Основные виды транспорта в России. Расчёт транспортных расходов на единицу произведенной продукции. Повышение уровня электрификации железных дорог. Создание прямых связей между крупными промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям.
Рубрика | Транспорт |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.06.2018 |
Размер файла | 33,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Основные направления модернизации железнодорожного транспорта России
д.э.н., профессор МГУ
Транспортный комплекс России
В начале XXI в. в общем объеме мировых грузоперевозок доминировал морской транспорт, доля которого составляла 62%.
Что такое модернизация | Владимир Пирожков | Prosmotr
На долю железнодорожного транспорта приходилось — 16%, трубопроводного — 11%, автомобильного — 8%, речного (внутреннего водного) — 3%.
В современном мировом хозяйстве прослеживается устойчивая тенденция к перераспределению общего грузооборота с морских путей, железных дорог и речных путей на автотранспорт.
В свое время Советский Союз находился на первом месте в мире по грузообороту всех видов транспорта, а интенсивность и эффективность использования транспортной системы была самой высокой в мире.
По оценкам специалистов, эффективность советской транспортной системы была значительно выше, чем у США и многих других промышленно развитых стран.
В начале третьего тысячелетия Россия, хотя и сохранила одно из ведущих мест в мире по грузообороту всех видов транспорта, однако по степени развития отдельных видов транспорта существенно отставала от мирового уровня (см. табл. 1).
Грузооборот России по всем видам транспорта общего пользования, млрд. т/км (1995-2016 гг.) Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — gks.ru
Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Основные виды отечественного транспорта, стабильно прибыльные в Советском Союзе, в период так называемых либеральных экономических реформ 90-х годов прошлого столетия стали убыточным.
В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции были в 6 раз больше, чем в США, и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими.
Производительность труда на отечественном транспорте была вполовину ниже, чем в США, особенно в сфере погрузочно-разгрузочных работ, что было связано с низким уровнем механизации и автоматизации.
Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не могло не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.
Модернизация в эпоху Петра
Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и соответствующей транспортной инфраструктуры, созданной и функционирующей на территории страны.
Транспортная сеть России остается одной из наиболее протяженных и диверсифицированных в мире и включает в себя:
· автомобильные дороги с твердым покрытием — 984 тыс. км;
· воздушные линии — 600 тыс. км;
· магистральные нефте- и газопроводы — 250 тыс. км;
· речные судоходные пути — 115 тыс. км;
· железнодорожные пути сообщения — 87 тыс. км;
· троллейбусные линии — 5,3 тыс. км;
· трамвайные пути — 2,5 тыс. км;
· линии метрополитена — 0,514 тыс. км., в том числе 339 км. Московского метрополитена.
Сравнительный анализ протяженности транспортных систем и качество их функционирования, особенно по автомобильному и железнодорожному транспорту свидетельствуют о сохранении определенного отставания России от ведущих промышленно развитых и развивающихся стран и прежде всего от США, стран ЕС и Китая.
Транспортная отрасль России вносит значительный вклад в формирование ВВП и доходов федерального бюджета. В 2016 г. в бюджет России от доходов всех видов транспорта общего пользования было перечислено более 600 млрд. руб.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе утвержденные на государственном уровне стратегические документы ставят перед транспортным комплексом России масштабные задачи, в том числе:
· формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;
· обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
· обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
· интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны;
· повышение уровня безопасности транспортной системы;
· снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду и др.
По основным экономическим показателям одним из основных видов транспорта общего пользования России остается железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт
Зарождение и бурное развитие в начале XIX века железнодорожного транспорта можно назвать настоящей революцией, не только в сфере транспорта, но и во всей мировой экономике.
Уже в 1860 г. общая протяженность железных дорог в мире составила 107 тыс. км., в том числе в Европе — 52 тыс. км. В 1900 г. общая протяженность железных дорог в мире достигла 803 тыс. км., в том числе в Европе — 282 тыс. км.
В США общая протяженность железных дорог в 1920 г. составляла 370 тыс. км.
В дальнейшем продолжается быстрое создание инфраструктуры — путевого хозяйства железных дорог и строительство современного подвижного состава.
Железнодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше по крайней мере до середины прошлого века, когда положение начинает меняться в пользу автомобильного транспорта.
В настоящее время протяженность железных дорог мира составляет более 1,3 млн. км.
железнодорожный транспорт россия электрификация
История создания и развития железнодорожного транспорта России
В России первая железная дорога на конной тяге была построена еще в конце XVIII века на Александровском заводе в Петрозаводске.
В 1834 г. на Урале российские инженеры братья Черепановы построили заводскую железную дорогу длиной в 3,5 версты, по которой двигался паровоз их собственной конструкции и производства.
В 1837 г. было завершено строительство Царскосельской железной дороги между Санкт-Петербургом и Павловском протяженностью 27 верст.
В 1851 г. пошли первые поезда по Николаевской железной дороге, соединившей Санкт-Петербург с Москвой. Впоследствии эта магистраль была продлена до Варшавы.
Однако наиболее интенсивно железнодорожное строительство в России стало развиваться в 60-е годы позапрошлого столетия. В 1891 г. началось строительство Сибирской магистрали, которая получила название Великий Сибирский путь.
Построенная железная дорога через всю территорию страны соединила Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.
Сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба) дало толчок миграции населения Центральных и Южных губерний страны на Восток. Постепенно началось освоение богатейших сибирских природных ресурсов, строительство новых городов и промышленных предприятий.
Значительный вклад в великую стройку века внес выдающийся государственный деятель Председатель Комитета Министров царской России Сергей Юльевич Витте (1849-1915). В период его пребывания на посту министров финансов России (1892-1903) удалось построить 27,2 тыс. километров новых железных дорог, в том числе основную часть великой Сибирской магистрали. Laue T. von. Sergei Witte and Industrialization of Russia. — New York; London, 1963. — P. 71.
При его непосредственном участии началось строительство Китайской-Восточной железной дороги (КВДЖ) в Маньчжурии, ставшей продолжением Транссиба.
Стоимость строительства Транссиба за период с 1891 по 1916 гг. оценивалась примерно в 1,5 миллиарда рублей. Длина магистрали составила 9288,2 км и до сих пор она является самой длинной железной дорогой в мире.
В 1914 г. накануне первой мировой войны протяженность железных дорог в России достигла 74,6 тыс. км, в том числе 51,5 тыс. км были казенными дорогами. По протяженности железных дорог Россия вышла на 2-е место в мире после США. Подвижной состав насчитывал 18 тыс. паровозов, 27 тыс. пассажирских и 447 тыс. товарных вагонов.
До революции 1917 г. в России по протяженности было построено железных дорог примерно столько же, сколько за весь период существования бывшего Советского Союза.
Современное состояние отрасли
В настоящее время железнодорожный комплекс имеет важное стратегическое значение для экономики России. Он является своеобразным связующим звеном единой экономической системы. Обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в отдаленные уголки страны.
Является самым доступным транспортом для миллионов граждан России. Андрианов В.Д., Глава 18. Транспортный комплекс (278-290 с.), в коллективной монографии «Национальная экономика: Учебник». — М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2016.
Железнодорожный транспорт остается одним из основных видов транспорта общего пользования России. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. достиг 2344 млрд. т/км, а его доля в общем объеме грузооборота составила 45%. На железнодорожный транспорт в России приходится почти треть всего пассажирооборота страны.
Динамика грузооборота железнодорожного транспорта России (млрд. т/км)
Все виды транспорта
Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире. По пассажирообороту входила в десятку крупнейших стран мира.
Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования в России в начале 2016 г. составляла свыше 87 тыс. км. Для сравнения, этот показатель в США составлял 194,7 тыс. км (в 2 с лишним раза больше, чем в России), Китае -124 тыс. км, в Индии — 63 тыс. км, Германии — 35 тыс. км, Японии — 20 тыс. км. https://geographyofrussia.com/zheleznodorozhnyj-transport/
По уровню электрификации железных дорог, которая составляла 47%, Россию опережали многие европейские страны. В частности, в Швейцарии электрифицировано практически 100% железных дорог, в Швеции — 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%.
При этом, по протяжённости электрифицированных дорог (43,4 тыс. км) Россия занимала 1-е место в мире, 2-е место было у Китая (36,0 тыс. км).
