Основные положения ценообразования в строительстве

Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от при­родно-климатических условий, крупным размером затрат. Ценообразование в строительстве имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В заключение сказано, что все таки окончательной ценой на строительную продукцию является согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами [3].

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукина О. О.

Специфика формирования доходной части предприятий, занятых на ремонте и строительстве автомобильных дорог общего пользования на территории Камчатского края

Ценообразование в строительстве

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования в строительной отрасли»

(значительная доля рынка принадлежит потребительским кооперативам), в Дании — 33 %, в Норвегии — 25 % [2].

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются для решения проблем, связанных с удовлетворением, прежде всего, определённых экономических потребностей населения. Отличительной особенностью хозяйственной деятельности потребительского кооператива является то, что его члены формируют устойчивый организованный спрос на товары и услуги, для удовлетворения которого и создают сам кооператив, его хозяйственные предприятия, и который позволяет успешно функционировать кооперативу в условиях конкуренции. Любой кооператив может успешно вести хозяйственную деятельность лишь до тех пор, пока его услуги будут необходимы для пайщиков и привлекательны для остальной части населения, являющегося потенциальными пайщиками.

1. Егоров В. Мировой опыт развития кооперации в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление — 2012. — № 1. — С. 87-94.

2. Крыгина А.П. Кооперация и агропромышленная интеграция: учебное пособие / А.П. Крыгина, Т.Д. Дегтярева. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ 2011. — 196 с.

3. Кисловец О.В., Крыгина А.П. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры для малых форм хозяйствования АПК региона // Научное обозрение — 2011. — № 2. — С. 84-92.

4. Папцов А.Г. Сельскохозяйственная кооперация в странах с развитой рыночной экономикой. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 116 с.

5. Сайт Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcx.orb.ru.

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.legis.ru/misc/doc/5119.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ценообразование в строительстве в 2023 году. Серия 2

Уральский институт экономики управления и права, г. Екатеринбург

Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики и исходит из общих для всех отраслей прин-

* Студент кафедры «Финансы и кредит».

ципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат. Ценообразование в строительстве имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В заключение сказано, что все таки окончательной ценой на строительную продукцию является согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами [3].

Переход России на рыночные отношения существенно повлиял на все составные части экономической политики, в том числе и на политику в области ценообразования. Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:

— многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, в определенной мере он неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену;

— длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;

— высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а следовательно, и на ее цену;

— в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.

Ценообразование — сложнейший механизм конъюнктуры товарного рынка. В цене отражается вся система ценообразующих факторов: динамика затрат, показателей результатов труда, инфляции, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка и пр.

В хозяйственной практике используются различные виды цен в зависимости от способа их государственного регулирования, метода формирования, отраслевых особенностей, условий контракта, поставки и других факторов.

Формирование обоснованной цены продукции является сложным процессом, требующим знаний, опыта и интуиции специалиста.

При едином методическом подходе формирование цен в различных отраслях имеет существенные особенности.

Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат [2].

Ценообразование в строительстве имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В цене учитывается влияние природно-климатических факторов, региональных различий в экономических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

Цены на строительную продукцию определяются на основе проектных материалов: чертежей, спецификаций и т.д. Сметная документация является составной частью проекта.

Уровень сметной стоимости регулируется сметными нормами, которые учитывают усредненные условия и методы производства работ. Сметное нормирование является самостоятельным важным направлением ценообразования в строительстве.

При формировании цен на строительную продукцию применяют затратные методы — путем последовательного калькулирования затрат определяются сметные цены на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом.

Применительно к сметной документации используются два вида понятий: смета и сметный расчет. Смета составляется на основе объемов работ, которые определены в составе рабочей документации (РД) или рабочих чертежей (РЧ). Сметные расчеты составляются в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат еще окончательно не определились и подлежат уточнению на основании РД или в ходе строительства.

Оценка строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда (контракта) на строительство. По заказу инвесторов разрабатываются инвестор-ские сметы (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены). Они предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных этапах его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

Сметная стоимость строительства — сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяемая в соответствии с проектными материалами.

