Арбитражный суд напоминает, что требование дополнительных документов, отсутствующих в реестре описаний процедур, налагает на застройщика обязанность прохождения процедуры, не предусмотренной исчерпывающим перечнем, что запрещено ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ.
Фото: www.national-expertise.ru
Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело №А40-87788/18-149-1009 по обжалованию решения комиссии ФАС от 28.03.2018 по жалобе застройщика ООО «Новотутинки».
Министерство строительного комплекса Московской области (далее Министерство) в очередной раз стало стороной судебного процесса по незаконному предъявлению требований к застройщикам осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.
Как следует из материалов судебного дела, Министерство отказало в выдаче разрешения на строительство в связи отсутствием свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика (АГО) объекта капитального строительства, выданного в соответствии с постановлением Правительства Московской области №1022/47 от 30.12.2016.
Застройщик воспользовался внесудебным порядком обжалования действий органа и направил жалобу в ФАС, мотивировав ее тем, что процедура предоставления решения о согласовании АГО объекта не предусмотрена на этапе получения разрешения на строительство.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба вынесла предписание, которым обязала уполномоченный орган устранить нарушение законодательства. Министерство не согласилось с вынесенным решением и обратилось с заявлением о признании недействительными решения и предписания ФАС.
Фото: www.versia.ru
Арбитражный суд Москвы поддержал антимонопольный орган, оставив его решение в силе. Свою позицию суд обосновывал следующим.
В ГрК РФ установлены исчерпывающие перечни документов, которые застройщик направляет вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство и которые запрашиваются по межведомственным запросам органов. Указанными перечнями не предусмотрено предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта. Аналогичные перечни содержатся в административном регламенте Министерства по выдаче разрешения на строительство.
Рассмотрение обращений о согласовании АГО объекта на территории Московской области осуществляет Главархитектура Московской области. В качестве заявителей по процедуре могут выступать правообладатели земельных участков и объектов, а также пользователи земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых оформлен ГПЗУ.
При этом проведение экспертизы проектной документации по создаваемым и реконструируемым объектам обеспечивается экспертным учреждением с учетом свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика.
Таким образом, указанное свидетельство предоставляется на этапе подготовки архитектурных решений объектов до проведения экспертизы проектной документации.
Суд отметил, что само понятие «свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» в нормативно-правовых актах Московской области появилось только в постановлении Правительства Московской области №858/28 от 14.11.2007 в редакции от 30.12.2014, а заключение экспертизы проектной документации жилого дома выдано 24.09.2014, т. е. на три месяца раньше.
На основании этого суд сделал вывод, что требование Министерства предоставить решение о согласовании АГО объекта на этапе получения разрешения на строительство фактически является требованием осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства.
При этом суд напомнил Министерству о методических указаниях о приведении нормативных правовых актов в соответствии с исчерпывающим перечнем, содержащихся в письме Минстроя России №2233-НА/06 от 02.02.2015, согласно которым установление требования предоставления дополнительных документов по сравнению с указанными в реестре описаний процедур является установлением обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем, что запрещено ч. 3 ст. 6 ГрК РФ.
Также суд указал на неправильный подход Министерства строительного комплекса Московской области к проведению процедур: такой подход, по мнению суда, может повлечь за собой вывод о том, что при осуществлении той или иной процедуры возможно требовать от застройщика осуществить любую процедуру из исчерпывающего перечня.
Фото: www.inozery.ru
Другие публикации по теме:
Конституционный Суд: покупатели могут вернуть деньги за жилье при оспаривании сделок по банкротным делам
В Госдуму поступил проект федерального закона «О внесении изменений в статью 61.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»».
03.02.2022 Конституционный Cуд РФ вынес Постановление №5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина С. В. Кузьмина».
В суде была рассмотрена ситуация, в которой банк за два месяца до санации продал гражданину квартиру по заниженной цене, что послужило признанию сделки недействительной. Суд определил очередность требования покупателя по возврату уплаченной суммы. В итоге гражданин лишился гарантий получения денег за квартиру, которая является его единственным пригодным для проживания жильем.
