Внимание! С 1 июня 2022 г. Государственная услуга города Москвы «Выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов» переведена исключительно в электронный вид.
Ознакомиться с инструкциями можно по ссылкам: оформление разрешения
Цифровой контроль за перемещением ОСС осуществляется с применением АИС «ОССиГ».
Перемещение ОСС в городе Москве осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным
ППМ от 26.08.2020 № 1386, на основании разрешений, оформленных в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов», утвержденным ППМ от 26.08.2020 № 1387.
Участники процесса обращения с ОСС
Отходопроизводители
Заказчики/застройщики/
генподрядчики/техзаказчики
на объектах которых образуются ОСС.
Отходоперевозчики
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортирование ОСС.
АИС «ОССиГ»: что это значит и зачем существует?
Отходополучатели
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие утилизацию и размещение ОСС
на объектах приема ОСС.
Важно! Отходопроизводитель, отходоперевозчик и отходополучатель должны быть зарегистрированы в АИС «ОССиГ» как участники информационного взаимодействия.
Инструкция по регистрации в АИС «ОССиГ»
Для отходпроизводителей
и объектов образования
Для отходоперевозчиков
и транспортных средств
Для отходополучателей
и объектов приёма
Порядок обращения с ОСС в городе Москве
Оплата услуг
Основаниями для оплаты выполненных работ и услуг в области обращения с ОСС в рамках исполнения государственных контрактов являются:
- Документы, подтверждающие исполнение условий договора в сфере обращения с ОСС, заключенного между отходополучателем, отходоперевозчиком, отходопроизводителем (акты выполненных работ, акты оказанных услуг, акты приема-передачи ОСС) в массе и в отношении видов ОСС, которые соответствуют информации, находящейся в АИС «ОССиГ».
- Данные, полученные с контрольно-измерительных пунктов, находящиеся в АИС «ОССиГ».
Внимание! С 1 января 2022 г. применение КПТС обязательно НА ВСЕХ объектах образования ОСС города Москвы (в том числе на объектах строительства, финансируемых за счет средств инвесторов и федерального бюджета).
Стройплощадки
На объектах строительства применяется комплекс программно-технических средств (далее – КПТС) в виде мобильного приложения «Мобильный КПТС», которым обеспечивается контроль вывозимых ОСС в соответствии с разрешением на перемещение ОСС и кодом ФККО.
Применение на строительной площадке КПТС является обязательным и предоставляется отходопроизводителю автоматически после регистрации объекта образования в АИС «ОССиГ».
После предоставления номера КПТС для начала работы в мобильном приложении «Мобильный КПТС» отходопроизводителю необходимо добавить ответственных за работу с приложением в зарегистрированную карточку объекта образования в АИС «ОССиГ».
Разбор дома и переработка ОССиГ (Москва)
Ознакомиться с инструкцией можно по ссылке.
Разрешение на перемещение ОСС
Отходопроизводитель должен получить разрешение на перемещение ОСС до начала выполнения работ, в результате которых образуются ОСС.
Выдача разрешений на перемещение ОСС осуществляется Департаментом строительства города Москвы.
Перечень документов для оформления разрешения на перемещение ОСС:
- Запрос, заполняемый посредством внесения в интерактивную форму на mos.ru сведений, указанных в приложении 1 к Регламенту.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу запроса, получение результата предоставления государственной услуги в случае подачи запроса представителем заявителя.
- Документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица от имени заявителя, являющегося юридическим лицом).
- График выполнения работ, в результате которых образуются ОСС (требования к графику установлены п.2.5.1.1.7 Регламента).
- Договор с отходополучателем (требования к договору установлены п.2.5.1.1.8 Регламента).
- Паспорт отходов I-IV классов опасности и/или материалы отнесения отходов к V классу опасности (требования к документам установлены п.2.5.1.1.9 Регламента).
Для удобства подготовки документов в целях получения государственной услуги рекомендуется воспользоваться методическими материалами.
С 01.06.2022 государственная услуга предоставляется исключительно
в электронном виде на сайте mos.ru. Приём документов в «одном окне» прекращён.