Сметная стоимость строительства является основой для определения размера инвестиций, финансирования строительства, формирования дого-

ворных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные работы, ремонтно-строительные работы и др., оплаты расходов по приобретению оборудования и доставки его до стройки, а также возмещения других затрат, связанных со строительством. Исходя из сметной стоимости и договорных цен на строительную продукцию, ведется учет и отчетность, производится оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков, формируется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов.

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Новые подходы к ценообразованию в строительстве в условиях реформирования экономики страны нашли отражение в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (1993 г.), на основе которых был разработан Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика содержит как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Читайте также:  Посчитать сколько нужно блоков для строительства

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др. [3].

Подводя итог необходимо отметить, что при различных правилах и нормах регулирования ценообразования в строительстве окончательной ценой на строительную продукцию является согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.

2. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

3. Асташенков В.П. Сметное ценообразование в строительстве: учебное пособие — СПб.: СПбГАСУ 2008. — 271 с.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Университет международного бизнеса, Республика Казахстан, г. Алматы

Статья посвящена вопросам системного подхода к управлению теплоэнергетической отраслью. Также рассматриваются особенности теплоэнергетической отрасли Казахстана.

Ключевые слова теплоэнергетика, система, система теплоэнергетической отрасли, Республика Казахстан.

Теплоэнергетическая отрасль — одна из важных отраслей экономки страны, поскольку затрагивает все отрасли экономики, а также ЖКХ. Теплоэнергетической отрасли Казахстана присущи определенные особенности, которые влияют на оптимизацию ее развития.

Основные особенности теплоэнергетической отрасли Республики Казахстан:

— Теплоэнергетика находится на стыке развития отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, т.о. относится к межотраслевой энергетике, тем самым, становится зависимой от энергодобывающих отраслей и оказывает влияние на развитие промышленной энергетики, т.е. на энергетику отраслей народного хозяйства.

— Сложная и многофункциональная инфраструктура отрасли, т.е. взаимодействие энергогенерирующих предприятий с потребителями тепловой энергии осуществляется с помощью бесперебойной работы систем теплоснабжения.

— Высокая энергоемкость функционирования отрасли: потребление энергоресурсов составляет 40 % от всех добытых энергоресурсов в стране.

— Высокий уровень влияния на экологию страны: одним из продуктов производства тепловой энергии является углекислый газ, возникающий в результате процессов горения органического топлива, который является одним из существенных парниковых газов антропо-

Источник: cyberleninka.ru

Основные положения современною ценообразования и его особенности в строительстве

Ценообразование является важнейшим направлением экономи­ческой работы на предприятии. Перед всеми предприятиями, ком­мерческими и некоммерческими организациями встает задача оп­ределения цеп на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объем реализации продукции, рентабельность производства, другие показатели деятельности и, как следствие, конкурентоспособность предприятия.

Ценообразование — сложнейший механизм конъюнктуры то­варного рынка. В цене отражается вся система ценообразующих факторов: динамика затрат, показателей результатов труда, инф­ляции, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка ипр.

В хозяйственной практике используются различные виды цен в зависимости от способа их государственного регулирования, ме­тода формирования, отраслевых особенностей, условий контракта, поставки и других факторов.

В зависимости от способа государственного регулирования цены подразделяются на регулируемые и свободные (договорные) цены. В настоящее время Применяется административное регули­рование цен только на продукцию так называемых естественных монополий (энергетика, железнодорожный транспорт, связь, газ), атакже на услуги жилищно-коммунального хозяйства. На остальные товары (работы и услуги) действуют свободные (договорные) цены.

Исходя из условий поставки применяются оптовые (для круп­ных партий товаров) и розничные цены (для продажи товаров от­дельным покупателям мелкими партиями).

В зависимости от условий контрактов могут устанавливаться:

фиксированные цены на товары, работы и услуги, в том числе поэтапно корректируемые в соответствии с изменением издержек но контракту;

цены с возмещением издержек производства с обеспечением или без обеспечения прибыльности;

цены по поставкам стандартных товаров, устанавливаемые по итогам торгов и конкурсов.

