12.1. Основные понятия об инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность — это совокупность практических действий физических и юридических лиц по реализации инвестиций в промышленность, сельское хозяйство. Энергетику, транспорт и другие отрасли национальной экономики.
В качестве инвестиции инвестор может использовать денежные средства, банковские депозитные вклады, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, имеющие официальный статус на фондовом рынке, движимое и недвижимое имущество (здания и сооружения, машины и механизмы), материальные ценности, интеллектуальные ценности, закрепленные авторскими правами на открытия, ноу-хау, проектные и конструкторские разработки, земельные участки и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности инвестора и представляющие определенную ценность.
Источниками инвестиций могут быть бюджетные, собственные, привлеченные и заемные средства. Из федерального бюджета обычно выделяются средства для реализации общегосударственных крупномасштабных программ и проектов. В качестве основных источников инвестиционных средств собственника, акционерного общества или любого другого субъекта хозяйственной деятельности, прежде всего, могут быть амортизационные отчисления и прибыль, а также средства от продажи акций, кредиты банков.
ИНВЕСТИЦИИ: что это такое простыми словами — понятие и виды инвестиций + ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В Российской Федерации инвестиционная деятельность регулируется системой законов и нормативных актов. В качестве таких законов выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы о собственности, недрах, основах земельного и лесного пользования, о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерах и акционерных обществах, банках, о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле, об арендных отношениях и страховании, об инвестиционной деятельности.
Источник: nedvigovka.ru
Основные понятия об инвестиционной деятельности в строительстве
Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений
Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
(В редакции федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ, от 17.06.2010 № 119-ФЗ, от 23.07.2010 № 184-ФЗ, от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 03.07.2016 № 369-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 06.12.2021 № 408-ФЗ, от 30.12.2021 № 447-ФЗ, от 14.03.2022 № 58-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Инновационная деятельность
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства) , в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 215-ФЗ)
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) ; (В редакции федеральных законов от 24.07.2007 № 215-ФЗ; от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ)
срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ)
совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 17.06.2010 № 119-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ)
Статья 3. Объекты капитальных вложений
1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 242 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 12.12.2011 № 427-ФЗ)
Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности) , являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы) .
3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Статья 6. Права инвесторов
Инвесторы имеют равные права на:
осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности
1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений
Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.
Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ)
2. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по снижению количества объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 447-ФЗ)
3. Порядок представления информации об объектах капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации планов-мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 447-ФЗ)
Статья 101. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Договором аренды земельного участка, заключенного в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, для строительства (создания) объекта недвижимости, в том числе многоквартирного дома (далее — договор аренды земельного участка) , может быть предусмотрено заключение дополнительного соглашения о передаче арендодателю части помещений во вновь созданном объекте недвижимости в соответствии с установленным сторонами договора распределением между ними общей площади такого объекта недвижимости. Положения настоящей статьи не применяются, если арендодателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Существенными условиями указанного в пункте 1 настоящей статьи договора аренды земельного участка помимо установленных законодательством Российской Федерации для соответствующего вида договора являются:
1) обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, обеспечить передачу по результатам строительства определенной доли общей площади жилых и (или) нежилых помещений арендодателю в соответствии с соглашением, предусмотренным подпунктом 3 настоящего пункта, максимальный срок выполнения такого обязательства;
2) доля общей площади жилых и (или) нежилых помещений, которая должна быть передана в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
3) обязательство сторон договора аренды земельного участка в течение трех месяцев со дня получения разрешения на строительство заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, содержащее описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений с указанием их местоположения на плане создаваемого объекта недвижимости и планируемой площади таких помещений в отношении каждого помещения, подлежащего передаче арендодателю лицом, заключившим договор аренды земельного участка, после получения таким лицом разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, в том числе наименование и (или) назначение строящегося помещения, номер этажа, на котором будет находиться такое помещение (если помещение входит в состав строящегося многоквартирного дома или иного многоэтажного здания, в том числе здания, имеющего подземные этажи) , и номер помещения (при наличии) ;
4) обязанность лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, не распоряжаться до государственной регистрации дополнительного соглашения жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения) , которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
5) право лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, только после государственной регистрации дополнительного соглашения, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, распоряжаться жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения) , которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 25.12.2018 № 478-ФЗ)
Статья 102. Особенности приобретения прав на здание или сооружение либо на расположенные в таких здании или сооружении помещения, машино-места, созданные в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
В случае, если здание или сооружение либо расположенные в таких здании или сооружении помещения, машино-места созданы в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, до получения разрешения на ввод таких здания, сооружения в эксплуатацию лицами, за счет капитальных вложений которых они были построены, может быть подписан документ, подтверждающий исполнение данными лицами обязательств по строительству таких здания или сооружения, который должен содержать сведения, предусматривающие возникновение прав на такие здание или сооружение либо на расположенные в таких здании или сооружении помещения, машино-места.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 06.12.2021 № 408-ФЗ)
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Источник: government.ru
Понятие инвестиционной деятельности в сфере строительства как объект правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Статья посвящена проблеме инвестиционной деятельности в строительной сфере. Стимулирование инвестиционной активности в строительной сфере подразумевает разработку и внедрение ряда управленческих решений. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производственные отношения и технологию строительства.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Т.В.