Фото: www.exiora.ru
КС РФ указал, что из-за отсутствия в действующем правовом регулировании механизмов, гарантирующих в рамках процедур банкротства реальное и оперативное получение денежных средств гражданином, выступавшим в качестве покупателя по признанному недействительным на основе оспариваемых положений договору купли-продажи жилого помещения, которое для него является единственным пригодным для постоянного проживания, такой гражданин может оказаться в тяжелой жизненной ситуации ввиду невозможности либо затруднительности удовлетворения его конституционно признаваемой потребности в жилище.
КС РФ обязал федерального законодателя внести в закон изменения, гарантирующие возврат покупателю уплаченной суммы. До установления соответствующего законодательного регулирования при продаже с торгов в рамках процедуры банкротства жилого помещения деньги за проданное с торгов жилье должны быть переданы ему, а не в конкурсную массу. При этом гражданин после получения денег еще сможет пользоваться жильем в течение установленного судом разумного срока.
В целях исполнения Постановления КС РФ был разработан данный законопроект. Согласно документу, если сделка по приобретению гражданином у должника жилого помещения (его части) признана арбитражным судом недействительной, но для гражданина и членов его семьи, совместно проживающих в указанном жилом помещении, такое жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, то часть средств, вырученных от реализации этого помещения, в размере суммы денежных средств и (или) действительной стоимости иного имущества, переданных гражданином должнику по недействительной сделке, вносится на специальный банковский счет должника, а оставшаяся часть перечисляется на основной счет должника и включается в конкурсную массу.
Фото: www.evannscollectionlaw.com
Арбитражный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для погашения требования гражданина-покупателя по недействительной сделке за счет денежных средств, вырученных от реализации жилого помещения, приобретенного по недействительной сделке (специальный банковский счет должника), что указывается в договоре специального банковского счета должника.
Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению арбитражного управляющего только в целях удовлетворения требования гражданина. В случае уклонения гражданина от принятия денежных средств они вносятся арбитражным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем арбитражный управляющий сообщает гражданину по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Фото: www.nk-tv.com
До перечисления на банковский счет гражданина денежных средств либо до их внесения в депозит нотариуса гражданин и члены его семьи, совместно проживающие в жилом помещении, сохраняют право пользования им, при этом по ходатайству гражданина арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе до начала торгов по продаже жилого помещения установить дополнительный разумный срок сохранения права пользования этим помещением, исчисляемый с даты перечисления гражданину суммы, но не более шести месяцев.
В случае отказа гражданина и членов его семьи освободить жилое помещение по истечении установленного срока их принудительное выселение осуществляется на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, взыскателем по которому является покупатель жилого помещения.
Фото: www.u.9111s.ru
Порядок продажи жилого помещения должен предусматривать минимальную цену его продажи в ходе публичного предложения не ниже размера увеличенной на 5% суммы денежных средств и (или) действительной стоимости иного имущества, переданных гражданином должнику по недействительной сделке, и суммы затрат, связанных с проведением торгов.
Гражданин вправе участвовать в торгах по продаже жилого помещения. В случае незаключения договора купли-продажи по результатам первых, повторных торгов и торгов посредством публичного предложения не являвшийся участником любых из указанных торгов гражданин вправе в разумный срок заключить договор купли-продажи жилого помещения по цене, равной начальной цене продажи первых или повторных торгов, или минимальной цене продажи торгов посредством публичного предложения.
Источник: erzrf.ru
Отказ в прирезке муниципального земельного участка и лишних соток Лесфонда
Отказ в прирезке земельного участка
Собственники имеют право увеличить участок на 10 % за счёт муниципальной собственности. Но Росреестр всё чаще выносит отказ в перераспределении земли. Владельцы обращаются за бесплатной консультацией на форум с вопросами по оформлению прирезки или обжалованию запрета на расширение площади имущества. Наши юристы рассказали, что делать в случае отказа и как получить возможность присоединить лишние сотки.
Прирезку муниципальной земли к участку собственника оформляют с целью узаконивания самовольного захвата. Несоответствие размера площади участка со сведениями из выписки ЕГРН, считается нарушением законодательства. Земельный надзор вправе сначала вынести владельцу предупреждение, а затем и штраф за нелегальное использование чужой собственности. Наши кадастровые инженеры помогут оформить прирезку участка в случае самозахвата. Это позволит собственнику распоряжаться имуществом на законных основаниях.