При определении цен на продукцию (работы, услуги) необхо­димо обоснованно выбрать метод ценообразования. С позиций про­изводителя наиболее простой и выгодный подход к определению цены (Ц) — установить ее на уровне средних (базовых) затрат произ­водства (Сбаз) плюс норматив (расчетный) прибыли (Пнорм). Это так называемый затратный метод:

Более сложными являются методы определения цеи на основе потребительских свойств товара, характерные для рынка машин и оборудования, недвижимости. Наиболее распространенными из этих методов являются параметрические, основанные на сравнении параметров данного товара с базисным. В простейшем виде пара­метрический метод определения цены товара может быть выражен формулой:

где Цо — базисная цена, р.; Рi и Р0i — параметры соответственно оцениваемого и базисного товара; i (1,2. n)- число учитываемых параметров; di — весомость i-го параметра в цене товара.

При любом методе ценообразования цена продукции должна учитывать возможности сбыта, т. е. быть конкурентоспособной на рынке данных товаров. Это требует постоянного изучения конъюн­ктуры товарного рынка и выработки соответствующей ценовой политики.

При едином методическом подходе формирование цен в раз­личных отраслях имеет существенные особенности. В соответствии с отраслевыми особенностями ценообразования различают:

оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения и отпускные цены на товары народного потребления;

закупочные цены в сельском хозяйстве;

сметные цены в строительстве;

тарифы на перевозки грузов и услуги связи;

тарифы на электроэнергию;

тарифы и цены на жилищно-коммунальные, бытовые и иные платные услуги.

Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, слож­ностью, зависимостью от природно-климатических условий, круп­ным размером затрат.

Ценообразование в строительстве также имеет индивидуаль­ный характер: цена каждого вида строительной продукции опреде­ляется на основе сметы (калькуляции). В цене учитывается влияние природно-климатических факторов, региональных различий в эко­номических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

Цены на строительную продукцию определяются на основе проектных материалов: чертежей, спецификаций, — и сметная доку­ментация является составной частью проекта.

Уровень сметной стоимости регулируется сметными нормами, которые учитывают усредненные условия и методы производства работ. Сметное нормирование является самостоятельным важным направлением ценообразования в строительстве.

При формировании цен на строительную продукцию приме­няют затратные методы путем последовательного калькулирова­ния затрат определяются сметные цены на производственные ресур­сы, виды работ, объекты и на стройку в целом.

Применительно к сметной документации используются два вида понятий: смета и сметный расчет. Смета составляется на ос­нове объемов работ, которые определены в составе рабочей доку­ментации (РД) или рабочих чертежей (РЧ). Сметные расчеты со­ставляются в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат еще окончательно не определились и подлежат уточнению на основа­нии РД или в ходе строительства.

Оценка строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения дого­вора подряда (контракта) на строительство. По заказу инвесторов разрабатываются инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены). Они предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных этапах его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет расче­ты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

Различают также понятия стоимости и сметной стоимости стро­ительства.

Стоимость строительства новых, расширения, реконструк­ции, технического перевооружения и капитального ремонта действу­ющих предприятий, зданий и сооружений это денежные средства, которые требуются для его осуществления и определяются в соста­ве предпроектных проработок (обоснований инвестиций).

Сметная стоимость строительства — денежные средства, сум­ма которых определяется на основе проектных материалов. Она является основой для определения размера инвестиций, финанси­рования строительства, формирования договорных цен на строи­тельную продукцию, расчетов за выполненные строительно-монтаж­ные работы, оплаты расходов на приобретение оборудования и воз­мещения других затрат, связанных со строительством. Исходя из сметной стоимости и договорных цен на строительную продукцию ведутся учет и отчетность и производится оценка деятельности стро­ительно-монтажных организаций и заказчиков, формируется в ус­тановленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов.