Из числа крупнейших железнодорожных магистралей, построенных в советский период можно выделить «Турксиб», «Трансполярную магистраль», «БАМ», «Малый БАМ» и др.
В сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт сохраняет доминирующее положение и имеет ряд несомненных преимуществ, в том числе:
· массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
· регулярность и стабильность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодных условий;
· возможность создания прямых связей между крупными добывающими и промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям;
· высокая удельная грузоподъемностью и соответственно относительно низкая себестоимость при перевозках массовых грузов на большие расстояния.
Основные проблемы отрасли
По данным Министерства транспорта России в начале проведения экономических реформ в России в конце 90-х годов прошлого столетия развитие железнодорожного транспорта сдерживалось существованием следующих серьезных проблем.
В частности, из общей протяженности железных дорог примерно 38% составляли пути с дефектными или выработавшими свой ресурс рельсами. На путях эксплуатировалось 20 тыс. дефектных стрелок и 19 тыс. дефектных крестовин. В эксплуатации находилось примерно 700 временных искусственных сооружений, построенных в военное и послевоенное время взамен разрушенных капитальных мостов. Нормативный срок их службы был превышен вдвое.
Значительно ухудшилось состояние подвижного состава. В целом степень износа транспортных средств составляла более 42%. Свыше 10 лет находились в эксплуатации 61% тепловозов, 69% электровозов, около 40% железнодорожных вагонов инвентарного пассажирского парка, что существенно превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран.
По оценке Министерства транспорта РФ, в конце 90-х годов прошлого столетия подлежали списанию 31% грузовых и 44% пассажирских электровозов, 48% грузовых и 50% пассажирских тепловозов.
Средний вес грузового поезда на российских железных дорогах составлял 4,5 тыс. тонн. Такой состав насчитывает около 70 вагонов.
Средняя скорость пассажирских поездов на железных дорогах России в начале третьего тысячелетия составляла 47 км/ч, что было почти в 4 раза ниже, чем скорость на железных дорогах в странах Западной Европы.
Низкие скорости на российских железных дорогах были обусловлены состоянием путей, износом подвижного состава и традиционно тихоходным графиком движения поездов.
Серьезным недостатком развития российского железнодорожного транспорта является отсутствие приоритетной ориентации на использование транзитного потенциала. Только в самые последние годы наметилась координация железнодорожного строительства с транзитными потребностями европейских и азиатских стран. Начали реализовываться меры по включению российских железных дорог в проекты создания международных транспортных коридоров, лучшей стыковке отечественных дорог с зарубежными и т.д.
Учитывая указанные проблемы, Правительством России была инициирована структурная реформа железнодорожной системы. Основными целями реформы были: ускоренная модернизация инфраструктуры железных дорог; усиление государственного регулирования; развитие конкурентных отношений среди хозяйствующих субъектов; разработка системы мотивации среди работников для повышения эффективности и надежности функционирования системы железнодорожного транспорта.
Холдинг «Российские железные дороги» и итоги реформы отрасли
Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. открытое акционерное общество, государственную компанию Российские железные дороги — ОАО «РЖД» (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585).
В настоящее время ОАО «РЖД» — головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят еще 143 дочерних и зависимых обществ.
Основной целью создания компании и холдинга было развитие конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса. Эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров. Поддержание и развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и железнодорожного хозяйства.
Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также получение прибыли.
В настоящее время холдинг «Российские железные дороги» является ведущей железнодорожной компанией России и одной из крупнейших акционерных компаний в мировом транспортном секторе.
Размер акционерного капитала корпорации в 2017 г. составлял свыше 2 млрд. руб. Основным акционером компании является государство. Как головная компания холдинга — ОАО «РЖД» владеет акциями (долями) 143 дочерних и зависимых обществ. Компании принадлежит 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85,3 тыс. км., в том числе 43,4 тыс. км. электрифицированных линий.
