвету.
Фото: The Granger Collection, New York
Пауль Клее – швейцарский художник-график, абстракционист, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Первый художник, назвавший рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством.
Фото: Alexander Eliasberg
Оскар Шлеммер – скульптор, хореограф, театральный художник.
Фото: Hugo Erfurth
Иоханнес Иттен – художник-теоретик, разработавший подготовительный курс для Баухауса. До сих пор на основе этого курса строится преподавание в большинстве художественных школ.
Фото: копия из книги Bauhaus. Bauhaus archiv. 1919-1933. Magdalena Droste. Benedikt Taschen. 1990
Ханнес Мейер – архитектор-функционалист, второй директор Баухауса, идеолог и практик социального строительства.
Фото: Lotte Beese
Людвиг Мис ван дер Роэ – великий архитектор-модернист, без преувеличения определивший облик городской архитектуры XX века.
Фото: Werner Blaser
Марсель Бройер – выпускник, позже преподаватель Баухауса, руководитель мебельной мастерской, один из отцов-основателей современного мебельного дизайна.
Фото: Homer Page
Чему учили в Баухаусе?
Модель образования в школе сильно отличалась от классической. Начинали не с истории искусства или рисования с натуры. Здесь занимались прикладными искусствами. Студенты получали базовые знания о форме, фактурах, материалах и быстро переходили к практике. В Баухаусе были не кафедры, а мастерские, где художники работали вместе с ремесленниками.
Украшательство отменялось. Форма и внешний вид как зданий, так и предметов должны были быть подчинены функции. Ведь здесь придумывали не уникальные произведения для элит, а товары массового потребления: доступные, удобные и качественные.
Комплекс Баухауса в Дессау. T. Franzen
Баухаус не был учебным заведением в чистом виде. Гропиусу удалось создать уникальное творческое объединение, лабораторию. В мастерских делали прототипы мебели, тканей, светильников, керамики. Лучшее отправляли на конвейер, эти вещи продавались, частично школа даже была на самофинансировании.
Архитектурные проекты воплощались в жизнь, по проектам Баухауса строились дома и целые поселки. Это были исключительно плодотворные годы для преподавателей и студентов. Варясь в одном творческом котле, они создавали философию и язык нового искусства, меняли восприятие мира, пространства, цвета, звуков в самых разных жанрах, от архитектуры, скульптуры до моды, фотографии и даже балета.
Среда, союз единомышленников, желание изменить мир давало импульс каждому из них. Шлеммер, Кандинский, Гропиус, Иттен… На времена Баухауса приходится расцвет их творческого гения. Это были настоящие романтики, одержимые идеей создать новую среду обитания, новый образ жизни и «удовлетворить потребности человеческого духа», как писал Вальтер Гропиус.
В 1925 году власти Веймара перестали субсидировать школу, и она переехала в Дессау в здание, построенное Гропиусом, где просуществовала до 31-го года. К тому моменту ее директором был назначен знаменитый Людвиг Мис ван дер Роэ. Последним адресом Баухауса стал Берлин.
«Переизобретая мир». Главные шедевры Баухауса
Архитектура
Многое из того, что нас окружает, происходит из Баухауса. Это, например, железобетонные здания, в которых мы живем, построенные из универсальных элементов. Вместе со сборными зданиями родились и принципы застройки нового типа. Новые идеи Гропиус реализует в поселке Дессау-Тёртен в Дессау – 370 сборных домов с прилегающими участками. Излюбленной темой в Баухаусе было изучение пространства для жизни, его эргономики.
Альфельд, Фабрика обувных колодок «Фагус». T. Franzen
Берлин. T. Franzen
Однако не только за социальное жилье архитектуру Баухауса называют великой. Ее архитекторами были созданы знаковые проекты, ставшие символами архитектуры XX века. В частности, первое современное индустриальное здание – фабрика обувных колодок «Фагус» в Альфельде (Нижняя Саксония), спроектированная Гропиусом.
Плоские крыши, фасады из стекла и стали, мастерские, залитые дневным светом, – все это было новым словом в фабричном строительстве. Еще одна важная работа Гропиуса – старая биржа труда (Historisches Arbeitsamt) в Дессау, построенная в 1929 году. Безусловный архитектурный символ Баухауса – здание школы и кампус в Дессау, спроектированные Вальтером Гропиусом.
Главное здание школы – асимметричное, сложное по своей композиции, но четкое и строгое – идеальный пример функционализма в архитектуре. Оно было совершенно не похоже на неоклассическую застройку Дессау и удивляло жителей обилием стеклянных поверхностей, плоской кровлей (она была местом для общения) и гладкими стенами, лишенными орнамента. Различные помещения были связаны в единую асимметричную композицию с гармонично скомпонованными элементами – горизонтальным (двухэтажный переход-мост, в котором находилась администрация) и вертикальным (пятиэтажное здание студенческого общежития). И сегодня дом выглядит современно. Неподалеку – виллы преподавателей, дома мастеров, где жили и работали Гропиус, Кандинский, Клее, Мохой-Надь, – хрестоматийный образец частной архитектуры Баухауса.
Дессау
Историческое здание школы, пострадавшее во время войны, было восстановлено и давно служит музеем. Здесь, как и в домах преподавателей, можно побывать с экскурсией.
В сентябре в Дессау откроется и новый музей Баухауса, построенный по проекту бюро addenda architects из Барселоны. Внешняя оболочка здания сделана из стекла. Прозрачные фойе и цокольный этаж исполняют роль публичного пространства и места для временных выставок современного искусства. Постоянная экспозиция будет находиться на верхнем этаже, в помещении, которое условно называется «черным ящиком». Здесь обоснуется коллекция из 49 тысяч предметов, которая собирается уже полвека, с 50-летнего юбилея Баухауса.
Одно дело просто познакомиться с архитектурой Баухауса, совсем другое – жить в этих домах. И такая возможность есть! В Дессау для постояльцев открыто студенческое общежитие, построенное по проекту Вальтера Гропиуса. Пять этажей, 28 комнат недавно отреставрированы с использованием современных материалов.
Девиз этого гостиничного проекта – «Спи как студент Баухауса!» – полностью отражает его суть. Обстановка максимально приближена к оригиналу. Аскетичные интерьеры обставлены репликами мебели, разработанной в Баухаусе. В номерах нет телевизора и мини-бара, удобства – на этаже, зато именно здесь, в этих самых студиях жили и работали Марсель Бройер, Марианна Брандт, Гюнта Штольц.
Цена за одну ночь – от 45 до 55 евро. Немного за то, чтобы прикоснуться к легенде. Забронировать студию можно здесь.
Источник: www.sobaka.ru