Выдача результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе осуществляется в «одном окне».
График выдачи документов: ПН-ЧТ с 8:30 до 16:00, ПТ с 8:30 до 15:00 (перерыв с 12:00 до 13:00).
Транспортные средства
Отходоперевозчики и транспортные средства должны быть зарегистрированы в РНИС города Москвы.
Транспортирование отходов строительства должно производиться специализированным транспортом, оборудованным системой глобальной спутниковой навигации и радиотехническим средством слежения (GPS/ГЛОНАСС), за счет отходоперевозчика и обеспечивать передачу данных в реальном времени в РНИС города Москвы.
Отходоперевозчики должны обеспечить при транспортировании ОСС использование мобильного приложения «Мобильный КПТС».
Объекты приема ОСС
Все объекты приема ОСС, которые участвуют в системе обращения с ОСС, образующихся на объектах строительства по городскому заказу, обязаны обеспечить установку КИП, входящего в состав КПТС, который позволяет измерять массу ОСС в кузове транспортного средства с фиксацией государственного регистрационного знака, ведением фото- и видеофиксации процесса измерения в момент въезда и выезда транспортного средства и заключить соглашение с ДИТ о передаче данных с КИП в АИС «ОССиГ».
Наличие КИП на объекте приема ОСС является обязательным условием для регистрации в АИС «ОССиГ».
Отходополучатели, расположенные на территории Московской области, должны быть зарегистрированы в системе Министерства экологии и природопользования Московской области «ИС Электронный талон ОССиГ». Подробная информация размещена для ознакомления на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области.
Отходополучатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, могут зарегистрировать в АИС «ОССиГ» объекты приема ОСС при наличии заключения о соответствии таких объектов требованиям законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и охраны окружающей̆ среды, оформленного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Подробная информация размещена для ознакомления на официальном сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Перечень объектов приема ОСС, зарегистрированных в АИС «ОССиГ», доступен отходопроизводителям и отходоперевозчикам, зарегистрированным в АИС «ОССиГ», в разделе «Реестры».
Источник stroi.mos.ruРеформа обращения со строительным мусором
Мусорная реформа в России началась в 2019 году. Задача нововведений сводится к формированию контролируемой и понятной схемы обращения отходов. Это позволит управлять мусорными потоками, перенаправляя вторичное сырьё на переработку, а неперерабатываемые остатки на утилизацию.
В первую очередь Правительство занялось корректировкой ситуации с твердыми бытовыми отходами. Изменение схемы обращения со строительным мусором — это уже второй этап реформы, который начался только в 2021 году. В обоих случаях Московская область подключилась к процессу реформирования в первых рядах.
Причины
На территории Москвы и Подмосковья ведется интенсивная жилая и коммерческая застройка. Недобросовестные подрядчики, пользуясь отсутствием четких правил и регламентов по обращению со стройотходами, выбрасывают их вдоль дорог или на стихийных свалках в подмосковных лесах. Ситуация требует вмешательства контролирующих органов и наведения порядка.
ООСиГ
На законодательном уровне Московской области было введено новое понятие ОССиГ, расшифровывающееся как “отходы строительства, сноса и грунтов”. В эту категорию попадают все отходы, которые образуются после строительных и ремонтных работ, сноса и реконструкции зданий и сооружений, а также излишки грунта, выкопанного на стадии рытья котлованов, скважин, колодцев и пр.
Информационная система ОССиГ
Для систематизации и синхронизации разносторонних данных в столице и области разработали автоматизированную информационную систему «Регулирование перемещения ОССиГ в городе Москве» или сокращенно АИС ОССиГ.
Раньше электронная база данных работала только для внутреннего пользования, но с 2021 года стала полностью открытой. Сюда стекается вся информация о местонахождении и перемещении строительных отходов, объёмы и вес мусора, выбранный способ переработки, утилизации или захоронения.
В задачи автоматизированной системы ОССиГ входят:
- выстраивание четких цепочек обращения строительного мусора;
- регистрация участников мусорного рынка;
- оформление разрешений на перевозку;
- повышение % вторсырья, отправляемого на перерабатывающие предприятия;
- профилактика образования несанкционированных свалок.