Подвижной состав корпорации по состоянию на начало 2017 г. насчитывал: грузовые вагоны всех типов — 196,3 тыс.; пассажирские вагоны дальнего следования — 21 тыс.; пассажирские вагоны пригородных поездов — 14,3 тыс.; грузовые магистральные локомотивы (электровозы и тепловозы) — 11,8 тыс.; маневровые локомотивы (тепловозы) — 5,9 тыс.; пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) — 3,1 тыс. rzd.ru Официальный сайт ОАО «РЖД»
В процессе структурного реформирования отрасли ОАО «РЖД», обеспечил достижение главных целей — рост устойчивости, безопасности и доступности перевозок, снижение транспортной нагрузки на экономику России, удовлетворение растущего спроса на перевозки.
На долю ОАО «РЖД» приходится 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны,
Вклад холдинга в формирование ВВП России составляет около 1,7%. Деятельность компании обеспечивает 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, 1,6% численности занятых в народном хозяйстве, около 4% от общего объема капитальных вложений в экономику России.
Холдинг «РЖД» является одним из крупнейших инвесторов в экономику России, объем его капитальных вложений в развитие отрасли за период 2004-2016 гг. составил примерно около 4 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.
Компания является одним из наиболее надежных заемщиков на российском и зарубежном рынках капитала. ОАО «РЖД» имеет стабильные международные кредитные рейтинги на уровне не ниже суверенных.
Компания проводит активную работу по раскрытию информации, открыто взаимодействует с инвесторами. Устойчивое финансовое положение позволяет привлекать кредиты и займы на российском и международных рынках капитала на приемлемых условиях.
Холдинг активно участвует в деятельности международных транспортных организациях, в том числе в Международном союзе железных дорог, Совете по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Организации сотрудничества железных дорог. В настоящее время ОАО «РЖД» имеет зарубежные представительства в 11 странах мира. rzd.ru Официальный сайт ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок, удельным затратам топливно-энергетических ресурсов на перевозки.
Однако, растущая загруженность автомобильной инфраструктуры и объективный рост транспортной активности населения требует принятия системных и долгосрочных решений, которые позволят повысить эффективность железнодорожной системы в целом.
Развитие скоростных и высокоскоростных межрегиональных сообщений
Одним из инструментов повышения эффективности железнодорожного транспорта является развитие скоростных и высокоскоростных межрегиональных сообщений, которые призваны сблизить субъекты Российской Федерации.
Под скоростным движением понимается перевозка пассажиров со скоростями от 140 до 200 км/ч по модернизированным существующим линиям.
Под высокоскоростной магистралью понимают новую специализированную железнодорожную линию, предназначенную для поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч.
С декабря 2009 г. скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области.
Регулярно высокоскоростные поезда различных модификаций курсируют по следующим направлениям:
· «Сапсан» между Москвой — Санкт-Петербургом;
· «Аллегро» — между Санкт-Петербургом и Хельсинки;
· «Стриж» — между Москвой и Нижним Новгородом;
· «Ласточка» — между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, Москвой и Нижним Новгородом, в Сочинском регионе и др.
Ежегодно скоростные и высокоскоростные поезда ОАО «РЖД» перевозят свыше 3,2 млн пассажиров. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами. rzd.ru Официальный сайт ОАО «РЖД»
Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения в России определено «Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года».
В частности, в рамках программы предусмотрено создание сети скоростных линий протяженностью более 7,5 тыс. км., и сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) протяженностью примерно 4,3 тыс. км.
Основными проектами ВСМ в ближайшие годы станут:
· Москва — Казань — Екатеринбург, протяженность 1 532 км;
· Москва — Санкт-Петербург, протяженность 659 км;
· Москва — Ростов-на-Дону — Адлер, протяженность 1 540 км.
Крупнейшим проектом в рамках реализации стратегии будет строительство первой в России высокоскоростной пассажирской магистрали (ВСМ) Москва—Казань. Самую развитую и наиболее протяженную сеть высокоскоростных железных дорог в мире имеет Китай. В 2017 г. протяженность высокоскоростных магистралей в Китае составляла 22 тыс. км. Скорость движения поездов доходит до 300 км/ч.
По планам экономического развития Китая, к концу тринадцатой пятилетки (2020) протяженность высокоскоростных магистралей должна увеличиться до 30 тыс. км. и к 2025 — до 38 тысяч километров. В перспективе новая железная дорога может быть продлена до Екатеринбурга и в более отдалённой перспективе до китайской столице Пекина.