Для увеличения площади участка формируем схему расположения и подаём на согласование. В течение 30 дней выносится одобрение или отказ администрации. В случае положительного решения государственных органов составляем межевой план в формате XML, заверяем цифровой подписью, собственник выкупает землю, далее заключаем соглашение.
В итоге на руки выдаём выписку из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности. Этапы оформления перераспределения участка занимают около 3 месяцев. Но бывает и дольше, если местное самоуправление отказывает в присоединении муниципальной земли к имуществу собственника.
Причины отказа в прирезке земельного участка
Основания для отказа могут быть объективными — это значит, что прирезать землю к участку не представляется возможным и необъективными, когда запрет администрации можно обжаловать. Распространённые причины запрета:
- Землю, которую собственник хотел присоединить, государство планирует использовать в своих целях, например, организовать строительство автодорог или проложить инженерные сети. В этом случае причина отказа объективна. Обжаловать, скорее всего, не получится;
- Участок имеет статус ограниченного использования. Чтобы проверить, находится ли земля под обременением, юристы «Истрариел» делают запрос по кадастровому номеру, уточняют наличие или отсутствие ограничений;
- Несогласие одного из владельцев на присоединение дополнительных метров к участку;
- Отсутствие межевания, неполный пакет документов для оформления прирезки. Мы разработаем межевой план и схему расположения для согласования с государственными органами;
- Превышение допустимых параметров увеличения площади. Если собственник желает дорезать больше соток, чем разрешено местным самоуправлением, то получит отказ;
- Решение администрации о выделении из муниципальной земли полноценного самостоятельного участка. В этом случае подготовим проект межевания и планировки территории и укажем на возможные основания для расширения земельного надела.
При вынесении отказа государственные власти руководствуются п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ. Перед подачей документов анализируем возможность перераспределения земли и по желанию владельца сопровождаем на всех этапах оформления увеличения площади участка за счёт муниципальной собственности.
Что делать в случае отказа в перераспределении участка
Если администрация вынесла отказ в связи с неустановленными границами, нужно обратиться к кадастровому инженеру для проведения геодезической съёмки и разработки межевого плана. Межевание является обязательной процедурой для прирезки участка. Раньше собственник мог межевать земельный участок по желанию. Но сейчас устанавливать границы нужно в обязательном порядке, иначе полноценно распоряжаться имуществом не получится, в том числе и присоединить к нему муниципальную землю. При отмежёванном ранее участке, юристы «Истрариел» проверяют, совпадают ли фактические границы с кадастровыми и уточняют, не числится ли выбранная для прирезки земля в чьей-либо собственности.
Если участком владеют несколько человек, то присоединение земли производится по согласию всех собственников. Государственные органы могут вынести отказ на перераспределение земли, если кто-то из владельцев не дал согласие на увеличение размера площади. Документы подписываются, затем подаются снова в местные органы власти для согласования схемы расположения. При наличии подписей от всех собственников отказа быть не должно.
Расширить участок допустимо до установленных предельных параметров, для каждого местоположения и района действуют различные нормы. Оформляем документы с учётом нормативов, таким образом, риск отказа снижается до минимума.
Обжалование отказа в суде
Владелец участка имеет право на судебное обжалование запрета в прирезке земли в течение 3 месяцев после его вынесения. Проведём консультацию и разберём каждый случай отказа в индивидуальном порядке. Составим исковое заявление, представим интересы на судебном заседании. При необходимости по решению судьи выполним землеустроительную экспертизу и документально докажем позицию собственника.
Разрабатываем схему расположения, межевой план для прирезки части муниципальной собственности к участку. Изучаем причины несогласия администрации на перераспределение земель. Подготавливаем документы в соответствии с законодательством для снижения риска отказа. Анализируем возможность судебного оспаривания запрета расширения земельного надела. Для получения бесплатной консультации обращайтесь по телефону 8 (495) 649-94-39.
Источник: istrariel.ru