Регулирование вопросов ценообразования в строительстве осу­ществляется Госстроем России, в субъектах Федерации действуют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

С 1992 г. проводилась большая работа по формированию но­вых подходов к ценообразованию в строительстве в условиях ре­формирования экономики страны, которые нашли отражение в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных от­ношений» (Письмо Госстроя России от 22.10.93 № БЕ-19-21.12). На их основе разработаны основные нормативно-методические доку­менты: Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01 94) и Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

В «Своде правил» определены цели, принципы и структура системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве; требования к содержанию, порядку разработки, принятия и применения сметных нормативов; принципы и порядок определе­ния стоимости строительной продукции. Положения «Свода пра­вил» конкретизированы в «Методических указаниях». «Методичес­кие указания» устанавливают порядок разработки сметной доку­ментации, формирования договорных цен па строи тельную продук­цию; содержат рекомендации по проведению расчетов за выполнен­ные работы, а также по использованию автоматизированных систем выпуска смет. Положения «Методических указаний» обязатель­ны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капиталь­ное строительство с привлечением средств государственного бюд­жета и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирова­ние которых осуществляется за счет собственных средств предприя­тий, организаций и физических лиц, «Методические указания» но­сят рекомендательный характер.

Читайте также:  Каким должен быть фундамент при строительстве частного дома

Наряду с указанными документами действует большое число методических указаний и рекомендаций Госстроя России по отдель­ным более частным вопросам ценообразования в строительстве: разработке элементных сметных норм, определению сметных цен на ресурсы, нормированию накладных расходов и сметной прибыли.

Источник: mydocx.ru

Лекция «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве»
учебно-методический материал

1 . Общие сведения о системе ценообразования в строительстве.

2. Нормативно-методические документы по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

3. Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок.

1 . Общие сведения о системе ценообразования в строительстве

В строительстве действует новая сметно-нормативная база 2001 г.

Практически обновились все основные методические документы по ценообразованию в строительстве. Нормативное и методическое регулирование ценообразования в строительстве осуществляется на государственном уровне Министерством регионального развития Российской Федерации.

В последнее время всё большую роль в методическом и нормативном обеспечении ценообразования в строительстве играют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве и общественная саморегулируемая организация «Профессиональный союз инженеров-сметчиков». Процесс составления смет постоянно усложняется.

Основными участниками инвестиционно-строительной деятельности являются:

— -инвестор , вкладывающий средства в строительство; застройщик , имеющий права на его осуществление; заказчи к, исполняющий от лица инвестора все функции по организации подготовки и реализации инвестиционного проекта; подрядчики, выполняющие по договору с заказчиками строительномонтажные работы на объектах; пользователи объекта .

К участникам инвестиционной деятельности относят также проектно-изыскательские организации , фирмы поставщиков оборудования для строящихся предприятий, зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций, строительной и дорожной техники, а также учреждения рыночной инфраструктуры, обслуживающие основных участников инвестиционно-строительной деятельности: банки, страховые компании, риэлтерские, инжиниринговые, консалтинговые фирмы и др .

Все отношения между участниками строятся на основе хозяйственных договоров, основными из которых являются инвестиционный договор, договор подряда, договор поставки и др.

При строительстве объектов для государственных нужд (за счёт бюджетных средств) осуществляется прямое управление инвестициями. Адресные программы строительства и планы их финансирования разрабатываются государственными органами, назначаются государственные заказчики. Действует конкурсная система выбора проектировщиков, подрядчиков и поставщиков на условиях, определяемых государственными заказчиками. В сфере внебюджетных инвестиций выбор партнеров, определение обязательств и условий договоров является компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование осуществляется косвенными методами: условиями предоставления земельных участков (на конкурсной основе); лицензированием строительной деятельности (рассматривается вопрос о возможной отмене); экспертизой проектов и архитектурно-строительным надзором за их исполнением; созданием благоприятных условий для инвестирования (налоговые льготы, государственные гарантии, кредиты, дотации, субсидии, субвенции). Цены на объекты строительства (ремонта) определяются, исходя из общих принципов ценообразования, но в то же время имеют свою специфику. Положения, первоначально приведённые в МДС 81-1.99, затем зафиксированные (исправленные и дополненные) в МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», обязательны для всех предприятий, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета. Для строек, финансируемых за счёт собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, методические указания носят рекомендательный характер.

2. Нормативно-методические документы по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

В период либерализации экономики на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов.

Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов:

— Свода правил (СП);

— руководящих документов в строительстве (РДС);

-методических документов в строительстве (МДС).

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Новые подходы к ценообразованию в строительстве в условиях реформирования экономики страны нашли отражение в «Основных положениях ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений », на основе которых был разработан Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94 . СП 81-01-94 явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства.

Положения Свода правил СП 81-01-94 были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

Позднее СП 81-01-94 и МДС 81-1.99 были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ 11 (МДС 81-35.2004). Методика содержит как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.

Перечислим некоторые из них:

-МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

-МДС 81-2.99 «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений»;

— МДС 81-3.99 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств»;

-МДС 81-38.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)»;

— МДС 81-37.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001);

-МДС 81-36.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР2001);

-МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

-МДС 81-32.03 «Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации»;

— МДС 81-29.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001)»;

-МДС 81-28.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001)» ;

-МДС 81-27.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001)»;

-МДС 81-26.01 «Методические указания по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования»;

-МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве»;

— МДС 83-1. 99 «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтностроительных организаций»;

— ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений»;

-ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ»;

— ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время»;

— ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время»;

-СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;

-СНиП-МДС 81-3.2002 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и их пересчету в текущий уровень цен».

3. Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок.
Сборники ЕР на строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, на монтаж оборудования по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР). Сборники ЕР разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Сборники ФЕР-2001 содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории Российской Федерации. Они разработаны в основном уровне цен для 1-го базового района (Московская область). Вместе с ГЭСН-2001 они образуют единую государственную сметно-нормативную базу и могут использоваться для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники (ТЕР -2001) включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Читайте также:  Fallout 4 самые лучшие моды на строительство

Сборники ТЕР-2001 утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники ТЕР-2001 служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах России.

Отраслевые сборники единичных расценок разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горно-капитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.). Сборники ОЕР утверждаются министерствами, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами.

В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в действующих сборниках ГЭСН-2001, возможна разработка индивидуальных норм и расценок. Они утверждаются заказчиком.

Состав, структура построения и порядок применения ФЕР- 2001 и ТЕР-2001 идентичны, поэтому в примерах рассматриваются только ФЕР-2001.

Сборники ФЕР -2001 содержат техническую часть и таблицы по форме, приведенной в табл. 2.11.

Пункты технической части имеют двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела. Техническая часть сборников ЕР включает в себя следующие разделы:

• «Общие указания», содержащие общие требования и положения о порядке применения ЕР;

• «Правила исчисления объемов работ», содержащие правила, формулы и примеры расчетов;

• «Коэффициенты к ЕР», содержащие коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов. Применение коэффициентов позволяет сократить количество расценок при изменении условий производства работ, технологий, замене материалов, строительных машин.

Единичные расценки по своему содержанию могут быть закрытыми и открытыми. В закрытых ЕР учтены все прямые затраты, связанные с выполнением работ. В открытых ЕР — стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе сметной документации по проектным данным.

Кодирование сборников ФЕР-2001 идентично и повторяет кодирование сборников ГЭСН-2001, т, е. наименования и номера сборников, разделов, таблиц, норм, а также единиц измерения в ГЭСН — 2001 совпадают с созданными на их основе аналогичными сборниками ФЕР — 2001, что удобно для автоматизации составления смет как ресурсным, так и базисным методом.

Таблицы ФЕР-2001 включают в себя шифр (номер) расценки, наименование и характеристику строительных работ и конструкций, измеритель и количественные показатели расхода ресурсов на единицу измерения. Таблицы ФЕР-2001 содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ показатели, учитывающие следующие элементы нормативных затрат в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000:

• затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) установлены по нормативной трудоемкости на измеритель вида работ по ГЭСН -2001 с учетом разрядности работ и среднестатистической ставки рабочего четвертого разряда в размере 9,62 руб. за 1 чел.-ч при нормативной продолжительности работы 166,25 ч в месяц согласно постановлению Минтруда России от 07.02.2000 № 2092.