Общая протяженность магистрали составит 772 км. Длина участков трассы, по предварительным расчётам, составит: Москва — Владимир 200 км, Владимир — Нижний Новгород 215 км, Нижний Новгород — Чебоксары 235 км, Чебоксары — Казань 120 км.
На протяжении ВСМ планируется построить 795 искусственных сооружений, в том числе:
· три уникальных моста — через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру;
· 50 больших мостов общей протяжённостью 31 км; 78 средних мостов; 49 эстакад общей протяжённостью 77 км;
· 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных; 454 водопропускных трубопровода.
Максимальная скорость поездов может достигать 400 км. в час. Предусматривается возможность курирования по маршруту поездов «Сапсан», «Ласточка» и скоростных региональных электропоездов.
Строительство магистрали планируется начать в 2017 г., в 2019 г. начнутся работы по сертификации подвижного состава. В 2020 г. по магистрали должен пройти первый скоростной поезд, а в 2021 г. планируется начать штатную эксплуатацию скоростной магистрали.
Общая стоимость проекта строительства ВСМ, мостов, эстакад, железнодорожных путепроводов и других сооружений на ее протяжении оценивается в 19,2 млрд. долларов. Строительство ВСМ будет иметь существенный синергетический социально-экономические эффект, в том числе за счет объединения существующих агломераций и региональных центров. Удаленные регионы автоматически становятся близкими пригородами крупнейших агломераций России.
Будут сформированы современные транспортные объединенные системы, так называемые интермодальные комплексы — «аэропорты — ВСМ — городской транспорт».
Развитие высокоскоростного движения послужит толчком для импорта прогрессивных зарубежных технологий, будет способствовать созданию новых высококвалифицированных рабочих мест.
Для реализации проектов по созданию ВСМ потребуется реализация стратегических направлений инновационного развития ОАО «РЖД», в том числе:
· совершенствование системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики;
· обновление инфраструктуры и подвижного состава;
· совершенствование системы управления и обеспечения безопасности движения поездов и снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
· повышение надежности работы транспортных систем и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств;
· повышение экономической эффективности деятельности компании;
· повышение энергетической эффективности деятельности компании;
· разработка и внедрение новых технологий по охране окружающей среды;
· совершенствование системы технического регулирования;
· внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий и др.
Современные тенденции развития российской и мировой экономик ставят перед холдингом «РЖД» новые задачи, решение которых должно внести существенный вклад в ускорение социально-экономического развития Российской Федерации, так и обеспечить устойчивое развитие Холдинга, повышение его международной конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.
Эти цели и задачи нашли свое отражение в «Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г.» определяет цели и задачи, ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, дает оценку эффективности реализации представленных мероприятий для общества и акционеров. Стратегическими целями компаниями на перспективу являются:
· увеличение масштаба транспортного бизнеса;
· повышение производственно-экономической эффективности;
· повышение качества работы и безопасности перевозок;
· глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
· повышение финансовой устойчивости и эффективности и др.
Основные направления «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.»
В утвержденной Правительство РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.» Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р (актуален 2017 г.) и внесенным в нее корректировкам представлен комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог и др.
Уточненный вариант Стратегии разбит на два этапа: 2013—2020 (1-ый этап) и 2021—2030 (2-ой этап) и содержит два сценария развития: консервативный, ориентированный на модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики, и инновационный, который предполагает приоритетное развитие современных наукоемких отраслей.
Согласно внесенным в документ изменениям, инвестиции в развитие сети железных дорог России до 2030 г. по консервативному варианту планируются в размере 12,5 трлн руб., в том числе в период 2013-2020 гг. — 5,2 трлн руб. и в период 2021-2030 гг. — 7,3 трлн руб.
По инновационному сценарию запланировано 18,7 трлн руб. капитальных вложений. Из них 9 трлн руб. — на период 2013-2020 гг., и 9,7 трлн руб. — на период 2021-2030 гг.