Договор об инвестировании строительства жилья и договор участия в долевом строительстве: соотношение понятий
The article is devoted to the problem of investment activity in the construction industry. Stimulation of investment activity in the construction industry involves the development and implementation of a number of administrative decisions.
Текст научной работы на тему «Понятие инвестиционной деятельности в сфере строительства как объект правового регулирования»
Магистрант, кафедра международного права и сравнительного правоведения Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Чеботарева И. А.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме инвестиционной деятельности в строительной сфере. Стимулирование инвестиционной активности в строительной сфере подразумевает разработку и внедрение ряда управленческих решений. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производственные отношения и технологию строительства.
The article is devoted to the problem of investment activity in the construction industry. Stimulation of investment activity in the construction industry involves the development and implementation of a number of administrative decisions.
Ключевые слова: инвестиция, инновация, инвестиционный договор. Keywords: investment, innovation, investment contract.
Развитие материально-технической базы важнейших направлений экономики страны определяется единым и результативным управлением строительного комплекса. Без прочной деятельности предприятий строительного комплекса невозможно представить ресурсы образования производительных сил страны, которые в последние годы не обеспечивают решение задач, связанных с повышением социально-экономического уровня.
Строительный комплекс страны напрямую обеспечивает программы повышения жизни населения (формирование жилищного фонда) и сегодня считается главной причиной сооружения производственных мощностей промышленности и других отраслей. Например, АПК, дорожного строительства и инженерной инфраструктуры всего народнохозяйственного комплекса. При этом строительный комплекс является основным заказчиком для предприятий строительных материалов и строительных конструкций. Важное значение строительного комплекса заключается в том, что основное техническое переоснащение материальной базы всех отраслей сферы материального производства невозможно без мощного строительного комплекса и предприятий промышленности строительных материалов.
А.А. Бадретдинов считает, «Необходимо опережение развития самого строительного комплекса на основе целевого и масштабного инвестиционного обеспечения, которое возможно при государственной поддержке при реализации соответствующих научно-технических программ. В последние годы из-за слабой координации межотраслевых программ, направленных на решение задач связанных с ростом производственного потенциала в стране, заметно снизились масштабы и структура финансирования базовых секторов экономики страны и её регионов. Исследования ученых показали, что проблемы повышения эффективности капитального строительства постоянно усложняются в силу действия ряда негативных факторов общенационального, межстранового и регионального значения» [1, с. 13].
Как известно, кризисные ситуации, происходящие на макроуровне, оказывают влияние на уровень инвестиций, в том числе инвестиций в строительную отрасль.
H.А. Гончарова верно отмечает «Многие предприятия в условиях кризиса оказываются на грани банкротства, большинство инвестиционных проектов закрывается даже до окончания инвестиционной фазы только по причине того, что кризис воспринимается ими как неизбежное условие повседневного существования» [2, с. 168].