При этом ставка рабочего-строителя первого разряда принята в размере 7,19 руб. за 1 чел.-ч. Так как в таблицах ГЭСН-2001 указан средний разряд по виду работ, то стоимость 1 чел.-ч рабочих различных разрядов, занятых на строительных и ремонтно-строительных работах с нормальными условиями труда, можно определить по табл. 2.12. В сборниках ТЕР-2001 стоимость 1 чел.-ч определяется по данным региональных центров по ценообразованию, утвержденных администрацией региона;

• стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины. Стоимость установлена исходя из нормативного количества машино-часов по нормам ГЭСН -2001 и сметных расценок Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. При этом тарифная ставка рабочего-механизатора среднего разряда 4,3 принята в размере 10,58 руб. за 1 чел.-ч исходя из суммы заработной платы 1760 руб. в месяц;

• сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) установлена на измеритель вида работ исходя из норм их расхода по ГЭСН-2001 и каталога сметных цен на материалы, изделия и конструкции по базисному району. Их сметные цены включают сложившиеся на 01.01.2000 оптовые (отпускные) цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от фран-ко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения. В сборниках ФЕР — 2001 учтены также затраты по горизонтальному и вертикальному внутрипостроечному перемещению материалов и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны (к месту укладки в дело) включая разгрузку на приобъектном складе;

• нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

• наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах ФЕР-2001 по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические и железобетонные конструкции и т.п.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графе «расход» обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов, а их стоимость необходимо определять по Сборнику средних сметных цен на материалы или по другим справочно-информационным источникам. По материалам поставки заказчика сведения о ценах предоставляет заказчик.

В составе ЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие лимитированные затраты.

В открытых сборниках ЕР, например ФЕР-07 -2001 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные», основные материалы и конструкции вынесены за расценку. При этом в графах 1, 2 и 7 в знаменателе приводятся коды, наименование и характеристика, единица измерения и расход неучтенных расценками материалов. Технические характеристики и расход таких материалов определяются исходя из проектных данных, а стоимость — по текущим ценам. Единицей измерения служат штуки, сметные цены на которые чаще всего отсутствуют, поэтому требуется калькулирование стоимости, что трудоемко и неудобно для составления сметы. Очень часто сметчики переводят штуки в метры кубические, а их стоимость можно легко и быстро определить. При составлении сметной документации стоимость работ по таким единичным расценкам формируется двумя строками:

• исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;

• исчисляется стоимость не учтенных, выведенных за расценку основных материалов в текущем уровне средних сметных цен, при этом их берут в скобки, чтобы показать, что это текущая цена.

Применение ЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет, при этом в них переносятся все необходимые показатели из таблиц без изменения. Уточнение сметных показателей при учете коэффициентов и порядка применения ЕР производится с указанием ссылки на соответствующие пункты технической части и «Общих указаний» сборников ЕР.

В ФЕР и ТЕР учтены нормальные условия производства работ, наличие достаточных по площади приобъектных площадок, средний уровень строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации. При производстве строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов, и в других усложняющих условиях проведения работ к нормам затрат труда, основной заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины) следует применять коэффициенты по соответствующим видам работ.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

• основой технического и сметного нормирования в строительной отрасли является принцип усреднения при определении стоимости прямых затрат и расхода ресурсов;

• государственные элементные сметные нормы и единичные расценки сдедует применять для экономичных типовых и повторно применяемых проектов зданий и сооружений массового строительства;

• при определении сметной стоимости уникальных зданий и сооружений, выполненных по индивидуальным проектам, необходимо использовать индивидуальные или фирменные сметные нормы. В этом случае использование государственных сметных норм оправдано только при составлении концептуальной сметы, ТЭО строительства и тендерной документации;

• при списании материалов на производство работ элементные сметные нормы следует рассматривать как усредненные нормативы их расхода на единицу измерения. Фактический расход необходимо определять по фактическим их затратам на объем работ, подтвержденный расходными документами и утвержденный заказчиком;

• при составлении сметной документации с применением новых материалов рекомендуется их показывать в текущих ценах со ссылкой на прайс-листы фирм изготовителей.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...