Участники
В АИС ОССиГ должны пройти регистрацию все участники рынка стройотходов. В первую очередь, к ним относятся те организации, которые этот мусор создают: застройщики, девелоперы, производители отделочных и строительных материалов, строительные и ремонтные фирмы.
Затем регистрации подлежат транспортные компании, осуществляющие сбор и перевозку. В-третьих, сюда входят перерабатывающие производства, мусоросжигательные заводы, сортировочные комплексы и площадки.
Регистрация
Процедура регистрации в АИС ОССиГ утверждена московским Департаментом строительства.
Предварительно необходимо получить квалифицированную электронную подпись и учетную запись на сайте https://smart.mos.ru или авторизоваться через сайт Госуслуги. После этого войти в личный кабинет и следовать пошаговой инструкции.
Вывоз строительного мусора
Новые правила предполагают четкие правила вывоза и перемещения ОССиГ по территории столицы и Подмосковья:
- Отходопроизводитель и отходополучатель организую на своих объектах контрольно-измерительные пункты для учета количества мусоровозов и веса мусора.
- Отходопроизводитель вносит данные в электронную систему о весе, объеме и классе опасности груза. Он же определяет пункт назначения.
- После внесения указанных выше сведений, производитель ОССиГ оформляет электронный талон, который поступает перевозчику и является разрешением на перевозку.
- Перевозчик обязан пройти процедуру государственной аккредитации и иметь лицензию.
- Отходополучатель обязан организовать удобную подъездную дорогу и площадку с учетом ограничений по высоте спецтехники, а также обеспечить оптимальную схему движения контейнеровозов по территории объекта.
Внимание! Закон разрешает оказывать услуги по вывозу и утилизации стройотходов только при условии наличия транспортной организации соответствующих разрешений и других правовых оснований. Заказать вывоз строительного мусора официально можно в компании “МосСтройМусор”, для это оставьте заявку на сайте https://stroj-musor.moscow или по телефону: +7 495 005 65 35.
Требования к спецтехнике и документам у водителя
Для перевозки стройотходов мусоровозы и контейнеровозы должны быть оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС для возможности отслеживания их маршрута.
Государственный регистрационный номер должен быть внесен в электронную систему ОССиГ.
Таким образом надзорные органы планируют не только контролировать перемещение автомобилей, но и фиксировать незаконный сброс мусора вдоль обочин автомагистралей или проселочных дорог. За видеофиксацию правонарушений будут отвечать дорожные камеры наблюдения, которые сейчас отвечают за контроль соблюдения водителями разрешенного скоростного режима.
Важно! Открытые контейнеры или баки на время перевозки должны быть накрыты тентом, чтобы избежать падения части отходов на проезжую часть или на движущиеся рядом автомобили. Тент предоставляет перевозчик. Он выбирает оптимальный маршрут и схему транспортировки.
Помимо выполнения общих правил грузоперевозок, у водителя должен быть при себе электронный талон и паспорт класса опасности в соответствии с видом перевозимых отходов.
С 2021 года перевозчики строительного мусора находятся под оперативным контролем надзорных органов. В отношении водителей, руководителей и владельцев транспортных компаний могут быть применены меры административного и уголовного наказания за нарушения действующих законов.
Источник ecoportal.infoНовые правила обращения со строительным мусором
Проведенный анализ несанкционированных свалок в Московской области показал неутешительные результаты. Твердые коммунальные отходы составляют всего 5% их содержимого. Львиную долю занимают отходы строительных работ и грунты. К этому привел недостаточный контроль за ситуацией со стороны правительства и проверяющих органов. С вводом новой системы ОССиГ власти ожидают кардинальных перемен и легализации перевозок.
Что такое ОССиГ
Строительный бум, особенно в Московском регионе привёл к возникновению в лесах и вдоль обочин дорог огромного количества свалок, куда нерадивые застройщики и подрядчики скидывают строительные отходы. Необходимо взять ситуацию под контроль и навести порядок в сфере оборота данного типа отходов.