Решение столь значимых и масштабных задач может быть реализовано на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающих концентрацию усилий и ресурсов государства, как акционера холдинга «РЖД» и частных инвесторов. Эффективное распределение между ними рисков и ответственности за достижение поставленных целевых показателей по инвестициям.
Поэтому капиталовложения на реализацию стратегического развития железнодорожного транспорта общего пользования по обоим сценариям будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств ОАО «РЖД» и частных инвесторов.
В Стратеги предусматривается строительство новых железных магистралей, в том числе скоростных и высокоскоростных. В частности, на первом этапе планируется построить 5,1 тыс. км новых железных путей, на втором этапе от 10,8 до 15,5 тыс. км, в зависимости от сценария.
В случае успешной реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России к 2030 г. может достичь примерно 103 -108 тыс. км.
По консервативному варианту рост грузооборота железнодорожного транспорта общего пользования прогнозируется в объеме 3,05 трлн т-км, без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии.
По инновационному сценарию грузооборот железнодорожного транспорта вырастет в 1,5 раза и составит 3,3 трлн т-км.
Интенсивное развитие портовых мощностей в Северо-Западном регионе и на Юге России, а также увеличении объемов международной торговли приведет к росту объемов грузовых железнодорожных перевозок на подходах к Санкт-Петербургскому и Мурманскому железнодорожным узлам примерно в 1,5-2 раза, Северному Кавказу — в 2 раза.
Освоение ресурсной базы Полярного Урала, северной части Ямало-Ненецкого автономного округа приведет к росту перевозок на выходах из Урала и подходах к нему примерно в 1,2-1,4 раза.
Предполагается, что значение Кузбасса, как основного поставщика угля для внутренних нужд страны и на экспорт, будет способствовать росту железнодорожных перевозок примерно в 1,2-1,3 раза на выходах из Кузбасса на Запад и в 1,6 раза — на Восток.
Скорость доставки грузов по железнодорожным магистралям России к 2030 г. может возрасти примерно на 35% и по инновационному сценарию составит примерно 400 км в сутки.
Реализации положений стратегии будет способствовать формированию условий для устойчивого социально-экономического развития России, в том числе за счет:
· возрастания мобильности населения и оптимизации товаропотоков;
· снижения совокупных транспортных издержек экономики;
· повышения конкурентоспособности национальной экономики;
· укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны;
· обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.
Таким образом, в результате реализации Стратегии будет существенно модернизирована транспортная инфраструктура и подвижной состав, что внесет существенный вклад в обеспечение динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта и промышленного производства, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых регионов и создания новых промышленных центров.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт общего пользования, подвижной состав, транспортная логистика, высокоскоростные пассажирские магистрали (ВСМ), интермодальные комплексы, Российские железные дороги — ОАО «РЖД», принципы государственно-частного партнерства, интеграция в евро-азиатскую транспортную систему.
Keywords: public railway transport, rolling stock, transport logistics, high speed passenger railway (HSR), intermodal complexes, Joint Stock Company «Russian Railways» (JSC «RZD»), principles of public-private partnership, integration into the Euro-Asian transport system.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта в России. Исследование роли грузового транспорта в экономическом развитии страны. Организация высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог.
презентация [1,5 M], добавлен 29.05.2015
Принципы организации работы железнодорожного транспорта, его значение в экономике государства и основные направления развития. Проблемы железнодорожного транспорта в России на современном этапе, необходимость в инвестициях и сферы их применения.
курсовая работа [28,8 K], добавлен 04.10.2009
Сравнительная характеристика работы железных дорог России, стран Северной Америки и Европы. Описание современной фазы структурной реформы железнодорожного транспорта России. Модели реформирования: вертикальной интеграции и вертикального разделения.
дипломная работа [671,8 K], добавлен 13.05.2015
Транспортный комплекс России. Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике. Этапы развития железнодорожного транспорта в России. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте.
дипломная работа [97,4 K], добавлен 30.01.2011
Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Строительство стратегических и социально-значимых железных дорог. Развитие в области грузовых и пассажирских перевозок, ремонта инфраструктуры и подвижного состава.
Источник: revolution.allbest.ru
Перспективные направления модернизации экономики России
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире.