Особую сложность представляет проблема регулярного улучшения управления инвестиционной привлекательностью предприятий (организаций) строительного комплекса. Поэтому назрела необходимость подготовки модели стратегии руководства этой деятельностью, необходимо рассмотреть инструментарий оценки инвестиционной привлекательности предприятий (организаций) строительного комплекса и определить взаимосвязь традиционных показателей экономической эффективности управления деятельностью предприятий (организаций) с показателями управления инвестиционной привлекательностью.
В настоящее время наиболее сложным представляется воплощение инвестиционной стратегии применительно к конкретным предприятиям (организациям) строительного комплекса. Успешное претворение в жизнь такой стратегии подразумевает наличие определенных составляющих и механизмов обеспечения. К ним в первую очередь относятся: научное обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, нормативно-законодательное обеспечение, организационно-экономическое обеспечение, материально-экономическое обеспечение.
По данным различных строительных организаций наибольшую сложность вызывает кадровое обеспечение. Исследование проблем инвестиционной деятельности началось в последние 10-12 лет и многие вузы строительного профиля не были готовы к подготовке специалистов высокого уровня.
В настоящее время экономические проблемы экономики страны вызваны резким падением цен на нефть.
Данный фактор не мог не сказаться на финансовом благосостоянии населения, которое за последние два года резко упало, произошло повышение процентных ставок в банках, возросла экономическая неопределенность, что, естественно, вызвало сокращение объема спроса на жилье. Но, как отмечает А.И. Попова «благодаря снижению курса национальной валюты, стало возможным привлечение новых иностранных инвесторов. В нынешних экономических условиях сложно оценить стоимость строительных контрактов, что становится причиной снижения инвестиционной привлекательности строительных проектов. Последствия этих изменений для инвестиционно-строительной сферы пока что недостаточно проанализированы»[3, с. 51-52].
К основным нормативным правовым актам, регламентирующим инвестиции в строительство, относятся:
I. Конституция Российской Федерации;
2. Часть 1 и часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ);
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон № 39-ФЗ);
4. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не утратившей силу после принятия указанного выше Федерального закона № 39-ФЗ;
5. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 214-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 39-ФЗ инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности упоминаются лишь в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
Действие Федерального закона № 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. Об этом сказано в статье 2 указанного Закона.
Федеральный закон № 214 ФЗ регулирует:
— отношения, связанные с привлечением в строительство денежных средств;
— организацию строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Стимулирование инвестиционной активности в строительной сфере подразумевает разработку и внедрение ряда управленческих решений. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производственные отношения и технологию строительства. При экономической неопределенности для замедления темпов роста себестоимости строительной продукции необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия отрасли.
1. Гражданский кодекс Рос.Федерации (часть первая) от 30 нояб 1994 г. № 51-ФЗ в ред. от 02.03.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. № 32. — Ст. 3301.
2. Гражданский Кодекс Рос. Федерации (часть вторая) от 26 янв.1996 г. № 14-ФЗ в ред. от 09.05.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. № 5. — Ст. 410.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 № 190-ФЗ в ред. от 13.07.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. № 1. — Ст. 16.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр.
Рос. Федерации 17 июля 1998 г. // Рос. газ. — 1999. — 04 марта.
5. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 в ред. от 19 июля 2011 г. // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2 — 3.
6. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер.
Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2004 г. // Рос. газ. — 2004. — 31 дек.
7. Бадретдинов, А.А. Направления совершенствования инвестиционной деятельности в строительном комплексе / А.А. Бадретдинов // В сборнике: Организационно-экономические и технические проблемы модернизации экономики Развития. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. — Пенза. — 2014. — С. 12-16.
8. Гончарова, Н.А. Проблемы инвестиционной деятельности в строительной отрасли в условиях российского финансового кризиса / Н.А. Гончарова // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ. Материалы Второй Всероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи. Томский государственный архитектурно-строительный университет; Братский государственный университет. — 2015. — С. 65-70.
9. Попова, А.И. Управление инвестициями в жилищное строительство региона (на примере Тюменской области) / А.И. Попова // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. — № 6-9. — С. 50-52.
Источник: cyberleninka.ru