Для начала был введен новый термин ОССиГ – это отходы строительства, сноса и грунтов. В эту категорию относят все остатки строительных и отделочных материалов, битый кирпич и бетонные блоки, остатки арматуры, изъятые грунты.
После классификации и определения, что относится к строительному мусору, власти создали автоматизированную информационную систему АИС ОССиГ. Она аккумулирует подробную информацию об:
- объёмах и местах образования строительных отходов;
- участниках мусорной отрасли, включая отходопроизводителей, перевозчиков, перерабатывающие предприятия, площадки по сортировке и утилизации;
- перемещении стройотходов по территории столицы и области.
Новые правила перевозки строительного мусора
Получившая старт в 2019 году «Мусорная реформа» ввела обязательное лицензирование перевозки ТКО. Теперь это распространяется и на вывоз ОССиГ. Транспортные компании перевозящие строительные отходы обязаны не только иметь лицензию, входить в реестр надёжных перевозчиков, но и быть зарегистрированы в АИС. Реестр размещён в открытом доступе на сайте подмосковного министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Для перевозки ОССиГ требуется оформление электронного талона. По сути, это специальное разрешение, в котором содержатся полные сведения об отправителе, получателе, объёме отходов. Также в нём указан класс опасности, госномер мусоровоза и согласованный маршрут. С 1 июня 2021 года без электронного талона перемещение строительного мусора по территории Московской области запрещено.
Санкции за нарушение вывоза ОССиГ
Основной задачей проводимой реформы в сфере ОССиГ является выявление нарушителей и ликвидация несанкционированных свалок строительного мусора. Для контроля будут использоваться дорожные видеокамеры, которые будут фиксировать госномер автомобиля, водитель которого решил выгрузить содержимое кузова. Кроме того, вся спецтехника обязательно должна быть оборудована спутниковой навигацией, чтобы надзорные органы могли легко отследить маршрут и проверить его соответствие фактическому пути автомобиля.
Таким образом власти планируют предупредить образование стихийных свалок и вывести систему обращения со строительным мусором на качественно новый уровень. А чтобы сделать серые схемы максимально невыгодными для заказчиков и для подрядчиков с 1 сентября введена административная ответственность и система штрафов.
Если раньше сумма штрафа была для перевозчика практически незаметной по сравнению с прибылью от выполнения заказа, то теперь она начинается от 100 тысяч рублей. Это, как надеются власти, позволит уменьшить количество недобросовестных подрядчиков, желающих легко заработать на незаконной выгрузке отходов строительства.
Электронные талоны
Введён и новый вид пропусков – электронные талоны на перемещение ОССиГ. За их оформление отвечают несколько участников, в зависимости от объёма перевозимых отходов. Если осуществляется перевозка менее 50 кубометров – талон выписывает перевозчик. Если объём превышает 50 куб. м. – отходопроизводитель.
Следует очень внимательно относиться к информации, вводимой в систему при оформлении талона. Характер и класс опасности отходов должен точно соответствовать содержимому кузова мусоровоза. В противном случае площадка не сможет принять такой груз, а перевозчик и отходопроизводитель получат существенные штрафы.
Как это коснётся строителей и физлиц
Физические лица никаким документальным оформлением не занимаются. За них всю бумажную работу выполняет транспортная компания, которая оказывает услугу по вывозу ОССиГ. Например, частному лицу достаточно зайти на сайт компании МосСтройМусор и заключить договор с перевозчиком. А если объёмы грунтов или стройотходов превысят 50 кубометров, то можно оформить несколько талонов.
Заказать контейнер для перевозке строительного мусора можно по телефону в Москве +7 (495) 005-65-35.
Переход к экономике замкнутого цикла
Сегодня весь мир стремится перейти от бездумного к осознанному потреблению. Эта концепция предполагает сокращение использования природных ресурсов увеличивая повторное использование сырья и материалов.
Россия пока отстает в этом вопросе от ведущих европейских стран, но имеет цель прийти к экономике замкнутого цикла уже к 2030 году. Только в Подмосковье до января 2022 года планируется открыть 11 специализированных площадок по приему ОССиГ.