Главная ближайшая цель модернизации – создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи. Главная текущая задача — «перезапустить» национальную промышленность. Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары — и сама должна стать конкурентоспособной.
По словам председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева: «Мы прекрасно понимаем, что современную экономику невозможно построить сверху и по приказу. Сколько бы госкомпаний у нас ни было, модернизация будет проведена, прежде всего, силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции. А роль государства – создавать для российских и иностранных предпринимателей благоприятный деловой климат»
Перспективными направления модернизации российской экономики являются:
Первое – беспрецедентная программа приватизации крупных государственных активов. Перечень стратегических предприятий сокращен в пять раз.
Второе – создание в ближайшее время специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации.
Третье – развитие российского финансового сектора, в котором не будут введены специальные налоги. Наоборот, с 1 января отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. Государство не намерено дополнительно ограничивать финансовую деятельность, напротив, максимально расширять возможности для финансовых институтов. Москва должна стать крупным международным финансовым центром, который должен стать катализатором развития финансовых рынков всего постсоветского пространства, а также Центральной и Восточной Европы.
Четвертое – создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО, этот процесс должен завершиться в текущем г. За этим последует присоединение России к ОЭСР. Все эти процессы стратегически значимы и не противоречат друг другу. Более того, в случае успеха будет создан единый рынок от Атлантики до Тихого океана. Огромный рынок, на котором всем будет интереснее и выгоднее работать.
Пятое – формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций. Предложен закон, дающий право университетам открывать предприятия с использованием интеллектуальной собственности. Таких компаний уже около тысячи, и их число растет с каждым месяцем. В этом г полностью заработает законодательство, делающее удобным венчурное финансирование.
Шестое – программа повышения энергоэффективности. Любые новые проекты, государственные или частные, будут отвечать современным требованиям к эффективности использования энергии. Такие стандарты либо уже установлены, либо вскоре будут введены в действие.
Не менее важно, что и сам энергетический сектор должен стать одним из главных двигателей инноваций. Именно с этой целью его модернизация будет осуществляться с помощью эффективных глобальных партнерств, основанных на обмене активами
Седьмое – использование механизмов трансферта технологий. Совместная работа и обмен технологиями важны, в том числе, и в оборонной сфере. В перспективе они создадут новый уровень общей безопасности в мире. Вот почему Россия особо приветствует создание российско-французского консорциума по строительству вертолетоносцев класса «Мистраль».
Восьмое – программа распространения широкополосного Интернета по всей России. Государство готово предоставить неограниченные возможности для любого законного бизнеса с его использованием. Самым важным государственным проектом в этой сфере является интеграция банковских и публичных услуг на основе универсальных платежных карт. Это также – серьезный инструмент борьбы с коррупцией.
Девятое – образование. В современном мире источник силы любой страны и ее способности лидировать в глобальной экономике — это умные, образованные люди, наделенные знанием, воображением и желанием творить. Специалисты, знающие, как устроен сегодняшний мир и умеющие конкурировать на глобальном уровне, нужны стране как воздух.
Россию необходимо сделать более привлекательным местом для лучших умов мира. С этой целью государство готово пойти в одностороннем порядке на автоматическое признание дипломов и ученых степеней, полученных в ведущих вузах мира. Также упрощен миграционный режим для приезжающих высококвалифицированных специалистов.
Десятое – инфраструктурные проекты. В частности, проведение в России крупнейших международных спортивных соревнований – это реальный шанс обновить инфраструктуру, сделать ее удобной для граждан и для торговли. Все проекты будут осуществляться на основе частно-государственного партнерства, и для каждого из них будет найдена выгодная для бизнеса форма работы.
Таким образом, в период своего развития Россия прошла три этапа основных этапа модернизации.
Сегодня инновационная экономика в России – это четко обозначенный приоритет государственного развития, поддержанный вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов. Параллельно функционирует правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Одними из важнейших направлений в модернизации российской экономики на современном этапе являются проект «СКОЛКОВО» и инновационный центр «РОСНАНО».