Отходы строительства в большинстве своём пригодны для вторичного использования и переработки. Главное наладить сортировку и переработку. Например, получаемая путём измельчения бетонная или кирпичная крошка может использоваться при дорожных работах или подготовке стройплощадок.
Источник promusor.infoОССиГ
Мусорная реформа набирает обороты. За прошедшие три года нововведения в первую очередь затронули систему обращения твердых бытовых отходов (ТБО). В регионах выбрали мусорных операторов, которые отвечают за сбор, вывоз и утилизацию коммунальных отходов.
По все стране стартовал раздельный сбор мусора, для чего были переоборудованы контейнерные площадки и установлены специальные баки для пластика и стекла. Власти проанализировали состояние мусорных полигонов, прекратив работу большинства из них, а остальные проходят плановой модернизации. Строятся мусоросжигательные заводы.
В 2021 году пришло время сместить фокус внимания с коммунальных, на строительные отходы. И здесь Московская область снова вошла в число первых регионов, где вводятся и тестируются изменения. Появился новый термин ОССИГ, введена единая электронная база, реестр проверенных перевозчиков, но обо всем по порядку.
Зачем нужна реформа
Анализ содержимого незаконных свалок Подмосковья показал, что они на 90% состоят именно из остатков стройматериалов, бетонного и кирпичного боя. Область массово застраивается жилыми многоквартирными микрорайонами и поселками ИЖС. При этом отсутствие четких правил и контроля за их исполнением позволяют недобросовестным подрядчикам безнаказанно вывалить такой мусор в лесах или на обочинах дорог, не заботясь об окружающей среде и здоровье людей.
На территории Подмосковья уже закрыта большая часть мусорных полигонов, поэтому площадей для захоронения мусора становится существенно меньше. Согласно национальному проекту «Экология», к 2030 году Россия должна перейти к экономике замкнутого цикла и полной переработке отходов.
Новые термины и понятия
Правительство намерено наконец-то навести порядок. На законодательном уровне введено понятие ОССиГ, за аббревиатурой которого скрывается понятная расшифровка «отходы строительства, сноса и грунтов». В эту категорию попадают:
- остатки стройматериалов и отделочных материалов;
- отходы от сноса и реконструкции зданий, включая бетонный и кирпичный бой;
- остатки железобетонных изделий;
- деревянные и пластиковые перекрытия, дверные и оконные проемы;
- грунты, выкопанные при рытье котлованов или скважин, закладке фундаментов, строительстве дорог.
Единая электронная система АИС ОССиГ
Цифровизация и переход к централизованному управлению процессами привели к созданию единой электронной информационной системе ОССиГ. В ней аккумулируются сведения обо всех участниках мусорного рынка, источниках образования стройотходов, скорости их накопления, перемещении, переработке или утилизации.
Доступ к Единой цифровой платформе Правительства Москвы расположен на сайте https://smart.mos.ru. Сначала потребуется зарегистрировать юридическое лицо, а затем уже войти в АИС, используя электронную цифровую подпись.
Каждая организация после регистрации в АИС ОССиГ получает статус отходопроизводителя, перевозчика или отходополучателя. Для каждой из трех групп прописаны четкие обязанности, которые необходимо выполнять. Сведения о текущей деятельности регулярно заносятся в базу, что позволяет в любой момент времени проверить состояние, определить местонахождение и проанализировать ситуацию со стройотходами как для отдельной компании, так и для региона в целом.
Производители и получатели ОССиГ
К отходопроизводителям относятся компании и организации, в результате деятельности которых образуются ОССиГ. В частности, в эту категорию попадают строительные компании и бригады, застройщики, монтажные бригады, производители отделочных и стройматериалов.
Под получателями ОССиГ понимают специализированные площадки по приему и сортировке мусора, сортировочные комплексы, перерабатывающие предприятия.
Важно! В Подмосковье действуют 11 специальных сортировочных площадок, принимающих строительные отходы. До конца 2021 года запланировано открытие еще 4 подобных объектов.
Обе группы участников должны иметь на своей территории контрольно-пропускные пункты, на которых происходит учет въезжающих и выезжающих мусоровозов с фиксацией их госномеров, характера груза, объема, веса и класса опасности отходов.
Перевозчики ОССиГ
Транспортная компания должна пройти процедуру лицензирования и зарегистрироваться в едином реестре проверенных перевозчиков ОССиГ. Таким образом, заказчики могут проверить надежность подрядчика и законность предоставляемых услуг на сайте подмосковного министерства ЖКХ. Перечень аккредитованных транспортных компаний регулярно обновляется. Сейчас в реестре числится 65 организаций.
Вся спецтехника должна быть оборудована спутниковой навигацией ГЛОНАСС. Это даст возможность отслеживания передвижения автомобиля и проверки соответствия заявленного маршрута фактическому пути. Перевозка осуществляется в закрытых контейнерах или под плотным тентом.
Для каждой перевозки оформляется электронный талон, в котором указываются:
- пункты погрузки и выгрузки;
- описание груза; ;
- класс опасности.
На заметку! Электронный талон оформляется в кубометрах. В разрешение заносятся сведения о транспортном средстве согласно ПТС, а также фиксируется фактическая загрузка кузова на момент оформления талона. Далее выполняется приемка конкретного объема привезенного ОССиГ без учета размера кузова по ПТС.
Если объем отходов не превышает 50 куб. метров, то электронный талон оформляет перевозчик, в противном случае эта ответственность переходит на отходопроизвоителя.
Обратите внимание! Отходопроизводитель выбирает место выгрузки на основании заключенных договоров с отходополучателями. Транспортная компания строит оптимальный маршрут и обеспечивает выполнение правил перевозки.
Перевозчик заключает соглашение с отходополучателем только на прием груза объёмом менее 50 куб. м.
Смешанные стройотходы
Для вывоза смешанных стройотходов необходимо заключить договор со специализированными Комплексами по переработке отходов (КПО), находящимися под контролем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья.
При этом КПО должен быть зарегистрирован в качестве отходополучателя ОССиГ. Соответствующий реестр размещен на сайте подмосковного Минэкологии.
Перевозка ОССиГ для физических лиц
Для частных лиц не требуется получения разрешения на перемещение стройотходов. При этом гражданин заключает с перевозчиком договор на оказание соответствующей услуги. Транспортная компания на основании этого договора и соглашения с площадкой утилизации получает разрешение на перевозку и выписывает электронный талон. Если объем превышает 50 кубометров, в АИС оформляется несколько разрешений.
Стоимость приема и транспортировки стройотходов
* — При больших объемах мусора стоимость рассчитывается индивидуально.
Цена приема строительного мусора, включая грунты, не зависит от тарифов, она формируется на основе рыночного спроса и предложения. Расчет стоимость транспортировки и утилизации для бюджетных объектов строительства производится на основании ТСН Подмосковья.
Внимание! Несмотря на то, что цена приёма ОССиГ не регулируется тарифами, стоимость приема несортированных (смешанных) стройотходов аналогична цене приема ТКО.
Штрафы
С 1 июня в Московской области введена административная ответственность за несоблюдение правил обращения ОССиГ. Штраф для организаций варьируется в диапазоне 100000-250000 рублей, для предпринимателей от 10000 до 40000 рублей, для частных лиц от 3000 до 5000 рублей.
Правонарушителей, которые выбрасывают мусор у неположенных мест, будут «ловить» с помощью дорожных видеокамер. Система слежения аналогична фиксации нарушений скоростного режима. Штрафы будут начисляться на основании фотографий госномера автомобиля.
Цели и задачи реформы
Правительство преследует одновременное выполнение нескольких задач.
Во-первых, навести порядок и ужесточить контроль за обращением ОССиГ в регионе. Это не только поможет в учете расходования государственного бюджета на обработку и утилизацию мусора, но и позволит существенно улучшить показатели экологической безопасности.
Во-вторых, усложнить реализацию серых схем перевозки строительного мусора и сделать такие сделки невыгодными ни для заказчиков, ни для исполнителей.
В-третьих, увеличить долю перерабатываемых отходов за счет обработки и сортировки мусора на специальных площадках. Это сократит потребность в площадях под захоронение и снизит использование первичных ресурсов для производства, заменив их на вторсырье.
Источник stroj-musor.moscow