Центральная проблема модернизации — как стимулировать инновационное поведение предпринимателей, как создать такие условия, чтобы капиталовложения в инновации и модернизацию были бы более выгодны, чем альтернативные пути использования ресурсов. Также сегодня одна из существенных проблем – состояние основных фондов.
Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база. А в свою очередь обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня играет все более значимую роль. Сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.
К перспективным направлениям в модернизации России относятся: создание в специального суверенного фонда; развитие российского финансового сектора, в котором не будут введены специальные налоги; создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования; формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций; программа повышения энергоэффективности; использование механизмов трансферта технологий; программа распространения широкополосного Интернета по всей России; образование и инфраструктурные проекты.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: cyberpedia.su
Начало модернизации в России в 20 веке: основные черты, проблемы, итоги
Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.
Определение модернизации
Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:
- в экономике — промышленный переворот;
- в политике — формирование конституционного строя;
- в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
- в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.
Три эшелона модернизации и индустриализации
Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:
- К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех — во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
- Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
- К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.
Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.
Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.
Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.
Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.
Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.
Особенности модернизации в 20-м в.
К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.
Особенности модернизации России в начале 20 века:
- Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
- Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
- В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
- При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
- Возникновение промышленных монополий: «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
- Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.
Кризис в начале 20-го в.
В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.
Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:
- Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями. была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
- Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
- В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
- Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.
Государственная политика и реформы
В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.
В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:
- Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
- Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
- Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
- Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
- Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
- Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.
Протекционизм и программа Витте
Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.
Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:
- Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них. покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
- Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
- Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.
С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.
При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.
Аграрная реформа министра Столыпина
Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.
Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.
Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.
Успехи и трудности модернизации
Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:
- Наличие богатых природных ресурсов в стране.
- В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
- Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
- Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
- Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
- В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
- Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.
Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:
- Сильный контроль государственных структур.
- Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
- Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
- Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
- Низкий уровень жизни народных масс.
- Недостаток рабочей силы и финансов.
- Сильная бюрократическая система госаппарата.
Результаты модернизации в России
Итоги модернизации России в начале 20 века:
- Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
- Рост машиностроительной промышленности — 13%.
- Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
- За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
- Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
- Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.
Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.
Источник: www.syl.ru
18. Основные направления модернизации оборудования
Под модернизацией понимается внесение в конструкцию оборудования частичных изменений и усовершенствований с целью приближения их технического уровня до уровня современного технологического оборудования аналогичного назначения.
— повышение производительности за счет увеличения мощности, быстроходности, расширения диапазонов регулирования
— расширение или изменение технологических возможностей (пример: увеличение размеров, которые можно обрабатывать, увеличение одновременно работающих инструментов, использование токарного станка как протяжного)
— сокращение вспомогательного времени за счет, например, оснащения станка зажимными и загрузочно — разгрузочными. устройствами, устройствами активного контроля размеров, увеличения скоростей быстрых перемещений
— повышение точности за счет повышения точности геометрической и кинематической
— повышение надежности и долговечности за счет улучшения системы смазки, введения защитных устройств
— полная автоматизация оборудования – нужен перевод его в другой класс.
19. Понятие и разновидности нечисловых и числовых систем автоматического управления
САУ – система управления объектом по заранее заданному закону.
Нечисловые САУ:
Копировальные – служат для воспроизведения движения режущего инструмента относительно заготовки по заданной траектории. Состоит из копира по которому скользит щуп , связанный с копировальным устройством. В результате РИ повторяет все движения щупа относительно копира.
Кулачковые – в качестве программоносителя используются модели аналога обработки в виде заранее запрограммированного профиля кулачков. При вращении распределительного вала кулачки через систему рычагов управляют исполнительными органами станка. За один оборот распределительного вала происходит полный цикл обработки.
С регулируемыми упорами – величина перемещения задается с помощью специальных упоров, которые настраиваются на необходимый размер. Недостатком является невозможность получения сложного профиля.
Цикловая система управления – система управления, которая полностью или частично реализует цикл обработки детали, режимы обработки и смену РИ, а величина перемещения задается с помощью специальных упоров на линейках или барабанах. Примерами являются кулачковый коммандоаппарат, штекерная панель.
Числовые САУ – управление оборудованием по программе заданной в алфавитно-цифровом коде и представляющем собой последовательность команд, записанных на определенном языке.
Источник: studfile.net